2
Содержание
Введение
Устойчивость брачно-семейных отношений в определённой мере зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни (что является важной характеристикой социальной зрелости). Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное.
Растет число разводов, утрачена престижность статуса женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях. Поэтому в настоящее время особенно актуально звучит вопрос о воспитании семьянина, о формировании у молодёжи готовности к браку и семейной жизни.
Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера
Проблема выбора брачного партнера рассматривается в работах разных исследователей (Гребенников И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования 80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы выбора брачного партнера, опрашивая людей с различным семейным стажем, разного возраста, различных профессий, в том числе и студентов.
Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают зачастую необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.
Первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни.
В тоже время, в юношеском возрасте (на который и выпадает преобладающее большинство вступлений в первый брак) наиболее важным является процесс формирования эго-идентичности (появление чувства идентичности, индивидуальности, непохожести на других, нормированием самосознания, появлением психосексуальных интересов). Согласно Дж. Марсиа, можно назвать два основных критерия для выделения статусов эго-идентичности: кризис и поиск идентичности. На основе этих критериев осуществляется выбор в определенных сферах. Он выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности (статусы идентичности): предрешенность (преждевременная идентичность), диффузия (размытая идентичность), мораторий и достижение идентичности (зрелая идентичность).
Цель нашего исследования: определение традиционных психологических оснований выбора брачного партнера, выявление взаимосвязи между статусом эго-идентичности и значимостью любви в браке.
Объект исследования: студенческая молодежь (18-21 год), находящаяся перед выбором партнера по браку (объем выборки: 60 человек).
Анализ результатов проведенного исследования дал следующие результаты:
Преобладающим явилось рассмотрение брака, как союза: основанного на чувстве любви (45% респондентов), направленного на решение определенных задач (36%), основой которого являются ответственность и обязательства супругов (18%).
Выбор партнера по браку для 54% респондентов является важным шагом (обезличенно), тогда как для 46% более значимым является выбор именно определенного человека.
Наиболее значимыми причинами для заключения брака могут послужить: любовь (для 52%), "тот человек" (для 34%).
Как основные "приобретения" в браке, были названы: родной, надежный человек (39%), семья, дети (25%), счастье, надежность, понимание (20%).
Основными "потерями" назывались: свобода, привычки (66%), ничего (20%).
На основании этих данных можно сделать вывод о недостаточно четкой сформированности у респондентов представлений о браке, идеализации семейно-брачных отношений.
Наблюдается тенденция к менее традиционному представлению о роли женщины, велика значимость роли детей в жизни человека, преуменьшается значимость сексуальной сферы в браке. При этом наблюдается лояльное отношение респондентов к разводу; тема секса не является запретной.
При сопоставлении вышеперечисленных данных и уровня достигнутой эго-идентичности, подтвердилась выдвинутая гипотеза: существует статистически достоверная взаимосвязь между статусом эго-идентичности и ролью любви в браке: чем выше статус эго-идентичности в сфере любви, тем более значимой является любовь при выборе брачного партнера.
Влияние любви в семье на удовлетворенность браком
В настоящее время недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия "удовлетворенность браком", мы обнаружили, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.
Цель работы в том, чтобы исследовать влияние любви в супружеских отношениях на удовлетворенность браком. Объектом исследования были выбраны супруги, т.е. люди, состоящие в браке на момент исследования с супружеским стажем от 1 года. Общее число испытуемых 20 семей (40 человек): 20 мужчин и 20 женщин, проживающих в городе Якутске. Предметом исследования выступила удовлетворенность браком. Гипотеза исследования состоит в том, что чем выше уровень любви в супружеских отношениях, тем больше степень удовлетворенности браком; и соответственно, чем ниже уровень любви в супружеских отношениях, тем меньше степень удовлетворенности браком.
Программа нашего исследования по изучению влияния любви в супружеских отношениях на удовлетворенность браком включает две методики: Для оценки степени удовлетворенности браком мы предполагаем использование теста “Удовлетворенность браком”. Эта методика была предложена Р.С. Немовым. Тест разработан В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а так же степени согласования - разногласия удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. А так же мы взяли шкалы любви и симпатии З. Рубина, направленные на измерение любви в супружеских отношениях.
Произведя обработку результатов, мы получаем, что между уровнем любви и симпатии в супружеских отношениях и удовлетворенностью браком существует статистически достоверная зависимость.
Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов
В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи. Многие молодые люди боятся вступать в брак из - за противоречивых представлений о семейной жизни и отношениях между супругами; у семейных пар часто отмечается искажение образа семьи и образа супруга, в результате чего формируются "семейные мифы" (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, Варга, 2001), что отрицательным образом сказывается на характере супружеского взаимодействия и жизнедеятельности семьи в целом. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.
Объектом исследования в данной работе является семья и ее внутрисемейные отношения. Предметом: Гендерные особенности в ролевых ожиданиях супругов.
База исследования: в данной работе исследовались семейные пары с семейным стажем от 0 до 2 лет (Н.М. Римашевская, 2001), в возрасте от 18 до 26 лет.
Цель работы: Выявить и проанализировать гендерные различия внутрисемейных отношений супругов.
Гипотеза: Существуют гендерные особенности внутрисемейных отношений супругов, которые проявляются в различии семейных ценностей и ролевых установок супругов.
Для исследования гендерных различий внутрисемейных отношений супругов были использованы следующие методики: методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" ("РОП"), разработанная А.Н. Волковой, методика PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл), методика "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" Ю.Е. Алешиной.
В результате проведенного гендерного анализа семейных пар было установлено, что: - у мужчин и женщин в супружеских парах отмечается рассогласование представлений об иерархии семейных ценностей. Наибольшее значение для мужчин в иерархии семейных ценностей представляет установка на собственную внешнюю привлекательность, значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака, личностной идентификации с брачным партнером, а также активная профессиональная позиция жены; менее значимы интимно - сексуальные отношения в семье, активная позиция супруги в отношении эмоционального лидерства в семье и родительских обязанностей.
Женщины считают важным условием супружеского счастья сексуальную гармонию, а также решение бытовых вопросов в семье; менее значимым фактором является внешняя привлекательность партнера и своя собственная, а также активная позиция партнера в отношении оказания эмоциональной и моральной поддержки членам своей семьи. Для определения значимости и достоверности полученных различий применялся критерий t - Стьюдента, который показал, что существенные различия в семейных ценностях у супругов наблюдаются в интимно - сексуальной сфере супружеских отношений (t - 3,36; tкр = 2,7), в сфере личностной идентификации с супругом (ой) (t - 3,42; tкр =2,7, р ?0,01), в ожидании от брачного партнера социальной активности (t - 2,07; tкр = 2,02, р ?0,05), в притязании на выполнение эмоционально - психотерапевтической функции в семье (t - 3,25; tкр = 2,7, р ?0,01), а также в установке на собственную внешнюю привлекательность (t - 6,29; tкр = 2,7, р ?0,01). В остальных сферах внутрисемейных отношений различия статистически не существенны.
Рассогласование семейных представлений в той или иной степени охватывает все сферы семейного взаимодействия и свидетельствует о высокой степени конфликтности в отношениях между супругами. Наибольшие расхождения между представлениями супругов наблюдаются в установках на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. В данной сфере конфликтность у супружеских пар наиболее высокая. Рассогласования в эмоционально - психотерапевтической, хозяйственно - бытовой сфере, сфере социальной активности и установках на личностную идентификацию с брачным партнером также являются частой причиной семейных конфликтов. В меньшей степени разногласия отмечаются в интимно - сексуальной сфере и сфере родительских обязанностей.
Поведение мужчин и женщин в семейных конфликтах имеет различный характер. Поведение мужчин в семейных конфликтах носит более агрессивный и враждебный характер, чем у женщин. Женщины, в свою очередь, при семейных неурядицах также демонстрируют свое недовольство, но они более осторожны в высказываниях и стараются избегать отчуждения с супругом.
В супружеских парах отмечается нарушение ролевой адекватности, которое проявляется в несоответствии идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужчин и женщин на их реализацию, это является серьезным конфликтогенным фактором. У всех конфликтных пар нарушена ролевая адекватность в основных сферах взаимодействия в семье. В 44% случаев просматривается явное несоответствие между ролевыми притязаниями и ожиданиями супругов. У 56% пар имеются рассогласования в той или иной сфере супружеских взаимоотношений. Так, во всех парах наименьшая ролевая адекватность мужчин наблюдается в установках на профессиональные интересы супруги и свою внешнюю привлекательность. Женщины, напротив, в первую очередь, ждут активной реализации профессиональных интересов со стороны супруга, его внешняя привлекательность большой роли не играет. Стремление мужчин взять на себя роль эмоционального лидера в семье, а также занять ведущую позицию в воспитании детей не соответствует ролевым притязаниям супруги, поскольку она сама стремится выполнять данные семейные функции. Вместе с тем, ожидания женщин активного решения супругом хозяйственно - бытовых вопросов не согласуются с ролевыми притязаниями мужчин.
Семья как фактор формирования эмпатии
Успешное эмоциональное развитие ребёнка зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
Анализ психологической литературы позволяет нам выделить ряд подходов к трактовке взаимосвязи между эмпатией как социально-психологическим свойством личности и системой отношений индивида. В рамках одного из подходов система отношений выступает как предпосылка развития и проявления эмпатии, где затрагивается анализ взаимосвязи между особенностями воспитания в первичной семье и характером эмпатии у ребёнка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Он изучал проблему эмпатии с точки зрения эмоционального развития ребёнка. В этой связи он подчёркивал важность проявления родителями эмоциональной близости к ребёнку, так как именно потребность в эмоциональном контакте преобладает на первых этапах онтогенеза, и её удовлетворение позволяет в дальнейшем научиться осознавать и разделять переживания партнёра по общению, предвидеть последствия своего поведения.
Многими авторами отмечается, что нравственное развитие ребёнка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, идентифицируют себя с агрессором и перенимают такое эмоциональное отношение от родителей.
Форма эмпатии, по мнению С.Ю. Циркина, зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребёнка. Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.
Высшая форма эмпатии - действенная - характеризует как психологическую, так и нравственную сущность личности. Личности же родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Родительская любовь и принятие ребёнка - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. При этом контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить. Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.
Постоянное тактичное вчувствование в эмоциональное состояние ребёнка - всё это создаёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии. В механизме эмпатии родителей присутствует умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения ребёнка не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если родитель проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию поведения своего ребёнка, относится к ней сочувственно. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.
В отечественных исследованиях уделяется также внимание рассмотрению тех видов отношений, которые преобладают в родительской семье и обусловливают нарушение эмоционального общения между детьми и родителями, приводят к искажению восприятия эмоций и чувств партнёра по общению у детей. В ряд таких отношений входят отношения подавления, манипулирования, навязывания, контроля и т.д. Деформация эмпатии у детей проявляется в снижении точности распознания отрицательных эмоций родителей, что выполняет, по-видимому, защитную функцию, предохраняя ребёнка от осознания негативных отношений к нему со стороны взрослых. Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, тот охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Ведь для осознания ребёнком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребёнка, взрослый признаёт за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в ещё большей степени способствует осознанию ребёнком собственных эмоций. Заботливое отношение к ребёнку в процессе его воспитания помогает развитию активности, доброжелательности, способствует формированию эмоциональности.
Заключение
В результате анализа полученных данных, мы обнаружили корреляцию между уровнем любви и симпатии и степенью удовлетворенности браком. Из этого следует, что гипотеза о том, чем выше уровень любви в супружеских отношениях, тем больше степень удовлетворенностью браком, подтвердилась эмпирическим исследованием.
Таким образом, развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий. Нарушение эмпатических отношений в семье приводит к образованию такого свойства личности, как тревожность, которая затрудняет проявление эмпатии в поведении. Проецированная тревожность искажает проявление эмпатии, так как дети приписывают другим свой дискомфорт. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье любовь, заботу, теплоту и понимание.
Проведенный анализ показал, что у мужчин и женщин в супружеских парах имеются существенные различия в семейных ценностях и ролевых установках, что обуславливает особенности их семейного взаимодействия.
Список литературы
1. Курек Н.С. (2007) Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопросы психологии. - №2.
2. Лабунская В.А. (2008) Психология затруднённого общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия.
3. Райс Ф. (2009) Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер.
4. Циркин С.Ю. (2004) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С.Ю. Циркин. - СПб.; М. и др.: Питер.
5. Андреева, Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2005.
6. Антипов, А.А. Развитие личностной идентичности у подростков из семей беженцев и переселенцев. - дисс. на соискание ученой степени к. псих. наук., М., 2008.
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.
8. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. - М.: "Просвещение", 2008.
9. Лидерс, А.Г. психологическое обследование семьи. - М.: "Академия", 2006.
10. Целуйко, В.М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.
12. Ковалев С.В. - Психология семейных отношений. М., 2007.
13. Бендас Т.В. Гендерная психология: Уч. пос. для вузов. - СПб, 2007.
14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб, 2008.
15. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века, под ред. Н.М. Римашевской, - М, 2007.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |