19
Министерство образования и науки Украины
Открытый международный университет развития человека “Украина"
Горловский филиал
Кафедра физической реабилитации
Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Методы исследований в физической культуре и спорте,
физической реабилитации
ТЕМА: Анализ документальных статистических материалов
Выполнил:
студент 2-го курса группы ФР-06
дневного отделения
факультета “Физическая реабилитация"
Шевель Павел Игнатьевич
2008
Содержание
Анализ документальных материалов
Многие стороны физического воспитания находят свое отражение в различных документах (планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований, руководящих материалах и сводных отчетах спортивных организаций, материалах инспектирования, учебных планах и программах, врачебно-физкультурных картах и пр). Они преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.
Анализ дневников тренеров и спортсменов дает возможность выявить:
1) направление учебного процесса;
2) основные средства и систему их применения, в том числе комплекс применяемых упражнений и удельный вес в нем тех или иных упражнений;
3) объем и интенсивность тренировочных нагрузок;
4) спортивно-технические показатели, число соревнований;
5) самочувствие спортсменов, их субъективную оценку эффективности применяемых упражнений;
6) основные методы тренировочной работы.
Анализ личных дневников сильнейших спортсменов мира позволил сопоставить величину тренировочных нагрузок с динамикой спортивных результатов и на этой основе сделать вывод о характере изменения нагрузки по периодам тренировочного цикла (Л.П. Матвеев, 1964). Получить эти данные, пользуясь другими методами, было бы невозможно.
Очень ценными объектами исследования служат результаты соревнований. Известно, что спортивные результаты - это итог многолетней тренировочной работы во всех ее аспектах.
Особенную пользу метод анализа документальных материалов приносит на самых ранних стадиях исследования, когда идет еще "разведка" темы, определение ее актуальности и поиск наиболее эффективных способов решения.
Известно, что многие проблемы физического воспитания в свое время не нашли отражения в публикациях. В этом случае только изучение архивных материалов позволит не "открывать давно открытое", избежать ошибок и пойти по верному пути.
Данный метод является одним из старейших методов в науке. Его конкретные формы чрезвычайно многообразны и подвергаются постоянным изменениям в соответствии с изменениями документации на том или ином этапе развития общества. В каждой стране имеются характерные типы документов и нормы обращения с ними, которые систематически видоизменяются. В настоящее время не существует единой классификации документов, и усилия специалистов направлены на разработку признаков, по которым можно было бы строить различные классификации (Г.М. Андреева, 1972).
Печатные документы - это постановления партии и правительства по вопросам развития физической культуры в стране, постановления и решения местных органов (исполкомов, комитетов, отделов народного образования и пр), газетные статьи, а также публикации планов учебных занятий в разных изданиях научно-методического характера.
На кинопленку и магнитную ленту может быть записана как первичная информация (образно говоря, "с натуры"), так и вторичная (с теле - и радио - передач).
Рукописные документы - это документы, отражающие планирование учебного процесса (рабочие планы, конспекты, графики и т.п.), а также дневниковые записи тренера и спортсмена, протоколы соревнований.
К общественным документам относятся те, которые не имеют авторства (например, решения Комитетов по физической культуре и спорту) и размножены для широкого пользования. Надо помнить, что не все общественные документы являются официальными.
Данный тип документов целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо получить событийную информацию (информацию о минувших событиях, явлениях) для воспроизведения прошлого, которая акцентирует внимание на том, что говорится в том или ином документе, т.е. имеет историческую направленность. Очевидно, что общественные документы имеют в этом случае преимущества перед личными, так как не требуют "нейтрализации" возможного субъективизма, заложенного в личных документах.
Классическим примером личного документа является дневник тренировок спортсмена. Личный документ может быть неофициальным (например, конспекты уроков) и официальным (например, анкета, отчет тренера о подготовке команды к соревнованиям). Особое место среди личных документов занимают мемуары (мемуарная литература), которые встречаются в архивах в виде воспоминаний о тех или иных событиях, известных педагогах, спортсменах и пр.
Данный тип документов имеет психологическую направленность и позволяет получить информацию об источнике, т.е. о том, как говорится в документе о событии, объекте, какова их оценка автором документа. Наибольшую ценность подобные документы приобретают в тех случаях, когда изучается сам источник информации, когда исследуется личность автора. Однако возможная субъективность в оценке событий, фактов и лиц требует осторожного, критического подхода к анализу документов подобного типа, сопоставления их с другими источниками. Таким образом, оценивается уровень их достоверности.
Типы документов в соответствии с их признаками
19
Официальные документы очень часто носят характер нормативных материалов. Это постановления и решения партийных, советских и общественных организаций, различные инструкции и т, п. Данному типу документов в большей мере, чем другим, свойственна объективность в освещении событий и фактов. Тем не менее и эти документы не лишены определенной доли субъективности. Объясняется это тем, что их авторами являются конкретные люди, имеющие свойственный только им подход к оценке действительности.
Под естественными документами понимаются те, которые являются необходимой частью деятельности данного учреждения, коллектива, общества.
Они функционируют с целью решения каких-либо организационных и педагогических задач (например, график распределения учебного материала).
Естественные документы обладают тем преимуществом, что отражают реально существующую документацию, порою апробированную многолетней практикой деятельности людей. Однако обрабатывать такие документы бывает иногда очень трудно, так как их "язык" часто не соответствует гипотезе исследования.
"Спровоцированными" ("целевыми") документами считаются те, которые специально создаются и вводятся в обращение для решения какой-либо задачи исследования. Это позволяет четко выделить необходимую информацию и обработать ее. Однако введение в обращение "спровоцированных" документов может быть тенденциозным, искажающим оправданные нормы ведения документации.
К первичным относятся оригинальные документы, авторские подлинники (классные журналы, протоколы и стенограммы совещаний, планы тренировки, написанные рукой тренера). Эти источники, так сказать, непосредственно отражают явления прошлого, в силу своей большей достоверности они имеют наибольшую ценность. Они могут иметь вид рукописи, машинописи. В последнем случае на документе должна быть подпись автора или руководителя учреждения.
Вторичные документы строятся на основе первичных (например, сводные, данные по нескольким первичным документам); они могут иметь вид машинописных или фотографических копий. Копии должны быть заверенными, в противном случае их следует перепроверить, сличив с подлинником, или с другими копиями, или с аналогичными источниками. Вторичным документом может являться книга, статья, акт обследования, если в них обобщаются, анализируются первичные источники. Данный тип документов опосредованно отражает те или иные явления, тем не менее в них может содержаться очень ценный материал, если правильно подойти к его оценке. При использовании вторичных документов необходимо учитывать меру вероятного искажения первичных данных. А это возможно только в том случае, если будут найдены (установлены) специфические пути измерения величины подобного искажения.
Следует иметь в виду, что границы между первичными и вторичными документами бывают иногда условными. Например, отчет вышестоящей организации, в котором первичный статистический материал переработан, будет являться первичным документом. Если же статистический материал помещен без переработки, то это вторичный документ. Кстати, в обоих случаях документ является подлинником.
Каждый документ может одновременно характеризоваться несколькими признаками. Например, рукописный документ может быть личным (или общественным), неофициальным (или официальным), естественным (или "спровоцированным"), первичным (или вторичным). Печатные документы могут быть только общественными и официальными, естественными (или "спровоцированными"), первичными (или вторичными).
Документы могут также характеризоваться временем их действия. По этому признаку выделяются действующие документы (например, Положение о государственных тестах и нормативных оценках физической подготовленности населения Украины 1996г) и архивные документы (например, Положение о комплексе ГТО 1972 г).
Указанные типы документов (за исключением кинодокументов и звуковых записей) могут иметь не только словесное выражение (текстовой документ), но и цифровое (статистический документ), например статистический отчет об успеваемости по физическому воспитанию в учебном заведении, о подготовке значкистов ГТО. Чаще всего статистическому материалу сопутствует текстовой в виде анализа количественных показателей.
Использование статистических документов делает анализ событий и фактов более достоверным, придает ему подлинную научность.
Анализ статистического материала предусматривает не только использование первичных документов, но и составление на их основе таблиц. К этому прибегают в тех случаях, когда необходимо, во-первых, сравнить показатели за несколько лет и выявить их динамику (например, чтобы показать рост числа разрядников); во-вторых, сравнить данные, собранные по различным учреждениям и организациям (например, при анализе успеваемости в разных школах города); в-третьих, установить различие в изменении показателей в процентах или вариационно-статистическим методом (другими словами, первичные данные, взятые за несколько лет, дополнить собственными статистическими материалами, чтобы выяснить меру изменений показателей).
В тех случаях, когда два статистических документа противоречат друг другу, следует сопоставить их с третьим. Если третьего не будет найдено, необходимо привести оба первых. Во всех случаях автор анализа обязан дать объяснение всем выявленным расхождениям.
При отборе документов в архиве следует прежде всего познакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочником фондов архива (иногда он называется путеводителем), часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. Каждый фонд имеет собственное название, которое ему присваивается по имени организации или лица, сдавших документы на хранение (названия могут даваться и по другим признакам).
После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве.
Отбор и последующее изучение документов должны проводиться с учетом хронологического, географического и тематического признаков.
Перед тем как приступить к изучению документов, необходимо, во-первых, познакомиться со всеми типами документов, имеющими отношение к теме исследования; во-вторых, установить нормы обращения документов в сфере их практического использования и правила их использования. Это позволит выявить сравнительную ценность каждого документа по надежности получения объективной информации. Так, беря для анализа дневники тренировок, необходимо выяснить меру полноты и однотипности записей. Если записи чрезвычайно лаконичны, да еще выполнены в разной форме, вряд ли можно будет сделать какое-либо обобщение.
Преподаватели физического воспитания вузов чаще всего прибегают к анализу таких документов, как руководящие материалы по высшим учебным заведениям, сводные отчеты кафедр физического воспитания, материалы инспектирования, учебные планы и программы, планы и дневники тренировок, протоколы соревнований, врачебно-физкультурные карты. Все эти документы являются ценным материалом, позволяющим характеризовать процесс физического воспитания студентов. Например, проанализировав записи в дневниках, можно установить, сколько времени в неделю, в семестр, в период сессий, в период каникул, в год уходит на тренировку студента-спортсмена определенного разряда и вида специализации; определить соотношение обшей и специальной физической подготовки, удельный вес всех средств тренировки; получить представление об интенсивности и объеме тренировочной нагрузки; изучить применяемые методы обучения; попытаться понять самочувствие спортсмена, его оценку количества и характера упражнений; определить число различного рода соревнований, в которых принимал участие спортсмен, динамику его спортивных результатов.
Выбор того или иного типа документов для получения необходимых сведений зависит от задач исследования, его характера. При отборе и анализе документов необходимо помнить, что каждый из них имеет только ему свойственное соотношение объективных и субъективных факторов.
Отбор документов для последующего их анализа может осуществляться двумя методами: фронтальным и выборочным. Применение их обусловлено задачами исследования и характером документов.
Фронтальный метод предусматривает отбор многих документов, характеризующих деятельность всех взаимосвязанных организаций, учреждений за сравнительно короткий период времени. Например, при изучении особенностей учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах в период тестирования и определения уровня физической подготовленности населения, необходимо будет проанализировать разнообразные документы школ, ДЮСШ, роно, гороно, облоно, Министерства образования, комитетов по физической культуре и спорту, за прошедший год.
Выборочный метод предусматривает отбор лишь тех документов, которые характеризуют развитие того или иного педагогического явления на протяжении длительного периода времени. Например, анализ развития форм планирования учебной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе потребует изучения только программ, учебных планов (годовых, четвертных) и конспектов уроков, но за длительный период времени.
Исследование может иметь такие задачи, которые потребуют сочетания фронтального и выборочного методов отбора материала.
По одному и тому же вопросу в архиве можно обнаружить разные документы (предположим, протокол, стенограмму и резолюцию какой-либо конференции). В этом случае следует прежде всего путем предварительного ознакомления с документами установить, нет ли в них противоречивых данных. Затем уже отобрать документы, в большей мере соответствующие теме работы. Например, если исследователя интересует борьба мнений вокруг обсуждаемых вопросов, а не только конечное решение, то необходимо отобрать для анализа стенограмму конференции.
Но при всем разнообразии форм и содержания документов существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные.
Традиционные способы сравнительно многообразны. К ним относят общие способы (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (историковедческие, психологические, юридические). Применение всех традиционных способов основано на механизме процесса понимания текста, для чего психологами (Н.Д. Левитов, 1969) разработаны специальные рекомендации. В исторических и юридических науках созданы определенные нормы источниковедения. При всем этом доля субъективизма в оценке содержания документа достаточно велика.
Формализованные способы призваны повысить объективность изучения содержания документа. Наиболее широкое распространение получил способ контент-анализа (анализа содержания). Сущность его "заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации" (Г.М. Андреева, 1972), Контент-анализ предусматривает использование математических средств исследования, а потому иногда называется способом "количественного анализа содержания".
Данный способ не только уменьшает долю субъективизма в оценке документа, но и позволяет представить содержание документа в удобном для обработки виде (как выражаются социологи, "перевести с языка документа на язык гипотезы").
Контент-анализ может быть применен для исследования документов массовой коммуникации (тексты газетных статей, радио - и телепередач), например для того, чтобы установить, как часто выступают олимпийские чемпионы на страницах газет, определить долю критического материала и т.д. Этот же способ может быть использован и при анализе документов учебного планирования. Пользуясь им, можно проанализировать конспекты уроков за учебный год и установить степень разнообразия общеразвивающих упражнений.
Контент-анализ применим и для изучения отдельного документа (газетной статьи, документа планирования и т.п.). В этом случае акцент делается на глубине, детальности разработки каждого из них (например, определить, насколько часто и верно автором используется специальная терминология в годовом отчете, или установить, каких суждений у автора газетной статьи больше: негативных или позитивных). Именно поэтому контент-анализ в подобном применении называют лингвосоциологическим способом.
Главная сложность применения контент-анализа состоит в методике перевода какого-либо смыслового содержания в количественное выражение (цифровой показатель, подвластный статистической обработке).
Методика подобного перевода складывается из трех последовательных этапов.
I этап - выделение единиц анализа. От того, насколько успешно оно будет проведено, зависит вся судьба анализа. Существует два приема выделения единиц анализа (деление, разумеется, условное).
Первый прием можно назвать формальным. Суть его сводится к тому, что в изучаемом тексте выделяется интересующие исследователя слово, термин. Затем подсчитывается частота его употребления, определяется достоверность и делается заключение. Примером такого анализа может служить исследованием области понятийного аппарата той или иной науки (предположим, установление меры употребления терминов "двигательные качества" и "физические качества").
Однако формальный прием имеет ограниченные возможности, так как позволяет оперировать только с грамматическими формами слова. Часто одна и та же мысль, идея могут быть выражены разными словами.
Второй прием, который можно назвать смысловым, как раз и позволяет учитывать число не только грамматических единиц, но и смысловых. Смысловая единица, следовательно, может выражаться словом (термином), словосочетанием с аналогичной смысловой нагрузкой, какой-либо частью текста (абзацем, параграфом и пр). При таком понимании сущности смысловой единицы за ее основу берется не какая-либо грамматическая форма, а определенный объект, определенное явление. В каких же словах этот объект или это явление будут представлены в тексте, не имеет принципиального значения. Примером исследования, основанного на выделении смысловой единицы, служит анализ удельного веса общей физической подготовки в планах тренировки спортсменов, когда в них иногда не присутствует данное словосочетание, но содержание тренировки отражает отношение спортсмена к общей физической подготовке.
II этап - нахождение в тексте определенных единиц анализа.
Если на I этапе исследователем выбрана формальная единица анализа, то ее отыскание не представляет трудности, необходимо только внимательно читать текст и выделять слова (термины), которые подлежат обработке. Если же выбрана смысловая единица, то следует выделять не только необходимые слова, но и отыскивать их индикаторы, т.е. словосочетания, фразы, абзацы, имеющие ту же смысловую нагрузку, что и слово, которое интересует исследователя.
Решение этой довольно нелегкой задачи осложняется еще тем, что некоторые понятия не имеют устоявшейся терминологии. В результате каждый автор вкладывает свое содержание в тот или иной термин. Иногда же авторы просто пренебрегают нормами употребления терминов.
Наука о понятиях располагает специальными приемами, позволяющими установить, насколько точно автор употребляет термин. Сущность их состоит в том, что вначале составляется перечень всех понятий, которые употребляет автор в изучаемом тексте, затем понятия кодируются. Кодирование позволяет установить идентичность употребления терминов различными авторами и самим исследователем, а это, в свою очередь, - сравнивать различные документы, составленные разными лицами. (Подробно о методе кодирования см.Ю. Соломин, "Понятийный словарь как метод изучения доходчивости словесной пропаганды". "Философские науки", 1972, № 2).
При отыскании единиц анализа исследователь не всегда может быть согласен с употреблением или трактовкой того или иного термина. Однако это ни в коем случае не должно отражаться на объективности выделения единиц. Должен анализироваться тот документ, который реально существует, а не тот, который мог бы быть создан.
III этап - статистическая обработка. Этот этап является завершающим в контент-анализе. Путем вариационно-статистической обработки определяется частота употребления изучаемой единицы. Обработка может завершиться установлением абсолютной величины показателя, или пропорционального соотношения, или достоверности сравнительного различия. Тот или иной результат полностью определяется задачами исследования.
Какой бы способ анализа ни применялся, всегда следует помнить, что каждый документ порожден определенной эпохой. В нем находят отражение свойственные ей политические, экономические, моральные и научные концепции. Поэтому анализ должен быть критическим, чтобы правильно определить ценность документа, уровень достоверности отображаемых в нем событий. Например, документы, которые в свое время отменяли домашние задания и экзамены в школах, сейчас кажутся странными, но тогда в борьбе за новую школу они сыграли свою положительную роль.
Работая с архивными материалами, как правило, прибегают к сравнительно-историческому анализу. Для этого то или иное явление оценивают не по одному документу, не по одной группе однотипных документов, а по многим источникам, имеющим отношение к данному явлению. Например, анализируя учебную работу в школе, следует оценивать не только первичную документацию в виде планов, классных журналов, отчетов учителя, но и приказы, решения отделов народного образования, комитетов по физической культуре и спорту и т.п.
При анализе документов может быть обнаружено противоречие даже в подлинниках. Например, в отчете нижестоящей организации могут быть одни статистические данные, а в сводном отчете вышестоящей организации - другие. В этом случае материал следует перепроверить. Если такой возможности нет, принято считать, что первичные документы (в данном случае отчет нижестоящей организации) обладают большей достоверностью, чем документы, содержащие переработанный материал.
Достоверность анализируемого материала повышается при перекрестном изучении нескольких документов, содержащих однотипный материал.
Во всех случаях полученный в личное пользование материал должен иметь ссылку на фонд, опись, дело, лист.
Анализ документальных материалов должен завершаться их фиксированием. Особенно тщательно следует фиксировать статистический материал, фамилии, имена и отчества лиц, упоминаемых в документах. Фиксация осуществляется или переписыванием документа (если он важен для исследователя и сравнительно краток), или частичным выписыванием тех мест, которые соответствуют теме работы, или заказом микропленки с нужного документа.
В связи с тем что анализ документальных материалов, как правило, связан с обобщением многочисленных данных (например, дневников многих спортсменов или одного спортсмена, но в динамике), выраженных в каких-то величинах, разрабатываются различные таблицы, которые облегчают последующую обработку материала. Форма таблиц определяется задачами работы. Например, для исследования объема и интенсивности тренировочной нагрузки при анализе учебной документации исследователями разработано несколько вариантов схем.
В приведенную схему внесены показатели, полученные в результате обработки дневников, по следующим правилам:
Графа 1. В числителе указывается число тренировочных занятий (например, 18), а в знаменателе - число дней соревнований (например,
2).
Графа 2. В числителе указывается число стартов в тренировочных занятиях и соревнованиях на любые дистанции (например, 49) и в скобках - их общий метраж (например, 2550), в знаменателе - число стартов только и соревнованиях (например,
8) и их общий метраж (например, 800).
Схема анализа тренировки спортсмена __________________
_______________________________________________________
за 200___ год (схема разработана в ЦНИИФКе)
№ пп |
Содержание |
Месяцы |
Всего |
|||
Январь |
Февраль |
... |
||||
1 |
Число тренировочных занятий и дней соревнований |
... |
||||
2 |
Общее число стартов и стартов в соревнованиях |
... |
||||
3 |
Лучшие спортивные результаты |
100 м. - 10,9 200 м. - 22,8 |
100 м. - 10,8 200 м. - 22,5 |
... |
||
4 |
Метраж отрезков, пробегаемых с предельной скоростью и околопредельной (мягкий бег) |
8950 |
13455 |
... |
||
5 |
Число стартов и метраж отрезков дистанции 110 м. с/б |
12 (525) |
16 (630) |
... |
||
6 |
Число стартов и метраж отрезков дистанции 200 м. с/б |
- |
- |
... |
||
7 |
Число стартов и метраж отрезков дистанции 400 м. с/б |
- |
- |
... |
||
8 |
Число отрезков, равных и более 150 м., и их общий метраж |
... |
||||
9 |
Метраж специальных беговых упражнений |
4870 |
6920 |
... |
||
10 |
Общий метраж прыжков и прыжковых упражнений |
950 |
1500 |
... |
||
11 |
Объём упражнений с отягощением |
5500 |
7852 |
... |
||
12 |
Число кроссов и спортивных игр |
... |
||||
13 |
Время, затраченное на общеразвивающие упражнения, мин. |
295 |
315 |
... |
Графа 4. Подсчитывается метраж пробегания отрезков с ускорениями, с ходу, со старта в тренировках, разминках, соревнованиях.
Графа 8. В числителе указывается число отрезков дистанции, равных 150 - 600 м (например, 12), а в знаменателе - их общий метраж (например, 2440).
Графа 11. Указывается объем упражнений с отягощениями (штангой, гирями, мешком с песком, ядром, камнем, гантелями и т.п.).
Графа 13. Указывается время, затраченное на разминку, упражнения с отягощениями, на гимнастических снарядах, кроссы, спортивные игры,
В заключение следует сказать, что эффективность анализа документов определяется, во-первых, всем комплексом приемов работы с документами при их классификации, отборе и обработке; во-вторых, творческим подходом к самой методике анализа, постоянным поиском новых приемов, соответствующих конкретным задачам исследования, а также конкретным формам и содержанию материала. Именно поэтому методические рекомендации по анализу документов могут носить самый общий характер.
Список литературы
1. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. Под ред.В.И. Журавлева.М., "Просвещение", 1972.
2. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.М., ФиС, 1974.
3. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред, Д.Д. Донского.М., ФиС, 1961.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
5. Ковальчук В.В., Моїсєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник. К.: ВД „Професіонал”, 2004.
6. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие.К., О-во "Знання", КОО, 2001.
7. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |