Протоиерей
Димитрий Константинов
О том, что один
в поле не воин, мы давно знаем и с поговоркой этой спорить не собираемся. В то
же время, и Священное Писание, и сама жизнь учат нас тому, что эта житейская
мудрость не избавляет нас от высокой ответственности за свои действия или
бездействие. Кроме того, истинно верующему и живущему по правде и невозможно
представить себя совершенно одиноким. Златая цепь праведников, правдолюбцев и
правдоискателей никогда не прерывалась и не иссякнет до конца дней. В 1920-30х
годах жил и трудился в Русском Зарубежье Иван Аркадьевич Лаговский. Он был
богословом и церковным писателем, из-под пера которого в "Вестнике
Русского студенческого христианского движения" вышло немало острых статей,
объединенных рубрикой: "Там, где с Богом борются". Когда те, кто с
Богом боролся, пришли в Эстонию, Иван Аркадьевич был в числе первых, кого
арестовали и вскоре расстреляли в застенках НКВД. Такова цена правды. Такова
цена веры. Но ни ту, и ни другую истребить нельзя. Исчезла рубрика "Там,
где с Богом борются", родилась другая: "На религиозном фронте".
Дмитрий Васильевич родился 8/21 марта 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1925-27
годах он обучался в Ленинградском Богословском институте, в то же время являясь
студентом Педагогического техникума им. Ушинского. В 1930г. Константинов
окончил Редакционно-издательский институт, а в 1933г. - аспирантуру
Научно-исследовательского института книговедения. В Константинове преподавателей
привлекали пытливый ум ученого и настойчивая зоркость исследователя, и он был в
звании старшего научного сотрудника оставлен в НИИ и одновременно приглашен
преподавать в высших и средних учебных заведениях Ленинграда. В те же годы им
было опубликовано несколько книг ("Оформление советской книги" и т.
п.) и статей. Докторская диссертация на тему "Петр Великий и его
издательская деятельность" была написана накануне Второй мировой войны,
которая помешала ее защите.
Мобилизованный
в первые же дни войны, Константинов был удостоен офицерского звания. В 1944
году он попал в немецкий плен, после войны избежал выдачи опричникам Сталина и
остался на Западе. Началось его вот уже полувековое служение Церкви. 19 ноября
1944 года митрополит Анастасий (Грибановский) рукоположил Димитрия в диаконы, а
на следующий день митрополитом Серафимом (Ляде) он был рукоположен во
священника. Служил отец Димитрий в походных церквах Русской освободительной
армии (РОА) и на приходах Русской Зарубежной Церкви в Западной зоне Германии. Этот
период своей пастырской деятельности он описывает в книге "Записки
военного священника РОА" (1980). В 1949 году о.Димитрий перебрался в
Аргентину, а с 1960 года он священствует в США, на приходах Автокефальной
Православной Церкви в Америке. В сан протоиерея о.Димитрий был возведен в 1955
году.
Все эти годы
о.Димитрий не прерывает своей церковно-публицистической деятельности. Уже в
Аргентине он основал и редактировал церковно-общественную газету "Новое
Слово" (1949-60). Там же, в Буэнос Айресе, в 1952 году он опубликовал свою
первую в Зарубежье книгу, "Я сражался в Красной армии" - эта работа
принесла ему широкую известность. В 1954 году началось плодотворное
научно-исследовательское сотрудничество свящ. Константинова с Мюнхенским
Институтом изучения СССР. Под обложкой научных побликаций этого замечательного
центра, в 1971 году павшего жертвой американских бесхребетных уступок режиму
Хрущева, было обнародовано немало серьезных и глубоких трудов о.Димитрия,
посвященных положению религии в СССР. В те же годы протоиереем Константиновым
публиковались многочисленные статьи во многих русских зарубежных изданиях.
Среди многих книг этого автора запомнились такие, как "Православная
молодежь в борьбе за Церковь в СССР"(1956), "Религиозное движение сопротивления
в СССР" (1967), "Гонимая Церковь" (1967), "Зарницы
духовного возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых
и в начале семидесятых годов" (1973). Объединяющий, сквозной
характеристикой этих и вообще всех публикаций о. Димитрия является его
непоколебимая церковность. Его точка зрения - не позиция постороннего
наблюдателя, он сам является активным членом Церкви, живущим в ней и ее
таинствами вскормленьгй. Боли и болезни Церкви - его страдания. Победы Церкви -
его радость. Отец Димитрий бескомпромиссно отстаивает чисто православную, не
замутненную конфессиональными и юрисдикционкыми наслоениями точку зрения на
Русскую Церковь. "Неужели надо снова объяснять, что Русская Православная
Церковь и Московская Патриархия - не одно и то же... Это совершенно различные
понятия. Если под Церковью... Мы разумеем весь церковный народ, весь клир и
епископат, то под Московской Патриархией понимается лишь ее высшее церковное
управление и только", не устает объяснять свою принципиальную и
богословски неуязвимую позицию прот. Константинов.
Этого
исследователя и публициста невозможно обвинить в соглашательстве или в
недобросовестности в отношении правды о положении религии в СССР: вся
полувековая деятельность протоиерея Константинова свидетельствует в пользу его
неподкупности и целостности его мировоззрения. Это отнюдь не означает, что
о.Димитрий - беспристрастный наблюдатель, холодным умом исследующий лично не
затрагивающие его процессы. Отстраненность непременно привела бы к большой
неправде, ибо Церковь как Путь доступна пониманию лишь тех, кто этим Путем
Шествует. В то же время, пристрастность и личное участие вовсе не исключают
объективности. И отцу Димитрию приходится вновь и вновь растолковывать эти
истины своим оппонентам: концентрированно внимания "только на
отрицательных моментах жизни и деательносги РПЦ" и нежелание "видеть
положительных сторон ее жизни и деятельности", по совершенному
справедливому его убеждению, - "необъективно, несправедливо и просто
грешно".
Вот это
последнее слово, немыслимое в устах нецерковного церковного писателя, под живым
пером прот. Константинова не только не корежит слух и не шокирует читателя, но
замечательным образом переводит весь диспут в совершенно иной план, возводит
вопрос о Церкви на единственно достойный ее уровень -сакраментальный. Церковь
Бога живаго не есть человеческая организация. Ни одна человеческая организация
- партия , общество, правительство - не пережила двух тысячелетий. Только
Церковь. Церковь, члены которой с изначала были людьми маленькими, слабыми, грешными,
испорченными... эта самая Церковь пережила все и все выстояла, несмотря на все
наши немощи и все наше недостоинство. Почему? Да потому, что Церковь - свята, и
свята она не нашей с вами святостью, а Иисус Христовой. И это Господь, Кому
Церковь обязана своей Святостью и самой жизнью своей. И жизнь эта дается
Церкви, то есть нам с вами, ее членам, в Святых Таинствах и, прежде всего, в
таинстве Святой Евхаристии. Только такой настоящий член Церкви, как протоиерей
Димитрий, может таким образом обосновывать свои убеждения: "Главное,
несокрушимое, непобедимое, великое и беспредельно святое - это Евхаристия. Пока
совершается Евхаристия, Церковь существует и живет. Нет Евхаристии - нет и
Церкви".
Церковный
историк, богослов и проповедник (а отец Димитрий опубликовал немало и
проповедей и церковно-катехизических бесед) неразрывно смыкаются в творчестве
протоиерея Димитрия Константинова. Это, с одной стороны, делает его труды едва
ли преемлемыми для марксистски подкованных преподавателей общественных наук в
западных вузах. С другой же стороны, именно эта естественная позиция и
мировоззрение делают в глазах церковного народа работы отца Димитрия не только
достоверными, но и провидческими: процессы в сегодняшней церковной России во
многом были прозорливо предсказаны прот. Константиновым. И не только
предсказаны, но и приближены: его острое слово, его мудрое понимание
происходящего немало помогли нам еще там, где с Богом боролись, разобраться в
церковной ситуации и определить свою позицию на религиозном фронте.
Будущие
историки несомненно по достоинству оценят ту героическую работу, которую вели в
весьма трудных условиях эмигрантские ученые и публицисты. Выдающееся место
среди них занимал и продолжает активно занимать неутомимый, пристального взора
наблюдатель и исследователь, въедливый читатель и собиратель, целый
научно-исследовательский институт, весь штат которого состоит из одного
человека -протоиерей Димитрий Васильевич Константинов.
Список
литературы
Священник
Виктор Соколов. Сан-Франциско. Протоиерей Димитрий Константинов.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/