Реферат по предмету "Психология"


Психологический анализ выбора брачного партнера



2

Содержание

  • Введение
    • Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера
    • Влияние любви в семье на удовлетворенность браком
    • Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов
    • Семья как фактор формирования эмпатии
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Устойчивость брачно-семейных отношений в определённой мере зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни (что является важной характеристикой социальной зрелости). Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное.

Растет число разводов, утрачена престижность статуса женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях. Поэтому в настоящее время особенно актуально звучит вопрос о воспитании семьянина, о формировании у молодёжи готовности к браку и семейной жизни.

Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера

Проблема выбора брачного партнера рассматривается в работах разных исследователей (Гребенников И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования 80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы выбора брачного партнера, опрашивая людей с различным семейным стажем, разного возраста, различных профессий, в том числе и студентов.

Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают зачастую необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.

Первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни.

В тоже время, в юношеском возрасте (на который и выпадает преобладающее большинство вступлений в первый брак) наиболее важным является процесс формирования эго-идентичности (появление чувства идентичности, индивидуальности, непохожести на других, нормированием самосознания, появлением психосексуальных интересов). Согласно Дж. Марсиа, можно назвать два основных критерия для выделения статусов эго-идентичности: кризис и поиск идентичности. На основе этих критериев осуществляется выбор в определенных сферах. Он выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности (статусы идентичности): предрешенность (преждевременная идентичность), диффузия (размытая идентичность), мораторий и достижение идентичности (зрелая идентичность).

Цель нашего исследования: определение традиционных психологических оснований выбора брачного партнера, выявление взаимосвязи между статусом эго-идентичности и значимостью любви в браке.

Объект исследования: студенческая молодежь (18-21 год), находящаяся перед выбором партнера по браку (объем выборки: 60 человек).

Анализ результатов проведенного исследования дал следующие результаты:

Преобладающим явилось рассмотрение брака, как союза: основанного на чувстве любви (45% респондентов), направленного на решение определенных задач (36%), основой которого являются ответственность и обязательства супругов (18%).

Выбор партнера по браку для 54% респондентов является важным шагом (обезличенно), тогда как для 46% более значимым является выбор именно определенного человека.

Наиболее значимыми причинами для заключения брака могут послужить: любовь (для 52%), "тот человек" (для 34%).

Как основные "приобретения" в браке, были названы: родной, надежный человек (39%), семья, дети (25%), счастье, надежность, понимание (20%).

Основными "потерями" назывались: свобода, привычки (66%), ничего (20%).

На основании этих данных можно сделать вывод о недостаточно четкой сформированности у респондентов представлений о браке, идеализации семейно-брачных отношений.

Наблюдается тенденция к менее традиционному представлению о роли женщины, велика значимость роли детей в жизни человека, преуменьшается значимость сексуальной сферы в браке. При этом наблюдается лояльное отношение респондентов к разводу; тема секса не является запретной.

При сопоставлении вышеперечисленных данных и уровня достигнутой эго-идентичности, подтвердилась выдвинутая гипотеза: существует статистически достоверная взаимосвязь между статусом эго-идентичности и ролью любви в браке: чем выше статус эго-идентичности в сфере любви, тем более значимой является любовь при выборе брачного партнера.

Влияние любви в семье на удовлетворенность браком

В настоящее время недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия "удовлетворенность браком", мы обнаружили, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.

Цель работы в том, чтобы исследовать влияние любви в супружеских отношениях на удовлетворенность браком. Объектом исследования были выбраны супруги, т.е. люди, состоящие в браке на момент исследования с супружеским стажем от 1 года. Общее число испытуемых 20 семей (40 человек): 20 мужчин и 20 женщин, проживающих в городе Якутске. Предметом исследования выступила удовлетворенность браком. Гипотеза исследования состоит в том, что чем выше уровень любви в супружеских отношениях, тем больше степень удовлетворенности браком; и соответственно, чем ниже уровень любви в супружеских отношениях, тем меньше степень удовлетворенности браком.

Программа нашего исследования по изучению влияния любви в супружеских отношениях на удовлетворенность браком включает две методики: Для оценки степени удовлетворенности браком мы предполагаем использование теста “Удовлетворенность браком”. Эта методика была предложена Р.С. Немовым. Тест разработан В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а так же степени согласования - разногласия удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. А так же мы взяли шкалы любви и симпатии З. Рубина, направленные на измерение любви в супружеских отношениях.

Произведя обработку результатов, мы получаем, что между уровнем любви и симпатии в супружеских отношениях и удовлетворенностью браком существует статистически достоверная зависимость.

Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов

В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи. Многие молодые люди боятся вступать в брак из - за противоречивых представлений о семейной жизни и отношениях между супругами; у семейных пар часто отмечается искажение образа семьи и образа супруга, в результате чего формируются "семейные мифы" (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, Варга, 2001), что отрицательным образом сказывается на характере супружеского взаимодействия и жизнедеятельности семьи в целом. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.

Объектом исследования в данной работе является семья и ее внутрисемейные отношения. Предметом: Гендерные особенности в ролевых ожиданиях супругов.

База исследования: в данной работе исследовались семейные пары с семейным стажем от 0 до 2 лет (Н.М. Римашевская, 2001), в возрасте от 18 до 26 лет.

Цель работы: Выявить и проанализировать гендерные различия внутрисемейных отношений супругов.

Гипотеза: Существуют гендерные особенности внутрисемейных отношений супругов, которые проявляются в различии семейных ценностей и ролевых установок супругов.

Для исследования гендерных различий внутрисемейных отношений супругов были использованы следующие методики: методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" ("РОП"), разработанная А.Н. Волковой, методика PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл), методика "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" Ю.Е. Алешиной.

В результате проведенного гендерного анализа семейных пар было установлено, что: - у мужчин и женщин в супружеских парах отмечается рассогласование представлений об иерархии семейных ценностей. Наибольшее значение для мужчин в иерархии семейных ценностей представляет установка на собственную внешнюю привлекательность, значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака, личностной идентификации с брачным партнером, а также активная профессиональная позиция жены; менее значимы интимно - сексуальные отношения в семье, активная позиция супруги в отношении эмоционального лидерства в семье и родительских обязанностей.

Женщины считают важным условием супружеского счастья сексуальную гармонию, а также решение бытовых вопросов в семье; менее значимым фактором является внешняя привлекательность партнера и своя собственная, а также активная позиция партнера в отношении оказания эмоциональной и моральной поддержки членам своей семьи. Для определения значимости и достоверности полученных различий применялся критерий t - Стьюдента, который показал, что существенные различия в семейных ценностях у супругов наблюдаются в интимно - сексуальной сфере супружеских отношений (t - 3,36; tкр = 2,7), в сфере личностной идентификации с супругом (ой) (t - 3,42; tкр =2,7, р ?0,01), в ожидании от брачного партнера социальной активности (t - 2,07; tкр = 2,02, р ?0,05), в притязании на выполнение эмоционально - психотерапевтической функции в семье (t - 3,25; tкр = 2,7, р ?0,01), а также в установке на собственную внешнюю привлекательность (t - 6,29; tкр = 2,7, р ?0,01). В остальных сферах внутрисемейных отношений различия статистически не существенны.

Рассогласование семейных представлений в той или иной степени охватывает все сферы семейного взаимодействия и свидетельствует о высокой степени конфликтности в отношениях между супругами. Наибольшие расхождения между представлениями супругов наблюдаются в установках на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. В данной сфере конфликтность у супружеских пар наиболее высокая. Рассогласования в эмоционально - психотерапевтической, хозяйственно - бытовой сфере, сфере социальной активности и установках на личностную идентификацию с брачным партнером также являются частой причиной семейных конфликтов. В меньшей степени разногласия отмечаются в интимно - сексуальной сфере и сфере родительских обязанностей.

Поведение мужчин и женщин в семейных конфликтах имеет различный характер. Поведение мужчин в семейных конфликтах носит более агрессивный и враждебный характер, чем у женщин. Женщины, в свою очередь, при семейных неурядицах также демонстрируют свое недовольство, но они более осторожны в высказываниях и стараются избегать отчуждения с супругом.

В супружеских парах отмечается нарушение ролевой адекватности, которое проявляется в несоответствии идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужчин и женщин на их реализацию, это является серьезным конфликтогенным фактором. У всех конфликтных пар нарушена ролевая адекватность в основных сферах взаимодействия в семье. В 44% случаев просматривается явное несоответствие между ролевыми притязаниями и ожиданиями супругов. У 56% пар имеются рассогласования в той или иной сфере супружеских взаимоотношений. Так, во всех парах наименьшая ролевая адекватность мужчин наблюдается в установках на профессиональные интересы супруги и свою внешнюю привлекательность. Женщины, напротив, в первую очередь, ждут активной реализации профессиональных интересов со стороны супруга, его внешняя привлекательность большой роли не играет. Стремление мужчин взять на себя роль эмоционального лидера в семье, а также занять ведущую позицию в воспитании детей не соответствует ролевым притязаниям супруги, поскольку она сама стремится выполнять данные семейные функции. Вместе с тем, ожидания женщин активного решения супругом хозяйственно - бытовых вопросов не согласуются с ролевыми притязаниями мужчин.

Семья как фактор формирования эмпатии

Успешное эмоциональное развитие ребёнка зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

Анализ психологической литературы позволяет нам выделить ряд подходов к трактовке взаимосвязи между эмпатией как социально-психологическим свойством личности и системой отношений индивида. В рамках одного из подходов система отношений выступает как предпосылка развития и проявления эмпатии, где затрагивается анализ взаимосвязи между особенностями воспитания в первичной семье и характером эмпатии у ребёнка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Он изучал проблему эмпатии с точки зрения эмоционального развития ребёнка. В этой связи он подчёркивал важность проявления родителями эмоциональной близости к ребёнку, так как именно потребность в эмоциональном контакте преобладает на первых этапах онтогенеза, и её удовлетворение позволяет в дальнейшем научиться осознавать и разделять переживания партнёра по общению, предвидеть последствия своего поведения.

Многими авторами отмечается, что нравственное развитие ребёнка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, идентифицируют себя с агрессором и перенимают такое эмоциональное отношение от родителей.

Форма эмпатии, по мнению С.Ю. Циркина, зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребёнка. Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.

Высшая форма эмпатии - действенная - характеризует как психологическую, так и нравственную сущность личности. Личности же родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Родительская любовь и принятие ребёнка - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. При этом контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить. Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Постоянное тактичное вчувствование в эмоциональное состояние ребёнка - всё это создаёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии. В механизме эмпатии родителей присутствует умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения ребёнка не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если родитель проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию поведения своего ребёнка, относится к ней сочувственно. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.

В отечественных исследованиях уделяется также внимание рассмотрению тех видов отношений, которые преобладают в родительской семье и обусловливают нарушение эмоционального общения между детьми и родителями, приводят к искажению восприятия эмоций и чувств партнёра по общению у детей. В ряд таких отношений входят отношения подавления, манипулирования, навязывания, контроля и т.д. Деформация эмпатии у детей проявляется в снижении точности распознания отрицательных эмоций родителей, что выполняет, по-видимому, защитную функцию, предохраняя ребёнка от осознания негативных отношений к нему со стороны взрослых. Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, тот охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Ведь для осознания ребёнком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребёнка, взрослый признаёт за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в ещё большей степени способствует осознанию ребёнком собственных эмоций. Заботливое отношение к ребёнку в процессе его воспитания помогает развитию активности, доброжелательности, способствует формированию эмоциональности.

Заключение

В результате анализа полученных данных, мы обнаружили корреляцию между уровнем любви и симпатии и степенью удовлетворенности браком. Из этого следует, что гипотеза о том, чем выше уровень любви в супружеских отношениях, тем больше степень удовлетворенностью браком, подтвердилась эмпирическим исследованием.

Таким образом, развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий. Нарушение эмпатических отношений в семье приводит к образованию такого свойства личности, как тревожность, которая затрудняет проявление эмпатии в поведении. Проецированная тревожность искажает проявление эмпатии, так как дети приписывают другим свой дискомфорт. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье любовь, заботу, теплоту и понимание.

Проведенный анализ показал, что у мужчин и женщин в супружеских парах имеются существенные различия в семейных ценностях и ролевых установках, что обуславливает особенности их семейного взаимодействия.

Список литературы

1. Курек Н.С. (2007) Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопросы психологии. - №2.

2. Лабунская В.А. (2008) Психология затруднённого общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия.

3. Райс Ф. (2009) Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер.

4. Циркин С.Ю. (2004) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С.Ю. Циркин. - СПб.; М. и др.: Питер.

5. Андреева, Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2005.

6. Антипов, А.А. Развитие личностной идентичности у подростков из семей беженцев и переселенцев. - дисс. на соискание ученой степени к. псих. наук., М., 2008.

7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.

8. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. - М.: "Просвещение", 2008.

9. Лидерс, А.Г. психологическое обследование семьи. - М.: "Академия", 2006.

10. Целуйко, В.М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004.

11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.

12. Ковалев С.В. - Психология семейных отношений. М., 2007.

13. Бендас Т.В. Гендерная психология: Уч. пос. для вузов. - СПб, 2007.

14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб, 2008.

15. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века, под ред. Н.М. Римашевской, - М, 2007.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Привидение в инженерном замке
Реферат Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.
Реферат Природные ресурсы и экология озера Байкал
Реферат Учет и аудит товарно-материальных запасов на примере Республиканского государственного казенного
Реферат Assassination Of Lincoln Essay Research Paper
Реферат Аналіз стану ринку й визначення ринкових перспектив підприємства
Реферат Тормозные механизмы автомобиля КамАЗ ремонт и техническое обслуживание
Реферат Література сентименталізму Творчість Стерна
Реферат Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Реферат А. М. Мубараков доктор пед наук, профессор. Н. Э. Пфейфер доктор пед наук, профессор пгу им. С. Торайгырова. Н. Е. Тарасовская доктор биологических наук, профессор. Химич Г. З., Хлущевская О. А. Введение в биометрию. Учебное пособие
Реферат Переменные звезды
Реферат Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах
Реферат Стратегия развития предприятия
Реферат Какие симптомы появляются у человека который заразился ЗППП
Реферат Состав и строение атмосферы