Агусто Палладио
Нет,
наверное, такого места в Италии, которое не могло бы претендовать на культурную
исключительность. В полной мере это относится и к Виченце. Расположен город
недалеко от Венеции, первое упоминание о нем относится к 135 г. до н. э.
Прославил Виченцу архитектор Андреа ди Пьетро, построивший здесь множество
замечательных зданий…
Андреа
ди Пьетро родился в 1508 г. в Падуе. В 13 лет стал помощником скульптора, в 16
вступил в цех каменщиков. А в 30 познакомился с Джаном Джорджио Триссино,
известным гуманистом своего времени, который и посоветовал ему взять псевдоним
Палладио в честь греческой богини Афины Паллады. Так Андреа ди Пьетро и стал
Андреа Палладио.
Слово
это переводят по-разному. Согласно одной из версий, означает оно «потрясающий».
Андреа ди Пьетро был действительно выдающимся зодчим. Он создал свой
неповторимый стиль, который так и называется палладианство.
Архитектор
Кормело Конти живет и работает в Виченце, поэтому с творчеством своего великого
предшественника знаком не по книгам. Мы договорились встретиться с синьором
Конти на площади Кастелло у палаццо Порто Бриганце, который построил Палладио.
По первоначальному проекту здание должно было быть гораздо больших размеров, но
у заказчика графа Портодони слишком быстро закончились деньги.
А.П.:
—
Добрый день, сеньор Конти.
Сеньор
Конти :
—
Как вам наша Виченца?
А.П.:
—
Она прекрасна. Сеньор Конти, скажите, по каким признакам специалисты
определяют, что тот или иной дом построил Палладио? Что характерно для его
творчества?
Сеньор
Конти:
—
Палладио учился в Риме — отсюда его любовь к колоннам и пилястрам. Пилястры —
это такие колонны, которые как бы выступают из стены, их называют еще
полуколоннами. У античных храмов Палладио позаимствовал фронтон — венчающий
колоннаду фасада. Его он широко применял при строительстве церквей и загородных
вилл.
Строить
Палладио начал довольно поздно, когда ему было уже за тридцать. Первый его
проект — реконструкция общественного здания в центре Виченцы. Этот заказ он
получил, выиграв конкурс.
Архитектор
спроектировал галерею вокруг уже существовавшего дворца, построенного веком
раньше, и вслед за древними римлянами назвал все это сооружение базиликой.
«Древние
римляне строили свои базилики для того, чтобы люди и зимой, и летом имели
место, где собираться и с удобством обсуждать свои тяжбы и свои дела», — писал
Палладио.
Эта
работа принесла ему известность, заказы посыпались на архитектора как из рога
изобилия. Во времена Палладио в базилике заседал городской суд, а в галерее
были торговые ряды.
По
выходным здесь и в наши дни работает рынок. На нем все несколько дешевле, чем в
магазинах. Так что грех было не побаловать себя свежей земляникой.
Всего
в Виченце 12 палаццо, целиком или частично построенных Паладио. Больше всего их
на улице, носящей имя архитектора. Находится она в самом центре города.
Заказчиками Палладио в большинстве случаев были знатные семейства Виченцы,
такие как графский род Барбаран.
Дворец
Барабаран да Порта нам интересен прежде всего тем, что это единственный дворец,
который Палладио построил от начала и до конца, с момента замысла и до сдачи
заказчику. Ни одну из своих построек он так и не завершил, кроме дворца
Барбаран да Порта. В палаццо теперь музей Андреа Палладио. Возглавляет его
Антонио Францина.
А.П.:
—
Здравствуйте, сеньор Антонио. Можно Вам задать пару вопросов?
Антонио
Францина:
—
Сделайте одолжение.
А.П.:
—
Как получилось, что Палладио удалось построить всего один палаццо, в точности
соответствующий первоначальному проекту.
Антонио
Францина:
—
Ну, понимаете, в XVI веке знатные фамилии стремились во всем перещеголять друг
друга. Затевая строительство роскошного палаццо, они, как правило, не
соизмеряли свои возможности с затратами. По ходу приходилось менять проект. А у
маэстро было столько заказов, что он не имел возможности этим заниматься. Этот
прекрасный дворец потому и был завершен, что граф заказал такое здание, какое
мог оплатить. Палладио не любил кричащей роскоши, работать предпочитал с
дешевыми материалами.
А.П.:
—
Почему же он все-таки был таким востребованным архитектором? Ведь не только же
потому, что умело использовал недорогие материалы?
Антонио
Францина:
—
Нет, конечно. Думаю, никого столько не копировали, сколько Палладио. И все
потому, что стиль его предельно демократичен. Он подходит для любой страны.
На
базе музея создана группа, которая занимается проблемой сохранения и
восстановления архитектурных объектов. Сеньор Антонио со своими сотрудниками
отвечает за сохранность всех творений Палладио в Виченце.
Удивительный
факт: дворцам Палладио не одна сотня лет, и они, конечно, требуют внимания. Но
куда меньше, чем современные здания.
А.П.:
—
Спасибо, что уделили мне столько времени.
Антонио
Францина:
—
Спасибо Вам. Надеюсь увидеться с Вами в Москве. Мы собираемся организовать там
выставку Палладио.
А.П.:
—
Обязательно приду.
Здания,
которые создавал Палладио, до сих пор радуют нас простотой и изяществом форм.
Одно из самых удачных произведений мастера – скромный дом нотариуса Пьетро
Коголло, построенный в 1570 году.
Наверху
хитроумное приспособление от голубей. Голуби — большая проблема в Италии. После
времени это, пожалуй, главные враги исторических памятников.
В
здании размещаются офисы фирм, юридические конторы. Палаццо Коголло называют
еще домом Палладио, поскольку в его вестибюле установлен скульптурный портрет
архитектора.
В
комнате на последнем этаже располагается архитектурное бюро. Здесь есть
железная конструкция, которая имеет практическое назначение — она делит
огромную комнату как бы на две части, она двухэтажная. И по лестнице можно
подняться на второй этаж.
Наверху
такой своеобразный конференц-зал, для ведения деловых переговоров. По-моему,
очень удобно встречаться в таких помещениях.
На
уровне второго этажа стены покрыты фресками Антонио Фацоло. Произведения этого
итальянского живописца украшают многие здания, построенные Палладио.
Специалисты
говорят, что стиль Палладио очень «эластичен». В том смысле, что он одинаково
хорош и для небольших зданий, и для величественных дворцов. Таких, как палаццо
Кьерикати.
Один
из лучших своих дворцов Палладио спроектировал и построил для уважаемого
дворянина из Виченцы Валерио Кьерикати. Сейчас здесь картинная галерея, здесь
же хранятся чертежи и рукописи самого Паладио.
Напротив
палаццо за чугунной оградой прячется другое призведение архитектора, театр
Олимпико, один из старейших крытых театров в мире. Перед началом каждого
спектакля в прилегающий к нему садик загоняют пожарную машину. Устроить в
старом здании современную противопожарную систему не представляется возможным.
Театр
строился по инициативе «Олимпийской академии», своего рода общества любителей
искусства и древностей. Одним из основателей этого общества был Андреа
Палладио. Театр открылся в 1585 году постановкой трагедии Софокла «Царь Эдип».
Для
нее были построены декорации, изображающие античные Фивы — город, где
разворачивается действие трагедии. Они сохранились до сих пор. Своей труппы у
театра нет. Дирекция предоставляет сцену разным коллективам. Спетакли здесь
играют в основном классические — трагедии Софокла, Эсхила, Еврипида.
Алкеста
Еврипида в исполнении артистов молодежного театра «Два Моря» показалась мне уж
слишком осовремененной. Наряжать Аполлона в сетчатые чулки было вовсе не
обязательно.
В
антракте сын Зевса вышел в сад глотнуть свежего воздуха. Воспользовавшись этим,
я спросил актера, как ему играется на сцене Олимпико.
Адриано
Брайдотти, актер:
—
Этот театр я бы сравнил с древнегреческим театром в Сиракузах. Для нас Олимпико
своего рода храм. Когда думаешь, сколько великих актеров выходило на эту сцену,
тебя охватывает сильнейшее волнение. В театре уникальные акустика и декорации.
Одним словом, Олимпико — потрясающий театр.
До
открытия театра зодчий не дожил. Он умер в 1580 году. Где покоится великий
гражданин Виченцы, точно неизвестно. В XIX веке в церкви Санта-Корона были
захоронены останки, якобы принадлежащие Палладио.
Нет
никакой уверенности в том, что останки архитектора покоятся именно в этой
церкви. Возможно, они до сих пор лежат на городском кладбище, что в 15 минутах
ходьбы отсюда. Возможно, какие-то кости все же попали в церковь. Наверняка
этого не скажешь, так что могилу Андреа Палладио следует считать скорее
символической. На окраине Виченцы находится одна из самых известных построек
Палладио — вилла Альмерико Капра Вальмарана, или Ротонда. Когда-то она
принадлежала кардиналу Паоло Альмерио.
Ротонда
считается вершиной творчества архитектора. Попасть внутрь виллы мне не удалось
— это частное владение. Но все же в одной из вилл Виченцы я побывал. Называется
она Триссино Мардзотто.
На
территории виллы Триссино Мардзотто несколько зданий. Одно из них принадлежит к
палладианскому стилю. Его построили архитекторы Муттони и Даль Поццо,
специально для семейства Триссино Риале, прежних владельцев усадьбы. А сейчас
здесь хозяином граф Дживанинно из рода Мардзотто, который и пригласил меня
осмотреть усадьбу.
Архитекторы
Муттонии и Даль Поццо — прямые последователями Палладио, хотя творили они в XIX
столетии. К сожалению, здание, которое они выстроили, пребывает в запустении.
В
1841 г. здесь случился пожар, и с тех пор на вилле никто не живет. Помещение
виллы используется явно не по назначению. Там, где раньше был зимний сад, стены
заросли плющом и деревьями, потолка нет, часть помещения устроена под гараж для
трактора.
Реконструкция
исторического здания стоит больших денег. Граф Мардзотто — человек
состоятельный, но он только недавно закончил приводить в порядок огромный
дворец, в котором живет все его многочисленное семейство.
Джовани
Мардзотто, владелец усадьбы:
—
Во время войны дом сильно пострадал, смотреть было страшно — немцы устроили
здесь штаб и все стены выкрасили маскировочной краской — дворец был похож на
замаскированный танк. Я его все же купил и за несколько лет привел в порядок.
Такой
дом требует постоянной заботы. Но в архитектурном отношении он большой цены не
имеет. Особенно, если сравнивать его с разрушенной виллой. Она и в таком виде
прекрасна, как все, что имеет отношение к Палладио.
Теперь,
когда главный дворец приобрел надлежащий вид, граф намерен приступить к
восстановлению виллы. Наверное, проще ее было бы просто снести, но ни одному
итальянцу такое не придет в голову.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/