Реферат по предмету "Историческая личность"


Жан Батист Ламарк

- 1
Выдающийся французский ученый Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне родился - 1. 8. 1744, Базантен, Пикардия, умер - 18. 12. 1829, Париж. Он получил в основном известность как создатель первой целостной эволюционной теории. Правда, еще Бюффон, Эразм, Дарвин и другие нату ралисты XVIII века были убежденными эволюционистами, но они не могли доказать свои убеждения достаточным количеством фактов. Их труды сос тояли в основном из правильных догадок.
Превосходный исследователь природы, Ламарк, заметил, что сущест вовавшие в его время типы и семейства животных можно расположить в не кий ряд, от простейших организмов до самых сложных с постепенным пере ходом от одних к другим. Заметив это, он стал изучать сравнительную анатомию беспозвоночных животных как ископаемых, так и живущих. Нужно отметить, что именно Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на две основные группы - позвоночных и беспозвоночных; ему принадлежит и термин " беспозвоночные ". Он описал много форм ископаемых беспозво ночных, связав их с системой ныне живущих. В пределах беспозвоночных он выделил 10 классов, распределив их в порядке введенного им принципа совершенствования - градации - между четырьмя последовательно усложня ющимися ступенями организации. Вначале Ламарк понимал градации как прямолинейный ряд живых существ от простейших до самых совершенных, затем он пришел к схеме родословного древа. Ламарк ввел термин " био логия " (1802) одновременно с немецким ученым Г. Р. Тревиранусом и неза висимо от него. В трактовке жизненных явлений был деистом. Согласно Ламарку, материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсо лютно инертна. Для ее " оживления " необходимо внесение в нее движения извне. Отсюда обращение Ламарка к " верховному творцу " как источнику " первого толчка ", пустившего в ход " мировую машину ". Живое, по Ла марку, возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объ ективных причинных зависимостей, в которых нет места случайности (ме ханический детерминизм).
Обширные исследования в этой нетронутой до Ламарка области приве ли его к важным выводам.
Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в " Филосо фии зоологии " (1809).
В основе Ламаркизма лежит представление о градации - внутреннем " стремлении к совершенствованию ", присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепен - 2
ное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих ие рархическую лестницу существ. Градация легко прослеживается при срав нении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, на сажденной " верховным творцом всего сущего ", Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, тепло рода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды, при водящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неиз менна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошел сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, от мечая, что первому из них в организме соответствуют " способности пос тоянные ", второму - " способности, подверженные изменению под влияни ем обстоятельств ".
Внешняя среда на растения и низших животных, лишенных дифференци рованной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путем. Сколько-нибудь значительная пере мена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечет за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведет к усиленному употреблению одних органов и не употреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и разви ваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функцио нально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, веду щую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: из менение формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретенных признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоя тельность обоих " законов " была доказана экспериментально уже в конце - 3
19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. В позд нейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволю ции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования. Обосновывая свое учение, Ламарк опирался на следующие факты: на личие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе мно жества " сомнительных видов "; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, осо бенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одо машнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришел к выводу об отсутствии реальных границ между вида ми и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в ес тественном ряду органических форм (что дает возможность их классифици ровать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи орга низмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. В предисловии к " Сис тема беспозвоночных животных " (1815) он писал: " Не должен ли я ду мать, что природа создала различные живые организмы, начиная с прос тейших до наиболее сложных, если в ряде животных форм, начиная от са мых простых, их организмы постепенно усложняются? По мере того, как мы накопляем образцы в наших коллекциях, убеждаемся, что почти все от сутствующие звенья постепенно заполняются и различия между соседними видами стираются ". Природа, по его мнению, представляет собой непре рывный ряд изменяющихся индивидумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные система тические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стоя ло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишенного каких бы то ни было перерывов и скачков (т. н. плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вы мирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменив шись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существова ние самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объ ясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удается непосредственно наб людать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и не - 4 соизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение челове ка, хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маски ровать свои убеждения. Он считал, что человек произошел от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявле ниям жизнидеятельности - сознанию и психике человека, связывая их воз никновение с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела - головного мозга.
Жизнь Ламарка была горькой и тяжелой. В юности ему была уготована карьера священника. Он не хотел им стать. Искал других путей в жизни. Сначала был офицером, потом банковским служащим. Жил за небольшое жа лование. одновременно изучал медицину. В 1772-76гг. в Высшей медицинс кой школе в Париже изучал главным образом ботанику. Ему никогда не удалось закончить обучение. Взялся за ботанику. В этой отрасли достиг успеха, стал членом Парижской Академии Наук (1783). Издал труд о флоре Франции в трех томах (1778), в котором им впервые был предложен т. н. дихотомический принцип определения растений. Работал также в области физики, химии и, в особенности, метеорологии. Ламарк автор публикаций по геологии, гидрологии. В " Гидрогеологии " (1802) он выдвинул прин цип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений. Положил начало зоопсихологии.
Это были годы революции, которую Ламарк горячо приветствовал. По его предложению в 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей естественной истории, где Ламарк стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных (В это время ему исполнилось 50 лет, но он с воодушевлением начал изучение новой биологической отрасли); руководил ею в течение 24 лет. Королевский бо танический сад был чем-то вроде живой библиотеки растений, где посети тели могли ознакомиться с их названиями и внешним видом. Именно в 1793-1809 годах он создал свою теорию развития животного царства, ко торую и описал в 1809 году в книге " Философия зоологии ". К сожале нию, новая эволюционная теория не была понята современниками и не по лучила признания, так как не была полностью обоснована фактами. Рево люция еще не проникла в университетские стены. В науке все еще продол жали господствовать теории древних ученых.
Общественное мнение было восстановлено против Ламарка. Его высме ивали. Вместо славы ученого его стали считать чудаком и безвредным - 5
фантастом. Всю остальную жизнь Ламарк провел в крайней нужде. Он ос леп, свои труды диктовал дочерям. Умер спустя двадцать лет, в одино честве и забвении. Его похоронили в общей бедняцкой могиле. Когда спустя многие годы власти вознамерились поставить на могиле Ламарка памятник, оказалось, что нельзя найти места его захоронения. Впрочем, даже посмертная слава была только частичной. Уже жил и печатал свои труды Чарлз Дарвин. Имя и открытия Ламарка были в общественном мнении скрыты в тени великого исследователя природы.
" Эволюционная лестница " Ламарка в настоящее время имеет только историческое значение. С другой стороны Ламарк высказал ошибочное мне ние будто бы всякий живой организм отличается внутренним стремлением к самосовершенствованию и, что зачатки новых органов у высших животных возникают тогда, когда в них ощущается нужда.
В историческом отношении первая теория эволюционного развития жи вых существ, созданная Ламарком принадлежит к числу величайших научных завоеваний XIX века, несмотря на то, что Ламарку не удалось полностью объяснить приспособляемость организмов, как это сделал позднее Чарлз Дарвин в своей теории естественного отбора. Однако принцип изменяемос ти организмов под влиянием внешней среды, их способность применяться, были не только повсеместно приняты, но даже и после Дарвина подчеркну ты и развиты в так называемом неоламаркизме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционный проект строительства спортивно-развлекательного горнолыжного комплекса
Реферат Создание Web-приложений в среде Delphi
Реферат Методики изучения личности и познавательной сферы школьника
Реферат Межличностный аспект речевого общения
Реферат Место и роль "психологической педагогики" в системе современного научного знания
Реферат Методологические проблемы социально-психологического исследования
Реферат Европейская мода в период II Мировой войны
Реферат Межличностные отношения и общение
Реферат Межгрупповые отношения: психологический аспект
Реферат Методы решения логических задач
Реферат Предмет і метод статистичної науки Історія розвитку суспільної науки Статистика
Реферат Методы социальной терапии с различными группами населения
Реферат Аналитическая философия и феноменология
Реферат Экология пищевых продуктов
Реферат Специфика и суть религии как особого типа мировоззрения