Конференция “Человек, природа, общество, актуальные проблемы”
Санкт-Петербург, 2000
Секция: Рациональные типы мировоззрений в науках о человеке, природе и обществе.
Подсекция: История и методология науки.
Методы Лундской школы"временной" географии
в исследовании поведения рекреантов
Тезисы.
Дисциплина,
совершенствуясь, рано или поздно, подходит к уровню математической
формализации своих проблем. Анализируя территориальную организацию (жизни)
общества, особенности перемещения в географических пространствах, наука
подошла к вопросу фактора времени, так как перемещения происходят не
только в пространстве, но и во времени.
Учитывая этот фактор: скорость распространения явлений и
осуществление связей, выявляется важнейший аспект проблемы - диффузия
нововведений (распространение явлений в пространстве). Этим аспектом
начали заниматься количественными методами географии. В дальнейшем методы корректировались, была
сформулирована система принципов и понятий “временной” географии, которая
применяется и сейчас. Основоположником и признанным лидером стал шведский
профессор Лундского университета Торстен Хегерстранд (Hagerstrand T.). Направление
развивалось с 1950-х годов и через 10 лет, стало западной классикой.
Этот
рациональный тип мировоззрения, был воспринят западными учёными. С 1960
годов им пользуются как в прикладных работах, так и в теории. В Лунде, под
руководством Хегерстранда были организованы исследовательские группы,
результаты исследований
публиковались в собственном журнале и применялись на практике.
Эти разработки высоко оценивались
правительством Швеции. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи
Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной
географической науки.
Особенности Лундской
школы:
Создание математической основы пространственно- временных исследований, построение строго последовательной теоретической их
базы. Особенности Лундской школы:
Антропоцентричность построений - центром внимания является человек, индивидуум, а всё остальное
является производным от него.
Рассмотрение одного пространственно-временного континуума, т.е. формализованный путь синтеза
пространства и времени в познавательном отношении. Освоение, развитие процессов в пространстве.
Принципы Лундской
школы. Последовательное введение временного аспекта в географические
исследования пространственного поведения человека. Ориентация на
географическое исследование человека в его повседневной, обыденной
деятельности. Изучение пространственно-временной деятельности на основании
системы ограничений: 1) неделимость человека, 2) ограниченная и
статистически известная продолжительность жизни человека, 3) ограниченные
возможности участия человека одновременно более, чем в одном виде
пространственно значимой деятельности, 4) факт наличия статистически
описываемой продолжительности каждого вида деятельности, 5) факт
расходования времени на передвижение между точками в пространстве, 6)
ограниченная вместимость пространства активности человека, 7) ограниченные
размеры земного пространства, 8) факт наличия у любой жизненной ситуации
истоков в прошлом.
Проблематика
исследований Лундской школы. Исследование диффузии нововведений, миграций
населения и роста городов. Рассмотрение восприятия новаций с учетом
психологических особенностей людей и сопротивления введению новшеств.
Проблемы разрастания сети шведских городов, новой застройки в городах,
распространения информации и т.д. Пространственно-временная концепция,
соотнесённая с территорией, связки деятельности и домены, выход на
динамическую плотность жизнедеятельности, пространственно-временная
интенсивность использования территории и т.д.
Оценка
значимости Лундской школы. Наиболее привлекательные черты Лундской школы:
Первое, исследовательская деятельность, ориентированная на обыденную
реальность в том виде, в каком она существует. Второе, перспективность
идей, разрабатываемых в Лундской школе, и теоретические результаты,
имеющие непосредственный выход на практику. Третье, гибкий характер
научных положений Лундской школы. Четвёртое, создание образца синтеза
пространственно-временных характеристик в исследовании человека и
общества. Наличие строгих пространственно-временных закономерностей
поведения людей. Зависимость закономерностей поведения от типа культуры.
Исключительная важность исследований пространственно-временного поведения
людей для рекреационной географии.
Применение методик
для исследования рекреантов в Санкт-Петербурге. Поведения туристов во
время пребывания в городе обретает специфичный характер. Его можно
достаточно строго описать, при условии корректного использования методов
пространственно-временного поведенческого анализа. В эмпирическом
исследовании решалось две задачи. Первая - используя
единственно корректные методы
Лундской школы "временной"
географии создать ежедневную схему
траекторий движения людей,
приехавших с целью увидеть город и потратить в нём деньги. Вторая - проверка и корректировка
методологии пространственно-временного анализа и логики освоения городского ландшафта при
факторе ограниченности времени. В
основании методологии исследования положен пространственно-временной
анализ эволюции ежедневных траекторий человека. Проводился опрос 30
российских и 30 зарубежных рекреантов разного пола и возраста с дальнейшим
созданием ментальных карт траекторий их движения в городе. Это позволило
выявить определённую логику перемещения и, на этой основе, создать
определённый туристический продукт оптимальный для данной группы рекреантов.
Решение
задача корректировки методологии пространственно-временного анализа
решалось исходя из полученной полевой информации: мы выявили тенденции
траекторий движений и ежедневные временные циклы освоения городского
ландшафта. Исходя из этого, определили корректность задаваемых вопросов в
анкете. Поняли, насколько совпадают траектории движении по внешней и
внутренней группе рекреантов; по половозрастной структуре. В дальнейшем мы
убедились в корректности методики и по необходимости уточнили её.
Пространственно-временная концепция
весьма редка в российской географии. Материалы, собранные нами заслуживают серьёзного внимания с
фундаментальной и прикладной точек
зрения. Изучая рекреационные объекты - мы изучаем настоящее.
Настоящее подвержено влиянию реальности, субъективному образу, зависящему
от данной временной реальности. Можно и нужно корректно изучать эту
реальность, делать реальный туристский продукт. В задачах данного
информ-проекта значилось выявление закономерностей, трендов по освоению
пространства и времени. А также апробирование и корректировка методик
пространственно-временного анализа Лундской школы.
Мы увидели, методы
пространственно-временного анализа применимы сегодня. Эти методы приносят
ощутимую пользу и сейчас. Нами планируется разработка логики освоения городского ландшафта,
построение карт и создание качественного туристского продукта. Эта работа
может быть сделана за (10 - 15 рабочих дней), совместно рядом
специалистов.
Список публикаций:
Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process. - Chicago: University of Chicago Press, 1968.
Haggett P. Changing concepts in economic geography - In: R.J. Chorley, P. Haggett (eds.). Frontiers in
geographical teaching. - London: Methuen, 1965. - P. 101 - 117
На русском языке:
Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. - М.: Наука, 1982. - 190 с.
Николаенко Д.В. Логика развития зарубежной социально-экономической географии // Известия
ВГО. - 1989. - N 2.
Петров Н.В. Пространственно-временной анализ в социальной географии: основные достижения и
направления исследований шведской школы. - М.: ИГАН, 1986. - 56 с.
Ключевые слова: рекреационный туризм, методика, анализ, пространственно временная динамика
рекреационного поведения людей, Лундская школа "временной" географии, анкеты, Т. Хегерстранд.
Костин Алексей Владимирович -
Студент 5 курса.
199178, СПб, В.О. 10-я линия, д.33. Кафедра экономической географии.