Бернхард Вальденфельс
О.Н. Шпарага
Вальденфельс
(Waldenfels) Бернхард (р. в 1934) – немецкий философ-феноменолог. С 1976 –
профессор философии Рурского университета г. Бохума. Издает с 1975 вместе с Р.Бубнуром
«Философское обозрение» («Philosophische Rundschau») и серию «Переходы: Тексты
и исследования в области действия, языка и жизненного мира» (совместно с Р.Гратхоффом).
Первое диссертационное исследование В. посвятил «сократовскому вопросу», учился
у Мерло-Понти в Париже, там же прочел «своего первого Гуссерля».
Результат
знакомства с феноменологией – докторская диссертация В. на тему «Промежуточная
область диалога», в которой он попытался «развить феноменологическую теорию
диалога, исходя из Гуссерля, Мерло-Понти, а также Левинаса...». Позже, по словам
В., он отошел от теории диалога, которая казалась ему слишком симметричной и центрированной
на один единственный Логос. Его дальнейшие исследования стали попыткой развить
некую «открытую диалектику» или нового рода рациональность, которая бы выходила
за пределы всеохватывающего диалога.
Путями
к этой диалектике стали такие философские темы и понятия, как:
1)
поведение, освобожденное от ограниченности бихевиоризма («Игровое пространство
поведения», 1980), рассмотренное в контексте таких понятий, как смысл,
интенция, правило, контекст, образ и структура, ставшее точкой пересечения
феноменологии, философии языка и структурализма
2)
«жизненный мир» («В сетях жизненного мира», 1985), понятый как многообразие или
сеть «жизненных миров», которые, несмотря на их разнообразие, имеют нечто их объединяющее
3)
порядок («Порядок в сумерках», 1987), мыслимый как изменяемый, открывающий
новые возможности и полагающий собственные границы (влияние, в частности,
Фуко).
Понятие
порядка привело В. к такому мотиву его дальнейшей работы, как мотив Чуждого
(das Fremde). Этот мотив В. обнаруживает в философии Гуссерля и понимает его,
исходя из дифференциации сферы Я, в которой всегда можно обнаружить отношение к
самостному и к чуждому самости. Чуждое – это то, что не реализуется в рамках
некоего ограниченного порядка, что исключено как возможность и является в этом
смысле внепорядковым.
Тогда
возникает вопрос, как же относиться к Чуждому? Для ответа на этот вопрос В.
разрабатывает теорию ответа, реализующую в какой-то мере идею «открытой
диалектики» или нового вида рациональности. «Ответ выступает здесь способом,
который позволяет заговорить Чуждому как Чуждому, без включения его в имеющийся
порядок и лишения его чуждости» («Жало Чуждого», 1990). Нового вида
рациональность обозначается В. как «респонзитивная рациональность» (responsive
Rationalitaet). Это не господство единого разума, а пространство встречи
множества рациональностей, каждая из которых является рациональностью
ограниченного порядка. В основе этой новой рациональности лежит возможный и действительный
ответ («Регистр ответов», 1994). Ответ всегда раньше вопроса. Ответ – это не наполнение
интенции спрашивающего неким содержанием, как это понимал Гуссерль, и не
удовлетворение притязания, в понимании Хабермаса. Ответ – это всегда отношение
к Другому, реакция на его вызов (термин response первоначально заимствован из бихевиоризма).
Респонзитивная
рациональность охватывает ограниченный ряд способов и средств ответа, начиная с
доязыковых модуляций и заканчивая языковыми модальностями. Телесное отношение
играет определяющую роль в этой рациональности. «Ответом являются так же чувства
и телесное желание, а не только слово». Такого рода рациональность открывает
новый взгляд на Чуждое или Другое, который вечно ускользает от всех попыток
привычной рационализации и нормирования. Из респонзитивной рациональности
вырастает новая респонзитивная этика, исходным моментом в которой выступает
отношение Я-Другой в пространстве ответа. Этика или этические отношения
начинаются во мне самом, потому что Я никогда самим собой не исчерпываюсь и вынужден
урегулировать отношение к тому Чуждому, с которым с неизбежностью встречаюсь.
Такого рода отношение есть прообраз отношений в социальном мире, которые не вписываются
в один единственный порядок разума, а должны сосуществовать в пространстве
порядков – культурных, политических, экономических и пр. – собственного и чужого.
В
настоящее время В. работает над четырехтомным проектом, посвященным
исследованиям по «феноменологии Чужого». «Топография Чужого» является первым
(изданным в 1997) томом этого проекта. В. является признанным специалистом в области
истории феноменологической философии. Об этом свидетельствуют такие его монографии,
как «Феноменология во Франции» (1983), «Введение в феноменологию» (1992),
«Немецко-французские мыслительные ходы» (1995).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/