Расширение гуманитарных технологий на основе
компетентностного подхода
Кузнецова Надежда Александровна, преподаватель,
самарский авиационный техникум, Самара
В
настоящее время повышается интерес к гуманитарным технологиям - это индикатор
того, что развивается инновационный процесс. Какие возможности открывает он для
образования?
Сама
идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих
наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать
так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся
для принятия решений.
Итак,
что же такое гуманитарные технологии?
Гуманитарные
технологии — это технологии инноваций, производство новых способов
деятельности. Инновация — это новый способ думать и делать. Причем в этом
определении важны оба слова — и «думать», и «делать». Появление нового способа
деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый
взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую
информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления —
когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения.
Если
исходить из названия, то гуманитарные технологии – это технологии,
ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих
условий для этого. Другими словами – это способы совершенствования моральных и
этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического
состояния.
Говоря
о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что
гуманитарные технологии – это система научно-гуманитарных знаний, использование
которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи
определенных условий, средств и способов.
Объект
и замысел определяют в технологии все остальное: какие нужны
научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации
замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий в образовании выступают
студент, группы студентов, а в основе замысла нами предлагается система средств
развития компетентного специалиста, способного постоянно
самосовершенствоваться, конкурировать на рынке труда и легко адаптироваться в
изменяющихся условиях.
Поэтому
перед нами поставлена цель - подготовить будущего специалиста к предстоящим
жизненным испытаниям на основе разработанных технологий.
Гуманитарные
технологии определяются некоторыми особенностями.
Важной
особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в
гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования
субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных
изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут
«состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать,
понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет
достичь желаемого результата и реализовать замысел.
Гуманитарной
технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие
манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через
прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм
технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и
устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый
результат.
Таким
образом, гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее
влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы,
ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной
системы в целом.
Гуманитарность
технологии определяется возможностью «оборачиваемости» используемых методов,
так называемого «двустороннего» эффекта их применения и возврата к педагогу на
индивидуально-личностном уровне.
По
своей природе педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ
педагогической технологии представляет интерес развития различных компетенций:
компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать
проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации
культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации
самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в
организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять
ответственность за выполняемую работу. Результаты, которые воспроизводимо
достигаются и диагностируются в этих видах компетенций — саморазвитие, самосознание,
саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е.
самосовершенствование личности. Содержание обучения включает целостный опыт
студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление
психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового
опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в
профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа
интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы
считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который
позволяет получать личностные учебные результаты.
Психологические
технологии, представляя вид гуманитарных технологий, направлены на раскрытие,
реализацию и развитие индивидуальности студента, оптимизацию его
взаимоотношений с преподавателем, другими людьми. Широкий спектр
психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает
совершенствовать методы преподавания в школе и вузе.
Таким
образом, мы имеем возможность на основе научно-гуманитарных знаний реализовать
предложенный нами замысел: развивать способность
•
анализировать ту информацию и знания, которыми будущий специалист будет
пользоваться для принятия решений;
•
самосовершенствоваться и саморазвиваться;
•
самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной
деятельности;
•
самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
•
проявлять ответственность за выполняемую работу;
•
управлять психофизическим состоянием.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/