Реферат по предмету "Менеджмент"


Корпоративные информационные порталы (опыт создания и эксплуатации, эффективность функционирования)

Корпоративные информационные порталы(опыт создания и эксплуатации, эффективность функционирования)
 

Содержание
 
Введение
1. Сущностькорпоративных порталов и их возможности
2.Классификация корпоративных порталов
3.Аспекты создания корпоративного портала современной компании
4.Описание платформ для создания КИП
5.Проект создания корпоративного портала торговой сети «Связной» на базеMicrosoft SharePoint Server 2007
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
 

Введение
Корпоративный информационный портал – автоматизированнаясистема, предоставляющая пользователям адаптированные под их потребности иобязанности унифицированные корпоративные информационные сервисы, обладающиеследующими характеристиками:
— наиболее востребованы большинством сотрудников компании;
— используются для организации высокоуровневых рабочих местдля отдельных категорий сотрудников;
— предназначены для организации эффективного взаимодействиясотрудников друг с другом.
Корпоративные порталы позволяют создать на предприятии единыйпрограммный комплекс, обеспечивающий универсальный доступ пользователей кразличным информационным системам и источникам. В зависимости от размеракомпании, преимуществами использования корпоративного портала являются:
— снижение издержек на создание единого информационногопространства территориально распределенной компании;
— интеграция разнородных информационных систем (ERP системы,CRM системы, управление документами, управление кадрами, поддержка принятиярешений), внутренний информационный обмен для географически распределенныхкомпаний;
— повышение эффективности совместной работы сотрудников врамках различных направлений деятельности;
— повышение эффективности управления кадрами.
Корпоративные порталы обеспечивают интеграцию разнородныхинформационных систем (ERP-систем, CRM-систем, систем электронногодокументооборота, управления персоналом, финансовыми и другими приложениями).

1. Сущность корпоративных порталов иих возможности
Корпоративный портал — это программный комплекс, которыйобеспечивает защищенный персонифицированный web-интерфейс, посредством которогоуполномоченные сотрудники компании и постоянные партнеры имеют доступ ктребуемой им информации и приложениям в соответствии с правами разграничениядоступа. При этом это может быть не простой доступ какого либо сотрудника кнужной ему информации или приложению, а организованные бизнес-процессы, когдаколлектив территориально разнесенных сотрудников решает единую задачу, имеющуюжесткие временные рамки [5, c. 82].
Началом истории корпоративных порталов можно считать 1998 г.,когда Кристофер Шайлакс и Джулия Тилман из Merrill Lynch (Christopher C.Shilakes and Julie Tylman, «Enterprise Information Portals», November1998) дали следующее определение «Корпоративные информационные порталы(Enterprise Information Portal — EIP) — это приложения, которые позволяюткомпаниям раскрывать информацию, хранящуюся внутри и вне организации, ипредоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной длянего информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений».Т.е. это прямое использование наработанных технологий публичных информационныхпорталов в корпоративных целях.
Сразу же в ответ на это Джерри Мюррей из IDC (Gerry Murray,«The Portal is the Desktop», January 1999) значительно расширилпонятие корпоративного портала. Он считает, что «порталы, которыеконцентрируются лишь на работе с контентом, не отвечают нуждам корпоративногорынка. Корпоративные порталы должны подключать нас не только ко всейнеобходимой информации, но и ко всем нужным нам людям, и предоставлять инструменты,необходимые для поддержки совместной работы». По данному определениюкорпоративный портал это не только предоставление информации, но и поддержкасовместной работы, автоматизация бизнес-процессов [10, c. 66].
В настоящее время корпоративные порталы называют ещеИнтранет-порталами, корпоративными Интранет-порталами, внутреннимикорпоративными порталами, чтобы подчеркнуть их внутрикорпоративноеиспользование (Интранет — внутрикорпоративная сеть). Корпоративные порталыкомпаний предоставляют доступ к порталу только уполномоченным сотрудникам своихкомпаний, использующих полученную информацию и приложения портала для решениязадач, в основном связанных с жизнедеятельностью своей же компании. Кроме того,корпоративные порталы могут предоставлять определенную часть корпоративной информациии сервисов своим потребителям, поставщикам, партнерам по бизнесу (Приложение 1).
Основная цель корпоративного портала — увеличение прибыликомпании за счет снижения непроизводительных издержек и улучшения организацииработ компании.
Для достижения поставленной цели корпоративныйИнтернет-портал может обеспечивать уполномоченных сотрудников следующимисредствами:
· коллективнойработы (чаты, рассылки, форумы, конференции и т.д.) — Collaboration (CL);
· хранения ианализа информации — Business Intelligence (BI);
· организациибизнес-процессах выработки, согласования и принятия решений — Workflow (WF)
· организацииразработки, согласовании, утверждении и выпуске текстовых документов — Docflow(DF);
· организацииразработки, согласовании, утверждении и публикация материалов дляIntranet/Internet порталов — Content Management (CM);
· организациидоступа к автоматизированным системам управления компании, включая бухгалтерию,финансы, склады, маркетинг, производство, логистику, снабжение, сбыт, сервис,персонал — ERP (MRP II) / CRM / SCM. В зависимости от задач доступ можетпредоставляться на чтение (при необходимости с проведением анализа), на записьи/или исполнение);
· многими другими средствами,перечень которых практически неограничен.
Если у компании есть только один офис, многие взаимодействиемежду сотрудниками и внутренний электронный документооборот строится на базелокальной сети. Если же компания имеет центральный офис, несколько филиалов вразных городах, а то и странах, торговые точки, удаленные складские помещения,мобильные точки и т.д. эффективно организовать ее работу можно только с помощьюсетей Интернет, Интранет, Экстранет и корпоративный портал здесь простонезаменим.
Корпоративный портал может быть установлен на сервереИнтернет или Интранет сети компании и предоставлять персонализированныйпрозрачный интерфейс всем сотрудникам компании по этой сети.
Но для ряда компаний корпоративные порталы должныобеспечивать доступ к корпоративной информации не только сотрудникам компании,но и партнерам по бизнесу (естественно толь к той части информации, к которойони допущены). В этом случае корпоративный портал может развертываться в сетяхЭкстранет (в расширенной сети Интранет — Экстранет-портал).
Корпоративный информационный портал (Enterprise InformationPortal — EIP) является мощным инструментом интеграции информационных ресурсов,который многократно повышает эффективность управления предприятием. Порталпредставляет собой совокупность технологий и программных средств, позволяющихкомпаниям «расконсервировать» информацию, которая возникает инакапливается как внутри, так и вне их границ. Одновременно порталпредоставляет каждому пользователю персонифицированное «окно» дляпросмотра всей информации, необходимой ему для принятия обоснованныхуправленческих решений [6, c.147].
С технологической точки зрения портал представляет собойсовокупность Web-интерфейсов, которые обеспечивают единообразный доступ ккорпоративным данным и программам через локальные и глобальные сети. В качестветерминала может быть использовано любое устройство с Web-браузером(стационарный или переносной компьютер), подключенное к корпоративной сети либонаходящееся далеко за ее пределами. Порталы позволяют организовыватьдополнительные сервисы, основанные на доступе к разнородным данным иприложениям с одной Web-странички. При этом пользователь может и не знать, скакими приложениями он работает, где и в каком формате хранятся предоставляемыеему данные и с помощью каких операционных систем они обрабатываются.
Корпоративный информационный портал включает:
1. Внутренний порталограниченный локальной сетью компании.
2. Внешний портал,который доступен для использования территориально удаленным сотрудникамкомпании и клиентам за счет сети Интернет (открытая информация иконфиденциальная информация не представляющая особой ценности), Интранет и Экстранет(конфиденциальная информация).
Возможностями внутреннего корпоративного портала являются:
— единая библиотека документов с разграниченным доступом имощными поисковыми средствами существенно сократит то время, которое Вашисотрудники ежедневно тратят на поиск необходимой им информации;
— база знаний компании позволит экономить рабочее времясотрудников, благодаря возможности повторного использования результатов ранеевыполненных работ;
— управление информационными потоками (периодическаяпубликация новостей компании, результатов ее деятельности и дальнейших планов,управление совещаниями, запросами и уведомлениями) увеличит доверие сотрудниковруководству компании, повысит лояльность.
Возможностями внешнего корпоративного портала являются:
— единое хранилище документов, регламентирующих отношениякомпании с контрагентом и функции документооборота (повышает эффективностьработы с документами);
— инструменты автоматизации работы с контрагентами(существенно увеличивают производительность менеджеров, уменьшают вероятностьвозникновения ошибок, ускоряют обработку запросов, сокращают затраты наобучение и содержание менеджеров);
— механизмы интеграции с информационными системами другихпредприятий (позволяют передать часть функций контрагентам «насамообслуживание»);
— инструменты информирования и механизмы обратной связи(повышают эффективность, способствуют росту лояльности клиентов и партнеров)[5, c. 91].
Внедрение корпоративного портала обеспечивает компании серьезныеконкурентные преимущества:
· по оценкамкомпании Plumtree Software норма возврата инвестиций от внедрениякорпоративного портала в среднем составляет 145%;
· аналитикикомпании Meta Group считают, что к 2009 году 85% компаний из списка Global 2000(крупнейшие компании мира по величине оборота) внедрят у себя корпоративныепорталы;
· к 2009 году 90%компаний из Fortune 500 будут использовать корпоративный портал в качествеинструмента поддержки принятия решений, совершенствования информационныхпотоков и развития электронной коммерции типа B2B (Business To Business);
· по результатамопросов руководителей IT-подразделений на сегодняшний день почти 80% крупнейшихпредприятий России из числа участников рейтинга Top-100 одной из своихпервоочередных задач считают создание корпоративного информационного портала[12, c. 27].
Как показала практика, внедрение корпоративного порталапозволяет увеличить производительность труда как минимум на 15%, благодарясокращению:
· времени поискаинформации — на 70-80%,
· временивнутренних коммуникаций – на 40-50%,
· времени,необходимого на сбор управленческой информации — на 40%,
· издержек навнутренние коммуникации — на 20% [2, c. 18].
Экономические и организационные эффекты от построениякорпоративного портала связаны, в первую очередь, со следующими аспектами:
1. Повышение производительности
Сотрудники компаний ежедневно получают информацию изразличных источников, таких как корпоративные информационные системы, периодическиепечатные издания, внутренние нормативные документы, деловая переписка,электронная почта, техническая документация и ресурсы сети Internet. Используякорпоративный портал, специалисты могут получать необходимую информацию впредельно сжатые сроки непосредственно со своего рабочего места, независимо отего географического расположения и времени суток. Использование современныхтехнологий позволит организовать целевую доставку информации и своевременноеоповещение ее получателей, обеспечив при этом необходимый уровеньконфиденциальности.
2. Улучшение корпоративного взаимодействия
Портал играет роль центрального информационного ресурса дляруководства и сотрудников компании, ее заказчиков, поставщиков, дистрибьюторов,партнеров и акционеров. Оперативный обмен необходимой информацией обеспечиваетболее тесную связь между всеми группами сотрудников и подразделениями.
3. Управление корпоративными знаниями
Использование корпоративного портала позволит в полной мереприменить технологию управления знаниями (Knowledge Management), которая вовсем мире признана наиболее эффективной формой взаимодействия сотрудников.Любой работник достаточно легко сможет найти и использовать различные отчеты,сводки, статьи, библиографические справочники, новости, методики, регламенты,аналитические обзоры и исследования вне зависимости от того, где и кем они былисозданы. Накопление и сортировка всей этой информации позволит создать ииспользовать «базу знаний» Вашей компании, охватывающую большую частькорпоративной информации.
4. Оптимизация процесса управления
Интеграция корпоративного портала с другими компонентамиинформационной системы предприятия (финансово-учетные и сбытовые программы,хранилища данных, электронный документооборот и т.п.) открывает новыевозможности анализа деловой информации, сегментирования рынка ипозиционирования, планирования и прогнозирования, выполнения ряда иных функций.Соответственно, менеджеры Вашей компании смогут принимать более эффективныерешения, учитывающие все нюансы конкретной ситуации.
5. Оптимизация инвестиций в информационные ресурсы
Портал — это интегрированное приложение, которое можнодостаточно быстро внедрить и легко поддерживать, затрачивая при этомсравнительно скромные ресурсы по сравнению с системами со сходными функциями,но построенными на основе других концепций. Все это снижает издержки и повышаетотдачу от вложений в информационную систему предприятия. Использование длявизуализации информации «тонкого клиента» (обычного Web-браузера)позволяет экономить на обучении персонала и, одновременно, дает возможность неустанавливать клиентские приложения на множестве компьютеров. Сокращение затратна приобретение и обслуживание клиентского ПО и оборудования — один из основныхресурсов снижения издержек при использовании корпоративного портала. Такжеважно упомянуть о минимизации затрат на аренду Internet-канала за счет того,что наиболее значительная часть информации, необходимой для пользователейпортала, размещается в корпоративной сети.
6. Единая платформа для ведения электронного бизнеса
Внедрение корпоративного портала и обеспечение доступа к немувнешних пользователей способствует укреплению деловых связей с заказчиками,партнерами, поставщиками и повышает качество обслуживания заказчиков ипартнеров за счет предоставления им дополнительных возможностей и услуг [4, c. 219].
Корпоративный портал призван решать следующие основныезадачи:
· Предоставлениеунифицированного (обычный браузер, не требующий никакого специальногоклиентского программного обеспечения) персонализированного доступа в реальномвремени к корпоративной информации сотрудникам компании, а также клиентам ипартнерам компании вне зависимости от их территориального расположения, дляподдержки процессов принятия решений и управления.
· Обеспечениерабочих мест и средств коллективной работы с унифицированным (браузер)персонализированным доступом в реальном времени к корпоративным приложениям иинформации сотрудникам компании, а также клиентам и партнерам компании внезависимости от их территориального расположения, т.е., фактически,автоматизация бизнес-процессов [7, c. 162].
В сфере маркетинга и реализации наибольше применение находят,естественно корпоративные порталы B2C — Интернет-магазины (однако далеко невсякий Интернет-магазин можно отнести к данной категории и к корпоративнымпорталам вообще).
Единственное ограничение корпоративного портала – наличиеИнтернет-доступа, но мобильный Интернет и спутниковый Интернет, практическиснимают все территориальные ограничения. Корпоративный информационный порталэто кросс-платформенное решение, не зависящее от оборудования и приложений.
Приведенные выше определения и вытекающие задачи практическине имеют границ. Ведь в принципе, на основе унифицированного браузера можносоздать и корпоративную информационную систему компании любого масштаба.Причем, может, так и было бы, если бы Интернет-технологии появились бы лет надвадцать раньше.
Необходимо провести грань между корпоративным информационнымпорталом и корпоративной информационной системой.
Корпоративный информационный портал чаще всего являетсядополнением традиционной корпоративной информационной системы (на базелокальной сети), отвечающим за взаимодействие компании с внешним миром (вшироком понимании – частью общей глобальной корпоративной информационнойсистемы), иногда изолированной системой, решающей ограниченные задачи.
Описание функциональных возможностей корпоративного порталаначнем с того, что доступ к корпоративному порталу может быть организован длянескольких групп пользователей:
· руководители спомощью портала получают инструмент контроля над ключевыми параметрамидеятельности организации;
· сотрудникиполучают интегрированную внутреннюю и внешнюю информацию и доступ ккорпоративным приложениям. Через корпоративный портал пользователи получают всюнеобходимую для работы информацию и инструменты;
· поставщикиполучают возможность повысить эффективность взаимодействия с компанией,оптимизировать объемы и время поставок. Таким образом, портал становитсяинструментом для планирования и прогнозирования расходования запасов ипоставок;
· партнеры получаютболее эффективный инструмент по обмену информацией. Через портал они имеютдоступ к маркетинговой и технической документации, планам выпуска продукции ит.п.;
· заказчикиполучают информацию о выпускаемой компанией продукции, новые инструменты работыс ней. Анализ действий заказчиков при работе с порталом может помочь компаниипринимать более взвешенные маркетинговые решения [10, c. 73].
Для внутренних пользователей (руководителей и сотрудниковпредприятия) на основе корпоративного информационного портала может бытьреализована следующая функциональность:
— корпоративная библиотека технико-экономической,технологической, договорной или юридической документации;
— внутренняя система подачи заявок (например, на расходныематериалы, автотранспорт, и т.п.);
— справочник контактных реквизитов сотрудников предприятия;
— картотека существующих и потенциальных контрагентов;
— формы внутренней отчетности для оперативного контроля иуправления производством и проектами (отчеты по использованию рабочего временисотрудников, выполнение календарных планов и графиков проектов);
— механизмы совместной работы (форумы по различным проектамили направлениям деятельности предприятия, переговорные сессии для проведенияоперативных совещаний);
— развитая система поиска информации;
— служба технической поддержки пользователей компьютеров иоргтехники (Help Desk);
— различные новостные сервисы с персонифицированной доставкойи системой оповещения получателей (например, оперативные показатели финансовойи производственной деятельности предприятия, сводки деловой информации,корпоративные и региональные новости, прогноз погоды, меню столовой).
Для внешних посетителей портала (поставщиков, партнеров изаказчиков) могут быть созданы механизмы, включающие в себя информирование оценах, продуктах, складских запасах, доставке и процессе выполнения заказов, атакже решения типа «торговой площадки» (marketplace). Эти решенияпозволяют наладить совместное планирование и прогнозирование, скоординированноепроизводство и управление дистрибуцией. Таким образом, корпоративный порталобеспечивает интеграцию традиционных учетных систем с приложениями дляуправления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM),управления цепочками поставок (Supply Chain Management — SCM).
Следует отметить, что развитие портала представляет собойдинамический процесс, который неразрывно связан с процессом формализацииинформационных потоков предприятия. Соответственно, отдача от информационногопортала будет увеличиваться по мере роста его функционального наполнения. 2.Классификация корпоративных порталов
Существуют различные классификации корпоративных порталов, нообычно их принято делить по следующим классификационным признакам:
1. По функциям:
· EIP (EnterpriseInformation Portal) — корпоративный информационный портал. Обеспечиваетперсонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсамкомпании. Обеспечивает доступ к данным по классификатору и с возможностью проведениясквозного полнотекстового и атрибутивного поиска.
· EEP — (EnterpriseExpertise Portals) – корпоративный экспертный портал, обеспечивает подключениек экспертам (связь между пользователями) на основе их знаний (способностей)
Не всегда портал содержит нужную пользователю информацию,однако, в случае ее отсутствия, он может подключить пользователя к нужнымспециалистам, которые могут поделиться необходимой информацией, дать экспертныеоценки по интересующим вопросам.
· EAP(Enterprise Application Portal) — корпоративный портал приложений. Портал,который предоставляет пользователям различные корпоративные приложения компаниис помощью которых они могут получить требуемую информацию и данные.
· ECP (EnterpriseCollaboration Portal) — корпоративный портал совместной работы. Портал,предоставляющий информацию и приложения, и обеспечивающий работу группысотрудников над какой-либо задачей, проектом (фактически, автоматизациябизнес-процессов).
· EKP (EnterpriseKnowledge Portal) — корпоративный портал управления знаниями. Интегрированныйпортал, охватывающий все перечисленные выше, предназначенный для обеспеченияколлективной работы (автоматизация бизнес-процессов) с максимальныминформационным обеспечением и аккумулированием корпоративной информации.
Первые три типа порталов предназначены для индивидуальнойработы и обеспечивают пользователя необходимой ему информацией, приложениями,экспертными заключения специалистов (которых он может найти и к которымпользователь может подключиться с помощью портала). Иногда все их объединяютпод общим названием «Корпоративный информационный портал».
Вторые два типа порталов это порталы совместной работы(автоматизации бизнес-процессов). Они позволяют проводить определенный циклработ в соответствии с алгоритмом бизнес-процессов, автоматически передаватьпромежуточные результаты по цепочке другим пользователям, отслеживать икоординировать ход работ. При этом пользователи имеют максимальноеинформационное обеспечение, а компания акумулирует корпоративную информацию, превращаяее в свой капитал.
2. По назначению:
· B2C(Business-to-Consumer)
Автоматизированные системы электронной коммерции, в которых вкачестве продавца выступает юридическое лицо (предприятие, организация), апокупателя — физическое лицо. Типичный пример — Интернет-магазин.
· B2B(Business-to-Business)
Автоматизированные системы электронной коммерции, в которых вкачестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица(предприятия, организации). Такие системы (электронные торговые площадки)обычно используются для организации снабжения компаний и реализации продукции.
· B2E(Business-to-Employee) [9, c. 186]
Внутрикорпоративная система, по организации работы персоналакомпании, отдельных структур или подразделений. Фактически, B2E системы являютсясистемами автоматизации управления и берут на себя некоторые функцииКорпоративных информационных систем (КИС). Как правило, такие системыфункционируют во внутрикорпоративной сети — Интранет. При этом Интранет можетиспользовать защищенные каналы в Интернет.
Корпоративные порталы B2C, B2B, B2E включают в себякорпоративные порталы EAP, EIP, EKP, однако на базе последних можно строить идругие самые различные системы. Рассмотрим их более подробно.
Корпоративный портал B2C (Business-to-Customer) представляетсобой внешний, доступный для конечных потребителей, портал компании, содержащийинформацию о выпускаемой продукции и необходимые сервисы (в большей или меньшейстепени) для работы с потребителями, т.е. это торговые площадки электроннойкоммерции.
Главным видом реализации портала B2C являетсяИнтернет-магазин, обеспечивающий полный сервис работы с потребителями (включаясбор информации о потребителях). Но к этому виду относятся также иИнтернет-витрины, и промо-сайты обеспечивающие оффлайн реализацию, а такжеинформационные публичные порталы, представляющие на своих страницах продукциюцелого ряда фирм, эти порталы называют также инфо-посредниками (infomediaries,от information intermediaries).
Интернет-магазины могут быть как розничными, так и мелкооптовыми,и оптовыми. В этом смысле они соприкасаются с корпоративными порталами B2B(Business-to-Business).
Если лет пять-десять тому назад корпоративные порталы B2Cпредставляли посетителям только прайс-лист компании, то сейчас они имеют мощнуюинформационную поддержку: подробные описания товаров, фотографии (вплоть додесятка и более на каждый товар), ссылки на сайты производителей. Иначе порталупросто не выжить [12, c. 29].
Другим условием выживания является актуальность цен иноменклатуры. Для этого порталы B2C (и Интернет-магазины, и Интернет-витрины)связывают с корпоративной информационной системой компании, что позволяетобеспечивать четкое соответствие информации, предъявляемой посетителю и складовкомпании, позволяет осуществлять резервирование товаров и исключает случаиотказа в обслуживании потребителя по причине отсутствия товара на складеОдин-два таких отказа, и потребитель больше не зайдет в Ваш Интернет-магазин. Авозможность резервирования товара на Интернет-витрине, существенно повышает ееимидж, увеличивает число покупателей.
Еще одним важным фактором успеха является персонификацияпортала, т.е. отслеживание каждого покупателя, сбор статистики, предоставлениеему персонифицированных цен (в зависимости от объема покупок за определенныйпериод времени) и других персонифицированных сервисов, налаживание диалога спокупателями.
Успех нового портала B2C, поставленного в Интернет далеко неоднозначен. Появляется все больше и больше новых порталов, но в тоже время всебольше и больше порталов сходят со сцены. Успех определяется, в первую очередь,качеством обслуживания посетителей и формированием надежного имиджа, а это всвою очередь, во многом определяется качеством выполнения и наполнения портала,оперативности работы персонала.
Корпоративные порталы B2B (Business-to-Business) представляютсобой внешние порталы для организации строго персонифицированного доступабизнес-партнеров, корпоративных заказчиков и поставщиков, к информации исервисам компании. Например, торгово-закупочный портал, предоставляющийперсонализированные сервисы по заказу товаров и услуг, отслеживанию графиковпоставки и т.д.
В отличие от порталов B2С (Business-to-Customers), которыетакже могут обеспечивать оптовую реализацию товаров, корпоративные порталы B2Bимеют дополнительные услуги и сервисы для:
· обсужденияусловий поставки или закупки, согласования графиков поставки.
· отслеживаниеграфиков поставки, обеспечение системы Just-in-Time (точно в срок) [4, c. 230].
К корпоративным порталам B2B можно отнести корпоративные Интернет-представительствакомпаний, электронные торговые площадки, а также межкорпоративные торговыеплощадки.
Электронные торговые площадки (дальнейшее развитиеИнтернет-магазина), используют не только модель каталога товаров (какИнтернет-магазин), но и другие модели: аукцион (цена на товар определяется входе торгов), тендер (цена назначается поставщиками), бартер.
Межкорпоративные торговые площадки являются дальнейшимразвитием публичных информационных порталов представляющих прайс-листы большогочисла компаний. В отличие от последних, кроме информации о товарах/услугах, намежкорпоративные торговых площадках присутствуют сервисы заключения сделок.
Корпоративные порталы B2B позволяют стереть всетерриториальные рамки при заказе/реализации продукции, позволяют работать врежиме реального времени и очень быстро провести маркетинг поставщиков ипотребителей продукции, согласовать и заключить и оплатить сделки, обеспечитьсвоевременные поставки.
Однако серьезный эффект корпоративные порталы B2B могутобеспечить только при их интеграции с корпоративными информационными системамикомпаний. В противном случае ручные операции по обеспечению заказов и проводокмогут свести на нет весь эффект от их применения.
Основными назначениями корпоративного портала B2E (Business-to-Employees)является предоставление внешним и внутренним пользователям компании возможностиперсонифицированного доступа к корпоративным ресурсам (включаянеструктурированные и разнородные данные) и обеспечение совместной работы сдоступом к необходимым данным и сервисам в любое время и независимо от местапребывания пользователей (требуется только наличие стандартного компьютера илисотового телефона, и доступ в Интернет).
Основные функции корпоративного портала B2E заключаются вследующем:
· уничтожениекорпоративных барьеров, создание единого информационного пространства длясотрудников компании, поставщиков, потребителей, партнеров (естественно ссоответствующим разграничением доступа).
· обеспечениедоступа к корпоративной информации, в том числе к приказам, новостям,нормативно-справочным данным. И не только доступа, но и ознакомления «подрасписку».
· управление иобеспечение коллективной работы.
· построениесистемы управления знаниями компании.
· интеграцияприложений, превращение портала в единую точку доступа ко всем корпоративнымсистемам компании [4, c.238].
В таком широком понимании корпоративный портал B2E включаетвсе частные виды порталов. Корпоративные порталы B2E иногда строят в публичнойсети Интернет (или защищенной Интернет), но чаще в закрытых внутрикорпоративных территориальных сетях Интранет (которые в основном используютзакрытые каналы в Интернет) и закрытых корпоративных сетях Екстранет, к которымдопускаются и пользователи, не являющимися сотрудниками компании. 3.Аспекты создания корпоративного портала современной компании
Разработка корпоративного портала — это созданиеавтоматизированной информационной системы, автономной или объединяющей всенеобходимые информационные ресурсы компании, автоматизированной системыподсистемы управления компанией на базе самых современных информационныетехнологий управления. Также к этому относится разработка программногокомплекса, который обеспечивает защищенный персонифицированный web-интерфейс,посредством которого уполномоченные сотрудники компании и постоянные партнерыимеют доступ к требуемой им информации и приложениям в соответствии с правамиразграничения доступа по корпоративной сети компании (Интранет) или по сетиИнтернет (защищенного Интернет) для обеспечения задач корпоративного управленияи автоматизации бизнес-процессов. При этом соблюдаются все требованияобеспечения безопасности: информационной безопасности, экономическойбезопасности.
При этом корпоративный портал будет обеспечиватькруглосуточную работу в реальном времени во всех городах и странах, в любойточке земного шара, где есть Интернет-доступ, а спутниковый Интернет имобильный Интернет практически снимает все допустимые границы.
Масштабы корпоративного портала распространяются от достаточнопростой автоматизированной информационные системы расположенной на серверекомпании или сайте Интернет, до крупных комплексов интегрирующих в единойинформационной среде внутренние ресурсы всех территориально удаленных точеккомпании (их автоматизированные системы управления) или имеющих единуюавтоматизированную систему управления, расположенную на защищенном веб-сервере[3, c. 174].
Кроме того, корпоративный портал может разрабатываться ивнедряться постепенно, охватывая задачи компании одну за другой.
Процесс создания корпоративного портала включает следующиеэтапы:
1. Аналитическиеисследования;
2. Технико-экономическоеобоснование проекта;
3. Созданиекорпоративного портала, предварительные испытания;
4. Опытнаяэксплуатация, штатная эксплуатация.
Аналитические исследования
Цель этапа — уточненная оценка коммерческой эффективностисоздаваемого корпоративного портала, разработка концепции корпоративногопортала, описание бизнес-процессов, выпуск проектной документации.
Совместные работы с подрядчиком
Первое, с чего начинается работа по созданию корпоративногопортала, это с оказание помощи подрядчику в изучении самой компании,особенностей ее бизнеса и организации бизнес-процессов.
Затем, совместно с подрядчиком, предварительно формулируются:
— цели проекта создания корпоративного портала
— основные цели корпоративного портала
— задачи корпоративного портала
— укрупненные бизнес-процессы
В заключение выпускается техническое задание (ТЗ) нааван-проект — на аналитические исследования по созданию корпоративного порталаи заключается договор на проведение работ.
Для простейших корпоративных порталов на данном этапе можетбыть выполнена также и часть работ аван-проекта и сразу выпущено ТЗ наразработку корпоративного портала (при этом часть невыполненных работвключается в ТЗ).
Описание бизнес-процессов компании
Это совместная работа Подрядчика и Заказчика. Описаниебизнес-процессов может предоставить Заказчик и проводится их согласование сПодрядчиком и их оптимизация с учетом возможностей корпоративного портала. Илиих разрабатывает Подрядчик и проводится их оптимизация согласование сЗаказчиком с учетом традиций, возможностей и потребностей компании.
Контроль Подрядчика, согласование и утверждение материаловАван-проекта
Работы по ТЗ проводятся, конечно, Подрядчиком, но Заказчикдолжен контролировать ход работ, согласовывать и утверждать промежуточныематериалы по следующим основным направлениям:
1) Создание концепции корпоративного портала;
2) Определение требуемых разделов корпоративного портала(утверждение);
3) Формулирование организационно-технических требований кадминистративной системе управления корпоративным порталом (утверждение);
4) Определение структуры корпоративного портала с учетомпоставленных задач, требуемых бизнес-процессов;
5) Формулирование требований к дизайну;
6) Уточнение стоимости создания, внедрения и поддержкикорпоративного портала;
7) Создание концепции развития корпоративного портала;
8) Создание концепции поддержки корпоративного портала.
Работа по данному этапу завершается:
— выпуском аналитического отчета
— выпуском проектной документации
— выпуском технического задания на создание корпоративногопортала и заключением договора на проведение дальнейших работ [7, c. 198].
И только после проведения описанных выше работ можно приступатьсобственно к созданию корпоративного портала. И это будет не просто созданиекорпоративного портала, а создание требуемой Вам автоматизированной системыведения бизнеса.
Технико-экономическое обоснование проекта.
Цель этапа — самая предварительная оценка (без участияПодрядчика) коммерческой эффективности проекта по созданию корпоративногопортала и, при положительной оценке, принятие решения об его разработке.
Корпоративный портал является более доступной альтернативойпокупным ERP, MPR, CRM автоматизированным системам управления компанией — системам автоматизации бизнес-процессов компании.
Приобретая покупную систему, Вам приходится перестраиватьсвои бизнес-процессы под процессы, заложенные в эту систему, что далеко невсегда оптимально. Кроме того, покупные системы в силу своей универсальностивсегда избыточны, трудоемки и сложны в работе, требуют специально обученногоперсонала.
В отличие от этого корпоративный портал создаетсянепосредственно под бизнес-процессы компании и обеспечивает максимальнуюпростоту в работе. Он не требует специального клиентского программногообеспечения, достаточно любого браузера.
Стоимость создания корпоративного портала можно оценитьтолько по конкретным расписанным бизнес-процессам, что в начале работы безпроведения аналитических работ и участия Заказчика практически невозможно.
Можно дать оценку стоимости создания корпоративного порталаследующим простым способом: его стоимость не должна превышать стоимостьпокупной ERP системы требуемого класса. В свою очередь эта стоимостьопределяется стоимостью покупных модулей (имеющуюся в прайс-листах компаний)умноженную на коэффициент равный 2,5-3, учитывающий настройку модулей ивнедрение системы.
Эта стоимость для различных систем (от недорогихотечественных, до Navision и выше) и различной требуемой функциональности можетсоставлять от $10.000 до $100.000 и выше [2, c. 20].
В то же время, заказные корпоративные порталы дляавтоматизации простых бизнес-процессов могут стоить всего от двух-трех тысячдолларов.
Таким образом, затраты, выделяемые на создание и внедрениезаказного корпоративного портала можно предварительно оценить как стоимостьвнедрения покупной системы автоматизации. При этом, заказная система будемвсегда более удобной и дешевой в эксплуатации. Т.е. стоимость обладаниязаказного корпоративного портала при данном подходе будет всегда заведомо нижестоимости обладания покупной системы автоматизации.
В заключение данного раздела отметим, что системыавтоматизации редко строятся с нуля (только для новых компаний). Всегда имеетсякак минимум бухгалтерская система, которая имеет жесткие регламентирующие рамки(которые к тому же постоянно меняются) и которую нецелесообразно создавать ввиде модуля заказного корпоративного портала.
Доходная часть проекта
Данная оценка может проводиться только Заказчиком наосновании экономического эффекта от автоматизации бизнес-процессов компании засчет:
— сокращения времени и снижения требований к квалификацииперсонала (уменьшение расходов на зарплату и накладные расходы, сокращение персонала);
— уменьшение ошибок в работе и связанных с этим потерь;
— сокращение времени прохождения бизнес-процессов;
— сокращение складских запасов, создания систем «just in time- точно в срок».
Этот перечень далеко не полный, каждая компания должна разработатьсвой, проанализировать их и дать оценку суммарной доходной части сайта.
Оценка экономической эффективности
В итоге остается оценить срок окупаемости проекта и ожидаемуюприбыль, а также оценить, какое дополнительное повышение затрат можно допуститьпри создании корпоративного портала.
Вооружившись всеми этими оценками можно принимать решение оначале проекта по созданию корпоративного портала, разработатьтехнико-экономические требования и выходить на Подрядчика.
В заключение раздела отметим известную аксиому: «Всевложения в бизнес являются рискованными» и следствие из нее: «Кто нерискует, тот ничего и не получает». А для того, чтобы риск был минималенкак раз и требуется тщательное проведение данного этапа [14].
Формулирование требований к корпоративному порталу
Технико-экономические требования это не техническое задание — ТЗ (которое выпускает Подрядчик), а именно требования, которые выдвигаетЗаказчик и на основании которых Подрядчик начинает аналитические работы посозданию корпоративного портала и выпускает ТЗ.
Создание корпоративного портала, предварительные испытания
Цель этапа — создание и отработка действующего корпоративногопортала, полностью завершенной системой автоматизации компании, тольконаполненного тестовой информацией.
На данном этапе Подрядчик работает практически автономно наосновании ТЗ и проектной документации, разработанной на предыдущем этапе.
Подрядчик осуществляет:
— верстку дизайна корпоративного портала;
— программирование корпоративного портала;
— создание базы данных;
— создает корпоративный портал, наполняет его тестовойинформацией;
— настраивает портал и проводит его предварительные испытания.
После этого корпоративный портал устанавливается в сетикомпании (Интранет, Экстранет, Интернет) и предъявляется Заказчику. Заказчикутакже передается необходимая документация (руководства администраторов ипользователей) [7, c. 206].
Далее работы ведутся Подрядчиком совместно с рабочей группойкомпании, члены которой, при необходимости, проходят предварительное обучение.На данной стадии проводятся испытания макета корпоративного портала в реальныхусловиях, на реальных рабочих местах (но только на части рабочих мест), нареальных бизнес-процессах. Проводится настройка корпоративного портала подбизнес-процессы компании и, в некоторых случаях, проводится коррекция иоптимизация бизнес-процессов, корректируется техническаядокументация.Сдача-приемка
После этого корпоративный портал предъявляется Заказчику.Проводятся окончательные испытания, составляется Акт сдачи-приемки работ (этапа).
Опытная эксплуатация, штатная эксплуатация
Цель этапа — создание полностью функционирующего (на всехрабочих местах, на всех бизнес-процессах) корпоративного портала с отладкойвсех бизнес-процессов, выход на штатную эксплуатацию.
Подготовительный этап и опытная эксплуатация
На этом этапе, во-первых, проводится, при необходимости,обучение всех работников компании, связанных с работой корпоративного портала.Далее, сотрудниками компании с участием выделенных сотрудников Подрядчикапроводятся следующие работы:
— начальное наполнение базы данных корпоративного портала(каталоги, справочники и т.д.)
— начинаются практические работы по всем бизнес-процессамкомпании.
При этом основное внимание уделяется сбору и анализузамечаний, проводится оперативная доработка корпоративного портала в простыхслучаях, подготавливается перечень дальнейших серьезных доработок (икорпоративного портала, и бизнес-процессов компании).
Опытная эксплуатация корпоративного портала осуществляетсятечение 1-3 месяцев, в зависимости от сложности проекта.
Доработка по итогам опытной эксплуатации
Опытная эксплуатация заканчивается составлением Акта и, принеобходимости, план-графика устранения замечаний. Замечания, вытекающие изневыполнения каких-либо пунктов ТЗ устраняются Подрядчиком бесплатно.
Поддержка корпоративного портала
Поддержка корпоративного портала осуществляется, как правило,IT специалистами компании. Подрядчик привлекается в случаях необходимостиперестройки бизнес-процессов компании и соответствующей коррекции программногообеспечения корпоративного портала.
Иногда к корпоративному порталу предъявляется требованиепрограммной настройки при изменении бизнес-процессов компании (как и в покупныхERP системах). Однако это сразу лишает корпоративный портал преимуществ заказногопродукта: детального воспроизведения требуемых бизнес-процессов, простотыобслуживания. Значительно удорожает и его стоимость создания, и стоимость егообслуживания.
Оценка готовности организации к внедрению корпоративногопортала
Создание любой корпоративной системыэто не установка каких-то компьютеров и программ, это в первую очередьперестройка организационной структуры компании, и ее бизнес-процессов. Полнаяперестройка при введении глобальной корпоративной системы, или частичная, привведении отдельных подсистем и корпоративных порталов. Это, в первую очередь,перестройка и образа работы, и образа мышления, переоценка ценностей.
Даже создание самого простого корпоративного информационногопортала – это реинжениринг определенного участка работы компании. Если раньшеза определенной информацией можно было обратиться только к определенномусотруднику, то с внедрением корпоративного информационного портала ее можноочень просто и быстро найти по каталогу портала или сделать запрос к базе данных.Работа по хранению и поиску бумажной информации и выдаче ее потребителюзаменяется на работу по вводу информации в базу данных корпоративногоинформационного портала. Работа совершенно другого плана, другой квалификации иабсолютно незаметная для потребителей информации. Отсюда и возникаетпротиводействие внедрению даже подобных относительно простых систем.
Более серьезные проблемы возникают при внедрении болеесложных корпоративных порталов, например, совместных работ. В этом случаепроцесс работы сотрудников регламентируется бизнес-процессами, заложенными всистему. Кроме того, все действия сотрудников документируются, кто, что и когдасделал. Четкая и прозрачная система, в которой нельзя спрятаться за кого-либо,отсидеться в сторонке. Кроме того, не нужны диспетчеры, контролеры и т.д. Образработы так далекий от привычного социалистического образа.
Самые серьезные проблемы возникают при введении корпоративныхсистем, связанных с автоматизацией основных бизнес-процессов компании, савтоматизацией управленческого учета. Ни для кого не секрет, что сейчас вРоссии сложилась ситуация, при которой многие чиновники, менеджеры и т.д.стремится создать свой бизнес внутри компании, основанный на откатах,присвоении активов, передаче выгодных подрядов своим фирмам, и т.п. Причем этиммогут заниматься и руководители компании, и даже Первое лицо компании (если ононаемное). Корпоративные информационные системы, если они правильноспроектированы, практически ставят крест на подобной инициативе и, поэтому, ихвнедрение не может не иметь серьезного противодействия.
Причем противодействие имеет два выражения, прямое и скрытое.
Прямое противодействие – это хождение к руководству,компрометация системы, выдвижение массы «причин» по которым создание системы невыгодно, а работа на ней неэффективна.
Скрытое противодействие – выдача неверных исходныхпредпосылок при создании системы, настраивание коллектива против системы,блокирование действий по созданию системы, задержки ввода данных и введениеневерных данных в действующую систему [14].
Как же притупить к вопросу создания в компании корпоративнойинформационной системы – проведения реинжениринга компании?
Инициатива реинжениринга должна исходить от собственниковкомпании, которые, в первую очередь, должны решить этот вопрос с Первым лицомкомпании и основными руководителями компании. Решить вопрос их мотивации напроведение реинжениринга и начать эту работу дружной сплоченной командой.Например, основной вид мотивации Первого лица, это выделение ему процента отприбыли компании. И вообще, лучше предоставить людям возможность честнозарабатывать деньги, работая на благо компании, чем терпеть много большиеубытки из-за воровства.
Второй организационный момент – это работа с коллективом:разъяснение перспектив, мотивация, переобучение, кадровые перестановки, и т.д.
Только решение этих вопросов на начальной стадии созданиякорпоративной информационной системы компании позволит создать новуюэффективную систему автоматизированного управления компанией, повысить прибылькомпании, ее капитализацию. В противном случае, если система и будет создана,она будет малоэффективной и может даже и убыточной.4.Описание платформ для создания КИП
Проект корпоративного информационного портала начинается свыбора продукта-платформы. Наиболее распространенными продуктами, используемымидля создания корпоративных порталов являются:
· IBM WebSphere Portal- единый комплекс для порталов электронного бизнеса, который объединяет иинтегрирует взаимодополняющие компоненты;
· Microsoft SharePointServer — оптимальное решение в области обеспечения сотрудничества и повышенияпроизводительности персонала;
· OracleApplication Server Portal — первый на рынке сервер приложений, позволяющийупростить управление приложениями, выполняемыми в распределенной вычислительнойсреде;
· SAP EnterprisePortal — гибкое решение, которое позволяет воспользоваться всемиинформационными ресурсами предприятия.
Рассмотрим каждый продукт более подробно.
IBM WebSphere Portal
Стратегия IBM вобласти порталов состоит в том, чтобы предлагать организациям каркас порталовдля электронного бизнеса – программный продукт WebSphere Portal Server (WPS).Это предложение предназначено для построения порталов в масштабе предприятия.Оно представляет собой простой в использовании горизонтальный каркас порталове-бизнеса, который может работать с самыми разными типами внутреннего ивнешнего бизнес-контента. WebSphere Portal Server может быть развернут каккорпоративный портал электронного бизнеса для сотрудников, бизнес-партнеров изаказчиков, поддерживающий полный объем функций систем «бизнес-сотрудник»,«бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель».
Это решение от IBMиспользует ряд хорошо зарекомендовавших себя продуктов этой компании.Конкретно, структура WPSоснована на следующих продуктах: WebSphere AdvancedEdition, WebSphere Personalization, Enterprise Information Portal V7.1, WebSphere Everyplace Suite и программных продуктах Lotus Corporation. Эта стратегия предоставитзаказчикам, уже использующим названные компоненты, прогрессивный путь защитыразвития своих вложений в информационные технологии.
Базовые возможности IBM WebSphere Portal:
1. Предоставлениеперсонализированного внутреннего / внешнего контента на основе ролейпользователей. Поддержка широко распространенных устройств веб-доступа.
2. Публикацияконтента и подписка, управление содержимым и документами. Функциисамообслуживания пользователей.
3. Поиск икатегоризация — упорядочивание репозитариев содержимого и поиск в нихрелевантной информации.
4. Совместная работа– инструменты, поддерживающие площадки для коллективной работы. Обменсообщениями.
5. Интеграция скорпоративными приложениями, документами и системами потока операций — совместное использование метаданных, XML, соединителей, стандартов, EAI
6. Администрированиеи безопасность – базовые службы Web-сайта[14].
WebSphere Portal Version 6.0 представляет собой решениепортала корпоративного уровня для организаций, заинтересованных в повышенииэффективности своей деятельности.
WebSphere Portal — это ведущее в отрасли решение,предлагающее полный набор служб платформы портала с функциональной надежностьюи масштабируемостью, отвечающими потребностям крупнейших мировых компаний.Новые и улучшенные функции позволяют быстро внедрять мощные приложения портала,которые настраиваются в соответствии с изменяющимися бизнес-потребностями.
WebSphere Portal Version 6 включает в себя три продукта:
· WebSphere PortalServer;
· WebSphere PortalEnable;
· WebSphere PortalExtend
Основные нововведения:
1. Интерфейс порталавключает в себя новые средства Dynamic HTML, настройку функций путем«перетаскивания» объектов с помощью мыши (drag & drop) ивсплывающие меню.
2. WebSphere PortletFactory Designer позволяет быстро создавать комплексные приложения на основекорпоративных серверных систем.
3. Приложенияпортала могут сохраняться в виде шаблонов, что обеспечивает простую настройку ивнедрение.
4. Встроенныесредства редактирования содержимого портала, которое проходит стадии проверки,утверждения и развертывания.
5. Пользователипортала могут редактировать электронные бланки в рамках бизнес-процесса исохранять их в репозитории документов портала.
6. ИнтеграцияWebSphere Portal Document Manager с Microsoft Windows и Microsoft Officeобеспечивает простоту управления файлами и безопасный общий доступ кдокументации.
7. Администрированиена основе политик и гибкие настройки конфигурации.
8. Повышеннаяпропускная способность и поддержка до 40000 динамических страниц портала.
Дополнительные возможности персонализации позволяютиспользовать назначенные пользователем правила для динамического отображенияили скрытия страниц и портлетов.
Улучшенная поисковая система, эффективность которой возрослаза счет применения внешних механизмов поиска.
IBM WebSphere Portal Server представляет собой базовое решениеиз семейства программных продуктов WebSphere Portal. Оно предоставляетважнейшие службы портала, которые объединяют приложения и содержимое,представляя их в виде приложений со структурой на основе ролей.
Microsoft SharePoint Server
Продукты и технологии Microsoft SharePoint, входящие в составплатформы Microsoft Office System, предоставляют решения для совместной работы,обладающие широкими возможностями расширения, а также гибкими средствамиразвертывания и сопровождения. Технологии Microsoft SharePoint позволяют приотносительно небольших затратах на ПО обеспечить высокую эффективностьсовместной работы сотрудников на предприятии.
Основные преимущества:
· Расширеннаясистема безопасности;
· Менеджер сайтов;
· Мобильный портал;
· Глубокаяинтеграция с Office 2007;
· Интеграция сSharePoint Designer 2007, позволяет производить модификации портала безкодирования;
· ПоддержкаWorkFlow — утверждение документов, отзывы, подписи маршруты утверждений;
· Интеграция сMicrosoft IRM позволяет надежно защищать конфиденциальные данные;
· E-mail письма каксодержимое портала;
· Гибкиевозможности кастомизации дизайна портала;
· Статистика иаудит доступа;
· Расширенныйинтерфейс администрирования;
· Делегированиеполномочий администратора;
· Динамическоеизменение иерархии сайтов SharePoint;
· Мониторинг истастистика.
Появление сервера Microsoft® Office SharePoint® Server (MOSS)2007 позволило связать ряд технологий в единую объединенную платформу и наборкорпоративных служб. В этом ряду — как технологии совместной работы, так ипорталы, эффективные системы поиска, системы управления потоками работ иделовыми процессами. MOSS — это новое поколение сервера SharePoint PortalServer (SPS) на основе компонента Windows® SharePoint Services (WSS). Накруговой диаграмме на рис. 1 показано, как сервер MOSS и службы WSS работаютвместе. Службы WSS лежат в основе областей, закрашенных зеленым, а посколькусервер MOSS основывается на WSS, он отвечает за весь круг целиком. Именносервер MOSS предоставляет компоненты портала, поиска, управления информационнымсодержимым предприятия, бизнес-процесса и форм, а также бизнес-аналитики.
/>
Рис. 1. Служба, основанная на MOSS и WSS [13]

Ниже описаны наиболее важные технологии MOSS и принципы ихиспользования для повышения эффективности работы пользователей.
SharePoint и Web 2.0
Web 2.0, Enterprise 2.0, смешанные приложения, содержимое подуправлением сообщества — можно называть по-разному, но ясно одно: с помощьюинтернет-технологий, таких как AJAX, RSS, блоги и вики-страницы, пользователимогут лучше управлять содержимым, совместной работой и способами полученияданных. Более того, пользователям требуется сочетание возможностейвзаимодействия Windows с простотой развертывания и использования,предоставляемой веб-технологиями.
Сервер MOSS 2007 предоставляет ряд новых компонентов ипозволяет улучшить существующую платформу совместной работы. Для этогоиспользуются как встроенные возможности управления документами и системыоповещений, так и новые компоненты, такие как блоги, вики-страницы, а такжевеб-часть для публикации и получения RSS-каналов. При работе с Microsoft OfficeOutlook® 2007 можно выполнять двунаправленную синхронизацию между Outlook исервером Microsoft SharePoint таких совместно используемых данных, каккалендарь, задачи и контакты. Если необходимо изменить контакт или переместитьвстречу, это можно сделать в Outlook или на сервере SharePoint, и измененияпоявятся в другой программе.
Кроме того, программа Outlook поддерживает автономную работу с библиотекамидокументов. Можно внести изменения в документы при отсутствии связи с сетью, азатем синхронизировать их при следующем подключении.
Еще сервер MOSSможет проверять правила соответствия для содержимого, управляемого сообществом,и обеспечивать их выполнение. При этом клиентам не приходится жертвовать ниуправляемостью, ни безопасностью.
Основное усовершенствование в MOSS 2007 — это повышение персонализации работы спорталом. В состав MOSS входитдоработанный личный веб-узел с теми же возможностями, что и у веб-узла SharePoint. Пользователи могут создаватьсписки, библиотеки документов или дочерние узлы в рамках своего личноговеб-узла, а также настраивать эти узлы как для личного просмотра, так и длярабочих групп. Кроме того, личный веб-узел предоставляет новые веб-части длясоздания иерархических структур и отслеживания информации коллег в организации,включая оповещения при изменении метаданных сотрудников, например номерателефона, звания, расположения офиса или других сведений.
Oracle Application Server Portal
Oracle Application Server — это основанная на стандартахинтегрированная программная платформа, позволяющая организациям любого масштабаоперативнее реагировать на меняющиеся требования рынка.
Oracle Application Server 10g обеспечивает полную поддержкутехнологии J2EE и распределенных вычислений, включает встроенное ПО длякорпоративных порталов, высокоскоростного web-кэширования, бизнес-анализа,быстрого внедрения приложений, интеграции бизнес-приложений, поддержкибеспроводных технологий, web-сервисов.
Oracle Application Server 10g (OracleAS Portal) является составной частью Oracle Application Server 10g и предназначен для быстрогосоздания и поддержки работы защищенных внутренних и внешних портальных решений.
Основные составляющие Oracle AS Portal 10g:
1. Средствапостроения порталов на основе портальных компонентов.
2. Библиотекиготовых компонентов.
3. Средствауправления содержанием с поддержкой коллективной работы.
4. Средства длясквозного полнотекстового поиска информации на портале, в интернет/интранет, вбазах данных и в хранилищах неструктурированной информации.
5. Средстваинтеграции внешних систем, приложений, различных видов источников данных.
6. Средства дляанализа бизнес-информации (business intelligence).
7. Средстваоднократной регистрации и управления информационной безопасностью.
8. Средстваподдержки мобильного беспроводного доступа.
9. Интегрированноесредство разработки веб-приложений.
Ключевые преимущества Oracle AS Portal 10g [4, c. 265].
· Оптимальноесоотношение цена/функциональность.
· Удобныевизуальные инструменты для быстрой разработки порталов, управления содержанием,самостоятельной публикации информации бизнес-пользователями.
· Большойассортимент компонентов для интеграции многих видов приложений и информационныхресурсов, основанных на открытых стандартах (J2EE, web-services).
· Большой опытвнедрений в России и СНГ. Более 7 тыс. клиентов и десятки тысяч пользователей вмире.
· Бесплатнаяпоставка Oracle Application Server для пользователей Oracle E-Business Suite.
· Интеграция спакетом приложений для совместной работы Oracle Collaboration Suite.
Среда Oracle AS Portal является настраиваемой и развиваемой.Разработчики имеют возможность изменять визуальные и функциональные параметрыпреднастроенных объектов портала, интегрировать в портал приложения,разработанные третьими фирмами, и собственные решения. Использование имеющихсякомпонентов, а также визуальных интерактивных средств разработки позволяетсущественно снизить объем ручного программирования.
SAP Enterprise Portal
SAP Enterprise Portal является компонентом платформы SAP NetWeaver. Платформа SAP NetWeaver – этотехническая основа комплекса решений «Управление современным предприятием»(mySAP Business Suite), композитных приложений SAP xApps, партнерских решений иприложений, разрабатываемых клиентами. Она реализует архитектуру сервисовпредприятия (Enterprise Services Architecture) – концепцию SAP по построениюбизнес-приложений на основе сервисов.
В число возможностей и функций SAP Enterprise Portal входят:
1. Управлениеинфраструктурой портала. Портал унифицирует доступ к корпоративной информации иприложениям, предоставляет персонализированный и защищенный пользовательскийинтерфейс.
2. Сотрудничество. Спомощью инструментов для сотрудничества, проходящего в реальном времени, иинструментов организации групповой работы «Портал предприятия» позволяетрабочим группам любого размера оптимальным образом обмениваться информацией иидеями.
3. Управлениезнаниями. Платформа управления знаниями в «Портале предприятия» предоставляетпользователям набор сервисов для доступа к неструктурированной (текстовой)информации, хранящейся как в SAP-системах управления бизнес-содержанием, так ив хранилищах других поставщиков. Она обеспечивает структурирование информации вкомпании, обмен знаниями, способствует обучению, облегчает процесс управлениявнутренними и внешними потоками информации, поддерживает совместную работу всообществах.
Управление инфраструктурой портала
Портал предприятия» предоставляет персонализированный,защищенный интерфейс, доступный из различных устройств. Он формирует единуюоснованную на ролях среду, которая объединяет корпоративные приложения,информационные потоки и бизнес-процессы, вне зависимости от того, какие ресурсылежат в их основе. Портал поддерживает серверы как семейства UNIX, так иMicrosoft Windows, при этом для работы пользователей доступно свыше 20различных языков интерфейса [10, c.194].
Инфраструктура портала интегрируется с существующимиИТ-системами с помощью готовых адаптеров, что позволяет сократить потребность вдорогостоящих, дополнительно программируемых интерфейсах. Кроме этого,инфраструктура портала предоставляет инструменты для развертывания поставляемыхSAP готовых портальных приложений. В результате снижается общая стоимостьвладения информационными системами предприятия и ускоряется окупаемостьинвестиций в информационные технологии. Инфраструктура портала, прошедшаядлительный путь развития и развернутая у сотен клиентов по всему миру,обеспечивает тот уровень безопасности, масштабируемости и производительности,который клиенты ожидают от продуктов SAP. Дополнительными преимуществамиявляются упрощенные процессы управления пользователями и содержанием в портале.
С помощью «Портала предприятия», поставляемого компанией SAP,можно в сжатые сроки развернуть обширную библиотеку преднастроенногобизнес-содержания. Бизнес-содержание, объединяющее богатый экспертный опыткомпании SAP с реальными процессами работы пользователей, позволяетсформировать интерфейсы, которые в максимальной степени адаптированы дляконкретных должностных обязанностей и отраслевых бизнес-процессов. Удобные виспользовании Web-инструменты позволяют настроить и расширить информационноенаполнение портала и получить максимальные конкурентные преимущества, снижая доминимума затраты на разработку и сопровождение интегрированногопользовательского интерфейса.
Сотрудничество
«Портал предприятия» обеспечивает возможность совместногоиспользования информации и приложений в единой среде коллективной работы. В«кабинетах сотрудничества», которые представляют собой виртуальное рабочеепространство для взаимодействия рабочих групп и проектных команд, пользователимогут эффективно работать независимо от своего местонахождения. Встроенныефункциональные возможности для организации сотрудничества в режиме реальноговремени обеспечивают оперативный обмен информацией между пользователями.Сотрудничество пользователей в портале может выходить за пределы отдельногопредприятия, помогая налаживать связи с деловыми партнерами и клиентами.
Управление знаниями
«Портал предприятия» позволяет пользователям рационально иэффективно организовывать неструктурированную (текстовую) корпоративнуюинформацию и выполнять поиск такой информации. Функции управления знаниямипозволяют пользователям:
· находитьтекстовую информацию любого формата посредством интеллектуального поиска,методов публикации и подписки или простой навигации;
· рациональноуправлять, классифицировать и выполнять поиск информации в различных хранилищахдокументов;
· воспользоватьсяинтегрированной системой управления содержанием (Content Management), котораяподдерживает полный жизненный цикл информации: от редактирования и публикации,включая процесс утверждения, управление полномочиями на доступ и навигацию, доадминистрирования и организации обратной связи пользователя и автора документа;
· связать текстовуюинформацию с различными инструментами и транзакциями бизнес-приложений;
· выполнять поискинформации во внутренних и внешних источниках и находить экспертов в той илииной области [10, c. 197].
Средства классификации, реализованные в портале,автоматизируют процесс организации информации и позволяют логическиструктурировать ее по тематическим областям. Эксперты в различных сферах именеджеры, ответственные за создание бизнес-содержания, могут публиковатьинформацию для различных аудиторий, а пользователи, в свою очередь, могутподписаться на автоматическое получение интересующей их информации поопределенной тематике.
Создание информационного содержания в Web-среде упрощаетработу авторов благодаря возможности редактирования документов черезонлайн-редактор, организации обсуждений в форумах, а также управления версиямидокументов и архивирования. Для облегчения взаимодействия пользователей савторами содержания предусмотрены функции обратной связи, проведения дискуссий,создания рейтингов и обзоров. Открытая архитектура для доступа к внешнимхранилищам документов, поставляемым как компанией SAP, так и другимиразработчиками, позволяет повысить эффективность инвестиций в существующиесистемы управления информационным содержанием. 5.Проект создания корпоративного портала торговой сети «Связной» на базеMicrosoft SharePoint Server 2007
корпоративный портал программный интерфейс
В одной из крупнейших федеральных розничных сетей «Связной» вавгусте 2009 года был реализован проект по созданию корпоративного портала. Наоснове Microsoft Office SharePoint Server 2007 созданы основные элементыинформационного пространства [14].
Ситуация
Развитие бизнеса сети «Связной» тесно связано с активнымприменением информационных технологий. Деятельность столь крупной разветвленнойсети немыслима без средств коллективной работы и управления информацией. Помимоэтого ИТ требуются для постоянного мониторинга и развития внутренних сервисовдля персонала компании. Таким образом, ИТ являются ключевой платформойподдержания и роста бизнеса.
По мере развития компания «Связной» столкнулась сопределенными сложностями применения существующих инструментов:
· Технологияинформационного обмена с торговыми точками не в полной мере отвечалапотребностям растущего бизнеса — в частности, появление новых подразделенийсерьезно затрудняло управление информационным обменом.
· Созданный интранет-сайтсети «Связной» был ориентирован главным образом на коммуникации междусотрудниками, но не содержал бизнес-информации из соответствующих систем; дляполучения сводной аналитики в целях поддержки процесса принятия решенийнеобходимо было предварительно собрать данные из разных систем.
· Отсутствовалединый центр управленческой отчетности, предоставляющий унифицированный доступко всем инструментам.
Решение
Для выполнения вышеперечисленных задач и перехода накачественно новый уровень применения ИТ с целью обеспечения эффективногоинформационного взаимодействия внутри сети «Связной» было принято решение осоздании корпоративного портала на платформе Microsoft Office SharePoint Server2007.
В качестве исполнителя была выбрана группа компаний «Текора»,имеющая статус сертифицированного партнера Microsoft с 2003 года и обладающаябольшим опытом реализации проектов автоматизации корпоративных информационныхсистем на основе технологий Microsoft.
На первом этапе развития портал должен решить задачи информационногообмена с торговыми точками, для чего были созданы основные элементыинформационного пространства:
· центральныйвеб-узел корпоративного портала;
· структурированнаябиблиотека документов — общекорпоративная и для торговых точек;
· центр отчетности.
Центральный веб-узел корпоративного портала предоставляетпользователю возможность осуществлять навигацию в информационном пространствекомпании в соответствии с задачами по работе с информацией, которые стоят передним.
На центральном узле располагаются:
1. Новости компании.Новостная лента формируется динамически на основе той информации, которуюпользователи ввели в анонсы новостей.
2. Календарькорпоративных мероприятий. Элемент предназначен для представления анонсовкорпоративных мероприятий, тренингов и т.д. Важной особенностью являетсяотображение информации в удобном для работы формате — в виде календаря.
3. Телефонныйсправочник. Содержит контактную информацию по всем сотрудникам сети «Связной».Справочник интегрирован с системой «1С», что позволяет оперативноактуализировать эти данные.
4. Опросы. В«Связном» регулярно проводятся исследования по вопросам качества внутреннихуслуг. Для решения этой задачи средствами корпоративного портала был примененмеханизм опросов, встроенный в SharePoint Server 2007.
Все важные сведения собраны на главной странице центральноговеб-узла корпоративного портала для представления максимально целостной картиныо корпоративной жизни.
Структурированная библиотека документов
База данных структурирована по принципу принадлежности:документы центрального офиса и — торговых точек. Это позволило централизованнопредоставлять актуальную информацию торговым точкам, не загружая их «ненужной»информацией.
Для библиотеки документов обеспечивается политикабезопасности, в рамках которой можно определить права доступа пользователя нетолько к базе документов, но и к каждому конкретному документу в отдельности.SharePoint Server 2007 позволяет настроить систему аудита работы с библиотекойи контролировать все операции — чтение, редактирование, удаление. Системаоповещений по электронной почте еще больше расширяет возможности портала: припоявлении или изменении документа в библиотеке пользователи сразу же получаютизвещение об этом. Это делает групповую работу над документами оперативнее.
Центр отчетности
Включает в себя отчеты, формируемые с использованиеминструментария Microsoft Analysis Services и Excel Services. Это даетвозможность в удобном и привычном представлении Excel работать с аналитическимиотчетами прямо в окне Internet Explorer.
В рамках пилотного проекта по указанию заказчика реализованонесколько видов отчетов, например:
— отчет по продажам, построенный на основе OLAP-кубов;
— список товарной номенклатуры с ценами (прайс-лист);
— отчет о расходах торговых точек в разрезе статей,реализованный с применением технологии Microsoft Excel Services.
Эффект от внедрения
· Интеграциябизнес-процессов.
· Обеспечениеконтроля над различными информационными источниками и безопасностью.
· Организацияинформационного обмена с внешними источниками и информационными системами.
· «Банк знаний»портала используется во всех подразделениях компании для повышенияэффективности работы и производительности сотрудников, что облегчает разработкуновых продуктов и услуг.

Заключение
Серьезная потребность в построении корпоративныхинформационных порталов возникла с осознанием необходимости создания единогоинформационного пространства, позволяющего и сотрудникам компании, и клиентамработать с данными компании и пользоваться аналитическими корпоративнымиприложениями в режиме реального времени.
К корпоративным информационным порталам часто относят нетолько порталы, предоставляющие непосредственно информацию, а также подключениек специалистам, владеющим информацией и приложениям, позволяющим получитьтребуемую информацию.
Корпоративные порталы компаний предоставляют доступ к порталутолько уполномоченным сотрудникам своих компаний, использующих полученнуюинформацию и приложения портала для решения задач, в основном связанных сжизнедеятельностью своей же компании. Кроме того, корпоративные порталы могутпредоставлять определенную часть корпоративной информации и сервисов своимпотребителям, поставщикам, партнерам по бизнесу.
Область применения корпоративного портала имеется практическив каждой компании, которая имеет постоянные контакты с партнерами и клиентами,а также удаленные филиалы и мобильных сотрудников. Нужно только посмотреть, какорганизованы эти контакты, как организовать совместные работы, и насколько онитрудоемки и эффективны, можно ли их улучшить и упростить, оценить срококупаемости при создании корпоративного портала и принять решение.
 

Список использованной литературы
 
1. Автоматизированныеинформационные технологиив экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2008.
2. Болтырева И.С.Специальная функциональность в системах автоматизации управления //Бухгалтерский учет. — 2007, №6. – С.16-22
3. Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2004.
4. Грабауров В.А.Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2009.
5. Информационныесистемы в экономике. /Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник/Под ред. Проф.В. В. Трофимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшееобразование, 2007.
7. Информационныетехнологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г. А. Титоренко.- 4-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
8. Информационныетехнологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.:ИНФРА-М, 2008..
9. Королев Ю.Ю.Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. — Мн.,2008.
10. Мартин Е.Информационные технологии в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2006.
11. Мхитарян С.В.Маркетинговая информационная система. – М.: Эксмо, 2008.
12. Федоров Б.,Макаренко В. Внедрение информационных технологий в систему управленияпредприятием // Персонал Микс. — 2006, №1. – С.26-30.
13. Материалы сайта www.bigspb.ru.
14. Материалы сайта www.corpsite.ru/

Приложение
 
Корпоративный портал — ключевой элемент информационнойинфраструктуры предприятия
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :