Реферат по предмету "Психология"


Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Омский государственный университетЭкономическийфакультет отделение психологии
 
 
 
Курсоваяработа на тему:
 
Факторы, влияющие на возникновение у подростка раннейалкоголизации

Оглавление
Введение.
Стадии развития алкоголизма.
Формы зависимости.
Особенности подросткового возраста.
«Игры, изменяющие сознание» и «игры магическогодействия».
Психологические факторы.
Специфические черты личности подростка, склонного купотреблению алкоголя.
Мотивация потребления алкоголя у подростков.
Алкогольные мифы.
Социальные факторы.
Семья.
Неверные родительские позиции воспитания.
Алкоголизм родителей.
Семейные традиции.
Средства массовой информации.
Влияние группы.
Индивидуальные биологические (физиологические,биохимические) факторы.
Наследственность.
Биохимические механизмы, ответственные за различныереакции на алкоголь.
Заключение.
Список литературы.

/>Введение
Злоупотреблениеалкоголизмом является одной из основных актуальных проблем не только нашеговремени, но и глубокой древности. Травмы и отравления, связанные с алкоголизмом,занимают I место в структуре смертноститрудоспособного населения, и вышли на II место по структуре причин смертности всего населения России. Они явилисьпричиной смертности каждого второго мужчины и каждой третьей женщины, умерших врабочем возрасте.
Необходимо подчеркнуть,что алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения иутяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность отнеестественных причин. Больной алкоголизмом наносит неповторимый вред здоровьюи жизни как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним вповседневной жизни.
Алкоголизм — это огромноесоциальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный уронобществу.
Физиологический анализдействия алкоголя был описан профессором Н.Е.Введенским: алкоголь действуетподобно наркотическим веществам и типичным ядам — вначале возбуждающе, затемпарализующе. Раньше всего парализуются высшие центры. При частом употребленииалкогольных напитков наблюдаются нарушения деятельности различных органов, азатем появляются анатомические изменения в них.
Наряду с ухудшениемфизического здоровья меняется и психический облик человека.
Алкоголизм подросткаотличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляетсячерез несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели.Алкоголизм подростков начинается с катастрофически быстро нарастающейдеградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не тольковозможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя искажает илизатрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна кнаркотизации, которая раз начавшись быстро становится ведущей потребностью вжизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями, неминуемо вытесняяих; причём до возникновения у подростка собственно алкоголизма. Именно поэтомупроблема ранней алкоголизации подростков является одной из самых актуальныхпроблем в настоящее время.
Учителя одной из рижскихшкол заинтересовались насколько велика осведомлённость учеников в областиспиртных напитков, когда они впервые попробовали алкогольные напитки и гдевпервые это произошло. В результате учителя получили очень тревожную картину:
1.   оказалось, что мальчики зналиназвания 100 марок вина, а девочки наполовину меньше;
2.   приобщение к алкоголю удевятиклассников началось в 13-14 лет, у восьмиклассников в 7-8 лет, а ученикичетвертого класса познали его вкус, когда им было 4-5 лет;
3.   все впервые попробовали вкусалкоголя в семейном кругу!? 75% учеников 8-9 классов употребляют спиртныенапитки по праздникам и семейным торжествам. В большинстве случаев первая рюмкабывает выпита с благословения родных. Таким образом, кадры будущих алкоголиковготовятся в семье.
Так же из этогоисследования можно сделать вывод, что каждое последующее поколение начинаетпотреблять алкогольные напитки раньше предыдущего и приобщается тем самым кспиртным напиткам в ещё более раннем возрасте. Выявленная зависимость можетстать предпосылкой для обострения проблемы пьянства и алкоголизма в будущем.
Что же влияет на стольраннее приобщение к алкоголю у подростков? Существует 3 группы факторов,которые будут подробным образом рассмотрены в данной работе. Этопсихологические, социальные и индивидуально-биологические факторы.
К психологическимпредпосылкам болезни относятся личностные особенности и, прежде всего, неспособность приспосабливаться к обстановке, противостоять среде, разрешатьконфликты и переносить эмоциональное напряжение. Сюда же относится мотивацияподростков для потребления алкоголя и многочисленные «алкогольные мифы»,вызывающие у подростков ярко положительные ассоциации ещё до реальногознакомства с ним.
К социальным факторамотносят следующие: семья, средства массовой информации (СМИ), обычаи окружения,то есть группы, в которую входит данный подросток (класс, друзья), этническая ирелигиозная принадлежность, алкогольная политику государства и так далее.
В данной работе наиболееподробно будут рассмотрены влияние семьи, СМИ и группы, так как, на наш взгляд,это наиболее сильные факторы. К тому же социологические исследованияпоказывают, что на воспитание ребёнка влияют: семья на 50%, СМИ на 30%, школа иулица на 10%. Что касается остальных составляющих социального фактора, то ониявляются второстепенными, и действуют только в совокупности с тремя первыми.
К последней группефакторов – индивидуально-биологической – относятся наследственность иособенности организма подростка (в плане реакции на алкоголь).
Эту работу можноразделить на 2 части. Первая часть – это само знакомство с болезнью(алкоголизмом) и несколько слов об особенностях подросткового возраста, чтобыможно было легче понять, почему же этот возраст настолько опасен. Вторая часть– это описание самих факторов. Между первой и второй частью гипотеза Маккена,которая состоит в том, что интерес к алкоголю у подростков появляется ещё враннем детстве и связан он с ранним детским опытом игр, в которых изменяетсяобычный уровень сознания (качели, кружение, надавливание/>на глазные яблоки и так далее).
Стадии развития алкоголизма
О. Корабельников выделяет3 стадии развития алкоголизма:
Iстадия:
Одним из основных симптомов даннойстадии является первичное влечение к алкоголю. В этой стадии оно проявляетсяещё в лёгкой форме, зависящей от ситуаций, связанных с возможностью выпить. Наэтой стадии первичное влечение может быть подавлено усилием воли илиобстоятельствами, не позволяющими выпить.
Очень важным симптомом являетсяснижение количественного контроля. Защитный рвотный рефлекс исчезает. Вслед запервыми дозами спиртного хочется выпить ещё, достичь средней степени опьяненияи даже тяжёлой. Внешними проявлениями этого служат торопливость с очереднымтостом, стремление выпить всё купленное спиртное, неразборчивое отношение квиду спиртного.
Нарастающая толерантность к алкоголюпроявляется в том, что привычная доза не вызывает прежних состояний опьянения.Дозу приходится увеличивать в 2-3 раза, а то и больше.
На первой стадии не бывает запоев,обычно пьют один день, но относительно часто. Похмелья тоже нет. Припередозировке спиртного наутро наблюдается интоксикация, выраженная тошнотой,слабостью, дурным настроением, но повторная выпивка не приносит облегчения, алишь усиливает болезненное состояние.
В социальном отношении сдвиговпрактически нет.
Данная стадия среди подростковявляется самой распространённой.
IIстадия:
Длительность от 10 до 15 лет. Именнона этой стадии больные и их родственники начинают обращаться к врачу из-за начавшихсясоциальных конфликтов: вытрезвитель, прогулы, запои, скандалы в семье,пропивание вещей и так далее.
Прежние симптомы увеличиваются,нарастают, становятся ярко выраженными, появляются новые.
Первичное влечение проявляется болееинтенсивно, возникает не только в связи с ритуалами, но и независимо от них.Больные сами находят мотивировки для выпивки и охотно используют любыеситуации.
Количественный контроль не простоснижен, а навсегда утрачен. Приём одной дозы вызывает неодолимое желание выпитьещё.
Толерантность продолжает повышаться,достигает максимума и на протяжении ряда лет остаётся постоянной.
Новая совокупность симптомов –абстинентный синдром (похмелье), является одним из главных, определяющих этустадию. Протекает он весьма разнообразно.
Изменяется форма потребленияспиртного. Возникают запои. Длительность их может быть различной, причём необязательно это будет беспробудное пьянство – больной выпивает ежедневно,мотивируя потребность в опохмелении повторной выпивкой.
Причина любого запоя, прежде всего,заключена в замыкании болезни в порочном кругу. Выпивка приходит к похмельномусостоянию, которое снимается или смягчается повторной выпивкой. Потребность вопохмелении – самый важный и безошибочный признак II стадии алкоголизма. Улучшение состояния после опохмеления –главный симптом.
Именно на II стадии начинают проявляться изменения личности. Прежде всего,выходят наружу и заостряются скрытые особенности психики, возможно и появлениеотдельных черт личности, связанных непосредственно с алкоголизмом. Размахэмоциями усиливается от возбуждённого состояния до полного безразличия к жизни,эмоции огрубляются, интеллект снижается, способность к восприятию новых знанийрезко падает. Прежде всего, теряются моральные запреты, приобретённые вобществе, а именно – стыд. За ним идёт черёд совести. Всё это приводит к полнойалкогольной деградации, но изменение личности обратимо при отказе от спиртного.
Среди подростков данная стадиявстречается гораздо реже, чем первая.
IIIстадия:
Конечная стадия, дальше неё толькосмерть. Болезнь запущена до предела, все её проявления усиливаются до самыхтяжёлых вариантов.
Первичное влечение чаще всеговыражено в самом тяжёлом варианте – без борьбы совести, уже умершейокончательно. Повода, даже формального, не требуется.
Утрата полного контроля ярковыражена, любая, даже незначительная, доза спиртного вызывает непреодолимоежелание выпить ещё. Уже ничто не может удержать больного от выпивки, астремление добыть спиртное заставляет делать долги без надежды на возврат, продаватьвещи, воровать, мучить близких.
Снижение толерантности проявляется втом, что больной пьянеет от меньших, чем обычно доз.
Имеется, уже стойко, картинаопьянения. Преобладает раздражение, придирчивость, недовольство, доходящее дозлобы, чаще всего в адрес близких людей.
Человек живёт в полусне, зачастую вполубессознательном состоянии. Обучение новому невозможно, быстро забываетсявсё то, чему учился на протяжении жизни.
Появляются истинные запои, длякоторых уже не требуется никаких причин и мотивов.
Изменение личности достигает уровняалкогольной деградации. Усиливается эмоциональное огрубление, исчезают семейныеи общественные привязанности, утрачивается критическое отношение к себе,снижается память и интеллект. Свойственен грубый цинизм, бестактность,назойливая откровенность, стремление очернить окружающих.
Среди подростков данная стадияпрактически не встречается./> Формы зависимости
Уже после нескольких приёмов алкоголяразвивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию,называемое психологической зависимостью от алкоголя.
Другая значительно более глубокаязависимость, называетсяфизической. Заключается она в том, что по мереупотребления алкоголя он входят в химический состав тканей организма,вследствие этого возникает привыкание и алкоголь становится необходимым условиемдля сохранения биологического и химического равновесия всего организма.
Рассмотрим поподробнеепсихологическую зависимость.
Работы кафедры психиатрии Новосибирскогомедицинского института выделяют 3 формы алкоголизма с психологическойзависимостью: альфа, бета и иота. Для альфа-алкоголизма свойственноупотребление алкоголя с целью ухода от неприятной ситуации, решения важноговопроса с заменой всего этого временным углублением в мир повышенногонастроения с бесплодными мечтами и фантазиями.
При бета-алкоголизме на I место выступает стремление кпроведению времени в компании выпивающих, где представляется возможным на фонеалкогольного опьянения вести разговоры на эмоционально «приятные» темы,вспоминать различные «интересные» события, сплетничать, хвастаться друг переддругом, рассказывать или выслушивать различные истории и так далее. Стремлениек такому времяпрепровождению постепенно становится всё более выраженным.Человек не реализует своих способностей, не использует имеющихся реальныхвозможностей для их развития, всё больше отстаёт от своих сверстников и коллег.Всё это приводит к развитию комплекса неполноценности и ещё более усиливаетстремление к потреблению алкогольных напитков.
При иота-алкоголизме употреблениеспиртного связано, напротив, с усилением воображения, содержанием которогоявляются образы смерти, опасности, тревожность и так далее. Страх смертизначительно выражен и временно снимается приёмом алкоголя./> Особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрастухарактеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитиеребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся уподростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход отдетства к взрослости. Организм ребёнка быстро перестраивается и превращается ворганизм взрослого человека. Центр физиологической и духовной жизни ребёнкаперемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.Отношения в группах сверстников строятся на более серьёзных, чемразвлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видовдеятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личностного общения нажизненно важные темы.
Подростничество – это самый трудный исложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становленияличности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесьскладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношенияк себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируютсячерты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационныелинии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста уребёнка появляется и усиливается стремление походить на старших, детей ивзрослых, причём такое желание становится настолько сильным, что подростокиногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственногоотношения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не вовсём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятсявсе без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей,подросток часто некритически подражает ему. Собственное стремление подростков квзрослости усиливается за счёт того, что и сами взрослые начинают относиться кним не как к детям, а более серьёзно и требовательно. С подростка спрашиваютбольше, но ему и разрешается многое. Всё это порождает у подросткапредставление о себе как о человеке, переставшем быть ребёнком, перешагнувшемза порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннеестремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаёт совершенно новуювнешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Онатребует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающимилюдьми и с самим собой.
Быстро взрослеть подростка заставляюттакже обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма.Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности,которые подросток получает в школе и дома.
В подростковом возрасте изменяютсясодержание и роль подражания в развитии личности. С наступлениемподростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживатьмногочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствованияребёнка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается сподражания внешним атрибутам взрослости.
Самый лёгкий способ достичь цели «бытькак взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.Подростки, начиная с 12-13 лет, копируют поведение взрослых, которые пользуютсяавторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, причёски, украшения,косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и такдалее. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могутстать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослыхв подростковой среде с возрастом увеличивается.
В подростковом возрасте продолжаетсяпроцесс формирования и развития самопознания ребёнка. В отличие от предыдущихвозрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию истановится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуетсяособенным вниманием ребёнка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» у подростковобычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Подростки начинают систематически ицеленаправленно заниматься самовоспитанием. В старшем подростковом возрастемногие начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качествличности. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выраженаследующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия,выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью,добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют другдруга и совершенствуются приёмы развития волевых качеств. Вначале подростокпросто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладаетэтими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такиекачества у себя (11-12 лет), и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13лет). Наиболее эффективным периодом волевого самовоспитания у подростковсчитается возраст от 13 до 14 лет.
Происходит формирование системыличностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка,сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей исамооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, уних возникают профессионально ориентированные мечты, то есть начинается процесспрофессионального самоопределения.
Подростничество имеет множествохарактерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С однойстороны, интеллектуальная развитость подростков побуждает взрослых к обсуждениюс ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этомустремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которыекасаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своимобязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешневыглядящих почти взрослыми, людей.
Главная новая черта, появляющаяся впсихологии подростка – это более высокий уровень самосознания. Вместе с нимпоявляется отчётливо выраженная потребность правильно оценивать и использоватьимеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их доуровня, на котором они находятся у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятсяособенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые островстают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, синтимными человеческими взаимоотношениями. Отрочество – как иногда называютподростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельностив учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подросткиобнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение,свои мысли и чувства. Подростковый возраст – это время обострённого стремленияк познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивогообраза «Я».
Формируются и новые критерии оценокличности и деятельности взрослых людей.
В возрасте от 10 до 15 лет в мотивахдеятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенныеизменения. Их можно представить и описать следующим образом. В начале периодаэтого возраста (10-12 лет ) многие подростки (примерно около трети ) дают себесамим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение ксебе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оносопровождается некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, вчастности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначальноглобальные отрицательные самооценки подростков становятся болеедифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальныхситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, то естьспособности осознания подростками собственных достоинств и недостатков,наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный периоддетьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определённыхжизненных ситуациях, затем – черты характера и, наконец, глобальные личностныеособенности.
Установлено, что с возрастом меняетсяи восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия,которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся всё болееобобщёнными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с идеалами,ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжаетрасширяться. /> «Игры,изменяющие сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивациюпотребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей кпсихоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детскимопытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания — такназываемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазныеяблоки, гипервентиляция лёгких, верчение, кружение и так далее.
Действительно, чем объяснитьпритягательную для детей силу таких развлечений, как качели, карусель и такдалее, от которых кружится голова, нарушается координация движений, изменяетсявосприятие, а иногда даже тошнит? Как известно, такие же вестибулярные эффектыдает употребление алкоголя – головокружение, тошнота, нарушение координациидвижений, диплопия (двоение в глазах).
В сложной игровой деятельности («ввойну» например) дети любят изображать падение «раненого», «убитого»,притворяются «мёртвыми» и тут же «оживают». Известно также, что дети любят«летать» с крыш гаражей, прыгать вниз с невысоких сооружений, делать «перелёты»на верёвке. Кому не знакома такая картина: малыш, нагнувшись и упёршись рукамив землю внимательно разглядывает «перевернувшийся» вверх ногами мир?Маленькие дети вообще любят «перевёртыши»: чепуху,«неразбериху», весёлое нарушение обычного порядка вещей и так далее.Психологи расценивают это как результат усвоения определённого опыта: то, чторебёнок знает как «не правильно» что-то делать, означает, что он ужезнает правила этих действий, а нарушение правил в определённых обстоятельствахдоставляет ему удовольствие, радость, смех. Скорее всего, «нарушениеправил» в данном контексте свидетельствует о познавательной потребностипостоянно выходить из рамок уже познанного, известного в областьнеисследованную, малознакомую, неструктурированную. Развивающаяся личность неможет находиться в рамках уже усвоенных стереотипов, действий, чего-то ужепознанного — она всё время стремится выйти из этих рамок. Дети пытаютсяопределить границы сознания и «несознания», поэтому и пробуют самыеразнообразные способы опознания этих границ, а также способы испытания своихвозможностей оставаться в границах чего-либо. Дети быстро узнают, что вовзрослом мире вместо игр, которые в весёлой и радостной форме изменяютсознание, его уровни, переходы с одного уровня на другой, существуют другиеспособы — «химические», через потребление определённых веществ:алкоголя, табака, кофе, чая, обильной пищи и так далее. Система воспитаниядетей заставляет их создавать причинно-следственные связи между приёмом пищи ифизиологическими ритмами, физиологическими изменениями — ростом тела, междуприёмом лекарств и «светлым будущим» и так далее.
По заданной схеме — пища, питие,лекарства что-то делают с человеком — дети и узнают о действии алкоголя наповедение, настроение, сознание взрослых без всякого объяснения.
Детей знакомят со сказками,легендами, эпосом, мифами, где герой получает богатырскую силу, бессмертие,непобедимость и неотразимость за счёт особого, «божественного»магического напитка. А в некоторых легендах и эпосах таким напитком являетсявино и пиво; например, Илью Муромца калики перехожие излечивают, а заодно идают богатырскую силу пивом. В сказках пиво, вино и другие бодрящие напиткиолицетворяю жизненную силу природы, весеннего дождя, посланного богами дляпробуждения природы от зимней спячки, дарующего земле плодородие.
Следующее замечание касается того«глубокого» психического опыта, на основе которого в будущем можетформироваться мотивация потребления алкоголя. Например, один из«алкогольных мифов» у подростков — выпивка делает человека смелее,активней, «сильнее», «взрослее» и так далее.
Эти «первичные знания» одействии алкоголя на психику неотделимо у детей от экспериментирования суровнями сознания. Например, можно часто наблюдать имитацию поведенияопьяневшего человека 6-8-летних детей в игровой деятельности в естественных условиях.
Дети постарше пробуют сознательноизменить состояние сознания путём надавливания на сонные артерии, на область солнечногосплетения. Используются и некоторые приёмы гипнотизации.
У детей распространена реакция«защитного ступора» или «одеревенелость» — она возникает всложной для них ситуации. Чаще всего в ситуации конфликтных, конкурирующихтребований, исходящих от родителей, у которых мнения относительно ребёнка резкорасходятся. Выходом из конфликта является «ступор» или«одеревенелость» (отрицание).
Считается, что психическое состояниеизменения сознания, подобное «защитному ступору», может бытьвоспроизведено с помощью выпивки. Само вхождение в состояние, похоже на детскоесостояние «защитного ступора», может по законам ассоциации вызывать впамяти воспоминания о психотравмирующем опыте, который необязательноосознаётся, но влияет на эмоциональные процессы у пьющего. Одновременно с этимпроцессом идёт другой — активизация фантазии и воображения, содержание которыхотражает преодоление психотравмы и негативных эмоций. Считается, что этифантазии в дальнейшем и приобретают свойства неосознанного мотива приёма алкоголя.

/>Психологические факторы
 />Специфическиечерты личности подростка, склонного к употреблению алкоголя
В основном речь идёт о такихсвойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля надсвоим поведением, неумение удовлетворить свои потребности, ложная системаценностей. Подростки, у которых под влиянием семьи, школы или ровесниковсформировался подобный тип личности, обычно выдвигают завышенные требования.Они стремятся к максимализации условий своей жизни и успехов, их отличаетрасхождение между целями, амбициями и желаниями, с одной стороны, и возможностиих достижения и удовлетворения – с другой. Этим молодым людям недостаёт умениясосуществовать с другими людьми. Они болезненно впечатлительны, как правило,боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Этикачества считают слабостью и стыдятся их, поэтому такие подростки стараютсяказаться сильными, навязывая другим свою волю, сами же проявляют недостаточнуюстойкость перед различными неудачами, хотя тщательно скрывают это. Они не умеютсмиряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстровпадают в уныние.
Эти черты мешают молодым людям восуществлении их стремлений. Они очень болезненно переживают постояннуюнеудовлетворённость своих потребностей и недостаток собственных достижений иуспехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимаютвызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или же, вместо того,чтобы преодолевать трудности отступают, избегая их.
Особо благоприятствует возникновениюалкогольного влечения развивающаяся у молодого человека привычка уклоняться отжизненных трудностей.
Откуда же берутся эти черты? Ониформируются неосознанно и главным образом по вине взрослых.
Их зарождение начинается еще впроцессе внутриутробного развития человека. Так считает Станислав Грофф,который описал перинатальный период развития психики как 4 базовые перинатальныематрицы:
Iматрица: пребывание плода в матке до началародов. При так называемой «хорошей» матке, когда ребёнок желанный, когда матьне испытывает психических и биологических стрессов, человек уже на этомонтогенетическом периоде получает опыт блаженного счастливого состояния. Еслиже матка «плохая», то есть ребёнок нежеланный, мать находится в состояниистресса, болеет, конфликтует с мужем или родителями, хочет сделать аборт и такдалее, то у такого человека, если он сможет родиться, нет опыта спокойного,счастливого существования. Мир его не принимает изначально, внутриутробно, и вответ он не принимает мир, не доверяет этому миру.
IIматрица: период первого этапа родов, когданачинаются схватки, но шейка матки ещё закрыта. Это начало первого жизненногокризиса, в конце которого плод, как существо, живущее в водной среде,получающее питание через пуповину, не дышащий лёгкими – умирает, и рождаетсячеловек. Это период, при неудачном протекании которого, закладываются основыдепрессий, необъяснимой тревоги и тоски, зачастую сопровождающей отклоняющеесяповедение. При этом отклонение можно объяснить неосознаваемым стремлениемвернуться в более комфортное, океаническое состояние I матрицы. Но возврата быть не может.
IIIматрица: начинается с открытием шейки матки иначалом движения плода по родовым путям. Самый критический момент в жизниплода, в результате которого происходит биологическое отделение от матери.Именно в этот момент закладываются основы большинства поведенческих,психологических и социальных проблем. От малейших нюансов III матрицы зависят в дальнейшемособенности личной истории.
IVматрица: этап обрезания пуповины. Здесьформируется наше отношение к внешнему миру уже не эмбриональное, а вполнечеловеческое. И может сложиться ситуация, когда человек родился, но фактасвоего рождения так и не принял.
Дальнейшее же формирование личностиподростка зависит главным образом от отношений внутри семьи и от коллектива, вкотором он проводит большее количество свободного времени. Но об этом мы подробнорассмотрим далее.
Добавлю только, что особенновосприимчива к развитию пагубного пристрастия психика подростка примерно на12-15 году жизни. В этом переломном возрасте независимо от предыдущегоповедения родителей ребёнок стремится ослабить связи с ними и замыкается всебе, время от времени проявляет агрессивность, становится резким в отношенияхсо взрослыми, противится их воле. Подростки тщательно скрывают своипереживания, вызванные первыми эротическими побуждениями; понижается ихспособность к установлению внесемейных контактов, хотя потребность в нихвозрастает. Этому возрасту свойственна мечтательность, а так склонность кформулированию крайних мнений и к незрелым эмоциональным поступкам.
Все эти проявления, естественные дляпсихического развития подростка, представляют для него серьёзный факторнапряжённости. Его не оставляет чувство вины и недовольства собой, что чащевсего он скрывает под маской равнодушия, иронии и пренебрежения ко взрослым.Особенности психики в подростковом возрасте представляют благодатную почву дляразвития алкоголизации, если молодой человек откроет для себя, что алкогольсмягчает все неприятные ощущения подобного рода. />Мотивацияпотребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя вподростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:
1. Эмоциональные: становится веселейжить;
с расстройства, с горя;
с радости;
для разрядки, чтобы снять усталость;
чтобы отвлечься от повседневныхзабот.
2. Ритуальные: отмечаю праздник.
3. Общение: выпив, легче общаться;
за компанию.
4. Самоутверждение: для преодоленияробости, застенчивости;
хочется быть похожим на взрослых;
хочется выделиться среди других.
5. Компенсаторно-восполняющиевнутреннее одиночество, пустоту:
от скуки, от нечего делать;
дома не нравится, тоскливо;
не знаю, чем заняться в свободноевремя;
из-за одиночества.
6. Конформистские: так поступаютокружающие.
7. Биологические: для аппетита.
8. «Жизненные»: трудное материальноеположение;
плохие жизненные условия.
9. Мода.
10. Любопытство.
11.Привычка.
А сейчас попытаемся поподробнееразобрать некоторые из данных мотивов.
Одиночество, заставляющее употреблятьспиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости вкакую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуютсебя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастнымитрудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общенияи группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём имотказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признаниесобственной значимости.
Типичная черта подростковых групп –высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся кмнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется нетолько на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения,часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.
По мере взросления усиливается ролькомпании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, скоторыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Этопроблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своейвзрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.
Робость, застенчивость – самаяраспространённая коммуникативная трудность подросткового возраста.Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неёизбавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.
Трудное материальное положение иплохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постояннонаходится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрятна него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очереднойкомплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подростокчасто выбирает именно этот способ./>Алкогольныемифы
Может быть незнание детьми иподростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причинпотребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания неприходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарныхсведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихсятехникумов, проведённого Б.М Левиным и М.Б.Левиным.
Учащимся был задан следующий вопрос:что даёт им потребление алкогольных напитков? Были получены следующие ответы:
·    разрядку;
·    снимаетнапряжение;
·    отвлекает отповседневных дел;
·    облегчает общениес людьми;
·    уверенность всебе;
·    веселье;
·    улучшаетнастроение;
·    помотаетзабыться;
·    хороший аппетит;
·    согревает отхолода;
·    хороший сон;
·    забываютсяневзгоды;
·    снимаетусталость;
·    прибавляетсмелости;
·    увереннейчувствует себя в компании;
·    красноречие;
·    остроумие;
·    сближает слюдьми;
·    прогоняет тоску,скуку, печаль;
·    избавляет отстеснительности;
·    уменьшаеттревогу;
·    возбуждаетактивность.
Все эти ответы могут нагляднодемонстрировать алкогольную безграмотность подавляющего числа подростков. Вбольшинстве случаев потребление алкоголя приводит к прямо противоположнымрезультатам, а вовсе не к тем, которые назвали опрошенные.
Помимо первого вопроса, был предложенсходный вопрос: какое Вы испытываете ощущение, выпивая привычную для Вас дозуалкоголя? Казалось бы, речь идёт об одном и том же, только в разныхформулировках: если выразить смысл вопроса как можно проще, то оба вопроса орезультатах потребления спиртного, о том, что испытывает человек после этого.Ответы на идентичные вопросы последовали совсем разные, если на первый вопрос –полные оптимизма и удовлетворения, то на второй — полные пессимизма инеудовлетворённости.
Ответили, что на них никак не влияетпривычная доза алкоголя –19, 9%. Ещё 32,5% говорят, что после выпивки их тянетв компанию и их главное желание – раздобыть ещё спиртного.
Одним словом, главное ощущение у всехопрошенных – доза была недостаточная, и они хотят повторить.
Появляется настойчивое желание лечьспать – у 12%, наступает состояние полного безразличия — у 11% опрошенных.Итого, почти у одной четверти опрошенных после потребления спиртных напитковпритупляются все чувства – они погружаются в апатию и засыпают. «Ничего нерадует» и « Ничего не хочется делать» – так ответили ещё почти 10% опрошенных.Полезно такие ответы сравнить хотя бы с ответами на предыдущий вопрос: «Даётвеселье» и «Улучшает настроение» или ещё: « Даёт красноречие и остроумие» и«Прогонят скуку». Можно заключить, что подростки не только не знают подлинныхсвойств алкоголя, но весьма противоречивое, по их словам, воздействие оказываетна них алкоголь – то прогоняет тоску, то ввергает в тоску и так далее.
Эти 2 вопроса и ответы на нихпоказывают, что многие подростки находятся в плену алкогольных мифов. /> Социальные факторы/> Семья
Когда дети проявляют неуважение клюдям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушениисистемы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейномвоспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию,алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большинствеслучаев стала среда, окружающая ребёнка в семье.
Семья как малая социальная группаявляется наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:
·          состав семьи, еёспособность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членовсемьи;
·          руководство,находящееся в руках супружеской пары, объединённой узами любви и дружбы,представляющие для детей личностные образцы для подражания;
·          сплочённостьсемьи, единство её целей;
·          сильные взаимныеэмоциональные связи между всеми членами семьи;
·          удовлетворениеосновных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы иуважения прав каждого члена семьи.
Однако некоторые факторы, связанные ссоставом семьи, состоянием её внутренних взаимоотношений иливоспитательно-неверным позициям родителей, могут вызывать снижениевоспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям вповедении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
В выполнении воспитательной функциипо отношению к детям главную роль играет супружеская пара — отец и мать.Атмосфера напряжённости и конфликтных семейных ситуаций действуют на ребёнкарезко отрицательно. Дом перестаёт быть для него опорой, он теряет чувствобезопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в нейцарила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей былипримером для подражания. Нарушение такой стабильной семейной системы можетпривести ребёнка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опорывне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так какстремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Разногласие и отсутствие любви междуотцом и матерью весьма тесно связаны с развитием у детей склонности кнежелательному поведению. Чем длительнее по времени разногласия в семье, темсильнее их отрицательное влияние на ребёнка. />Неверныеродительские позиции воспитания
В жизни каждого человека его родителииграют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребёнку вомногом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становлениехарактера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям впервую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс вомногом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребёнка,насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляютсяродительские позиции.
У детей очень много потребностей.Первая из них — это потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств,называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребёнок долженчувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Следующейпотребностью является необходимость в самоутверждении как личности, у которойразвиваются и реализуются свои собственные способности.
Ещё одной из основных потребностейчеловека является основанная на чувстве собственного достоинства потребность вуважении, называемая иногда стремлением к собственному признанию. Ребёнок плохосебя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьёзно, если егоунижают, критикуют и непрерывно поучают.
Неудовлетворение основныхпотребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и вформировании отрицательных качеств личности.
Попытаемся определить основные чертыличности, которые формируются у ребёнка под влиянием «неверных» родительскихпозиций.
Позиция отвержения способствует формированию у ребёнкатаких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонностьк воровству и асоциальному поведению. Эта позиция родителей тормозитэмоциональное развитие детей. Ребёнок жаждет ласки и любви, которых он неполучает от суровых, отталкивающих его родителей. И он встаёт против ихтребований и возлагаемых на него обязанностей, против них самих и всего миравзрослых. С одной стороны, подросток ощущает дефицит материнской любви, с другой- злость, он агрессивен по отношению к родителям из-за их эмоциональнойчерствости.
Если родители проявляют позициюотклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком,неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно,эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию.
Родительская позиция чрезмернойтребовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитываету него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность,мешает сосредоточенности.
Родительская позиция чрезмерногооберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Уребёнка закрепляются и переносятся на более поздний возраст сложившиеся враннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении сжизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинаетизбегать сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения,понимая, что он не такая уж исключительная личность, какой считают егородители.
Ещё одной из самых обычных, самыхнелепых и трагичных ошибок родителей является то, что ругая ребёнка, то естьболее чем решительно и убеждённо утверждая, что он лентяй, трус, идиот, изверг,алкоголик, наркоман и так далее – они это внушают.
Ребёнок верит. Ведь говорят затем, чтобыповерил, разве не так? Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакогопереносного смысла. Оценивая, родители внушают самооценку!
Если говорить: ничего из тебя никогдане выйдет!
ты неисправимый!
ненормальный!
тебе одна дорога (в тюрьму, подзабор, на панель, в больницу),
то не удивительно, если так оно ибудет. Ведь это Прямое Внушение, и оно действует.
Душа подвижна, упрямо жизнерадостна!Но уже посеяны семена внутреннего разлада. Уже надлом личности в самой хрупкойего основе – ощущении своего достоинства, своего права жить, быть собой. «Даведь как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять засвоё!» Преступная слепота.
Не воспринимает, игнорирует, всё «долампочки»? Ребёнок защищается! Грубит в ответ, делает на зло, издевается? Опятьзащищается! Обещает исправиться, а продолжает? Защищается! />Алкоголизмродителей
Неблагоприятное социальное влияниеалкоголизма родителей на развитие детей связано с нарушениями взаимоотношениймежду ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится всостоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановкавозникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако, и алкоголизм отцанеблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях всемье имеет место напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликтымежду членами семьи. Исследования, проведенные в 1989-м году, показали, что 73%подростков, склонны к алкоголизации и состоящих на учете в комнатах милиции,воспитывались в семьях пьющих родителей.
В процессе воспитании ребенка важноезначение имеет влияние на него каждого из родителей. При алкоголизме отца еговоздействие на ребенка носит патологический характер, особенно если учестьспецифическую деградацию личности, которая происходит в результате алкоголизма.Мать в этом случае, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца,нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Наличие двух противоположных линийвоспитания в семье формирует у ребенка неустойчивость поведения и настроения,неуверенность в себе.
Частота различных проблем,медицинских и психологических, у детей больных алкоголизмом родителей повышенапо сравнению их с частотой у детей не больных алкоголизмом родителей.
Все семьи с наличием больногоалкоголизмом являются дисфункциональными. Основные функции таких семей:
*          все члены семьи неуделяют внимания друг другу, в особенности родители детям;
*          родители плохо,неправильно относятся к детям;
*          вся жизнь семьихарактеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношение между членами — деспотичностью;
*          члены семьиозабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или болеесекретов семьи;
*          в правилах семьизначительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности ичувства, используются эмоциональные репрессии;
Подчёркивается также, что в алкогольныхсемьях правила или слишком свободны, или слишком строги.
Описано 5 характеристик таких семей,которые частично дополняют уже приведённые, а частично их дополняют:
1.Размытость, нечёткость границ.
Поскольку вся жизнь семьинеупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают какие их чувстванормальны, а какие — ненормальны и теряют «твёрдость психологической почвы подногами». Это приводит к нечёткости границ личности.
2.   Отрицание.
В жизни алкогольной семьи так многовсего построено на лжи, что ребёнку трудно распознавать правду. Отрицаниепроисходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицаетналичие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семья всетягостные события, происходящие в семье.
3.   Непостоянство.
Поскольку потребности ребёнкаудовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе,страстное желание, чтобы им занимались и привлекает внимание к себе любымидоступными ему средствами, включая девиантное поведение.
4.   Низкая самооценка.
Вся система воспитания в семьезаставляет ребёнка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, чтопроисходит. Он был недостаточно хорошим, он совершил много ошибок, он вообщевесь состоит из ошибок. В конце концов он заслуживает всего того плохого, что сним случается.
5.   Недостатокинформации
о том, как функционируют здоровыесемьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, какдолжна функционировать нормальная семья.
Сходство уклада жизни в таких семьяхобусловливает сходные психологические особенности детей.
«Этот ужасный секрет семьи»
Подобно тому, как гостя не пустят накухню, где гора мусора и немытой посуды, а проводят сразу в хорошо прибраннуюгостиную, так и от детей родители пытаются спрятать всё плохое, что связанно салкоголизмом. Но в действительности беспорядок, вносимый в жизнь алкоголизмом,никогда нельзя полностью скрыть. Вся семья, включая детей, пытается играть втакую игру: «Давайте притворятся, что, всё хорошо, давайте всё плохое спрячем иэтим защитимся». Сокрытие становится образом жизни. Дети боятся открытоговорить о своих проблемах, вырастают замкнутыми.
«Жизнь в укрытии».
Ложь не только пронизываетвнутрисемейные взаимоотношения, но и проникает дальше — достигает соседей,общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над пьянчужками,винят их в том, что те — плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силамискрыть позор своей семьи. Дети не могут откровенно говорить о семье ни сдрузьями, ни с учителями, отсюда, секретность, увёртки, обман становитсяобычным компонентом жизни. Поэтому каждый ребёнок становится подозрительным излобным.
В семьях такого рода не практикуютсяэмоционально тёплые отношения, там не знают истинной цены разделённого горя илиразделённой радости, нет взаимной поддержки, любви. Ребёнок чувствует себянебезопасно.
«Что же реально».
Так часто ребёнку приходитсянаблюдать несоответствие между тем, что происходит дома, и тем, что емуговорят, что дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют.Происходит недостаток доверия к самому себе.
«Послания с двойным смыслом».
За свою жизнь ребёнок в алкогольнойсемье слышит много такого, что содержит в себе противоположный смысл. Этиобращения к детям называются смешанными посланиями, информацией с двойнымсмыслом. Например, мама говорит ребёнку: «Я тебя люблю, иди гуляй, не мешайсятут под ногами». Услышав это, ребёнок начинает думать, что у матери на него нетвремени, что её заботы вообще не о нём. Одна часть послания притягивает, другаяотталкивает. Все чувства перемешиваются, отсюда, невозможность доверять своимчувствам и своему восприятию, что ставит ребёнка в очень непрочное и опасноеположение. Постоянная необходимость уходить из действительности с тягостнымиощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматываетребёнка.
«Борьба, ссоры, драки».
В алкогольных семьях очень частыссоры, которые также необходимо скрывать. Неважно из-за чего произошла ссора,ребёнок может подумать, что это его вина. Дети обычно ищут решение всех проблемвнутри себя. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга,спорят, шумят и так далее приводят к тому, что дети усваивают подобный стильвзаимоотношений между людьми вообще.
«Страхи, дурные предчувствия».
Почти все дети больных алкоголизмомописывают свои неприятные ощущения при возвращении домой, страх передоткрыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый онили пьяный? Дети склонны подолгу задерживаться вне дома (отсюда вовлечение вразличного рода компании). Так начинается никогда не покидающий страх забудущее. С годами страх углубляется. Тревога дурные предчувствия окрашивают всюжизнь.
«Разочарование».
В алкогольных семьях как больной, таки не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Отсюда, одноразочарование за другим. Всё это угнетает ребёнка. Он перестаёт ожидатьобещанного. Но чувствует, что родители совершили предательство перед ними.Будучи взрослыми, они продолжают представлять разочарование, не доверяют как вслучайных, так и в интимных взаимоотношениях. Отсюда, дети могут оставатьсяинфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.
«Слишком быстрое взросление».
В то же время дети в таких семьяхвынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себе ответственными замладших братьев и сестёр. Пьющие родители также нуждаются в их эмоциональной ифизической поддержке. Дети становятся родителями своих родителей.
«Сексуальное оскорбление».
Под ним наблюдается не только явноеизнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие.Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегдатяжелы и долговременны. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, рольжертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность – вот далеко не полный переченьтого, что может быть связано с актом кровосмешательства либо со скрытым сексуальнымоскорблением, имевшем место в детстве.
«Другие оскорбления».
Дети больных алкоголизмомподвергаются и другим видам оскорблений, часто даже таким, которые угрожаютжизни ребёнка. Статистика в США свидетельствует, что 38% избиваемых детей – этожертвы родителей, больных алкоголизмом. Физическое избивание детей, естественнозамалчивается. Многие дети в подобных случаях предпочитают страдать, чемпризнавать себя выброшенным на мель в жизни с параллельным чувством вины. Онине могут активно бороться и бросить вызов родителю обидчику.
«Заброшенный ребёнок».
Отсутствие заботы и внимания кребёнку так же могут стать стилем воспитания в алкогольной семье.
Дети не моются, не чистят зубы.Недостаток заботы о теле, о физической гигиене лишь начало общей заброшенностиребёнка.
Эмоциональным потребностям детей валкогольных семьях так же не уделяется должного внимания. И дети не научаются,как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарныхродительских обязанностей, что затормаживает их адаптацию в будущей своейсобственной семье.
«Пониженная самооценка, недостатоксамоуважения».
Отсутствие внимания формируетзаниженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, ивоспринимают себя как ничто – неполноценными во многих областях жизни. Детимало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.
Всё о чём говорилось ранее формируету ребёнка пониженную самооценки, недостаточное сознание чувства собственногодостоинства.

«Жизнь в мире фантазий»
Уход в мир фантазий, магическоемышление помогают, ребёнку выжить в трудных семейных условиях. Главная темафантазирования: «что, если бы мой отец (моя мама) были всегда трезвые…» Обычнофантазии наполнены солнечным светом и имеет солнечный конец, хотя в ней можетфигурировать желание смерти родителя. Сновидения на подсознательном уровнеслужат той же цели – быть прибежищем от действительности.
Находясь в состоянии, которое описановыше, у детей складываются ложные верования, так называемые «мифы, помогающиевыжить». Существует 4 самых распространённых «мифа»:
1.   «Я явился причиной алкоголизма. Ядолжен что-то с этим сделать».
Это спасательная для ребёнка мысль,ибо поверить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он не всостоянии что-то изменить в своей семье. Основанием для этого мифа служитчувство вины. «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались между собой ибыло бы меньше пьянства в нашем доме». Иногда желание быть спасителем тесносвязано с желанием быть замеченным, быть уважаемым;
2. «Я не такой как все остальные».
Дети, растущие с больнымиалкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что не отличаются от других. Эточувство вносит дискомфорт в их существование;
3. «Мне следует постоянноконтролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет».
Одна из целей фантазирования ребёнка– это чувство, что ты наконец владеешь ситуацией. Для детей больныхалкоголизмом родителей достижение такого положения не только приятно, но даётчувство безопасности. Но когда подобный миф порождён чувством вины, то он можетподкреплять бессилие и безнадёжность. Попытка сдержать пьянство родителейвсегда заканчивается неудачей. И ребёнок ещё сильнее винит себя за неспособностьчто-либо изменить в своей жизни;
4.   «Вот придёткто-то или случится что-то, и всё это изменится».
Этот миф вырастает из чувствасобственного бессилия, он снимает вину с ребёнка и возлагает её на какую-товнешнюю силу. Миф предлагает надежду
В целом нет ничего необычного илипатологического в том, что ребёнок фантазирует, создаёт свои мифы. Этосвойственно всем детям. Плохо, когда фантазия, выдумки занимают местореальности, используются вместо действительности. Тогда способность быть хозяиномсвоей судьбы уменьшается.
Как взрослые, так и дети валкогольных семьях играют определённые роли. Ролевые функции детей – этореакция на стресс, которым является алкоголизм родителей. Таким образом,существуют 4 основные роли, которые могут брать на себя дети:
1.            Герой семьи,ответственный ребёнок.
Это ребёнок с высокими достижениями вучёбе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место ставит интересыдругих. Может быть лидером. Содержит свои вещи в порядке.
2.            Проблемныйребёнок, «козёл отпущения», бунтовщик.
Использует негативные формы поведениядля привлечения к себе внимания. Окружающие считают его возмутителемспокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь инаркотики.
3.            Потерянныйребёнок, кроткий ребёнок.
Держится изолированно от всей семьи,живёт фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильнострадает от одиночества. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудностисчитает менее важными, чем трудности других, уступает во всём другим. По меревзросления может приобщиться к употреблению алкоголя и наркотиков с цельюдостижения психологического комфорта.
4.            Любимец семьи,её талисман.
Гиперактивен, использует шуточки,дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. Играет роль клоуна. Он не в состояниисправиться с различными стрессами, у него бывают трудности в учёбе, потребностьво внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникаетзависимость от алкоголя и наркотиков.
Один и тот же ребёнок может в разноевремя принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. />Семейныетрадиции
Ещё до первого контакта с алкоголем«семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя какединственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но иреагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные инезначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни.До первого контакта с алкоголем у личности может сложиться определённая символикаалкоголя: признак мужественности, взрослости, силы, радости, «весёлой жизни»,свободной от ответственности и забот, рискованного, смелого, даже «героическогоповедения», символический «облегчитель жизни», особое лекарство «для души» итак далее.
Семья, вместе со всеми родственнымисвязями – главный фактор в развитии символического приобщения к алкоголю. Отпоколения к поколению предаются системы ценностей, модели поведения, «семейныеритуалы», символы и так далее. Внешний по отношению к семье мир ребёнок доопределённого времени, а точнее до «социальной зрелости», воспринимает черезсемью, через установки и ценности, которые существуют в его семье. Человек необязательно поступает в жизни именно так, как поступали его родственники иликак его учили поступать. Однако влияние его на поступки в той или иной степениоказывает «семейный фонд».
Одно из важных заключений, вытекающихиз работ, посвящённых влиянию семьи в формировании алкоголизма – то, чтоиспользование алкоголя в семье это не индивидуальное («персональное») дело.Алкоголизм передаётся в некоторых семьях от поколения к поколению «генетически»(об этом поподробнее будет рассмотрено ниже). Но есть также и доказательства,демонстрирующие «психологическую трансмиссию» некоторых форм алкоголизма всемье от поколения к поколению, а также манеры потребления алкоголя.
Грили и Маккрэди выделили 5«установок», влияющих на выбор того или иного «алкогольного поведения»:
1.            Семейныевыпивки – частотаупотребления алкоголя у матери и отца; существование «алкогольных проблем» всемье, где растёт ребёнок; одобрительное отношение к потреблению алкоголя состороны родителей;
2.            Структурасемьи – какорганизована семья по двум «аксиальным принципам» – Силе и Поддержке; первыйотносится к тому, как семья принимает важные решения – кто из родителей,например, принимает больше решений единолично, отец или мать, или оба родителявместе принимают решение, или родители и лети – все вместе; второй относится куровню привязанности и эмоциональной насыщенности контактов между членамисемьи, в отношении детей – это одобрение и забота.
3.            Персональныевариации, особенноориентация на достижение, действенность поведения, отношение к авторитетам.Имеется в виду то, что некоторые персональные вариации, например потребность вподдержке и зависимость от авторитетов, часто ассоциируются с пьянством.
4.            «Алкогольноеповедение», манерапотребления алкоголя у каждого родственника отдельно.
5.            Особенностиокружающей среды вплане распространённости потребления алкоголя («алкогольная атмосфера»).
Особое значение придаётся не самомуалкоголю, а ритуалам его потребления, которые служат моделью созданияиндивидуальной манеры потребления спиртных напитков в будущем. Посколькубольшинство детей впервые знакомятся (реально) с алкоголем в семье, то семейныеритуалы, включающие употребление спиртных напитков и являются моделью, покоторой обучаются дети. В каждой семье есть свои «особые» ритуалы, иногдавесьма интимные, иногда весьма интимные, в которые посвящены только членысемьи. Чем больше разнообразных ритуалов в семье, тем надёжней связи междучленами семьи, тем более сплочённей семья. Разрушение семейных ритуалов,образование «порочных» ритуалов, когда например, ребёнок каждый вечер ходитзабирать пьяного отца из ближайшего бара или видит, как отец «болеет» залюбимую команду у телевизора, подбадривая себя пивом, а каждый гол отмечая«более серьёзно», создаются предпосылки того, что первые реальные контакты салкоголем будут происходить на фоне повышенного риска развития зависимости оталкоголя (личная предиспозиция у подростка, склонного искать получение быстрогои немедленного удовольствия, облегчать свои психологические проблемыискусственным путём, сформированное отношение к алкоголю как «магическомунапитку», которое может дать всё, что захочешь, и так далее)./>Средствамассовой информации
Сведения о действии алкоголя ребёнокили подросток может черпать из самых различных источников, кроме того, что онсам увидит.
Тщательно проанализировав изображениеразличных событий, связанных с потреблением алкоголя в телевизионных программахСША, группа учёных сделала ряд выводов. В изученных программах герои передаччаще выпивали спиртные напитки (1584 раз), чем неалкогольные (1278раз). Средиалкогольных напитков на первом месте высокоградусные (23,1%), затем идёт пиво(20,4%), вино(15,6%), смешанные напитки (3,4%), в 37,5 % случаев вид напитковопределить не удалось. Крепкие напитки чаще встречаются в кинофильмах итеатральных комедиях. Вино пьют в развлекательных передачах. Пиво частофигурирует в рекламных роликах и в спортивных передачах.
Причины выпивок: — облегчениеконтакта (26,2%);
·    гостеприимство(5,4%);
·    празднование(10,5%);
·    без всякойвидимой причины (57,7%).
Выпивки в домашних условиях показаныв 35,8%, в барах – 17,8%, в других различных местах – 46,3%. Большое количествосцен, связанных с потреблением алкоголя, демонстрируется в драмах.
При просмотре очередного боевикаподросток видит своего любимого актёра с рюмкой какого-то алкогольного напитка.При прослушивании своего любимого радио каждые пол часа рекламируется новоепиво. При прочтении любимых газеты или журнала на первой странице фотографияизвестного певца с бокалом вина. Таким образом, алкоголь начинаетассоциироваться с такими темами:
·    достижениебогатств и престижа,
·    социальноеодобрение,
·    отдых,
·    экзотика,
·    индивидуализм,
·    секс./>Влияниегруппы
Группы, в которых царит алкогольныйстиль жизни, вовлекают в свой круг именно тех молодых людей, воспитаниемкоторых родители занимаются недостаточно, предоставляя им много свободы и неконтролируя, как они проводят время.
Особенно подвержены влиянию группыподростки с повышенной возбудимостью. Они неугомонны, не способны долго сидетьна одном месте или сосредоточиваться на каком-то определённом занятии. Имсвойственна частая смена воодушевления и множество замыслов, ни одного изкоторых они не доводят до конца. Всерьёз и глубоко они ничем не интересуются.Они не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут «однимднём».
В школе их положение плохое,поскольку они не испытывают интереса к учёбе и не отличаются терпением.Отсутствие достижений и успехов в учёбе компенсируется стремлением импонироватьсоучастникам независимостью, грубостью, силой и игнорированием общепринятыхнорм поведения. С учителями они держатся дерзко, вызывающе.
Такие подростки не пользуютсяпризнанием ни у учителей, ни у родителей и практически предоставлены сами себе.В этой ситуации они начинают искать среду, где могли бы найти признание, ипопадают в группу алкоголиков, где получают поддержку и ощущение собственнойзначимости.
Удовлетворяя в группе свои различныепотребности, подросток связывается с её участниками неформальными узамисолидарности, принимает господствующий в ней стиль жизни и выступает противлюбых нападок на принятые в ней устои. Такие связи индивида с группой обычновесьма крепки.
Привлекательность группы дляподростков заключается в том, что она даёт им всё, чего не умеют порой дать нисемья, ни школа: эмоциональную поддержку, одобрение, ощущение безопасности исобственного признания. Для подростков, лишённых этих ценностей, чрезвычайноважных для каждого человека, не имеет существенного значения, социально положительныили отрицательны цели и деятельность группы. Важно лишь, может ли она удовлетворитьпотребности своих членов, в том числе даже способами, и противоречащими правовымнормам. Именно это и определяет привлекательность группы.
Сплоченность групп, употребляющихалкоголь, и других подобных компаний – шаек, банд и прочих неформальныхобъединений – чрезвычайно сильна: ни ужасающие условия жизни, ни недостатокпищи, ни постоянный страх перед милицией не приводит к их распаду.
Это происходит в случае, если самподросток стремится стать членом этой неформальной группы. А ели он попадает втакую компанию случайно? Для подростка, оказавшегося в группе сверстников,пьющих вино, отказаться от выпивки — дело не простое. Активный отказ – это всегдавызов, конфронтация с группой, заявление о своём несогласии с групповыминормами, что может вызвать острый конфликт. Пассивный отказ – это форма«позорного поведения», которое вызывает насмешки и издевательства: «маменькинсыночек», «может молочка налить» и так далее. Подростку необходимо делатьвыбор: либо идти на конфликт с группой и оставаться трезвым, либо поддатьсявлиянию сверстников и выпить.
Вероятность развития алкогольнойзависимости велика в тех случаях, когда личность подростка не способнапротивостоять групповому давлению в плане приёма алкоголя, не обучена избегатьподобных контактов, имеет слишком много свободного времени для установлениятаких контактов и слишком слабые связи с семьёй и семейными традициями. /> Индивидуальныебиологические (физиологические, биохимические) факторы/> Наследственность.
А сейчас затронем тему онаследственных критериях и потомстве, которое может произвести пьяница иличеловек, злоупотребляющий алкогольными напитками (так как речь идёт онаследственности, то нас интересует именно эта группа людей). Французскийучёный Моррель провёл уникальный эксперимент. Он тщательно проследил за жизнью4-х поколений больных, страдающих хроническим алкоголизмом. «В 1-м поколении –нравственная испорченность, алкогольные излишества; во 2-и – пьянство в полномсмысле слова; представители 3-го страдали ипохондрией, меланхолией, былисклонны к убийству; в 4-м – тупость, идиотизм, бесплодие». То есть пересталсуществовать род.
Справедливости ради надо сказать, чтоиногда у хронических алкоголиков рождаются дети, у которых нет никакихотклонений в умственном и физическом развитии. Но как показали исследования,94% детей, являются потенциальными пьяницами или приобретают психическиерасстройства. К тому же более трети всех алкоголиков — жертвы генетической и наследственнойпредрасположенности.
Это связано с тем, что мы наследуем упредков не только цвет глаз и особенности характера, но и неповторимые различияв обмене веществ. Как нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет содинаковыми наборами белков. Поэтому реакция организма на алкоголь из-занаследственно обусловленных различий в обмене веществ каждого человека будет неповторимой,хоть на малую малость не похожей на другие. Если же родитель употреблялалкоголь, то естественно, что набор белков в организме данного человека будетнаиболее благоприятным для того, чтобы он стал алкоголиком.
Также хочется заострить внимание напоследствия так называемых «праздничных детей», «детей карнавала», детей «однойвстречи» и так далее, которые были зачаты в период опьянения от отцов илиматерей алкоголиков. Болгарский врач Георгий Ефремов в своих исследованияхпоказал, что от 23 хронических алкоголиков родилось 15 мертворожденных и 8уродов.
Разумеется, не все родители былихроническими алкоголиками. Всё дало в «пьяном зачатии».
Согласно мифологии, Вулкан родилсяхромоногим, так как был зачат Юпитером, когда тот находился в пьяном состоянии.В Древней Спарте Ликург издал закон, запрещающий молодожёнам в день свадьбыпить вино. А римляне говорили: «Пьяницы рождают пьяниц»./>Биохимическиемеханизмы, ответственные за различные реакции на алкоголь
Одним из важных факторов являетсяскорость разрушения алкоголя в организме, которая зависит от ферментаалкогольдегидрогеназы (АДГ). Количество, активность и типы активности его оченьразличны у разных людей. От этого зависит скорость разрушения и выведения алкоголяиз организма, а так же образование разного количества ацетальдегида – продуктаразрушения алкоголя, которому многие учёные отводят важную роль в развитииболезни. Изначальная склонность к спиртному зависит так же от наследственнойнедостаточности обмена аминокислот, жирового обмена, гормонального фона ипрочих особенностей, большинство которых также генетически обусловлены. Этофундамент, и лишь от внешних условий зависит, какое здание будет возведено нанём. Вот тут-то и накладываются социальные и психологические факторы. Здесь икроется огромное разнообразие форм болезни, так как сочетания разных причинобразуют свой неповторимый рисунок-следствие.
/>Заключение
Заканчивая эту работу, мы хотимсделать небольшие выводы.
На наш взгляд, самым сильнымфактором, влияющим на раннюю алкоголизацию у подростков, является семья. Ведьособенности личности подростка формируются главным образом здесь. Особенностиорганизма (в плане реакции на алкоголь) — тоже вина семьи (наследственность).И, наконец, первый опыт подросток чаще всего также получает в семье. Такимобразом, семья – главный виновник алкоголизации молодого населения. Ведь даже ина улицу ребёнок идёт из-за того, что семья не является для него тем «островкомбезопасности», которым она должна быть. «Главная причина случаев появленияподростков-пьяниц — в распущенности, воспитательной безответственности ихматерей и отцов, или и тех и других вместе», — пишет Буянов.
На втором месте стоят средствамассовой информации. Ведь сейчас так много различных программ, в которыхдемонстрируется алкогольные напитки и распитие их, и так мало таких, в которыхговорится об их вреде. Да и к тому же, что может думать ребёнок, если он,посмотрев программу о вреде алкоголя, тут же видит, как в очередном фильме илипрограмме главный герой или ведущий держит в руках этот «таинственный» напиток.Ребёнок в растерянности. Что же правда?
Ну а на третьем месте, конечно же,друзья. В подростковом возрасте человек остро нуждается в компании и она,конечно же, существенным образом оказывает на него влияние.
Что касается 2 других групп факторов,– психологических и индивидуально биологических – то они являются выходцамисоциальных.
И в заключении мне бы хотелосьвыделить несколько вопросов, по которым можно было бы провести небольшиеисследования:
во-первых, по-нашему, оченьинтересным вопросом является вопрос о влиянии темперамента человека на его«алкогольное поведение». Люди какого темперамента больше склонны к алкоголизации?
во-вторых, влияет ли материальноеположение семьи на развитие алкоголизма?
в-третьих, влияние алкоголизмаподростков на познавательные процессы;
в-четвёртых, влияние алкоголизмаподростков на их профессиональное самоопределение;
в-пятых влияние алкоголизмаподростков на формирование их волевых качеств;
и так далее.

Список литературы:
1.   Земска М. Семья и личность: Пер спол/ Общ. Ред. И послесл. М.С. Мацковского.-М. Прогресс, 1986. – 135 с.: ил.
2.   Чумаков Б.Н. Валеология .-М,Российское педагогическое общество, 1997. – 246 с.
3.   Матюкова Е.М., Грибанова Г.В.,Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детейпри семейном алкоголизме – М.: Просвещение, 1989. – 76, [2] с.
4.   Завьялов В.Ю. Психологические аспектыформирования алкогольной зависимости / отв. ред. Ц.П.Короленко; АН Сиб.отделение, Новосиб. институт биоорган. химии. -Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1988.-195,[2] с.: ил.
5.   Буянов М.И. Ребёнок изнеблагополучной семьи: записки дет. психиатра: Кн для учителей и родителей. –М.: Просвещение, 1988.-207, [1] с.
6.   Гурски С. Внимание — наркомания!/перевод с польского Л.В.Васильева; под ред. [и с послел.] Э.А Бабаяна. -М.: Медицина,1988.-138,[1] с.
7.   Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселеннаявнутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация) — Новосибирск.: Издательство «Наука»Сибирское отделение, 1979.-204 с.
8.   Левин Б.М., Левин М.Б Не оступись… -М.:Издательство «Мысль», 1988.-156 с.
9.   Валеология: Учебное пособие длястудентов педагогических вузов. В 2-х ч. Ч.1./В.А. Глотов. -Омск.: ИздательствоОМГПУ, 1996.-96 с.
10.Ди Снайдер Курс выживания дляподростков..-Волгоград: Издательство «Ведо», 1992.-81 с.
11.Корабельников О. Мёртвая вода. -Новосибирск:Книжное издательство, 1989.-144 с.
12.Материалы I областной научно-практической конференции «Профилактикадевиантного поведения в молодёжной среде. Проблемы и перспективы».- Омск:Омская областная типография, 1998.-116 с.
13.Москаленко В.Д. Ребёнок в«алкогольной» семье: психологический портрет //Вопросы психологии.1991..№4.С.65-73.
14.Демидюк В. Семья влияет на ребёнкасильнее, чем школа // Воспитание школьников. 1991..№1. С.7-8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.