Реферат по предмету "Иностранный язык"


Основные понятия фонетики

Основныепонятия фонетики
 

Фонетика разделязыкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию,свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.
Основныефонетические единицы
Звук речи— это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человекаи характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.
Звук является основнойединицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакогозначения.
Звуки выполняют в языкеважную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самымпомогают отличить слова друг от друга.
Слова различаютсяколичеством звуков, из которых онисостоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Звуки языка образуютсяв речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделитьследующие части:
1)        дыхательныйаппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образованиязвуковых колебаний давление воздушной струи;
2)        гортань,где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука;
3)        полостирта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебаниявоздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся наосновной тон, возникший в гортани.
4)        Полостирта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органыпроизношения, т. е. язык, губы.
5)        5)головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевогоаппарата.
Артикуляционно всезвуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связанысо способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога.Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтомупрактически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Принципыклассификации звуков речи
Звуки русского языка поособенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные исогласные.
Гласные — это звуки,которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участиеголосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздухпроходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных —в организации звуковой целостности слога, слова.
В русском языкеосновных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бываютударными (например, шум — [у], лес — [э]) и безударными (например: вода — [а],весна — [и]).
Согласные — это звуки,которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемыйвоздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образованиисогласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличиепреграды и смыкательной артикуляции.
Согласные как классзвуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими:само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает наподчиненную роль согласного в слоге.
Наконец, следуетотметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных — ихроль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительноменьше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласныхзначительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из нихтруднее.
В зависимости отстепени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкиеи глухие.
Звонкие и глухиесогласные бывают парными и непарными.
При артикуляции звонкихсогласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, вартикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционныхпризнаков согласных учитывается степень участия шума.
В соответствии с этимпризнаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз —звучный).
Звонкий согласный наконце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта заменаназывается оглушением (друг — [к], ложка — [ш]).
Глухой согласный передзвонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Этазамена называется озвончением (просьба — [з']).
Слог.Ударение
Слог — это один гласныйзвук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятсяодним толчком воздуха. Слог — это наименьшая единица произнесения слова. Слоги,состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (этооткрытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог,например док-тор, чер-ный).
Ударение— это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощьюфонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).
Ударение всегда падаетна гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.
В зависимости отрасположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное исвязанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое можетпадать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть напоследнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца:дорого.
Связанное ударение— это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (вофранцузском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).
По отношению кморфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.
Подвоенное ударение— это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного итого же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора —гору.
Неподвижное ударение— это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разныхсловоформ слова, например: книга, книгу, книгой.
Ударение можетразличать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географическихкарт) — атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) — окно (род.п.ед.ч.)
Слово обычно имеет одноударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочноеударение (например: мединститут, двухэтажный).
Для обозначенияударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударнойгласной.
В некоторых словахрусского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба вариантаявляются правильными, например: одновременно и одновременно, творог — творог,иначе — иначе, мышление и мышление.
Русское ударениевизменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той жечасти слова, на который оно было в начальной форме: гора — горы, большой —большого, песчаный — песчаного, выбрать — выберу, а может переходить на другуючасть слова, например: дружок — дружка, занять — заняла.
Фонемакак единица языка
В каждом языкесуществует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можносвести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловойдифференциации слов или их форм.
Фонема — это единицазвукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков,служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.
В русском языке 5гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.
Как любая единица языка,фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются«пассивными» признаками, другие — «активными», например: твердость, звонкость,взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор еедифференциальных признаков.
Чтобы определитьфонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всегофонем (сравните: мал — мол — мул — здесь под ударением в одном и том жефонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).
Позиция — это условиереализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другойфонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.
Сильная позиция— это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонемавыступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образомвыполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением.Для глухих/звонких согласных — позиция перед всеми гласными, например: [г]ол —[к]ол.
Слабая позиция— это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количествоединиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своейразличительной функции, например: с[а]ма — сама и сома.
Для гласных русскогоязыка слабая позиция— это позиция без ударения. Для глухих/звонких«согласных— позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке,например: леса — лиса [лиса], съезд — съест [сйэст].
Транскрипция
Транскрипция — этоособая система письма, используемая для точной передачи звукового составаустной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдениипринципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот жезнак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.
Различают нескольковидов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.
Фонетическаятранскрипция используется для передачи слова в полномсоответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой составслова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочныхили подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы,краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международнойфонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например,слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [йуепу].
В России, кроме того,используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно],[д*эн'].
В транскрипции неиспользуются знаки препинания и прописные буквы.
 
Интонацияи ее элементы
Интонация — этосовокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средствоформления высказывания, выявления его
смысла. С помощьюинтонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшейдетализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя:
1)        мелодикуречи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижениемголоса во фразе;
2)        ритмречи, т. е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов.Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста —стихотворного и прозаического;
3)        интенсивностьречи, т. е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;
4)        темпречи, т. е. скорость ее протекания, длительность звучания во времени;
5)        тембрречи, т. е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивныеоттенки.
Интонация оформляетвысказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения ихцеленаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего иситуацию общения в целом.
Прочитайте, укажите,какую роль играет ударение в словах. Поставьте ударение, составьте 5-7предложений.
Стая белок —растительный белок; орган речи — звучит орган, величественный замок — двернойзамок; пахнет духами — пахнет ветерком; живописные берега — с противоположногоберега;
полноводные реки —вдоль берега реки; вести от близких — вести за руку ребенка; дремучие леса —опушка леса; пили кофе — пили дерево.
Орфоэпическиеи акцентологические нормы
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпия — 1) разделязыкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупностьправил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым вязыке произносительным нормам.
В русской орфоэпиивыделяется несколько разделов:
6)        произношениегласных;
7)        произношениесогласных (твердых и мягких, сочетаний согласных);
8)        произношениеотдельных грамматических форм;
9)        особенностипроизношения иностранных слов;
10)     ошибкив произношении отдельных слов.
Произношениебезударных гласных
В современном русскомлитературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только подударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественными количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественнаяредукция— это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков еготембра. Количественная редукция — это уменьшение его долготы и силы.
В меньшей степениподвержены редукции гласные звуки, которые находятся в первом предударномслоге, например, и [о] произносятся одинаково — как закрытый звук, обозначаемыйв фонетической транскрипции значком -«крышечка» — [л]: [плкдй] — покой, [блзйр] — базар и т.п. От ударного[а] он отличается меньшей продолжительностью.
Произношениебезударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляетсобой особенность русского литературного произношения.
В остальных безударныхслогах на месте [о] и [а} произносится краткий звук, обозначаемый втранскрипции знаком: к[ъ]лос6к, дёл[ь], шкдл[ъ].
В начале словабезударные [а] и [о] произносятся как [а]: ксиома,[а]блака.
После твердых шипящих[ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первомпредударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гатпь, а перед мягкими согласными произноситсязвук, средний между [ы] и [э]: ж[ыэ]лётъ, лош[ыэ]дёй.
На месте буквеияв первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и],обозначаемый в транскрипции [ие], например: л[ие]гугики,з[ие]мля.
В остальных безударныхслогах на месте букв ей я произносится краткий[и], обозначаемый в транскрипции знаком: п[ъ]тачбк, выт[ь]нуть.
На месте сочетаний аа,он, до, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый втранскрипции [а], например: в[ одушевление, з[а]парк.
Отчетливое произношениебезударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русскоголитературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письменного обликаслова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки впроизношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров.
Ряд орфоэпическихошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письмеё)после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинствеисконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена— жёны, село — сёла и т.п.
Во многих случаях спомощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год иистёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота).
Однако чаще всегоколебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, нистилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, поданным «Орфоэпического словаря русского языка»вариантным являетсяпроизношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый,бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр,местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый ирешётчатый.
Только [е] следуетпроизносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер,единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп,совершенный вид (термин), шлем и др.
Только [о] графическиёследует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма,затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др.
Правильно произнеситеслова и поставьте ударение. За справками обращайтесь корфоэпическому словарю.
Зер, заостренный,запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье,гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица,острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный.Упражнение2. Определите, в каких словах мы произносим [э] — графическое е, а в каких [о]— графическое ё.
Новорожденный,никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать,презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший,принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный(причастие).
Произношениесогласных звуков
Произношение согласныхзвуков связано с законами уподобления и оглушения.
В конце слов и всередине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: гроздь —гро[с'т'], луг — лу[к], варежка — варе[шк]а и т.д.
В сочетаниях «звонкийсогласный + глухой согласный» или «глухой согласный + звонкий согласный» первыйиз них уподобляется второму: кружка — кру[шк]а, сговор — [зг]овор.
Сочетания отдельныхсогласных произносятся следующим образом:
си/, зад — [шш] или[ш:]: расшумелся — ра [ш:]умелся]
С^ФС} зле [жж] или[ж:]: сжарить — [ж:]арить;
зжу жж(внутри корня) — [ж'] или [ж:]: позже — по[ж:]е\
сч — [ш']: счастье —[ш']астье\
зч (на стыке корня исуффикса) — [ш1]: приказчик — прика[ш' ]ик;
тч, дч — [ч']:докладчик — докла[ч']ик, отчаянный — от[ч' ]аянный;
тц, дц — [ц]: молодцы —моло[ц]ы, отцы — о[ц]ы\
дс, тс (на стыке корняи суффикса) — [ц]: братский — бра[ц]кий, заводской — заво[ц]кой\
в сочетаниях гк, гч [г]произносится как [х]: легкий ~ ле[х]кий.
Следует помнить, чтозвонкий согласный [г] в конце слова должен звучать как взрывной глухой [к].Произношение фрикативного глухого [х] недопустимо, как диалектное (особенностьюжных говоров). Исключением является слово бог — 6о[х].
Смягчение твердыхсогласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление по мягкости) чаще всегонаблюдается перед суффиксом или внутри корня: снег — [с'н'эк], пятница —[п'ат'н'ицъ], гонщик — [гон'ш': ик], с зимы — [з'-з'имы].
В некоторых случаяхсмягчение твердых согласных перед мягкими в современном русском литературномязыке при произношении является факультативным, т.е. необязательным: ветви[т'в'] и [те'}, съел [с'йэл] и [сйэл].
Не допускаетсясмягчение [з] в суффиксе -изм, если согласный [м] твердый, например:материализм] и органи[зм].
Сочетание чн вбольшинстве случаев произносится в соответствии с написанием: точный, МлечныйПуть и др. Лишь в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: двое[гин']ик,в отчествах на -ична (Никити[шн]а). Встречаются слова с вариативнымпроизношением: двухкопеечный [шн] и [чн].
Запишите в транскрипциипроизношение сочетания чн в следующих словах:
Банно-прачечный,бараночный, бочечный, будочник, булавочный, булочная, бутылочный, взяточник,горничная, горчичники, горячечный, гречневый, двоечник, пятикопеечный,девичник, молочный, встречный, калачный, ключница, нарочно, полуночник,пустячный, скворечник, яичница.
Выпишитеслова, в которых следует произносить [шн].
Беспечный, войлочный,взяточничество, всенощная, горчичный, лавочный, сказочный, сердечный друг,сердечная мышца, дачный, мелочный, Кузьминична, Ильинична, скучно, подсвечник,очечник, ячневый, будничный, балалаечный.
Найдите слова, вкоторых произносится звук [з*]. Грязь, просьба, косьба, праздный, подсказка,указка, здесь, сделай, здоровье, нездоровится, здание, арбуз, мозг, вокзал,звездный, завистливый, здравствовать, сбежать, патриотизм, идеализм, позиция,безжалостный, зимовка, погрузка, приказчик. Укажите слова, в которыхпроизносится звук [с].
Гносеология,мягкосердечный, созыв, агитпоезд, девиз, колхоз, союз, синтез, обсудить,подписать, надпись, низкий, узкий, вписать, скользкий, сгорел, угасший,расшитый, просчитаться, расчет, грустный, известный, завистливый, заводской,сжарить.
Отметьтеслова, в которых произносится звук [д].
Молотьба, запад,западня, дно, денёк, декабрь, добрый, предлог, подкова, пиджак, дрель, пруд,пуд, пудинг, падение, падеж (именительный), подкуп, подкурсы, прядь, пядь(земли), плеяда, код, клад, кладовая, плед.
Запишитев транскрипции произношениесочетаний согласных звуков в следующих словах:
I. Угасший, трубка,замзав, безжалостный, просчитаться, отчасти, тридцать, детский, большевистский,капитализм, решаются, собираться.
II. Замерзший, голубка,зубчатый, сжатый, подписчик, докладчик, городской, солдатский, антифашистский, импрессионизм,добивается, видеться.
III. Расшитый, робкий,второй, безжизненный, резчик, подчистить, страстный, флотский, реваншистский,идеализм, говорится, мечтается.
Ошибкив произношении некоторых грамматических форм
На месте буквы г вокончаниях -ого/-его следует произносить [в]: красно[въ], то[во], четверто[въ].Звук [в] на месте буквы г также произносится в словах сегодня, сегодняшний,итого.
Необходимо различать впроизношении безударные окончания 3-го л. мн.ч. глаголов I и II спряжения; ко[л'ут],а не ко[л'ът], му[ч'ит], а не му[ч'иет], не[л'ут], а не ме[л'ат],ды[шът], а не ды[гиут] и т.д.
В формах 2-го л. ед.ч.перед возвратным постфиксом -ся сохраняется согласный звук [ш]: смее[гисъ] или смее[гис'ъ].Произношение в подобных случаях долгого [с] является орфоэпической ошибкой,например: купае[шсъ] или купае[шс'ъ], а не купае[с>ь].
Найдитеслова, в которых следует произносить [г].
Генезис, нет угля,гренки, большого, сегодня, бог, кого, итого, сегодняшний, синего, чего, его,прекрасного, милого, доброго, любимого, разбег, некого, ни того, ни другого,белого, моего, огромного, никчемного, чудесного, нашего, алкоголь, денег,договоренность.
Выпишитеслова, в которых произносится звук [в].
Травка, варежка,ватрушка, зеленого, моего, корова, мальчиковый, осведомить, Петров, гордиевузел, пасквиль, никого, в поле, апостроф, совсем, огонек в ночи, ходатайство,девушки, доставка, у костров, у домов, волосок, навек, восемь, весна.
Особенностипроизношения заимствованных слов
В книжных словахиноязычного происхождения и в некоторых именах собственных сохраняетсябезударный [о]: поэт, поэма, рококо, Золя, Шопен, сонет и др. В иностранныхсловах, которые носителями русского языка не воспринимаются как заимствование,наблюдается аканье: конспект, компресс, роман, бокал и др.
В началеслов иноязычного происхождения и после гласного на месте буквы э произносится[э]: экзотика, экстерьер, дуэлянт, пируэт.
Согласные л, г, к, х виностранных словах перед е смягчаются: герцог, схема, молекула.
Согласные т,д,з, с, и, р чаще всего сохраняют твердость перед е: Вольтер, рандеву, термос,шедевр и др.
По данным«Орфоэпического словаря», во многих словах перед е допускается вариативноепроизношение: бандероль [н'д'е] и [ндэ], бизнесмен [знэ] и [мэ], доп. [з'н'е] и[м'е], депо [д'е] и [дэ]. Это связано с тем, что изменение качества согласныхперед е в заимствованных словах — живой процесс. Смягчение согласных перед епроисходит в первую очередь в общеупотребительных словах.
Определите, в какихсловах согласный перед е является твердым. В случае затруднения обращайтесь корфоэпическому словарю.
I. Анданте, деспотия,адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, бульденеж, ватерлиния,демпинг, синтетика, тест, тетрациклин, фанера.
И. Альма-матер,детализация, аденоиды, берет, гарем, дегенерат, атеизм, аутсайдер, буриме,галифе, цитадель, кларнет, сектор, шедевр, Шопенгауэр.
Академик, аккордеон,депеша, гипотенуза, демократия, ни бе ни ме, бижутерия, бутерброд, грейпфрут,интерьер, кашне, фонетика, термометр, тет-а-тет, режиссер.
Акварель, антресоли,беспатентный, дебоширить, брудершафт, вальдшнеп, гротескный, газета, Одесса,рента, турне, тенор, термос, тубдиспансер, территория.
Выпишите слова, вкоторых перед е, согласно нормам русскогопроизношения, можно произносить и твердый согласный и мягкий. За справкамиобращайтесь к словарю.
Аннексия, бактерии,бандероль, брюнет, бифштекс, бизнесмен, бременский, брюссельцы, вундеркинд,генезис, делегат, девальвация, дедуктивный, Доде, Декарт, депутат, депо,дерматолог, деформация, редактор, резолюция, теннис, традесканция, термин.

Ошибкив произношении отдельных слов
В речи иногда однизвуки неоправданно опускаются, другие, наоборот, вставляются илипереставляются. Подобные ошибки можно наблюдать при произношении иностранныхслов, ср.:
Ошибочно: дерма[н]тин(добавлен [н]) инци[н]дент (добавлен [н]) интриган[т]ка (добавлен [т])конста[н]тировать (добавлен [н]) ханже[н]ство (добавлен [н]) тро[л'э]бус(опущен [л] и [й]) [п'ьр'и3труб]ация (перестановка звуков)лабо[л]атория (замена звука [р] на [л]) юрис[т]консульт (добавлен [т])светопре[д]ставление (добавлен [д])
Вместо правильногоюбочка, юбок говорят ю[п]очка, ю[п]ок, сохраняя оглушение, происходящее передсогласным [к] в форме именительного падежа: ю[п]ка, ю[п]ки.
Вместо одного [о] в слове дикобраз произносятдик[оо]б- раз, а знаменосец звучит как знаме[нлн6]сец. Эти грубые ошибкисвидетельствуют о сильном влиянии просторечия.
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Акцентология (от лат.ассеп1и$ — ударение) — раздел языкознания, изучающий особенности и функцииударения.
В русском языкеударение свободное, что отличает его от некоторых других языков. Например, вчешском языке ударение закреплено за первым слогом, в польском — за.
Верно: дерматининцидент интриганка констатировать ханжество троллейбус пертурбациялабораторияюрисконсульт светопреставление предпоследним, в армянском — за последним. Таккак в русском языке ударение может падать на любой слог, его называютразноместным {дочка, корова, килограмм). Эта особенность затрудняет усвоениеакцентологических норм.
Вторая особенностьрусского ударения — наличие подвижности/неподвижности. Подвижным называетсяударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова (дом — домой,могу — можешь). Если же в различных формах слова ударение падает на одну и туже часть, его называют неподвижным (звонит — звонишь — позвонят — созвонимся).
Разноместность иподвижность русского ударения служат для различения совпадающих в написанииразных, например: кирка ('протестантская церковь') и киркой ('инструмент'), трусить('бояться') и трусить ('бежать трусцой'), обрезать (сов. вид) и обрезать(несов. вид), платье мало (кр. форма при лаг.) и спал мало (нареч.).
Для ударения существуетпонятие вариантности, которое означает, что некоторые слова имеют вариантыударения. Акцентные варианты не имеют различий ни в лексическом, ни вграмматическом значениях. Но часто характеризуются разной степеньюупотребительности и во многих случаях закреплены за разными сферамиупотребления.
К равноправнымакцентологическим вариантам относятся: баржа и баржа, газировать и газировать,домбра и домбра, заиндевелый и заиндевелый, заржаветь и заржаветь, камбала и камбала,комбайнер и комбайнёр, лосось и лосось и др.
Другие нормативныеварианты делятся на основные и допустимые, т.е. менее желательные, например/творог и доп. творог, кулинария и доп. кулинария.
Ряд вариантов ударениясвязан с профессиональной сферой употребления, ср.: флейтовый — флейтовый (умузыкантов), прикус — прикус (у специалистов), компас — компас (у моряков).
Специфично ударение взаимствованных словах. Оно зависит от многих обстоятельств: от ударения вязыке-источнике, в языке-посреднике при опосредованном заимствовании, отдавности заимствования и степени освоенности слова русским языком. Поэтому обударениях в заимствованных словах следует справляться в словарях.

Ошибкиударения
Наибольшее количествоакцентологических ошибок возникает при образовании следующих форм:
I. В именах существительных:
односложныесуществительные м.р. в косвенных падежах ед.ч. имеют ударение на окончании:блин — блина, винт — винта, зонт — зонта, линь — линя, скирд — скирдой, хорь —хоря, штрих — штриха и др.
двусложныесуществительные ж.р. в В.п. ед.ч. имеют ударение на окончании (весна — весну, десна— десну, овца — овцу, стопа — стопу и др.) и на корне (зима — зиму, доска — доску,стена — стену и др.).
ряд именсуществительных ж.р., употребляясь с предлогами в и на, произносятся сударением на окончании: в груди, на двери, в ночи, в сети, в тени, на цепи идр.
существительные ж.р. вР.п. мн.ч. имеют ударение:
а)на основе:местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей;
б)на окончании: ветвей,горстёй, должностёй, крепостей, плоскостей, степенёй, скатертей, скоростей,стерлядей, податёй, повестей, новостёй, четвертёй.
II. В именахприлагательных:
Краткие именаприлагательные в м.р. и. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. имеют ударение на первом слогеосновы, а в ж.р. — на окончании, например: вёсел — весело — веселы, но — весела.
В глаголах:
в глаголах прошедшеговремени в ж.р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, врала, гнала,задала, начала, поняла, спала (от спать) и др.
Реже на основе: брила,клала, крыла, мыла, шила, спала (от спасть) и др.
глаголы на -ироватьподразделяются на две группы:
а) с ударением на и:блокировать, гарантировать, дебатировать, компрометировать, копировать и др.;
б)с ударением на а: бомбардировать,гравировать, группировать, пломбировать, формировать и др.
В причастиях:
в большинстве страдательныхпричастий прошедшего времени ударение во всех формах, кроме формы ж.р., падаетна основу: взят — взято — взяты, но — взята.
причастияна -бранный, -дранный, -званный во всех формах имеют ударение на приставке:созван — созвано — созваны — созвана.
Во фразеологизмахобычно сохраняется ударение на предлоге: лезть на стену, схватиться за голову,быть по сердцу, с утра до ночи.
Прочитайтеслова, правильно расставляя ударение.
Алиби, алфавит,аристократия, аналог, арест, анатом. Блага, баржа, боязнь, баловать, бармен,банты, бантов.
Валовой, выборы,выборов, вероисповедание, верба, вручить, вручит, вручишь.
Газопровод, гербовый,глашатай, гражданство, грошовый. Диспансер, договор, договоры, договоров,досуг, дремота. Еретик, ересь. Житие, жалюзи.
Знахарь, зевота,задолго, заусеница, звонит, знамение.
Издавна, иначе,индустрия, иконопись, иероглиф.
Километр, квартал,каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее.
Лацкан, ломоть.
Мельком, мышление.
Поставьтеударение в следующих словах:
Надолго, намерение,некролог.
Офицеров, ободрить,опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение.
Приговор, призыв,паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое.
Ремень, ракушка,рассредоточение.
Средства, сирота,сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард.
Туфля, танцовщица,таинство, тотчас. Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить. Феномен,фетиш, фортель, факсимиле, хаос, хозяева. Цыган, щавель, юродивый, эксперт,языковой барьер, ясли, яслей.
Прочитайтеслова, расставьте ударение:
Веселы, весел, весело,весела. Молоды, молод, молодо, молода.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.