Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Презумпция человечности

Презумпция человечности
Психолого-педагогическое эссе

Шувалов А. В.

Человек,
как и плодоносное дерево не может подняться без предварительной прививки
черешков мудрости, нравственности и благочестия. Я.А.Каменский

Все
прогрессы реакционны, если рушится человек. А.Вознесенский
Большие образовательные пространства

Если
непосвященный привычно отождествляет образование со знакомыми по личному опыту
ступенями - детский сад, школа, университет - то специалисту необходимо
проникновение в суть вопроса. По сути, образование является неотъемлемым
признаком жизни людей, процессом формирования облика человека, выращивания и
воспитания старшими новых поколений людей, которым в будущем можно будет
доверить страну и собственную старость.

Сложная
совокупность условий, связанных с национальными и культурными традициями,
особенностями социальной среды и отношением ближайшего человеческого окружения,
влияет на траекторию, динамику и качество развития ребенка, на образ жизни и
ментальность взрослеющего человека. Отнюдь не претендуя на полноту и
завершенность картины, условия развития можно обобщить и представить в виде
больших, сопряженных пространств, которые составляют рельеф и задают основные
маршруты образовательного универсума. Это семья, система общественного
непрерывного образования, структуры, относящиеся к так называемому
"параллельному образованию", религиозные общины и институты.

Семья
представляет собой естественно-родовую основу жизни новорожденного. В семье
ребенок обретает имя, узнает историю своего происхождения. Родительская забота,
воодушевление любовью и волей к жизни лежат в основе чудесного превращения
беспомощного младенца в жизнеспособного человека. По определению психологов,
семья является формой базового жизненного тренинга, а родители - центром
ориентации и идентификации ребенка. С родительским домом связано чувство
укорененности, столь необходимое каждому для душевного благополучия и здоровой
жизнедеятельности.

Общественное
образование представляет собой организованную, поэтапную, многоплановую систему
социализации. Специфика его ступеней и содержаний угадывается даже в самых
общих определениях: дошкольное, школьное, внешкольное и вузовское; начальное,
среднее и высшее; общее и специальное, дополнительное и профессиональное.
Образовательные учреждения - это пространство ученичества, приобретения знаний,
освоения средств и способов умственной, организационной, практической
деятельности, формирования способности и мотивации к самообучению,
самообразованию.

Под
"параллельным образованием" подразумевается широкий спектр
целенаправленных и стихийных воздействий информационной среды. Это наименее
однородное и согласованное пространство, которое формируют печатные и
электронные СМИ, "мировая паутина" Интернет, издательские дома. С
одной стороны, в нем представлены авторы и мастера, сохраняющие свою
приверженность традициям высокой культуры и близкие по духу общественному
образованию. С другой стороны, здесь конкурируют агенты массовой культуры
(шоу-бизнес, индустрия досуга и развлечений, производители рекламы),
субкультуры (неформальные объединения, клубы и группы по интересам) и
контркультуры (криминальные группировки, экстремистские организации,
тоталитарные секты). Следует заметить, что высокая культура выполняет
человекообразующую функцию приобщения к духовным ценностям, идеалам Истины,
Добра и Красоты, обеспечивает эффект облагораживания человеческой натуры,
воодушевляет на благие дела. Она сопряжена с передачей в художественных формах
образа героя со всей сложностью и противоречивостью его социальных отношений и
внутренней жизни, ставит его (и читателя, зрителя, исполнителя, как
приобщающегося к культуре) перед необходимостью нравственного выбора. Массовая
культура ориентирует на потребление, разжигает и насыщает свойственные
человеческой натуре пристрастия. Это средство эксплуатации человека, потому что
хочется комфорта, новых зрелищ и развлечений, а за удовольствия нужно платить.
Она мало способствует развитию, чаще притормаживает его, анестезирует и
притупляет сознание, замыкает человека на себе. Контр- или антикультура
выполняет человекоразрушающую функцию порабощения и деформации человеческой
натуры, отчуждает нравственные чувства и добродетельные устремления,
провоцирует возникновение и распространение личностной деструктивности. Ей
сопутствует образ антигероя, ориентация на ложные, суррогатные ценности. И всё
это, как правило, преподносится в очень привлекательном, соблазняющем виде.

Мировые
религии содержат канонические представления о человеке и практике земной жизни.
Религиозные институты (церковь, мечеть, храм, синагога) во главе со
священнослужителями, осуществляя духовное окормление прихожан, ведут работу,
нацеленную на воспитание людей в духе благочистивых традиций и религиозной
морали. Так Христианская церковь по природе своей - учительница. Она исполняет
завет Спасителя идти и учить народы (Мф. 28:19-20). Закономерно, что в разные
времена педагоги-новаторы с уважением относились к авторитету традиционных
конфессий и придавали большое значение религиозному мировоззрению.
"Правила поведения для юношества" Я.А.Каменского начинались с
наставления: "Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в
присутствии Бога и ангелов - и, может быть, людей. Первой мыслью
как проснешься, пусть будет мысль о Боге". К.Д.Ушинский говорил:
"Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека,
как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в
дни житейских бурь и душевных тревог".
Педагогическая сверхзадача

Семья,
система общественного образования, религиозные институты и структуры
"параллельного образования" в его пристойных и социально
ответственных формах отличаются способами решения педагогических задач. Но
очевидно, что в качестве образовательных пространств они не могут полноценно
функционировать в отрыве друг от друга и в чем-то должны пересекаться и
совпадать. Этим общим и самым важным (в контексте рассматриваемой темы)
моментом является представление о педагогической сверхзадаче - духовном
развитии ребенка, актуализации в детях личностного начала и подлинно
человеческих качеств. Именно "сверхзадача" – потому, что она задает
направление и горизонты нормального развития; потому, что по отношению к
конкретному, даже широко эрудированному, умелому и социально успешному человеку
нельзя утверждать, что она получила окончательное решение; потому, что в
условиях современной жизни она не может быть однозначно закреплена за семьей,
школой или религиозной общиной и требует сложения усилий.

Чтобы
внести ясность, воспользуемся метафорой Л.Н.Толстого. При обсуждении картины
Николая Рериха "Гонец" Л.Н.Толстой сказал молодому художнику:
"Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править
выше того места, куда вам нужно, иначе снесет". Так и взрослым, решающим
задачи выращивания, обучения, воспитания детей, чтобы достичь намеченного,
следует устремляться выше. Иначе есть риск оказаться во власти течения
повседневности, сильно сносящего к низшему. Поэтому существует проблема
соподчинения, приведения в соответствие локальных, прагматических целей учебной
деятельности педагогической сверхзадаче: культивировать в воспитанниках
стремление быть Человеком, желание и волю становиться выше себя, чтобы не пасть
ниже.

Педагогическая
сверхзадача нисколько не умаляет значения иных – социальных, экономических,
политических, конфессиональных - целей. Но без ориентации на педагогическое
созидание жизнедеятельность людей утрачивают свои благодатные качества: семья
может превратиться для ребенка в источник деградации и личной драмы,
общественное образование – в обезличивающий конвейер, в социальную машину по
производству средств производства, "параллельное образование" – в
орудие растления неокрепших умов, религиозные общины – в секты.

Представление
о педагогической сверхзадаче служит основой совместимости и согласованности
пространств развития и образования человека. Для профессионального
педагогического сообщества, призванного сеять разумное, доброе, вечное, -
обеспечивает осмысленность, безопасность и преемственность образовательной
практики.
Презумпция человечности

При
содержательном описании пространства духовного развития специального внимания
заслуживает следующее существенное обстоятельство: ребенок зарождается,
рождается и живет в системе реальных, хотя и разнородных связей с другими
людьми (первоначально с матерью, затем с близкими, впоследствии и с дальними).
Усиливая эту мысль, можно вообще сказать: нигде и никогда мы не увидим человека
до и вне его связи с другими. Он всегда существует и развивается в со-обществе
и через со-общество. Это изначальное единство называется со-бытийной общностью
– неслиянностью и нераздельностью двух и более самостоятельных форм жизни.
Духовная общность, как сердцевина, ядро любого образовательного пространства,
по сути и есть та ситуация развития, где впервые зарождаются, вынашиваются и
крепнут подлинно человеческие качества и способности.

Чтобы
обеспечить ребенку условия нормального развития и духовно полноценной жизни,
необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства.
Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке" - это всегда
другой человек: Другой - осветивший и обогативший мою душу, мой жизненный мир,
и тот (или те), кому я, в свою очередь, посвящаю свои силы и способности.
Детству естественно присущи стремление к дополнению и способность обретения
полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую,
дружественную среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины
и потенции собственного внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь
других людей.

Иными
словами, взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности -
право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления
становиться действительным автором собственного развития, говоря словами
Г.Гессе, наряду с внешней судьбой обретать судьбу внутреннюю, более сущностную,
не случайную.

Взросление
- дело трудное и даже болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих
способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище.
К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в
запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок
заболевает. В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего)
это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался
сестрицу, напился из болота и стал козленочком; Кая, которому в глаз попал
осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, по
злой воле превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика
будто списана с неутешительных реалий настоящего с уже привычными
нарицательными обобщениями: наркоманы, "отморозки", порченные.

На
некоторых детей тень "порчи" падает с рождения. О них мы говорим
"дети с особенностями развития".

Чтобы
"расколдовать" ребенка, помочь ему обрести дух полноценной
человеческой жизни необходим близкий Другой-человек. В жизни как в добрых
детских сказках процесс спасения (исцеления, личностного пробуждения) является
серьезным испытанием. Испытанием и для ребенка, и для близкого человека: Герда
ради спасения Кая отправляется в рискованное путешествие в царство Снежной
королевы; сестра вопреки опасностям, превозмогая боль, шьет голыми руками
братьям рубашки из крапивы.

Ф.М.
Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал, что ничего нет выше и
сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание,
вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких (добрых)
воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только
хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение.
Э.Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же
могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви - и
никто не может причинить такого вреда, как они [51, с.160]. Ф.М.Достоевский и
Э.Фромм подчеркнули и благодатную силу, и угрозу, заключенные в родительском
отношении.

Анализируя
этот факт, соотнося его с опытом педагогической и психологической практики,
нетрудно убедиться, что связанность со взрослым (не только с родителем)
одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность.
Значимые взрослые

Какие
же сугубо психологические факторы определяют влияние взрослого на душевное
состояние и духовное развитие ребенка? Специалистам известно широко
употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый
взрослый". В поиске ответа на поставленный вопрос появляется необходимость
наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это
родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на
условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

В
основе классификации понятия "значимый взрослый" - две существенные
характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно отражают
его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного
родства - "родной-чужой" - и духовной близости -
"близкий-чуждый". Критерием первой характеристики является
принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская
родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей -
устойчивая духовная связь

Классификация
значимых взрослых

Духовная
связанность Кровное родство

Близкий
Родной Чужой

Чуждый
родной и близкий чужой, но близкий

родной,
но чуждый чужой и чуждый

Значимые
взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного
родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в
детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Здесь
выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное
внимание, понимание, принятие, доверие; вторая переживается как выраженное
взаимное несогласие, разобщение, отчуждение, безразличие или неприятие.

Приближенный
еще не значит близкий. Именно духовная близость гармонизирует развитие личности
ребенка; отчуждение и неприятие искажают ситуацию развития, становятся
болезнетворным фактором в жизни детей.

Специфика
духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной,
социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым
жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к
человеческому в человеке, непосредственно - в ребенке, его устремленность
навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске
отношения соразмерного детским возможностям. Такое отношение - по сути
благодатно. Эта любовь осуществляется через со-бытие в духовной практике
воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме!) - ответственный координатор
со-бытия - использует себя, свою собственную личность в качестве
"инструмента" выстраивания и развития совместности с ребенком.
Педагогические позиции

Чтобы
практически обеспечивать детям человеческие условия развития, необходим
определенный эталон, нормативная система координат. Авторитетные российские
психологи В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман блистательно решили эту задачу,
предложив оригинальную типологию базовых педагогических позиций.

Понятие
"норма развития" является культуро- и личнообусловленным. Первый шаг
в различении позиций - определение исходных оснований взаимосвязи
жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка. Жизнь человека
обусловлена культурой, но не сводима к ней, проживается и переживается
непосредственно. Поэтому первое разделение позиций взрослых - на позиции
"культурные", связанные с сознанием, хранением и передачей норм и
эталонов культуры другим поколениям, и позиции "бытийные", связанные
с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости,
красоты и самоценности жизни.

Второй
шаг - определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности.
Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной
жизненной позиции (линия отождествления), либо к утверждению самобытности
ребенка (линия обособления).

Полное
обеспечение душевного здоровья, комфорта, жизненной укорененности - главный
результат работы (жизни) взрослого в "бытийных" позициях. Встреча с
"родителями" дарит ребенку чувства защищенности и жизнелюбия. Встреча
с "мудрецом" позволяет найти, создать, усмотреть в общечеловеческой
(а потому - ничьей, безличной) сокровищнице жизненных ценностей свое
собственное сокровище, свет и богатство собственной души.

Позицию
"родитель" не стоит замыкать на родовой связанности взрослого и
ребенка. "Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови,
но узы уважения и радости к жизни друг друга", - написал Р.Бах. Существует
разлитое родительское отношение человека к человеку, нацеленное на воплощение
теплого чувства близости, сродства с людьми, миром, с самой жизнью, как основы
жизненной энергетики и стойкости.

"Вооружение"
детей культурными нормами, средствами, способами работы (практической,
умственной, организационной) – цель деятельности взрослого в
"культурных" позициях. "Умелец" погружает ребенка в
совместное действие и учит действовать. "Учитель" разрывает плотную
ткань действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем,
что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться
действию. Встреча с "умельцем" формирует в ребенке такого же умельца,
ее задача – чтобы взрослый и ребенок сравнивались в своей умелости. Такое
итоговое тождество не предполагается при встрече ребенка с
"учителем". Результатами своих трудов "учитель"
удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя (и
только себя), но зато чему угодно (угодно ученику).

Позиционирование
взрослого в пространстве детско-взрослой со-бытийной общности потенциально
является источником целого ряда образовательных процессов. Каждой
педагогической позиции соответствует свой развивающий образовательный процесс:
"родитель" - выращивание жизнеспособного человека; "умелец"
- формирование специальных способностей; "учитель" - обучение
всеобщим способам мышления и деятельности; "мудрец" - воспитание
Всечеловеческого в человеке.

Благодатное
отношение взрослого к ребенку - это единственный в своем роде сплав
педагогических позиций; так из отдельных звуков складывается единый аккорд, а
из исходных красок - новый цвет. Взрослым, строящим совместную с ребенком
жизнь, нелишне представить себе состав и пропорции основных элементов, чтобы
разобраться, кто же мы реально есть и кем можем быть в реальных отношениях с
детьми.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.