Реферат по предмету "Музыка"


Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Традиции старообрядческого церковного пения. Формы
реализации богослужебного репертуара

Денисов Н. Г.

Весь
годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом.
Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно
указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и
хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом
месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения
определенных стихир в праздники по крюкам. Чаще всего это славники — на
"Господи воззвах", стиховне, хвалитнах, стихира по 50-м псалме.
Тропари и кондаки великим праздникам в старообрядческих храмах также, как
правило, поют по крюкам, а в иные дни — речитативом, допевая последние слова
текстов, или просто читают. В общинах же с низкой крюковой грамотностью тропари
с кондаками только читают. В южных приходах, в Вилково и Куничах, их поют на
глас. В российских приходах такая традиция отсутствует.

Ирмосы
великим праздникам поются по крюкам. В местах, где крюков не знают, ирмосы
читают. Исполнение песнопения по крюкам в большие праздники является важным
показателем профессионального уровня хора. В старообрядческих приходах не
бывает спевок (в советское время они были запрещены). Поэтому хор поет на
службе как бы "с листа", в чем и проявляются, соответственно, его
достоинства либо недостатки. На Литургии псалмы "Благослови душе моя Господа",
"Хвали душе моя Господа" исполняются на глас. Опять-таки в одних
общинах, где имеются грамотные певцы, напев гласа согласно Уставу меняется в
зависимости от седмицы, то есть недели. В других общинах их поют лишь на
некоторые гласы или вообще на один глас. В южных приходах названные псалмы
вообще принято читать. Большую часть песнопений Литургии, особенно начиная с
Херувимской песни, включая Евхаристическую часть, исполняют, как правило, по
крюкам.

Наконец,
определенную часть годового репертуара в каждом храме поют "по напевке",
"напевом", "на память", "по погласке" и т. д. Из
всех старообрядческих общин только некрасовцы, живя в Турции, не знали этих
терминов и лишь по возвращении на Родину сразу поняли и приняли их. Исполнение
по "напевке" включает как зафиксированные, так и незафиксированные в
письменных источниках песнопения. На богослужениях они звучат по устным
версиям, сложившимся в общинах. Данные образцы составляют отдельный пласт
певческой культуры старообрядцев.

Кроме
этого, в ряде общин есть сложившиеся традиции исполнять некоторые песнопения
тем или иным роспевом, на определенный глас, петь или читать его. Образцом в
этом отношении можно считать Рогожскую общину, где существует стройная система
исполнения песнопений (см. [16]). В целом в российских общинах 33-й псалом
"Благословлю Господа на всякое время" на Литургии принято читать, а в
Добрянке и южных приходах (в Новопокровском, у некрасовцев, в Вилкове, Куничах)
его поют на 7-й глас. В Вилково в праздники этот псалом исполняется на 6-й глас
на подобен "Ангельские силы". Песнопение "Воскресение Христово
видевше" в большинстве приходов поют речитативом, а в Грачах, Вилково — на
7-й глас. Песнопение "Единородный Сын" в российских, юго-западных
приходах исполняется "напевкой", а в Вилково, Новопокровском, а также,
по словам верующих, в Румынии — демественным роспевом. Херувимскую песнь в
Стрельниково по воскресным дням поют демественным роспевом, а в праздники —
иргизским. "Отче наш" в одних местах звучит только на глас, в других
— знаменным роспевом 5-го и 6-го гласов (отец Евгений Бобков считал, что на
праздничном богослужении "Отче наш" должно исполняться только
речитативом). В южных приходах на всенощной хвалитные стихи любят петь, а в
российских их чаще читают. На ексапсалмах первые стихи "Слава в вышних
Богу" в южных приходах поют, а в российских — читают. После того, как в
конце 1980-х годов митрополит Алимпий стал объезжать приходы, сопровождающие
его стихарные услышали пение данных стихов и эту традицию стали вводить и в
Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Стрельникове. В Иванове, как говорилось выше,
на всенощной последний антифон 4-го гласа "От юности моея" исполнялся
демественным роспевом. В Стрельниково в праздник апостолов Петра и Павла на
сложившийся устно в общине напев исполняют запевы к тропарям канона
"Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас".
В Клинцах существовала традиция целиком петь канон Преображению. Некрасовцы до
сих пор исполняют кафизмы напевом новгородского распевщика XVI века Маркела
Безбородого. Проживая изолированно в Турции, они сохранили эту традицию, в
отличие от большинства белокриницких общин, которые на протяжении XX века
забыли ее (жива она и у беспоповцев).

В
целом же воспроизведение всего годового репертуара в старообрядчестве
объясняется установившимися в каждом месте традициями, влиянием определенного
певческого центра, а не личными вкусами и пожеланиями отдельных лиц.
Список литературы

1.
Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. - 1977. - Т. 32:
Текстология и поэтика русской литературы ХI-ХVII вв. - С. 388-394.

2.
Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей ХVII-ХХ вв.
Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и
духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). - М.,
1982.-С. 162-227.

3.
Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального
древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. - М.: Сов.
композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

4.
Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. ...
канд. иск. / Ин-т истории искусств. - М., 1976.

5.
Денисов Н. Г. Воскрешение древности // Сов. музыка. - 1986. - № 2. - С.
102-104.

6.
Денисов Н. Г. Некоторые методические рекомендации по изучению певческих
традиций старообрядцев // Фольклор и традиционная музыка: Науч.-метод.
материалы по пробл. подготовки руководителей муз. коллективов / Вост.-Сиб. гос.
ин-т культуры. - Улан-Удэ, 1990. - С. 16-21.

7.
Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев беглопоповского согласия хутора
Новопокровский Краснодарского края // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч.
конф.: Мат-лы. - Новосибирск, 1992. - Ч. 3. - С. 329-342.

8.
Денисов Н. Г. Певческие традиции Стрельниковского хора Костромской земли // Skupiska
staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce: Ich miesce i tradycje we
wspolczesnym swiecie. - Warszawa, 1994. - S. 231-236.

9.
Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине // Ежегодная
Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского
института: Мат-лы, 1998. - М., 1998. - С. 345-353.

10.
Денисов Н. Г. Профессиональные певческие традиции Стрельниковского
старообрядческого хора Костромской области // Музикални хоризонти. - София,
1989. - № 2. - С. 176-183.

11.
Денисов Н. Г. Современная старообрядческая певческая культура: проблемы
фиксации и изучения // Отечественная культура XX века и духовная музыка:
Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. -
Ростов-на-Дону, 1990. - С. 98-100.

12.
Денисов Н. Г. Сорок лет на родной земле // Муз. Академия. - 2002. - № 3. - С.
51-53.

13.
Денисов Н. Г. "Старообрядческая Венеция": Певческие традиции общины
г. Вилкова // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. - М.,
1997. - С. 236-240.

14.
Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия
в культуре. - Новосибирск, 1994. - С. 75-83.

15.
Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего
Поволжья // Музыкальная культура Средневековья / МГК. - М., 1992 – Вып. 2. - С.
196-211.

16.
Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по
"напевке", вопросы интерпретации: Дис. ...канд. иск. / РАМ им.
Гнесиных. - М., 1996. - 267 с. - Ркп.

17.
Денисов Н. Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев //
Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном
Кавказе: Сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. -
Ростов-на Дону, 2000. - С. 53-59.

18.
Денисов Н. Г. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев //
История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы междунар. конф., посвящ.
2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 нояб. 1999 г.- Екатеринбург, 1999
- С. 171-174.

19.
Избранные песнопения двунадесятым праздникам: (Старопечатный текст). - СПб.:
Синод. тип., 1912.

20.
Кратчайшее изложение догматов и преданий чинов же и обрядов, и обычаев
древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве // Старообрядческий церковный
календарь на 1994 г. - М., 1993. - С. 75-104.

21.
Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. / Изд. иждивением А. И.
Морозова. - СПб.: Балашов, 1884-1885. - Ч. 1: Октай; Ч. 2: Обиход Всенощного
бдения, Триодей Постной и Цветной; Ч. 3: Обиход литургии Иоанна Златоустаго; Ч.
4: Праздники двунадесятые; Ч. 5: Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий.

22.
Панкратов А. В., Крахмальников А. П. Белокриницкая иерархия // Православная
энциклопедия. - М, 2002. - Т. 4. - С. 542-556.

23.
Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск.
ун-та: Каталог. Ч. 1: Ненотированные рукописи Бессарабского собрания МГУ /
Сост.: Е. Б. Смилянская. - М., 2000. - 317 с. - Библиогр.: 78 назв. - Рукопись
деп. в ИНИОН РАН № 55396 28.02.2000.

24.
Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та:
Каталог. Ч. 2: Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Н. Г.
Денисов, Е. Б. Смилянская. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. - 192 с. -
Библиогр.: 27 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55397 28.02.2000.

25.
Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина:
Указатель. - М., 1986.-Т. 1. Вып. 2. - 382 с.

26.
Старообрядческая мысль. - Прил. (1910-1917 гг.): "Церковное пение":
Журн. - М., 1910. - №3.

27.
Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря /
Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: "Церковь", 1996. - 316 с.

28.
Шестьдесят лет восстановления древлеправославной Архиепископии. - Новозыбков,
1983. - 46с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Драматичний театр та кінематограф Харківщини у ХХ столітті
Реферат Программный комплекс для станка с ЧПУ
Реферат Принцип действия трансформатора устройство асинхронного двигателя
Реферат Привод галтовочного барабана
Реферат Разработка проекта молодежного кафе высшей категории на 85 посадочных мест
Реферат Проектирование сборочных приспособлений
Реферат Проблемы энергосбережения в системах электроснабжения
Реферат Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте
Реферат Электроснабжение отделочной фабрики текстильного комбината
Реферат Прикладная теория цифровых автоматов 2
Реферат Проектирование насоса для циркуляции масла
Реферат Проектирование ТЭЦ
Реферат Технология рекультивации нефтезагрязненных поверхностей неосушенных торфяных болот
Реферат Производство настольных светильников
Реферат Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII - первая половина XIX вв.)