Блаватская
Елена Петровна (1831-1891)
Ее род по
материнской линии восходил к князьям Долгоруким и знаменитому французскому
гугеноту Бандрэ де Плесси, отец принадлежал к роду мекленбургских принцев Ган
фон Роттенштерн-Ган. Мать Блаватской писала увлекательные романы. Ее называли
русской Жорж Санд.
В детстве Елена страдала лунатизмом: во сне
вставала, рассказывала сказки, пела песни; иногда уходила далеко от дома.
Однажды после долгих поисков ее нашли в пещере, где она разговаривала с
невидимыми духами. Чаще всего, по ее словам, такое общение происходило с
каким-то величественным индусом в белом тюрбане, которого Елена называла
Хранителем.
В семнадцать лет девушка неожиданно дала согласие
на брак с эриванским вице-губернатором Блаватским, который был намного старше
ее. Елене хотелось как можно скорее обрести самостоятельность. Через несколько
месяцев она покидает мужа и начинает путешествовать. В Англии она случайно
повстречалась со своим Хранителем уже воочию. Он настоятельно советовал Елене
добраться до Гималаев, побывать в таинственном Тибете. Попасть туда удалось
лишь в 1864 г., а до этого Блаватская увидала своими глазами Северную и Южную
Америку, Египет, Японию, Китай, Малую Азию, Индию.
В 1867 г. она оказалась в Италии среди
повстанцев Гарибальди. Полковник Олькотт, ее постоянный спутник во всех
зарубежных поездках, писал: “Она сражалась вместе с Гарибальди в Ментане, в
кровавом бою. Как доказательство она мне показала перелом левой руки в двух
местах от ударов сабли и попросила прощупать в своем правом плече пулю от
мушкета и еще другую пулю в ноге. Также показала мне рубец у самого сердца от
раны, нанесенной стилетом... Мне иногда кажется, что никто из нас, ее коллег,
вообще не знал действительную Елену Блаватскую, кажется, что мы имели дело
только с искусно оживленным телом, настоящая ее душа была убита в битве под
Ментаной, когда она получила эти пять ран и ее как умершую извлекли из канавы”.
Раны залечили, но с этого времени последовало
невероятное духовное обновление Блаватской.
“..Я начала ощущать странную двойственность.
Несколько раз в день я ощущала, что во мне существует кто-то совершенно
независимо от меня. Я никогда не теряю сознание своей индивидуальности и
чувствую, что сама храню молчание, а моим языком говорит мой внутренний гость.
К примеру, я знаю, что никогда не была в
местах, описанных моим “вторым Я”, но этот второй не лжет, рассказывая о местах
и предметах, мне незнакомых, потому что он видел и хорошо знает их”.
О семи годах своей жизни, проведенных в
Тибете, Блаватская почему-то старалась не распространяться. Тамошние древние
высокогорные монастыри, как полагают некоторые ученые, хранят загадки прошлых
цивилизаций, свидетельствуют о несомненном контакте землян с инопланетянами.
В 1875 г. Блаватская выпускает объемистый
двухтомник “Разоблаченная Изида” — энциклопедию по истории и философии
восточной мудрости. Глубиной содержания и блеском изложения этот труд поставил
научный мир в тупик: как могла женщина, не имеющая даже высшего образования,
разобраться в бездне разнообразнейшего материала, систематизировать,
прокомментировать, заменив собою, по существу, целый научный институт?
По этому поводу сама автор писала сестре,
Вере Желиховской: “Ты вот не веришь, что я истинную правду пишу тебе о своих
учителях. Ты считаешь их мифами... Но разве ж самой тебе не очевидно, что я
сама, без помощи, не могла бы писать о Байроне и о материях важных?.. Что мы с
тобой знаем о метафизике, древних философиях и религиях? О психологии и о
разных премудростях?.. Кажется, вместе учились, только ты лучше меня... А
теперь посмотри, о чем я не пишу?.. И люди, да какие — профессора, ученые —
читают и хвалят... А я тебе говорю правду: передо мною проходят картины,
древние рукописи, числа, я только списываю и так легко пишу, что это не труд, а
величайшее удовольствие ”.
Одни считали Блаватскую колдуньей, продавшей
душу дьяволу. Другие высоко ценили ее стремление сблизить культуры Запада и
Востока. Не кто иной, как великий Махатма Ганди писал: “Я был бы более чем
удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской ”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/