Кандинский В.В.
Кандинский
Василий Васильевич (1866-1944)
Художник-живописец,
экспрессионист, создатель теории "абсолютной живописи", положившей
начало абстрактной живописи.
В.
В. Кандинский родился в московской купеческой семье. В 1871 г. вместе с
родителями переехал в Одессу. Там, посещая классическую гимназию, занимался
одновременно с приглашенным учителем рисования. В 1885 г. Кандинский поступил
на юридический факультет Московского университета, успешно закончил его и даже
в 1895-96 гг. работал над диссертацией.
Однако
вскоре он принял важнейшее для своего будущего решение - стать художником.
Оглядываясь назад, Кандинский находил, что два события этого периода
перевернули его жизнь: встреча с картиной "Стог сена" К. Моне на
французской импрессионистической выставке, открывшейся тогда в Москве, и
впечатление от оперы Р. Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре.
В
1896 г. Кандинский уезжает в Мюнхен, где особенной популярностью пользовалась
художественная школа А. Ашбе. Помимо занятий в школе, он прослушал курс
анатомии, ежедневно писал натурные этюды.
В
1900 г. Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука,
"первого немецкого рисовальщика".
В
1901 г. основал в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и
организовал за четыре года 12 выставок. В 1909 г. возглавил созданное в Мюнхене
Новое художественное общество.
В
начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал - побывал в Голландии, Швейцарии,
Италии, Франции, приезжал и в Россию. Работы этих лет, в основном пейзажи,
построены на цветовых диссонансах; игра цветовых пятен и линий постепенно
вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд",
1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий
всадник", 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау.
Двор замка", 1908). Обратился к русской сказочной, былинной старине,
создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская
красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о
славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями",
1902, "К городу", 1903).
В
1910-11 гг. художник создал первые живописные "импровизации" и
"композиции". В 1911 г. написал книгу "О духовном в
искусстве", перевернувшую устоявшееся представление об искусстве вообще;
эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма.
В
1911 г. Кандинский организовал объединение "Синий всадник". Тесно
сотрудничал с берлинским объединением "Штурм", которое устроило в Берлине
его первую персональную выставку (64 работы 1902- 12 гг.).
Кандинский
активно участвовал и в художественной жизни России. В 1915 г. Кандинский
вернулся в Москву. После октябрьских событий он занимался музейной и
преподавательской деятельностью, входил в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса
(1918), стал одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде
(1919) и Инхука в Москве (1920), возглавлял Всероссийскую закупочную комиссию,
существующую при Музейном бюро (1919-21).
В
1921 г. Кандинский был делегирован в Германию как представитель Академии
художественных наук для установления связи с учреждениями и лицами
художественного значения". С 1922 г. приглашен на преподавательскую работу
в Баухауз (высшая школа строительства и художественного конструирования в
Германии
В
1920-30-х гг. имя Кандинского становится всемирно известным. Его провозглашают
теоретиком нового, абстрактного искусства. Выставки художника проходят почти
ежегодно в Европе и Америке, теоретическая работа "Точка и линия на плоскости",
опубликованная в 1926 г. в Мюнхене, переведена и издана на многих языках мира.
После
закрытия фашистами Баухауза в 1933 г. Кандинский переезжает во Францию и
поселяется в местечке Нейи-сюр-Сен. Здесь он думал найти временное убежище, но
обрел постоянный дом, который оказался для него и последним.
Живя
обособленно и от французского художественного круга и от русской эмиграции,
Кандинский между тем не оставался в стороне от интернациональной творческой
жизни, его мастерскую посещали многие художники и критики, приезжавшие в Париж.
В 1936 г. он участвовал в выставках "Абстрактное и конкретное"
(Лондон), "Кубизм и абстрактное искусство" (Нью-Йорк). После выставки
"Дегенеративное искусство", устроенной фашистами в Германии как
показательное судилище над авангардизмом, многие работы художника были
уничтожены.
В
своей живописи художник использует совсем немного основных цветов - красный,
синий, желтый, но они становятся направляющими в композиции как звучные
аккорды, выделяющие мелодию в симфонии разных звуков. Все остальные краски -
дополнительные. Они появляются из смешения основных - это и зеленоватые,
коричневые, фиолетовые, их оттенки порой непредсказуемы.
Поздние
работы (а за одиннадцать лет, проведенных во Франции, художник создал 144
картины, 250 акварелей и гуашей) отличаются строгими формами и более
механистичными композициями. Произведениями открывателя абстрактного искусства
гордятся лучшие музеи мира.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/