Эрнст Кречмер (биографические данные)
Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.
Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).
Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).
В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.
После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).
Большую известность Кречмеру принесла разработанная им еще в 1923г. психотерапевтическая методика - активный ступенчатый гипноз. Основан на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели Кречмером было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости.
В программе "активного ступенчатого гипноза" пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла. Затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке.
На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных (эйдетических) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями.
Методы психический исследований
Психоаналитическим называется всякий вид лечения, который задается целью исцелить пациента путем анализа психологических взаимоотношений, обусловливающих его болезнь, следовательно, не только специальные методы психоаналитической школы. Для проведения анализа используются методы, которые по мере надобности можно комбинировать:
1) исследование в форме беседы (клиническое интервьюирование)
2) эксперимент с помощью ассоциаций (ассоциативный метод Блейлера--Юнга);
3) анализ свободных ассоциаций с учетом сновидений и ошибочных действий (психоанализ Фрейда);
4) анализ при применении легкого гипноза (психокатарсис по Брейеру и Фрейду, продолженный Франком).
1. Клиническое интервьюирование. Обычно исследование начинается в форме беседы (интервьюирование), являющегося самым простым, а часто и самым кратким, и определяется, чего можно добиться таким путем. Было бы ошибкой думать, что более тонкие взаимоотношения переживаний можно раскрыть лишь с помощью специальных методов или толкования. Простое исследование, для которого в большинстве случаев нужно несколько сеансов, продолжающихся часами и без помех, особенно пригодно для сензитивных форм реакции у интеллигентных пациентов и пациентов доброй воли, большинства сензитивно-параноических, а также многих вариантов неврозов навязчивого характера. Для истерии, включая и более сложные случаи, существенные соотношения часто могут быть представлены именно этим простым путем, так как не у всех истериков оказываются сильные и непреодолимые вытеснения. Нельзя ограничиваться какой-либо одной патогенетической точкой зрения даже тогда, когда найден очевидный патогенетический фактор, следует терпеливо и всесторонне продолжать исследование до тех пор, пока не удастся обнаружить наиболее важные компоненты «причинного узла». Довольно часто сначала обнаруживаются более тривиальные моменты переживания, и только при длительном интимном общении с пациентом вскрываются истинные причины его болезни; тогда преграда внезапно рушится и недоступный ранее пациент буквально закидывает материалом и все больше и больше стремится высказаться.
Когда получено достаточно материала и установлено полное душевное общение с пациентом, по мере надобности надо включать в этот способ лечения элементы воздействия убеждением, помогать пациенту в уяснении, упорядочении и преодолении его внутренних затруднений энергичным, подталкивающим к действию или осторожно задерживающим диалогом, всегда отличающимся тактичным сочувствием пациенту. Делается это преднамеренно и осознанно, так как очевидно, что и при чисто аналитическом лечении более детального типа действует постоянное влияние врача на пациента интенсивно психагогически (и суггестивно). Психоаналитическое лечение в такой же мере, как и психагогическое, является вопросом личности врача. Только духовно сильная и способная руководить личность может психоаналитическим путем достичь действительно больших успехов в исцелении.
2. Экспериментально-психологический метод. Ассоциативный эксперимент проводится для различных целей: 1) предварительной ориентировки, перебирая быстро одну за другой, чтобы испытать, различные струны в психике пациента; 2) продолжения исследования, в котором врач, задавая простые вопросы, попал в тупик и ему нужны новые данные; прежде всего для анализа шизофрении, когда с помощью простого исследования врач не может сдвинуться с места из-за слишком сильной заторможенности и внезапных «срывов мыслей» пациентов, обусловленных их комплексами.
Приведем небольшой пример, предложенный Шульцем (Schultz)3 в лекции врачам для массового эксперимента над ними.
Таблица слов-раздражителей
1. Голова
2. Зеленый
3. Вода
4. Петь
5. Небо
6. Длинный
7. Финик
8. Платить
9. Окно
10. Трус
11. Стол
12. Спрашивать
13. Богатый
14. Холодный
15. Бедный
16. Звонок
17. Море
18. Больной
19. Гордый
20. Варить
21. Пациент
22. Злой
23. Новый
24. Пиво
25. Деньги
26. Тетрадь
27. Касса
28. Стакан
29. Ждать
30. Большой и т. д.
Таблицу слов-раздражителей составляется следующим образом: для начала отбираются около дюжины любых слов, которые для пациента не имеют никакого аффективного значения. Это делается для того, чтобы он сначала поупражнялся и привык к быстрым гладким ответам. Затем через неравные промежутки между несколькими безразличными словами врач вставляет такое слово, которое задевает комплекс или группу сверхценных представлений, т. е. может быть связано каким-то образом с представлениями и воспоминаниями пациента, ярко окрашенными аффективно и сильными по переживанию. В приведенном примере курсивом выделены слова, вкрапленные с тем, чтобы воздействовать, задевая его комплексы, на врача, ставшего объектом испытания (№ 27), и вызвать, например, такой круг представлений, как «больничная касса», вокруг которого у врача возникло значительное число аффектов.
Когда готова таблица, пациенту дают инструкцию сразу же отвечать на каждое произнесенное врачом слово первым пришедшим ему в голову и затем врач начинает называть ему одно за другим слова из таблицы, причем после каждого слова-раздражителя надо отмечать ответ пациента, истекшее до ответа время и замеченные при этом изменения в его тоне и жестах, сам же врач будет произносить все слова (замысловатые и простые) ровно, без подчеркивания. Время, необходимое для осуществления реакции, с точностью до 1/5 с можно измерить часами, более грубые колебания легко обнаруживаются и без них. Часто отмечается, что «слова комплексов» значительно удлиняют время реакции, заметно выделяющееся среди обычно довольно коротких промежутков, соответствующих реакции на другие слова. Наблюдаемое в этом опыте явление подобно тому, которое замечается во время беседы в обществе, когда кто-нибудь произносит тягостное или странное слово: возникает краткая, но явная пауза, когда разговор смолкает, и никому ничего не приходит в голову. Аналогичным образом в опыте после слов комплексов будет несколько более длинная пауза, во время которой пациент найдет ответ.
При этом можно наблюдать различные проявления мимики: он краснеет или бледнеет, сплетает пальцы, роняет какой-нибудь предмет или производит другие незначительные симптоматические действия, меняется в лице, говорит запинаясь и смеется так называемым комплексным смехом; но все это не всегда имеет место.
Наконец, и само содержание ответных слов, слов-реакций может многое сказать о больном. Особое значение для имеют странные, «выпавшие» ответные слова или слова, включающие оценочные суждения или отношение к собственной личности, в том виде, в каком их часто получает врач, вместо «предметных» реакций, к примеру, от истериков (холодно -- не люблю; жажда -- отвратительно; танцевать -- хорошо; душистый -- мои волосы), наконец, ответы, непосредственно взятые из сферы комплексов: брак, ребенок, грех и т. п.
По приведенному выше примеру можно, пожалуй, получить следующий протокол, начиная с № 22, причем цифры, заключенные в скобки, отмечают время реакции в пятых долях секунды.
Злой--добрый (5) Новый--старый (5) Пиво--светлое (4) Деньги--трудно (26) Тетрадь--пестрая (6) Касса--осел (30) и т. д.
Основано ли каждое значительное удлинение времени, потребовавшееся для реакции, на воздействии чувственно окрашенных представлений и не обусловлено ли оно второстепенными с медицинской точки зрения констелляциями, это не доказано. Поэтому интерпретация результатов должна всегда производиться с осторожностью. Лучше всего использовать бросающиеся в глаза ответные слова как исходную точку для обыкновенного исследования или для установления свободных ассоциаций, чтобы таким образом получить достоверные данные о правильности или неправильности наших предположений.
Если врач не имеет никаких определенных опорных пунктов для предполагаемых комплексов, то для предварительной ориентировки можно использовать более представительную (содержащую до 100 слов) схему, которую в напечатанном виде следует держать наготове. Можно работать, например, с такой схемой.
Имя: |
Диагноз: |
|||
Профессия |
я: |
Дата: |
||
1. Голова |
26. Синий |
51. Лягушка |
76. Мыть |
|
2. Зеленый |
27. Лампа |
52. Расставаться |
77. Корова |
|
3. Вода |
28. Грешить |
53. Голод |
78. Чужой |
|
4. Петь |
29. Хлеб |
54. Белый |
79. Счастье |
|
5. Смерть |
30. Богатый |
55. Ребенок |
80. Лгать |
|
6. Длинный |
31. Дерево |
56. Присматривать |
81. Приличие |
|
7. Судно |
32. Колоть |
57. Карандаш |
82. Узкий |
|
8. Платить |
33. Сострадание |
58. Грустный |
83. Брат |
|
9. Окно |
34. Желтый |
59. Слива |
84. Бояться |
|
10. Приветливо |
35. Гора |
60. Жениться |
85. Аист |
|
11. Стол |
36. Умирать |
61. Дом |
86. Фальшивый |
|
12. Спрашивать |
37. Соль |
62. Милый |
87. Страх |
|
13. Деревня |
38. Новый |
63. Стакан |
88. Целовать |
|
14. Холодный |
39. Обычный |
64. Спорить |
89. Невеста |
|
15. Стебель |
40. Молиться |
65. Шуба |
90. Чистый |
|
16. Танцевать |
41. Деньги |
66. Большой |
91. Дверь |
|
17. Море |
42. Глупый |
67. Репа |
92. Выбирать |
|
18. Больной |
43. Тетрадь |
68.Писать красками |
93. Сено |
|
19. Гордость |
44. Презирать |
69. Часть |
94. Довольный |
|
20. Варить |
45. Палец |
70. Старый |
95. Насмешка |
|
21. Чернила |
46. Дорогой |
71. Цветок |
96. Спать |
|
22. Злой |
47. Птица |
72. Бить |
97. Месяц |
|
23. Иголка |
48. Падать |
73. Ящик |
98. Красивый |
|
24. Плавать |
49. Книга |
74. Дикий |
99. Женщина |
|
25. Путешествие |
50. Несправедливо |
75. Семья |
100. Ругать |
По окончании опыта над реакциями врач подчеркивает в своей схеме красным цветом сильно замедлившиеся или вообще подозрительные реакции, а затем смотрит, можно ли объединить полученные представления в одну или несколько групп.
Один молодой пациент с ипохондрическим неврозом страха на почве комплекса онанизма при испытании по приведенной выше общей схеме продемонстрировал следующие замедления реакции:
7. Судно -- мне ничего не приходит в голову (20)
58. Грустный -- в хорошем настроении (25)
60. Жениться -- быть холостым (17) (резко выталкивая слова)
64. Спорить -- противно (18)
75. Семья -- мне ничего не приходит в голову (33) (усиленное дыхание)
81. Приличие -- добрые нравы (19)
84. Бояться -- ничего не приходит в голову (78)
90. Чистый -- нечистый (21)
98. Красивый -- разнузданный (22)
100. Ругать -- нетерпеливый (21).
Полученные реакции легко группируются в два круга представлений: 81, 90, 98 (приличие, нечистый, разнузданный) образуют одну группу, которая может иметь отношение к онанизму, с ней может быть связано и 60 (жениться -- быть холостым), а также 7 (судно в его вульгарном словоупотреблении в связи с мочеиспусканием). Остальные реакции группируются приблизительно вокруг центра страха, боязливости и депрессии, а именно 84, 100, 64 и 58, причем реакция «спорить -- противно» очень показательна для робкого характерологического типа пациента (эта ассоциация возникала и в других неприведенных местах протокола), а заторможенность при слове «бояться» выдает чрезмерно одолевающий его страх перед последствиями онанизма, а именно перед предполагаемым ударом сердца.
Конечно, подобного рода анализы сами по себе не дают оснований для надежных заключений, это всего лишь диагностические предположения, которые должны быть проверены следующими за ними исследованиями. Толкованию таких протоколов ассоциаций способствует то обстоятельство, что реальные патогенные возможности переживания, как это было видно раньше, ограничиваются твердым, заключенным в известные рамки числом типичных констелляций, которые часто, если принять во внимание возраст и обстоятельства жизни больного, сводятся к нескольким основным. Поэтому опытный аналитик в состоянии даже в простом исследовании, без опыта над ассоциациями, быстро установить из небольшого числа душевных возможностей, подлежащих в данном специальном случае обсуждению, необходимую.
Удачный вариант эксперимента с ассоциациями представляет собой психогальванический рефлекторный феномен (Veraguth). В то время как врач называет слова-раздражители, пациент включен в круг электрического тока, обе руки его лежат на металлических пластинках. Очень чувствительный гальванометр показывает малейшие колебания тока, которые могут возникнуть при каждом небольшом изменении аффекта у пациента (даже при произнесении, например, безразличных слов), поскольку психические раздражения, проходя через вегетативную нервную систему, очевидно, вызывают изменения в сопротивлении проводимости человеческого тела. При произнесении «слов-комплексов» отклонение стрелки гальванометра значительно увеличивается. Делались попытки перенести такие опыты из терапевтической практики в юридическую диагностику, причем обвиняемых испытывали с помощью наблюдений за аффективной окраской таких слов-раздражителей, которые имели отношение к обсуждаемому делу. Но при этом наталкивались на то препятствие, что опыт с ассоциациями, позволявший делать ценные предположения, вряд ли мог дать какие-нибудь доказательства, а юрист нуждается именно в них. Все же иногда этот опыт с достаточной достоверностью устанавливает осведомленность испытуемого о некоторых вещах.
3. Психотерапевтический метод - метод «активного ступенчатого гипноза». Несколько иной, чем в описанных до сих пор способах, является техника более узкой психоаналитической школы. Приверженцы Фрейда при психологическом анализе предпочитают исследовать внезапные мысли, сны и ошибочные действия. Таким образом, можно предложить пациенту, приведенному в пассивное состояние покоя, дать полную волю своим внезапным мыслям -- умным и глупым -- и непрерывно врачу их сообщать, ничего не пропуская. В результате врач получает протоколы свободных ассоциаций, подобных ряду картин. Таким образом при длительных и повторяющихся сеансах могут всплыть даже патогенные переживания или внезапные мысли, находящиеся в ассоциативной связи с комплексом, которые следует толковать подобно тому, как это делали в опытах с реакциями. Затем врач приучает пациента предоставлять регулярно протоколы снов, увиденных им в промежутке между сеансами, а также сообщать врачу, что совершено им за это время, хотя бы в области бросающихся в глаза ошибочных действий, забывчивости и т. п. Собрав все это, врач получает богатый и разносторонний материал о душевной жизни пациента, который при критическом и осторожном применении косвенным образом сможем использовать для постепенного вскрытия малодоступных патогенных воздействий переживания.
О катартическом методе душевного анализа под легким гипнозом мы уже вкратце говорили. Так как мышление в состоянии гипноза, даже и при гипермнезии, во многом аналогично мышлению во время сна, а свободно-ассоциативное мышление в виде внезапных идей может рассматриваться как промежуточная ступень между мышлением при полном бодрствовании и в гипнотическом сне, то вряд ли между обоими методами могут быть принципиальные различия.
О сущности и способе воздействия аналитического метода много спорили. Сначала на первый план вышла точка зрения, рассматривающая их как катарсис, отреагирование патогенных воздействий переживания, вызванное возвращением их в сознание и вторичным актуальным переживанием в полную силу. Таким образом «ущемленный аффект» освобождался, и обусловленное им расстройство устранялось. Допущение такого отреагирования сильных внутренних напряжений аффектов достаточно обосновано, как мы это видим из повседневного опыта на людях, «проглотивших» свой гнев и чувствующих облегчение после исполненного драматизма взрыва гнева. Действительно можно наблюдать у некоторых пациентов сильную вспышку аффекта, вызванную раскапыванием патогенных переживаний, и наступающее после этого облегчение и улучшение самочувствия.
Наряду с этим более примитивным аффективно-динамическим механизмом отреагирования психоанализ имеет, однако, еще несколько других терапевтических сторон. Уже сама основательная инвентаризация общей душевной ситуации может воздействовать благоприятно и успокаивающе. Совместно с пациентом врач анализирует обстоятельства его душевной жизни, объясняет ему осмысленность, закономерность их сцепления и приучает спокойно и деловито смотреть на них. Врач поступает с ним как с пугливой лошадью, приведенной в сильное беспокойство темным, расплывчатым предметом, раздражающим с периферии ее поле зрения, которая, однако, спокойно пройдет мимо того же предмета, если прямо и ясно охватит его взглядом. При многих душевных ситуациях объяснение и правильная установка соотношений уже равнозначны успокоению, даже исцелению, особенно если врач чистому анализу обеспечит некоторую психологическую поддержку. Побочные суггестивные воздействия будут иметь место, если применять психоанализ не как простое собеседование, а как особую внешнюю форму анализа свободных ассоциаций.
Воздействие аналитико-психологического лечения не зависит от факта вытеснения. Даже при условии, что имеется задержка или осознанные комплексы, основательное собеседование с врачом и приведение им в логическую связь уже осознанных комплексов могут оказать благоприятное воздействие; да и вообще слишком преувеличили значение очень важного, конечно, понятия вытеснения и несправедливо приписали ему теоретическое единовластие. Вытеснение переживаний, сильных аффектами, не всегда является вредом, и осознание их не всегда полезно. Вытеснение и забвение могут заключать в себе благотворные и необходимые душевные процессы рубцевания, которые далеко не всегда следует нарушать.
Психоанализ требует такта и деликатности, иначе он может превратиться в грубое копание в самых интимных и тягостных воспоминаниях пациента и нанести ему вред. В руках опытного и тактичного врача психоанализ становится наиболее значительным научным методом, позволяющим излечить более сложные и очень запутанные неврозы и психозы, при которых мы не можем использовать элементарные суггестивные методы и методы упражнения.
Список литературы
1. В.А. Луков. "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология».
2. Эрнст Кречмер. Медицинская психология. М.: изд-во «Союз», с. 464.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |