Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода

Расширение гуманитарных технологий на основе
компетентностного подхода

Кузнецова Надежда Александровна, преподаватель,
самарский авиационный техникум, Самара

В
настоящее время повышается интерес к гуманитарным технологиям - это индикатор
того, что развивается инновационный процесс. Какие возможности открывает он для
образования?

Сама
идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих
наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать
так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся
для принятия решений.

Итак,
что же такое гуманитарные технологии?

Гуманитарные
технологии — это технологии инноваций, производство новых способов
деятельности. Инновация — это новый способ думать и делать. Причем в этом
определении важны оба слова — и «думать», и «делать». Появление нового способа
деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый
взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую
информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления —
когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения.


Если
исходить из названия, то гуманитарные технологии – это технологии,
ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих
условий для этого. Другими словами – это способы совершенствования моральных и
этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического
состояния.

Говоря
о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что
гуманитарные технологии – это система научно-гуманитарных знаний, использование
которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи
определенных условий, средств и способов.

Объект
и замысел определяют в технологии все остальное: какие нужны
научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации
замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий в образовании выступают
студент, группы студентов, а в основе замысла нами предлагается система средств
развития компетентного специалиста, способного постоянно
самосовершенствоваться, конкурировать на рынке труда и легко адаптироваться в
изменяющихся условиях.

Поэтому
перед нами поставлена цель - подготовить будущего специалиста к предстоящим
жизненным испытаниям на основе разработанных технологий.

Гуманитарные
технологии определяются некоторыми особенностями.

Важной
особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в
гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования
субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных
изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут
«состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать,
понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет
достичь желаемого результата и реализовать замысел.

Гуманитарной
технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие
манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через
прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм
технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и
устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый
результат.

Таким
образом, гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее
влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы,
ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной
системы в целом.

Гуманитарность
технологии определяется возможностью «оборачиваемости» используемых методов,
так называемого «двустороннего» эффекта их применения и возврата к педагогу на
индивидуально-личностном уровне.

По
своей природе педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ
педагогической технологии представляет интерес развития различных компетенций:
компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать
проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации
культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации
самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в
организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять
ответственность за выполняемую работу. Результаты, которые воспроизводимо
достигаются и диагностируются в этих видах компетенций — саморазвитие, самосознание,
саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е.
самосовершенствование личности. Содержание обучения включает целостный опыт
студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление
психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового
опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в
профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа
интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы
считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который
позволяет получать личностные учебные результаты.

Психологические
технологии, представляя вид гуманитарных технологий, направлены на раскрытие,
реализацию и развитие индивидуальности студента, оптимизацию его
взаимоотношений с преподавателем, другими людьми. Широкий спектр
психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает
совершенствовать методы преподавания в школе и вузе.

Таким
образом, мы имеем возможность на основе научно-гуманитарных знаний реализовать
предложенный нами замысел: развивать способность


анализировать ту информацию и знания, которыми будущий специалист будет
пользоваться для принятия решений;


самосовершенствоваться и саморазвиваться;


самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной
деятельности;


самостоятельно действовать в условиях неопределенности;


проявлять ответственность за выполняемую работу;


управлять психофизическим состоянием.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Милый идеал Татьяны Лариной по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин
Реферат Виды рисков внутренней и внешней среды организации и учет их при управлении
Реферат Откуда взялась над Землей Луна
Реферат Воздействие газовой промышленности на окружающую среду
Реферат Некоторые особенности психологического восприятия и визуальной интерпретации динамических процессов
Реферат Networking Essay Research Paper NetworkingA network is
Реферат Палеоэкономика населения горных степей Алтая (по наскальным изображениям и археологическим данным)
Реферат Societal Lessons In Julius Caesar Essay Research
Реферат Отчет по практике в отделе дознания ОВД
Реферат Облік інших необоротних активів на прикладі "Рівненський завод тракторних агрегатів"
Реферат 30. 11. 2005 17: 09 сегодня в последний день работает единственный в россии музей кино
Реферат Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем
Реферат Україна в системі сучасних міжнародних відносин: проблеми і перспективи розвитку
Реферат Ташкентский областной комитет КП Узбекистана
Реферат Parents Influence In Kids Lifes Essay Research