Реферат по предмету "Биографии"


Е.Д.Поливанов

Е.Д.Поливанов
(1891-1938)

Не только среди российских, но и среди
лингвистов всего мира трудно найти столь яркого и необычного человека, каким
был Евгений Дмитриевич Поливанов (1891-1938). Он родился в Смоленске, окончил
Петербургский университет и был учеником Ивана Александровича Бодуэна де
Куртенэ. От учителя он воспринял многие идеи, в частности психологический
подход к фонологии. Одну из идей своего учителя -- идею о равноправии всех
языков -- он в советское время пытался осуществить на практике. Одновременно
Е.Д.Поливанов окончил ещё одно учебное заведение -- Восточную практическую
академию по японскому разряду -- и начал свою лингвистическую деятельность как
японист.

Судьба учёного была трагической. Дворянин по происхождению,
он всем сердцем принял Октябрь 1917 года. С этого же года -- заведующий отделом
стран Востока в Народном комиссариате иностранных дел, с 19 года -- член КПСС,
профессор Петроградского университета, с 21 года -- сотрудник Коминтерна.
Работал в разных университетах России, Узбекистана, Киргизии.

Революционер, организатор партизанского
отряда красных китайцев во время Гражданской войны; дипломат, автор
первоначального варианта Брестского мира;просветитель, один из основателей
первого в Средней Азии университета; создатель алфавитов для бесписьменных
народов; полиглот, который знал десятки языков (он переводил Гёте с немецкого
на узбекский и разъяснил японским учёним сущность ударения в их языке), --
многое было в жизни этого удивительного человека. О Поливанове ходили
разнообразные легенды, нередко созданные им самим. Говорили, что он мог всего
лишь за несколько часов написать целый научный труд, что он поднимался на
занятия со студентами по водосточной трубе, что во время его скитаний по Средней
Азии на него напали бандиты: одного он убил, других обратил в бегство, хотя у
него с юности не было кисти левой руки...

Друг Поливанова писатель и литературовед
Виктор Борисович Шкловский писал спустя почти полвека после его гибели :
"Поливанов был обычным гениальным человеком. Самым обычным гениальным
человеком."

В каждой работе, даже посвящённой частному
вопросу, учёный решал общие теоретические проблемы. Изучая самые разные языки,
Поливанов прежде всего имел в виду человеческий язык вообще. Он стремился
построить теорию языка, используя как можно больше материала. Этот подход
отразился в его книге "Введение в языкознание для востоковедных
вузов", совместившей в себе учебник и теоретический труд. Сохранилась
только первая её часть, типографский набор второй был рассыпан, а сама рукопись
пропала. Также им была написана "Грамматика современного китайского
языка", "Грамматика японского разговорного языка","Русская
грамматика в сопоставлении с узбекским языком", "Опыт частной
методики преподавания русского языка" и др.

Е.Д.Поливанов никогда не соглашался ни с
ограничением линвистики проблемами "языка в самом себе и для себя",
ни с отказом от исследований истории языка. Он не только активно занимался
историей языков, но и пытался решить вопрос, который оказался не под силу
языкознанию 19 столетия : почему происходят изменения в языке? Он считал, что
главная причина -- , а влияние политических и
экономических причин может быть лишь косвенным, хотя некоторые другие советские
учёные доказывали обратное.

Поливанов поставил ещё один вопрос, связанный
с развитием языков, на который не дала ответа даже современная наука. Вслед за
Бодуэном де Куртенэ он писал о том, что языкознание изучает либо прошлое, либо
настоящее языков, но необходимо исследовать ещё и языковое будущее. Он считал,
что лингвист должен владеть "прогнозом языкового будущего", выявляя в
истории языков закономерности развития, надо уметь предсказывать их дальнейшее
действие. Однажды молодой лингвист спросил Поливанова о том, какой характер
имело ударение в классической латыни. Учёный ответил, что оно было очень
похожим на ударение, которое будет в японском литературном языке примерно через
два столетия.

Е.Д.Поливанов стремился создать общую теорию
языкового развития, которая объясняла бы, почему те или иные языки развивались
именно таким образом. Эту теорию он называл лингвистической историологией.
Однако создать её учёный не успел.

Поливанов был одним из основателей социолингвистики,
которую рассматривал как основу для построения общества будущего.
Приверженность этой идее во многом определила его жизнь и её трагическое
завершение.

С начала 30-х годов оказался в изоляции. Его
работы не публиковали ни в Москве, ни в Ленинграде, в августе 1937 года был
арестован и в 1938 году расстрелян в подвалах Лубянки.
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формування екологічної культури молодших школярів
Реферат Правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России
Реферат Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина по поэме Мертвые души
Реферат Анал І з регуляторного впливу до проекту розпорядження Коломацької районної державної адміністрації
Реферат «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Реферат I. общие положения и краткая характеристика развития физической культуры и спорта в зато северск
Реферат Проблемы и перспективы развития гражданского оборота земельных участков
Реферат Психология произведения Джен Эйр
Реферат Оптимізація міжпредметних зв'язків, як умова підвищення ефективності процесу загальнотехнічної підготовки
Реферат Первая помощь при обморожение
Реферат Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи
Реферат Автор-повествователь - герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Реферат Правопис слів іншомовного походження
Реферат методические указания к изучению спецкурса "проблемы теории доказательств"  для студентов 5-го курса дневного отделения и 6 курса заочного отделения юридического факультета   Самара 1997
Реферат Ликвидация осложнений при строительстве скважин с использованием п