Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спорт и Древний мир

Давным-давно....
Из дошедших до нас античных мифов и сказаний мы узнали, что за много веков до нашей эры наибольшее развитие достигла физическая культура в Древней Греции, на родине Гомера и Аристотеля, Платона и Сократа. Причем изумительным физическим развитием отличались не только юноши, но и девушки.
История донесла до нас любопытный случай, который произошел во время греко-персидских войн. Перед одной из битв, когда незначительная армия греков противостояла численно превосходящему войску персов, чтобы поднять дух воинов, греческий полководец сделал следующее: он приказал вывести перед строем пленных персов и раздеть их. Греки увидели бледную, не знающую солнца кожу и физически неразвитые тела своих врагов и рассмеялись. По их мнению, такой тщедушный враг не мог быть опасным, так как доблесть-удел физически здоровых людей. греки уверенно начали битву и , несмотря на значительное превосходство персов, победили благодаря своей хорошей физической подготовке и тренированности. Древние греки жили в условиях постоянных войн с окружавшими их многочисленными народами, а необходимость защищать свою страну от иноземцев заставляла держать наготове смелую выносливую армию, поэтому занятия физической культурой стало одной из важнейших сторон подготовки бойца. И хотя в те далекие годы физическое воспитание не было основано на научных данных, а опиралось лишь на опыт предыдущих поколений, физическая культура стояла на очень высоком уровне.
В одном из древнейших рабовладельческих городов-государств - Спарте, или Лаконике, физическое воспитание начиналось очень рано. Когда мальчик достигал семилетнего возраста, его уже приучали владеть оружием, ездить верхом и плавать. Ежегодно для детей устраивались соревнования по пятиборью - бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. Юноши воспитывались в суровых условиях, закалялись, приучались переносить голод и жажду. Зимой и летом они ходили в одной и той же одежде, с непокрытой головой, ели очень простую пищу. Физическое воспитание в Спарте получали и девушки, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами. Большое значение в спартанской системе воспитания придавалось умению сдерживать себя во всем.
В Афинах, также как и в Спарте, спортом начинали заниматься с самого раннего детства. Главной задачей этой системы было сочетание умственного, нравственного, эстетического физического воспитания. Обычно с семи лет дети в Афинах посещали грамматические школы, где учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12-13 лет мальчики переходили в палестру, где упражнялись в беге, прыжках, метании диска, копья и борьбе. Немало времени отводилось также играм, пляскам и другим физическим упражнениям.
Среди различных видов бега практиковался бег на одну стадию. Стадия-600 ступней жреца, отмерявшего дистанцию (около 200 метров). Отсюда место состязаний и получило название-стадион.
Юноши бегали на дистанцию две стадии без вооружения и с вооружением (копьё, щит, шлем и панцирь), проводился также бег на длинные дистанции. В те времена атлеты славились своей выносливостью в беге. По приданию, греческий полководец Мильтиад после битвы в местечке Марафон, расположенном примерно в 40 километрах к северу от Афин, послал в столицу одного из своих воинов, лучшего бегуна Фединикса, чтобы тот передал весть о победе над персами. Фединикс прибежал в Афины на центральную площадь, крикнул: «Радуйтесь, мы победили! », потом упал и умер. В память этого события бег на дистанцию, равную 42 километра 195 метров, получил название «марафонский бег». Учащиеся в палестрах состязались по прыжкам с разбега, прыгали с шестами через рвы и другие препятствия. Во время тренировок прыгуны брали в руки тяжести (например, гантели из свинца, камня или железа), которые бросали в момент полёта. Прыжки в длину совершались од звуки флейты.
Диск, изготовленный из камня или металла, бросали только на дальность, копьё же обычно метали и в цель, и на дальность, причем в начале метали тяжелое боевое копьё, а затем– дротики.
Проводились также соревнования по борьбе, где победу присуждали или тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю, или же тому, кто положил противника на спину. Перед борьбой атлеты натирали тело маслом и посыпали мелким песком, для того чтобы не было скольжения при захватах. Все эти упражнения: прыжки в длину, бег, борьба и метание диска, копья или дротика - объединялись в так называемый пентатлон - античное (древнегреческое) пятиборье. Помимо этого, ученики занимались кулачным боем, плаванием, верховой ездой, перетягиванием каната, отбиванием мяча ладонью и ногами, бегом с оружием, играми, напоминающими современный бой петухов, учились управлять колесницей, стрелять из лука и фехтовать.
В Афинах ежегодно в честь покровительницы города богини Афины –Паллады устраивались соревнования, в которых юноши показывали достигнутые за год результаты. Раз в четыре года на соревнования приглашались атлеты из соседних государств. Призом на таких соревнованиях, называемых панафинеями, была амфора с изображением на одной стороне богини Паллады, а на другой–того вида упражнения, который выигран победителем. Наравне с юношами в празднествах участвовали и девушки. Они состязались в беге, прыжках, метании и даже борьбе.
Наряду с атлетическим совершенствованием, т. е. развитием красивого, пропорционального тела, греки стремились быть ловкими и изящными. Для этого они занимались танцами и музыкой. Такая система физических упражнений делала тело сильным и стройным.
Телесная красота, также как и здоровье, чрезвычайно высоко ценились в Древней Греции. Перед красотой человеческого тела преклонялись, о красивом человеке говорили не меньше, чем о знаменитом философе, полководце или государственном деятеле. Можно сказать, что в античной Греции был культ красивого, гармонично развитого. Начало олимпийских игр.
Придавая физической культуре исключительно большое значение, древние греки в программу своих религиозных праздников вводили различные состязания. Наибольшей популярностью пользовались праздники, проходившие в долине реки Алфея. В этой красивой и плодородной долине, где произрастали экзотические деревья южных пород и стелились виноградники, находилась местность, называемая Олимпией. Греки считали Олимпию священным местом, так как, согласно мифам, боги сходились сюда для пиров и совещаний. По свидетельству историков, уже в девятом веке до н. э. в Олимпии наряду с праздниками проводились состязания или игры. Древнегреческий миф рассказывает, что когда-то в Олимпии одержал победу в беге Геракл, за что и был награжден венком из дикой оливы.
Началом Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э. , с которого греческим историком Тимеем введено летосчисление по олимпиадам. Такое измерение времени четырехлетиями, именуемыми олимпиадами, впоследствии было утверждено римскими императорами и сохранилось в классических сочинениях археологов вплоть до наших дней.
Согласно установившейся традиции Олимпийские игры должны были происходить в тот месяц, когда луна находится ближе всего от летнего солнцестояния, т. е. в конце июня или в начале июля. По представлениям древних греков, в это время совершался священный брак луны и солнца.
На время праздников объявлялось священное перемирие, всякие военные действия приостанавливались, и не один вооруженный воин не смел вступить на территорию Греции.
Перед открытием игр во все города Пелопоннесского полуострова рассылались гонцы, оповещавшие о начале великих торжеств. И в Олимпию начинал стекаться народ, чтобы участвовать в состязаниях или быть зрителями.
Олимпийский праздник привлекал общественных деятелей, торговцев, ученых, философов, поэтов, музыкантов, художников. Иные плыли на кораблях из-за моря, другие ехали на колесницах или верхом, а некоторые, как, например, Сократ, совершали длинные пешие путешествия. Вблизи Олимпии появлялись разноцветные шатры, и закипала бурная, полная радости и веселья жизнь.
Участники состязаний обязаны были начинать подготовку к играм за целый год, и, если они не были увенчаны лаврами победителей, им приходилось являться для проверки за месяц до начала игр.
Долгое время к участию в Олимпийских играх допускались только греки, но, когда римляне завоевали Грецию, к участию в состязаниях пришлось допустить и их, а позднее и других иностранцев. Существовали твердые законы, по которым состязующийся должен быть свободным греком, не виновным ни в убийстве, ни в святотатстве. Если же он принадлежал к провинции, нарушавшей олимпийское перемирие, тогда ему тоже запрещалось участвовать в состязаниях, до тех пор пока эта провинция не уплатит полагающегося штрафа.
Каждый участник игр должен был поклясться перед статуей Зевса в том, что он действительно тренировался в течении десяти месяцев и на игрищах будет повиноваться установленным правилам.
Все племена Эллады выбирали судей, которые приступали к своим обязанностям за десять месяцев до празднеств. Сперва они изучали традиции и уставы игрищ, затем наблюдали за упражнениями атлетов во время тренировок, определяли готовность участников, составляли программу игр и следили за приготовлением арены для состязаний.
Судьи являлись на состязания, одетые в пурпурные одежды, садились на трибуны против финиша бегов на стадионе или ипподроме и начинали свою почетную работу. На каждом состязании должны были присутствовать не менее трех судей. Их решения обыкновенно считались окончательными, хотя оставалась возможность подавать протесты в Олимпийский сенат.
Состязания на играх проводились в необычайно торжественной и пышной обстановке. Музыка и гимны в честь богов, жертвоприношение, процессии, кортежи и освящение дисков предшествовали единоборствам.
В день состязаний зрители приходили на место игр с первыми лучами утренней зари. К восходу солнца все уже были в сборе. Олимпийские игры начинались с торжественного шествия и жертвоприношений. Судьи громким голосом называли атлетов, готовых к состязанию, глашатай выкрикивал их имена и места рождения. В течение первых тринадцати игр единственным номером программы был только стадиодромос, т. е. бег на одну длину стадиона (около 200 метров). Начиная с четырнадцатых игр, программа дополняется бегом на две длины стадиона (около 400 метров), через четыре года был проведен первый бег на длинную дистанцию–долихос (около 4, 6 километра). В 708 году до н. э. вводится пентатлон древнегреческое пятиборье. На последующих играх участники состязались уже по 24 видам программы; в восемнадцати принимали участие взрослые и в шести– мальчики. По словам историков, на Олимпийских играх происходили следующие состязания: бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, соревнования на колесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки, бег с оружием и в доспехах, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью. Одновременно происходили состязания ораторов, поэтов, музыкантов, трубачей и герольдов.
Игры начинались с бега и кулачных боев. Кулачный бой был одним из самых популярных упражнений в Древней Греции. Бой происходил на земляной арене и велся на призы. Бойцы обвивали кисти рук ремнями из сыромятой или пропитанной маслом кожи. Ремни служили для защиты рук от повреждений. Противники сражались без ограничения времени, до того момента, когда один из них не мог уже вести бой. У греков не было разделения бойцов по весу, пары составлялись просто по жребию. Затем проводилось метание диска, копья и, наконец, скачки на колесницах.
В последний день после окончания всех состязаний победителей (олимпиоников) торжественно провожали в храм Зевса, где устраивалось пиршество и вручались призы. Олимпионики награждались венком, сплетенным из оливковых ветвей. Эти ветви нарезал специальным золотым ножиком мальчик, у которого обязательно должны были быть живыми и мать и отец. В придачу к венкам олимпионикам давали пальмовые ветви, изображения которых можно видеть на многих скульптурах античных спортсменов. Во время награждения глашатай объявлял во всеуслышание имя победителя, имя его отца и название местности, откуда прибыл спортсмен. Из храма Зевса победители начинали торжественное шествие через священную рощу. В честь победителей в Олимпии воздвигались статуи, искусные живописцы рисовали портреты олимпиоников, а знаменитые поэты прославляли победителей в одах и стихах. Человек, заслуживший оливковый венок в Олимпии, часто освобождался от государственных повинностей, получал пожизненную пенсию и государственные премии. Победители удостаивались величайших почестей: их содержали на общественный счет, в театре они получали почетные места, а соотечественники их чтили чуть ли не наравне с божествами.
Греческие историки писали, что победивший в играх мог пользоваться благами общества всю свою жизнь. Он давал имя всему следующему четырехлетию, и даже много веков спустя после смерти олимпионика его слава продолжала жить. Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности добился Леонид из Радоса, двенадцать раз увенчанный оливковым венком. Следующим за ним в исторических записях упоминается Астилос из Коротона, который на 73-76-х играх одержал восемь побед. Согласно преданию, женщины также принимали участие в состязаниях в беге на короткую дистанцию (160, 22 метра). Женщины выступали в трех возрастных группах. На состязания они выходили с распущенными волосами, в рубашке (тунике), достигавшей коленей.
Проводимые в Древней Греции Олимпийские игры имели большое значение в развитии физической культуры. Спорт в Древнем Египте.
Сейчас известно, что греки были не единственным народом древности,
придававшим большое значение спорту, использовавшим его в религиозных и политических целях. Так, в Египте не менее чем за три тысячелетия до Р. Х. фараон, пробыв на троне тридцать лет, должен был продемонстрировать жрецам, чиновникам и народу, что он находится в удовлетворительной физической форме. Для этого на юбилейном празднике правитель должен был пробежать туда и обратно специально размеченный отрезок, границы которого символизировали границы государства. Такая беговая дорожка найдена у пирамиды Джосера, ее длина около 60 метров. Это испытание пришлось выдержать и царице Хатшепсут. Многочисленные надписи и барельефы рассказывают о почти невероятных охотничьих достижениях египетских фараонов. К этим сообщениям надо относиться столь же скептически, сколь и к россказням современных охотников, так или иначе, одна из надписей отмечает, что Тутмос 3 «в одно мгновение убил стрелами семь львов». О нем и о других монархах той же династии рассказывалось, что стрелами из трехслойного лука (из хвойной и лиственной древесины и из рога) они пробивали медный лист в три пальца толщиной. Повторить это достижение с современными спортивными луками не удается. Считалось, что фараон, как представитель богов на земле, должен быть нечеловечески силен, чтобы охранять свою страну от сил космического хаоса, поддерживая порядок. Тутмос должен был оставаться непревзойденным во всех видах спорта.
Немалое значение придавалось и водным видам спорта. Из папирусов известно, что детей фараона учили плавать. Об Аменофисе 2 рассказывается, что он без отдыха проделал на гребной лодке около тридцати километров, тогда как другие гребцы на такой же лодке выдыхались через три километра.
Если судить по количеству дошедших до нас изображений, самым популярным видом спорта в Древней Египте была борьба. На стенах одной гробницы 9 века до Р. Х. изображены почти все известные сейчас борцовские позы и приемы. Этруски, загадочный народ, чья цивилизация предшествовала римской и достигла расцвета в 7 веке до Р. Х. , также увлекались борьбой, боксом, им были известны гонки на колесницах. Необычный вид спорта показан на этрусских фресках в так называемой Гробнице Авгуров. Человек в защитной маске сражается с собакой, которую удерживает на подводке другой человек.
Некоторые специалисты считают, что спортивные состязания устраивались этрусками на похоронах, в честь знатного покойника. Возможно, от этих погребальных игр произошли и Олимпийские игры. В 13 книге гомеровской «Илиады» греки устраивают такие состязания в память Патрокла, убитого троянским героем Гектором. Ахилл, лучшим другом которого был Патрокл, выставляет для победителей пять призов, среди которых– рабыня, искусная в домашних ремеслах. В программе погребальных игр –гонки на колесницах, кулачный бой, борьба, бег, метание диска и копья, стрельба из лука в цель и бой на мечах.
Любопытно, что ни в программу этих игр, проходивших вблизи берега моря, ни в традиционные древнегреческие игры не входили водные виды спорта. Их не было даже в программе Истмийских игр, проходивших в Коринфе и посвященных богу моря Посейдону. Ликует буйный Рим. Ликует буйный Рим.... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена А он, пронзенный в грудь, безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользит его колена....
Так описывает М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Умирающий гладиатор» одно из самых диких и кровавых зрелищ, возникших в древнем Риме за несколько веков до н. э. Одиночные, парные и групповые схватки, наконец целые сражения, инсценируемые на суше и на воде, бои с дикими животными– такие были излюбленные зрелища в Древнем Риме. Для развлечения толпы сотни тысяч рабов занимались специальными физическими упражнениями в школах гладиаторов, а после подготовки выступали на аренах цирков. Часто не выдерживая жестокого обращения, рабы объединялись и восставали.
Наиболее крупное восстание возглавил гладиатор Спартак, который в течение двух лет одержал ряд блестящих побед над римскими легионами и заставил трепетать мощный Рим. Успеху рабов во многом способствовала разносторонняя физическая подготовка, полученная ими в школах гладиаторов. Сам Спартак, окончивший школу гладиаторов в Капуе, обладая необыкновенной физической силой и доблестью. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли так описывает последние часы Спартака: «Один против семисот или восьмисот врагов, сомкнувшихся вокруг него, весь покрытый ранами, среди сотен трупов, нагроможденных вокруг, Спартак с пылающими глазами, с грозным криком, вращая с молниеносной быстротой свой мощный меч, поражал и валил всех, кто пытался нападать на него».
За исключением боев гладиаторов в развитии физической культуры Рим во многом повторял Древнюю Грецию. Также большое внимание уделялось физической подготовке юношества. Как и в Греции, физические упражнения использовались как средство для подготовки к боевой жизни.
По образцу греческих Олимпийских игр в 8 –9 веках до н. э. в Древнем Риме проводились Этрусские игры. В них входили кулачный бой, прыжки, стрельба из лука, метание копья и диска, скачки и езда на колесницах, а также состязания по борьбе. Позже стали проводиться Троянские игры: состязания всадников в запутанных ходах лабиринта. В это же время проводились состязания в езде на колесницах, прыжки с шестом, скалолазание и плавание.
Кроме того, в Риме существовали еще семь ежегодных игр, на которых проводились всевозможные состязания. Первоначально это были бега в честь Марса и Конса, покровителей лошадей и мулов. Эти игры происходили в цирке и состояли из конных и гимнастических состязаний. Интересно отметить, что среди лучших наездников древнего мира считались Александр Македонский, Гораций, Виргилий, Марк Аврелий, Плутарх и Платон.
К концу римской республики игры занимали 65 дней в году, во втором веке играм посвящалось уже 135 дней, а в 354 году– 175. Наблюдения за правилами игр лежало на обязанности коллегии жрецов. В пятом веке до н. э. появился еще один вид игр, так называемые Столетние игры. Они устраивались один раз в сто лет и продолжались три дня и три ночи. В них входили многие виды состязаний– борьба, бег, кулачный бой и другие. Римляне считали здоровье высшим благом и очень заботились о нем. Поэтому в Риме было так популярно изречение ученого Квинтилиана: «В здоровом теле– здоровый дух». Император Димициан(81 –96 годы н. э. ) учредил Капитолийские игры. Эти игры проводились на специально построенном на Марсовом поле стадионе, вмещавшем до пятнадцати тысяч человек. Здесь римляне состязались в различных физических упражнениях, в игре на музыкальных инструментах, езде на колесницах. Постепенно из программы игр исключались состязания в физических упражнениях и остались только конкурсы певцов и музыкантов. Древние Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком), а традиция пошла с 752 до н. э. ) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н. э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе. Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н. э.
Самым знаменитым –и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, –был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н. э. ) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н. э. по 516 до н. э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов–уже среди взрослых атлетов. В 512 до н. э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н. э. –152 до н. э. ) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6–в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н. э. по 480 до н. э. ). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих–за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдона из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей–соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни! » И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей. )
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н. э. ) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н. э. ), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н. э. , во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, –в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н. э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон– в панкратионе. Женщины в Олимпийских играх.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот.... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса.... Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей! Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований. Пять олимпийских коле– это пять материков, а их переплетение – дружба и сотрудничество всех народов мира. Список литературы.
Седов А. , Седов А. Л. , Здоровье и сила – в твоих руках, издательство «Детская литература», 1968 год. Журнал «Наука и жизнь».
Большая Советская энциклопедия, издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1962 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.