Реферат по предмету "Менеджмент"


Курсовой проект строительной фирмы

Курсовой проект Дисциплина Основы Менеджмента Тема Проект строительной фирмы Каска Бизнес - план частного предприятия Каска Цель работы предприятия - оказания широкого перечня ремонтно-строительных услуг самым качественным и не дорогим способом. Задача, которая поставлена перед предприятием целостное удовлетворение заказов клиентов, быстрота осуществления работ, предоставление гарантий.


Ремонтно-строительные услуги Каска будет предоставлять населению с разными уровнями доходов от высокого до низкого. Описание предоставления основных услуг Услуги Каска будут заключаться в предоставлении ремонтных и строительных работ. Перечень выполняемых работ заключается в следующем ? Малярные ? Штукатурные ? Облицовочные ? Обойные ?


Паркетные ? Кирпичная кладка ? Кровельные ? Сантехнические ? Электромонтажные Выше перечисленные виды работ являются базовыми для начальной стадии работы фирмы, но предприятие сможет осуществлять и другие виды работ по заказу клиентов и договоренности с ними. Все материалы, которые будут использоваться для работы, планируем закупать у поставщиков города Москва. Также возможны варианты работы, когда заказчик будет предоставлять свои стройматериалы и запчасти,


а фирма будет выполнять только соответствующую работу, и оплата будет происходить только из учета выполненной работы. Предоставление строительных услуг будет происходить по методу индивидуального подхода к каждому из клиентов. Мы сможем выполнять работы начиная с нуля постройка здания и все наружные и внешние работы , а также производить переработку и замену старых узлов на новые.Предприятие будет выполнять работы как в городе Москва, так и за его пределами.


В дальнейшем возможен выход и на другие города России. План маркетинга Маркетинг частного предприятия Каска заключается в деятельности управленческой и организационной по производству и предоставлению услуг на основе предварительного изучения рынка. Основополагающей идеей деятельности на рынке - концепцией маркетинга предприятия является концепция товара - мы будем удовлетворять потребителей, которые имеют склонность потреблять услуги высшего качества


с надежными эксплуатационными свойствами, которые планирует предоставлять фирма. Поэтому возникает потребность в усовершенствовании ремонтно-строительных услуг, модификации и модернизации уже существующих на рынке услуг, предоставления гарантий, которую Каска планирует удовлетворить в своей деятельности. Самым эффективным способом для осуществления этого задания будет являться реклама.


Для нормального функционирования предприятию необходимо изучить конкурентов, а именно количество строительных фирм города, какие из них ближе всего расположены с Каска наименование выполняемых работ конкурентов, их ценовые стратегии, качество предоставляемых услуг, сроки выполнения заказов. Для сравнения стоимости цен, необходимо составить мониторинг цен, который представлен в виде таблицы 3.1 Таблица 3.1 - Мониторинг цен.


Наименование работ Стоимость услуги Альфа Хаус Мосремстрой Корнам Малярные, м2 12-15 12-18 12-18 Штукатурные, м2 8-10 10-12 8-15 Облицовочные, м2 15-18 15-18 15-20 Столярные, за установку ед. 20-25 25-30 25-30 Обойные, за рулон 5-10 6-10 5-12 Паркетные, м2 60-70 76-80 60-70 Кирпичная кладка, м3 70 65 75


Кровельные рубероид, шифер,металлочерепица,м2 15, 20, 40 20, 25, 40 15, 25, 42 Сантехнические, за установку 1-го узла 70-80 60-80 70-75 Электромонтажные, проводка и установление 1-ой точки 1-5 5-8 2-10 Проанализировав основные показатели у конкурентов и сравнив их со своими, можно отметить следующее Таблица 3.2 - Сравнение показателей Наименование показателя для


Каска Оценка конкурентных предприятий по сравнению с Каска хуже одинаково лучше Перечень выполняемых работ X Реклама X Условия оплаты X Гарантия X Первоначальным охватом масштабов работ является город


Москва, с ростом доходов фирмы планируется выход в область и другие регионы. Предприятие будет напрямую и непосредственно работать с клиентами-заказчиками. В будущем, с ростом и развитием предприятия, возможен вариант найма главного инженера помощника директору , чтобы одновременно качественно и квалифицированно организовать работу на нескольких объектах. Рисунок 3.1- Сегменты потребительского рынка Если говорить о работниках предприятия, то общий состав


кадров на начало функционирования фирмы и его расширение после года успешного функционирования отражено в табл. 3.3 Таблица 3.3 - Общий кадровый состав ЧП Каска Категория работника Начало работы фирмы После года работы фирмы Кол-во Уд.вес Кол-во Уд.вес Директор 5.89 Бухгалтер 5.89 Главный инженер 5.89 Рабочие - маляр-штукатурщик - каменщик-облицовщик - столяр-


кровельщик - сантехник - электромонтажник 5 2 1 1 - 1 28,57 14,29 14,29 - 14,29 14 5 3 3 1 2 29,41 17,65 17,65 5,89 11,76 Всего 7 100 17 100 Так как ЧП Каска для выполнения работ будет нуждаться в материалах хотя есть варианты предоставления ремонтно-строительных услуг из материалов заказчика , то диапазон средних цен на самые необходимые материалы в зависимости от производителей и содержания работы в


Каска приведен в табл. 4. Таблица 3.4 - Цены стройматериалов Название материала Цена у.е. Единицы измерения Краска 8-50 1 банка Шпатлевка 2-20 1кг Раствор 90-110 1м3 Плитка 23-50 1м2 Деревянная дверь 100-150 1м2 Оконная рама 80-100 1м2 Полы 20 1м2 Плинтус 1 1 пог.м Обои 8-40 1 рулон Клей 5-10 0.5 кг


Кирпич 350-420 1 тысяча Рубероид 35-40 1 рулон 15 пог.м Еврорубероид 40-45 1 рулон 7,5 пог.м Шифер 10 лист Металлочерепица 20-25 1 м2 Раковина тюльпан 220-270 1 шт Унитаз 160-250 1 шт Ванна 500-1000 1 шт Розетки 6-20 1 шт Выключатели 6-20 1 шт Все стройматериалы будут приобретаться после заключения договоров с клиентами


по поводу выполняемых работ. С ростом производственных мощностей, возможен вариант аренды небольшого помещения-склада для хранения запасов материалов, а на начальной стадии они будут приобретаться в рассчитанном и необходимом количестве для работы и поступать сразу на объект. Организационный план Для того чтобы начать свою деятельность, необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо.


Для этого нужно 1. Составить Устав предприятия. Наряду с этим, оформляется приказ о назначении директора предприятия, которым и буду являться я. 2. Зарегистрироваться в городском исполкоме, для чего нужны следующие документы Устав, решение о создании предприятия приказ , свидетельство об уплате госпошлины. В соответствии с этим пунктом фирме будет предоставлено свидетельство о госрегистрации. 3. Следующим этапом является включение предприятия в


ЕГРПОРФ Единый государственный реестр предприятий и организаций Российской Федерации ,при этом выдается справка с кодом предприятия и присваивается код деятельности. 4. После всего выше перечисленного происходит регистрация в налоговой инспекции города. При этом предприятие получает следующие виды справок справка о взятии на учет плательщика налогов свидетельство о регистрации плательщика НДС с присвоением идентификационного номера .


5. Открытие постоянного счета. 6. Заказ круглой печати и углового штампа. 7. Регистрация в центре занятости и Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний РФ на этом этапе получим соответствующие документы из этих инстанций . В организационной деятельности фирмы следует отметить такие аспекты, как наем работников - Бухгалтер - Рабочие для выполнения основных работ.


Производственный план Офис частного предприятия Каска будет находиться в городе Москва . Для офиса нет необходимости в приобретении особого оборудования. Зато нужно купить самые необходимые инструменты для оказания фирмой ремонтно-строительных услуг таблица 5.1 . Таблица 5.1 - Перечень инструментов, необходимых для работы. Наименование Стоимость у.е. Количесвто шт Итого у.е.


Кисть 2-15 5 42,5 Валик 10-20 5 75 Миксер 40 1 40 Терка 7-10 3 25.5 Полутерка 10-15 3 37.5 Ящик 1 1 300 3 900 Плиткорез 200-400 2 400 Шпатель 15 5 75 Монтажная пена баллон 20 1 20 Молоток 10 5 50 Стамеска 25 2 50 Рубанок 25 1 25 Отвертка 10-20 10 120 Кельма 8-10 2 18 Набор горелок 300 1 300 Баллон бутан-пропан 80-100 1 80


Кислород 100-150 1 100 Горелка-резак 200 1 200 Набор ключей 70-100 1 70 Дрель 250-400 1 300 Перфоратор 400-800 1 400 Всего 3328,5 Преимуществами моего предприятия являются приемлемые цены, высокое качество и быстрота, разные формы условия оплаты. Режим работы фирмы удобный для клиентов выезд на объект, работа на нем в выходные дни. Для учета выполненных работ мне, как директору фирмы, необходимо вести учет - книгу записей работ за


каждый месяц, которая выглядит следующим образом таблица 5.2 . Таблица 5.2 - Учетная книга работ. Месяц, год Наименование объекта Перечень Выполняе-мых работ Стоим-ость работы у.е. Перечень материалов Стоимость материалов у.е. Привлеченные Работники ФИО З П сотру-дникам за месяц у.е Апрель 2010


МГСУ Малярные 20 м2 240 Масляная краска 2 банки 40 Иванов Иван Иванович Миссия и цели частного предприятия Каска . Миссия организации состоит в техническо-материальной поддержке крупных предприятий и организаций, а так же играет исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования этих фирм зависят не только современная промышленость


и народное хозяйство, но и темпы экономического развития страны в целом т.к. они являются основными налогоплательщиками , обеспечивают приличный процент рабочих мест а так же являются учебной базой для юных специалистов . Что же касается фирмы Каска , в котором я работаю, то она является типичным представителем малого бизнеса в Москве т.е. образованная за счет капиталов частных лиц , которые являются основными сотрудниками фирмы. Основная доля клиентов моей фирмы являются крупные предприятия , такие же малые


предприятия у которых есть заказы которые они не могут выполнить сами и которые они могут перепродать , а так же частные лица , делающие заказы на те или иные виды строительных работ и являющиеся так же основными покупателями строительных материалов . В соответствии с этим и определяется еe миссия - содействовать поддержанию и укреплению предприятий и организаций, обслуживаемых фирмой , путем предоставления им качественных строительных услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам,


обеспечивающим тем самым соответствующую прибыль сотрудникам фирмы и приток денежных средств в оборотные фонды . На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достигнуть предприятие. Цели любой строительной организации определяются с позиций его доходности, рентабельности, материальной обеспеченности, количества его клиентуры и степени ее финансовой обеспеченности , структуры и направлений


ее деятельности. Основная цель любого предприятия имеется в виду, конечно, коммерческое - получение прибыли. И наша фирма в данном случае не является исключение. В данное время в Москве замечается рост малых строительных фирм, что приводит к жесткой конкуренции и попытках создать постоянную клиентуру, обеспечивающую постоянный приток денежных и материальных в качестве материальных имеется в виду обмен собственной продукцией с другими малыми фирмами с целью как


можно реже использовать оборотный и резервный капитал средств. Важной задачей является обеспечение фирмы постоянными клиентами. Так как самые благоприятные клиенты малых строительных организаций, частные лица , в основном являются сезонной работой то нам приходиться искать клиентуру среди больших государственных предприятий , а так же работу могут предложить префектуры различных районов


Москвы в основном это префектура района в котором располагается сама фирма . При работе с клиентами стоит учитывать как бы принцип весов на одной чаше количество работы, а на другой время оплаты. Например если работать с большим государственным предприятием выполняя скажем заказ на покраску бетонных стен ограждения , то заказ будет на большую сумму , выполнение будет допустим в течение одной двух недель а оплата будет в течение месяца так как в большом предприятии суммы отпускаются во-


первых - через бухгалтерию во-вторых - большинство больших предприятий платят таким фирмам с долгов полученных от других предприятий и в-третьих - деньги идут через банк т.е. являются безналичными и требуют затрат времени на их перевод. Выводом здесь является, что заказы больших организаций не являются постоянными, так как они тормозят развитие фирмы но поддерживают ее на плаву . Другим примером может стать частное лицо, делающее скажем заказ на евроремонт квартиры, здесь заказ


выполняется около недели, финансирование идет за счет клиента, а оплата почти всегда является наличной. Выводом здесь является то что такие клиенты являются одним из двигателей роста но проблема заключается что такие заказы малочисленны. Существует так же работа, которая обеспечивает постоянный прирост денежных средств - эта торговля - она не так сильно зависит от данного принципа, но и здесь существуют свои нюансы. Хотя мы и не являемся торговой организацией нам приходиться выходить на рынок для обеспечения поддержки


фирмы когда она находиться без нормальной работы. Обычно фирма не занимается производством и перепродажей стройматериалов во время сезона строительных работ это примерно с апреля по октябрь так как это занимает производственный персонал, который требуется для повышения скорости и качества работ. Увеличение собственного капитала - задача, которая стоит перед фирмой на протяжении всего периода ее деятельности. Величина собственного капитала определяет его возможности в набора персонала, закупки


более качественных материалов, приобретение нового современного оборудования и т.д. Проект обеспечения кадрами частного предприятия Каска Когда говорят о высококлассной строительной фирме, то имеют в виду прежде всего фирму, обладающий высококвалифицированными кадрами. И это не случайно. К нам приходят клиенты не только для того что бы предложить нам выполнение той или иной работы, но и для того, чтобы воспользоваться советом персонала в различных областях строительства,


как правильнее организовать строительство ну скажем дачи не распыляя средства на не нужные работы и материалы. Разумеется, для обеспечения подобного качества работы, в фирме была сформирована сильная команда, из настоящих профессионалов в своей области, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет. В основу работы фирмы положены и принципы маркетинга, поэтому немаловажной целью фирмы является развитие маркетинговой системы, что включает в себя - расширение и улучшение качества предоставляемых


клиентам услуг - изучение деятельности других фирм - проведение необходимых рекламных мероприятий - обеспечение доступности необходимой клиенту информации. Если говорить о работниках предприятия, то общий состав кадров на начало функционирования фирмы и его расширение после года успешного функционирования отражено в табл. Общий кадровый состав ЧП Каска Категория работника


Начало работы фирмы После года работы фирмы Кол-во Уд.вес Кол-во Уд.вес Директор 1 14.29 1 5.89 Бухгалтер 14.29 1 5.89 Главный инженер 1 5.89 Рабочие - маляр-штукатурщик - каменщик-облицовщик - столяр-кровельщик - сантехник - электромонтажник 5 2 1 1 - 1 28,57 14,29 14,29 - 14,29 14 5 3 3 1 2 29,41 17,65 17,65 5,89 11,76 Всего 7 100 17 100 Строительная отрасль - одна из наиболее масштабных и емких по количеству вовлеченных


в ее деятельность людей. Сегодня для любой организации залогом длительного, стабильного и эффективного существования на рынке становится привлечение и формирование конкурентоспособного персонала. Кадровая ситуация в строительной отрасли, на первый взгляд, выглядит беспроблемной специалистов-строителей разного уровня, образования и квалификации много, и казалось, не должно быть трудностей в том, чтобы собрать нужную команду для реализации имеющихся проектов.


Однако эта задача решается отнюдь не так просто. Кадровый потенциал используется не в полной мере. В связи с коренным изменением системы и структуры строительной отрасли в постсоветское время руководители компаний несут намного большую ответственность перед своим персоналом, нежели раньше. В первую очередь - финансовую. Поэтому важно уметь не только подобрать нужного специалиста и обеспечить его всем необходимым как в профессиональном, так и в социальном плане, но и со временем его удержать.


Подбором специалистов в строительные компании, как правило, занимается служба персонала. Однако рабочие при поиске вакансии редко приходят непосредственно в отдел персонала. Информация о наборе бригад всегда сопровождается контактными телефонами прораба. Именно ему поступают звонки от рабочих-соискателей, и он приглашает их сразу на стройплощадку. Таким образом совмещается знакомство прораба с будущими подчиненными и знакомство рабочих с местом


будущей работы. Только после достижения взаимных договоренностей прораб направляет рабочих в отдел кадров для трудоустройства. Если же на новый объект ведется массовый набор бригад рабочих, то в рекламном объявлении размещается телефон отдела кадров, где и решается вопрос их трудоустройства. Такой порядок стал характерной особенностью подбора персонала в строительной отрасли. Прораб - ключевая фигура на стройплощадке, фактически, руководитель-практик, координирующий не только


рабочий процесс, но и взаимодействие кадров на своем участке. Многие прорабы не имеют профильного строительного образования, что вполне компенсируется наличием практического опыта. Примерное соотношение дипломированных и не имеющих профильного образования прорабов на сегодняшний день составляет 1 5. Во все времена, во всех сферах деятельности практический опыт работы имел особую ценность. Службы персонала обязаны учитывать это. Строительные специалисты - инженеры всех уровней и


специализаций, директора производств - проходят стадию собеседований и оформления в традиционном порядке, вне зависимости от того, кто именно занимается их поиском и подбором - рекрутинговая компания или служба персонала предприятия. Разнообразие строительных компаний по профилю, масштабу и перспективам обусловливает и разнообразие структур управления строительством. В настоящее время существуют три основных варианта структуры строительных компаний - стандартная, то


есть сохранившаяся с советских времен созданная по западному образцу небольшая фирма, в которой функциональные обязанности нескольких специалистов возложены на одного или двух ключевых инженеров. Принимаемые на работу инженеры должны предоставить в кадровую службу информацию о том, в каких структурах им уже приходилось работать, какие должностные обязанности они выполняли. На основании этих данных кадровики или руководители компании делают вывод не только о том, в каком


структурном подразделении может работать кандидат на должность, но и какое направление может принять его профессиональная кадровая траектория в будущем. Особенно актуальной задачей является кадровое обеспечение менеджмента для строительной отрасли. Как показывает практика, наиболее частой ошибкой руководства является прием знакомого человека на пост топ-менеджера. Такая кадровая политика негативно влияет на результативность работы компании.


К тому же очень часто при отборе кандидатов на позиции топ-менеджеров мало внимания уделяется профильному образованию претендентов, в то время как строительством должны руководить профессионалы, специалисты с квалификационными характеристиками, максимально отвечающими интересам компании. На этапе изучения представленных резюме следует обязательно обращать внимание на два последних места работы претендента, причем именно на сами компании их статус генподрядчик, застройщик, инвестор, субподрядчик


, специализацию строительство дорог, коттеджей, мостов, промышленных или жилых объектов и так далее , размер компании крупная, средняя или небольшая . При выборе между двумя или тремя достойными кандидатами предпочтение обычно отдается человеку, имеющему также и финансовое образование. Это требование времени. Нельзя недооценивать и роль человеческих качеств стрессоустойчивость, организаторские способности,


коммуникативные данные. Что касается менеджеров по продажам, то здесь значение имеют профиль строительной компании и умение менеджера оперировать данным товаром или услугой, а также базовое или дополнительное образование, включая специализированные тренинги. При отборе ключевых руководящих фигур в строительную компанию в последнее время все большое значение приобретает дополнительное экономическое образование претендента при наличии, естественно, основного строительного .


Это требование становится насущным и почти обязательным в связи с тем, что отрасль сейчас находится на этапе эволюционного преобразования перехода от привычного планового строительства к экономичному производству, направленному на рост доходов компании за счет максимально рационального снижения затрат в процессе строительства. К сожалению, сегодня дефицит профессиональных строителей всех уровней, особенно грамотных руководителей и управляющих проектами. Это связано с активным развитием городской инфраструктуры,


утверждением генерального плана города, появлением новых инвесторов, проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас на вес золота ценятся профессионалы предпенсионного и пенсионного возраста, поскольку молодые специалисты еще не успели набрать необходимый практический опыт. В последнее время значительно вырос спрос на специалистов в области инженерных сетей. Он обусловлен освоением новых территорий. Особенно ощутим дефицит инженеров высокой квалификации, поскольку


современные требования к качеству строительства разительно отличаются от тех, что были приняты 10 лет назад. В связи с уже упомянутой кардинальной реорганизацией структуры отрасли, отсутствием системы распределения выпускников вузов претерпела изменения и методика поиска специалистов строительной отрасли. Чтобы идти с отраслью вперед, успешно решая задачи ее кадрового обеспечения, необходим прогноз, обосновывающий потребность в конкретных специалистах на ближайшее время и в перспективе.


В таких условиях особую актуальность приобретает умение руководства компании проводить мониторинг ситуации на рынке строительства, отслеживать время проведения и результаты тендеров, анализировать перспективы развития города и отрасли. Прогноз помогает установить, в какие компании требуются рабочие, бригады в данный момент или в ближайшем будущем, на каких специалистов можно рассчитывать в связи с завершением объектов, какие компании находятся на грани краха и где, соответственно, высвободятся специалисты.


В этом и заключается профессионализм службы персонала строительного предприятия. Стратегия фирмы. Долгосрочное и краткосрочное планирование. Чтобы обеспечить осуществление миссии Каска и достижение его целей необходим детальный всесторонний комплексный план называемый стратегией фирмы. Ясная стратегическая ориентация фирмы дает ей значительный импульс для развития предпринимательской деятельности.


С позиции стратегии, направленной на получение стабильной прибыли, чтобы приспособиться к уменьшению доходности в связи с инфляцией необходимо изменить всю структуру своей работы. В первую очередь надо держать резервный фонд в иностранной валюте, что хоть и не дает процента, но стабильно защищает от инфляции. Так же еще можно вкладывать деньги в ценные бумаги, в акции, например, что будет давать постоянную прибыль и защищать от инфляции.


Стратегия любой строительной фирмы немыслима без обращения к ее персоналу. Наличие сильной профессиональной команды имеет первостепенное значение для обеспечения успешного функционирования фирмы в современных условиях. Для формирования такого коллектива необходимо придерживаться следующих принципов. Во-первых, на работу в фирму обязательно брать людей, имеющих специальную подготовку - строительные фирмы нуждаются не просто в специалистах, а в действительно профессионалах в своей области, потенциал


которых вместе с технической оснащенностью фирмы способен вывести фирму на более высокий уровень качества и обслуживания клиентов. Во-вторых, при приеме на работу следует проводить тестирование, позволяющее определить возможности претендента. В нашей фирме практикуется испытательный срок претенденту на рабочее место в фирме дается одна неделя , с небольшой оплатой труда , в течение этого срока он работает под присмотром специалиста который оценивает его работу, выявляет преимущества недостатки и оценивает его


уровень работы . В-третьих, при приеме на работу следует учитывать рабочий стаж, и по возможности следует выяснить с какой фирмы пришел человек и почему его не устроило то рабочее место. В-четвертых , нужно учитывать социальное положение человека женат он или нет , имеются ли дети , настрой в семье и т.д. Семья и окружение человека являются основными стимулами работы . В-пятых, надо учитывать местный ли человек или приезжий


Если местный то необходимо собрать всю возможную о нем информацию это дает возможность определить стабильность его работы и соответственно учитываются затраты на его содержание . Выше были приведены основные из принципов при приеме на работу в нашу фирму но существует еще очень много параметров которые следует пройти что бы получить постоянную , хорошо оплачиваемую работу . Каждая частная фирма подбирая персонал прежде всего думает о той прибыли которую может принести данный


человек в ее коллективе . С позиции стратегии одним из центральных вопросов является вопрос о мотивации к труду, заинтересованности персонала организации в эффективной работе. Здесь существует множество нюансов. Например, одному человеку для нормальной работы нужен семейный покой, другому нужна техническая обеспеченность рабочего места. Третьему нужно стабильный коллектив, в котором он бы почувствовал себя нужным и т.д.


Я лично считаю, что главным все-таки является обеспечение высокой заработной платы персоналу, если у человека приличная зарплата, то он сможет решить некоторые свои проблемы тем самым отдавая себя больше работе. Однако, повышение оплаты должно сопровождаться более высокой отдачей, ибо ничто так не развращает людей, как высокая заработная плата за несостоявшийся труд. Я думаю что надо дать понять человеку что его материальное благополучие зависит от благополучия фирмы


тогда фирма будет крепче внутри и люди будут работать как для себя , а не так что бы только закончить рабочий день и уйти . Фактором, приводящим к успеху, является также ориентация фирмы на клиента. Что для этого нужно? Максимум простоты, максимум внимания, удобств, доступность информации, партнерские отношения между фирмой и клиентом. Полная добровольность во взаимоотношениях. К клиенту надо относиться честно, показывая все выгоды и недостатки сторон при заключении контракта.


С ним надо разговаривать не как продавец с покупателем а как равный с равным давая понять что его здесь ждут и могут решить все его проблемы . Важнейшее значение имеет стратегия затрат, ориентация на экономию затрат труда и снижение стоимости услуг строительной фирмы . Планирование является в первую очередь сводным, поскольку в финансовых планах бюджетах рассчитываются объемы и графики необходимого финансирования всей деятельности фирмы, включающей в себя все проекты


и все бизнес - процессы. Финансовое планирование может быть как долгосрочным, погодовым, так и краткосрочным, помесячным, вплоть до построения еженедельных БДДС при необходимости. Краткое рассмотрение комплексного процесса планирования деятельности предприятия объясняет, почему построение финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса планирования Естественно, при первом расчете итерации баланс не сойдется, величина активов не будет равна величине


пассивов, а будет, например, при наращивании оборота компании больше пассивов. Это просто означает, что необходимы дополнительные источники собственного новые акции или заемного кредиты капитала, чтобы профинансировать возрастание активов компании. Путем последовательных пересчетов планов итераций удается построить прогнозный баланс, сходящийся по активам и пассивам. Первоначальным охватом масштабов работ является город


Москва, с ростом доходов фирмы планируется выход в область и другие регионы. Предприятие будет напрямую и непосредственно работать с клиентами-заказчиками. В будущем, с ростом и развитием предприятия, возможен вариант найма главного инженера помощника директору , чтобы одновременно качественно и квалифицированно организовать работу на нескольких объектах. Что касается долгосрочного планирования, то частное предприятие


Каска будет вести дальнейший курс укрепления своих позиций в сфере строительства. Проект контроля частного предприятия Каска 1. Цели контроля результатов деятельности предприятия Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля предприятия. В современных условиях внутренний контроль на предприятии


должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия. Контроль должен быть направлен на обеспечение основных показателей эффективности на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью контроля на предприятии является выявление возможных отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий по их устранению. Анализ деятельности ряда российских предприятий показал, что при построении системы


контроля на предприятии рекомендуется устанавливать трехэтапный контроль предварительный, текущий, итоговый. Установление трехэтапного контроля обусловлено необходимостью повышения адаптивности предприятия к изменениям внешней и внутренней среды, в том числе и за счет контроля как функции обратной связи не только за весь цикла управления, но и на каждом его этапе рис. 1 . Рис. 1. Место контроля в цикле управления предприятием .


Это позволит существенно усилить оперативность управляющих воздействий на корректировку целей предприятия и адаптацию планов к изменяющейся ситуации. 2. Задачи контроля результатов деятельности предприятия Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла управления. На этапе предварительного контроля осуществляется контроль процесса формирования целей правильность выбора целей, проверка их на обоснованность и согласованность между заинтересованными


лицами и группами, адекватность соответствия количественных показателей степени достижения поставленных целей и т.д. ограничений, используемых при постановке целей прогнозов, необходимых для постановки целей планов обоснованность плановых заданий, проверка планов на полноту и согласованность, превращение плановых величин в контролируемые, установление допустимых границ отклонений контролируемых величин, реалистичность, адаптивность и т. д Контроль планирования позволяет оценить и повысить качество составления плана.


Оценивая плановые величины, можно оценить реальность плана и реальность рассматриваемых при его разработке условий, ситуаций, при которых он составлялся степень устойчивости предприятия на рынке, динамика цен, степень спроса на продукцию и т. д а также возможные ошибки при составлении плана. При этом помимо неточности оценок возможных ситуаций могут быть и другие причины отклонений от плана, например ошибки в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т. д.


Выявление данных причин позволит усовершенствовать сам процесс планирования и скоординировать планы с реальной действительностью. Чем раньше будет зафиксировано изменение ситуации, тем раньше можно актуализировать планы, соотнести их с действительностью. На этапе реализации поставленных целей и планов осуществляется текущий контроль плановых и фактических величин, в том числе затрат в целом по предприятию и по группам контролируемых величин состояния внутренней и внешней среды для выявления слабых сигналов о возможных


отклонениях выявления фактических отклонений от плановых возможных причин отклонений предложений для уменьшения степени отклонений. Контроль реализации поставленных целей и задач позволяет выявить возможные ошибки и недостатки в управлении и предложить меры по их устранению. На этапе итогового контроля деятельности предприятия подводятся итоги в целом по предприятию по достижению поставленных целей и разрабатываются мероприятия по ликвидации возможных отклонений в будущем.


Таким образом, в широком смысле функция контроля содержит в себе анализ и измерение количественных и качественных характеристик показателей деятельности предприятия, а также выявление причин отклонений контрольных величин от плановых, с тем чтобы повысить адаптивность предприятия к появлению возможных неблагоприятных ситуаций. Отсюда следует, что основными задачами контроля являются оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями


определение возможных отклонений и выяснение причин этих отклонений осуществление корректировки управляющих воздействий, если она необходима и возможна. Для успешной реализации поставленной цели и задач необходимо разработать модель контроля, формализовать порядок оценки отклонений интегрального показателя деятельности предприятия, задать предельные отклонения для частных показателей и величин и разработать процедуры анализа причин отклонений. Как было ранее показано, на предприятии акценты должны быть смещены с простого


фиксирования фактов отклонений в сторону перспективного, в некотором смысле опережающего контроля, ориентированного на будущее. При этом контроль должен ответить на следующие вопросы сможет ли предприятие достичь поставленных целей какие альтернативные варианты есть у предприятия и насколько они эффективны с точки зрения достижения поставленных целей с какими рисками придется столкнуться в краткосрочной и долгосрочной перспективе какие могут открыться перспективы у предприятия. При организации контроля за результатами деятельности


предприятия необходимо соблюдать ряд принципов чем в большей степени менеджер ориентирован на достижение конечных результатов, тем в большей степени он нуждается в обратной связи, дающей информацию об эффективности его работы менеджер должен оперировать минимальным объемом данных, но систематизированным таким образом, чтобы они содержали информацию, на основе которой руководство может принимать необходимые решения обеспечение достаточного уровня эффективности контроля, особенно при нечетко согласованных целях или требуемых результатов,


чтобы предпринять необходимые корректирующие меры и внести изменения в цели и планы ориентация на будущее для оперативного выявления возникающих проблем, при этом контроль необходимо рассматривать как средство принятия решения, а не как неизбежное средство поиска ошибок. Реализация первых двух принципов направлена на приспособление процесса контроля под менеджера, несущего установленную руководством ответственность за достижение цели и реализуемость планов предприятия.


Поэтому необходима определенная модификация контура устранения отклонений при традиционной обратной связи рис. 2а к контуру устранения отклонений, конкретизированного под менеджера рис. 2б . Это будет возможно, если менеджер будет наделен соответствующими полномочиями по осуществлению корректирующего воздействия. Рис. 2. Устранение отклонения при а традиционной и б децентрализованной обратной связи Переход к более эффективному контуру управления сокращает не только количество этапов


при устранении отклонения, но и потери во времени, возникающие, когда менеджер ждет указания от руководства относительно корректирующего действия. 3. Модель контроля результатов деятельности предприятия С учетом сделанных замечаний модель контроля в рамках системы управления предприятием целесообразно представить в виде рис. 3. Рис. 3. Модель организации контроля Основными элементами модели системы контроля являются объекты контроля - планы и бюджеты предприятия


и его структурных подразделений предметы контроля - показатели поступлений и расходов, изменения статей баланса, системы показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом или по отдельным направлениям, и т. д. субъекты контроля - руководство предприятия и его структурных подразделений, менеджмент предприятия, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетов технология контроля бюджетов - процедуры контроля и их порядок реализации, необходимые для выявления отклонений контролируемых показателей и величин от


плановых. На первом этапе определяются объекты контроля и совокупность контролируемых показателей и величин, а также устанавливаются пределы их изменений. Структура контролируемых показателей и величин во многом определяется структурой операционных и финансовых планов и бюджетов, а также других планирующих и учетно-отчетных финансовых документов. На втором этапе осуществляется выявление отклонений контролируемых показателей и величин и сравнение


их с плановыми. Круг лиц, контролирующих деятельность подразделений и исполнение статей финансовых планов и бюджетов, в основном определяется организационно-штатной структурой предприятия. На эту роль как нельзя лучше подходят сотрудники планово-экономических отделов, а за руководством предприятия и подразделений можно оставить лишь основные интегральные показатели и величины. На третьем этапе определяются финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия за текущий


период, делаются выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамике изменения основных показателей, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых предприятию приходится работать. Изменение условий внешней и внутренних сред предприятия влечет за собой пересмотр целевых параметров необходимо проверить, насколько оптимальны рациональны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изменений добиться поставленных целей.


На четвертом этапе в случае изменения целевых параметров, а также прогноза изменений сильных и слабых сторон самого предприятия осуществляется корректировка целевых показателей и величин, а также выбор корректирующих мероприятий по достижению целей из совокупности альтернативных. Выбор корректирующих и регулирующих мероприятий по достижению целей и пересмотренный план предлагаются руководству для воплощения в жизнь, тем самым цикл управления замыкается.


Данная модель контроля должна опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации унифицированные и специальные . Трудоемкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом.


Таким образом, для успешного функционирования данной модели необходимо решить следующие задачи 1 Определить круг лиц, контролирующих исполнение статей финансовых планов и бюджетов. 2 Точно знать совокупность структуру контролируемых показателей и величин. 3 Иметь на каждый контролируемый показатель допустимый предел изменения. 4 Иметь четкую методику замера или вычисления каждого контролируемого показателя в заранее установленные


моменты или интервалы времени. 5 Установить алгоритм действий по ликвидации выявленных отклонений с указанием каналов передачи информации о них соответствующим структурным подразделениям. 6 Определить порядок решений о корректировке планов и бюджетов или усилении контроля за их исполнением Состав этих задач в зависимости от возникающих ситуаций на предприятии может видоизменяться в зависимости от цели целей контроля, его форм, содержания, методики и возможностей информационных источников о контролируемых


показателях. Выработка корректирующих и регулирующих мероприятий при реализации контроля достигнет наибольшего эффекта, если все виды стратегий разрабатываются и координируются из единого центра, например планово-экономического отдела. При этом решения, принимаемые в рамках каждой из стратегий, будут увязаны как по ресурсам, так и по времени и не будут противоречить друг другу. 4. Общая схема технологии контроля результатов деятельности предприятия.


Технологически в наиболее общем виде процесс контроля включает в себя выполнение мероприятий, представленных на рис. 4. Рис. 4. Технологическая схема процесса контроля А. Определение контрольных показателей и величин. При определении контрольных величин следует ответить на два важнейших вопроса сколько и какие показатели и величины должны контролироваться. Дело в том, что планы и бюджеты предприятия включают в себя большое количество показателей, из которых


складываются доходы и расходы, денежные потоки, активы и пассивы и т.д. На первый взгляд большое количество показателей не является фактором, ухудшающим качество управления предприятием в связи с тем, что желательно иметь больше информации о состоянии предприятия. В то же время осуществлять контроль по каждой бюджетной строке например, с точностью до расходов на потребление отдельного вида вспомогательных материалов в конкретном подразделении сложно да и нецелесообразно.


Большое количество проверяемых и оцениваемых показателей ведет к большим затратам времени на их оценку и в конце концов к той же потере информации или ее дублированию. Иначе говоря, затраты на контроль могут в конечном счет быть выше, чем основные затраты. Поэтому необходимо определить конечное число основных контрольных показателей и величин, по которым будет производиться анализ отклонений, а также пороговые значения отклонений, которые признаются допустимыми.


Неэффективно тратить рабочее время менеджеров для поиска отклонений на незначительные величины. Поэтому менеджменту следует попытаться найти приемлемый подход к определению рационального количества показателей, назначаемого персонально менеджеру для контроля. Несмотря на то, что выбор числа показателей во многом зависит от качественного анализа деятельности предприятия подразделения , можно указать верхний предел их числа.


Данная задача может решаться на основе типологических группировок . Расчеты показывают, что для интегральной оценки состояния предприятия подразделения можно обойтись не более чем 4-5 показателями. Структура контролируемых величин практически определяется структурой показателей финансового плана с учетом контролируемых статей баланса. Поэтому желательно, чтобы структура показателей финансового плана отвечала бы не только интересам простоты


методики планирования, но и требованиям процесса контроля. Например, в качестве ориентира для формирования примерной совокупности показателей, контролируемых на низших уровнях управления и, как правило, измеряемых в абсолютных величинах, могут использоваться показатели согласно рабочему плану счетов бухгалтерского учета. Причем каждую группу интегральных показателей, в свою очередь, можно дополнительно разбить на ряд частных


показателей, используемых в операционных и финансовых бюджетах. Таблица 1 Например, затраты на производство группа III табл. 1 могут быть разбиты по операциям работам пропорционально их величине. На базе данных показателей уже несложно определить и проконтролировать производные показатели эффективности деятельности предприятия показатели платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и независимости,


рентабельности, оборачиваемости и т. д определяемых на основе результатов выполнения планов и бюджетов. Для оптимизации структуры контролируемых показателей внутри интегральных показателей целесообразно использовать метод АВС-анализа, в основе которого лежит принцип Парето. Проведенный анализ структуры затрат частного предприятия Каска табл. 2 выявил 10 интегральных видов затрат показателей , из которых по методу


АВС-анализа рекомендуется оставить 4 контролируемых показателя затраты на производство, хранение сырья, сортировка готовой продукции и получение заказа, дающих более 90 затрат. Таблица 2 Структуры затрат частного предприятия Каска Б. Выявление отклонений. Следующим шагом в технологии контроля является выявление отклонений. Определение отклонений помогает выявить области эффективности или неэффективности всей деятельности


или отдельных областей и функций организации. Источником информации о фактических значениях и отклонениях контролируемых показателей и величин служит учетная система предприятия, а источником данных о плановых значениях - система планов и бюджетов предприятия. Достаточно трудоемко, да и нецелесообразно выявлять причины всех отклонений. Объектом анализа должны стать лишь те отклонения, которые существенно влияют на достижение поставленной


конечной цели. Широко распространена практика определения для наиболее важных контрольных величин допустимых пределов отклонений. Для каждого контролируемого показателя устанавливается свой предел отклонения. Для некоторых финансовых потоков, объем которых значительно влияет на финансовое состояние предприятия, например поступления от продажи готовых изделий. Даже низкие процентные показатели отклонений могут иметь большее значение с точки зрения влияния на конечный результат конечную цель , в то время как у


финансовых потоков меньшего объема более высокие процентные показатели отклонений существенного влияния иметь не будут. Это означает, что для некоторых показателей предельное отклонение и в 1 будет велико, а для других и 10 - не такая большая цифра. При назначении пределов отклонений контролируемых показателей необходимо учитывать следующие факторы точность исходных данных, особенно по затратам, использованных при составлении плана средние значения контролируемых показателей в прошлых периодах точность методики


планирования. Допустимые пределы устанавливаются, как правило, заранее в форме, отражающей специфику измеряемого показателя или величины. Например, для оценки селективных отклонений обычно используют линейные пределы, которые определяются либо в процентах, либо в абсолютных величинах. Для кумулятивных отклонений используются нелинейные предельные ограничения, которые в графическом изображении имеют форму воронки, сужающейся к концу планового периода.


После проведения анализа причин отклонений возможны следующие основные варианты действий рис. 5 Рис. 5. Динамика изменения контролируемого показателя а решение по анализу отклонений принимается только после установления факта выхода контролируемого показателя за пределы отклонений Xmin Xmax . В связи с этим возможен вариантный подход к планированию б решение по анализу причин отклонений принимается только после установления устойчивой тенденции прогноза изменения контролируемого показателя


в сторону выхода за пределы одной из контролируемых границ Xmax или Xmin. В этом случае целесообразен адаптивный подход к планированию деятельности предприятия в решение по анализу причин отклонений принимается по некоторым, менее важным, показателям только после выхода контролируемого показателя за пределы отклонений Xmin Xmax , а по другим, более важным только после установления устойчивой тенденции изменения контролируемого


показателя в сторону одной из контролируемых границ в результате произведенного прогноза. Для этого случая желателен адаптивно-ситуационный подход к планированию деятельности предприятия. Использование того или иного из приведенных вариантов зависит от конкретной ситуации, складывающейся на предприятии. Если задержка по времени с рассмотрением причин отклонений не так важна, то, наверно, вариант а будет более предпочтителен, чем другие, так как не требует применения достаточно сложных


и дорогостоящих методов прогнозирования. И наоборот, если задержка по времени с выявлением причин отклонений крайне нежелательна, то более предпочтительным будет вариант б . Естественно, что вариант в более универсален, так как в соответствии с ним вся совокупность показателей разбивается на две группы менее и более важные, решения по которым принимаются индивидуально. Достоинством такого подхода является также и то, что анализ причин отклонений и разработка мероприятий


по ликвидации отклонений осуществляются заранее. Однако использование этого варианта затруднено, если на предприятии неразвита информационная база о его состоянии и отсутствуют отработанные методы прогнозирования изменения показателей. Контрольные показатели и величины и их отклонения должны быть структурированы так, чтобы можно было путем сравнения фактических и плановых показателей оценить, например, реальное состояние процесса функционирования предприятия и обнаружить причинные связи его развития.


Хорошим приемом упорядочения контрольных величин является их представление в виде дерева или пирамиды показателей, основанное на последовательном разложении показателя, находящегося на вершине пирамиды и характеризующего степень достижения поставленной цели, на частные показатели и величины, расположенные на нижних уровнях пирамиды. Пирамидальная структура очень удобна для определения степени влияния отклонений показателей и величин на интегральный показатель. Выстраивание показателей и величин в виде пирамиды


позволяет одновременно следить за отклонениями общих и частных величин и за отношениями между отклонениями. Каждый показатель верхнего уровня является функцией показателей низшего уровня. Отклонение величин нижнего уровня пирамиды - объяснение отклонения величины другого - ближайшего высшего уровня. Расщепление ключевых показателей на факторы множители , их составляющие, позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин, повлиявших на отклонение того или иного частного


показателя и предъявить требования к величине его отклонения. Кроме того, пирамидальная структура показателей и их отклонений позволяет оперативно получать и доводить информацию о достигнутых показателях в каждом подразделении до вышестоящего руководителя и принимать соответствующие меры. Используя идею пирамидальной структуры показателей, можно рассмотреть порядок ее построения на примере двухуровневой системы контроля показателей и их отклонений рис.6 .


Рис. 6. Схема контроля показателей по уровням управления Большое внимание при контроле показателей должно уделяться контролю затрат. Для того чтобы представленная система контроля затрат и их отклонений была более удобной и наглядной, необходимо решить по крайней мере две проблемы объединить излишне дифференцированные виды затрат в однородные и компактные группы. Иначе нет перспективы для принятия быстрого решения обеспечить соответствие


полученной группировки затрат статьям отчета о прибылях и убытках, иначе - разнобой в системах контроля затрат. Для начала целесообразно выделить 5-10 самых крупных видов затрат собственно предприятия, чтобы в дальнейшем учитывать их отдельно. Остальные затраты можно объединить в одну или две группы прочих расходов. При группировании затрат применяются следующие правила. 1. Рассматривать в первую очередь те виды затрат, которые на предприятии имеют наибольшее значение.


Долю таких затрат определяют следующим образом общую выработку приравнивают к 100 и высчитывают процентную ставку отдельных видов затрат. 2. Самые большие в стоимостном выражении затраты должны быть одновременно самыми важными. В каждой отдельной ситуации необходимо принимать во внимание совершенно разные виды расходов, имеющие значение для данного случая. К ним обычно относят затраты, подверженные сильным колебаниям больше, чем у конкурентов , но не поставленные, может быть, в связь с производством.


Сюда же следует включить виды затрат, по которым предприятие может иметь преимущества в конкурентной борьбе и их нужно постоянно держать в поле зрения. В любом случае в качестве затрат в новой отчетности целесообразно выделить особенно важные для предприятия затраты. 3. Выбор нескольких видов затрат дает возможность быстро получить отчетность, позволяющую сделать аналитический обзор, который должен показать важнейшие процессы на предприятии с точки зрения оценки


соотношения затрат и результатов. 4. Следует по возможности объединять все, что можно сгруппировать. Например, затраты на социальную сферу целесообразно отнести к затратам на заработную плату, так как они непосредственно зависят от нее. 5. Необходимо различать чисто производственные затраты, к которым относятся все расходы по тому или иному заказу, увеличивающиеся либо уменьшающиеся в зависимости от его величины это так называемые переменные затраты затраты, которые нельзя отнести к конкретным видам


продукции, но можно учитывать по группам изделий, сферам ответственности или функциональным областям деятельности без дополнительного распределения, т. е. это та часть постоянных затрат, которая необходима для обеспечения непосредственной деятельности предприятия. В эту группу затрат можно отнести общепроизводственные затраты, затраты на рекламу, аренду помещений и сооружений и т. д. затраты, которые трудно непосредственно отнести на продукцию или на места затрат,


и можно сделать это только с помощью очень сложных методов расчета, т.е. это та часть постоянных затрат, которая необходима для обеспечения деятельности предприятия во внешней среде. В эту группу затрат можно отнести налоговые отчисления, отчисления в фонды и т. д. 6. Все остальные виды затрат, которые нельзя объединить в одну из важнейших групп, собираются в одну - прочие затраты. Пример такой группировки затрат приведен в табл.


3, где представлены возможные группы затрат и их названия. Таблица 3 Пример группировки затрат Таким образом, группирование затрат в зависимости от близости к производству позволяет установить причинно-следственную связь величины затрат от принимаемых управленческих решений. При контроле на первом уровне предприятие рассматривается как единое целое. Оценка разрозненной информации, поступающей без предварительной подготовки, затруднена, так как в наше


динамичное время часто изменяются производственные программы, технология производства и состав заказчиков. Это требует дифференцированного подхода к составу и назначению поступающей информации. В единичных случаях можно допустить использование данных системного учета в бухгалтерии лишь на предприятиях, специализирующихся на выпуске одного вида продукции, имеющих однородную технологию и организацию сбыта, ориентированных на ограниченное число постоянных заказчиков.


Здесь можно осуществлять управление общими результатами деятельности на основе действующей отчетности, составленной в финансовой бухгалтерии. Во всех других случаях не только крупным предприятиям, но также мелким и средним следует выделить звенья, которые должны обособленно управляться на основе данных планирования, учета и анализа, характеризующих индивидуальные различия результатов их деятельности. Поэтому необходим второй уровень контроля, который позволил бы помимо общих результатов финансово-хозяйственной


деятельности дать информацию об эффективности работы подразделений, разбитых с точки зрения ведения учета на звенья. Это выглядит так, как будто действуют разные фирмы, где учет ведется раздельно, но фирмы не являются отдельными юридическими лицами, их финансовые бухгалтерии не разграничены, обособленно учитываются только доходы и расходы производственной деятельности. Благодаря этому обстоятельству появляются различные центры учета и контроля.


Как правило, учет и контроль на втором уровне осуществляется по сферам ответственности, хотя его можно организовать в зависимости от специфики деятельности предприятия по продукции или по группам продукции, а также по заказчикам покупателям или их группам. Членение по сферам ответственности приемлемо, когда организационным планом четко определены функциональные сферы, несущие определенную ответственность ожидается территориальное деление области сбыта существуют


различные производственные участки или цехи заводы разными производственными процессами управляют разные ответственные лица или различные организации занимаются сбытом. В случае возникновения потребности в оптимизации показателей второго уровня отчетности для облегчения расчета хозяйственную деятельность можно разделить на два вида а сферы деятельности, которые формируют прибыль центры прибыли сюда относятся результаты по определенным видам деятельности обороты по торговым


операциям, выпуск продукции, производственные услуги, сервис б сферы деятельности, которые требуют только затрат центры затрат, например, руководство предприятием. Такое разделение поможет сгруппировать раздробленные показатели и определить их необходимое число. Прежде чем решить, по какому принципу строить свою отчетность, следует проанализировать и другие, продумать классификацию отчетности по продукции, сферам ответственности, заказчикам и вынести на обсуждение коллег


и сотрудников для возможных коррективов. Опыт показал, что при анализе отчетности на втором уровне необходимо соблюдать два правила. 1. Никогда не смешивать три принципа дифференциации, о которых говорилось выше, в одной системе, так как в дальнейшем это может привести к возникновению логических неувязок. 2. Сконцентрировать свое внимание на главном принципе число групп не должно превышать пяти. Благодаря второму уровню контроля отклонения от плановых показателей фиксируются не только по месту


возникновения, но и по ответственному лицу или подразделению. Появляются лица, ответственные за полученный результат и за тот вклад, который они вносят в общий результат предприятия. Благодаря контролю по центрам ответственности можно количественно сопоставлять и оценивать вклад различных подразделений в конечные результаты деятельности предприятия. В. Анализ отклонений. Анализ отклонений - это своего рода подсистема раннего предупреждения нежелательных


отклонений фактических показателей и величин от запланированных. Его задача заключается в том, чтобы выявить причины появления таких отклонений в деятельности предприятия, оценить их значение для будущего и выработать соответствующие корректирующие меры. Причем следует различать анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее. Анализ, ориентированный на будущее, отличается от анализа, ориентированного на прошлое, прежде всего


необходимостью разработки корректирующих мероприятий, позволяющих вывести предприятие на требуемый уровень. Но как в первом случае, так и во втором в первую очередь выявляются причины отклонений. При проведении анализа причин отклонений данных из прошлого можно использовать систему показателей, которая позволяет установить логическую цепочку влияния отдельных составляющих на интегральный показатель. При анализе отклонений с перспективой на будущее сравниваются плановые прогнозные величины, в результате


чего оцениваются вероятные отклонения в перспективе и их возможные причины появления. Как правило, причины отклонений скрыты в неопределенности окружающей среды предприятия, которая объективно обусловлена отсутствием необходимой информации об условиях деятельности, ограниченной способностью менеджмента предприятия воспринимать и перерабатывать поступающую информацию, а также случайностью поведения и противодействием участников рынка. Эта неопределенность проявляется в фактических ошибках, совершаемых при планировании


и реализации плана и обусловленных недостаточностью информации, недостоверным прогнозом развития, недостатками в методологии планирования и т. д. Ошибки при реализации плана могут быть вызваны количественными изменениями текущих поступлений и расходов по сравнению с планом колебания цен на материалы, энергию, готовую продукцию, колебания объемов производства, продаж и т.д. временными отклонениями во времени реализации продукции и услуг или поступлением денежных потоков. Хотя частично временные отклонения и компенсируются с течением


времени, штрафы и невыплаченные проценты существенно влияют на количественные показатели изменениями в условиях хозяйствования введение новых налогов, ставок, сборов, пошлин и т.д Таким образом, причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы первая группа причин относится к ошибкам относительно прогнозирования состояния внешней среды предприятия при реализации процесса планирования, в частности относительно поведения потребителей и конкурентов вторая группа причин


скрыта во внутренней среде предприятия и связана с промахами в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности с определением нормативов расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции. Подобные причины должны выявляться в процессе постоянного действующего контроля за исполнением планов и бюджетов и на их основе разрабатываться соответствующие предложения и мероприятия по выводу предприятия на запланированные показатели или по корректировке самих показателей.


Проект документации. Регистрации частного предприятия Каска Для того чтобы начать свою деятельность, необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо. Для этого нужно 1. Составить Устав предприятия. Наряду с этим, оформляется приказ о назначении директора предприятия, которым и буду являться я. 2. Зарегистрироваться в городском исполкоме, для чего нужны следующие документы


Устав, решение о создании предприятия приказ , свидетельство об уплате госпошлины. В соответствии с этим пунктом фирме будет предоставлено свидетельство о госрегистрации. 3. Следующим этапом является включение предприятия в ЕГРПОРФ Единый государственный реестр предприятий и организаций Российской Федерации ,при этом выдается справка с кодом предприятия и присваивается код деятельности.


4. После всего выше перечисленного происходит регистрация в налоговой инспекции города. При этом предприятие получает следующие виды справок справка о взятии на учет плательщика налогов свидетельство о регистрации плательщика НДС с присвоением идентификационного номера . 5. Открытие постоянного счета. 6. Заказ круглой печати и углового штампа. 7. Регистрация в центре занятости и Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве


и профессиональных заболеваний РФ на этом этапе получим соответствующие документы из этих инстанций . Устав частного предприятия Каска Зарегистрирован Утвержден Решением Учредитель Регистрационной палаты 20 г. 20 г. Председатель Исполкома Устав индивидуального частного предприятия Адрес 1. Предмет и цели деятельности 1. Индивидуальное частное предприятие, именуемое в дальнейшем


Предприятие , создается гражданином, именуемым в дальнейшем Учреди- тель в соответствии с Законом РФ О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества Предприятия. Учредитель является собственником


Предприятия и осуществляет в от- ношении его права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом. 2. Предметом деятельности Предприятия является - иные виды незапрещенной законодательством деятельности. 3. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Предприятие получает в установленном порядке лицензию, а также, в установленных законодательством случаях,


разрешение на занятие хозяйственной деятельностью. 4. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и счета в банковских учреждениях, имеет круглую печать, штамп, эмблему и товарный знак, зарегистрированные в установленном порядке. Место нахождения юридический адрес Предприятия 5. Предприятие осуществляет расчеты с бюджетом в установленном законодательством порядке.


Отношения Предприятия с другими предприятиями, организациями, уч- реждениями, а также органами государственной власти и управления, регла- ментируются действующим законодательством. 2. Имущество предприятия 6. Имущество Предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самосто- ятельном балансе Предприятия, и принадлежит ему на праве собственности.


7. Источниками формирования имущества Предприятия являются - денежные и материальные взносы Учредителя - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности - доходов от ценных бумаг - кредиты банков и других кредиторов - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан - иные источники, не запрещенные законодательными актами. 8. Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям,


обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено законодательством. 9. Для привлечения дополнительных денежных средств на цели расширения и совершенствования производства, социального развития трудового коллектива Предприятие имеет право выпускать и реализовывать ценные


бумаги в установленном законодательством порядке. 10. Убытки, причиненные Предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются Предприятию по решению народного или арбитражного суда. Государство не отвечает по обязательствам Предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства.


Предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, по действующему законодательству, может быть наложено взыскание. 3. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия 11. Предприятие самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, распоряжается вы- пускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в распоряжении


Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. 12. Отношения Предприятия, организациями и гражданами строятся на основе договоров. Предприятие свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству. 13. Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-финансовую деятельность, исходя из потребительского


спроса и установленных нормативов. Основу планов Предприятия составляют договоры с заказчиками. Учредитель устанавливает Предприятию следующие нормативы а отчислений в единый фонд производственного и социального развития б отчислений в резервный фонд в отчислений в пользу Учредителя г отчислений в иные фонды, образованные Учредителем, повышающие эффективность работы Предприятия.


Порядок формирования, пополнения и использования фондов определяется Учредителем. 14. Предприятие при подготовке планов согласовывает с Исполкомом районного Совета народных депутатов мероприятия, которые могут вызвать экологические, демографические и иные социальные последствия, затрагивающие интересы населения территории. 15. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств


и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 16. Предприятие для осуществления уставных задач - приобретает и использует в своей деятельности автомототранспорт, помещения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным фондам - организует материально-техническое обеспечение собственного производства путем приобретения ресурсов непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе у граждан, на ярмарках, на аукционах и у организаций материально-технического


снабжения в порядке, по ценам и та- рифам, устанавливаемым законодательством - привлекает на договорных началах и использует финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц - пользуется банковским кредитом на коммерческой договорной основе как российских, так и зарубежных банков, в том числе и иностранной валю- те, а также приобретает валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и граждан в порядке, установленном законодательством


- на добровольных началах вступает в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения - создает дочерние предприятия с правом юридического лица, а также филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих счетов и утверждает положения о них - участвует на добровольной и договорной основе в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой Исполкомом районного Совета народных депутатов - учитывает в своей деятельности интересы


потребителя и его требования к качеству продукции, работ, услуг - создает в установленном порядке совместные предприятия и организации с иностранными партнерами - самостоятельно осуществляет ведение внешнеэкономической деятельности в установленном законодательством порядке - своевременно осуществляет природоохранные мероприятия и несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию природных ресурсов. 17. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым


самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам. 18. Предприятие осуществляет расчеты по своим обязательствам с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями и организациями, а также гражданами как в безналичном порядке через учреждения банков, так и наличными деньгами. 19. Предприятие осуществляет в установленном порядке оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статическую отчетность.


Должностные лица Предприятия за искажение государственной отчетности несут установленную законодательством ответственность. 4. Образование и использование средств предприятия 20. Источником формирования финансовых ресурсов Предприятия является прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы Учредителя, членов трудового коллектива, предприятий, организаций и граждан, а также кредиты и другие


поступления, не противоречащие закону. Прибыль, остающаяся у Предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет чистая прибыль , поступает в полное его распоряжение. 21. За счет чистой прибыли Предприятие формирует по утвержденным Учредителем нормативам а единый фонд производственного и социального развития б резервный фонд в фонд отчислений Учредителю г иные фонды, образованные Учредителем.


Порядок образования и использования фондов Предприятия определяется Учредителем. 22. Вся сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств направляется в единый фонд производственного и социального развития и используется в соответствии с действующим законодательством. Средства единого фонда производственного и социального развития на реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, проведение научно-исследовательских, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских


работ, финансирование других производственных затрат, а также на строительство жилых домов и иных объектов непроизводственной сферы, их содержание, на установление социальных льгот членам трудового коллектива и другие нужды в соответствии с действующим законодательством. 23. Средства резервного фонда используются на восстановление недостатка собственных оборотных средств, на оплату труда в случае недостаточности средств на эти цели у


Предприятия, а также на покрытие непредвиденных расходов и убытков Предприятия. 24. Все расчеты Предприятия, включая платежи в бюджет и выплату за- работной платы, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов наступления сроков платежей . Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. 25. Предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и


ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации, а также публикует данные в своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством. 26. Перечисление или выдача денежных средств по счетам Предприятия производится по распоряжению директора и бухгалтера Предприятия. Бухгалтер Предприятия назначается нанимается


Учредителем. 27. Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Предприятия проводится по инициативе Учредителя. Плановые ревизии и текущий контроль деятельности Предприятия осуществляется администрацией. Проверку деятельности Предприятия осуществляют также соответствующие государственные органы в пределах их компетенции. 28. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и на- логовой дисциплины, требований к


качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности Предприятие несет полную имущественную ответственность, предусмотренную законодательством. Учредитель не несет ответственности по обязательствам Предприятия. Предприятие не несет ответственности по обязательствам Учредителя. 5. Управление предприятием 29. Управление


Предприятием осуществляется на основе принципа сочетания централизованного руководства и самоуправления трудового коллектива 30. Предприятие возглавляется Директором, который действует на основе единоначалия, руководит всей деятельностью и организует работу Предприятия. Директор Предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности Предприятия, за исключением отнесенных настоящим Уставом к компетенции


Учредителя и компетенции общего собрания трудового коллектива Предприятия. Директор Предприятия назначается нанимается Учредителем. Директор Предприятия без доверенности действует от имени Предприятия, представляет его интересы во всех отечественных и иностранных предприятиях, в фирмах и организациях, распоряжается имуществом Предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает


доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Предприятия. 31. Заместители Директора Предприятия, руководители структурных подразделений, а также специалисты, старшие специалисты назначаются на должность и освобождаются от должности Директором Предприятия. 32. Бригадиры избираются на собраниях коллективов бригад тайным голосованием


и утверждаются руководителем подразделения, в состав которого входят эти бригады. Распоряжения заместителей Директора Предприятия, руководителей структурных подразделений, обязательны для всех подчиненных работников. 33. При назначении найме Директора Предприятия на должность с ним заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность Директора Предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой


должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор Предприятия может быть освобожден учредителем от занимаемой должности до истечения срока контракта по основаниям, предусмотренным в контракте или действующим законодательством. 6. Трудовой коллектив предприятия, организация, оплата и дисциплина труда 34. Трудовой коллектив Предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности


на основе трудового договора либо контракта. На всех членов трудового коллектива Предприятия распространяется действие трудового законодательства. 35. Численность работников Предприятия не превышает человек. 36. Общее собрание трудового коллектива - образует при необходимости Совет трудового коллектива и определяет его функции - самостоятельно устанавливает для работников дополнительные


отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в пределах заработанных средств, направленных на потребление - решает с участием администрации Предприятия вопросы социального развития в соответствии с законодательными актами, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей - решает вопрос о необходимости заключения с администрацией Предприятия коллективного договора, рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзный


комитет либо другие органы подписать его от имени трудового коллектива. 37. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения на Предприятии, вопросы охраны труда, социального развития коллектива и здоровья его членов. При возникновении разногласий при заключении или исполнении индивидуального договора они разрешаются в порядке, установленном законодательством 38. Директор


Предприятия самостоятельно определяет формы, размеры и системы оплаты труда всех работников Предприятия, а также другие виды их доходов. Работникам Предприятия гарантируется минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством. 39. Продолжительность и распорядок рабочего дня на Предприятии, порядок предоставления выходных дней, ежегодных и дополнительных отпусков и другие вопросы


трудовой деятельности работников Предприятия регулируются на основе законодательства правилами внутреннего трудового распорядка Предприятия. 40. За нарушение трудовой дисциплины, Устава Предприятия и правил внутреннего трудового распорядка на виновных лиц Директором Предприятия могут быть наложены взыскания. Порядок наложения и снятия взысканий определяется правилами внутреннего трудового распорядка


Предприятия. 41. Все работы на Предприятии осуществляются с соблюдением правил и норм по технике безопасности и требований производственной санитарии. 42. На каждого работника Предприятия ведется трудовая книжка в порядке, установленном для рабочих и служащих, за исключением тех случаев, когда местом основной работы работника является государственная, кооперативная или другая общественная организация. 43. Трудовые споры работников и администрации


Предприятия рассматриваются в установленном законодательством порядке. 44. За ущерб, причиненный Предприятию, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. 7. Социальное страхование 45. Работники Предприятия подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных законодательством.


46. Предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. 47. Предприятие обеспечивает для всех работающих на Предприятии безопасные условия труда и несет ответственность за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. 48. Предприятие постоянно улучшает условия труда и быта женщин, обеспечивает предоставление льгот женщинам,


имеющим малолетних детей, переводит на более легкую работу с безвредными условиями труда беременных женщин, а также предоставляет им иные льготы, предусмотренные законодательством. 49. Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных, спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в их состав. 8. Принятие и регистрация


Устава Предприятия 50. Устав Предприятия, утвержденный Учредителем, подлежит регистрации в . Последующие изменения и дополнения Устава производятся в таком же порядке. Предприятие приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Подлинники настоящего Устава хранятся в , регистрирующем органе на предприятии и у учредителя. 9. Реорганизация и ликвидация Предприятия 51. Ликвидация и реорганизация


Предприятия производится по решению Учредителя либо по решению суда. Реорганизация Предприятия, которая может вызывать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с Исполкомом районного Совета народных депутатов. 52. Предприятие ликвидируется также в случаях а признания его банкротом б если принято решение о запрете


деятельности Предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности в если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании Предприятия г по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами. 53. При реорганизации и ликвидации Предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав


и интересов в соответствии с законодательством. 54. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации. 55. Ликвидация Предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой Учредителем или уполномоченным им органом совместно с трудовым коллективом, а в случае банкротства Предприятия - судом, в порядке, предусмотренном законодательством.


56. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива, используется по указанию Учредителя. Список использованной литературы 1. Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ М. Дело, 2008 704 с. 2. http www.bddo.ru dog 61 191.htm 3. Кунц Г ОДоннел С. Управление системный и ситуационный анализ управленческих функций


М. Прогресс, 1981. Т. 1 С.92. 4. http gosreg.com chup 5. Рынок как войти в лидеры Питер Ф. Друкер , Москва 2003 г 6. http ready-ooo.ru registratsiya-firm-ooo.html 7. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху Пер. с англ. -М. Дело ЛТД. 1995 8. http www.stroy-life.ru 9. Минина Л.С. От функционального внутрифирменного планирования к современному деловому планированию строительное


производство и расходы будущих периодов. Новосибирск НГАСУ, 1998. 10. http institutiones.com download course 498-dolgosrochnoe-planirovanie.html 11. Леонид Федорович Манаков. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет 2005. 12. http bizne.ru index.php?option com content Itemid 6 id 116 task view 13.


Якокка Л. Карьера менеджера Пер. с англ М. Прогресс,1991. 14. http www.aup.ru books m64 4 2.htm 15. Пособия ЭРНСТ энд ЯНГ. Составление бизнес-плана Пер. с англ 2-е изд М. Джон Уайли энд Санз, 1994. 16. http www.finman.ru 17. Шапиро В.Д. Управление проектами СПб. Два-Три, 1995. 18. http www.construction-technology.ru 5 19. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний 52 истории из мира бизнеса и торговли


СПб. Питер Пресс, 1995. 20. http www.businessinternet.ru primer2.htm 21. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротства. Уч. пос.Москва-2007г. 22. http www.petrostimul.ru employer method



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционный проект по замене оборудования цеха сборки пластиковых окон ООО "Зарта"
Реферат Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Реферат 129090, Москва, ул. Мещанская 7 строение 1 офис 12 тел. (495) 926-3785 (многоканальный) тел./факс. (495) 681 84 00
Реферат Отношения между США и Мексикой в конце ХХ - начале ХХI веков
Реферат Селекция пшеницы на устойчивость к листовой ржавчине
Реферат Камера хранения литературный проект
Реферат Лавров Петр Лаврович
Реферат Технология механизированных работ в растениеводстве
Реферат Основы совершенствования ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей
Реферат Конструкции из дерева и пластмасс. Жилое здание из дерева в г.Купянск
Реферат Банковская и финансовая системы
Реферат Совершенствование программы развития туризма Псковской областии
Реферат Религия и церкви в Финляндии
Реферат Движение жидкости в открытых руслах
Реферат Thoreau On Thoreau Essay Research Paper Philosophers