После 1991 года в России произошли глубокие изменения. Была при-
нята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов
демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый
облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих,
крестьян, директоров.
За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положи-
тельных результатов:
- идут структурная перестройка экономики (доля материального про-
изводства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-
щен на 70%), начали действовать спросовые ограничения;
- летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц;
- более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях;
- процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была
снижена с 210 до 150%;
- за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые де-
нежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного
минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек.
В то же время продолжается спад производства: в первом полугодии
1994 года ВВП снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом
1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно
завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен.
Все еще велик дефицит бюджета, если бы не чеченский кризис, он
составил бы на конец 1994 года около 9% ВВП, но теперь ясно, что эта
цифра не отвечает действительности.
Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в относи-
тельном так называемые неплатежи предприятий. К концу первого полуго-
дия 1994 просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4
раза превысила денежные средства на их счетах. Имеют место длительные
простои предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции.
На фоне относительно невысокого уровня безработицы (1.5% заре-
гистрированных и 6% фактически незанятых по отношению к численности
- 2 -
экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные
социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных
категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон-
тингенты молодежи).
Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управ-
ляема и, как показал опыт, предсказуема:
- дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду про-
изводства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный,
то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из
оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно
поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в
экономике;
- мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно
последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой,
корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект-
роэнергия, газ, железнодорожные перевозки);
- либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться
положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре-
дотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;
- после денационализации в результате чековой приватизациии стра-
на должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-
ков и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич-
ный рынок ценных бумаг;
- прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений,
ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенден-
ция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвести-
ционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-
ния предприятий и населения.
Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития
страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилиза-
ция, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится
задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только
дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо-
собствовать ее вхождению в мировую экономику.
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,
неразвитости инфраструктуры.
- 3 -
Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и
быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся
иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их
отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные
вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало-
говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На-
логовая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и
конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,
правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес-
тирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных
компаний и фирм.
В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран-
ных инвестиций в российскую экономику.
Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи-
тала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического
потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной
промышленности.
Второе направление - расширение и диверсификация экспортного по-
тенциала России.
Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз-
витие производства товаров народного потребления, продовольственных
товаров, медикаментов.
Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф-
раструктуры.
Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в
трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-За-
падный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-
пасами.
От российского правительства требуются вполне конкретные практи-
ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области
законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи-
зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об
иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-
бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на
одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но-
вых акций по привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения
- 4 -
иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени зани-
мались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иност-
ранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, прави-
тельство России приняло решение о возложении функций по координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов
исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-
ранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше-
ние облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на тер-
ритории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспе-
чить:
- систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес-
кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ-
ного финансово-инвестиционного сотрудничества;
- формирование и реализацию государственной политики по привлече-
нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин-
вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
- работу по заключению международных договоров о поощрении и вза-
имной защите капиталовложений, организации и проведению международных
тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе
продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-
ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-
ятельности иностранных инвесторов.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо-
го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни
россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-
щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов- с другой, непос-
редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об-
новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель-
ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и
структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-
тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен-
ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-
чей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее эко-
- 5 -
логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,
не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-
кого регулирования на достижение общественных целей.
Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначи-
тельна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных
стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-
шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько
раз превышает ввоз капитала в Россию.
22. Спираль суженного воспроизводства и иностранные инвестиции
Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатс-
тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития
общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный
кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по
сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза, а в 1993 году - еще на 16%
("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994
год, номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля
накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело-
вой мир, 1994, номер 1)
В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза,
то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-
изводственных капитальных вложений как источника расширенного воспро-
изводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод
основных фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб. затраченных капитальных
вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28.
Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных
вложений бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами, нап-
равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое
монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и
автомашин) за 1992-1993 гг. снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ, 1994,
номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-
рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-
ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного
строительства, на 1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб-
лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-
водственного строительства (Экономика и жизнь, 1994, номер 5). Абсо-
- 6 -
лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая
в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-
чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1
трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-
фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-
жений соответствовало 1.473 трлн. руб! Общество попало в спираль су-
женного воспроизводства, которая схематически в условиях замкнутой
экономики выглядит так:
1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1
1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1
1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1
1(1-P1/P0)
1- 0> 1 снижение доли производственных вложений (f1
1- 0> 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1
1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся
1фондоотдаче (P1