Песнь о
Гайавате. Лонгфелло Генри Уордсворт
Песнь о
Гайавате. Эпическая поэма (1855)
Во вступлении
автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь
о Гайавате: "О его рожденье дивном, / О его великой жизни: / Как постился
и молился, / Как трудился Гайавата, / Чтоб народ его был счастлив, / чтоб он
шел к добру и правде".
Верховное
божество индейцев, Гитчи Манито - Владыка Жизни, "сотворивший все
народы", начертавший пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку
и закурил ее. Увидев поднимавшийся к небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех
племен: "Шли Чоктосы и Команчи, / Шли Шошоны и Омоги, / Шли Гуроны и
Мэндэны, / Делавары и Могоки, / Черноногие и Поны, / Оджибвеи и Дакоты".
Гитчи Манито
призывает враждующие племена примириться и жить "как братья" и
предрекает появление пророка, который укажет им путь к спасению. Повинуясь
Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевую краску,
закуривают трубки и пускаются в обратный путь.
Победив
огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного
ветра, другие же ветры отдает детям: Восточный - Вебону, Южный - Шавондази,
Северный - злому Кабибонокке.
"В
незапамятные годы, / В незапамятное время" прямо с месяца упала на
цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис
родила дочь и назвала ее Вено-ной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз
предостерегала ее от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери. "И
родился сын печали, / Нежной страсти и печали, / Дивной тайны - Гайавата".
Коварный
Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату вырастила и
воспитала бабка.
Став взрослым,
Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы и отправляется
на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери.
Гайавата
начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трехдневного
сражения отец просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя
одолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать
землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти
владыкой Северо-Западного ветра.
В лесной глуши
Гайавата постится демь дней и ночей. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о
благе и счастье всех племен и народов, и как бы в ответ у его вигвама
появляется юноша Мандамин с золотистыми кудрями и в зелено-желтых одеждах. Три
дня Гайавата борется с посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает
Мандамина, хоронит его и затем не перестает навещать его могилу. Над могилой
один за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение Мандамина -
кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.
Гайавата строит
пирогу из березовой коры, скрепляя ее корнями тэмрака - лиственницы, делая раму
из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе
со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил
ее от коряг и мелей.
Гайавата
находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в
честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант
Чайбайа-бос поет нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о
волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.
Чтобы уберечь
посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнаженной,
и она послушно, "без смущения и без страха" повийуется. Гайавата же
ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для
острастки привязывает его на кровле своего вигвама.
Гайавата
придумывает письмена, "чтоб грядущим поколеньям / Выло можно различить
их".
Страшась
благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в
водах Гитчи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя
заболевает, и его исцеляют с помощью заклинаний и магических плясок.
Дерзкий
красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно
их обыгрывает.
Затем,
раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис
разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за
По-Пок-Кивисом, а тот, убегая, оказывается на бобровой плотине и просит бобров
превратить его в одного из них, только больше и выше всех остальных. Бобры
соглашаются и даже избирают его своим вождем, и Гайа-вате удается справиться со
своим врагом, только призвав на помощь молнию и гром.
Гайавата
лишается еще одного своего друга - силача Квазинда, которого погубили пигмеи,
попавшие ему в темя "голубой еловой шишкой", в то время как он плыл в
пироге по реке.
Наступает
суровая зима, и в вигваме Гайава-ты появляются призраки - две женщины. Они
мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски
пищи.
В селениях
индейцев начинается голод. Гайа-вата отправляется на охоту, но безуспешно, а
Миннегага слабеет день ото дня и умирает. Гай-авата, исполненный скорби,
хоронит жену и четыре ночи жжет погребальный костер. Прощаясь с Миннегагой,
Гайавата обещает скоро встретиться с ней "в царстве светлого Понима, /
Бесконечной, вечной жизни".
В селение
возвращается из далекого похода Ягу и рассказывает, что видел Большое Море и
крылатую пирогу "больше целой рощи сосен". В этой лодке Ягу видел сто
воинов, лица которых были выкрашены белой краской, а подбородки покрыты
волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу очередной небылицей. Не смеется
только Гайавата.
Гайавата
рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему будущее: он видел "густые
рати" народов, переселяющихся на Запад. "Разны были их наречья, / Но
одно в них билось сердце, / И кипела неустанно / Их веселая работа: / Топоры в
лесах звенели, / Города в лугах дымились, / На реках и на озерах / Плыли с
молнией и громом / Окрыленные пироги".
Но открывшееся
Гайавате будущее не всегда лучезарно: он видит и индейские племена, гибнущие в
борьбе друг с другом.
Гайавата, а за
ним и остальные индейцы приветливо встречают приплывших на лодке бледнолицых и
приобщаются к истинам, которые провозглашает наставник бледнолицых, "их
пророк в одежде черной", - к началам христианской религии, рассказам
"о Святой Марии-Деве, / О ее предвечном Сыне".
Гости Гайаваты
засыпают в его вигваме, истомленные жарою, а сам он, простившись с Нокомис и со
своим народом и завещая внимать мудрым наставлениям присланных из царств света
гостей, уплывает в своей пироге на Закат, в Страну Понима, "к Островам
Блаженных - в царство / Бесконечной, вечной жизни!".
***
Гайавата -
герой ирокезских преданий, отважный, мудрый, добрый, смелый воин, победитель
зла, борец с враждебными силами природы. Г. - фигура народного эпоса, с которым
Лонгфелло был знаком по записям этнографа Г. Р. Скулкрафта. Как историческая
личность Г. - ирокезский законодатель начала XV в., вождь племени онондагов, в
своем правлении сочетал выборную парламентскую систему и местное наследственное
управление. В легендах образ Г. приобретает мифологические черты. Буквально его
имя переводится как "пророк, учитель" или "божество,
покровительствующее рыбным и охотничьим местам". У Лонгфелло Г.
представлен преимущественно в своем земном облике, хотя и наделен некоторыми
сверхъестественными чертами.
Его жизнь
протекает в одном из племен оджибуэев, полукочевых алгонкинов.
Героические
деяния Г. изложены Лонгфелло в форме своеобразного рыцарского романа. Герой
совершает подвиги во имя благородных целей. Он воспитывался на лоне природы,
словно перенимая ее разум и гармоничность, - подтверждение распространенной в
XIX в. теории Р. У. Эмерсона о родстве с природой как залоге целостности
человека. Достигнув возраста юного воина, Г. ищет отца, и между ними происходит
борьба, из которой герой поэмы выходит победителем.
Великие деяния
Г. составляют основное повествование, завершающееся уходом героя в светлый мир
вслед за "дамой сердца" Миннегагой, когда в поселениях индейцев
появляются белые люди.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl