Налог на рекламу
Реферат
выполнил: студент гр.8212 Круткин Д.П.
Московский
Государственный Индустриальный Университет
Факультет
экономики, менеджмента и информационных технологий
Москва
2002
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику —
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в
качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются
финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает
отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов
государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать
эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций
государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются
налоги.
Изъятие государством в пользу общества
определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного
взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники
производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага
и получающие определённый доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере
предпринимательства.
Объектами налогообложения являются:
прибыль (доход);
стоимость определённых товаров;
добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
имущество юридических и физических лиц;
передача имущества (наследие, дарение);
операции с ценными бумагами;
отдельные виды деятельности;
другие объекты, установленные законом.
Сущность
налога на рекламу.
Налог на рекламу является одним из самых
существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и
граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и
услуг.
Налог на рекламу - местный налог, взимаемый с юридических и
физических лиц, рекламирующих свою продукцию.
Рекламой считается любая форма публичного представления товаров,
работ, услуг через средства распространения информации.
К средствам распространения информации относятся печать (газеты,
журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы
и другой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение,
радиовещание, световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка),
иллюстративно - изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, плакаты,
календари и т.п.), аудио - и видеозапись, имущество юридических и физических
лиц и другие.
Юридическое и физическое лицо, от имени которого осуществляется
реклама, именуется рекламодателем.
Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным
носителем.
Юридическое и физическое лицо, осуществляющее изготовление рекламы
по заявке рекламодателя, именуется рекламоизготовителем, размещающее указанную
рекламу на рекламных носителях - рекламораспространителем.
К рекламным услугам не относится изготовление и распространение:
- информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания
потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров,
включая витрины;
- объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций,
номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;
- объявлений органов государственной власти и управления,
содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;
- предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении
производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной
территории или участка;
- прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих
характер рекламы.
Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:
- расположенные на территории Москвы предприятия и организации
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие
согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, филиалы
и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный
баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;
- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в
качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории
города.
Налог на рекламу может устанавливаться решениями районных и городских
представительных органов власти.
Суммы платежей по налогу зачисляются в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных
органов власти в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и
сельских населенных пунктов.
Объект
налога на рекламу.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по
изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
К расходам предприятия на рекламу относятся расходы:
- на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных
прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш,
рекламных писем, открыток и т.п.);
- на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов
оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление
рекламных сувениров и т.д.;
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации
(объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
-на световую и иную наружную рекламу;
- на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и
демонстрацию рекламных кино -, видео -, диафильмов и т.п.;
- на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и
др.;
- на хранение и экспедирование рекламных материалов;
- на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов;
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое
первоначальное качество при экспонировании в витринах;
- на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с
предпринимательской деятельностью.
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей
коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.
Ставка налога на рекламу устанавливается в размере 5 процентов от
стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у
рекламодателя.
Порядок исчисления и сроки уплата налога устанавливаются
нормативно-правовыми актами местных органов власти. Налог на рекламу
исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ
(услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих
ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.
Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной
валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу
Центрального банка России, действующему на момент оплаты таких работ и услуг.
Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно
(изготавливает собственными силами иллюстративно - изобразительные и другие
средства распространения рекламы и т.д.,) то стоимость таких работ для целей
налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых
(материальные затраты, затраты на заработную плату с отчислениями в Пенсионный
фонд и на социальное страхование, амортизационные отчисления на полное
восстановление оборудования, непосредственно используемого при изготовлении
средств распространения рекламы, другие затраты) и косвенных
(общепроизводственных и общехозяйственных) расходов. При этом доля косвенных
расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ для целей исчисления
налога на рекламу, определяется исходя из процентного соотношения общей суммы
таких расходов к величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в
отчетном периоде.
Особенности
учёта налога на рекламу.
В целях правильности определения сумм налога на рекламу, подлежащих
внесению в доход бюджета, плательщики ведут обособленный учет расходов по
рекламе с выделением их на отдельном субсчете счетов по учету затрат на
производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Льготы по налогу на рекламу устанавливаются местными органами
власти на:
- рекламу, не преследующую коммерческой цели;
- рекламу благотворительных мероприятий;
- на услуги, которые в соответствии с Федеральным
законодательством не относятся к рекламным.
Юридические лица являющиеся рекламодателями, ежеквартально
представляют налоговым органам по месту своей регистрации в сроки установленные
для сдачи бухгалтерской отчетности, расчеты сумм налога, подлежащего
перечислению в бюджет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в
пятидневный срок со дня установленного для представления бухгалтерской
отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня установленного
для представления бухгалтерской отчетности.
Физические лица - рекламодатели представляют налоговым органам
расчет налога не рекламу за отчетный год одновременно с подачей декларации а
фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности, но не
позднее 1 апреля года следующего за отчетным.
Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет
установлено, что налог на рекламу подлежит взносу в большей сумме чем показано
в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога производится в
десятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня
начисляется по истечении срока, установленного для представления налогового
расчета.
Учет расчетов с бюджетом по налогу на рекламу ведется
плательщиками на счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете
"Налог на рекламу". Сумма налога по рекламе отражается по дебету
счета 80 "Прибыль и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты с
бюджетом", субсчет "Налог на рекламу" одновременно с отражением
в учете фактически произведенных затрат по рекламе. Перечисленный в бюджет
налог отражается в учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" в
корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет". Физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью, отражают суммы налога на
рекламу в общем составе расходов, исключаемых при исчислении подоходного
налога.
Источником начисления налога на рекламу является финансовый
результат деятельности организации.
Уплата налога на рекламу в некоммерческой сфере.
Некоммерческие организации в своей уставной
предпринимательской и непредпринимательской деятельности часто прибегают к
различным сообщениям, имеющим публичный характер. Это сообщения о решаемых ими
экономических, социальных, культурных, оздоровительных, экологических и других
проблемах с целью привлечения внимания организаций и граждан, информация о
физических и юридических лицах, оказывающих им финансовую поддержку, информация
о проводимых ими мероприятиях (семинарах, лекциях, конкурсах, лотерей,
спортивных, культурных и оздоровительных мероприятиях и т.п.), о выполняемых
услугах.
В отдельных случаях эта информация может
быть расценена как реклама. Тогда некоммерческая организация должна будет
начислить и уплатить налог на рекламу.
Для того, чтобы отличить сообщения, носящие
рекламный характер, от других сообщений следует внимательно относиться к их
тексту и способам размещения.
В Законе РФ "О рекламе" говорится, что рекламой является
распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для
неопределенного круга лиц. Цель такой информации - формировать или поддерживать
интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Так как плательщиками налога на рекламу
являются любые расположенные на территории Москвы предприятия и организации
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие
согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, если они
выступают в качестве рекламодателей, значит, и некоммерческие организации могут
стать плательщиками налога на рекламу.
Освобождаются они от этого налога, если по
своему характеру это сообщение не относится к рекламным услугам.
Также не считаются рекламой визитные карточки сотрудников
организации.
Вывески с названиями организаций
установленные в общественных местах, относятся к наружной рекламе. Вывески,
расположенные у входа и внутри зданий и помещений, занимаемых этими
организациями, относятся к информационным вывескам, и затраты на их
изготовление не облагаются налогом на рекламу.
При ведении только уставной непредпринимательской
деятельности некоммерческая организация не должна уплачивать налог на рекламу.
Но это условие освобождает организацию от налога в двух случаях;
- во-первых, если поступления средств в
некоммерческую организацию от других юридических и физических лиц правильно
оформлены первичными документами и могут быть однозначно отнесены к
поступлениям на уставную непредпринимательскую деятельность;
- во-вторых, если эти поступления не могут
быть расценены как спонсорская помощь.
Если юридическое лицо оказывает финансовую
поддержку благотворительной организации и ставит условием своего вклада
сообщение о своей организации с указанием ее названия, а также конкретных марок
(моделей, артикулов) своих товаров в средствах массовой информации, то оно
является спонсором. Реклама перестает быть социальной, а становится просто
рекламой.
Спонсорский вклад в этом случае признается
платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и
рекламораспространителем.
Деятельность по ее распространению будет расцениваться,
как посредническая деятельность. Такая деятельность подлежит налогообложению в
порядке, предусмотренном для коммерческих организаций.
Учет этой деятельности следует вести
отдельно с использованием счетов, предусмотренных для предприятий и организаций
коммерческой сферы.
Некоммерческая организация - плательщик
налога на рекламу, должна представлять расчеты по этому налогу в налоговый
орган.
Расчеты по налогу на рекламу юридические
лица представляют ежеквартально нарастающим итогом в сроки, установленные для
сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Список
литературы
1. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Д.Г.Черника. – М.:Финансы и
статистика, 2000
2. Справочная правовая система "Гарант"
3. www.taxlab.ru –
исследовательский фонд предпринимательства
4. www.poshlina.ru – налоги и налогообложение в РФ