2
Содержание
Введение
Обоснована необходимость гармонизации самых разнообразных социально-экономических, экологических, информационных, интеллектуальных потребностей и интересов граждан в условиях формирования посттрансформационного общества. Проанализировано экологическое состояние окружающей природной среды учитывая позитивные сдвиги в национальной экономике. Раскрыта сущность, сформулирована цель, определено задание, очерчены целостные ориентиры и принципы формирования единого эколого-экономического пространства страны как метода управления региональным развитием на основе учета общественных интересов общин, которые проживают на определенной территории.
Весь процесс созидания человеческой цивилизации от ее истоков и до наших дней обусловлен стремлением человека к самосовершенствованию и реализации своих потенциальных возможностей в части расширения и создания разнообразия собственного жизненного пространства, которое охватывает практически все сферы общественной деятельности: экономику, политику, идеологию, культуру, религию, науку и знания, образ жизни, среду жизнедеятельности, и т.п. В научной литературе реальное жизненное пространство человека рассматривается не как изотропная поверхность, а как целостное поле разнообразных взаимосвязанных элементов, соотношение и взаимное размещение которых создают условия для человеческой жизни и деятельности.
Под гармонизацией эколого-экономического пространства мы рассматриваем такую среду жизнедеятельности граждан, в которой обеспечивается наивысшая степень согласованности и сбалансированности между социально-экономическими, экологическими, технологическими, нравственно-эстетическими потребностями и интересами общества, которые были бы реализованы не только в краткосрочной, а главное - в долгосрочной перспективе развития государства.
С методологической точки зрения, экономическое пространство рассматривается как емкое понятие, имеющее плотность, которая определяется природными ресурсами, объемом валового регионального продукта, численностью населения, количеством основного капитала в расчете на единицу площади; территориальную организацию, которая характеризуется дифференциацией, концентрацией, структурой занятости по сферам деятельности и по территории; согласованность и урегулированность; сбалансированность и пропорциональность, которые включают показатели интенсивности экономических связей между компонентами пространства, сбалансированности региональных пропорций, уровня развития транспортных систем и инженерных сооружений, мобильности обеспечения потребностей в товарах и услугах.
В силу интенсивности и масштабности глобализационных процессов в мире дальнейшее социально-экономическое развитие в Украине во многом зависит от достижения приемлемого уровня техногенно-экологической безопасности и обеспечения самовоспроизводства окружающей природной среды (ОПС) в условиях усиленной антропогенной нагрузки на ее элементы, обусловленной постоянным ростом разносторонних потребностей человека, бурным развитием НТП. Обострение проблем современной цивилизации происходит на фоне ухудшения качества ОПС, что влечет за собой необходимость формирования качественно новой парадигмы сосуществования человека с этой средой.
Для удовлетворения все возрастающих потребностей человека необходимо, в свою очередь, использовать все большее количество природных ресурсов, что отрицательно влияет на их способность к саморегуляции и самовоспроизводству. Так, по оценкам экспертов, порог допустимости влияния на биосферу составляет приблизительно 1-2% антропогенного потребления ее первичной продукции. Хотя современное ее потребление находится уже на уровне 7-10%, все же биосфера еще может возвратиться к сбалансированному состоянию. При условии дальнейшего роста антропогенного влияния биосфера утратит равновесие, что может привести к очень тяжелым катастрофическим последствиям. Весь планетарный потенциал биоты будет работать уже не на поддержание условий, пригодных для жизни, а на загрязнение ОПС.
Разрушение природных систем подрывает устойчивость экосистем, что отрицательно влияет на экономические процессы, сдерживая общественное воспроизводство, снижая скорость накопления совокупного капитала и ограничивая возможности для дальнейшего экономического и социального развития.
В таких условиях все острее встают проблемы подрыва основ экологической безопасности страны, которую необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую общенациональных и общечеловеческих ценностей нашего бытия. Определение социально-экономических, политических и научно-технических приоритетов развития государства должно базироваться на принципах экологического равновесия и рационального природопользования. Экономическая стабильность ни при каких условиях не должна достигаться за счет экологической безопасности. Собственно, без последней не возможна и сама экономическая стабильность, ведь при отсутствии экологически сбалансированных природопользования и производства существует постоянная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Целью написания данной работы является научное обоснование путей гармонизации общественных отношений в соответствии с современными требованиями рационального природопользования, а также на этой основе - обозначение задач и основополагающих принципов формирования единого эколого-экономического пространства как целостной конструкции дальнейшего развития общества.
Гармонизация единого эколого-экономического пространства Украины
Базой для обеспечения единства эколого-экономического пространства выступает регион, поскольку именно он рассматривается не только как "функционально-компонентная, структурно-отраслевая целостность, но и пространственная, что предполагает определенное размещение компонентов природной, социальной и экономической сред в пространстве, их пространственную неделимость".
Активизация регионального развития в нашей стране возможна лишь в условиях согласованности и сбалансированности разновекторных, а временами и противоположных потребностей и интересов человека. С каждым годом все убедительнее становится тот факт, что без кардинального решения экологических проблем достижения в социально-экономической сфере практически утрачивают свою актуальность.
По официальным данным, доля относительно чистых территорий в Украине составляет лишь 7% общей площади, условно чистыми признаны около 8% земель, а малозагрязненными - 15%. Остальное (свыше 70%) - это территории с опасными для человека условиями жизнедеятельности, при этом 1,7% общей площади страны отнесены к категории "территории экологического бедствия".
Наибольшую техногенную угрозу несут 11 тыс. предприятий и организаций, осуществляющих вредные выбросы в воздушный бассейн. В 2006 г. от них в атмосферу поступило 4,8 млн. т загрязняющих веществ, что на 358 тыс. т (или на 8%) больше, чем в 2005 г. Из общего количества выбросов (4 млн. т) 84% химических веществ и их соединений оказывают парниковый эффект и отрицательно влияют на климат. Нагрузка выбросов от стационарных источников загрязнения в расчете на 1 км2 территории достигла 8 т вредных веществ, а в расчете на душу населения - 103 кг. Однако в некоторых регионах эти показатели значительно превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области выбросов в расчете на 1 км2 было больше в 7,8 раза, а в расчете на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно, в 4,3 и 3,1 раза, в Луганской - в 2,4 и 2,1 раза, в Ивано-Франковской - в 2,4 и 3,1 раза, в Запорожской области - в 1,2 и 1,4 раза. Предприятиями Киева в расчете на 1 км2 территории было выброшено 31,6 т загрязняющих веществ, что превысило средний показатель по стране в 4 раза.
С начала 1997 г. до конца 2006 г. в Украине зарегистрировано 4238 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2319 - техногенного, 1506 - природного и 413 - социально-политического характера. Материальные убытки, причиненные национальной экономике, оцениваются почти в 6,1 млрд. грн. .
Несогласованность между экономическими реформами и экологической политикой в государстве отрицательно сказывается на имидже Украины на международной арене. В 2006 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) впервые был опубликован индекс экологических достижений (Environmental Performance Index) государств мира. Каждая страна оценивалась на основе 16 критериев, сгруппированных в 6 групп: "Экологическое здоровье", "Качество воздуха", "Состояние водных ресурсов", "Биологическое разнообразие", "Продуктивность природных ресурсов" и "Устойчивое энергетическое развитие". Оценивание происходило по 100-балльной шкале, где 100 - высший результат и 0 - низший. Украина заняла 51-е место (71,2). В первую пятерку государств, достигших наибольших успехов в экологической сфере, вошли: Новая Зеландия (88), Швеция (87,8), Финляндия (87), Чехия (86), Великобритания (85,6). А Украина, по оценке американской организации Blacksmith Institute (2007 г), относится к государствам с наиболее сложной экологической ситуацией.
Совокупные масштабы прямых и опосредованных потерь (человеческих, экономических, интеллектуальных и др.) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с каждым годом возрастают на 10-30% и приближаются к критической отметке. В случае же ее достижения ни одно государство мира (включая Украину) не сможет самостоятельно компенсировать такие потери за счет собственных ресурсов. Для разрешения этих противоречий необходимо обеспечить целенаправленную ориентацию и использование более значительной части научно-технического, материального и производственно-хозяйственного потенциала всего мирового сообщества.
С этой целью в Программе деятельности Правительства "Украинский прорыв: для людей, а не для политиков" четко определены приоритеты в части необходимости обеспечения гармоничного развития человека на основе формирования гражданского общества, высокой культуры, качественного образования и медицины, чистой ОПС, реализации права на труд, гарантии социальной защиты, повышения благосостояния населения.
Дальнейшее социально-экономическое развитие страны и ее регионов во многом будет зависеть от уровня и возможностей сбалансирования разнообразных форм природопользования. Ведь каждая единица вновь созданной продукции (в отрасли добычи и переработки полезных ископаемых, в химической и нефтехимической промышленности, в сельском хозяйстве) обусловливает необходимость расходования определенного количества природных ресурсов, что создает дополнительную нагрузку на элементы ОПС. Такой кругооборот созидания материальных благ дает основания для вывода о том, что по мере исчерпания природных ресурсов динамика экономического роста постепенно утрачивает свою актуальность. В этом контексте представляет интерес научная позиция о том, что "само по себе увеличение продукции (услуг) без совершенствования ее структуры, обновления основных фондов, расширения разведывательной природноресурсной базы и повышения квалификации кадров не имеет долговременной перспективы. Достижения социальных, экологических и материально-производственных результатов скорее всего нельзя противопоставлять друг другу. Все они неразрывно связаны между собой и лишь в своей совокупности могут обеспечить устойчивость в целом".
Взаимосвязь и взаимозависимость системоформирующих факторов общественного развития обусловливают необходимость соблюдения закона биосферосовместимого равновесия, сущность которого сводится к следующему: "Любая природная система независимо от иерархически построенного уровня сложности относится к категории, сбалансированной по своему развитию и устойчивости своего положения, если каждый внутрисистемный ее элемент выполняет строго заданную, целевую направленность природо-хозяйственной деятельности, вносит при этом определенный положительный вклад в общее укрепление целостности и единства системного образования".
В силу содержания упомянутого закона, можно утверждать, что необоснованные эколого-экономические решения могут повлечь за собой подрыв самого каркаса экономической системы как отдельно взятого региона, так и страны в целом. В таком случае весь природохозяйственный процесс утрачивает свой смысл, то есть возможность компенсировать все возрастающую ограниченность экологических благ и совершенствовать их качественный состав за счет экономических манипуляций. При этом вектор структурных преобразований замедляет положительную ориентацию и становится слишком уязвимым к разнообразным рискам, связанным с разбалансированностью регионального развития. Все это влечет за собой цепную реакцию разрушения региональной структуры, подрыв возможностей экономического роста, утрату стимулов к расширению выпуска экологически чистой продукции, потребность в которой ежегодно только увеличивается.
Разбалансированность экономических интересов цивилизации, неуклонно усиливающаяся стремительной эволюцией НТП и экологическими возможностями удовлетворять все возрастающий спрос на разнообразные общественные блага, повлекла за собой появление нового направления исследований - по обеспечению устойчивого пространственного развития страны. Основные направления такого развития заложены в "Руководящих принципах устойчивого пространственного развития Европейского континента", сформулированных Европейской конференцией министров регионального планирования в Ганновере (2000 г).
За последние годы в странах ЕС с целью поиска компромисса между необходимостью повышения экономической эффективности функционирования хозяйства и соблюдением социальной справедливости в части обеспечения экологической безопасности широко исследуются вопросы управления пространственным развитием территорий. Понятие пространства многогранное, поскольку существуют научные наработки представителей географической, геополитической, социологической, экономической, социальной, экологической и других школ, а также специалистов по регионалистике, которые использовали философскую категорию пространства для характеристики отношений между географическими объектами, расположенными на одной территории.
Основателем геополитической науки - немецким географом Ф. Ратцелем - пространство рассматривается как определенная биогеосфера, дающая человечеству жизненную энергию, которая, в свою очередь, отражается в безграничном теле этноса существующего конкретного пространства, где характеристики почв и народов, проживающих на них, формируют и развивают характеристики государства.
Понятия эколого-экономического пространства и пространственного развития приобретают особую актуальность в процессе трансформационных преобразований, которые сегодня глубоко проникли во все сферы общественной жизни. Обострение политических, социально-экономических, экологических, демографических и гуманитарных проблем обусловлено отсутствием целостной стратегии управления территориальным развитием Украины. Ведь именно на уровне регионов сконцентрирован тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.
Придерживаясь общеевропейских и мировых тенденций к усилению роли регионального самоуправления, важно определить эколого-экономический пространственный потенциал как отдельных регионов, так и страны в целом. Рациональное использование ресурсных возможностей регионального пространства может быть направлено на достижение сбалансированного социально-экономического и экобезопасного развития пространственных формирований. Пространственный потенциал характеризует возможный уровень использования социально-экономических и экологических функций, раскрывающих возможную степень участия пространства в удовлетворении разнообразных общественных благ.
Ученые Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины, доктора экономических наук И.К. Быстряков и Л.Г. Чернюк рассматривают пространство как единство и целостность всех биогеосфер (территории, акватории, аэротории), где происходит хозяйственная деятельность, обусловленная развитием НТП и ростом общественных потребностей. Это влечет за собой необходимость дополнительного включения в хозяйственную деятельность все новых компонентов природы, причем не только тех, которые находятся на территории или в акватории, но и тех, которые расположены в недрах земли, глубинах морей и космическом пространстве. Экономическая деятельность объединяет природу и общество в целостную пространственную систему, тем самым изменяя экономическое пространство и сохраняя его рост, а также одновременно активизируя хозяйственную деятельность региональных структур разнопрофильного характера. Обеспечение соответствующих стандартов качества управления региональным развитием предусматривает необходимость обоснования целей, определения задач и разработки механизма их реализации в рамках формирования единого эколого-экономического пространства (см. рисунок).
Гармонизация и синхронизация разновекторных интересов общества в системе единого эколого-экономического пространства должны происходить с учетом концептуальных положений, обеспечивающих их оптимальную трансформацию в условиях нерационального использования природноресурсного потенциала страны:
существенное повышение роли эколого-экономического фактора в процессе создания, распределения и потребления природноресурсних благ, сконцентрированных на территории конкретного региона;
определение приоритетности экологической политики, которая должна быть направлена на повышение уровня экологической безопасности страны и ее регионов, сохранение ОПС и здоровья людей, охрану и приумножение биологического разнообразия растительного и животного мира;
ускорение реализации на государственном уровне человекоцентристской политики, которая должна отстаивать, прежде всего, базовые ценности человека (гражданина), к которым относится защита социо - и эколого-экономических интересов (лишь в таком, трехмерном, измерении развития можно отыскать те точки касания, которые позволят сбалансировать шаткое равновесие между все возрастающими общественными потребностями и катастрофически исчезающими возможностями удовлетворять их);
создание условий для гуманизации среды, что предполагает переход от количественных параметров жизни к качественным, которые в целом необходимо рассматривать как комплексную характеристику степени удовлетворения самых разнообразных потребностей и интересов людей, сформированных условий жизнедеятельности для свободного развития отдельной личности и общества в целом;
активизация инвестиционно-инновационной деятельности в регионе, сориентированной на экологизацию экономических систем, за счет ряда организационно-технологических мер, направленных на реструктуризацию сферы производства и потребительского спроса, технологическую конверсию, рационализацию природопользования, трансформацию природоохранной деятельности, а также путем реализации как на макро - и микро-, так и на мезоуровне;
формирование законодательно-нормативной базы по единому эколого-экономическому пространству, с определением четких приоритетов региональной политики и регулированием отношений субъектов регионального пространства для обеспечения удовлетворения общественных потребностей;
широкое использование опыта зарубежных стран - особенно государств ЕС (Германии, Франции и др.) и России - в части пространственного обустройства территорий в соответствии с требованиями времени, а также с учетом необратимых процессов глобализации и регионализации, происходящих сегодня во всем мире.
Формирование эколого-экономического пространства предусматривает единство его составляющих - компонентов системы связей, имеющей характер целостной структуры. Эффективность и динамизм функционирования пространственных систем зависят от степени их соответствия следующим принципам:
установление единых правил и требований по экологически обоснованному хозяйствованию, которое не приводит к резким изменениям в природноресурсном потенциале, а поддерживает и повышает продуктивность природных комплексов или отдельных природных объектов, облагораживая их;
использование единых требований к хозяйственной деятельности, при которых не нарушается способность биосистем к самовоспроизводству, самоочищению и саморегулированию, развиваются и расширяются рекреационная, оздоровительная и курортная инфраструктуры, а также улучшаются эстетические характеристики ландшафтов и условия проживания в целом;
внедрение единых инструментов экологизации природоохранной деятельности (экологической экспертизы, экологического аудита, экологического страхования) в контексте обеспечения устойчивого развития региона
укоренение единой эффективной налоговой и бюджетной политики по охране ОПС;
усиление эколого-экономической ответственности субъектов хозяйствования за экодеструктивное влияние реципиентов на ОПС;
воспроизводство сбалансированной системы природопользования и экологизации технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве и на транспорте.
Реализация целей, выполнение задач и соблюдение принципов формирования единого эколого-экономического пространства позволят создать оптимальные условия для жизнедеятельности населения, функционирования хозяйствующих субъектов и их экологической безопасности. Необходимость введения пространственного подхода к формированию региональной политики объясняется тем, что сам регион рассматривается как совокупность человеческих, производственных, природноресурсных, функциональных и информационных составляющих, рациональное сочетание которых позволит решить конкретные социальные, экономические и экологические проблемы на пути к гармонизации развития страны.
Такой системный подход к решению самых современных проблем сегодняшнего дня позволит получить синергетический эффект, ценность которого заключается в возвращении ОПС самой главной способности - к самоочищению и самовоспроизводству.
Выводы
1. Формирование единого эколого-экономического пространства Украины обеспечит условия для системной гармонизации социально-экономических, экологических и других потребностей и интересов общества, создаст необходимые условия для всестороннего развития человека (гражданина), не нарушая при этом хрупкого равновесия в ОПС. Именно комплексное, пространственное использование эколого-экономического потенциала во времени позволит перейти к качественно новому измерению стандартов жизни в системе координат "человек - экономика - экология".
2. Исследования эколого-экономической ситуации в Украине свидетельствуют о существенной разбалансированности и несогласованности социально-экономических трансформаций и проблем охраны ОПС. Встает вопрос о необходимости пространственной организации территорий, которая предполагает эффективное сочетание и оптимальное взаимодействие производственных, технико-экономических, социальных, экологических и гуманитарных сфер жизнедеятельности человека.
3. Процесс гармонизации эколого-экономического пространства предполагает коренные изменения в самой структуре управления национальной экономикой. Первостепенное значение приобретают проблемы определения приоритетности экологической политики при принятии тактических и стратегических решений в сфере экономики; создания условий для гуманизации среды и обеспечения свободного доступа человека к общественным благам; воспроизводства благоприятной инвестиционно-инновационной модели регионального развития как основы для интеграции в мировую конкурентную среду. В этом контексте важным является применение системного подхода к законодательному, экономическому и институциональному научному обеспечению основ для формирования эколого-экономического пространства, построенных на принципах единства, целостности, эффективности, социально-экономической справедливости, пропорциональности, сбалансированности и приоритетности в общении между человеком и природой.
Литература
1. Павліха Н.В. Управління сталим розвитком просторових систем: теорія, методологія, досвід. Монографія. - Луцк, 2006, с.14.
2. Бистряков І.К. Економічний простір: аспекти методологічного визначення. - К., СОПС Украины HAH Украины, 2006, с.1
3. Муравных А.И. Всеобщее управление экологической безопасностью. "Экономика природопользования" № 1, 2007, с.14.
4. Віленчук О.М. Формування системи страхування екологічних ризиків. Монографія. - Житомир, 2007, с.37.
5. Поповкін В.А. Регіонально-цілісний підхід в економіці. - К., "Наукова думка", 1993, с. 19.
6. Данилишин Б.М. Природно-техногенні катастрофи: проблеми економічного аналізу та управління. Монографія. - К., "Нічлава", 2001, 260 с.
7. Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на Земле. - М., 1901, с.131.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |