Аджита Кесакамбала (пали Ajita Kesakambala), индийский философ-материалист шраманского периода, живший, если судить по некоторым указаниям в буддийских источниках и современной датировке жизни Будды (5 в. до н.э.), в 6–5 вв. до н.э., один из старших мыслителей группы шести «диссидентствующих» учителей, воззрения которых излагаются в Саманнапхала-сутте Палийского канона.
Единственным источником достоверных знаний о мире Аджита Кесакамбала считал чувственный опыт, иронизируя над представлениями о внечувственном «умозрении». Любое живое существо (в том числе и человек) – комбинация четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер) и пространства, в которые возвращаются компоненты индивида после смерти. Индивид разрушается до конца, единственное реальное жертвоприношение – кремация.
Нематериальные начала, «нерожденные существа» (боги) и другой мир отрицаются наряду со значением действий, отвергаются также нормы религии и морали. Рассуждающие о пользе добродетели – пустословы. Несмотря на всю несложность концепции Аджиты, у него уже можно отметить зачатки чрезвычайно популярной во всей индийской философии модели двух уровней истины (сатьядвая): «мать» и «отец», «брахманы» и «шраманы» и все прочие наблюдаемые существа, а также «видимый мир» располагаются на уровне лишь эмпирической истины (невещественное же – просто фантом), а реальны, в собственном смысле, только комбинации четырех материальных элементов.
Воззрения, выразителем которых выступает Аджита, были в шраманский период весьма распространенными, в том числе и в высших слоях общества. Об этом свидетельствует, к примеру, Паяси-суттанта, включенная в ту же Дигха-никаю, где радикально материалистические взгляды (сообщается даже о попытках установить существование души экспериментальным путем – посредством расчленения трупов) приписываются аристократу Паяси (буддийский образ царя Кошалы Прасенаджита, испытавшего, возможно, влияние мыслителей вроде Аджиты), а в знаменитой поэме Ашвагхоши Жизнь Будды подобные воззрения разделяют некоторые придворные, которые пытаются отвратить Будду от ухода из мира, поскольку не имеют значения плоды деяний.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |