Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и виды авторских договоров

--PAGE_BREAK--Глава 1.    Авторский договор: понятие и элементы 1.1.   Понятие и юридическая природа авторского договора


В литературе можно встретить множество разного рода определений договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. [2] Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов[3].

Определения договора, не отличающиеся по существу от вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Так, Н.Д. Егоров, помимо всего прочего, под договором понимает и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения[4]. В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

Анализ формулировок понятия договора, которых в литературе более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания В.А. Ойгензихта, с точки зрения которого волевой момент в соглашении является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением[5].

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.

Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить исторически формировавшиеся подходы к его определению.

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения[6].

Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность[7].

Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо[8].

Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения[9]. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет[10]. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения. После вступления в силу ныне действующего Гражданского кодекса (ГК) и включения в него раздела “Авторское право” утвердилось единое понятие авторского договора. В ст.1067  ГК РУз дается  следующее определение авторского договора:   “Автор или его наследник может передать право использования своего произведения другому лицу путем заключения авторского договора. Авторский договор предполагается возмездным”.

На протяжении многих лет отношение к издательскому договору, как и к авторскому договору вообще, было неоднозначным. Его рассматривали как договор об уступке автором своих прав, отчуждении, передаче, о реализации автором своих прав, о разрешении автора использовать свое произведение. Сравнительно недавно появилась новая трактовка издательского договора (и его разновидностей) как договора по оказанию автору услуг, но услуг особого рода, оказываемых не столько автору, сколько потенциальному читателю[11].

В издательском деле задействованы несколько обособленных в хозяйственном и правовом отношении организаций: издательство, типография, книготорг. По мнению И. Троценко, должна существовать единая организация, объединяющая эти обособленные организации[12]. Поскольку права и обязанности партнеров издательского дела достаточно четко не определены, на издательство возложена ответственность за выполнение ими своих непосредственных обязанностей. Считается, что издательство должно поставлять тиражи книготорговым организация, так как оно является собственником книги (товара).

Отвергая такой подход, И. Троценко отмечает, что издательство не может быть собственником тиражей, как художник, являющийся собственником созданной им картины, не может быть собственником многочисленных печатных копий[13].

Во всем процессе выпуска произведения автор не участвует, поэтому говорить об издательском договоре как о договоре об оказании услуг автору вряд ли правомерно.

Отношения в процессе издания возникают между обособленными юридическими лицами.

Автор вступает в отношения с издательством, разрешая ему использовать свое произведение. С этой точки зрения издательство должно быть ведущей организацией в цепочке издательство — типография — книготорг. От того, будет ли заключен единый договор, определяющий их права и обязанности, или издательство заключит с каждым из них отдельный договор, суть не меняется. И. Троценко выступает против признания издательства единственным и полноправным собственником, полагая, что оно осуществляет только часть работ и реально может нести ответственность лишь за их качество и своевременность выполнения[14].

Думается, верной здесь является точка зрения С.А. Чернышевой: множественность субъектов собственности на тираж исключается[15]. Издательство не располагает реальной властью над тиражами и не способно управлять ни изготовлением, ни реализацией книг. Да ему и не надо управлять, характер его отношений с изготовителем и реализатором определяется договором. Как отмечает В.Ф. Яковлев, договор становится основным регулятором экономических связей, происходит коренное изменение в соотношении условий договора, определяемых самими сторонами, с так называемыми обязательными условиями[16].

Следовательно, партнеры по книгоизданию вправе сами определять условия договора и меру ответственности за их невыполнение.

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря на то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.

В принципе, вопрос о разграничении авторского договора с трудовым имеет значение лишь в тех случаях, когда автор — исполнитель работ не зачислен в штат (списочный состав) организации. Поскольку подчинение распорядку, установленному в организации, не позволяет квалифицировать сложившиеся между сторонами отношения авторско-правовыми. Тот же признак — подчиненность внутреннему распорядку работы организации — позволяет отграничивать от трудового договор и договор подряда. Часто возникает спор, какой из трех названных договоров заключен, если по поводу результата творческой деятельности стороны связаны так называемым “трудовым соглашением”. Вопрос о природе такого соглашения должен быть выяснен до рассмотрения спора по существу, так как согласно Налоговому  кодексу Республики Узбекистан  истцы освобождаются от уплаты судебных расходов по спорам, вытекающим из авторского права и смежных прав;[17] в то время как при обращении с иском о взыскании платы по договору подряда судебные расходы подлежат уплате на общих основаниях. Что же должно служить разграничительным признаком при рассмотрении подобных споров? Н.А. Клык выделяет при отсутствии оснований для признания отношений трудовыми предмет. Так, если заключается договор на создание результата творческой деятельности — произведения науки, литературы или искусства, то такое соглашение ни что иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда последствиями[18]. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана, прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению с положением, закрепленным в законе.



    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Элементы авторского договора


К авторским отношениям применяются основополагающие начала, на которых  строится гражданское законодательство, а именно: равенство участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ГК РУз ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что авторский договор является гражданско-правовым и соответственно к нему применяются нормы общей части обязательственного права. Нарушение сторонами договорных обязанностей влечет ответственность по ст. 43 Закона об авторском  праве и смежных правах ( ЗоАП ). Распространение положений об обязательствах на авторские договорные отношения позволяет применять ст. 340 ГК РУз, в соответствии с которой “односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев,  предусмотренных законом или договором”.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер.

В п. 1 ч. 1 ст. 41 ЗоАП указывается, что в договоре должны быть указаны “конкретные права”, передаваемые по договору. Слово “конкретный” не значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим образом.

В ч. 4 ст. 41 ЗоАП говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план.

Важно также подчеркнуть, что авторское право как совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства. Результат творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания.

Однако в действующем законодательстве нет указаний о требованиях к произведению как предмету авторского договора. Думаю это обусловлено тем, что закон предоставляет сторонам согласование требований, относящихся к произведению.

Предметом авторского договора могут быть еще не обнародованные произведения или произведения, которые уже доведены до всеобщего сведения. Подобное деление оказывает существенное влияние на размер авторского гонорара и форму его выплаты. Так, если авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением, то авторы произведения уже известного публике, подобной прерогативы лишены. Специфической чертой последних является право автора на внесение исправлений и изменений в созданное им произведение.

Что касается формы авторского договора, то согласно ст. 42 ЗоАП авторский договор должен быть заключен в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Хотя ЗоАП ничего не говорит о последствиях несоблюдения письменной формы договора, в данном случае применима норма ст. 109 ГК РУз, где сказано, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права, в случае спора, подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник и пользователь произведения. Автор — физическое  лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны).

Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.

Рассматривая вопрос о вознаграждение автора, Тошев Б. дает следующее определение: Гонорар – это вознаграждение автора за опубликованное произведение литературы, искусства, науки, т.е. за творческий труд в соответствии с его количеством и качеством.[19]  Согласно ЗоАП РУз, размер вознаграждения за использование произведения определяется в авторском договоре по соглашению сторон. Если в авторском договоре об издании или об ином исполнении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. Отказ автора или его наследника от права на получение вознаграждения ничтожен.  Также в законодательстве нашей республики, а именно  в Постановлении Кабинета Министров РУз «Об утверждении ставок авторского и иных видов вознаграждения» от 8.01.2007 года за № 8, установлены минимальные ставки авторского вознаграждения. Согласно данному Постановлению, выплата ниже минимального размера авторского вознаграждения не допускается, что в свою очередь в большей степени защищает права авторов и помогает избежать споров возникающих по поводу определения суммы вознаграждения.

Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же прекращаются (“живое” публичное исполнение). С другой стороны, договор может быть заключен на весь срок действия авторского права.

Ч. 2 ст. 1071 ГК РУз вводит дополнительное правило для авторских договоров. Независимо от включения в авторский лицензионный договор условия о сроке, автор или его наследники могут в любой момент по истечении десяти лет с даты заключения договора односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно при условии, если контрагент будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Анализируя вышеуказанное, можно отметить, что ответственность по авторскому договору в целом такая же как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РУз.

Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, сторона нарушившая свои обязательства, чаще всего причиняет значительный ущерб стороне, право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям, при которых таковая возникает или может возникнуть.

В новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения. В рамках института “авторского права” регулирование имущественных и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании произведения.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Классификация авторских договоров 2.1 Основания классификации и виды  авторских договоров


В действующем законодательстве об авторском праве нет перечисления видов авторских договоров. Годами складывавшаяся практика оставила в наследство ряд авторских договоров, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям.

В литературе встречается достаточно предложений о классификации авторских договоров. По мнению А.П. Сергеева авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, он предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений[20]. Однако следует учитывать, что даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.п.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и другие фильмы. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует, порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения, возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров характеризовались степенью готовности произведения.

30 августа 1996 г. был  принят закон РУз «Об авторском праве и смежных правах»[21], который  предусмотрел в ст. 40 такие виды договоров как: договор на готовое произведение или на произведение, которое автор обязуется создать (договор заказа) и  авторским договором является также  заключаемый автором или его наследниками договор о разрешении использовать произведение в тех или иных пределах (авторский лицензионный договор).

Принимая во внимание провозглашенную гражданским законодательством свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами авторского договора, каждый вид которого имеет свои особенности, обусловленные как предметом так и способами использования произведения.



2.2 Договоры  заказа и договоры на готовое произведение


Договор заказа предусмотрен ст. 1046 ГК РУз и ст. 40 ЗоАП РУз .

 По этому договору автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Исходя из понятия договора заказа, из термина “автор” исключаются наследники и иные правопреемники.

К авторским договорам заказа применяются общие условия, касающиеся авторских договоров.

При заключении договора заказа следует учитывать норму, содержащуюся в ч.4  ст. 41 ЗоАП, в соответствии с которой предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

Для того, чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не подпадало под ч. 4 ст. 41 ЗоАП, его следует указывать как можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и т.п. Иначе говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже задуманное автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще не получившее объективную форму, не объектированное.

Если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого произведения будет соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом договора заказа было не одно, а несколько произведений и чтобы договор заказа заключался на длительный срок.

Предметом авторского договора заказа является обязательство автора создать произведение — написать пьесу, сценарий кинофильма, учебное пособие и т. п., нарисовать портрет и т. д., а также передать исключительные права на него заказчику. По договору литературного заказа автор обычно подготавливает и согласовывает с заказчиком творческую заявку, служащую неотъемлемой частью договора и базой оценки законченного произведения. Как в любом договоре, в авторском договоре заказа предусматриваются сроки создания произведения и передачи его заказчику, порядок принятия и одобрения произведения, а также размер авторского вознаграждения. В авторском договоре заказа необходимо подробно описать вид, жанр, форму, объем, структуру и другие свойства заказываемого произведения, порядок и способы будущего использования заказчиком как произведения в целом, так и его самостоятельных частей.

То есть конкретное произведение, основные черты которого во всяком случае уже определены, существуют четкие перспективы субъективного права, которое может быть отчуждено, объект, по поводу которого может быть совершена сделка, уже есть.

Нередко, особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства, возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадает. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение, переходящие в собственность другого лица, и т.д. Разграничение авторского и подрядного договоров производится, прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства как результат творческой работы автора.

Между тем, на мой взгляд, на практике, конечно, их отграничить друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, — это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда. Однако, копия одной и той же вещи может иметь разные художественные достоинства. Она может быть и ремесленной поделкой, и произведением копировального искусства.

Сравним несколько положений, относящихся к договору подряда и договору заказа. По сравнению с договором подряда авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором, т. е. физическим лицом, творческим трудом которого произведение будет создано. Автор вправе привлечь к участию в исполнении данного договора других лиц лишь при условии получения письменного согласия заказчика, поскольку фактически в этом случае меняется другая сторона договора. Если такое согласие не будет получено от заказчика, либо если в результате произведение будет создано не лично автором, а, например, в соавторстве, у заказчика не возникает обязанности выплаты вознаграждения за созданное произведение перед соавторами. Кроме того, заказчик вправе отказаться от принятия произведения на том основании, что оно выполнено не лично автором, а в соавторстве, и потребовать возврата аванса, выплаченного ранее автору по договору. Если стороной авторского договора заказа выступает несколько физических лиц — соавторов, то возникает вопрос о том, каким образом в договоре, а также в последующих договорах на использование произведения будут урегулированы их отношения между собой, а также между ними и пользователем.[22]

Итак, какие же условия может содержать авторский договор заказа? Вероятно, это условие о предмете договора — произведении, его характеристике, параметрах, технике выполнения, из каких материалов произведение будет создано, об оплате материалов заказчиком, сроках его создания, в том числе о поэтапном создании произведения, порядке представления его заказчику, условиях оплаты, ответственности за неисполнение обязательств по созданию произведения, возможности расторжения договора. Цена авторского договора заказа в отличие от договора подряда — только авторское вознаграждение.

Предмет авторского договора заказа, как и договора подряда, — результат определенной работы. Вместе с тем предмет договора подряда помимо этого представляет и сам процесс, т. е. работа по созданию конечного результата, так как подрядчик обязуется выполнить определенную работу, а затем сдать ее результат заказчику.

Результат работы по договору подряда может быть и нетворческим результатом, например, изготовление, пошив костюма по эскизам, представленным заказчиком, либо печатание на компьютере романа автора-заказчика, либо изготовление технического перевода писем.

Итак, по авторскому договору заказа предметом договора обязательно должен быть результат творческого труда — произведение, например, создание эскизов, чертежей архитектурного произведения. Произведение, т. е. новый, творчески самостоятельный, оригинальный результат. Эти признаки должны присутствовать во вновь созданном произведении.

Субъектом авторского договора заказа не могут быть исполнители, которые оказывали автору техническую помощь в создании произведения, например, при переводе скульптурной композиции в натуральную величину, и при этом не внесли в создание произведения творческого вклада. В противном случае эти отношения будут регулироваться не авторским договором, а договором подряда.

Тем не менее, «если по договору подряда заказчик может оказывать помощь подрядчику в создании произведения, то по авторскому договору заказа это исключено; произведение должно быть создано только теми, кто указан в договоре в качестве автора и кто взял на себя соответствующие обязательства».[23]

Несомненно, по договору на изготовление вещи подрядчик обязан передать заказчику и права на нее. При заключении авторского договора заказа этого не происходит — у автора в силу закона не возникает обязанности передать права на использование создаваемого произведения заказчику. Создавая по заказу картину и передавая ее в собственность заказчику, автор сохраняет за собой право на воспроизведение картины, на изготовление ее копий.

Важно сказать, что это право собственности на произведение не связано с авторскими правами на него. Передавая право собственности на произведение или право владения им, автор не передает тем самым и права на его использование. Кроме того, здесь следует заметить, что условия авторского договора заказа, который представляет собой одну из разновидностей авторских договоров, не могут противоречить общим условиям авторского договора, закрепленным в законе, если они войдут в противоречие с ним, то в силу закона будут недействительными.

Вместе с тем есть возможность составления договора таким образом, чтобы авторские права на создаваемое по заказу произведение впоследствии перешли к заказчику, например, прописать порядок передачи произведения и прав. Таким образом, заказчик может обладать произведением, но не вправе его использовать, в отличие от договора подряда.

Таким образом, здесь можно сказать, что анализ двух договоров — договора подряда и авторского договора заказа позволяет сделать вывод о том, что это разные договоры: в них различны стороны договора, цена, различны как предмет, так и объект договоров. Нормы договора подряда не применимы к авторскому договору заказа, поэтому нельзя поставить знак тождества между ними. Разграничения между ними важны в связи с неверной практикой их применения. Так, например, неправомерны будут требования судьи об оплате госпошлиной иска, направленного авторами-архитекторами, которые разработали проект архитектурного сооружения по договору с заказчиком, который задерживает им выплату авторского вознаграждения по договору. Иски о взыскании авторского вознаграждения освобождаются от оплаты госпошлиной в отличие от исков по взысканию сумм, причитающихся по договору подряда.

В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения. Иногда в юридической литературе предлагается выделять наряду с договором заказа и договором на готовое произведение третью разновидность авторского договора — договор на готовое, но еще не одобренное произведение

По мнению ученых, в данном случае о готовом произведении можно говорить только условно, так как пользователь, еще не одобривший произведение, может потребовать от автора его доработки или даже отклонить произведение в связи с его непригодностью. Поэтому данный договор не утрачивает характера договора заказа, в рамках которого могут быть урегулированы все возникающие вопросы, в том числе связанные с выплатой аванса.

Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Для самого автора предпочтительнее форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведения, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав.

Фактически данный договор на готовое произведение представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. К авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.

Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Договоры о передаче произведения для использования (авторские лицензионные договора)


Ст. 40 Закона «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет еще один вид авторских договоров — авторские лицензионные договора, по которым может осуществляться передача имущественных прав: авторские договоры о передаче исключительных прав (исключительная лицензия) и  авторские договоры о передаче неисключительных прав, т.е. неисключительная (простая) лицензия.

Л.И Степанова дает следующее понятие:  «Авторский договор о передаче неисключительных прав предполагает, что автор разрешает пользователю использовать произведение, но сохраняет при этом за собой право на его использование или предоставляет такое право какому-либо третьему лицу»[24]

Отличительной чертой такого вида авторского договора — договора о передаче неисключительных прав — является то, что у автора остается возможность передать права на использование произведения одним и тем же способом нескольким лицам одновременно. При этом у пользователей не возникает право запрещать использование произведения другим лицам, такое право остается в распоряжении автора произведения. Исключительное право дает возможность пользователю самому защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное (относительное) дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. В подтверждение вышесказанного, приведу определение исключительного права, наиболее часто встречающегося в литературе: «Исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания».[25]

Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с пользователем — владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например, автор и третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права. В данном случае пользователь исключительных прав выступает как равный по отношению к пользователям, имеющим неисключительные права, переданные раньше. Э.П. Гаврилов допускает раздел исключительного права между автором, передающим исключительные права, и пользователем исключительных прав.[26] Для этого в договоре должно быть условие о совместном распоряжении и использовании этого права. Авторский договор также может предусматривать, что передаваемое имущественное право будет действовать в течение определенного срока или на определенной территории как исключительное, а в течение другого срока или на другой территории как неисключительное.

Необходимо также подробно рассмотреть вопрос о том, кто является другими лицами, от посягательств которых может защищаться обладатель исключительных прав. Третьи лица — нарушители авторского права, говорит профессор Э.П. Гаврилов, не конкретизируя какого.[27] Вероятно имущественного, переданного по авторскому договору о передаче исключительных прав. Из этого вытекает, что пользователь может защищаться и от автора, в том числе от действий автора, нарушающих исключительное право пользователя.

В авторском договоре передаваемые права могут быть прямо названы исключительными или быть таковыми, если это ясно следует из текста договора. При наличии любых сомнений переданные права должны считаться неисключительными.

Таким образом, каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся их предметом, так и способами их использования.

Заключение


В заключении следует отметить следующее:

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.

Законодательство об авторском праве Республики Узбекистан  в полном объёме защищает права как автора произведения, так и лица использующего.

Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы:  авторский договор достаточно хорошо урегулирован в законодательстве — это нашло отражение в Гражданском кодексе, ряде международных документах и других нормативно- правовых актах. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан. Действующими нормативными актами установлены права авторов на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, их неприкосновенность, на имя, на получение авторского вознаграждения и на другие права, возникающие из авторских правоотношений. Обеспечение защиты нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов имеет большое значение в усилении дальнейшего стимулирования их творчества, охране общественных интересов.

Авторский договор является разновидностью гражданского договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других договоров. Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием — существует очень много видов авторских договоров, что, на мой взгляд, является предпосылкой для более точного  и всестороннего регулирования отдельных видов отношений в сфере авторского права.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемников, так и прав пользователя.

В качестве рекомендации отмечу, что прописывая в договоре различные условия, связанные с передачей прав, заказчику выгоднее пользоваться общими, объемными понятиями. Так, целесообразно указывать, что, например, передаются права на использование произведения «во всем мире», «всеми способами, указанными в Законе «Об авторском праве и смежных правах»». Построение договора подобным образом, существенно облегчит его толкование при возникновении спорных ситуаций.

В конечном счете, в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества. Наш Президент И. А. Каримов отмечает, что «Мы должны поднять на совершенно новую ступень культуру заключения и исполнения договоров. Нужно усилить ответственность сторон за исполнение, независимо от того, в какой сфере они работают». [28]

    продолжение
--PAGE_BREAK--Список использованной литературы


1.                Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. – Т.: Узбекистан, 1996. 77-78 С.

2.                Каримов И.А. Мыслить и работать по новому – требование времени. Т. 5. – Т.: Узбекистан, 1996. 120-121 С.

3.                 Каримов И.А.  О национальной государственности, идеологии, независимости и правовой культуре. – Т.: Узбекистан, 1999. 302 С.

4.                Каримов И. А.  По пути созидания. – Т.: 1996. 257 С.

5.                Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями на 20 июля 2006 года) от 30.08. 1996 г.

6.                Закон Республики Узбекистан  «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 16.05.1994.

7.                Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» от 15.01.2007 г.

8.                Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» от  24.04.1997 г.

9.                Закон Республики Узбекистан  «Об издательской деятельности»  от 30.08.1996 г.

10.            Закон Республики Узбекистан  «О рекламе» от 25.12.1998 г.

11.            Гражданский кодекс Республики Узбекистан (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2007 года) Официальное издание – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан 29.08.1996г.

12.            Налоговый кодекс Республики Узбекистан (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 2008 года) от  25.12.2007г.

13.            Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан  «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 19.01.2008 г., № 10.

14.            Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан  «Об утверждении ставок авторского и иных видов вознаграждения» от 8.01.2007г.,№ 8.

15.            Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: ИНФРА-М 1957. 58-65 С.

16.            Ваксберг А.И. Некоторые вопросы авторского права // Государство и право 1954. № 8. 40 С.

17.            Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968. 15- 24 С.

18.            Кабатов В.А. Авторское право на произведения изобразительного искусства. — М.: 1954. 4-8 С.

19.            Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. – К.: 1987. 18-26 С.

20.            Максимова Л.  Является ли авторский договор заказа договором подряда? //  Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. — 2001.  № 2.  57 С.

21.            Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. – М.: Юристъ, 2000. 189- 232 С.

22.            Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. – Д.: 1983.  120- 124 С.

23.            Степанова ИС. Авторское право и смежные права. — М.: 2002. 55-60 С.

24.            Тошев Б. Авторский договор. – Т.: Университет мировой экономики и дипломатии, 2004. 10-56 С.

25.            Тошев Б.  Авторское право. – Т.: Издательство народного наследия им. А. Кадыри, 1997. 86- 110 С.

26.            Троценко И. Издательское дело: права и обязанности партнеров // Хозяйство и право. 1985. № 11. 65 С.

27.            Троценко И. Книгоиздание: Хозрасчетные взаимоотношения партнеров // Хоз-во и право. 1988. № 8. 60 С.

28.            Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве. — М.: 1941. 160- 171 С.

29.            Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве. — М.: 1996. 28- 36 С.

30.             Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве // Гражданское законодательство. — М.: 1994. 37- 43 С.

31.            Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П.–СПб.: 1996. 425-438 С. 

32.            Гражданское право. Учебник. ч. III/ Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. — М.: Проспект, 1998. 81- 93 С.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Операции поверки
Реферат Маркетинговый анализ деятельности ООО "Ламинир"
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе администрации по основаниям, связанными с виновными действиями работника
Реферат Измерительные трансформаторы напряжения
Реферат Гротеск как основа художественной системы "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Реферат «Прибуток підприємства І його формування І використання в ринкових умовах» Зміст
Реферат Роль міжнародних фінансово-кредитних організацій у фінансуванні інвестиційної діяльності
Реферат Социально-экономическое развитие России в конце ХIХ-начале ХХ вв.
Реферат Розробка технологічного процесу виготовлення деталі Кришка підшипника
Реферат Ранняя диагностика рака яичников
Реферат Lexicology. Word structure in Modern English
Реферат Этнические конфликты: их сущность и способы урегулирования
Реферат LoveHate
Реферат Разработка микропроцессорной системы управления объектом
Реферат Интеллектуальная история как направление в методологии исторических исследований периода постмодернизма