УО БГУИР
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Анализ точки безубыточного объёма продаж и запаса финансовой устойчивости (первый и второй вариант)»
МИНСК, 2008
Под уровнем (точкой) безубыточного объёма продаж** В экономической литературе применяются различные названия искомой точки: точка критического объёма продаж, точка безубыточности, точка окупаемости, мёртвая точка, порог рентабельности и др.
понимается объём реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости. В этой точке, с одной стороны, уже нет убытков, но ещё нет и прибыли, а с другой, она отделяет зону убытков от зоны прибылей и является как бы порогом рентабельности.
Математически положение точки безубыточности (точки критического объёма продаж) или порога рентабельности может быть описано уравнением
где - полная себестоимость реализованной продукции, млн.р./год;
- количество реализованных изделий, шт./год.
Для определения точки безубыточного объёма продаж или порога рентабельности используются графический и аналитический (расчётный) способы.
График (рис. 1.) даёт наглядное представление о взаимосвязи между объёмом продаж, издержками и прибылью. Для его построения использована следующая информация. Предприятие производит продукцию одного наименования. Производственная мощность предприятия рассчитана на 1000 изделий, которые продаются по цене 90 тыс. р. Она в течение отчётного периода (например, месяца) не изменялась. Всё, что производится - реализуется, незавершённого производства и остатков готовой продукции на складах нет.
Следовательно, объём производства продукции равен объёму продаж (выручке), т.е. 90 млн.р. Переменные издержки на одно изделие - 50 тыс.р., а на весь запланированный выпуск продукции - 50 млн.р. Постоянные издержки на весь выпуск - 20 млн.р., полные издержки - 70 млн. р., прибыль от реализации продукции 20 млн.р. (90-70).
Рис 1 Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли
Линия общих издержек строится по двум точкам (0,20;1000,70), линия выручки от продаж - по точкам (0,0;1000,90).
В нашем примере точка безубыточного объёма продаж или порог рентабельности соответствует объёму продаж в количестве 500 изделий. При выпуске изделий менее, чем 500 штук, предприятие терпит убытки - это зона убытков в деятельности предприятия. При выпуске изделий сверх 500 штук, предприятие получает прибыль - зона прибылей простирается от точки безубыточного объёма продаж (500 изделий) до максимально возможного (1000 изделий).
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (запас финансовой устойчивости). Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Графический метод определения порога рентабельности нагляден и прост. Однако он не исключает ошибочных результатов, обусловленных отклонениями в масштабе, нарушениями правил построения и т.д. Поэтому его целесообразно дополнять аналитическим (расчетным) способом определения порога рентабельности.
При реализации аналитического приема могут использоваться два способа определения точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности:
1) исходя из величины маржинального дохода на одно изделие:
2) исходя из общей суммы маржинального дохода:
где П 1 и П -прибыль на единицу продукции и общая сумма прибыли, млн.р./шт. и млн.р./год.
При использовании первого варианта, модифицируя формулу безубыточного объема продаж получим:
где - критический объем продаж, при котором нет ни убытков, ни прибыли- безубыточный объем продаж или порог рентабельности, в натуральном выражении
.
В нашем примере искомый объем реализации продукции в натуральном выражении (), независимо от формулы расчета, равен
шт.
Алгоритм расчета факторов изменения безубыточного объема продаж в натуральном выражении способом цепных подстановок приведен в табл. 1.
Второй и третий варианты определения искомого объема продаж или порога рентабельности используются в том случае, если предприятие производит не один, а несколько видов продукции.
Для использования второго варианта расчета точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности нужно преобразовать график на рис. 1, поменяв местами постоянные и переменные издержки, для того чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов (рис. 2), и обозначив некоторые точки пересечения буквами.
Таблица 1
Фактор |
Алгоритм расчёта |
|
Вариант 1
|
||
1.Суммы постоянных издержек |
|
|
2.Цены реализации изделий |
|
|
3.Удельных переменных издержек |
|
|
Общее изменение безубыточного объема продаж, всего,в том числеза счёт изменения: |
Вариант 2 |
|
1.Суммы постоянных издержек |
||
2.Маржинального дохода на одно изделие |
||
Общее изменение безубыточного объема продаж, всего,в том числе за счёт изменения: |
Вариант 3 |
|
1.Суммы постоянных издержек |
||
2.Маржинального дохода на одно изделие, всего,в том числе за счёт изменения: |
||
2.1.Средней цены реализации изделий |
||
2.2.Удельных переменных издержек |
Рис .2. Зависимость между объемом реализации продукции,
ее себестоимостью и суммой прибыли
Из графика отсюда
где - критический объем продаж = ;
- выручка от продаж =;
- общая сумма маржинального дохода =;
- постоянные издержки = .
Отсюда безубыточный объем продаж или критический объем продаж в денежном выражении:
где - удельный вес постоянных издержек в общей сумме маржинального дохода, в долях;
- средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции, в долях.
Если предприятие производит многономенклатурную продукцию, то
В нашем примере искомый объем реализации в денежном выражении (), независимо от формулы расчета, равен
млн. р./год.
Алгоритм расчета влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж или порога рентабельности в стоимостном выражении приведен в табл.2. (способы абсолютных разниц и цепных подстановок).
Таблица 2
Алгоритм изменения безубыточного объема продаж или порога рентабельности в стоимостном выражении
Фактор |
Алгоритм расчета |
|
1 |
2 |
|
Изменение безубыточного объема продаж, всего,в том числеза счет изменения: |
Вариант 1 |
|
1.Выручки от продаж, всего |
||
2.Суммы постоянных издержек |
||
3.Общей суммы маржинального дохода |
||
Изменение безубыточного объема продаж, всего,в том числеза счет изменения: |
Вариант 2
|
|
1.Выручки от реализации, всего |
||
2.Удельного веса постоянных издержек в общей сумме маржинального дохода |
||
Изменение безубыточного объема продаж, всего,в том числеза счет изменения: |
Вариант 3 |
|
1.Суммы постоянных издержек |
||
2.Среднего удельного веса общей суммы маржинального дохода в объеме реализации продукции, всего,в том числеза счет изменения: |
||
2.1.Удельного веса отдельных изделий |
||
2.2.Удельного веса маржинального дохода отдельных изделий в объеме их реализации или цене изделия, всего, в том числеза счет изменения |
||
2.2.1.Цены реализации изделий |
||
2.2.2.Удельных переменных издержек |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |