Реферат по предмету "История"


Парадигмы этнического развития США

Парадигмыэтнического развития США
Каквсем явлениям в природе и обществе, этническим процессам присуще сочетаниеобщего и особенного. Важнейшим проявлением этой закономерности выступают двевзаимосвязанные тенденции, одна из которых имеет интегрирующий, другая — дифференцирующий характер. Действие этих тенденций является универсальнымявлением для всей этнической истории человечества с древнейших времен до нашихдней, включая современные национальные процессы.
Соотношениедвух основных тенденций менялось в разных странах на разных этапах ихисторического развития, то преобладала одна, то другая. Взаимодействиетенденций интеграции и дифференциации проходило и через всю историю США,пронизывало отношения этнических групп, национальных меньшинств, что находилосвое отражение в различных теориях и концепциях. При этом интегрирующаятенденция в конечном счете выступала как доминирующая, однако, как мы убедимся,она прокладывала себе путь в диалектическом и подчас остро противоречивомвзаимодействии с дифференцирующей тенденцией.
В/> теоретическойи общественной мысли США по вопросу национального развития господствующими былитеории «англо-конформизм», «плавильный котел» и«культурный плюрализм». Именно эти теории пытались объяснитьуникальность американской цивилизации и американской нации. Эти триидеологические или концептуальные модели существовали в разное время, в разныепериоды истории США, но иногда и одновременно. Одни описывали, что происходилов прошлом, то есть являлись описательными моделями, другие — претендовали нароль перспективных моделей, предлагали рецепты на будущее.
Итак,англоконформизм. Что означает этот термин? Существуют различные дефиниции и нетнеобходимости их все приводить. Обратимся лишь к обобщенному определению,которое сделал известный американский социолог М. Гордон: «Англоконформизм-это обобщенное понятие, используемое для объяснения различных точек зрения наассимиляцию и иммиграцию; все они предполагают требование поддержанияанглийских институтов (определенных американской революцией), английского языкаи английских культурных образцов как господствующие и стандарт в американскойжизни».
Англоконформизмбыл возведен в ранг государственной политики в конце XIX — начале ХХ века,когда в США прибывали потоком иммигранты из Южно- и Восточно-европейских стран.Но появилась эта теория гораздо раньше — в XVII в. в связи с английскимипоселенцами, преуспевавшими в установлении своего образа жизни как доминанты.
К/>а/>кова была политика молодогогосударства к вновь прибывавшим в страну? Ее четко сформулировали основателигосударства — прибывающие в страну иммигранты должны отказаться от своегоязыка, образа жизни, системы ценностей и принять английский язык,англосаксонские нормы, традиции и приспосабливаться к существующим институтам ипорядкам. Так, первый американский президент Джордж Вашингтон говорил в своейречи: «Иммигрант должен ассимилироваться с нашими обычаями, порядками,законами и составить один народ». «Справедливость» словпрезидента поддержал вице-президент Джон Адамс: «Для иммигрантов, неприспособившихся к моральным, политическим и другим ценностям этой страны, Атлантическийокеан всегда открыт, они в любое время могут вернуться в свою страну».Слова о том, что иммиграция в конечном результате приведет к разрушениюобщественной прочности, «заболотит» национальную культуру иподвергнет опасности чувство общности истории и единства, принадлежат великомуамериканскому просветителю Бенджамину Франклину, для которого любимой мишеньюдля критики являлась иммиграция в страну немцев.
Такбыли даны ориентиры складывающейся американской идентичности, главным,определяющим которой выступало единство, достигаемое путем максимальновозможного единообразия. В национальном единообразии виделся залогнационального единства, государственно-территориальной целостности.
Англосаксонскаямодель развития американской нации реализовывалась на практике на протяжениидлительного исторического времени, причем определяющая роль отводилась системеобразования, суть которой довольно четко выразил один из ее представителей Э. Кабберлив книге «Изменение концепции образования», опубликованной в начале ХХв.:«Везде люди поселялись группами или колониями и устанавливали своинациональные обычаи, традиции и обряды. Наша задача — разбить эти группы ипоселения, ассимилировать и смешать этих людей как часть нашей американскойрасы и внедрить в их детях, как только возможно, англосаксонскую концепциюсправедливости, закона и порядка, народного правительства и пробудить в нихуважение к нашим демократическим институтам».
С/>т/>о/>ронникианглосаксонской модели представляли американскую культуру как свободолюбивую,развитую, созданную белыми американцами англосаксонского происхождения ипротестантского вероисповедания. Культура же иммигрантов рассматривалась какнеполноценная из-за бедности и необразованности, несовершенства и«разрушительных ценностей». Намеренно игнорировался факт, что, еслиамериканская нация сформировалась из переселенцев различных этническихобщностей, так и американская культура возникла путем слияния различныхнациональных культур, результатом которого было образование качественно новойкультуры. Вслед за англичанами ирландцы, немцы, скандинавы, затем славяне, итальянцы,евреи, мексиканцы и другие народы развили и обогатили американскую культуру.Вклад в развитие американской культуры внес и негритянский народ.
А/>н/>г/>локонформистскаясоциальная доктрина, отмечается в американской социологической иполитологической литературе, особенно стала популяризироваться в обществе вконце XIX — начале ХХ века и явилась теоретической основой политики ограничения«новой» иммиграции. Как указывалось в работе «Коренные ичужестранцы. Этнические группы и создание Америки», «с прибытиемогромных людских масс в Америку все громче стали звучать голоса фанатизма.Предубежденность и предрассудки нашли свое отражение в „научных“теориях, изысканиях, доказывавших врожденное превосходство старожильческогоядра белых американцев. Нетерпимость проявлялась в насилии, так же как и всоциальной законности и экономической дискриминации». Типичным быловысказывание по поводу «новой» иммиграции, сделанное уже упоминавшимЭ.Кабберли: «Неграмотные, послушные, не уверенные в себе, безынициативные,не обладающие англотевтонской концепцией закона, порядка и правительства, ихприезд послужил выхолащиванию нашего национального фонда и нарушениюгражданской жизни». Аналогичную характеристику мы находим и в работепрезидента В.Вильсона «История американского народа», где онопределил представителей «новой» иммиграции людьми, не обладающими никвалификацией, энергией, инициативой, ни умственными способностями".
Сцелью научного обоснования причин ограничения притока «неполноценных»народов, какими считались «новые» иммигранты, Конгресс США обратилсяк докладу генетика, эксперта ряда правительственных комиссий по вопросамиммиграции Г.Лауфлину «Анализ современного плавильного котла», вкотором он подводил итоги изучению биологических аспектов иммиграции. В докладепрямо утверждалось, что «новые» иммигранты принадлежат к низшемупорядку, что «существовали естественные, врожденные, наследственныеумственные и моральные различия». И хотя реакция на доклад была довольнорезкой, тем не менее он оказал существенное влияние на последующеезаконодательство.
Стоитназвать также нашумевшую в то время работу под названием «Старый мир вновом», опубликованную в 1914 г., известного американского социологаЕ.Росса, где автор представил «новых» иммигрантов людьми иной расы,иного поведения и менталитета. Он рьяно отстаивал идею их врожденнойнеполноценности.
П/>о/>добное содержалось и в книге«Конец великой расы», изданной в 1916 г. Ее автором был влиятельныйадвокат М.Грант, происходивший из старой колониальной семьи, корни которойвосходили к первым переселенцам из Англии. Наблюдая за прибытием людей из Южнойи Восточной Европы в начале в ХХ в., он заявил, что «это враждебноенашествие» разрушает «нордическую расу», а для того, чтобысохранить Америку «чистой», защитить от «враждебногонашествия», необходимо изгнать «неполноценные расы» изамериканского общества. Таковыми он считал поляков, итальянцев, китайцев,черных и др. Симптоматично, что М.Грант являлся вице-президентом Лигиограничения иммиграции, основанной в 1894 г. в Бостоне. Деятельность Лиги былазакономерным продолжением процесса нарастания реакционных, шовинистическихтенденций в общественно-политической жизни США, отмеченного на протяжении XIX и в начале XX в. (В 40 — 50-х годах XIX в. остриешовинизма было направлено против ирландцев и немцев).
Идеипревосходства белой англосаксонской расы отстаивали такие националистическиеорганизации, как «Дочери американской революции», «Обществоколониальных дам», «Сыны американской революции» и другиеорганизации, самой могущественной из которых была организация Ку-клукс-клан,контролировавшая в конце XIX в. жизньмногих штатов. Ведущий исследователь из университета штата Аризона, специалист вобласти расовых и этнических отношений С.Либерзон писал, что расовые идеиполучили официальную правительственную поддержку, и что разница между«старой» и «новой» иммиграцией заключена не в биологическихпричинах, а в уровнях социально-экономического и образовательного развития. Широкаяантииммигрантская кампания, развернутая в стране, завершилась принятием в 20-хгодах ограничительного иммиграционного законодательства, поставившего преградуна пути въезда в США «нежелательных» «новых» иммигрантов.Это была одна из главных причин последующего сохранения европейской иммиграциина относительно низком по сравнению с началом XX века уровне.
Итак, идеологическую основу движенияза ограничение иммиграции составили концепции теоретиков школыанглоконфор-мизма, которая была представлена многими историками, социологами иэтнологами той поры, включая EXmura, Э.Кабберлии др. Особый вклад в разработку доктрины англоконформизма внес Г.Фейрчайлд.
В/> />е/>го работахнаиболее полно отражены были волновавшие в то время общественность проблемы:иммиграция и американизация; единство и сплоченность общества;англоконформистская модель национального развития и др. Так, касаясь вопросаиммиграции, Г.Фейерчайлд писал в одной из своих работ, опубликованной в 1925г., следующее: «Если мы хотим, чтобы нация была сохранена, мы обязаны все,как коренные жители, так и иностранцы, подписаться под неизбежной истиной, чтоее единство может быть сохранено только путем полного пожертвования чуждыминациональными чертами со стороны иностранного элемента». Как видно изприведенного высказывания, Г.Фейерчайлд указывал на опасность иммиграции длянационального единства Соединенных Штатов и предлагал рецепты сохранения этогоединства. У него была несколько иная точка зрения на «новую»иммиграцию, чем у большинства других теоретиков англоконформизма, и заключаласьона в том, что «расы из Южной и Восточной Европы не были низшими посравнению с расами Северной и Западной Европы. Они просто несовместимы инесопоставимы. И поэтому не может быть расового смешения с точки зренияпозитивного результата». Главное, что нужно сделать, — писал Г.Фейерчайлд,- это избежать иммиграции. Развивая свой тезис о невозможности образованиясложной национальной идентичности — американского народа, ученый указывал нато, что попытки смешать национальности имеют своим результатом не созданиенового типа сложной национальности, а разрушение всей национальности.Непреложным и отправным для него являлось положение, что только определенныетипы иммигрантов могут быть ассимилированы, а именно, близкие канглосаксонскому типу. В этом суждении сконцентрированы основные аргументы,позволившие Фейерчайлду сделать вывод: «У Америки нет иного выхода, какустановление жестких ограничительных мер в интересах спасения американскойнации от разрушения».
АргументыГ. Фейерчайлда и в целом англоконформистской школы оказали влияние на целый рядамериканских исследователей той поры. Отрицательно настроенные к«новым» иммигрантам, они указывали на их невысокую степеньассимилированности. Это действительно имело место и на это были объективныепричины. Одна из них заключалась в том, что переселенцы из Восточной и ЮжнойАмерики пробыли в США незначительное время и не успели адаптироваться к новымусловиям жизни. Кроме того, на процесс национального сближения оказываливоздействие плохое знание английского языка и расовая дискриминация,предубеждения и предрассудки. Но препятствия к ассимиляции исходили и от самихиммигрантов, которые порой стремились к обособлению и замкнутости, пытаясьсохранить национальную идентичность, свои культурные, бытовые и религиозныеособенности. Ассимиляция замедлялась и постоянно прибывавшими новымипереселенцами, поток которых непрерывно нарастал до Первой мировой войны.
Какуже отмечалось выше, концепция англосаксонского превосходства подводиланеобходимую теоретическую базу под принципиальные изменения законодательства омежрасовых и межэтнических отношениях. Но полиэтнический состав американскогообщества был реальностью, и англоконформистская модель развития предполагалаамериканизировать иммигрантов — ускорить принудительную ассимиляциюиммигрантов, что означало, наряду с приобретением ими прав гражданства,усвоение английского языка, новых обычаев, привычек, всего того, что составлялопонятия «американского образа жизни». Американизация задумывалась какоднолинейный процесс — от иммигранта требовалось как можно быстрее принятьценности, нормы и обычаи доминирующих белых англосаксов.
В движении американизациианглоконформизм получил свое наиболее полное выражение. Возникло оно в конце XIX в. и принялов основном форму образовательной кампании, в которой английскому языкуотводилась роль важнейшего средства американизации. Английский языкрассматривался как пропуск, дававшийпереселенцуправо на вхождение в американское общество. Во главу угла национальной политикиначала ХХ в. была поставлена политика насильственной ассимиляции. Онареализовывалась с помощью комплекса мероприятий правительства, а также местныхвластей в области школьного образования и других сферах общественной жизни,направленные на подавление или стеснение языка и культуры национальныхменьшинств, давления на их самосознание и т. д. Так, во время президентстваТ.Рузвельта (1901 — 1909 гг.), когда в США прибыло огромное количествоиммигрантов, это расценивалось им как положительный фактор, умножавший мощьАмерики, давший рабочую силу ее заводам, шахтам и пополнивший ее армию. Вместес тем, Рузвельт не приветствовал этнического разнообразия, настаивая на полнойамериканизации иммигрантов. Он писал: «Мы свободно протягиваем рукуприветствия любому мужчине и любой женщине, вне зависимости от их убеждений илиместа рождения, всем тем, кто прибывает с честным намерением стать хорошимгражданином Америки». Одновременно президент требовал, чтобы иммигрантыоставили все то, что связывало их со старым миром, и они обязаны были изучатьанглийский язык. «Мы верим, — продолжал президент, что только наанглийском и ни на каком другом языке должны работать все школы...». В американскойлитературе существуют различные определения понятия «американизация».Так, Кливлендский комитет по американизации дал следующее определение:«Американизация означает ассимиляцию общности в американскую жизнь…Основным принципом американизации является изучение языка нашей страны…Американизация — это совместный процесс, с помощью которого многие народы внашем городе и в Америке становятся одной нацией, объединенной языком, работой,домашними узами и гражданством...». При всех различиях в определенияхпонятия «американизация», подчеркивал один из теоретикованглоконформизма EXmra в своейстатье, опубликованной в 1919 г., главное ударение делалось на овладениианглийским языком, принятии американского гражданства, а также на усвоенииамериканских привычек, стандартов и образа жизни или, другими словами,американизация определяется как процесс, в котором чужестранец приобретает нашязык, гражданство, привычки и идеалы.
Отношениев обществе в начале XX в. ккампании американизации было различным. Одна часть искренне верила в то, чтоамериканизация — единственный путь создания объединенной нации, объединенногонарода. Так, прогрессивные реформаторы в школах, на рабочих местах, в районахпроживания обучали иммигрантов английскому языку для получения американскогогражданства и приобретения приличной работы, придавали большое значениевоспитанию веры в американские ценности и институты. Другая часть считала, чтоамериканизации могут поддаваться не все национальности, а только определенныйтип, близкий к англосак-сонскому. Возможность успеха американизации вообщеотрицали англосаксонские расисты, считавшие, что иммигранты представляют«иной вид расового материала».
В/> />ш/>к/>оле видели основной механизм впроведении политики американизации. В городах с большим числом иммигрантскогонаселения стали открываться вечерние школы для обучения английскому языку.Вопросы образования занимали и сейчас занимают особое место в американскомобществе, к ним всегда был повышенный интерес. На это есть причины, о нихговорил историк Д.Ревич в статье, опубликованной в журнале «Американскийученый» летом 1990 г.: «В нашей истории школы были не толькоучреждениями, где обучались молодые люди умению и знаниям, но и ареной борьбыинтересов различных групп за сохранение своих ценностей, пересмотр сутиистории, а также проведения фундаментальных социальных перемен… Школыпроводили политику, основанную на расе, религии и этничности».
Всоответствии с общей установкой процесс обучения проводился по англосаксонскомуобразцу. По отношению к культуре национальных меньшинств и иммигрантовкультивировались пренебрежение и цинизм. В школьных учебниках по истории,например, совершенно игнорировалась роль иммигрантов и других этнических группв жизни американского общества. В них, в частности, указывалось, что всезначимое было сделано людьми, говорящими по-английски, старожилами — американцами. Черные же, индейцы, мексиканцы и иммигранты, прибывшие в Америкупосле раннего заселения, были невидимыми людьми американской истории,представляли безликое сборище, толпу и «изобилующие отбросы».
Еслиодни сторонники американизации настаивали на проведении соответствующейобразовательной подготовки, то другие считали, что военная служба — этоединственный путь, чтобы «выбить деф3и5 с» изитальянцев и других неассимилированных ино-странцев. Приближалась Перваямировая война, и в США чувствительность этнического фактора многократноусилилась. По словам американских исследователей, «Первая мировая войнадала нам почувствовать, что наш многорасовый характер является угрозойбезопасности общества». С началом войны в стране дебаты о национализместали увязываться с вопросами лояльности, что профессор Р.Боурне назвал«тонко замаскированной паникой, именующей себя патриотизмом».
Н/>а/> />г/>осударственную политику США в сферемежэтнических и межрасовых отношений большое влияние оказал также внешнийфактор — Февральская и Октябрьская революции в России, рост национальногосамосознания и национальных движений во многих странах мира, а такжеобразование новых национальных государств.
Это касалось прежде всего государств,возникших вследствие распада Австро — Венгрии — Австрии, Венгрии, Чехословакии,Королевства Сербов, хорватов и словенцев. Ряд государств возник также натерритории Российской империи — Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония.Подъем национально-освободительного движения происходил как в Европе(достаточно назвать Ирландию), так и в Азии. Национально-освободительноедвижение охватило даже такие сравнительно спокойные ранее районы колониальнойимперии, как Арабский Восток и тропическая Африка. Учитывая внутренние ивнешние обстоятельства, американское правительство взяло курс на принудительнуюамериканизацию иммигрантов и национальных меньшинств.
Вцелом движение американизации в своем развитии прошло три этапа: с конца XIX в.до 1914 г., годы Первой мировой войны и послевоенные годы. Все эти этапы былиотмечены ростом американского национализма. Привязанность иммигрантов к своимотечествам рассматривалась как опасность для Америки. В данной связи О.Хендлинписал: «В годы войны (Первой мировой — З.Ч.), когда каждый гражданиндолжен был доказывать свою преданность 100-процентному американизму, былоопасно говорить о своем иностранном происхождении».
Религиозные, образовательные,политические институты, наряду с патриотическими организациями, былимобилизованы с целью ускорить американизацию иммигрантов и национальныхменьшинств. Была поставлена заранее задача добиться 100-процентнойамериканизации тех групп иммигрантов, которые высаживались в американскихпортах. «Стопроцентный американизм, — писал М.Гордон, — стал крикомвремени, и сразу же федеральные органы в лице бюро образования, бюронатурализации, Комитета общественной информации, властей штатов, муниципалитетыи множество частных организаций объединили свои усилия, чтобы принудитьиммигранта изучать английский язык, получить натурализационные документы,покупать облигации военного займа, забыть свое происхождение и отдаться целикомпотоку патриотической истерии». Мнение М.Гордона разделяет авторитетныйамериканский историк Дж.Хайем: «Путем угроз и риторики, — подчеркивалДж.Хайем, — сторонники стопроцентной американизации открыли фронтальноенаступление на иностранное влияние в американской жизни. Они атаковалииммигрантов с целью обращения их в полноценных граждан США, принятия имианглийского языка, безусловного благоговения перед существующими американскимиинститутами. Они домогались от них полного отказа от лояльности Старому Свету,обычаев и воспоминаний. Они применили тактику
высокогодавления, парового катка. Они обхаживали и приказыва-
40
ли».
В1915 г. в процесс американизации включились Бюро по образованию и Бюро понатурализации, а после 1917 г. и Комитет общественной информации. К нимприсоединились многочисленные частные группы, торговые палаты, специальныеорганизации, наиболее важным и влиятельным из которых был Национальный комитетпо американизации (НАК), образованный в 1915 г. Директором последнего быланазначена известная своими националистическими взглядами Френсис А.Келлор, подчьим руководством Комитет взял курс на 100-процентную ассимиляцию иммигрантов.В своей книге, опубликованной в 1916 г., под заголовком «СтрогаяАмерика», она писала, что военная подготовка, промышленная модернизация иамериканизация были жизненно необходимы для страны. Кроме проведения курсов поизучению английского языка и гражданства, НАК занимался распределениемиммигрантов по различным отраслям промышленности.
Комитетомбыли сформулированы следующие задачи:
- разъяснение американских идеалов, традиций, стандартов иинститутов гражданам иностранного происхождения;
- овладение английским языком;
- универсализация ценностей всех этнических групп в Америке сцелью объединения их под одним флагом;
- борьба с антиамериканской пропагандой и подавление попыток кмятежу;
/>/>-  овладениеамериканскими стандартами жизни, включая привыкание к американской кухне иметод ухода за детьми;
— воспитание национальной гордости и любви к Америке и желания иммигрантовостаться в Америке, иметь дом и поддерживать американские институты и законы.Как считает автор коллективного труда «Этнические отношения вАмерике» историк С.Тернстром, «быть стопроцентным американцемозначало быть англоамериканцем». Следующим образом охарактеризованаатмосфера в стране в годы Первой мировой войны в статье Г.Герстла:«Свобода, принуждение и создание американцев»: "… Правительствоодобряло кампанию стопроцентного американизма, начатую частными группами позапрещению иностранных культур и политических традиций, которые, как многимказалось, питают антивоенные и антиамериканские настроения. Эти усилия явилисьпричиной подъема уродливого американизма...".
В/> />ч/>и/>с/>ло сторонниковпринудительной американизации входил экс-президент Т.Рузвельт. На протяжениидлительного времени он уделял много внимания вопросу иммиграции, не изменивсвоего мнения об опасности дефисного американизма. Категорически возражаяпротив «дефисного американизма», он заявлял, что иммигранты и ихпотомки должны отказаться от наследия и быть лояльными по отношению кСоединенным Штатам. Именно ему принадлежат слова: «В этой стране не можетбыть американизации 50 на 50. Только 100-процентный американизм». Так,выступая в 1915 г. перед членами националистической организации «РыцариКолумба», Т.Рузвельт сказал, что здоровый патриотизм требует забыть вселояльности — классовые, этнической группы или национального происхождения — воимя одной — лояльности к самой Америке. Рузвельт подчеркнул: «Единственныйчеловек, который может быть хорошим американцем, это человек, который являетсяамериканцем, и никем более». Само выражение «100-процентныйамериканизм» появилось в годы Первой мировой войны, в его распространениинаиболее активным был Американский Легион, написавший в преамбуле своего уставаследующее обязательство: «Поощрять и увековечивать 100-процентныйамериканизм». (О его деятельности скажем позже).
Поборникомамериканизации в теории и на практике был и президент В.Вильсон. Вступая ввойну, он и его администрация считали необходимым иметь «единуюнацию», прочный тыл, который бы поддерживал внешнеполитический курсАмерики и не причинял особых беспокойств на внутреннем фронте. По мнениюВильсона, принадлежность к этническим группам несовместима со статусом«полного американцы». «Америка не состоит из групп, -говорилпрезидент. — Человек, который думает о себе как о лице, принадлежащем к особойнациональной группе в Америке, еще не стал американцем». Оставаясь воппозиции к тесту «грамотности» и «закрытию дверей» вАмерику для иммигрантов, В.Вильсон высказывался за эффективное«экономическое распределение» иммигрантов по стране, с тем, чтобыизбежать их чрезмерного сосредоточения в городах и способствовать одновременноподъему промышленности в неразвитых районах.
Однакоамериканизация, следует сказать, проходила с немалыми трудностями, о чемсвидетельствовала пресса тех лет. Только 5% иностранцев посещало вечерниешколы, в Чикаго процент посещающих составлял 5 — 10% и только в Нью-Йорке ондостигал 30%. Потребности промышленные, созданные войной, несомненно, отвлекалимногих от вечерних школ.
О/>т/>м/>етим, что вовремя Первой мировой войны иммигрантские группы Америки обнаруживали, какправило, приверженность к тем странам, которые были их исторической родиной.Порой они соответствующим образом старались воздействовать на внешнюю политикуСША. Показателен в этом отношении пример американских немцев. До Первой мировойвойны немцы имели высокий статус в американском обществе, это была довольнопроцветающая этническая группа и многое из ее культуры заимствовалось другими: немецкий язык преподавался вамериканских школах, на нем издавалась печатная продукция. Для 3,5 млн.немецких читателей существовало 49 ежемесячных изданий, 433 еженедельных и 70ежедневных. Достаточно сказать, что уже в середине XIX столетия в Америкевыходило 27 газет на немецком языке (15 городах) и более 200 другихпериодических изданий. Только один Цинцинатти имел 4 немецкие газеты.Благополучное развитие немецкой этнической группы было нарушено в годы Первоймировой войны. Причины были слишком очевидны. В 1914 году немецкие газеты в СШАбольшей частью встали на сторону Германии. Велась активная кампания противвступления США в войну за соблюдение ими нейтралитета. А между тем в страненачалась кампания не только против Германии, но и против всего немецкого. В1917 году, когда США вступили в войну и Германия стала их военным противником,антинемецкая кампания в США усилилась еще более. Во многих школах пересталипреподавать немецкий язык. Для сравнения: если в начале Первой мировой войныодна треть миллиона американских детей изучала немецкий язык, то к 1922 г. эточисло сократилось до 14 тыс… Запрещалось пользоваться им на собраниях и дажена улицах, немецкие книги исчезали с полок библиотек, переименовывались улицы,носившие немецкие названия, запрещалась немецкая музыка. Даже свадебные маршиМендельсона и Вагнера были исключены из свадебных церемоний. Закрывалисьнемецкие газеты и организации, последние иногда меняли названия. Так, например,немецко-американские банки стали именоваться «Североамериканскимибанками», «Немецкая страховая компания г. Нью-Йорка» получиланазвание «Страховая компания по опеке жизни» и т. д… Американскиенемцы подвергались оскорблениям, подозревались в содействии врагу ипреследовались. Xарактеризуя положение американских немцев в годы Первоймировой войны, историк Ф. Любке писал, что вступление Соединенных Штатов ввойну в 1917 г. радикально изменило положение немцев. Да и в целом длябольшинства немецкого населения США этничность стала источником социальногодискомфорта и увольнения с работы. Как группа американские немцы были подавленыи деморализованы.
Такаяже участь постигла и американских ирландцев. Они также выступали за нейтралитетСША, и как и немцы, поддерживали изоляционистов. С их стороны этопсихологически вызывалось враждой к Англии и симпатиями к борцам за независимостьИрландии. Американские ирландцы искони занимали антианглийскую позицию при всехвнешнеполитических ситуациях, в которых оказывались Соединенные Штаты. Вражда кугнетателям Ирландии усилилась в годы Первой мировой войны, когда Англияжестоко подавила ирландское восстание. Сходной с ирландцами отношение к Первоймировой войне проявляли выходцы и из других стран Ев-ропы.
И/>т/>ак, иммигранты оказались в годы Первоймировой войны под подозрением в неблагонадежности, участилось уничижительноеотношение к их историческому и культурному наследию, культивировалисьрасистско-шовинистические предубеждения. Гонениям и травле подвергались особенноте иммигранты, которые поддерживали связь со своей исторической родиной,сохраняли элементы ее культуры и быта. Сокращалось число изданий нанациональных языках, свертывалась деятельность национальных организаций.Некоторым иммигрантам, например, японцам, отказывали в организации национальныхшкол. Как известно, в годы Первой мировой войны США и Япония оставалисьсоюзниками. Исходя из этого, американское правительство пыталось поставитьзаслон гонениям на японцев. Но подспудно они продолжались: выдворение с работы,принятие другими штатами аналогичных калифорнийскому законов, причем сраспространением уже и на лиц японской национальности, родившихся в США.Японцев призывали в армию, однако весьма ограниченно: поток желающих превышалнабор, поскольку служба, особенно с прямым участием в военных действиях, давалаправо на американское гражданство. В получении же его японцам всеми способамиотказывали. Проблема неравенства особенно остро переживалась японскимипоселенцами второго поколения — «ни-сэй». Родившиеся в США, они, небудучи полноправными американцами, утрачивали национальные черты,психологическую связь со страной предков, духовный контакт с первым поколением.
Послевойны американскими властями было принято законодательство в соответствии скоторым американская гражданка, вступившая в брак с представителями расы,считавшейся нежелательной для получения гражданства США, сама теряла этограждан-ство. Ущемление в правах, проявление национализма и расизма становилосьвсе более ощутимым. В ряде случаев дискриминация получала законодательноеутверждение. В 1914 г. в штате Аризона, например, вступил в силу закон, покоторому 80% всех нанимаемых на предприятия с количеством рабочих пять и болеедолжны быть гражданами США. В годы войны подобных законов стало больше. Ихсмысл — не допустить иммигрантов, не получивших гражданства США, к довольноширокому кругу профессий и должностей. Между тем, процедура натурализацииоставалась длительной и довольно сложной, и для многих сотен тысяч трудящихсянатурализация была лишь перспективой более или менее отдаленной. Дискриминацияв области трудовых отношений была для них явлением сегодняшним и проявляласьона и в произволе предпринимателей, и в ог6р1аниче-нииправ иммигрантов по действовавшему законодательству.
Д/>и/>скриминацию испытывали на себе нетолько иммигранты, но и черные американцы, несмотря на то, что они в своеймассе оказались той группой населения, которая поддержала почти единодушновступление США в войну и готова была принять участие в боевых действиях.Расистские настроения в стране разжигали многочисленные ультрареакционныеорганизации во главе с Ку-клукс-кланом. Война привела к возрождению этойорганизации, объявившей своими врагами афроамериканцев, католиков и евреев.
Вее рядах в годы войны насчитывалось 5 млн. человек. По мнению американскихученых, возрождение Ку-клукс-клана было связано с подъемом новой сильной волныамериканского национализма и ксенофобии и явилось ответом «угрозе»,исходившей от недавно прибывших сюда иммигрантов. В десятках городов США былиорганизованы нападения на рабочих иммигрантов, их оскорбляли, унижали,арестовывали и высылали, обвиняли в пропаганде разрушительных радикальных идей,подрыве экономики страны, поднял голову антисемитизм, сдобренныйсоциал-дарвинистскими и другими расистскими теориями о «неполноценностиеврейской расы». Прокатившая в то время волна гонений по своим масштабам ижестокости карательных акций, пожалуй, не имела себе равных в истории США.Американские историки не без причины назвали то время периодом «великой краснойпаники» и «национальной исте-
рии».
Послевоенныегоды были также отмечены распространением расистского синдрома, рецидивамиантисемитизма и вспышками ксенофобии. «Неприязненное отношение киностранцам, — писал М.Краус, — не окончилось с окончанием войны. Оно усилилосьсо страхом перед большевизмом и трудовыми конфликтами 1919 года, подстрекаемым,как утверждали, иммигрантами. В красной панике того года тысячи иммигрантовбыли арестованы по обвинению в подрыве американской безопасности, и многиевысланы. Пресса на иностранных языках была зап6р6ещена,образование направлено на 100-процентный американизм».
В/> />к/>р/>асном отсвете послевоенной паники всеславяне стали большевиками, все итальянцы — «анархистами» и все онибыли бедствием, чумой, от которых следовало держаться на расстоянии, -отмечалО^ендлин. В ноябре 1919 г. Американский Легион принял резолюцию по вопросу обамериканизации, гласившую: «Мы рекомендуем основать национальную Комиссиюпо американизации при Американском Легионе, обязанностью которой должна статьпопытка реализовать в Соединенных Штатах основной идеал этого Легиона — 100-процентный американизм через планирование, учреждение и внедрениеконструктивной образовательной системы, предназначенной для борьбы сантиамериканскими тенденциями, деятельностью и пропагандой, работы по просвещениюиммигрантов, будущих американских граждан..., внедрения идеалов американизмасреди гражданского населения, пропаганды главного принципа, гласящего, чтоинтересы американцев выше интересов какого-либо класса или группы лиц,распространения повсюду среди людей информации о принципах американскогоправительства, поощрения преподавания английского языка в школах». Ужеспустя два года Комиссия по американизации докладывала, что благодаря ей в 25штатах приняты законы, требовавшие введения английского языка как главногосредства обучения во всех школах.
Нарядус существовавшими гражданскими националистическими обществами возникли крупныевоенизированные организации, к числу которых относился Американский Легион — общество бывших участников различных войн. Образованный в марте 1919 г., он спервых дней занялся борьбой против радикальных элементов и «нежелательныхиностранцев». Процветало после войны и реакционное движение такназываемого фундаментализма, распространявшееся среди религиозного населенияаграрных штатов.
С/>т/>а/>ворганизованной силой в 1909 г., духовенство, связанное преимущественно с евангелическойцерковью, развернуло кампанию за восстановление и укрепление почвенничества,как противоядия влиянию духовным заболеваниям, занесенным иммигрантами изЕвропы. Развернула широкую деятельность и такая влиятельная ультраконсервативнаяорганизация, как Национальная лига безопасности, «призывавшая к депортациирадикалов и обратившаяся к тактике целенаправленной пропаганды». По мнениюамериканских ученых, «послевоенные годы фактически знаменовали собойапогей политики американизации. К тому времени оно выросло в одно из самыхбольших социальных и политических движений в американской истории». Этодвижение создавало настроение внутреннего напряжения в обществе. Подвергалисьдепортации те иммигранты, которые в течение пяти лет проживания в США не смогливыучить английский язык. Эти люди виделись подозрительными, представлялись какугроза американскому либерализму и самой идее уникальности Америки.
Государственнаяполитика американизации оказала на иммигрантское население неоднозначноевлияние. С одной стороны, напуганная гонениями иммигрантская верхушка, стараясьприспособиться к господствовавшим веяниям, клялась в верности американизму (такпоступали правые финские и греческие организации). Политике американизацииоказывала содействие Японо-американская гражданская лига, а также некоторыедругие этнические организации. С другой стороны (и эта реакция оказалась болеезначительной), в иммигрантской среде как ответ на притеснения возникалинационалистические и даже шовинистические движения.
К/>р/>и/>т/>ика политики американизации активновелась на страницах иммигрантской печати. Как отмечалось в американскойлитературе, среди итальянцев и некоторых других этнических групп сам термин«американизм» воспринимался как оскорбление. Иммигрантскаяинтеллигенция в большинстве своем отвергала «культурную монотонность,насаждавшуюся в результате американизации, основанной на концепции, чтоСоединенные Штаты — это англосаксонская страна и ничто более». Так, ееяркий представитель, общественный деятель, писатель, норвежец по происхождениюОле Э.Ролвааге, неоднократно выступавший с лекциями перед иммигрантскойаудиторией, подчеркивал: «Я — американец, но в то же время я — норвежец. Яне вижу, как эти два факта могут оспариваться. Я — американец, и это значит,что мой долг — быть верным Америке. Но, с другой стороны, я очень заинтересованв сохранении своей собственной группы, в ее достижениях как физических, так иинтеллектуальных. Я никогда не сомневался, что нам следует овладеть английскимязыком в первую очередь. Тем не менее, я искренне верю, что нам, норвежцам,следует читать и говорить по-норвежски...».
ВСША были силы, выступавшие за признание иммигрантов как одного из важныхэлементов, составляющих американскую нацию. Нашлось немало людей, увидевших впроводимой кампании угрозу гражданским правам и демократическим завоеваниям. Витоге все это способствовало провалу англоконформистской, наиболеешовинистической, откровенно расистской модели национального развития США. ПослеПервой мировой войны англоконформизм как направление в американскойисториографии переживал кризис, ибо было очевидно, что обществу не удалосьосуществить 100-процентную ассимиляцию иммигрантов. Причины несостоятельностианглоконформистской модели крылись в том, что она не учитывала всей сложности имногогранности процессов иммиграции и ассимиляции людей, приехавших из разныхстран мира. В определении конечных результатов сторонники англоконформизмаисходили исключительно из интересов белых англосаксов, недооценивали живучеститрадиций и обычаев тех стран, в которых проживали «новые американцы»до своей высадки на берегах Америки.
П/>осле Первоймировой войны в американском обществоведении стало вырисовываться новоеальтернативное направление, сторонники которого выступали не только противобвинений в сохранении «дефисного» американизма, но и против политикиамериканизации в целом. Особую значимость они придавали идее либерализации,интернационализма и толерантности, подчеркивая, что происхождение людей неявляется чем-то незначительным, им нельзя пренебрегать, что оно составляет сутькультуры, стиля, взглядов и в той или иной мере должно быть сохранено в Америке.Благодаря этому Соединенные Штаты могли бы предложить миру новую модель — модель не единообразной, гомогенной культуры, а модель «нация наций».Эту модель Г.Каллен назвал «культурным плюрализмом», а Р.Боурне — «транснациональной Америкой» (о них будет сказано ниже).
Такимобразом, протест в отношении политики американизации выражали не толькоиммигранты, но и ряд американских ученых, настаивавших на идее о том, чтоиммигранты, кто бы они ни были, тоже обладают древней и почтенной культурой,которая должна внести вклад в процесс формирования американской нации, и чтоАмерика должна служить миру, раздираемому национализмом и войной, примеромгармоничного сотрудничества различных культурных традиций. Еще в 1915 г. журнал«Нейшн» опубликовал две статьи молодого американского философаГ.Каллена под названием «Демократия против плавильного котла», вкоторых автор категорично выступал против американизаторов, подвергал сомнениюполезность теорий англоконформизма, которые, по его мнению, никак не моглистать моделями для будущего развития Америки.
Калленподчеркивал, что различные этнические группы имеют право на сохранение своегособственного языка, религии, общественных институтов и древней культуры. В тоже время иммигранты должны учить и английский язык, говорить на нем (так как онвыполняет функцию языка межнационального общения) и таким образом участвоватьво всех сферах жизнедеятельности нации — экономической, политической икультурной. Каллен представлял Америку как находящееся в процессе становленияфедеральное государство, не только как союз географических и административныхединиц, но и как содружество национальных культур, культурных разнообразий. Вкультурном плюрализме ученый видел традиционные идеалы американской политическойи социальной жизни, а любые попытки навязать англосаксонский конформизм какразрушение этих идеалов.
Годомпозже в 1916 г. философ Джон Дьюи в обращении к Национальной просветительнойассоциации сказал следующее: «Такие понятия, как ирландский американец,еврейский американец или немецкий американец, являются ложными, так как ониутверждают то, что уже реально существует и называется Америкой. Дело в том,что истинный американец, типичный американец сам является дефисным. Это неозначает, что он частично американец, а частично нет. Он — сплав межэтническийи межрасовый. Он не является американцем плюс поляком или немцем. Важно видеть-дефис соединяет, а не разъединяет. Это означает, по крайней мере, что нашишколы должны обучать каждого уважать другого и рассказывать о большом вкладевсех этнических групп в нашу общую
79
культуру».
Идеюсохранения своей идентичности отстаивал и другой известный ученый, НорманXепгуд: «Демократия будет более продуктивной, — писал он 1916 г., — еслиона имеет тенденцию к поощрению различий. Наша мечта о Соединенных Штатах неявляется мечтой о монотонности. Мы не хотим думать о них, как о государстве,где все люди одинаковы». Можно привести и ряд других высказываний в пользусохранения этнического, культурного разнообразия в развитии американскогообщества. Так, в 1916 г. на страницах известного американского журнала«Атлантик Мансли» молодой литературный критик, писатель Р. Боурненарисовал свое видение «транснациональной» Америки — нового типанации, в которой различные национальные группы сохраняют свою идентичность икультуру, соединяясь в своего рода мировую федерацию в миниатюре. «Попыткислить иммигрантов провалились, — писал он, — это показало европейская война, иее отзвуки здесь — националистическая активность различных групп».
П/>о/>л/>итикаамериканизации, длившаяся почти три десятилетия (с 90-х годов XIX в. доокончания Первой мировой войны) привела к тому, что миллионы иностранцев былинатурализованы и в той или иной мере выучили английский язык. У некоторыхамери-канизаторов это создавало иллюзии, будто идея была претворена в жизньпревосходно. На самом деле эта политика не дала ожидаемых результатов. Несмотряна все усилия правящих кругов, государственных и общественных институтов,шовинистически настроенных политиков, далеко не все иммигранты оказалисьподатливы на давление американизаторов. Конечно, вновь прибывающие в СШАиммигранты различными способами и в разной степени постепенно прогрессировали впроцессе аккультурации и интеграциивамериканское общество, но, конечно, не в той степени, которуютребовала принудительная американизация. Везде в Америке, особенно в большихгородах, как и раньше, сохранялись этнические кварталы. Постепенно сталидействовать, хотя значительно и ослабленные, иммигрантские организации. Пословам авторитетного специалиста Р.Альбы, «за фасадом американизацииэтнические субкультуры продолжали спокойно жить, сохраняя ценности, связанные сдомом, семьей и общностью». Так, к примеру, отстаивали свою культурнуюсамобытность немцы, используя язык, церковь, школу, прессу как средствапротиводействия американизации и ускоренной ассимиляции. Успехи в сохранениисильной этнической общности имели шведы и норвежцы, изолированные на своихфер-мах. В городских центрах северо-востока страны ирландцы, проживая восновном в трущобах и отрезанные как в социальном, так и в культурном плане отсвоих англосаксонских соседей, развивали свое собственное групповое сознание ивели обособленную общественную жизнь. Американские индейцы в резервацияхпродолжали сохранять сильную приверженность своей родовой культурной игрупповой идентичности, несмотря на политику насильственной ассимиляции — раздел общинных земель, чересполосное поселение индейцев с американскимифермерами, приобщение к христианской религии и школьное обучение только наанглийском языке. В 1928 г. Институт правительственных исследований опубликовалдоклад «Проблемы индейской администрации», в котором говорилось о«печальном провале ассимиляционистской политики». Индейцы неинтегрировались в американское общество, а их культура не трансформировалась вкультуру белых. В целом же были сделаны только частичные шаги в усвоениииндейцами европейского образа жизни.
Чтоже касается афроамериканцев, то они были отделены барьерами от белой Америки иобразовали свою сеть организаций и институтов — свой собственный«социальный мир». Как отмечается в американском обществоведении,«с принятием дестрикционного закона в 1924 г. движение американизациифактически погибло».
Анализируяпричины неудачи американизации, одни американские авторы указывают на то, чтонельзя переплавить индивидуумы, если они этого не хотят, другие — на то, что«движение спутало средства и цели, ошибочно полагая, что проблему можнорешить с помощью образования. Кроме того, оно проигнорировало тот факт, чтоглавное в данной связи для человека было не то, что он знает, а то, что ончувствует». Наряду с этим, исследователи отмечали и ряд положительныхмоментов американизации, увязывая их с распространением знаний об американскойжизни с помощью образовательных программ, без которых дальнейшая ассимиляциябыла бы просто невозможной.
А/>н/>г/>локонформизм,возникший во второй половине XIX в., и пробывший господствующей модельюэтнического развития США до 20-х годов XX в., оказался несостоятельным. Перваямировая война показала всю иллюзорность надежд на принудительную ассимиляциюэтнических групп и меньшинств. Вместо здоровой тенденции этнической интеграциив обществе усилилась противоположная тенденция — подозрения друг к другу,нетерпимость и этническое обособление. Стало совершенно очевидно, что этот путьформирования единой нации неприемлем в перспективе. После Первой мировой войныкурс был изменен. Сказался опыт европейских стран, в том числе и отрицательный,который продемонстрировала Англия в борьбе с ирландским национализмом, а такжеконечно же, лозунги социалистического движения, пример России. Развитиеамериканской нации пошло по иному пути, отличном от того, на который ее толкалипоборники принудительной американизации, а именно по пути реализации идей«плавильного котла».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сухие порты в деятельности субъектов хозяйствования морского бизнеса
Реферат Поводырь Опальные рассказы
Реферат Особенности дрессировки животных
Реферат Аналіз, звітність і аудит в сфері праці
Реферат Муаммар Каддафи
Реферат Влияние пирроксана на активность карбоксипептидазы н и фмфс ингибир
Реферат Главные причины подделки при коллекционировании старинных вещей
Реферат Низшие хордовые и их филогенетические связи с другими типами животных
Реферат Нейрофизиология зрительной системы
Реферат 1. Це Положення регулює організацію І проведення профілактичних щеплень та туберкулінодіагностики
Реферат Внутренние болезни пищеварительной системы
Реферат Сумасшедшая жизнь Говарда Хьюза
Реферат Глеб Владимирович
Реферат Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 12-13 лет на учебно тренировочных занятиях
Реферат Обмен веществ и энергии Терморегуляция