Содержание
Введение
1. Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
2. Проблемы формирования и пути совершенствования налоговой системы в РФ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
- конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.
1. Состав и структура доходов в бюджетной системе Российской Федерации
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на прибыль;
4) налог на доходы физических лиц;
5) государственная пошлина;
6) водный налог;
7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
8) единый социальный налог;
9) налог на добычу полезных ископаемых.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Рассмотрим подробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории РФ НДС введен в 1991 году. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.
Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18%.
Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:
- организации;
- лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
- индивидуальные предприниматели.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога;
- передача имущественных прав;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС. В ст. 149 НК РФ определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:
1) предоставление в аренду арендодателем на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России.
2) реализация товаров, а также передача, выполнение, оказание, услуг для собственных нужд на территории РФ: медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период - один квартал.
Налогоплательщики с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб. вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом. При реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
Акцизы, как и НДС, - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС и таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2001 году 19,2%, в 2002 - 18,3%.
НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами: спирт этиловый; алкогольная продукция (водка, вина, коньяки); пиво; табачные изделия; автомобили легковые и мотоциклы; бензин автомобильный; моторные масла для двигателей; прямогонный бензин.
Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектом обложения акцизами признаются следующие операции:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;
- реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;
- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и другие операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.
Налоговый период для налогоплательщиков акцизов - календарный месяц, исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.
Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее числа месяца, следующего за отчетным.
Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.
Еще одним важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций, который обеспечивает около 20% всех его доходов. Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.
В отличие от первого этапа налоговой реформы, в котором налог на прибыль играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
С 1 января 2002 года в соответствии с введенной в действие гл.25 НК РФ снижена базовая ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов деятельности и субъектов налоговых отношений.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
1) 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
2) 20% - со всех остальных доходов за исключением доходов по ценным бумагам.
По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
1) 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
2) 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция РФ относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех лиц, осуществляющих деятельность на территории страны. Это во многом обусловлено тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит в целом экономическое состояние государства, формирование бюджетов различных уровней, а значит, и стабильность выплаты заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.
В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между субъектами налогового права - организациями и физическими лицами. В таких правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.
Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения в РФ уводится до 40% всех поступлений фирм. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - ее усложненность. Это выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.
Не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.
Выход из бюджетного кризиса может быть найден путем увеличения доходов бюджета. Учитывая тяжелое финансовое положение, основным массам отечественных товаропроизводителей такой путь может показаться далеко не лучшим.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения, которая должна зависеть от массы произведенной продукции.
В России с начала 90-х годов доля НДС в налоговых поступлениях падает, что объясняется как снижением ставки НДС, так и уменьшением уровня собираемости налога. В последние годы величина поступлений НДС и подоходного налога в России была значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Это объясняется гораздо более низкой долей денежных доходов населения. Оценка ситуации показывает, что налоговая система РФ не является жесткой, уровень налогообложения не слишком велик и не слишком превышает средний показатель в странах с аналогичным уровнем экономического развития.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения, Правительством РФ были определены приоритетные направления реформы налоговой политики, направленной на поиск путей увеличения налоговых доходов государства:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной части бюджета.
Поэтому весь смысл проводимой налоговой реформы (согласно НК РФ) можно свести к нескольким основным позициям:
- снижение налоговой нагрузки;
- сокращение числа налогов;
- уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.
С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
Не мене важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны на значения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматриваются как нормальный экспорт, и экспортеры получили возможность предъявлять к вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.
Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002г., что определено в гл.25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех льгот.
В целях дальнейшей стабилизации налогового бремени с 1 января 2005 года снижены ставки единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения, и не секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработной платы вынуждает многих работодателей выплачивать «черную» зарплату.
Изменились и пропорции распределения полученного ЕСН:
- 20% (вместо 28) - в федеральный бюджет;
- 3,2% (вместо 4) - в Фонд социального страхования;
- 0,8% (вместо 0,2) - в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;
- 2% (вместо 3,4) - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В плане реализации задачи снижения налогового бремени также произошло введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%. Наибольший рост поступления доходов в бюджетную систему России произошел 2001-2002гг. именно по этому налогу, что дает основание для вывода о прямой связи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений.
Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2004 года налога на реализацию ГМС, в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. - прямогонный бензин.
Важные изменения с 2004 года произошли в системе имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог с наследования и дарения). Имущественные налоги должны стать стабильным источником дохода региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания - стимулировать эффективное использование имущества.
Проводимая налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечение в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Таким образом, в 2005 году в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общее направление - сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Современная налоговая система РФ введена в действие с 1 января 1992 года на основе закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991 года. Несовершенство этого закона связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в России с 1 января 1999 года введена часть первая НК РФ.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Список литературы
1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004 г.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов, - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 г.
3. Бюджетный кодекс РФ.- М.: «Омега-Л», 2005 г.
4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы и статистика, 2001г.
5. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003г.
6. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. с 71-72//Налоги и налогообложение, №2, 2005
7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е издание перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2002
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |