Введение
Аутогенная тренировка представляет собой идеальный способ укрепления здоровья, открывает путь к избавлению от болезней, в основе которых лежат нарушения психической деятельности... X. Лиидеман
Врач-практик, Иоганн Генрих Шульц, ездил в Индию, где познакомился с учением и системой йогов. Дома, в Германии, занимаясь лечением больных, часто пользовался гипнотическим внушением. После каждого сеанса он требовал от своих пациентов письменного отчета о тех ощущениях и переживаниях, которые они испытывали во время гипноза. Анализируя множество самоотчетов, Шульц обнаружил интересные закономерности, в частности у многих пациентов возникали чувства тяжести и тепла в конечностях. Оказалось также, что те больные, которые невольно, сами не зная почему, повторяли про себя слова внушения, произносимые врачом, поправлялись быстрее и лучше, чем те, которые вели себя во время гипнотизации совершенно пассивно.
Тогда Шульц решил, что есть смысл свести процедуру гипнотического внушения к нескольким точно сформулированным фразам и научить больных пользоваться этими фразами, которые были названы «формулами самовнушения», и применять их как для ликвидации болезненных явлений, так и для поддержания хорошего самочувствия после выздоровления.
Опыт самовнушения оправдал себя. Продолжая обучать своих пациентов пользоваться формулами, Шульц постепенно создал оригинальный метод самовнушения, который назвал аутогенной тренировкой. Термин «аутогенная» составлен из двух греческих слов: «аутос» - сам и «генос» - род. Следовательно, «аутогенная» переводится как «самопорождающая» тренировка, в процессе и в результате которой человек сам себе оказывает необходимую помощь.
Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней : низшей и высшей. Первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение, вторая предполагает переход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развития психики. Для овладевания первой ступенью требуется в среднем 3 месяца ежедневных занятий по 10-30 минут. На овладевание второй ступенью аутогенной тренировки уходит около 8 месяцев тренировок. Ели первая ступень довольно скоро получила признание почти во всем мире, то второй занимается лишь немногие специалисты, так как, чтобы овладеть ею, требуется все же много времени и упорства, чего (и первого и второго) у большинства почему-то не хватает.
Заслуга Шульца состоит в том, что он связал обыкновенные слова с простыми, легко достижимыми физическими ощущениями. Что это действительно так, может убедиться каждый.
В аутогенной тренировке привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. С аутогенной тренировкой связаны проблемы управления и адаптации поведения.
Широко распространено мнение, что аутогенная тренировка - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов аутогенной тренировки, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния.
Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности.
Аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием аутогенной тренировки улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.
1. Применение аутогенной тренировки у спортсменов
1. Снижение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности
Существующие независимо от нас эмоции отражают наше отношение к окружающему, позволяет оценивать происходящее сточки зрения значимости для организма. Тесно взаимосвязаны с ориентировочной реакцией и биологически целесообразны, т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в новых условиях.
Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства, волнения во время публичного выступления, в спорте.
Для мышечной релаксации овладевают 1 и 2 стандартными упражнениями. Лицам, страдающим страхом перед публичным выступлением рекомендуется вызывать образы, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.
2. Регуляция сна.
Аутогенная тренировка позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время. Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния покоя. Релаксация переходит в сон. Для пробуждения применяют самовнушение.
3. Краткосрочный отдых.
Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.
4. Активизация сил организма.
С помощью аутогенной тренировки возможно устранение сонливости, вызов чувства бодрости, подготовка к действию. Для этих целей возможно самовнушение стенических эффектов: гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью. Возможно прямое самовнушение чувства бодрости по окончании сеанса аутогенной тренировки.
5. Укрепление воли, коррекция поведения, характерологических особенностей и мобилизация личностных ресурсов.
Для укрепления волевой активности применяют метод самовнушения в состоянии релаксации. Формулы индивидуальны, но краткие и в утвердительной ферме. Например: «Намерения тверды», «Намеченное выполню».
Для борьбы с вредными привычками, корректировки нежелательных характерологических особенностей применяются формулы: «Уверен в себе», «Я людям приятен», «Говорю тихим голосом», «Спокоен, всегда спокоен» (повторять следует 5-10 раз в покое или прибегая к элементам внушения).
Применение аутогенной тренировки позволяет ускорить обучение и повысить эффективность работы. При этом удается повысить скорость ответных реакций, установить внимание, улучшить оперирование данными, способность распознавать сигналы, а также стабилизирует эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях.
Аутогенная тренировка способствует подготовке человека к пребыванию в экстремальной обстановке, понижает эмоциональную напряженность ситуационно обусловленную, повышает скорость адаптации. С помощью Аутогенной тренировки можно также влиять на концентрацию внимания, объем памяти и влиять на биоритмы.
Важность специальной психологической подготовки в современном спорте трудно переоценить. Сегодня, уровень физической и технической подготовки у ведущих спортсменов практически выровнялся. Стабильно побеждают те спортсмены, чей уровень психологической подготовки выше. Т.е. те, кто лучше научился управлять своим функциональным состоянием.
Как часто мы слышим, что выступлениям наших спортсменов помешала именно низкая психологическая подготовка. Т.е. на тренировках они показывают выдающиеся результаты, а на соревнованиях не выдерживают повышенную психологическую нагрузку. Тем более странным кажется игнорирование многими тренерами огромных возможностей психической саморегуляции вообще и аутогенной тренировки, как наиболее эффективного метода освоения навыков психической саморегуляции, в частности. Видимо, здесь играет роль не только консерватизм наших тренеров, но и элементарная неосведомленность и отсутствие хороших специалистов.
2. Аутогенная тренировка и восстановление сил после интенсивных нагрузок
Использование аутогенной тренировки для отдыха и восстановления сил - самое очевидное применение этого метода в спорте. Ускорению восстановительных процессов в организме под действием аутотренинга посвящено множество исследований. Особенно эффективен самовнушенный сон-отдых на определенное время. При этом его длительность может широко варьироваться в зависимости от обстоятельств и вида спорта. Так, например, в перерывах между выступлениями гимнасты имеют возможность погрузиться в самовнушенный сон на 15-20 минут, тогда как у боксеров весь отдых между раундами составляет всего несколько минут. Но даже в этом случае самовнушенный отдых в течении 30-40 сек. может быть весьма эффективным. При этом, может быть запрограммирована не только длительность сна, но психофункциональное состояние, необходимое при пробуждении. Т.е., переход от отдыха к оптимальному функциональному состоянию может быть очень коротким.
Не менее важно обеспечить качественное восстановление сил спортсмена в период интенсивных тренировок. Очень хорошие результаты в этом плане дает получасовой самовнушенный сон-отдых непосредственно после интенсивной тренировки. Большинство спортсменов - школьники и студенты. Совмещать спорт и учебу бывает очень не просто. Особенно, если стараться добиться успехов и в том и другом деле. Поэтому так важно обучать приемам саморегуляции в самом начале спортивной карьеры. Тем более, что в детстве любое обучение дается значительно легче.
Вывод
Характерологические особенности могут серьезно влиять на успех любой деятельности вообще и спортивной в частности. Коррекция личностных особенностей - задача сложная и многоплановая. Способность к самовнушению, которая вырабатывается в процессе освоения аутогенной тренировки, переводит эту задачу из разряда желаемых, в разряд реально достижимых. Метод аутогенной тренировки эффективно решает эту важную задачу.
Одной из проблем современного спорта являются высокие тренировочные нагрузки. При этом, на пике формы часто значительно снижается иммунитет и может произойти досадный срыв перед самым ответственным стартом. Активное использование приемов психической саморегуляции помогает спортсмену повышать свои результаты без дополнительного увеличения физических нагрузок. Спортсменам и тренерам важно понять, что способности управлять психическими процессами и целенаправленной тренировке этой способности нужно уделять не меньшее внимание, чем другим видам подготовки.
Список использованной литературы
1.Алексеев А.В. «Себя преодолеть» изд. Физкультура и спорт 1982г.
2.Дубровский В.И. «Гигиена физического воспитания и спорта» изд. «Владос» 2003г.
3.Купчинов Р.И. «Физическое воспитание» изд. Тетра системс 2006г.
4.http://www.psylist.net/sport/at1.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |