Феогония, или О происхождении богов (Theogonia)
М. Л. Гаспаров
Все
знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен. Это для нас; а
для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои
местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе
рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о
других, тех это мало беспокоило. Но кто часто переходил из города в город и из
области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много
неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было
согласовать местные предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и кто
кому муж. А чтобы лучше запомнить — изложить эти родословные складными стихами
и сказать, будто эти стихи продиктованы самими Музами, богинями разума, слова и
песни.
Это
и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Геликона, где будто бы Музы водят
свои хороводы. Из этого и получилась поэма «феогония» (или «Теогония» ), что
по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до
тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати
страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все они
укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе
с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали
править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом.
Вначале
был Хаос («зияние» ), в котором все было слито и ничто не разделено. Потом из
него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День,
а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми
богами: звездное Небо лежало на широкой Земле и оплодотворяло ее. А вокруг
клубились первые порождения богов — то призрачные, то чудовищные.
От
Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное —
Рок: три богини Мойры («Доли» ), которые каждому человеку отмеривают жизнь и
определяют несчастье и счастье. От Моря родились старший морской бог, добрый
Нерей, два его брата и две сестры, а от них — много-много чудовищ. Это Горгоны,
убивающие взглядом; Гарпии, похищающие людские души; под-земная Эхидна — спереди
дева, сзади змея; огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза
серединой»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками;
трехтелый великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и многоглавая болотная
змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие другие. Даже у Геи и Урана первые
порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов —
Киклопов, жители черного подземелья — Тартара.
Но
главными были не они. Главными были Титаны — двенадцать сыновей и дочерей Урана
и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться. Один за
другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей стало невмоготу. «Из седого
железа» она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел
соединиться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек
ему детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член
его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и
желания Афродита — «Пенная».
Началось
второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сестрами. Одного из них
звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились все на свете
ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос,
Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды. Третьего звали Иапет, от
него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на
плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что
— об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было
тревожным.
Крон
тоже боялся, что рожденные им дети его свергнут. От сестры его Реи у него было
три дочери и три сына, и каждого новорожденного он отнимал у нее и проглатывал
заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она дала
проглотить большой камень, завернутый в пеленки, а Зевса скрыла в пещере на
острове Крите. Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть
своих братьев и сестер. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олимпийцы
сошлись в борьбе. «Море взревело, земля застонала и ахнуло небо». Олимпийцы
освободили из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в
Титанов каменьями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и
против этого Титаны выстоять не могли. Теперь их самих заточили в Тартар, в
самую глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие
стали на страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.
Началось
третье царство — царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо с поднебесной горой
Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчинились и Нерей и Океан; третий
брат, Аид, — подземное царство мертвых. Сестра их Гера стала женою Зевса и
родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу,
богиню юности. Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь
Персефону; ее похитил Аид, и она стала подземной царицей. Третья сестра,
Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной.
Зевсу
тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и Уран предупредили его, что
дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех и сына сильнее
всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его
братьев. Дочь умнее всех родилась из головы Зевса: это была Афина, богиня
разума, труда и войны. А сын сильнее всех так и остался нерожденным. От другой
из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы Аполлон и Артемида: она —
охотница, он — пастух, а также целитель, а также прорицатель. От третьей у
Зевса родился Гермес, сторож перекрестков, покровитель дорожных путников и
торговцев. Еще от одной родились три Оры — богини порядка; еще от одной — три
Хариты, богини красоты; еще от одной — девять Муз, богинь разума, слова и
песни, с которых начинался этот рассказ. Гермес изобрел струнную лиру, Аполлон
играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод.
Двое
сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и
стали богами. Это Геракл, любимый его сын, который обошел всю землю, освобождая
ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других. И
это Дионис, который тоже обошел всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать
виноград и приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без
удержу.
А
откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из
скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди
должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды. Прометей устроил
хитрый дележ: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо,
прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям.
Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для
приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его
людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил,
«на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло
на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на
востоке земли и наслал орла каждый день выклевывать у него печень. Только много
веков спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и
освободить Прометея. Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги это думали.
Богам предстояла еще одна борьба — с Гигантами, младшими сынами Геи-Земли,
рожденными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги победят их,
только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно было родить таких
могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот тогда-то и стали боги сходить
к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так родилось племя
героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с Гигантами. А потом
это племя погибло в Фиванской войне и Троянской войне. Но до этого Гесиод не
дописал: рассказ его обрывается в самом начале героического века. «Феогонии»,
родословию богов, здесь конец.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997. – 848 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/