Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование игровой деятельности дошкольника

Введение
Дошкольноедетство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительнорасширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видовдеятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желаниевключиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, емуеще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, унего начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваютсядуховные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный, свойственныйдошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются иразвиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения вего психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадииразвития.
«Игравозникает в ходе исторического развития общества в результате изменения местаребенка в системе общественных отношений». (Д.Б. Эльконин)
Игра являетсяведущей деятельностью дошкольника.
Это, пожалуй,самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся.

1.Предметная деятельность дошкольника
 
В первые годыдошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра,рисование, конструирование (а также сходные с рисованием и конструированиемдругие виды продуктивной деятельности – аппликация, лепка) окончательнооформляются как самостоятельные виды деятельности.
Овладениедействиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этоговозраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнемобиходе, – одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования ещедостаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка,карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Совершенствование техническойформы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы,завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такиедействия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника видыдеятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чемна собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия спростыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малышапривлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытаетсяразобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если этовозможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда онокончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но вцелом это – показатель растущей любознательности ребенка, его интереса кокружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, даетначало любознательности, которая очень важна для умственного развития.
С другойстороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи сэлементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовыхобязанностей.
Аня (3года 8 месяцев). Я убираю квартиру. Кирилка вертится около меня.
– Тебе чтонадо, Кирюша?
– Можно ябуду помогать?
– Лучше ненадо, ты мне будешь мешать.
– Я небуду мешать. Можно пыль буду стилать тьяпочкой?
Кирилкаусердно стирал пыль с мебели, передвигал стулья, когда я мыла пол.
Таким образом,постепенно происходит переход предметной деятельности в бытовую, изакладываются основы для последующего усвоения трудовых действий.
2.Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
 
Особое местов деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, этотворческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то,что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенокначинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оцениватьдействия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Основнымиособенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1. Соблюдениеправил.
Осваивая вигре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы,заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, ихотношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям,вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей,поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальныймотив игры.
Социальныймотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказатьсяв мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
3. Всюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенкаочень богата эмоциями. Ребенок отличает игру от действительности, в речидошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и«по-правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенокне притворяется: мам по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьезноозабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнениемигры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными.Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенокподражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же.Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мирмалыша.
4. В ходесюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитиезамысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, сформированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес кразличным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляютсялюбимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслыигр становятся более стойкими, иногда на длительное время. Появление длительнойперспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игровоготворчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той жетемы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманногосюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становитсяцеленаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляетего глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5. Всюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
Плановость,согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается симпровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во времяигры возникают новые идеи, новые образы. Для детей этого возраста важны яркиезрительные впечатления. А в дальнейшем, новые впечатления включаются в старыелюбимые игры.
Дляосуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки иразные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой насебя ролью. Если нет нужных игрушек, то дети заменяют один предмет другим,наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предметенесуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.
6. Развитиеречи.
В созданииобраза особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли ичувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.
Л.С. Выготскийдоказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоениемречи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и вразвитии воображения.
Особеннозаметна роль слова в режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, какв обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элементрежиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и засебя и за дочку-куклу.
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
– Отдельные игровые действия, носящие условный характер;
– Роль осуществляется фактически, но не называется;
– Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
– Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер.
– Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль.
– Цепочка из 3–4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
– Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей.
– Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна.
– Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры
– не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала.
– Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
– Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
3.Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника: строительные,подвижные, дидактические игры
 
Игроваядеятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя онинаиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являютсястроительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называюттворческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых,а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий.Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми ввоспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основуэтих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактическиезадачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно.Дадим краткую характеристику строительных, дидактических и подвижных игр.
Строительныеигры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных рукамичеловека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевойигры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках можетвозникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжетно-ролевая игра нередкостимулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потомстали играть в моряков. Отметим, что если в ролевой игре моделируется сферавзаимоотношений между людьми, то в строительной – сфера созидания, созданияархитектурных сооружений.
Приведемпример.
Ира (5 лет 6 мес.)предлагает Анжеле (5 лет 7 мес.): – Давай построим домик. Здесь будет житьлисичка (приносит игрушку).
Анжела: – Давайтеперь построим домик для мишки, а то ему холодно будет зимой (приноситигрушку).
Ира: – Давай.
Девочкистроят домик побольше.
Ира: – Давай,лисичка к мишке в гости придет.
Анжела: – Хорошо(берет лисичку). Тук-тук-тук. Я лисичка-сестричка. Ты дома, мишка?
Ира: – Давайзаходи ко мне в гости.
Анжела: – Каку тебя красиво в домике. Давай пойдем, погуляем.
Ира: – Давай пойдем,навестим зайку (берет мишку и зайца).
Анжела: – Конечно.Он строит домик. Может, ему нужно помочь.
Ира: – А воти зайчик. Что ты делаешь? (Отвечает за зайца.) Домик строю.
Анжела: – Хочешь,мы тебе поможем?
Ира и Анжелавместе строят домик для зайчика.
Ира (говоритза зайца): – Спасибо вам.
Анжела: – Ой,уже поздно. Как в лесу темно стало. Пора по домам.
Ира: – Досвиданья, зайчик.
Анжела: – Досвиданья.
Девочкиотводят зверюшек домой.
Любаястроительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которуюребенок решает с помощью различных материалов и действий. Испытывая трудности вдостижении желаемого результата, дошкольник понимает, что не владеетнеобходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, приобрестиновые умения.
Встроительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Этообъединяет строительные игры с продуктивными видами деятельности – конструированием,рисованием, и в то же время отличает их от сюжетно-ролевой игры.
Расширениепредставлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативныхумений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективныхстроительных игр. В таких играх дети заранее распределяют функции.
Строительныеигры, как и сюжетно-ролевые, отражают профессиональную деятельность взрослых. Впроцессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразованиядействительности, как и в трудовой деятельности.
В структуруподвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко рольи сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Сподчинением правилу связано развитие произвольных движений, когда требуется сдержатьнепосредственное побуждение (не убегать от «медведя» до определенного сигнала),затормозить действия, как в игре «День и ночь», иди изменить их по сигналуведущего, как в игре «Море волнуется». Хотя подвижные игры прямо направлены наразвитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказываютвлияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего этокасается нравственно-волевой сферы личности. В коллективных подвижных играхпроисходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. Виграх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цельдеятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своеповедение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутымрезультатом (когда, например, прибежал первым) и в то же время учитсярадоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
Особым видомигровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослымспециально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактическойзадачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но такжеобобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы испособности, они усваивают общественно выработанные средства и способыумственной деятельности.
Структурудидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первымследует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила,результат и дидактический материал. К вторым – сюжет и роль. Рассмотримуказанные компоненты.
Главная цельлюбой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в нейвыступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенокпросто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесснепреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз иопределяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Еслипреобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а еслиигровая, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Обучение вформе дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемуюситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностямдошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачутаких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.
Соблюдениеправил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правиластановятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь каквнешнее требование взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которойправила могут не осознаваться, в дидактической они всегда открыты и осознаны.Обозначим условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидактической игре.Во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуютсвои действия и контролируют выполнение правил сверстниками. Во-вторых,создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровойопыт младшим. Старшие встают в позицию обучающего, что помогает им осознатьправила как нормативное средство построения совместной деятельности.
Правила вдидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру позаданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяютпоследовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяютвоспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников иформируют межличностные отношения. Таким образом, без правил, дидактическаяигра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Детиподчиняются конкретным правилам, состоящим из 1–2 элементов, общих для всехиграющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные,самостоятельно придумывают новые.
Реализуютсяигровая и дидактическая задачи в игровых действиях.
Средствомрешения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатомдидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеихзадач – показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат.Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактическойзадачи: научился, догадался, решил.
Дополнительныекомпоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могутотсутствовать.
Дидактическаяигра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организациивзаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Различиесюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферыдействительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов.Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхождению.Но если в ролевой игре, дошкольник осваивает смысл человеческой деятельности,то в дидактической – общественно выработанные способы умственной, посколькувнешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребенка иосваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения болеевыражены, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевойигры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюдавытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой игре – это роль,фиксирующая функцию взрослого, в дидактической – дидактическая задача,предполагающая формирование средств и способов познания (Урунтаева)

4.Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Средиразнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься детидошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, вчастности детское рисование. В него постепенно все более активно включаютсяпредставления и мышления. От изображения того, что он видит, ребенок со временемпереходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам. По характерутого, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающейдействительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисункахдети стремятся передать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира.
 Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
требовать сложного сюжетного построения от 3–4-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
Но даже маленький (3–4-летний) ребенок, рисуя какой-либо конкретный предмет, часто изображает те детали, которые для него являются существенными. И именно они делают образ очень выразительным.
Но наряду с этими главными для детей выразительными признаками образа они часто рисуют траву, самолет в воздухе, стараясь заполнить на бумаге пустые пространства.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета – иногда цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный – флаг, ягоды; зеленый – трава, елочка, крокодил; желтый – солнышко.
Дети 4–5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы. Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется.
Познакомившись со многими цветами, дети 4–5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа
Ребенок 5–6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности, – изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления
К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.
Дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные.

Заключение
Игра –основной вид дошкольника. Большую часть времени дети этого возраста проводят виграх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детскиеигры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных исимволических до сюжетно-ролевых игр с правилами.
Ни один издетских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностногосотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развитиясамых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками,со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольноговозраста последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельностидетей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная играконструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное игрупповое творчество, игры-соревнования, игры – общение, домашний труд.Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельностидобавляется еще один – учебная деятельность, и ребенок 5 – 6 лет практическиоказывается вовлеченным по меньшей мере в семь – восемь различных видов деятельности,каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.