Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


ОАО "Провит", его характеристика и анализ работы


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

На тему:

«ОАО «ПРОВИТ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАБОТЫ»

МИНСК, 2008

1. Общая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Провит» расположено в г. Минске.

Государственный акт пользования землей выдан 3.03.92 г. Минским горисполкомом.

ОАО «Провит» зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета №95 от 2 марта 1998 года (рег.№23/95). Акции зарегистрированы в Комитете по ценным бумагам при Министерстве финансов РБ 26 марта 1998 года (рег.№2-424-01-4514).

В 1995г. вступил в строй консервный цех. В 1997г. построен новый консервный цех мощностью 47,8 туб в смену. В 1999г. построен холодильник емкостью 2000 тонн единовременного хранения. В 2000 году сдан в эксплуатацию цех по производству детского питания.

Предприятие представляет собой безотходное, экологически чистое производство.

Материальное обеспечение осуществляется по сложившимся хозяйственным связям с районами Минской и других областей, по договорам.

Обновление основных фондов предусматривается за счет собственных средств.

Ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс прибыль», рентабельность продукции на отдельные виды регламентируется государством.

В издержках преобладает доля материальных затрат, которая составляет порядка 70-75%.

ОАО «Провит» является государственным предприятием областной коммунальной собственности.

ОАО «Провит» имеет право юридического лица, в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «О предприятиях» и своим Уставом. Устав зарегистрирован Минским облисполкомом за №95 от 2 марта 1998 г.

2. Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта

ОАО «Провит» осуществляет выпуск следующих товаров народного потребления:

1. Мясо и субпродукты 1 категории.

2. Колбасные изделия (вареные, сосиски, полукопченые, копчености, не фондовые, твердокопченые).

3. Мясные полуфабрикаты (котлеты, пельмени, вареники, мясной фарш, крупнокусковые, рагу, суповой набор, сырые колбасы).

4. Мясные и мясорастительные консервы.

5. Мясные консервы для детского питания.

6. Жиры пищевые.

7. Мясо фасованное, сортовая разделка мяса.

Выпуск продукции производится в соответствии с разработанной и утвержденной нормативно - технической документацией.

Продукция распространяется на рынке города и республики в целом.

В Минске предприятие занимает определенную долю рынка по производству мяса и мясопродуктов, а именно:

1. Мясо и субпродукты 1 категории 22%.

2. Колбасные изделия 11%.

3. Мясные консервы 85%.

4. Мясные полуфабрикаты 33%.

5. Жиры пищевые 26%.

Предприятие осуществляет безотходное, экологически чистое производство. Материальное обеспечение осуществляется по сложившимся хозяйственным связям с другими областями республики по договорам.

Обновление основных фондов предусматривается за счет собственных средств.

Ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс прибыль», рентабельность продукции регламентируется государством.

В издержках преобладает доля материальных затрат, которая составляет 75-77%.

Реализация продукции производится на основании заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежными требованиями с последующим акцептом и по предоплате.

Доставка продукции иногородним покупателям внутри республики осуществляется на условиях франко - станция назначения, при отпуске в пределах города - на условиях франко-станция отправления, т.е. торговые организации возмещают предприятию все транспортные расходы, связанные с доставкой продукции.

Для достижения поставленных производственных целей и наибольшей эффективности организации технологического процесса предприятие располагает значительными объемами производственных и непроизводственных фондов.

Стоимость основных фондов приведена в табл. 1.

Таблица 1

Основные производственные фонды, млн. р.

Наименование показателей

На 01.01.2006г.

На 01.01.2007г.

Основные фонды:

5 112 284

15 393 791

в т.ч. здания

2 154 597

6 885 525

Сооружения

240 564

768 962

Оборудование

2 717 123

7 739 304

Средний процент износа оборудования составляет - 62,4%.

На обновление основных производственных фондов за последние 3 года были направлены средства в следующих объемах:

за 2005 год 135 млн. р.;

за 2006 год 661 млн. р.;

за 2007 год 436 млн. р..

Для дальнейшего развития производственной базы необходимы инвестиции, источником которых должна стать прибыль предприятия.

Основной рынок сбыта, как географический, так и с точки зрения общего объема продукции народного потребления, распределяется следующим образом:

по полуфабрикатам - г.Орша, Оршанский, Дубровенский,

Толочинский районы, г.Новолукомль;

- по колбасным изделиям - г.Орша, г.Новолукомль, Оршанский,

Дубровенский, Лиозненский,

Сенненский, Толочинский район

- по мясным консервам - торгующие организации Витебской

области, Витебская МСБ, г.Могилев БММТ, г.Гомель «Мясоторг», г.Минск

хладокомбинаты №1, №2 г.Брест БММТ,

г.Гродно БММТ.

Ведется активная работа с торгующими организациями города Новогрудка. С городом Новогрудок заключен договор на дилерское обслуживание с коммерческой организацией, что позволяет нам дополнительно реализовывать до 20 тонн колбасных изделий ежемесячно. Несмотря на жесткую конкуренцию, производятся регулярные отгрузки г. Могилеву, Гомелю и разовые поставки в г. Гродно, Брест.

В числе постоянных клиентов можно перечислить городские организации КТУП «Горпищеторг», ОРС НОД-1, ЗАО «Мерком», ЗАО «Раница», фирменные магазины молочного комбината, завода плавленых сыров, витебские организации «Продукты», «Веста», могилевские - «Восход», «Продтовары», гомельские - «Зубр», «Горпищеторг», минские торги «Посторг», «Инвастрой», «Азарэнне» и многие другие. Всего заключены договора на поставку продукции более чем в 350 организациями.

Ежегодно принимаются участия в таких выставках как «ПродЭкспо», «Продукт», «Гурман», «Качество». Представители предприятия ежемесячно выезжают в различные города России с целью рекламы продукции и увеличения экспорта.

Основными факторами, влияющими на изменение рынка, являются уровень цен и платежеспособность потребителей продукции.

Имея отличное качество выпускаемой продукции, предприятие часто проигрывает в ценовой политике, особенно в крупных городах республики, где представлена продукция 5 и более мясокомбинатов.

Руководством предприятия принимаются меры по недопущению удорожания продукции, такие как: экономия тепло и энергоносителей, приобретение более дешевого сырья из-за пределов республики, повышение интенсификации производства.

В целях увеличения выпуска колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, для достижения 100% загрузки производственных мощностей на 2008 год запланированы следующие основные маркетинговые мероприятия:

1. Своевременное и оперативное заключение договоров на поставку продукции на 2008 год с условиями оплаты - последующий акцепт или предоплата.

2. Стабилизация цен на готовую продукцию и их последующее снижение.

3. Расширение дилерской сети в г. Новогрудке, Могилеве с привлечением организаций, имеющих свои торговые сети в этих городах.

4. Постоянное изменение упаковки и маркировки продукции в соответствии с потребительским спросом, с целью улучшения товарного вида.

5. Аренда складских помещений в г. Новогрудке с целью оперативного реагирования на спрос и уменьшения времени доставки продукции потребителям.

Исходя из опроса потребителей при проведении дегустаций нашей продукции в г. Минск и других регионах Республики видно, что в потребительской корзине покупателя мясопродукция, включая колбасные изделия занимает всего 25%, в т.ч. и мясо птицы. В тоже время преимущество отдается продаже более дешевых видов изделий. Это бессортовые, нефондовые колбасные изделия, которые занимают 65,1% от общего объема производства.

Проведение постоянной и последовательной работы по модерни-зации производства, внедрение новых технологий и соответственно улучшения качества, внешнего вида, упаковки и конкурентоспособности цен реализа-цию продукции в указанных предприятиях необходимо ежегодно увеличивать на 15-20%.

Большую роль в количестве реализуемой продукции играют:

1. Ассортимент, который зависит от сезонности, имеющегося сырья на предприятии.

2. Конкурентоспособность цен.

3. Упаковка и маркировка продукции.

4. Имеющаяся информация для потребителя о каждом виде продукции.

5. Оперативное решение вопросов на замечание торговых предприятий и потребителей.

6. Разработка и утверждение новых видов изделий.

Реализация продукции производится на основании заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежными требованиями с предварительным или последующим акцептом и по предоплате.

На отпускаемую продукцию сформировано три цены:

1. При самовывозе - франко - станция отправления.

2. При доставке в пределах города Минск - франко - станция назначения одногородняя.

3. При доставке за пределы города - франко - станция назначения иногородняя.

В настоящее время цех расширяет сеть своих магазинов в г. Минске.

Основными конкурентами в части реализации колбасных изделий в Республике Беларусь являются Гродненский, Слонимский и Витебский мясокомбинаты, по мясным консервам - Березовский мясокомбинат.

3. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Провит»

Результаты производственно - хозяйственной деятельности любого производственно - хозяйственного подразделения (предприятие, цех, участок) оцениваются с помощью ряда технико-экономических показателей. Их определение основывается на тщательном экономическом анализе и расчетах, которые дают возможность судить о степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсах подразделения.

Анализ технико-экономических показателей предприятия содержит обобщение данных результатов его хозяйственной деятельности за определенный период, описание, как позитивных аспектов, так и детальный разбор недостатков и неиспользованных возможностей.

Выпуск торговой продукции прямо пропорционально зависит от производительности труда. Темпы роста производительности труда на ОАО «Провит» в 2007 году составили 105,2%, выпуск торговой продукции на предприятии также увеличится на 105,2%. Данные о численности и производительности труда представлены в табл. 2.

Таблица 2

Численность и производительность труда

Показатели

Единица

измерения

2006г.

2007г.

Темп

роста, %

1

2

3

4

5

Торговая продукция

млн. р.

29646,239

31187,840

105,2

Среднесписочная численность рабочих

чел.

655

600

-7,8

Руководители

чел.

61

59

-3,2

Специалисты

чел.

124

120

-3,2

Служащие

чел.

115

105

-8,7

Рабочие

чел.

355

316

-11,0

Производительность труда

млн. р.

33,423

35,161

105,2

Рассмотрение данных таблицы показывает, что общая численность персонала за последний год сократилась на 7,8%, из них руководителей и специалистов на 3,2%, служащих на 8,7%, рабочих на 11,0%. Сокращение персонала наблюдается практически во всех подразделениях предприятия.

Данные о фонде оплаты труда ОАО «Провит» представлены в табл. 3.

Таблица 3

Фонд оплаты труда ОАО «Провит» за 2006 - 2007 гг.

Год

Фонд оплаты труда, млн. р.

Среднесписочная численность работников, чел.

Средняя заработная плата за год, р.

Изменение средней зарплаты, к предыдущему периоду

2005

2006

29,021

35,169

655

600

13 164

17 376

-

+ 32%

Таким образом, из данной таблицы видно, что в 2007 году средняя заработная плата увеличилась на 32%. Увеличение объясняется повышением должностных окладов и тарифных ставок работников и сокращением численности персонала при росте объема работ.

Использование основных производственных фондов по видам продукции в ОАО «Провит» за 2006-2007 гг. приведено в табл. 4.

Таблица 4

Использование производственных фондов по видам продукции за 2006 - 2007 гг.

Наименование

Проектная мощность

Годовая программа, т

Выработано, 2006г.

2007г.

т

%

т

%

Мясо скота

57 т/см

18 753

11 355

60,6

11 970

63,8

Консервы мясные

47,8 туб/см

21 510

12 585

58,5

13 300

61,8

Колбасные изделия

11,6т/см

5 800

2 936

50,6

3 100

53,4

Полуфабрикаты

4,4 т/см

1 850

840

45,4

850

45,9

в т.ч. пельмени

1,0 т/см

500

91

18,2

95

19,0

котлеты

1,4 т/см

350

163

46,6

165

47,1

крупнокусковые, рагу

1,8 т/см

600

568

94,7

570

95,0

фарш

0,8 т/см

400

4

1,0

5

1,3

Производительность камер охлаждения

т/сут

60

в т.ч. быстрое

т/сут

60

Производительность камер замораживания

т/сут

117

В целом по предприятию производственные фонды загружены не полностью. По всем группам производимой продукции в 2007 году по сравнению с предыдущим годом использование производственных фондов незначительно увеличилось от 0,3% до 3,3%.

Неполное использование производственных фондов предприятия объясняется отсутствием достаточных объемов сырья и недостаточным спросом на продукцию.

Рентабельность на основные виды продукции (мясо, полуфабрикаты, кроме крупнокусковых, вареные колбасы, сосиски, сардельки, нефондовые колбасы, мясные консервы для детского питания) в среднем составляет 5%.

Оптово - отпускные цены на мясопродукты - договорные, формируются исходя из реально сложившихся затрат. Исключение составляют цены на социально - значимую продукцию( мясо потушное, колбасы вареные первого, второго сорта и безсортовые, мясные консервы для детского питания), уровень которых регламентируются Министерством экономики РБ.

Одним из основных показателей финансово - хозяйственной деятельности является себестоимость производимой продукции, которая представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства сырья, природных ресурсов, материалов, топлива, энергии и других затрат.

Структура затрат в себестоимости продукции ОАО «Провит» приведена в табл. 5.

Таблица 5

Структура затрат в себестоимости продукции

Наименование статей затрат

Факт 2006г., %

Сырье и материалы

64,8

Налоги

3,4

Амортизация

2,0

Зарплата с начислениями

10,2

Топливно-энергетические ресурсы

7,8

в т.ч. электроэнергия

6,2

топливо

1,6

Проценты за кредит

5,3

Прочие

6,5

Наибольший удельный вес затрат в себестоимости продукции занимает сырье и материалы - 64,8%, что говорит о материалоемкости производства.

3.1. Анализ объемов выпуска и реализации продукции

Производственная программа основных видов продукции приведена в табл. 6.

Таблица 6

Производственная программа на 2007 год

Наименование

Единица измерения

2006 год

2007 год прогноз

Темп роста, %

Мясо говядина

тн

3466

3854

111,2

Мясо свинина

тн

2186

2430

111,1

Субпродукты 1 категории

тн

265

295

111,3

ИТОГО мясо и субпродукты 1 категории

тн

6026

6700

111,2

в т.ч.из госсырья

тн

5324

5900

110,8

Субпродукты 2 категории

тн

764

850

111,3

Жиры пищевые

тн

303

336

110,9

в т.ч. говяжьи

тн

122

135

110,6

свиные

тн

78

88

112,8

костные

тн

103

113

109,7

Сухие корма

тн

834

917

110,0

в т.ч. костная мука

тн

356

392

110,0

мясокостная

тн

478

525

109,8

Жир кормовой

тн

44

48

109,1

Колбасные изделия

тн

4737

5270

111,3

в т.ч. вареные

тн

2194

2440

111,2

сосиски

тн

1213

1350

111,3

полукопченые

тн

78

86

110,3

твердокопченые

тн

448

500

111,6

копчености

тн

141

157

111,3

нефондовые

тн

662

737

111,3

Полуфабрикаты всего

тн

778

852

109,5

в т.ч. котлеты

тн

28

31

110,7

пельмени

тн

140

154

110,0

мясной фарш

тн

19

21

110,5

сырая колбаса

тн

8

9

112,5

Консервы мясные

туб

9628

10680

110,9

Производственная программа основных видов продукции с разбивкой по кварталам приведена в табл. 7.

Таблица 7

Производственная программа на 2007 год с разбивкой по кварталам

Наименование

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Год

1

2

3

4

5

6

Мясо говядина

1 023

765

646

1 420

3 854

в т.ч. из госсырья

885

673

569

1 250

3 377

Мясо свинина

517

866

810

237

2 430

в т.ч. из госсырья

456

763

714

209

2 142

Итого мясо и субпродукты 1 категории

1 644

1 653

1 465

1 938

6 700

в т.ч. из госсырья

1 431

1 515

1 348

1 606

5 900

Субпродукты 2 категории

209

210

186

245

850

костный

28

28

25

32

113

Сухие корма

225

226

154

312

917

в т.ч. костная мука

96

97

66

133

392

мясокостная

129

130

88

178

525

Жир кормовой

12

12

8

16

48

Колбасные изделия

1 175

1 392

1 372

1 331

5 270

в т.ч. вареные

500

645

675

620

2 440

сосиски

311

370

360

309

1 350

полукопченые

16

28

24

18

86

твердокопченые

123

123

126

128

500

копчености

34

42

38

43

157

нефондовые

191

184

149

213

737

Полуфабрикаты всего

192

237

218

205

852

в т.ч. котлеты

9

9

7

6

31

Окончание табл. 7

1

2

3

4

5

6

пельмени

31

43

40

40

154

фарш

5

5

5

6

21

крупно-кусковые

47

51

35

45

178

рагу, суповой

97

127

129

106

459

сырая колбаса

3

2

2

2

9

Кость пищевая

16

15

15

18

64

Консервы всего

2 593

2 418

2 278

3 391

10 680

в т.ч. консервы мясные

2 030

1 700

1 870

2 500

8 100

Консервы для детского питания

563

718

408

891

2 580

Программа производства и реализации продукции приведена в табл. 8.

Таблица 8

Программа производства и реализации продукции

Наименование показателей

Единица измерения

Прогноз на

2008 год

1.

Объем производства в стоимостном выражении, всего

млн. р.

41 630

Мясо

млн. р.

2 400

Колбасные изделия

млн. р.

21 080

Мясные полуфабрикаты

млн. р.

2 130

Мясные консервы

млн. р.

12 150

Консервы для детского питания

млн. р.

3 870

2.

Выручка от реализации продукции, всего

млн. р.

43 130

Из построенных ниже рисунков (рис. 1, 2) видна структура объема мясной продукции.

Структура производимых колбасных изделий по сортам представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура производства колбасных изделий по сортам

В общем объеме выпуска колбасной продукции на ОАО «Провит» наибольший удельный вес занимают колбасные изделия высшего сорта (32%), а также безсортовые колбасы (29,6%). Удельный вес колбасных изделий 2 сорта самый низкий и составляет всего 13,8% в общем объеме производства колбасных изделий.

Структура производимых колбасных изделий по видам представлена на рис.2.

Рис. 2. Структура производства колбасных изделий по видам

В производстве колбасных изделий по видам «львиную» долю занимают вареные колбасы, что обусловлено сложившимся потребительским спросом на данный вид продукции.

В целях увеличения объемов реализации производимой продукции на предприятии проводятся мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции путем внедрения новых производственных технологий, направленных на экономию мясных ресурсов в процессе производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Данные о темпах роста экономии мяса приведены в табл. 9.

Таблица 9

Показатели темпа роста экономии мяса в 2007г. по сравнению с 2006г. в разрезе по месяцам

Месяцы

2007г., т

2007г., т

Темп роста, %

Январь

46,8

80,5

172,0

Февраль

68,3

131,2

192,1

Март

119,2

73,9

62,0

Апрель

63,9

74,3

116,3

Май

63,2

41,7

66,0

Июнь

51,6

72,2

140,0

Июль

53,2

58,6

110,2

Август

69,6

79,4

114,1

Сентябрь

63,4

75,6

119,2

Октябрь

99,9

112,7

112,8

Ноябрь

73,1

105,7

144,6

Декабрь

72,3

86

118,9

Итого

842,7

990,8

117,6

Данные об экономии жилованного мяса в 2006 - 2007г.г. схематично представлены на рис. 3.

Рис. 3. Экономия жилованного мяса

Из данного графика видно, что в 2007 году в ходе реализации мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции предприятием достигнута большая экономия мяса, чем в 2006 году.

Причин этому несколько:

- во-первых, в 2007 году произошло увеличение объемов выпускаемой продукции;

- во-вторых, использование новейших технологических разработок в мясной промышленности, таких как пищевые добавки для повышенного выхода конечной продукции, использование различных видов современных оболочек (белкозиновая, термоусадочная, полиамидная) значительно повлияли на экономию мясного сырья. Использование новых технологий и оборудования, как фасовочно-упаковочного, так и участвующего в самом процессе производства продукции существенно отразилось на процессе производства и экономии мясного сырья.

3.2. Анализ прибыли

Наибольший интерес при изучении любого предприятия вызывает информация о результатах его деятельности. Информация о результатах деятельности ОАО «Провит» за 2007г. приведена в табл. 10.

Таблица 10

Результаты деятельности ОАО «Провит» за 2007г

Наименование

показателей

Единица измерения

За отчетный период 2007г

За соответствующий период 2006г.

1.

Выручка от реализации продукции

млн. р.

10 169,308

5 245,626

2.

Затраты на производство и реализацию продукции

млн. р.

7 850,504

4 676,677

2.1.

Из них на оплату труда

млн. р.

599,814

396,969

3.

Балансовая прибыль

млн. р.

624,304

348,755

3.1.

в т.ч. от реализации продукции

млн. р.

627,174

347,507

3.2.

от прочей реализации

млн. р.

-

-

3.3.

от внереализационных операций

млн. р.

-2,870

1,248

4.

Налоги и др. платежи из прибыли

млн. р.

169,786

89,216

5.

Дебиторская задолженность

млн. р.

897,428

293,519

6.

Кредиторская задолженность

млн. р.

1 061,916

580,090

7

Чистая прибыль

млн. р.

454,518

259,539

7.1.

в т.ч. расходы на оплату труда

млн. р.

45,929

63,157

8.

Направлено чистой прибыли на увеличение уставного фонда

млн. р.

-

-

9.

Начислено на выплату дивидендов

млн. р.

22,726

12,300





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :