Реферат по предмету "Разное"


«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского района Костромской областиИз опыта работы обобщение по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»Учитель: Горюшкина Н.В.2011 уч. годСодержание1 Введение.2 Основная часть1).Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения.2).Театрализованная творческая деятельность на уроках литературного чтения.3).Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения.3 Заключение4 Список литературы.1. Сущность:A) доказать, что важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, самым совершенным средством общения является речь; Б) раскрыть речь, как вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка; B) выделить функции общения и сообщения эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.^ 2.Условия возникновения опыта:2.1 Опыт формировался в условиях работы в МОУ ССОШ поселка Судиславль, в процессе обучения использовались новые методики, направленные на развитие коммуникативных способностей учащихся 2.2. Появление опыта обусловлено следующими противоречиями: А) во-первых, в дошкольном возрасте, а отчасти в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Б) во-вторых, в традиционной системе овладения учащимися чтением рассматривается лишь как овладение определенными умениями и навыками без учета развития познавательных и речевых способностей, ориентированных на формирование у детей интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения. B) в-третьих, современная семья практически не уделяет внимания выработке вежливого речевого общения. Совершенствование речи, повышение ее культуры целиком переложена на школу. C) В последнее время в школу приходит большое количество детей с нарушением речевой функции. Даже при нерезком выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя), поэтому школьники испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.^ 3.Актуальность опыта:A) опыт способствует развитию не речи, вообще, а речи разговорной, деловой, художественной. Приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, развивает самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся. Б) опыт позволяет успешно реализовать принципы развития речи, коммуникативную функцию языка, обеспечивает практическую направленность обучения искусству речи, умение общаться с собеседником, отстаивать свою точку зрения. B) в процессе опыта, ученик находится на субъект - субъектном уровне, т.е. в процессе деятельности является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником, полноправным партнером учебной и воспитательной ситуации Г) цель учителя обеспечивать коммуникативную направленность обучению языку: -развитие творческих способностей учащихся -развитие устной и письменной речи -приобщение детей к литературе как искусству слова введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.^ 4. Новизна опытаКоммуникативно-деятельностный подход, ориентированный на овладение детьми навыками чтения, письма и развитие познавательных и речевых способностей строится на основе новых подходов к определению целей и принципов обучения. Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение, словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью человека, его общей культуры, его образованности. Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, в общественной жизни. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело и в нужное время. Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо учиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Развивать речь, формировать умение общаться следует с раннего возраста. Именно в школе так много уделяется этому внимание.^ 1.Введение.(теоретическая база опыта)Творчество-способность человека создать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности не только зависят от умственных способностей, но и от определенных черт характера. Если в раннем возрасте процесс творчества ярче всего выражается в рисовании-любимом занятии детей, то для младших школьников самым характерным становится литературное творчество. Для словесного рисования нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношение между людьми. Ребенок младшего школьного возраста еще не обладает ни опытом, ни умениями, и поэтому литератуному творчеству его надо учить. Основная трудность младших школьников заключается в том что они не могут правильно выразить свое мнение, понимание, знания в письменной речи. Письменное выражение их мыслей и чувств значительно отстает от способностей выражать их словесно. Беден словарный запас. В этом и должен помочь учитель. Требуется единая система, которая включает в себя ряд методов, приемов и упражнений. Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по-прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения; - задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим; - система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. До литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи. Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания. Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия: - использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала; - использовать образцовые авторские и народные произведения; - зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор; - осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания. (Приложение 1) В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения: 1. Словесное развертывание образов произведения. 2. Театральная творческая деятельность. 3. Изобразительная творческая деятельность.^ 2.Основная часть.(технология работы) 1.Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы. Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения. Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно? Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям. Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения. Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п. Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение). Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения. Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания: - передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль; - прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение; - прочитай предложение с разной интонацией. Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой. Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «фантазия». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей. Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей. Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов. Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств. В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи. Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь. Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды. В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора. Возможно использовать в работе над словом следующие задания: Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными. Задание «Определение» Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.Задание «Толкование слов» домашнее задание Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов. Прием «Чтение с остановками» Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения. Прием «Задай вопрос» развивает умение задавать вопросы. Заданный вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.Прием «Мозаика» Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.Прием «Ассоциативные загадки» Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки. На что похоже? -… Чем отличается? -… Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше ?Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Виды творческих работ с пословицей: Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Анализируя рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» 2 кл. Родная речь идет сопоставление текста с пословицей, а потом по ней составляется поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Так при помощи пословицы «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» необходимо убедить слушателей в том, что если человек не проявит заботу, уважение, любовь к старикам, то что же ждет его самого в старости.^ Выбрать сказку, к которой подходит пословица «Какова работа, такова и награда». «Лиса и журавль» К.Чуковский «Федорино горе» «Два мороза». «Петушок и бобовое зернышко» 3.Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки «Лиса и тетерев» 2 кл. Родная речь Глупый киснет, а умный все промыслит. Друг неиспытанный, что орех неколотый. На языке медок, а на уме ледок. С оглоблю вырос, а ума не вынес. Как аукнется, так и откликнется. 4.Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора». С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Глубже понять образ героя, его мысли и действия помогают такие виды литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус. Работу над произведением строю так: автор – художественный текст – читатель. Учу выражать «точку зрения» автора, героев и читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни. Возможны разные интерпретации, порой даже неожиданные, потому что творческие. Вариативность ответов – это показатель творческой читательской работы, рождения индивидуальных способов прочтения.Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ. Можно провести: - конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; - игра «Журналисты» Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. - игра «Философский стол» Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом) С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения: - дополни слоги до слов (му-, про-); - закончи фразу; - придумай рифму к слову (лучик - … ); - соедини рифмующиеся слова; - поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); - игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга …); - придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину; - игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко); - игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам; - восстанови рассыпанное стихотворение; - допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки прут, Далеко летят на юг… - игра «Кто больше подберет рифм» Синички – водички – птички - игра «Добавлялки» Где обедал воробей? В зоопарке у… - «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант. Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, - интерпретация сказки. Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых заданий. 1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после. 2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий». 3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения. 4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.) 5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.). 6). Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу: - Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек). - Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей. 7). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. 8). Перестановка персонажей внутри одной сказки. 9). Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. 10). Перестановка персонажей. 11). Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».1. Выделять опорные слова из сказки - Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка. - Коллективное выделение опорных слов из сказки. - Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. - Сочинение сказки по опорным словам. 2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки: - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось? - Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк? 3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет: По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке. Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока. Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой. Емеля, щука, печка, ведра, Золушка. 4. «Выворачивание сказки наизнанку» Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении. - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где: 1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов. 2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен. 5. Сочинение сказки по началу или по концу. Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок и т.д.При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.6. Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием: Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например: К – кикимора А - амулетЩ – щука Е - Емеля Й – йог Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать. 7.Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы. Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов. 8. Прием «Свободное выступление» Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением. Во втором классе дети учатся составлять рассказы в научно-познавательном стиле. В ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются, осуществляется «сотворчество». В процессе этой работы критики оценивают соучеников, помогают уточнить чье-то суждение и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения. Уроки-обсуждения совершенно необходимы и чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. Именно на них, благодаря вновь возникающей необходимости обращения к художественному тексту в поисках доказательных обоснований своих прочтений, углубляется понимание текста, выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое и недопустимое в свободной интерпретации.Приемы создания собственных текстов:1.Прием «Напишите письмо» Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.^ 2.Прием «Пишем сказку на новый лад» Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.^ Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования. Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.^ 3.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.^ 5.Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях). ^ 6. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание: - Понравился ли тебе рассказ? Почему? - Удачно ли созданы автором образы героев? - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа.^ 2.Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтенияИгра-драматизация. Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации: - анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; - чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;Раздел «Осень»Сочини рассказ про грибы.^ Белый гриб.Белый гриб - самый вкусный и красивый. Он растет под елками и березами. Грибов очень много разных, но я люблю собирать белые грибы. У белого гриба коричневая шляпка и белая ножка.Аветисян А.Опята.С началом осени в лесу появляются грибы опята. Растут они большими семьями. Этот гриб очень вкусный. Но бывают и ложные опята. Ими можно отравиться. Поэтому их надо собирать с опытными грибниками.Гангур С.Подберезовики.В лесу очень много грибов. Каждому грибу свое место в лесу. Подберезовики растут под березой. У них прямые серые ножки и коричневые шляпки. Подберезовики бывают четырех видов: обыкновенный, черный, розовеющий и болотный. Этот гриб съедобный. Его жарят, варят, сушат и маринуют.Ананьев В.Придумай рассказ на тему «Четыре времени года»^ Рассказ про осень.На деревьях пожелтела листва. Дни стали короче и холоднее. По небу плывут серые облака. Пустеют поля. Все это нам говорит о том, что началась осень.Ананьев В.Раздел «О братьях наших меньших»Придумать сказку о домашних животных.^ Черепашка Дяба.Жила-была черепашка Дяба. Захотелось ей отправиться в путешествие. Напекла она печенья, собралась и отправилась в путь. Шла, шла и заблудилась. Села черепашка Дяба и заплакала. Тут зайчик пробегал. Распросил он черепашку про ее беду. Рассказала она зайчику как заблудилась. Пожалел за


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.