2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
Специальность 070801 «художник декоративно-прикладного искусства»
Специализация 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
ДОКЛАД
Студентки 4 курса
В.О.Соболевой
Научный руководитель
Л.Т.Плаксий
старший преподаватель
Хабаровск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Шахматное искусство
1.1.Теории возникновения игры. Их распространение по миру
1.2.Материалы изготовления и дизайн шахмат
1.3.Современные шахматы. «Шахматный Дом Карпова»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии - чесс (chess), в Испании - ахедрес (el axedres), в Германии - шах (Schach), во Франции - эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» - властитель побежден.
Несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш XXI век, век новых технологий, роботехники и всецелой компьютеризации. Появились виртуальные шахматы, в которые могут играть люди находящиеся на далеком расстоянии друг от друга, но они никогда не смогут заменить осязаемые шахматные фигуры и общение, в живую, с напарником по игре!
Глава I. Шахматное искусство.
1.1.Теории возникновения игры. Их распространение по миру.
Истинный возраст игры, известной в западном мире как Шахматы, покрыт мраком тайны. Некоторые бездоказательные теории датируют возникновение шахмат временем, более ранним, чем может быть подтверждено историческими свидетельствами. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э., индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.
Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени
Другие бездоказательные теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.
Рис.1.Индийские шахматы.
Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру. Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.(6)
B Испанию шахматы были завезены маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Чарльману (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида. Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. Из Германии шахматы распространились в Италию и позднее в Англию.
К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.
В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу.
Рис.2. Шахматы. Польша. Дерево. XIXв.
Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтверждено многочисленными литературными свидетельствами. Наиболее древние писания, связанные с шахматами, принадлежат перу арабского автора 9го века Аль-Адли. Это описание, известное как Мансубы, обсуждается ниже. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.
Игры военного типа на доске, в которых фигуры «убивали» друг друга, были известны в Древнем Египте (игра «тау», 1270 г. до н. э.), Древней Греции -- («петтеия», V в. до н. э.), Древнем Риме(«латрункули», I-II вв. до н. э.).
Впервые упоминание о военной игре, похожей на шахматы, появилось в поэме «Харшарита» в честь царя Харши, правителя Северной Индии, написанной в 606-648 годах придворным поэтом Бана. Ее автор повествует о том, что во время правления Харши в Северной Индии царили мир и порядок, а воевали -- расставляли «чатуранги» -- части войск -- только на игральной доске (аштападе). В VII веке игра «чатранг» (производное от «чатуранги») проникла из Индии в Персию и Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афрасиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII-VIII веками, -- самые древние шахматные фигуры. Они изображают шаха, а также конных и пеших воинов
В VII веке Персия была завоевана арабами, и о шахматах узнал исламский мир. В VIII-IX веках в Арабском халифате игра была чрезвычайно популярна. Ее название изменилось -- арабы именовали ее «шатрандж», стали другими фигуры. Поскольку по законам ислама изображать людей и животных недопустимо, шахматные фигуры приобрели абстрактную обобщенную форму. Они были более простыми в изготовлении и, как следствие, более дешевыми, что способствовало расширению круга играющей аудитории Западная Европа заимствовала «шатрандж» у арабов через Иберийский полуостров, через южные области Франции -- Аквитанию и Прованс и юг Апеннинского полуострова.
Первое в европейских источниках упоминание о новой игре относится к самому началу XI века. В XI-XII веках шахматы стали одним из самых распространенных развлечений знати, входили в программу рыцарского воспитания. Как и многие европейские настольные игры, шахматы были игрой на ставку, азартной игрой. Именно это послужило поводом для выступлений Римско-католической церкви против шахмат, однако в конце XIV века Регенсбургский католический собор снял с них запрет.
В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения. Шахматная доска приобрела современный вид и стала двухцветной, абстрактные фигуры вновь стали принимать изобразительную форму, более понятную для европейцев. Сама игра приобрела более динамичный характер.
В XVIII веке шахматы перестали быть привилегией высшего сословия и стали доступны всем желающим. Во Франции шахматные поединки стали проводиться в кафе и клубах: в Париже в первой половине XVIII века большую популярность приобрело кафе «Прокоп», а с 1750 года -- кафе «Режанс». В XVIII столетии шахматы обрели еще и музу-покровительницу. Ее придумал английский поклонник игры Уильям Джонс. В поэме о происхождении шахмат он рассказал фантастическую историю о боге войны Марсе и его возлюбленной, лесной нимфе Каиссе. Красавица отвергала все домогательства пылкого поклонника, пока Марс не изобрел шахматы и не научил Каиссу играть в них. В 1836 году известный французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне (1797-1840, с 1824 года считался сильнейшим игроком мира) начал издавать первый в мире шахматный журнал «Паламед». Затем подобные журналы появились в Великобритании в 1837 году и в Германии в 1846 году.
Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851 го-ду. Его победителем стал немецкий шахматист Адольф Андерсен. Первого чемпиона мира определил турнир, состоявшийся в 1886 году в США, -- им стал Вильгельм Стейниц.
В России шахматы -- хорошо известная и популярная игра с давними историческими традициями. На территорию Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока по торговым путям, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Об этом свидетельствует название как самой игры, так и некоторых фигур -- «ферзь», «слон». Первые письменные упоминания относятся к XIII веку, хотя есть археологические находки, датируемые XI веком. Так, в Новгороде, в культурных слоях X-XV веков, найдено больше 150 шахматных фигур. Их находили во многих русских городах -- Волковысске, Вышгороде, Гродно, Друцке, Киеве, Копыси, Лукомле, Минске, Москве, Николо-Ленивце, Новогрудке, Смоленске, Торопце, Турове.
На Руси абстрактные фигуры шатранджа постепенно стали превращаться в изобразительные и изменять названия, адаптируясь к русским реалиям. Так, самая сильная фигура игры -- «рух», напоминавшая в абстрактном виде лодку, превратилась в понятную и близкую славянам «ладью». Первые фигурки с «личиками» (изобразительные шахматы, изготовлявшиеся в соответствии со своими названиями) были обнаружены археологами в слоях XII-XIII веков. Русская церковь, как и католическая, препятствовала распространению шахмат, приравнивая их к азартным играм в кости. Запреты оказались безуспешными, а среди поклонников игры были первые люди российского государства -- Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II, Павел I и Николай II. Несмотря на то что шахматы были популярной игрой, до конца XIX века Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии. Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге лишь в 1853 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.
Ситуация изменилась в начале XX века, когда было основано возникшее из частного кружка Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной. Клуб был открыт 17 января 1904 года, а в апреле 1914 года в помещении Собрания в доме 10 на Литейном проспекте был учрежден Всероссийский шахматный союз. Клуб проводил профессиональные и любительские турниры, товарищеские встречи между сборными Москвы и Петербурга, сеансы одновременной игры, издавал специальную литературу. В стенах Собрания размещалась самая богатая в стране шахматная библиотека.
Расцвет шахмат в России наступил уже после Октябрьской революции. Первым советским чемпионом мира стал Михаил Ботвинник в 1948 году. Затем этот список пополнили Тигран Петросян, Василий Смыслов, Михаил Таль, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник, Александр Халифман. Среди женщин гроссмейстеры Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе владели мировой шахматной короной в общей сложности два десятка лет.
1.2. Материалы изготовления и дизайн шахмат.
Тема шахмат занимала многих художников, а сами шахматы, выполненные мастерами разных эпох, привлекали любителей древней игры и почитателей старинного декоративно-прикладного искусства. Шахматы с начала существования игры делали из разных материалов -- слоновой и моржовой кости, дерева и керамики, серебра и золота, стали и бронзы, перламутра и янтаря, фарфора и стекла. В XX столетии начали выпускать шахматы из пластмассы. В России особым мастерством отличались резчики слоновой кости из села Холмогоры. Они изготавливали шахматы на экспорт, и сегодня их изделия можно обнаружить в музеях Европы и частных коллекциях. Для изготовления шахмат использовали кость домашних животных («скотскую»), слоновую, моржовую («рыбий зуб»), рог оленя. Первоначально каждую фигурку вырезали вручную, но с изобретением токарного станка труд косторезов стал легче. С этого момента все фигурки получили круглое основание, над которым возвышалось изображение. Самой трудной была фигура коня, ее мастера по-прежнему часто делали вручную.
Настоящее произведение искусства -- шахматы, сделанные тульскими оружейниками в 1780-х годах в качестве подношения Екатерине II.
Особого внимания заслуживают российские фарфоровые шахматы. Фигурки из этого изящного материала стали изготавливать уже в середине XVIII века, но мировую известность получили шахматы времен агитационного фарфора. Так, например, набор «Красные и белые» выполнен в 1922-1923 годах художниками Натальей и Еленой Данько на фарфоровом заводе в Петрограде. Предметом собирательства могут стать не только высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства, но и уникальные шахматы-изобретения, например сконструированные инженером, кандидатом наук Михаилом Клевцовым специальные шахматы для игры в состоянии невесомости. В них каждая фигурка прикреплена к доске пружинкой и может быть продвинута на любое место по прорезям на доске.
Именно этими шахматами играли на борту корабля «Союз-9» 9 июня 1970 года космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов против генерала Николая Каманина и космонавта Виктора Горбатко. Партия продолжалась около шести часов с небольшими перерывами и завершилась вничью.
Самым распространенным дизайном шахматных фигур, классикой шахматного мира можно назвать шахматы Стаутона. Они носят имя знаменитого английского шахматиста Говарда Стаутона и были разработаны художником Натаниэлем Куком в преддверии первого международного турнира в Лондоне в 1851 году. До этого в разных странах игроки пользовались разными шахматами: в Англии был распространен тип фигур «Бэрликорн», в Германии господствовали шахматы старинного стиля «Cеленус», во Франции и России играли фигурами стиля «Pежанс».
Рис.3. Шахматы Стаутона.
Один из «фирменных знаков» нового комплекта -- гривы коней, подстриженные на античный манер: за образец для шахматной фигурки коня Кук взял одного из коней с фриза Парфенона, созданного греческим скульптором Фидием (V в. до н. э.) и хранящегося в Британском музее в Лондоне. На коробках с комплектами Стаунтон разрешил ставить свое факсимиле -- так дизайн получил имя шахматиста.(6).
Дизайн был запатентован 1 марта 1849 года, а уже 29 сентября лондонская фирма «Джон Жаке и сын» предложила первый комплект для продажи.
Долгое время эта фирма была единственным производителем стаунтоновских шахмат. Когда срок патента истек, фигурки стали делать и в других странах. В Петербурге их изготавливала фирма Гейча по стаунтоновскому стандарту, но только из прочных пород дерева. Стаутоновские шахматы и сегодня являются мировым стандартом: даже в электронных шахматах фигуры представлены в формах, созданных Куком почти 160 лет назад.
Коллекционирование шахмат -- дорогое удовольствие. Полный комплект, сделанный в XIX веке, может стоить до 2000 долларов, в зависимости от изготовившей его мастерской. Однако это не останавливает истинных поклонников. Ряды их множатся: так, в США в 1984 году была создана Chess Collectors International -- международная организация, объединившая коллекционеров и историков шахмат, в которой сегодня состоят коллекционеры из 20 стран мира, в том числе и России.
1.3. Современные шахматы. «Шахматный Дом Карпова».
Шахматные баталии как бы олицетворяют суть человеческих отношений - вчерашняя пешка становится вдруг важной фигурой, а ферзь, еще сегодня сильный и властный, низводится до положения статиста.
Видимо в этой борьбе за лидерство таится разгадка шахматного долгожительства - вот уже 3 тысячи лет человечество играет в эту удивительную игру. Но есть и еще одна причина. По словам шестнадцатикратного чемпиона мира Анатолия Карпова, "шахматы сегодня воспринимаются не только как спорт, не только как интеллектуальное времяпрепровождение, но и как направление в искусстве".
Чтобы убедиться в этом, достаточно войти в бывший особняк князей Оболенских на Пречистенке. Здесь в стильной гостиной разместился один из самых маленьких и один из интереснейших музеев Москвы под условным названием "Шахматный Дом Карпова".
Его экспозиция состоит исключительно из комплектов шахмат. Но каких! Представьте себе шахматную доску, на которой разместилось тридцать два произведения искусства. Вот, например, шахматы "Страсти по Родену" - на черно-белых клетках целая галерея миниатюрных скульптур, со скрупулезной точностью повторяющих шедевры "великого из великих" Огюста Родена.
В коллекции есть комплект "Кольцо нибелунгов", где низменное и высокое переплетается в противостоянии людей и Богов, "Алая и белая розы" - затянувшаяся распря феодальных кланов, претендующих на английский престол.
Идея сюжетно-тематических шахмат пришла в голову великому шахматисту современности совсем не случайно: "Я знаю, что среди поклонников шахмат много ценителей прекрасного и просто людей с хорошим вкусом. Думаю, что им, как и мне, по душе идея получить шахматный комплект, где каждая фигурка была бы произведением искусства". (5).
Как говорит Анатолий Карпов, для создания новых комплектов привлечены талантливые дизайнеры, известные историки и знаменитые мастера - представители лучших школ резьбы по кости и дереву из России и Юго-Восточной Азии. При разработке дизайна фигур авторы скрупулезно придерживаются исторической достоверности в представлении эпох и стилей, свидетелями которых на протяжении веков были сами шахматы.
Стоимость самого скромного комплекта представленного в музее несколько десятков тысяч долларов.
Бивни мамонта на дороге не валяются. За ними снаряжаются специальные поисковые экспедиции в труднодоступные районы вечной мерзлоты и в другие места, где еще встречаются кладбища этих доисторических гигантов. Работа над тем или иным комплектом длится годами. В последнее время стали даже приглашать в качестве исполнителей известных резчиков по кости из Китая, где этот вид искусства особенно развит с незапамятных времен.
Один из комплектов посвящен Анатолию Карпову. Константин Курченков, автор проекта "Мастерская Карпова", придумал и запатентовал шахматы, которые называются "Непобедимые".
"Ни одну фигуру из этого набора нельзя уложить на доску, - говорит Курченков, - И эти шахматы-неваляшки уже пользуются большим спросом среди любителей". (4). Но, несмотря на такую высокую цену, спрос на уникальные шахматы постоянно растет. Их дарят главам государства, коронованным особам, мировым знаменитостям. Их покупают богатые коллекционеры и музеи.
Заключение
Шахматы - это интеллектуальный поединок противников, воплощенный в бескровном сражении которое разворачивается между двумя армиями на поле битвы из 64 клеток. Однако у этой игры есть другая увлекательная сторона. На протяжении многих веков шахматные фигуры будоражили воображение художников и ремесленников разных стран. Повсюду, где эта игра была известна, вид миниатюрного шахматного войска отображает дух и культуру народов, которые их создавали.
Список используемой литературы
1. Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./Л.Ф. Акунова, В.А. Крапиви; Управление учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР. Учебник для художественно-промышленных училищ.-М: Высшая школа, 1979.-218с.,ил.
2. Брайтон Сентенс. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. АСТ.Астрель.-М:2005.-78с.,ил.
3. Долорс Рос КЕРАМИКА. Техника. Приемы. Изделия./ Долорс Рос Пер. с нем. Ю.О.Бем.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-148с.:ил.-(Энциклопедия).
4. Левадный В.С. Лепка./ В.С.Левадный, В.А.Левадная ООО «Аделант», 2004, 157с.
5. http://www.sportal.ru/catalog/gams/chess/93624/
6. http://www.chessportal.ru/story02/05/27/7883668/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Творчество Стивена Ликока Юмор повседневности |
Реферат | «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация опк» |
Реферат | Подростки из неполных семей в МЛС |
Реферат | Ораторская речь 3 |
Реферат | Поняття про пам’ять: системи і функції |
Реферат | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина |
Реферат | Стоимость воспроизводства |
Реферат | Macbeth And Hamlet Essay Research Paper The |
Реферат | Полоролевая социализация |
Реферат | Поняття типу в психології |
Реферат | How To Change Oil In Your Car |
Реферат | Понятие и виды чувств |
Реферат | Порушення волі |
Реферат | Химическая классификация минералов |
Реферат | Понятие культурного ассимилятора |