Реферат по предмету "Экология и охрана природы"


Социальная и прикладная экология



Министерство образования Республики Беларусь

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

«Социальная и прикладная экология»

Выполнил:

Проверил(а):

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная и прикладная экология

1.1 Социальная экология

1.2 Прикладная экология

Заключение

Литература

Введение

Экология (от греч. -- дом, жилище и наука ) -- это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866г.) в своём капитальном труде “Всеобщая морфология организмов”.

В настоящее время отмечается разнообразие в толковании самого термина «экология»:

1) экология -- одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

2) экология -- комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества;

3) экология -- особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

4) экология -- совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

Выделяют крупные подразделения: общая экология (биоэкология - биологическая дисциплина, исследующая закономерности жизни экосистем, популяций и отдельных организмов), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная. Классификация био-экологии по уровням биотических систем представлена аутэкологией (особей и организмов), синэкологией (экология сообществ), популяционной экологией и пр. В последние годы в связи с возникшими глобальными экологическими проблемами особую актуальность приобретает прикладная экология с различными направлениями. Поэтому экология создает фундамент для решения проблем в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, что необходимо для создания благоприятных условий существования человеческой цивилизации. Американский эколог Ю. Одум (1986) писал: “Когда “наука о доме” (экология) и наука «о ведении домашнего хозяйства» (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы, и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами насчет будущего человечества»

В данной работе рассмотрим понятия прикладная и социальная экология.

С точки зрения основного содержания предмета «Общая экология» есть не что иное, как экология природных систем и учение о природной среде, а «Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и учение о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.

Глава 1. Социальная и прикладная экология

1.1 Социальная экология

Экология социальная -- раздел экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций. Внутри социальной экологии различают: экологию личности, экологию культуры, этноэкологию и др. Так, экология культуры занимается сохранением и восстановлением различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, парков, музеев и др.). Этноэкология изучает взаимосвязь населения с географической средой, формирующей этнос в ходе исторического процесса. Экология народонаселения рассматривает связи между процессами, возникающими в человеческих популяциях под влиянием меняющейся природной и социально-экономической среды в более коротком интервале времени[1, стр.34].

Экология человека (антропоэкология) - комплексная наука (часть социальной экологии), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой обитания. Важнейшей её задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразовывания природных ландшафтов под воздействием деятельности человека. Термин введен амер. учеными Р. Парком и Э. Бюргессом (1921) [3, стр.65].

Глобальная экология - комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные её изменения под влиянием деятельности человека. Глобальная экология призвана изучать взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе. Это связано с тем, что возникли негативные экологические последствия воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами. Антропология - наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов. В антропологии привлекаются данные биологии, молекулярной биологии, генетики, химической палеогенетики, палеогеографии, археологии, геологии и т.д. Она включает изучение биологических (морфологических и физиологических) особенностей Homo sapiens и его ископаемых предков и занимает особое место в системе естественных и социальных наук о человеке [2, стр.23].

Проблемы исторических и социальных условий происхождения человека и систематики рода Homo находится в стадии становления. Среди ученых, не только антропологов и палеогеографов, нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках. С биологической точки зрения это один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов.

В позднем миоцене (11-12 млн. лет) отделилась антропоидная линия, состоящая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант) . Род Homo лишь последнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокупности составляет семейство гоминидов. Это семейство как ветвь эволюции, которая после своего отделения, привела к современному человеку.

Человек как биологическое существо был обречен на вымирание. Его инстинкты были слабо развиты. Человек не был достаточно укоренен в природе и погиб, если бы не обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению. Человек неосознанно подражал животным, что не было заложено природой, но оказалось спасительным его достоинством.

Между человеком и реальностью его бытия возникло огромное пространство. Произошло как бы удвоение реальности, что получило отражение в сфере мысли, сознания. Это пространство можно назвать культурой, где раскрывается творческий потенциал человека. Своеобразие человека в его способности преодолеть собственную видовую ограниченность. Трехмерная стихия-первое условие прогрессивного развития мозга; второе условие - наличие рук; третье условие - социальный строй жизни и система информатики, вынесенная за пределы мозга как его продолжение. Значения, опыт, передача их из поколения в поколение стало одним из решающих факторов социальной среды и наряду с естественным отбором дало большую форму Homo sapiens в борьбе за существование. В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного - культура. Человек-это существо, наделенное культурой. Ни одно животное не создало своей второй природы. Это - прерогатива человека, это - плод его культурной эволюции.

Генетическое исследование человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) показывали, что 97% генов у них идентичные. Это свидетельствует об огромном единстве и однородности человечества. Понятие раса-функция климата и среды обитания отдельной популяции. Разделение на расы лишено было идеологического смысла.

Организм человека развивается неравномерно, по своей специфической временной шкале, отвечающей развертыванию ряда чисел Фибоначчи. Периодичность в жизни человека очевидна. Критические возрасты отвечают следующему ряду: 1,3,5,8,13,21,34,55,89. Младенчество-до года; 1-8-детство; 8-13-отрочество; 13-21-юность; 21-34-молодость; 34-55-зрелость; 55-89-старость. Периодичность возрастов женщин (ряд Люка): 1,3,4,7,11,18,29,47,76,123. Младенчество - до года; 1-7-детство; 7-11-отрочесто; 11-18-юность; 18-29-молодость; 29-47-зрелость; 47-123-старость. Женщины стареют раньше мужчин на 6-8 лет.

Вечной целью человека, стратегией его жизни была независимость от среды обитания, что продиктовано устремлением животного к самосохранению. Естественно, что по мере развития культурной эволюции она помогла человеку в усилении своей независимости. Труд всегда был и остается сознательной деятельностью человека, а человек - субъект труда. Существует биологическая сторона человека как личности. Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. Анализ эволюционного процесса показал, что эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остановится. Ныне современная наука - это сложная система человеческих знаний - условно подразделяется на 3 группы: естественных, общественных и технических наук. В ХХ веке дифференциация науки диктуется необходимостью высокого профессионализма, знания конкретных деталей, без которых невозможны исследования.

Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода потребностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек привык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энергии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые - социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобразовании различных природных ресурсов в потребительские блага. К вопросу об “экологизации” потребления можно подходить с разных позиций: физиологических, нравственных, социальных, экономических. Для любого общества управление ценностной ориентацией потребления - одна из наиболее сложных социальных задач. В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов современного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого - сохранением здоровой среды обитания. Трудности, порождаемые развитием цивилизации, растущая деградация природной среды и ухудшение условий жизни людей порождает необходимость действовать, искать новые концепции общественного развития.

1.2 Прикладная экология

Прикладная экология - изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу составляет система обще экологических законов, правил и принципов.

Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

улучшение качества окружающей природной среды;

сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районов.

Экология прикладная -- раздел экологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды (защита от загрязнения среды токсикантами, рациональное использование природных ресурсов, совершенные технологии в различных отраслях хозяйства и др.). В настоящее время в прикладной экологии довольно успешно развиваются следующие направления: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная и др.

Заключение

Социальная экология и прикладная экология входят в структуру общей экологии.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека.

Прикладная экология призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.

«Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и учение о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.

Литература

Радкевич В.А. Экология: Учебник. / Радкевич В.А.- 3-е изд., переработано и дополнено - Мн.: Высшая Школа, 1997 г.-354 с.

Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие / В.Н. Киселев- МН.: 1998 г.-564с.

Чернова Н.М., Былова А. М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов / Н.М.Чернова, А.М. Былова - 2-е издание, переработанное - М.: Просвещение, 1988 г. - 345с.

www. ecology.by. Социальная и прикладная экология.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Навигация и Лоция
Реферат Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском и русском языке
Реферат Nature Vs Nurture Debate Essay Research Paper
Реферат Финансовые коэффициенты, классификация и функции, формирование базы для сравнения коэффициентов
Реферат Програма провідник Основні прийоми роботи із програмою Провідник опис усіх пунктів меню
Реферат Анализ и предложения по совершенствованию технологии возделывания сахарной свеклы
Реферат Оцінка результатів маркетингового аналізу міжнародного середовища та можливої реакції компанії на зміни в середовищі. Сутність спільного інвестування як стратегії виходу фірми на зовнішній ринок
Реферат China Its Cultural And Managerial Style
Реферат Конструктивный расчет ванн
Реферат История развития геометрии
Реферат Проектування інформаційної системи збору даних землевпорядкування для автоматизації процесу оцінки
Реферат Формирование цен на основе затрат предприятия
Реферат Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)
Реферат Анализ существующих типов организационных структур. Традиционные и новые структуры
Реферат Шпоры по Истории первый курс ЧГУ