Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) — непризнанное государственное образование, контролирующее часть территории Молдавии по левому берегу реки Днестр — Григориопольский, Слободзейский, Дубоссарский, Рыбницкий и Каменский районы, а также город Бендеры на правом берегу Днестра. Статус ПМР не урегулирован. ПМР не признана международным сообществом, и поэтому правомерность
использования применительно к ПМР в международно-правовых документах некоторых политических категорий («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица») может быть оспорена. Тем не менее, демократически избранные органы власти ПМР признаются некоторыми членами мирового сообщества как законные представители населения Приднестровья, располагающие полномочиями на ведение переговоров от их имени.
Однако согласно точки зрения политологии, ПМР, обладая территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, вполне подходит под определение государства, наличие же или отсутствие факта международного признания никак не может влиять на наличие или отсутствие объективных признаков государственности. Говоря о приднестровско-молдавском конфликте, не следует забывать, что исторически земли днестровского Левобережья никогда ни принадлежали не только Румынии, но и не входили в
Молдавское княжество. В 1792 г. великий русский полководец граф Александр Суворов основал русский город Тирасполь - крепость на левом берегу Днестра, которая была противовесом турецкой крепости Бендеры. По итогам гражданской войны по реке Днестр прошла пограничная линия между образовавшимся на территории Российской империи Советским Союзом и Румынией.
В 1924 г. левобережное Приднестровье было оформлено в качестве Молдавской АССР в составе Украинской ССР. После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу в 1940 г. была создана новая союзная республика - Молдавская ССР, к ней советская власть и присоединила приднестровское Левобережье. Конфликт в ПМР 1988 - 2006г. Причины конфликта между
ПМР и РМ многообразны. В его основе — глубинные структурные изменения в составе горожан и населения в целом, связанные с быстрым экономическим развитием республики в послевоенные годы — индустриализацией и урбанизацией, а также с политикой сталинского режима в Бессарабии после ее присоединения к СССР. С ее территории было депортировано несколько десятков тысяч человек, преимущественно горожан, обвиненных в принадлежности к враждебным советской власти классам.
Тысячи человек погибли или были вынуждены уехать в послевоенные голодные годы. В Молдавию были направлены значительные миграционные потоки из России, Украины, Белоруссии. Сначала требовались квалифицированные и воспитанные в советских традициях кадры в сфере управления, промышленности, науки, культуры. Затем, примерно с 60-х годов благодаря мягкому климату и относительно благоприятным условиям жизни,
республика стала привлекательным регионом для многих категорий мигрантов — возвращающихся «на материк» жителей Крайнего Севера, отставных офицеров и т. п. При этом доля русского населения наиболее заметно увеличилась именно в Приднестровье, где строились и расширялись крупные предприятия союзного значения. С другой стороны, в города двинулась молодежь из молдавских сел.
Эти миграции сначала возместили потери городского населения, вызванные депортациями и репрессиями, а затем вызывались ростом числа рабочих мест и привлекательностью жизни в городах. Кроме того, рождаемость среди молдавского сельского населения долгое время оставалась значительно выше, чем среди городского славянского. Выходцы из молдавских сел получали образование и законно претендовали на престижные и лучше оплачиваемые рабочие места, конкуренция за которые усиливалась.
Закономерно менялось своего рода «культурное разделение труда», сложившееся в первые послевоенные годы между основными этническими группами (немолдавское население было шире представлено в управлении, промышленности, в образовании и науке, тогда как молдаване доминировали в сельском хозяйстве, торговле и обслуживании, некоторых отраслях науки и культуры). В какое-то время у части молдавских деятелей культуры возник искус объяснить все беды в прошлом и настоящем происками «инонационалов» — славян, евреев и др якобы
уничтожавших язык и древние традиции молдавской культуры. Одним из аргументов стала принадлежность к крупному европейскому этносу — румынскому, чье древнее романское происхождение может служить предметом национальной гордости. Идеализировались румынский период в истории Бессарабии, организация государственных институтов и жизнь в Румынии. И поныне не закончена дискуссия, являются ли молдаване самостоятельной этнической группой,
или частью румынского народа, в чем заключается их национальное самосознание, каковы национальные символы. Результатом бурных дебатов на правом берегу стало решение именовать государственный язык румынским и перейти на латинскую графику. В 1990 г. на выборах в Верховный Совет победу одержал Народный фронт, провозгласивший цель присоединения Молдавии к Румынии. Были объявлены принципы новой кадровой политики, расцененные представителями меньшинств
как дискриминационные. Меры по переходу на румынские стандарты, учебники и саму организацию образования были интерпретированы в Приднестровье и Гагаузии (южном регионе Молдавии, который населяют гагаузы — тюркоязычный народ, исповедующий православие) как подготовка к объединению, которое было категорически неприемлемо в этих регионах. 2 сентября 1990 г. в Тирасполе состоялся II съезд депутатов всех уровней
Приднестровья, на котором была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (впоследствии — ПМР) в составе СССР, избран временный Верховный Совет. В сентябре 1991 г. в Тирасполе были созданы отряды республиканской гвардии. Месяц спустя, когда колонна молдавских полицейских пыталась прорваться в
Дубоссары для «восстановления конституционного порядка» через установленную на мосту через Днестр баррикаду, появились первые жертвы. В начале 1992 г. перестрелки переросли в настоящую войну. Военные действия достигли кульминации в июне 1992 г когда пять колонн бронетанковой техники ворвались в Бендеры. Уличные бои вызвали многочисленные жертвы среди мирного населения. Только число погибших оценивается в 500—1000 чел.
Из Приднестровья в Одесскую обл. Украины потянулись беженцы, общее число которых составило от 60 до 100 тыс. Главной задачей стало скорейшее прекращение кровопролития. Большую роль в этом сыграло присутствие в ПМР тогда еще крупного бывшего советского воинского объединения — 14-й армии, только что переведенной под юрисдикцию России. 21 июля 1992 г. было подписано соглашение о прекращении огня.
В зону конфликта вступили российские миротворцы. В 2004 году миссией ОБСЕ в Молдавии был разработан и 22 июня передан представителям Молдавии и Приднестровья пакет инициатив «Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове». Главный упор в этом документе делается на проблеме демилитаризации сторон. Необходимость появления нового пакета была вызвана тем, что в ноябре 2003 года под давлением
ОБСЕ молдавская сторона отказалась подписывать полностью согласованный план молдавско-приднестровского урегулирования (т. н. «план Козака», по имени заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака), предполагавший создание в Молдавии «асимметричной федерации», в которую на правах автономии вошли бы Приднестровье и Гагаузия. Мирное урегулирование. За прошедшие годы молдавские и приднестровские власти
несколько раз предпринимали попытки наладить отношения. Стороны почти смогли договориться в 2003 году на базе плана урегулирования, предложенного Дмитрием Козаком, занимавшим в то время пост заместителя руководителя администрации президента РФ. По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для
автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве «гарантов» урегулирования конфликта. Буквально в последний момент, под давлением ОБСЕ и студенческих протестов, президент Молдавии Владимир Воронин отказался от подписания соглашения, заявив, что оно даёт односторонние преимущества
ПМР и имеет скрытую цель — признание независимости Приднестровья. Переговоры возобновились лишь в 2005 в рамках региональной организации ГУУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом Виктором Ющенко. Согласно новому плану, до августа 2005 парламент Молдавии должен был принять закон об особом статусе
Приднестровья, по которому региону должны быть оставлены флаг, герб и три государственных языка — русский, украинский и молдавский. В случае если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье сможет выйти из её состава. В декабре 2005 ПМР под контролем международных наблюдателей должна была провести досрочные выборы в парламент, а Молдавия обязывалась признать их результаты. Затем
Молдавия и ПМР при участии России, Украины и ОБСЕ должны были провести разграничение полномочий между сторонами в рамках закона о статусе Приднестровья. Молдавия должна была затем подписать международный договор, обязывающий её исполнять закон о Приднестровье. Гарантами должны были стать Россия, Украина, ОБСЕ и, возможно, ЕС и США. «План Ющенко» допускал прямое общение представителей мирового сообщества
с ПМР без участия Молдавии. Документ не содержал требований вывода российского воинского контингента с территории ПМР, на котором настаивает Молдавия. 22 июля 2005 парламент Молдавии одобрил законопроект о статусе Приднестровья, практически полностью дискредитирующий миротворческий план Виктора Ющенко. Согласно документу, российские миротворцы должны покинуть регион до 31 декабря 2006, а Приднестровье лишается статуса суверенного государства и входит в состав
Молдавии на правах автономии. Статус Приднестровья определён как «административно-территориальное образование в форме республики в составе Республики Молдавия». Регион должен войти в единое экономическое, таможенное и валютное пространство Молдавии, но получит собственную конституцию и правительство, сформированное Верховным советом Приднестровья — законодательным органом, который будет избираться всенародным голосованием.
Этот закон был сдержанно-негативно оценен посредниками в урегулировании (Россия, Украина, ОБСЕ). Приднестровский кризис 2006 года. 27-28 февраля 2006 в Кишинёве и Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Переговоры проходили в традиционном формате «5+2»: Приднестровье, Молдавия, ОБСЕ, Россия и Украина, США и
Евросоюз. Среди всех вопросов (экономические отношения между Молдавией и ПМР, контроль за деятельностью местных военно-промышленных предприятий и ситуация в зоне безопасности) наибольшие разногласия вызвал вопрос о новом порядке транзита товаров через приднестровско-украинскую границу. Молдавия потребовала от Украины выполнения договорённостей о пропуске товаров в Приднестровье и из него только по таможенным документам, оформленным молдавской таможней.
Новые правила обслуживания грузов на украинско-молдавской границе были утверждены 30 декабря 2005 года на украинско-молдавских межправительственных переговорах. По этим правилам все грузы приднестровского происхождения должны проходить оформление в таможенной службе Молдавии, а не ПМР. Первоначально новый порядок планировалось ввести с 25 января, но по требованию Тирасполя его ввод в действие был отложен на неопределённый срок.
Переговоры закончились скандалом после того, как молдавская делегация, возглавляемая министром реинтеграции Василием Шовой, покинула их в связи с конфликтом из-за проблемы землепользования на левом берегу Днестра в районе села Дороцкое — Молдавия требовала установления своей юрисдикции над этими землями. В специальном обращении, направленном в адрес ОБСЕ, России, Украины, ЕС и США, Молдавия констатировала отсутствие прогресса на переговорах и указала на
препятствия, которые ПМР чинят свободному передвижению людей и грузов в зоне безопасности конфликта — имеется в виду затруднённый доступ жителей сёл Дубоссарского района, находящихся под юрисдикцией Молдавии, но расположенных на левом берегу Днестра, к своим землям накануне весенних посевных работ. «Экономическая блокада» ПМР В марте 2006 года Приднестровью была объявлена экономическая блокада. В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением,
3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 сентября 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через
Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты.
Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между
Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 “Москва-Кишинев”. Референдум о независимости Приднестровья 17 сентября 2006 на территории ПМР был проведён референдум, на который было вынесено два вопроса: «Считаете ли вы возможным сохранение курса на международное признание Приднестровья и вхождение в состав
России?» и «Считаете ли вы возможным вхождение Приднестровья в состав Молдавии?». Молдавия, ОБСЕ, Европейский Союз и ряд других международных организаций заранее объявили референдум незаконным. За независимость Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и её последующее свободное присоединение к Российской Федерации (РФ) высказались 97 % граждан
Приднестровья, принявших участие в референдуме. Против интеграции с РФ проголосовали 2,3 % избирателей. За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказалось 3,4 % граждан Приднестровья, а против такой интеграции высказались 94,6 % участников референдума. 2 % избирателей не смогли определиться с выбором.
По официальным данным ЦИК Приднестровья, в референдуме 17 сентября 2006 г. приняли участие 78,6 % граждан, имевших право голоса, или около 306 тыс. из 389 тыс. человек. События, которые разворачиваются вокруг ситуации в Приднестровье, являются очень важными в перспективе развития политической ситуации на постсоветском пространстве в целом. У процесса создания независимого
Приднестровья есть много общего с историей формирования других непризнанных республик на постсоветском пространстве – НКР, Абхазии и Южной Осетии. Однако имеется и ряд отличий, которые оказывают большое влияние на развитие приднестровской государственности. К их числу можно отнести полиэтничность – в Приднестровье проживают и молдаване, и русские, и украинцы, причем ни одна из национальностей не имеет подавляющего большинства.
Это обстоятельство делает общество ПМР более подверженным опасности раскола, чем в Абхазии, Южной Осетии или Нагорном Карабахе. Кроме того, наличие вышеперечисленных национальностей определяет прямую заинтересованность в участии в решении проблемы Тирасполя, помимо Молдовы, еще сразу у трех государств – России, Украины и Румынии (поскольку Бухарест считает молдаван частью румынского этноса).
Другое и, пожалуй, главное отличие заключается в географическом положении, а именно – в отсутствии границ со страной, на которую можно было бы опереться или, при определенных условиях, даже присоединиться. Помимо чисто психологического эффекта изоляции это делает экспортноориентированную экономику региона полностью зависимой от желания двух соседей – самой Молдавии, а также Украины поддерживать благоприятный режим экспорта-импорта и транзитных потоков.
Поддерживая Молдову и Украину в вопросах по Приднестровью, США и ЕС проводят выраженную антироссийскую политику, направленную на установление контроля над «сырьевыми» государствами. Антироссийская политика нынешнего руководства Молдовы и Украины в отношении Приднестровья свидетельствуют о том, что у России остаётся всё меньше оснований надеяться на достижение взаимопонимания с западными «партнёрами»
в вопросах признания ими наличия естественных российских интересов в «ближнем» зарубежье. США и ЕС взяли курс на полную «демократизацию» постсоветского пространства, понимаемую ими как установление марионеточных и однозначно антироссийских режимов. Кроме того, экономическая блокада Приднестровья, вопреки всем возможным издержкам, стала результатом стремления Молдавии и Украины помешать дальнейшему укреплению
России в регионе. Политические силы, направленные против интересов России в Приднестровье, выглядит следующим образом: - западные структуры, заинтересованные в вытеснении России; - молдавские и украинские структуры, заинтересованные в том, чтобы выполнить установку запада и желающие сами получить политическое влияние и экономические ресурсы в Приднестровье; - приднестровские группы, латентно ориентированные на
Молдову и Украину и стремящиеся сохранить свой бизнес и влияние; - российские политические группы, склонные уступить западу в режиме политического и экономического торга (для части российской элиты проще очередной раз уступить западному давлению, чем идти на определённую политическую конфронтацию). В приднестровском обществе происходили те же самые социальные процессы, связанные с появлением новой генерации социально активных групп, что и в других государствах
СНГ. Сама по себе пророссийская социокультурная и политическая ориентация большинства приднестровского населения сомнения не вызывает, вспомним результаты референдума. Это, однако, ни в коей мере не противоречит тому, что, для части прагматичных приднестровских политиков, тесно связанных с украинским, молдавским и западным бизнесом сохранение своих позиций в экономике и власти может являться более важным приоритетом, чем сохранение верности
Москве. При этом сам анрод Приднестровья хочет этнического суверенитета и достойного уровня жизни. Одной из причин нежелания ПМР оставаться в составе Молдовы является низкий уровень ее экономического развития. «Участниками» конфликта в Приднестровье являются также Румыния и Украина. По мнению многих экспертов, интерес Украины в этом регионе выражается в соперничестве с
Молдовой, поэтому она скрыто поддерживает Приднестровье. Интерес Румынии направлен на ЕС, и поэтому она затнтересована в уменьшении влияния России в этом регионе, что позволяет ей «открещиваться» от СССР и строить отношения с ЕС. Кроме того, говоря об интересах России в Приднестровье, не будем забывать, что только благодаря существованию
Приднестровской Молдавской Республики на важном геостратегическом юго-западном направлении на левом берегу Днестра сохраняется российское военное присутствие. Дальше - только Балканы, где влияние России в конце девяностых было сведено к минимуму усилиями Североатлантического альянса, который в данный момент заботится о том, чтобы еще в большей степени его минимизировать. Россия имеет в Приднестровье и экономические интересы.
Сегодня на территории ПМР активно конкурируют между собой и выстраивают новые связи и проекты российские финансово-промышленные группы. 30 ноября Владимир Путин подписал указ о приостановлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе). Приостановлением действия договора Россия пытается побудить стороны договора «присоединиться к адаптированному ДОВСЕ». Как результат, Россия, подписав мораторий на соблюдение условий
ДОВСЕ, отказывается совершить вывод войск, дислоцированных в Приднестровье, и закрепляется в этом регионе. Конфликт в Приднестровье на сегодняшний момент остается неразрешенным. ПМР не получила официального признания как субъект международного права, Молдова все еще надеется на то, что Приднестровье останется в ее составе.
ЕС и НАТО негативно оценивают мораторий на ДОВСЕ, так как теперь Россия не убирает свои войска из Приднестровья – стратегически важного региона, который открывает путь на Балканы. Россия пока закрепилась в регионе, как преследуя свои геополитические интересы, так с целью помощи «пророссийскому» Приднестровью и с целью поддержания российских бизнесменов, вложившего инвестиции в бизнес в Приднестровье. Литература КОНФЛИКТ МЕЖДУ
МОЛДОВОЙ И ПРИДНЕСТРОВЬЕМ В.А.КОЛОСОВ http://geo.1september.ru/articlef.php?ID =200003901 http://priznanie.tiras.ru/page.php?17 Приднестровье, Россия, СНГ Размышления эксперта Виталий Журавлёв 24.03.06 // 12:45 russkie.org http://www.utro.ru/articles/2006/03/06/5 27768.shtml По обе стороны Днестра. Краткая история и причины конфликта
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |