Короленко:
Слепой музыкант
Попельский Петр
(Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой.
Подзаголовком -
"этюд" - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер
своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с
естественнонаучными, медицинскими проблемами. "Основной психологический
мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету", -
писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести.
Подробнее он
рассуждал в одном из писем: "Мне говорили часто и говорят еще теперь, что
человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал
света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней
потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но
весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался
и требует своей доли света".
Петя родился в
богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту,
пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат
Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли
"глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий". И в
дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему
чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в
возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести:
Петя, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом,
завораживает своей игрой огромный зал.
Повесть, редкая
по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и
правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие
ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории
болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии
A.M.Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: "Щербина позитивист до мозга костей. Он или судьба за
него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей,
последовательных этапов, разрешил их одну за другой... и это закрыло от него
дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился... в сознании.
И уверяет, что он доволен н счастлив без полноты существования. Доволен - да.
Счастлив - наверное нет".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/