Содержание Введение. ….………… … 4-I.Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина…… 1.1Татьяна – милый идеал… 6-II.Двойной смысл сна Татьяны Лариной….9-III.Черты характера Татьяны… 1.Татьяна – русская душой…12-15 3 2“Я к вам пишу — чего же боле?”… 15-IV.Цельность Татьяны. … …… 22-27 4.1.“Без подражательных затей»… 27-29 Заключение … … 30
Список использованной литературы…31 Введение «…цель художества есть идеал, а не нравоучение» (А.С.Пушкин) Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе традиции русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто из читателей бере
тся утверждать, что он уже “прочел”, то есть исчерпал содержание? Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками. «Все вложено в эту книгу ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека» Пушкин сопровождает нас всю жизнь.
Он входит в наше сознание с самого раннего детства со сказок о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде. Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "самым задушевным произведением" Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору.
Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то, что прошло 170 лет со времени его создания. «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х
годов XIX века, но Белинский ставил еще большей заслугой поэта то, что он первым «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины». В начале XIX века в Европе зарождается романтизм. По его канонам женский идеал — поэтическая девушка. И такая девушка появляется в романе "Евгений Онегин". Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственны
м творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом "Евгений Онегин", увлекся чудесной девушкой, оживающей под его пером. В своем романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин сумел создать образы насколько ҭипичные для своего времени, настолько и своеобразные. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. В романе два главных героя
Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно Татьяна стала "милым идеалом" Пушкина, именно с помощью ее образа поэҭ убеждаеҭ нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой. Так кто же она, Татьяна Ларина? Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но преж
де всего как личность. Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна» и объясняет это так: «Сладкозвучнейшие греческие имена, употребляются у нас только между простолюдинами» А поясняет это в романе следующими строчками: Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. Воспоминанье старины Иль девичьей! В этом романе
Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу – полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Не случайно знаменитый критик В.Г. Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни». Действительно, поэт при помощи изобразительных художественных средств, замечательной системы образов и меткой наблюдательности сумел поэтически показать Россию в историческом пространстве. "Евгений Онегин" — первый реалистический роман в истории русск
ой литературы. Александр Сергеевич всегда мечтал написать произведение, главными героями которого будут его современники. Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте — красоте не только внешней,
но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты “об ангеле земном”. Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". I.Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкин 1.1Татьяна - милый идеал «…Я так люблю Татьяну милую мою » (А.С.Пушкин) «…образ
Татьяны уже с первой главы начинает доминировать в романе, а её внутренний мир – совпадать с внутренним миром поэта, выступающим в лирических отступлениях. (А.Л.Слонимский) У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты "об ангеле земном". Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты, особенно, впечатляюще. Часто говорят о "тургеневских девушках".
Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что "пушкинские девушки" не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из "Дубровского", Марья Гавриловна из "Метели". Но самая привлекательная и "знаменитая" из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. “Милый идеал” Пушкина — его Татьяна — и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, в
сегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина- всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, “одного из умнейших мужей России”. Кажется, что Таня — живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта самого
Пушкина? «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства» . Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия Александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему, же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души? Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует проблема, даже, пожалуй, трагедия целого
поколения? Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что до Пушкина «поэзии, которая, прежде всего, была бы поэзией, – такой поэзии еще не было! Пушкин был призван быть живым откровением ее тайны на Руси». Но кто, же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно, ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, –
Татьяну. Татьяна становится Музой всего повествования, она Муза самого автора, светлая мечта Пушкина, его идеал. Смело можно сказать, что главная героиня романа именно Татьяна. А поясняет это в романе следующими строчками: Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно: Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей! Она противопоставлена
Онегину, окружена русской природой, миром русского фольклора. Народность Татьяны выражается не во внешних признаках (она даже «по-русски плохо знала»), а в органической близости к основам народной жизни, что Пушкин выражал словами «русская душою». Именно потому, быть может, Достоевский сказал так: «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Таков образ Татьяны: впервые в её л
ице Пушкин воспроизвёл тип русской женщины в реалистическом произведении. И правда, раскрываешь роман и начинаешь понимать, что Татьяна, словно небесное светило, проливает на роман, радостно играющий луч поэзии, наполненный дивной красотою живой игры. Заметим, что автор не дает четкого ее портрета, однако портрет Ольги автором дан очень подробно. Это, в свою очередь, еще сильнее выделяет Татьяну из всех барышень того времени. Татьяне суждено было
стать истинной хозяйкой романа, завладеть сердцами читателей. Ей Пушкин предназначил быть символом России, своего народа, Музой и сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неделимы. Именно Татьяне посвящен роман, именно в ней Пушкин заключил все самое доброе, нежное и чистое. Татьяна – «это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди». И читатель чувствует эту поэзии так же, как и саму Татьяну. Татьяна для Пушкина не просто люби
мая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен. Роль Татьяны в романе очень велика, образ ее, будто незримый лучик солнца, проходит через весь роман, присутствует в каждой главе. Чистый образ Татьяны лишь еще ярче выявляет трагедию Онегина, всего общества, но все же основная миссия «милой Тани», именно миссия, – быть Музой Пушкина, самой поэзией, олицетворением жизни в «Евгении
Онегине», символом русского народа, России, родной земли, ведь Муза Пушкина обязательно должна быть крепко связана со своим народом, родиной, именно в этом ее апофеоза. Безусловно, только такая цельная натура могла быть Музой Пушкина. Татьяна выражает чувства и мысли автора, раскрывает нам его душу. Поистине гениально противопоставляет Пушкин свою Музу пошлости света, заставляя читателей еще яснее осознавать трагедию всего
поколения, и в частности Онегина. Автор обращается к античности, к природе, будто отрывает Татьяну от всего земного, пытаясь сказать, что девочка эта – «совершеннейший эфир», но одновременно, символизируя собой поэзию, Татьяна полна жизни, а ее близость к народу, к старине лишь подтверждает: Татьяна твердо стоит на своей почве. В Татьяне сразу чувствуется «улыбка жизни, светлый взгляд, играющий переливами быстро сменяющихся ощущений». Обратим внимание на то, как рисует нам свою героиню Пушкин.
С именем Татьяны Лариной связаны самые теплые, самые душевные страницы романа «Евгений Онегин». В этой девушке воплотился «милый идеал» Пушкина. Татьяна появляется в романе необычно. Её появление ничем не подготовлено. Автор прерывает описание ее сестры, Ольги Лариной, картинами природы. На этом фоне и появляется Татьяна. Автор обращает внимание читателя на имя героини. Это неслучайно. Оно связано с русской стариной, дев
ичьей в барском доме. В романе почти полностью отсутствует портрет Татьяны, что в свою очередь выделяет ее из всех барышень того времени, например, портрет Ольги дан автором очень подробно. В этом смысле важно, что Пушкин вводит в роман тонкие сопоставления своей героини с античными богами природы. Таким образом, портрет Татьяны отсутствует, словно автор пытается донести до читателя, что красота внешняя часто лишена жизни, если отсутствует прекрасная и чистая душа, а значит,
лишена и поэзии. Но несправедливо было бы утверждать, что Пушкин не наделил свою героиню красотой внешней так же, как и красотой души. И здесь обращением к античным богам Пушкин дает нам возможность представить себе прекрасный облик Татьяны. И в то же время сама античность, которая является неотъемлемой особенностью романа, лишь вновь доказывает, что внешняя красота Татьяны неразрывно связана с ее богатым духовным миром. Тут надо отметить и то, что связь Татьяны с античностью в романе является и композиционной
особенностью, так как позволяет Пушкину везде и всюду вести за собой свою героиню, воплощая ее в образах античных богов. Так, например, одним из самых частых спутников Татьяны является образ вечно юной, вечно девственной богини-охотницы Дианы. Сам выбор Пушкиным именно этой античной богини для своей Тани уже показывает ее вечно юную душу, ее неопытность, наивность, ее незнание пошлости света. С Дианой мы встречаемся уже в первой главе: …вод веселое стекло не отражает лик Дианы.
Эта строка будто предвещает появление героини, которая станет Музой всего повествования. II.Двойной смысл сна Татьяны Лариной Если боги любят людей, они непременно откроют им свои намерения во сне… Цицерон В стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительную смысловую нагрузку несёт в себе эпизод, в котором описывается сон главной героини. Продолжая традицию писателей - мистиков, автор романа вводит в его сюжетную канву сон, наполненный страшными загадочными образами, пугающими и пророчащи
ми героине печальное будущее. Личность Татьяны, гармоничную и цельную, невозможно представить отдельно от обстановки, в которой она выросла. Вера во всё мистическое была свойственна русскому человеку во все времена. Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Являясь центральным для психологической характеристики «русской душою» героини романа, он также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой гла
вы. Сон, прежде всего, мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного», не укладывающегося ни в какие романные стереотипы поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферы святок – времени, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. Однако сон характеризует и другую сторону сознания Татьяны – ее связь с народной жизн
ью, фольклором. Татьяна страдает после объяснения с Онегиным, которое явилось для неё полной неожиданностью, ударом. Это обстоятельство во многом является психологическим оправданием её сна. Сон Татьяны – органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демонического» образу Онегина-вампира и Мельмота, который создался под воздействием
романтических «небылиц» «британской музы». Татьяна – «русская душой», и ей снится русский сон. Этот сон предвещает выход замуж, хоть и не за милого. Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляет ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель. Не слишком образованная и совсем не прагматичная девушка вери
т во всё, что связано с русскими народными верованиями, сказками, мифами: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Её тревожили приметы…. Именно эта вера и послужила причиной возникновения таинственного сна. Татьяна собирается ворожить колдуя, гадать, то есть пытаться узнать будущее, обратившись к потусторонним силам. Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из б
люда, полного водою, Выходят кольца чередою; И вынулось колечко ей…. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс – древний языческий символ защитительного круга). Не случайно Пушкин подчеркнул, что Татьяна «поясок шелковый сняла», а это не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста. Перед сном Татьяна положила под подушку «девичье зеркало». Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические пре
дметы. Среди них зеркало занимает первое место. Но Татьяне «страшно». «Чудный сон» Татьяны является предвестником грядущих событий и одновременно показывает глубину сомнений и переживаний девичьей души. Заснеженная поляна, печальная мгла, сугробы — всё это нагнетает тревожную атмосферу. Девушке снится, что она идёт по зимнему, заснеженному лесу. Одиночество героини нашло своё отражение в её сне. Несмотря на что Татьяна была окружена родственниками, соседями, знакомыми, понимания ср
еди них она не находила…. И нет ничего удивительного в том, что во сне она оказалась в одиночестве среди бескрайних лесных просторов. Мостик, который проложен через ручей, кажется ей опасным и непрочным. Он назван «дрожащий, гибельный мосток». Этот мостик является символическим переходом из мира реальности в мир потусторонний. И вскоре Татьяна убедилась в этом. Мостик переносит её в мир грёз и символических, мистических предзнаменований.
Татьяна не решается перейти через «мостик — ей не по себе от столкновения с непознанным. Путь Татьяны по лесу нелёгок. Он сопровождается множеством препятствий. С одной стороны, кажется, будто кто-то не пускает Татьяну вдаль, желает остановить её… Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук её за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой… С другой стороны, Татьяна не может остановиться. И медведь, её таинственный лесной проводник, не отп
ускает её. Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Это символизирует неотвратимость судьбы. Как бы Татьяна не противилась этому, остановить надвигающуюся опасность она не может. Таинственный дом в глухом лесу, куда попадает Татьяна, полный различных чудовищ, так или иначе связан с обществом, в котором девушка живёт. Глядит она тихонько в щелку, И что же видит за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой.
Другой с петушьей головой… Чудовища, которых видит Татьяна, с одной стороны, символизируют гостей на предстоящем празднике в честь её именин: они столь же карикатурны и нелепы, как С провинциальные дворяне, среди которых протекает её жизнь (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые» во сне и «чмоканье девиц, шум, хохот, давка у порога» наяву). другой стороны, фантасмагорические образы, которые Татьяна видит во сне связаны с мировоззрением девушки, и которое сформировалось под влияние
м сказок, легенд и преданий. Среди чудовищ Татьяна видит «того, кто мил и страшен ей». И с удивлением узнаёт, что именно Онегин является хозяином праздника. Финал сна Татьяны прост и одновременно: страшен. Появление Ленского и его гибель являются предзнаменованием. Дуэли, о которой пока ещё никто не может даже предполагать. Сон Татьяны в сознании читателя неразрывно связан с жизнью девушки, с её утончённой и возвышенной натурой.
Важно также отметить, что эпизод подчёркивает глубину сердечной интуиции героини: во многом сон оказался пророческим… III. Черты характера Татьяны Образ Татьяны Лариной противопоставлен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает
отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в, то, же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда нахо
дится рядом с поэтом на протяжении всего романа. Автор называет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна». 3.1 Татьяна – русская душой Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете». Характер Татьяны Лариной раскрывается пер
ед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяна – простая провинциальная девушка, не наделенная особой красотой. Автор в своем произведении старается как можно точнее показать нам простую русскую «провинциальную барышню» с ее чувствами и мыслями. Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было
много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием. Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравил
ись ему в женщинах. По описанию Пушкина можно понять, что внешность героини лишена каких-либо прекрасных черт, какими наделяли действующих лиц писатели классических и сентиментальных произведений: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла она очей. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских.
Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: «Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой ». Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую»
Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Характер девушки формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.
И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно. Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В к
нигах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным.
Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять ок
ружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. Воспитание дочерей в семье Лариных сводилось к подготовке их к замужеству. Но Татьяна отличалась от сестры тем, что безумно любила читать. Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьян
ы не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё. Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо. И так она звалась Татьяна… Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Эти романтические книжные герои и послужили
Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям. Она «дева лесов» Чистоту души Татьяны оберегала близость к иному миру, к народной России, олицетворением которой была няня. Татьяна очень любит природу: играм со сверстниками она предпочитает одинокие прогулки.
Ее любимое время года — зима: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в девушке лучшие нравственные качества: душевную открытость, искренность, безыску
сность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.
Жизнь природы близка и знакома ей с детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик, жажда счастья становится естественным законным желанием. И на протяжении всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность натуры, которые воспитываются лишь в общении с природой. 3. 2“Я к вам пишу — чего же боле?” Для полноты картины не хватало только одного — героя, единственного и неповто
римого. Встретив Онегина, она испытала те самые чувства, о которых так часто долгими зимними вечерами читала у камина, а летом в саду. Это глубокое чувство, любовь, охватило её с такой силой, что она не могла ни спать, ни есть. Чтобы понять то, что происходило в то время в её сердце, необходимо самому пережить всё это. Но, несмотря на все эти переживания, нахлынувшие на неё словно огромная волна, она сумела найти в себе силы, чтоб отказаться от предмета своих мечтаний и найти место здравому смыслу, хотя это было ох как
нелегко, К сожаленью, в наше время, трудно найти человека, который испытал бы на себе это красивейшее и самое великое чувство – любовь, именно в том масштабе, в каком испытывала его пушкинская Татьяна. И хотя образ Татьяны является вымышленным, нам во многом есть чему поучиться у неё. Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез. Общение с природой научило Татьяну естественному проявлению чувств, не потому ли героиня так легко п
опала в сети, которые Онегин и не хотел расставлять Давно её воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь И дождалась. Открылись очи, Она сказала: это он! Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке,
который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в него: « Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Татьяна полюбила Евгения Онегина всей душой, «не шутя». Автор подчеркивает глубину её чувств: «И дождалась Открылись очи; Она сказала: это
он!» С любовью Татьяна открыла для себя новый мир – мир любви, тревожного ожидания, томлений, счастья. Ее безмятежному спокойствию пришёл конец. Татьяна не находит себе места. Эмоции грусти и восторга одновременно переполняют её. Первая любовь Татьяны ещё во многом навеяна чтением любовных романов, наивна, хрупка, но она поражает своей искренностью и самоотверженностью. Сам автор заранее предупреждает нас о трагическом исходе любви героини, со
чувствует своей Татьяне: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью». Она решается написать своему избраннику письмо с признанием. Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя Быть может, в связи с этим и постигла ее первая жизненная неудача, роковая ошибка — любовь к Онегину. Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Для полноты картин
ы не хватало только одного — героя, единственного и неповторимого. Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез: Счастливой силою мечтанья Одушевленные созданья… Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились. Письмо Татьяны, это милое и трогательное признание в любви, наиболее полно отражает всю гамму чувств, охвативших ее непорочную, мятущуюся душу. Отсюда и резкое противопоставление: «вы
нелюдим», «в глуши, в деревне все вам скучно», а мы «ничем… не блестим, хоть вам и рады простодушно». Отсюда и чрезмерное восхваление избранника, переданное, в том числе, и путем описания Татьяной ее неизгладимого впечатления от первой встречи с Евгением: она всегда знала его, но злая судьба не давала влюбленным шанса встретиться в реальном мире. И вот произошел этот чудесный миг встречи, узнавания: Понятно, что при встрече с Онегиным, который стоял особняком среди всех её знакомых и представлял для
Татьяны сплошную тайну, она именно в нём видит своего долгожданного героя. Она искренне верит в то, что создала её фантазия; любовь для неё не игра, а подлинное содержание и смысл жизни: «Она не ведает обмана и верит избранной мечте». В сердечном порыве она решается написать Онегину письмо - откровение, признание в любви. Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считал
ось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте? Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую, жизнь света ненавидит; ей душно здесь она мечтой стремится к жизни полевой. И любовь к Евгению Татьяна по-преж
нему хранит в душе. Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его "милому идеалу": Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих ужимок, Без подражательных Все тихо, просто было в ней Оно проникнуто искренностью и наивно- романтической верой во взаимность её чувства. Однако Онегин не смог оценить всю глубину и цельность страстной, любящей натуры Татьяны и читает ей сурову
ю отповедь, которая привела девушку в полное расстройство и душевное смятение. Для Татьяны, которую никто не понимает, и это непонимание несет ей страдания, Онегин — спаситель, избавитель, прекрасный принц, которому суждено расколдовать, оживить ее несчастное сердце. Казалось бы, мечты воплотились в реальность, но реальность подчас оказывается еще более обманчивой и жестокой, чем можно себе представить. Онегин тронут нежным признанием Татьяны, но он не готов взять н
а себя бремя ответственности за чужую судьбу, чужие чувства и чужую надежду. Его совет по-житейски прост и отражает накопленный им опыт жизни в обществе: Онегин в саду с Татьяной Лариной Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Признание Татьяны, дышавшее
такой любовью и такой искренностью, не услышано Онегиным. Евгений, чуждый "возвышенным чувствам", не был способен ответить девушке. Отповедь Онегина отдалила его от Татьяны. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает любить его, но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Татьяна находится в безнадежном положении: не может разлюбить Онегина и, в то же время убеждена, что он не
достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Она живет одиноко и тяжело страдает: Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души Потом для девушки начинаются тяжелые испытания: дуэль Онегина с Ленским, гибель Ленского и отъезд Онегина. Ольга скоро утешилась и вышла замуж — Татьяна осталась одна. Во время очередной прогулки она попадает в дом Онегина. Читая его книги, он
а узнает о возможности конфликта человека с обществом, в душе ее рождается смятение, ее ум постигает новые истины. Мир предстал иным и не похожим на тот, что виделся из окна родительского дома. Гуляя однажды вечером, Татьяна приходит в опустевшую усадьбу Онегина. Ключница проводит её в дом. Татьяна с умилением разглядывает «модную келью». С тех пор она часто приходит сюда, чтобы читать книги из библиотеки Евгения.
Внимательно разглядывает Татьяна отметки на полях, с их помощью она начинает яснее понимать того, кого так обожала. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»? Везде Онегина душа себя невольно выражает…» Мать Татьяны тревожится: дочь отказывает всем женихам. Следуя советам соседей, она решает поехать в Москву, «на ярмарку невест». Татьяна прощается с любимыми лесами, лугами, со свободой, которую ей придётся сменить на суету света. Зимой Ларины, наконец, заканчивают шумные сборы, прощаются со слугами, усаж
иваются в возок и отправляются в долгую дорогу. В Москве они останавливаются у постаревшей кузины Алины. Все дни заняты визитами к многочисленным родственникам «В Москву, на ярмонку невест!» . Девицы окружают Таню, поверяют ей свои сердечные тайны, но та ничего не рассказывает им о своей любви. Пошлый вздор, равнодушные речи, сплетни слышит Татьяна в светских гостиных. В собрании среди шума, грохота музыки Татьяна уносится мечтой в свою деревню, к цветам и аллеям, к воспомин
аниям о нем. Она не видит никого вокруг, но с неё самой не сводит глаз какой-то важный генерал Что же было неожиданного и необъяснимого в Татьяне, которую встретил Онегин в Петербурге? Татьяна стала тиха, равнодушна, "беспечной прелестью мила", она чувствовала себя спокойно и уверенно и когда шла с мужем, и когда принимала восхищение старушек и мужчин, "ловивших взор ее очей". Свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее "владеть собой", смирять искренние и непо
средственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой. Онегин разглядел во внешне холодной княгине и прежнюю и в то же время новую, зрелую, душевно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви. Но теперь для нее самое главное — это долг перед мужем, она научилась владеть собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертво
вать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Влюбленная Татьяна оказалась хорошей ученицей. Преодолев невыносимую душевную боль, она научилась «властвовать собою»: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» В равнодушной княгине, величавой и небрежной, трудно узнать прежнюю Татьяну — несмелую, влюбленную, бедную и простую. В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделе
нная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Та
тьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны это ее нравственное чувство долга, ответств
енность перед своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который "в сражениях изувечен", гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Любовь приносит Татьяне одни страдания, но ее нравственные правила тверды и постоянны. Татьяна мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? — и ее нелицеприятные предположения свидетельствуют о духовном становлении, взрослости девушки
, гармонии души и разума. Героиня – воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, «милых преданий простонародной старины», русских снов служит том
у доказательством. Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. IV. Цельность Татьяны Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная В. Г. Белинский В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяе
т жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг. Она выходит замуж, не видя иного жребия. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она? И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора нагого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Бе
з подражательных затей». Все тихо, просто было в ней… Очень важна эта строка - "без подражательных затей". Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех гр
упп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна. К ней дамы придвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялись ниже, Ловили взор ее очей; Девицы проходили тише Пред ней по зале… Это и является главной загадкой Татьяны Татьяне незачем кому - то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой. Роман в с
тихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Но вот судьба вновь соединила их на балу. Татьяна уже не та деревенская наивная девушка, а знатная дама. Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки. Став бл
естящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наружи, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал». Он видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с
ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней И тут в Онегине пробуждается чувство! Сомненья нет: увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он. Онегин старается бывать в гостях у Татьяны каждый день, он буквально преследует ее. Она же его как будто и не замечает: если и заговорит, то чтобы отдать дань обыкновенной светской люб
езности. И наш герой пишет Татьяне страстное любовное письмо, хотя всегда считал это занятие пустым и бесполезным. Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит Онегин, раскрывающий душу перед Татьяной в письме, совсем не похож на того столичного денди, который когда-то в глуши деревенского сада дал холодную отповедь пылкой девушке. Он стал не только старше, но и богаче духовно, содержательнее, просто человечнее. Но ответного письма
Онегин так и не получает. Он пишет другое, третье письмо Ответа нет. Евгений впадает в своего рода "усыпленье чувств". И теперь казнит самого себя: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны Жизнь научила Таню, что люди совсем не те, за кого себя выдают. А в свете тем более!
И чувства, и люди — все здесь не настоящее, а мнимое, кажущееся. Ведь и сама она только внешне окружена блеском и сиянием, а на самом деле — одинока. В холодных пустых петербургских комнатах она мечтает о деревне, где осталась полка с любимыми книгами, где остался старый дикий сад, где похоронена любимая няня. Но она прекрасно понимает, что все это осталось в молодости. Выбор сделан, и жить предстоит соответственно ему. У
Онегина также был выбор. И он однажды уже принял решение. "Дважды в одну воду не войдешь", — гласит древняя мудрость. И Татьяна призывает его не быть рабом страсти. Она рисует ему подлинную картину создавшейся ситуации, взывает к его благородству. Я знаю, в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменя
лись ролями. Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней.
Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка: «А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад, За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище…. Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает
Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один. После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир. А что же с Онегиным? Он жил, оградив себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься.Татьяна прямо заявляет ему: «…Вдали от суетной молвы, Я вам не нравила
сь… Что ж ныне Меня преследуете вы?… Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь? Белюкин Д.А. Объяснение Онегина и Татьяны Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не да
ст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)». Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны — эт
о чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который «в сраженьях изувечен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья
Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему: Я вас люблю, (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему
больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина. Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувств
у любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна не эгоистична, она высокомора
льна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью. Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой. "Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое
добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны.
Татьяна - героиня совести. Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой
вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок Татьяна выступает в романе как символ верности,
доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна — идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность
жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. Но почему же тогда роман заканчивается так печально? Потому, что если бы Татьяна Ларина оставила бы мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт. Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в
Татьяне идеал настоящей русской женщины. И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда Заключение «Жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества», — отмечал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кро
ме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор». С кого же нарисован "Татьяны милый идеал?"
До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной это художественное явление русской литературы. Пушкинская характеристика Татьяны говорит о том, что даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную
знать. Беспечной прелестью мила, Она сидела у стола С блестящей Ниной Воронскою, Сей Клеопатрою Невы. "Беспечная прелесть" Татьяны — это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупреч
ного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор. Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах
, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку В последнем разговоре с Евгением Татьяна не унижается до лжи, она по-прежнему честна с ним, но принять
его любовь не может, так как не способна и предать своего мужа, который "в сраженьях изувечен" и который окружил ее вниманием и заботой. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина. Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Татьяна жи
вет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным. Невозможно не восхищаться благородством Татьяны, ее мужеством и силой духа. Почему же после этого разговора Евгений стоит "как будто громом поражен"?
Наверное, потому, что только теперь он открыл настоящую Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу, ее духовную красоту и тут же потерял, навсегда. Несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Теперь она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского
Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Об этом замечательно сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, рассуждая над мотивами поступка Татьяны: "А разве может человек основать свое счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа". Именно эта "гармония духа" и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героин
ю "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы. Очень важна эта строка — «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Он по праву гордился своей женой. Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.
Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пона
блюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна — та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей — Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской
женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого — это Наташа Ростова, для Лермонтова — Вера из “Героя нашего времени”, у Пушкина — это Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души р
усской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность все то, что так ценил Пушкин в Татьяне. В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность — все то, что так ценил Пушкин в Татьяне. Как Онегину немила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «по
стылой жизни». Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. В последней строфе романа читаем строки: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал О много, много рок отъял». А. С. Пушкин восхищается своей героиней. С кого же написан «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за
Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на
ней исполненный любви и благодарности взор». Роман заканчиваеҭся очень грустно, потому что очень хочеҭся, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлеҭворяеҭ наши желания. "Евгений Онегин" — философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимает проблемы бытия, размышляет о том, что такое добро и зло. И
если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло. смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, в выполнении своего долга перед мужем. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна вынужд
ена бороться за свое достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу. Именно в этом заключается высокая нравственность Татьяны. Открытие такого характера русской женщины, как Татьяна, с ее готовностью защищать себя и свои нравственные убеждения было громадной художественной победой Пушкина. Роман Пушкина заканчивается очень грустно, потому что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко
не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищаеҭ нас, обогащаеҭ наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и ҭипичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятилеҭия останеҭся идеалом русской женщины. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины. Проходят эпохи, ме
няются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова "Обломов", тургеневские героини:
Наталья из "Рудина", Елена из "Накануне", жены декабристов, воспетые Некрасовым. Я считаю, что "Татьяны милый идеал" и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков. Татьяна Ларина - заложница собс
твенной гордости, собственного чувства долга. Она не может переступить через себя, и Пушкин, и читатели ее за это уважают. При этом, несмотря на сложную эволюцию этого образа, как и образа Онегина, она остается совершенством и идеалом женственности, которого ни один Онегин не достоин. Список используемой литературы: 1.Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе. — М.: Оникс; Мир и образование, 2007 80с. 2.Белинский В.
Г. Сочинения А.С.Пушкина. М.: Сов.Россия,1965 Большая школьная энциклопедия. т. 2 // Авт сост. Э.Л.Безносов, Ю.А.Иванова, С.А.Шаповал. – М.: Олма - Пресс, 2004 3.Долинина Н.Г. Прочитаем Онегина вместе. Л.: Детская литература, 1971 4.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. 5.Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М 1963. 6.Матюшенко Л.И Матюшенко А.Г.
Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009 7.Онегинская энциклопедия: В 2 т./Под общ. ред. Н.И. Михайловой. М Русский путь, 1999. 8.Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. Литература,1977 735 с ил. 9.Слонимский А.Л, Мастерство Пушкина, М.: Худож. литература, 1963 10.Степанов Н. Л.
Проза Пушкина М 1962. 11.Энциклопедия для детей. т. 9. Русская литература. 12.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература // Авт сост. М.В.Лахтина. Под ред.О.Г. Хинн М 2001. Интернет - ресурсы: www.wikipedia.ru; www.litra.ru; http://yablor.ru/blogs/dbelyukin-illyust racii-k-romanu-aspushkina-evgeniy- иллюстрации Белюкина к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" .http://top-antropos.com/literature/item /47-tatyana-larina- иллюстрации Лидии Тимошенко к роману А.С.
Пушкина "Евгений Онегин" http://yablor.ru/blogs/tatyana-larina-v- illyustraciya
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |