Морфология российской вечеринки
Григорий Рейнин
в соавторстве с В. Бондаренко
Продолжая
изучение темы потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный
спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной
стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой.
Один
полюс достаточно хорошо изучен продавцами винных отделов, врачами-наркологами,
участковыми милиционерами и акцизными чиновниками. Другой - представлен в
эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом
произведении "Граненая скрижаль", напечатанном в известном
академическом журнале "Субъект и его реальность"[1]. Эта сокровищница
Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых
исследователей третьего тысячелетия.
Ваше
здоровье!
Однако,
этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока
сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков
на Руси. Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого
спиртного? Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в
нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как
"Встреча по поводу" или попросту "Вечеринка".
Повод
при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают
весьма разнообразны: - день рождения (вариант: крестины, именины, поминки,
свадьба), - приезд (вариант - отъезд) кого-либо куда-либо, - встреча Нового
Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т.п.) -
церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество. - социальные
мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также
всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов.
Добросовестно
отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это
колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам,
подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В.Я.Пропа "Морфология
Русской волшебной сказки"[2].
1.
Постоянными и устойчивыми параметрами "Вечеринки" служат четыре
неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц. 2.
Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено. 3.
Последовательность и структура фаз всегда одинакова. Отсюда вывод: 4. Все
вечеринки однотипны.
Какова
же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из
наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры? Чего
скрывать - нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в
иных исследованиях - это обилие экспериментального материала. Каждый, мы не
боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места
жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя
экспертом. Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми
не оказались.
Ваше
здоровье!
Однако,
к теме. Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре
существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей. При этом
было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 - 2 часа, а функции
персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не
связаны с первоначальным названием самого действия.
Итак,
первая стадия - РИТУАЛЬНАЯ.
В
области стиля - чопорно-приличная. Участники пока относительно трезвы. Налицо
демонстративная вежливость и, что немаловажно, все помнят по поводу какого
события собрались. Острое чувство ритуала, тосты, некоторая театрализованность
мизансцен, слов, жестов, поворотов головы и т.д. Другими словами, пиджак еще не
снят и на брюках еще нет следов от салата.
Вторая
стадия - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.
Наступает
после третьей-четвертой рюмки. Характеризуется большей раскованностью, время от
времени соскальзывающей в развязность. Тема вечера постепенно размывается
соразмерно с повышением уровня общительности. Тосты становятся все более
взволнованными и возникают хаотически. Это, так сказать, тосты "на бреющем
полете". Появляются группировки и, соответственно, сепаратные тосты.
Действующие лица переходят к более крепким напиткам. Одновременно происходит
обострение сексуального интереса. Тот, кто напивается раньше всех, уже напился.
К концу фазы возникает ситуация: "Не хватило выпивки. Скинемся по тридцать
рублей (вариант: десять, сто...)". В этот момент определяется амплуа
активиста-организатора.
Третья
стадия - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ.
На
всем протяжении первой фазы о ней еще никто не подозревает. Каталог
стереотипных мизансцен: а) атмосфера несколько утяжеленного флирта, витающего в
пространстве. б) девушка-Муза убегает. Поисковая группа, кидающаяся вдогонку,
находит ее плачущей навзрыд в ближайшем сугробе. в) танцы с элементами
спонтанного эротизма (вариант - песни под гитару). г) выяснение отношений.
Старые и новые обиды и тому подобное. д) парочки разбредаются по углам.
Постоянно занятый санузел. Жена плачет на кухне и так далее. е) на протяжении
третьей фазы оформляется несколько классических типов повествований-рассказов.
Наиболее яркие из них - охотничьи и эзотерические. ж) наблюдается расширение
представлений о совместимости продуктов, снижение порогов восприятия,
исчезновение болевого синдрома. з) исчезают многие дихотомии, такие, как свой -
чужой: свой стакан - чужой стакан, своя шапка - чужая шапка, своя жена - чужая
жена. А также существенно изменяются представления о времени и пространстве. и)
повод забыт полностью.
Четвертая
стадия - ТЕРМИНАЛЬНАЯ.
Общие
принципы: - уменьшение количества участников (по разным причинам), - из общего
фона неумолимо выделяется компания, говорящая о чем-то высоком, существенном,
важном для каждого (назавтра об этом никто не вспомнит). - эта же компания
уничтожает остатки спиртного в доме, отыскивая его среди бабушкиных запасов
наливки, настоек элеутерококка и женьшеня. - настойчивые поиски места, где
можно принять горизонтальное положение. Некоторым эта удается. Не всем... -
впадение в забытье, спонтанный уход от реальности. - случаи внезапного
просветления, сатори, самадхи и другие паранормальные состояния (завтра об этом
никто не вспомнит!).
Финал
напоминает нечто расползающееся во мгле наступающего утра. Рассвет обычно
бывает особенно хмур и неприветлив.
Каждая
стадия занимает в среднем 1,5 - 2 часа. Таким образом через 6, максимум, 8
часов сценарий любой "Вечеринки" оказывается полностью исчерпан. На
протяжении всего действия вид стола меняется. По состоянию стола можно с
большой степенью точности диагностировать фазу.
Действующие
лица:
-
Влюбленная парочка. - Девушка, которая на всех виснет (ярко проявляется во
второй фазе). - Гурман высокой квалификации. - Семейная пара. - Одинокая
женщина на охоте. - Непьющий родственник (вариант: сильно пьющий родственник).
- Девушка, на которую никто не обращает внимания. - Мужчина, который напивается
раньше всех. - Девушка - Муза, которая всегда убегает. Она же плачет навзрыд. -
Плейбой. - Сводня. - Хозяйка. - Обличитель. - Юная особа, с ужасом взирающая на
взрослых. - Хмурый парень. Потенциальный агрессор. - Соседка снизу (вариант -
сверху) зашла на шум (начало третьей фазы). - Танцор (Гитарист). - Тамада -
весельчак. Душа компании. - Бывалый. "Поживите с мое...",
"Сейчас я вам объясню..." - Девушка - хохотушка. - Персонаж, который
постоянно что-то жует.
Исследуя
экспериментально полученную структуру, мы неожиданно для себя обнаружили, что
действие неукоснительно разворачивается во времени по вышеозначенному сценарию
практически независимо ни от количества и крепости выпитого, ни от числа и
возраста участников, ни от других факторов. Здесь, по всей видимости, мы имеем
дело с одной из базовых матриц сознания, которая формируется в первые месяцы
беременности, когда будущая мамаша еще активно участвует в мероприятиях
подобного рода. В дальнейшем матрица инициируется - буквально в первые же годы
жизни младенца.
Как
показывает практика, любой представитель рассматриваемого этноса независимо от
региона мгновенно узнает вышеописанный сценарий и легко находит в нем свое
место.
Данная
работа, как вы сами понимаете, носит постановочный характер. Каждый из вас
наверняка смог бы что-то добавить в список персонажей, а также вычеркнуть или
обобщить. Недостаточно изучена динамика стадий, в зависимости от различных
факторов, слабо конкретизированы сюжетные линии отдельных действующих лиц, не
проработана возрастная и профессиональная специфика. А лексика, а шлягеры, а
звучание ансамбля в целом? Да, что там говорить - поле, поле непаханое!
Авторы
самоуверенно полагают, что изучение этого уникального явления мировой (и этого
слова мы тоже не боимся) культуры могло бы стать темой множества диссертаций в
области психологии, социологии, психолингвистики, истории, этнографии а также
политологии и других общественно-полезных наук.
Ваше
здоровье!
Список литературы
В.Я.
Пропп, Морфология Русской волшебной сказки. Книжка, с детства любимая авторами
данного исследования. Теперь, наконец, стало понятно почему.
В.В.
Бондаренко. Граненая скрижаль. Реальность и субъект, N3, 1999. Эпохальная, как
было уже сказано работа, где раскрываются тайные грани или ступени восхождения
к сокровенному смыслу, посредством простой и казалось бы хорошо известной всем
формы.
Э. Берн. Игры в которые играют люди.
Прекрасному американскому исследователю не повезло: он не там родился. Россия -
вот где простор, вот где игры!
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humans.ru