Государственное регулирование регионов.
В состав Украины входят 24 области, АР Крым, два города республиканского подчинения: Киев и Севастополь. Всего же в государстве существует около 12 тыс. разных территориальных образований. Разные территории Украины имеют свои особенности и отличия, как в экономическом развитии, так и в социальном, историческом, языковом и ментальном аспекте. На сегодня в Украине сложились реальные предпосылки для разработки и реализации социально-экономической политики, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Именно отсутствие собственной региональной политики в ее недалеком прошлом привела к значительным диспропорциям в региональной структуре экономики государства и нагромождения экономических и социальных проблем.
В значительной мере развитие такого процесса связано с отсутствием эффективных механизмов сдерживания и смягчения действия объективных факторов дифференциации регионального развития, и эффективного стимулирования деятельности местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения относительно ускоренного развития регионов на основе более полного использования их естественного, экономического, трудового, научного потенциалов.
Бессистемность государственной деятельности в этой сфере стала одной из важных причин сдерживания комплексного социально-экономического развития и стабильности в государстве, осложнение условий для укрепления позиций государства в международном экономическом сотрудничестве, медленного осуществления рыночных превращений на местах, возникновения и заострения социальных, экономических, экологических и других проблем.
К таким проблемам можно отнести: несовершенство отраслевой структуры большинства региональных хозяйственных комплексов, их низкую экономическую эффективность; значительные отличия между регионами в уровнях социально-экономического развития и существенное отставание от существующих нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры в некоторых регионах, особенно это касается сельской местности; нерациональное использование местных природных и трудовых ресурсов; избыточное загрязнение окружающей среды во многих городах и районах. Не обеспечивается комплексное развитие городов и сел; не реализуются возможности регионов относительно международной интеграции Украины, общего предпринимательства в отрасли туризма и рекреации, привлечения к стране иностранных инвестиций. Эти и другие проблемы нуждаются в ускоренном решении.
Именно поэтому возникает необходимость создания условий для оптимальной экономической самостоятельности регионов и принятия организационных, правовых и экономических мер для обеспечения эффективной государственной регуляции процессов регионального развития страны и координации межрегиональных связей, то есть разработка четкой государственной региональной политики (ГРЭП).
Региональная экономическая политика -- часть широкомасштабной политики государства относительно развития регионов -- является составляющей национальной стратегии социально-экономического развития Украины, тесно связанной с осуществлением административной реформы и благоустройством административно-территориального устройства, которое совмещает экономические, социальные и экологические аспекты экономической основы государства. Ее стратегическая цель -- совместить интересы государства и отдельных регионов, решить проблемы территориального уклада, передать необходимые функции и направить ресурсы на региональный уровень, создать благоприятные условия для расширения экономических возможностей и обеспечения стабильности развития каждого территориального звена хозяйственной системы. Реализуется региональная политика путем осуществления органами исполнительной власти и органами местного самоуправления системы мероприятий для обеспечения эффективного комплексного управления экономическим и социальным развитием Украины и ее регионов -- Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Принципиальной основой региональной политики государства является разграничение компетенций в сфере управления экономикой между государственными органами управления и органами местного самоуправления. Каждый уровень власти в Украине (центральный, областной, мост Киева и Севастополя, городской, районный, районный в городах, сельский и поселковый) должен иметь четко определенное задание, обязанности и границы ответственности. Обеспечение оптимального сочетания государственных и местных интересов возможно лишь в случае приоритета государственной законодательной власти и передачи большей частицы функций исполнительной власти на местах.
Рассматривая региональную политику государства из позиций деления власти между центром и регионами, можно дать такое определение ГРЭП. Государственная региональная экономическая политика -- это совокупность организационно-правовых и экономических мероприятий, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущими и стратегическими целями.
Эти мероприятия направляются на стимулирование эффективного развития производительных сил регионов, рационального использования ресурсов, создания нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечения экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества.
Следует заметить, что законодательная деятельность на уровне территории не должна выходить за пределы проблем этой местности и вступать в противоречие с государственным законодательством.
Объектом ГРЭП является регион, социально-экономическую сущность, которого можно определить, как систему общественных отношений из обеспечения воспроизводительных процессов в пределах конкретной территории. В регионах складывается весь комплекс условий жизнедеятельности людей, осуществляется воссоздание рабочей силы, устанавливаются пропорции между секторами и отраслями экономики. Именно в регионе пересекаются общегосударственные, отраслевые, местные, предпринимательские и личные интересы, согласование которых является одной из самых сложных проблем общественного развития.
Субъектами ГРЭП являются центральные органы государственной исполнительной власти (областные, городские и районные государственные администрации) и представительские органы местного самоуправления (местные Советы народных депутатов), которые в пределах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Как составляющая общей социально-экономической политики Украины ГРЭП включает: структурную перестройку производительных сил региона; улучшение территориальных пропорций в стране; осуществление политики разгосударствления и приватизации имущества; земельную реформу; развитие предпринимательства и т.п.
Региональная политика государства предусматривает постепенное выравнивание существующих отличий между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов, ввиду их исторических, демографических, естественно ресурсных и экономических особенностей и направленная в поддержку внутренне региональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития и существенное улучшение экологического состояния регионов.
Таким образом, предметом ГРЭП является две отрасли: первая касается деления власти между центром и регионами; вторая -- практической деятельности государства в регионах.
Важно различать государственную региональную политику, как стратегию и тактику государства, относительно региональных процессов и собственную «внутреннюю» политику регионов. Политика регионов не всегда отвечает политике государства. Регионы могут иметь свои приоритетные направления развития, которые иногда не совпадают с государственными. ГРЭП и политика регионов не должны быть разрозненными; в идеале они должны составлять одно целое, дополняя и обогащая друг друга.
Внутренняя политика регионов направляется на использование внутренних ресурсов региона для совершенствования структуры материального производства, развития социальной инфраструктуры, экологической безопасности и др.
Тактика государства рассматривается как действия государства по выравнивание условий деятельности и социально-экономического состояния разных регионов, создания условий для их эффективной деятельности.
Государственное управление развитием региона осуществляется на определенных принципах. Основным из них является деление власти между центром и регионами, другие принципы отвечают текущим проблемам развития государства.
Как инструмент усовершенствования территориальной организации общества ГРЭП основывается на принципах:
- конституционности и законности -- реализация политики осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины на принципах четкого деления полномочий, заданий и ответственности между органами исполнительной власти и органами местного подчинения;
- обеспечение унитарной Украины и целостности ее территории, включая единство экономического пространства на всей территории государства, его денежно-кредитной, налоговой, таможенной и бюджетной систем;
- сочетание процессов централизации и децентрализации власти,
гармонизации общегосударственных, региональных и местных интересов;
- максимального приближения услуг, которые предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, к непосредственным потребителям;
- диференцированности, предоставление государственной поддержки регионам в соответствие с условиями, критериями и сроками, определенными законодательством;
- стимулирование тесного сотрудничества между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий по региональному развитию.
В соответствии с разнообразием процессов, которые происходят в регионах, выделяют и определенные составляющие ГРЭП: экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую, гуманитарную, национальную, управленческую, демографическую и внешнеэкономическую. Для каждой из них государство устанавливает цели, задачи, приоритеты, которые определяют реальные возможности регионов, направленные на развитие экономического потенциала каждого региона, роста его эффективности. То есть государство определяет права, сферы, ресурсы и методы работы регионов, осуществляет определенные действия относительно конкретных регионов и поручает выполнение регионам отдельных заданий.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Информационные свойства документа |
Реферат | СУБД - расчет стоимости электроэнергии |
Реферат | Hamlet Essay Research Paper HamletEssay submitted by |
Реферат | Движения Сопротивления против фашистской оккупации |
Реферат | Информационная среда библиотеки |
Реферат | Розвиток гончарства на Чернігівщині |
Реферат | Русская культура и быт в первой половине XVIII века |
Реферат | Королевство Арагон |
Реферат | Диверсификационная лотерея |
Реферат | Практичне використання законів розподілу розмірів для аналізу точності обробки |
Реферат | Рекламная кампания 3 |
Реферат | Инкубационные качества яиц |
Реферат | Химическое заражение /Укр./ |
Реферат | Холодная война 9 |
Реферат | Собственный капитал банка 2 |