Реферат по предмету "Менеджмент"


Консалтинговые услуги в России и за рубежом

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ИМАРКЕТИНГА

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Консалтинговые услуги вРоссии и за рубежом
Москва 2010

ПЛАН
1)  История возникновения рынкаконсалтинговых услуг
2)  Определение консалтинга
3)  Виды консультационных услуг
4)  Группы (виды) консалтинговых услуг
5)  Классификация консалтинговых услуг
6)  Виды услуг, включающиеся в консалтинг
7)  История консалтинга в России
8)  Консалтинг на рынке слияний ипоглощений
Список литературы

История возникновения рынка консалтинговых услуг
Отправной точкойразвития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когдамощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход корганизации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возниклакатастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочьперестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, атакже возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первыеконсультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работыв области научной организации труда и эффективности производства принесли иммировую известность. В 1914 году Эдвин Буз организовал службу деловыхисследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире — «Booz Allen Hamilton».
Однако вплоть до начала30-х годов прошлого столетия консалтинга как отдельной отрасли экономики несуществовало. Количество фирм, занятых в этой сфере, было настолько мало, чтоговорить о буме консультационных услуг просто немыслимо. Проблемы, которымизанимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были оченьузконаправленными и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлениючеловеческими ресурсами.
Переломным моментом илиочередным этапом развития рынка консалтинговых услуг можно считать конец 20-х –начало 30-х годов. Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможнобез использования стратегического, маркетингового и кадрового планирования.Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупныхчастных промышленных фирм, но и со стороны государственного сектора и военныхструктур, что существенным образом поддержало молодой рынок и дало ему довольномощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразунесколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но исчитающихся основателями современного консалтинга.
В 1926 году ДжеймсМакКинси и Эндрю Томас Карни основали фирму, давшую начало двум крупнейшимконсалтинговым компаниям мира — «McKinsey & Company» и «A.T.Kearney». Последняя в 1995 году «слилась» с компанией ElectronicData Systems (EDS), специализирующейся на информационных технологиях. Десятьлет спустя, в конце 2005 года A.T. Kearney снова стала независимой частнойкомпанией, выкупив свои акции у компании EDS.
Определенный и, какоказалось в дальнейшем, существенный вклад в развитие рынка консалтинговыхуслуг внесла аудиторская деятельность. Дело в том, что до 60-х годов прошлогостолетия члены компании так называемой «Большой восьмерки» (врезультате слияний она трансформировалась в «Большую четверку»)занимались исключительно аудиторской деятельностью. С начала 60-х годов (этовремя принято называть «золотым веком» консалтинга) крупнейшиеаудиторские компании постепенно расширили список своих услуг. Наравне саудиторскими услугами они стали предлагать своим клиентам и услуги в сфереуправленческого консалтинга.
К настоящему времени встранах с развитой рыночной экономикой консалтинг стал неотъемлемой частью и важнейшимее элементом, поддерживающим на высоком уровне функционирование ееинфраструктуры. Это огромный и мощный рынок, объемы которого достаточно великии сопоставимы с другими сферами бизнеса. Иногда доходы консалтинговой компаниипревышают доходы клиентов.
В развитых странахпривлечение консультантов к решению тех или иных задач в компании считается непросто необходимым, что говорит о высоком уровне деловой репутации, но ипривычным делом, нормой. Подавляющее большинство серьезных экономических, управленческихи даже социальных решений принимается исключительно с привлечением внешнихконсультантов.
Ситуация в странах сразвивающейся экономикой несколько иная, ввиду не такой богатой истории рынкаконсалтинговых услуг. Однако существование рыночной экономики, пусть и внесколько отсталом виде, неминуемо ведет к пониманию необходимости всуществовании такой сферы как консалтинг.
 
Определение консалтинга
Способность компаниибыстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка – одно изглавных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более остановкасулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компаниявынуждена постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новыетехнологии, что требует немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и уменияв наше время являются основным источником конкурентного преимущества.
Решения таких серьезныхзадач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должноподготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитатьриски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровняквалификации руководства для принятия специфических решений может просто нехватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или ихнедостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.
В подавляющембольшинстве случаев должной квалификацией не обладают и сотрудники компании.Изначально штат формируется под решение определенных проблем. Появление новыхзадач может потребовать дополнительного набора персонала, обладающего темисамыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстреннаяпереквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессеобучения знания и умения гарантируют их грамотное применение на практике ввидуее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможноотложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может идтив ущерб основным обязанностям работника.
Более обоснованнымшагом является привлечение сторонних экспертов, консультантов, которые ужеобладают необходимым набором знаний и, что немаловажно, практическим опытом.Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программупо решению тех или иных инновационных задач, а также передать необходимый наборинформации действующим сотрудникам компании. Такое решение является болеерациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультантыспособны найти наиболее быстрый способ решения поставленной цели, выработатьстратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если этонеобходимо, потребует минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет накачество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.
Консалтинг (от англ.consulting) — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которогозаключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно — технических и организационно — экономических инноваций с учетом предметнойобласти и проблем клиента. Услуги, консультации, осуществляемыеспециализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов,покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики,финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут позаказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий,прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также разрабатывать маркетинговыепрограммы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д.
По своей сутиконсалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут бытьвостребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальнойсфере. Условно это направление консультационных услуг можно назвать«социальным консалтингом».
Данное направлениеконсалтинга достаточно развито в западных странах, где привлечениеконсультантов по любым вопросам является нормой. В России «социальныйконсалтинг» практически не развит, в первую очередь, в силу молодостирынка консультационных услуг. В международной практике принято выделять тривида консультационных услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий.
Процессный
Экспертный
Обучающий Особенности процессного или проектного консалтинга заключаются в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей. Этот вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики в компании-заказчике. При этом роль клиента сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе к ней) для оценки ситуации. При обучающем консалтинге роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической или (и) практической информации в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.
В зависимости отконкретных задач, на различных стадиях могут применяться комбинации этих трехметодов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее консультирование, какправило, сопровождает процессное, а во многих случаях и экспертное. В Россиинаибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающееконсультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходитпроцессное и процессно-экспертное. (См. график)

/>
Что вполне объяснимо,так как руководители фирм при решении вопросов идут по наименее затратному, сточки зрения денег и времени, пути, считая, что любую проблему можно решить,воспользовавшись обучающими программами — тренингами и семинарами. При этомсуть проблемы руководство определяет самостоятельно, опираясь исключительно насвой опыт, самостоятельно определяя, какое направление обучения необходимосотрудникам.
Что касается видовконсалтинговых услуг, унифицированного (стандартного) списка не существует.Более того, разные консалтинговые компании по-разному классифицируют основныевиды или направления консультационных услуг, руководствуясь собственным опытом.Нет единой классификации и у международных ассоциаций консультантов, однакообщие черты можно найти у всех. По мнению экспертов, в настоящее время можновыделить девять основных групп (видов) консалтинговых услуг.
1. Общее управление иадминистрирование
2. Финансовыйконсалтинг
3. Юридическийконсалтинг
4. Налоговый консалтинг
5. Маркетинговыйконсалтинг
6. IT- консалтинг
7. Управление кадрами
8. Производственныйконсалтинг
9. Оценочная деятельность
Консалтинговые услугимогут осуществляться не только в форме консультаций, рекомендаций и совместныхрешений, но и путем выполнения конкретных технических или организационныхфункций. К таким услугам можно отнести:
1. Аудит
2. Бухгалтерское обслуживание
3. Рекрутмент
4. Инжиниринг
5. PR и отношения собщественностью
6. Инвестиционноебанкирование
7. Тренинг
Данные направления неподразумевают непосредственных консультаций, однако также оказываютсяисключительно на основе профессиональных и научных навыков. Таким образом, подпонятие «консалтинг» можно подвести подавляющее большинство услуг,оказываемых компании-заказчику. Однако цель или результат любой услуги сводитсяк одному: помочь заказчику осуществить необходимое внедрение качественных изменений,инноваций, провести оптимизацию бизнес-процессов, словом, помочь компании выйтина новый уровень своего развития.
Классификацияконсалтинговых услуг
Существует два основныхвида классификации консалтинговых услуг:
1) с точки зренияпредмета консультирования — попредметная классификация;
2) с точки зренияметода консультирования — методологическая классификация.
Попредметнаяклассификация более распространена, поскольку она понятнее потребителямконсалтинговых услуг. В соответствии с ней консалтинговые услугиквалифицируются в зависимости от тех разделов (элементов) менеджмента, накоторые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент,производственный менеджмент и т.д.
Что касаетсяметодологической классификации, то она профессионально ориентирована на самихконсультантов, так как квалифицирует их в зависимости от методов работы(различают экспертное, процессное и обучающее консультирование).
Классификации,публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов, частообъединяют попредметный и методологический подходы, ориентируясь больше напервый. Кроме того, они включают в перечень консалтинговых услуг и другиепрофессиональные услуги. Примером такого «синтетического» подходаявляется приведенная в Табл. классификация Европейского справочника –указателя консультантов по экономике и управлению, издаваемого FEACO. В этуклассификацию включены, с одной стороны (попредметной), такие услуги, какобеспечение информационными технологиями, промышленный инжиниринг, обучение менеджменту(тренинг), отношения с общественностью и т.д., что составляет профессиональныеуслуги, а с другой, — такие виды консультирования, как обучающий консалтинг,т.е. метод консультирования.
Табл. Видыконсалтинговых услуг согласно классификации
Европейскогосправочника-указателя консультантов по управлению
1. Общее управление
1.01 определение эффективности системы управления
1.02 оценка бизнеса
1.03 управление нововведениями
1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка
1.05 диверсификация или становление нового бизнеса
1.06 международное управление
1.07 оценка управления
1.08 слияния и приобретения
1.09 организационная структура и развитие
1.10 приватизация
1.11 управление проектом
1.12 управление качеством
1.13 реинжиниринг
1.14 исследование и развитие
1.15 стратегическое планирование
1.16 бенчмаркинг
1.17 поиск партнеров
1.18 внутренний менеджмент
1.19 управление экспортом и импортом
1.20 кризисное управление
2. Администрирование
2.01 анализ документооборота
2.02 размещение или перемещение отделов
2.03 управление офисом
2.04 организация и методы управления
2.05 регулирование риска
2.06 гарантии безопасности
2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение
3. Финансовое управление
3.01 системы учета
3.02 оценка капитальных затрат
3.03 оборот фирмы
3.04 снижение себестоимости
3.05 неплатежеспособность (банкротство)
3.06 увеличение прибыли
3.07 увеличение доходов
3.08 налогообложение
3.09 финансовые резервы
4. Управление кадрами
4.01 профессиональное движение и сокращение штатов
4.02 культура корпорации
4.03 равные возможности
4.04 поиск кадров
4.05 отбор кадров
4.06 здоровье и безопасность
4.07 программы поощрения
4.08 внутренние связи
4.09 оценка работ
4.10 трудовые соглашения и занятость
4.11 обучение менеджменту
4.12 планирование рабочей силы
4.13 мотивация
4.14 пенсии
4.15 анализ функционирования
4.16 психологическая оценка
4.17 вознаграждение
4.18 повышение квалификации работников
4.19 разрешение конфликтов
4.20 тренинг
5. Маркетинг
5.01 реклама и содействие сбыту
5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью
5.03 послепродажное обслуживание заказчиков
5.04 дизайн
5.05 прямой маркетинг
5.06 международный маркетинг
5.07 исследование рынка
5.08 стратегия маркетинга
5.09 разработка новой продукция
5.10 ценообразование
5.11 розничная продажа и дилерство
5.12 управление сбытом
5.13 обучение сбыту
5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство
6.01 автоматизация
6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание
6.03 промышленный инжиниринг
6.04 переработка материалов
6.05 регулирование внутреннего распределения материалов
6.06 упаковка
6.07 схема организации работ на предприятии
6.08 конструирование и совершенствование продукции
6.09 управление производством
6.10 планирование и контроль за производством
6.11 повышение производительности
6.12 закупки
6.13 контроль качества
6.14 управление запасами
6.15 эргономика
6.16 управление материалами
7. Информационная технология
7.01 системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления
7.02 применение компьютеров в аудите и оценке
7.03 электронная издательская деятельность
7.04 информационно-поисковые системы
7.05 административные информационные системы
7.06 проектирование и разработка систем
7.07 выбор и установка систем
7.08 внутренний аудит информационных систем
7.09 восстановление информационных систем
8. Специализированные услуги
8.01 обучающее консультирование
8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой
8.03 инженерный консалтинг
8.04 экологический консалтинг
8.05 информационный консалтинг
8.06 юридический консалтинг
8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению
8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса
8.09 консалтинг по телекоммуникациям
1. Консультирование пообщему управлению, т.е. помощь в решении проблем,связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами егоразвития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состоянияорганизации в целом и характеристика внешней для нее среды, определение целей исистемы ценностей организации, разработка стратегии развития, прогнозирование,организация филиалов и новых фирм, изменение формы собственности или составасобственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствованиеорганизационных структур и т.д.
Возможны триосновных случая, когда консультанты рассматривают проблемы общего менеджмента:
во-первых,во время исследований управленческой деятельности. У большинства консультантовпо менеджменту существует установившаяся практика: прежде чем предлагатьвозможные решения по какой-либо специализированной проблеме, необходимопровести краткий обзор и исследование организации в целом;
во-вторых,во время исследований конкретных функциональных направлений менеджмента, когдавыясняется, что необходимы определенные изменения в общей структуре управления,т.е. консультант должен разрешить общие управленческие проблемы, которые лежатв основе решения частных задач;
в-третьих,во время решения задач, связанных с одним или несколькими вопросами общегоменеджмента. Решение этих вопросов может принять форму обширных исследований, ане кратких отчетов, как при диагностике, особенно если это проблемы высшегоуровня руководства, связанные с общим курсом управления организацией.Осуществление таких проектов может потребовать большого количества времени(например, на разработку стратегии развития новой фирмы может потребоваться отшести до девяти месяцев).
При консультировании пообщему менеджменту консультанты сталкиваются с двумя основными проблемами:разработка механизма процесса принятия решений и выбор стиля руководства.
Наличие первойпроблемы может означать, что в клиентной организации существуют формыпринятия решений, которые ведут к негативным последствиям. Например, чрезмернаяцентрализация оперативных решений делает фирму негибкой, медленно реагирующейна изменения возможностей рынка.
Для исследования этойпроблемы консультант может провести анализ по следующим направлениям:
классификация решенийна группы по их характеру, финансовым последствиям, реалистичности и т.п.;
способы принятиянаиболее характерных решений;
участие представителейработников в принятии решения;
ответственность запринятие решений, их осуществление и контроль;
механизм принятиярешений в целом.
В случае второйпроблемы может выясниться, что причины негативных явлений заключаются не вструктуре организации или процедуре планирования, а в стиле руководства,возникающем из отношений и поведенческих моделей руководителей высшего звена.
В этом случаеконсультант занимается анализом:
личностименеджера, методов его работы, привычек;
шкалыприоритетов менеджера;
стиля управления,принятого в данной организации, который часто определяется личной иорганизационной культурой.
Управленческийконсалтинг в России в последние годы активно развивается, следуя за ростомэкономики и деловой активности в стране, помогая российским и международнымкомпаниям достигать успеха в условиях развивающегося российского рынка.
Российский рынок,помимо роста, характеризуется ужесточением конкуренции, во многих сегментахидет активная консолидация, отражающаяся в растущем количестве сделок слияния ипоглощения. Растущий бизнес требует квалифицированных управленцев испециалистов разных уровней, нехватка кадров порождает небывалый бум во многихсегментах рынка труда, уровень оплаты растет высокими темпами, постоянноповышая расходы на персонал в структуре затрат компаний. Российские организациивсе активнее выходят на зарубежные рынки капитала, бизнес становится болееинтернациональным, развиваясь за пределами страны. С другой стороны,иностранные инвесторы активно ищут возможности для инвестиций в России.Зарубежные игроки приходят сюда, чтобы зарабатывать на растущем рынке,конкурируя с локальными компаниями.
Востребованность техили иных консалтинговых услуг естественным образом определяется задачами,встающими перед компаниями. Некоторые области управленческого консалтинга вРоссии, отвечающие сегодняшним потребностям рынка:
стратегическоеуправление и операционная эффективность
корпоративноеуправление, управление рисками
финансовоеуправление и управленческий учет
управлениеинформационными технологиями
Стратегическоеуправление и операционная эффективность
Сегодня, чтобы бытьуспешным и привлекательным для инвесторов, все чаще приходится анализировать исовершенствовать деятельность компании с более фундаментальных позиций. Какправило, это означает существенное повышение значимости стратегическогоуправления, вопросов определения оптимальной структуры и модели управленияхолдинговых структур и отдельных бизнесов, вопросов управления эффективностью(включая управление затратами), а также различных видов сорсинга. Кроме этого,существенную роль начинает играть способность компаний реализовывать своюстратегию и выбранную модель управления. Это требует наличия совершенныхпроцессов стратегического планирования, системы ключевых показателейэффективности и других инструментов подчинения всей деятельности компаниивыбранному направлению развития.
Здесь необходимоотметить, что воспользоваться услугами бизнес-консультантов в указанныхобластях раньше могли себе позволить только достаточно крупные бизнесы — в силусвоей корпоративной зрелости, финансовых возможностей и ограниченного числакомпаний-консультантов, диктующих достаточно высокий уровень стоимости такихуслуг. В настоящее время изменились возможности как самих компании-заказчиков,так и консультантов. С одной стороны, компании средней и выше средней величиныначинают видеть необходимость концентрации усилий на указанных областях. Сдругой стороны, растет предложение в этой области со стороныбизнес-консультантов.
Корпоративноеуправление, управление рисками
Российские компании всечаще рассматривают возможности по слиянию с иностранными. Что диктуетпотребности российских компаний по совершенствованию корпоративного управления,которые чаще всего реализуются с привлечением консультантов. Услугиконсультантов в таких случаях охватывают широкий спектр вопросов, включаяоценку корпоративной зрелости компаний и определение путей ее повышения,внедрение институтов управления рисками в масштабах всей компании, созданиеинструментов независимого надзора за качеством управления в компании (в томчисле аудиторские комитеты, независимые директора), налоговые и юридическиеаспекты выхода на биржу или совершения сделки.
Финансовое управление иуправленческий учет
В условиях динамичноразвивающегося рынка, когда принятие ключевых управленческих решений не терпитотлагательств и требует достоверных исходных данных, роль финансовой и учетнойфункции становится стратегической. Все меньше компаний готовы ждать понесколько месяцев, пока произойдет подготовка финансовой отчетности за период,в результате получая устаревшие данные, которые зачастую расходятся с даннымиуправленческого учета. Поэтому в настоящее время услуги бизнес-консультантов поускорению процессов подготовки отчетности и совершенствованию управленческогоучета являются очень востребованными. Кроме этого, большим спросом пользуютсяуслуги по комплексному совершенствованию финансовой функции в целом (включаяорганизацию и все процессы финансового управления). Такие услуги позволяютпомимо совершенствования методологии и процессов подготовки отчетности и учетавнести существенный вклад в решение таких задач, как управление издержками,реализация системы ключевых показателей эффективности, и т.д.
Управлениеинформационными технологиями
Тенденцией последнихлет является переосмысление функции управления ИТ в масштабах компании с точкизрения полной ориентации ИТ на поддержку всего бизнеса компании. Это отражаетсяво все более широком внедрении института CIO, что исключает подчинение ИТ однойиз функций бизнеса в ущерб остальным, а также в тенденции смены заказчикапроектов по ИТ-стратегии с директора по ИТ на руководителя компании, чтообеспечивает ориентацию ИТ-стратегии не на нужды службы ИТ, а на нужды бизнесав целом. С ростом важности стратегического управления в целом, потребностикомпаний в квалифицированном и беспристрастном определении ИТ-стратегии такжерастут, что вызывает повышение спроса на соответствующие услуги консультантов.Таким образом, все более растущей областью сотрудничества консультантов сбизнесом становится поддержка в гармонизации информационных систем исовершенствовании управления и мониторинга эффективности внедрений с цельюобеспечения максимальных выгод для бизнеса.
Еще одной существеннойтенденцией в области управления ИТ является появление новых задач со стороныгосударственных и общественных институтов, многие из которых определяютсяидущей в настоящий момент административной реформой. Эти задачи относятся квнедрению современных информационных технологий для поддержки процессоввзаимодействия государственных органов с гражданами. Учитывая огромный опыт,накопленный международными консультантами в этой области в других странах,существует достаточно большой потенциал со стороны консалтинга для оказанияподдержки российским государственным и общественным институтам в реализацииуказанных задач.
2. Консультанты поадминистративному управлению (администрированию)занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний,организация работы офиса, обработка данных, система административного контроляи т.д. Их основная задача — оптимизировать управление организацией.
Они вырабатываютрекомендации по следующим проблемам:
распределение функциймежду отделами и подразделениями;
оптимизация количествауровней управления;
налаживание трудовойдисциплины;
соответствие степениважности функций, выполняемых тем или иным отделом для организации в целом, иего роли в принятии решений;
ведениеделопроизводства;
планирование офисов иих оборудования.
3. Консультанты пофинансовому управлению оказывают помощь в решенииследующих основных задач:
1) поиск источниковфинансовых ресурсов;
2) оценка и повышениетекущей финансовой эффективности деятельности организации;
3) укреплениефинансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросамифинансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета,размещения акций и паев на рынке, кредита, страхования, прибыли исебестоимости, неплатежеспособности и т.д.
По своей природефинансы являются составной частью многих видов консультационных услуг поменеджменту. Финансовая экспертиза, например, является важнейшей частьюдиагностических исследований хозяйственной деятельности. Во время выполненияпроекта консультанты по финансовым вопросам могут тесно сотрудничать сконсультантами по другим направлениям, особенно в сфере производства имаркетинга, оценивая финансовые последствия их предложений.
Практически консультантпо финансовому управлению имеет дело с тремя предметами исследований. Первый — расширениефирмы, которое включает открытие новых предприятий, введение новыхпроизводственных линий, установку нового оборудования, завоевание нового рынкаи т.п. В каждой из этих областей консультант оценивает требуемые для этого мерыи затраты, которые они влекут за собой, т. е. определяет, оправдывает липрибыль капиталовложения. Второй — управление капиталом. В этом случаеконсультант изучает структуру капитала своего клиента, анализирует перспективыполучения венчурного или заемного капитала и стоимость различных источников финансирования,как на короткий, так и на длительный срок. Третий — система управленческого(бухгалтерского) учета, в том числе ее разработка и совершенствование. Внастоящее время одной из самых актуальных тем в теории и практике управленияявляется управленческий учет. Это направление финансового консалтинга пришло нароссийские предприятия из США. Прежде чем начать разрабатывать систему управленческого(бухгалтерского) учета, консультант должен понять, какой вид помощи ждут отнего управляющие, с какой целью создается эта система, и знать, кто будетполучать информацию, и как она будет использоваться.
Практика вуправленческом учете базируется не на введение счетов, а на регистрациипервичных документов в специально организованных для этого базах данных.Введение же счетов необходимо рассматривать как метод вторичного учета,ориентированный на предоставление, прежде всего, внешней отчетности. Инымисловами, отчетность, отображенная в бухгалтерском учете, может не являтьсядостоверной и информативной для собственника (если прошла хоть одна операция вналичной форме).
Значениеуправленческого учета нельзя недооценивать, так как он призван прежде всегоотражать реальную обстановку в компании. В крупных бизнес структурах данныйвопрос остается одним из самых актуальных. Так как принятие неверногоуправленческого решения может привести к краху компании, если не сразу, точерез какое-то время. Вместе с тем, сам процесс «разрушение» бизнесабудет проходить незаметно для собственника. Что делает постановкууправленческого учета одним из самых важных инновационных решений в компании.
4. Консультанты поуправлению кадрами разрабатывают решения по вопросамподбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда,повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологическогоклимата в коллективе.
Их главная задача —содействовать менеджерам в оптимизации привлечения и использования такогоключевого для любой организации фактора, как человеческие ресурсы.
Существует нескольконаправлений (практик) кадрового консалтинга, которые ориентированы на решенияопределенных задач.
1. Рекрутмент- поиск и подбор персонала.
2. Обучениеи развитие персонала. Данная практика подразумевает разработку, адаптацию ипроведение корпоративных тренингов и других обучающих программ в корпоративномформате, бизнес-коучинг и поддержка внедрения новых систем управления.
3. Корпоративныйуниверситет — аудит, разработка концепции, внедрение и поддержкавнутрикорпоративных систем обучения.
4. Управлениеэффективностью персонала — аудит, разработка и внедрение комплексных системуправления эффективностью персонала и их элементов, таких как:
а) стандартовуправления эффективностью (ключевые показатели эффективности — KPI, цели)
б) инструментовоценки достижений (аттестация)
в) правилрасчета результативности деятельности персонала
г) связиоценки эффективности сотрудника с материальной и нематериальной мотивацией.
5. Компенсациии льготы – аудит, разработка и внедрение компенсационной политики компании и ееэлементов:
а) правилначисления базовой части вознаграждения в соответствии с ценностью позиции истепенью соответствия конкретного человека требованиям позиции
б) правилрасчета переменной части вознаграждения в соответствии с результатамидеятельности сотрудника (достижение KPI, целей)
в) правилформирования соцпакета с учетом специфики рынка труда
6. Оценкаперсонала — разработка критериев оценки персонала (компетенции) и оценкаперсонала при найме, ротации, при зачислении в кадровый резерв, регулярнаяоценка. Индивидуальная оценка топ-менеджеров.
7. Управлениеталантами и создание кадрового резерва.
8. Управлениекорпоративной культурой и внутренние коммуникации.
9. Социальнаяполитика.
10. ВнедрениеIT-оболочки для HR-систем.
11. Кадроваястратегия и HR-аудит.
12. Аудитудовлетворенности персонала
По словам экспертов,консалтинг в области управления персоналом является одной из самыхвостребованных услуг на российском рынке. Более того, в будущем спрос на данныйвид услуг будет только увеличиваться. Причина – нехватка квалифицированныхсотрудников, что естественным образом вызывает спрос на такую услугу какразработка мотиваций сотрудников, в том числе опционных, с целью не потерятьстарых и привлечь новых.
5. Консультанты помаркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненноважной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики,задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы на производимые имтовары и услуги предъявлялся платежеспособный спрос. Они занимаются вопросамиисследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта,ценообразования, рекламы, разработки новой продукции, послепродажногообслуживания и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемойдля предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетингпредставляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечениябизнеса.
Маркетинг — это таобласть, в которой фирма осуществляет свои контакты с внешними экономическимиобъектами (клиентами и конкурентами), поэтому выживание фирмы зависит от того,насколько хорошо ей удается адаптироваться к условиям рынка.
Обычно фирма стараетсянайти новые потенциальные рынки, новую продукцию для существующих потребителей,новых потребителей для реализации имеющейся продукции и изучать деятельностьпотенциальных конкурентов.
Существуют пятьмаркетинговых проблем, с которыми сталкивается консультант:
1) управление службойсбыта. Нужно постоянно отслеживать уровень подготовки имотивации торговых агентов, а также уровень проведения сбытовой работы в целом,чтобы она удовлетворяла и интересы потребителей;
2) реклама.Обычно фирма получает рекомендации по этому виду деятельности в своем рекламномагентстве, но в качестве альтернативы клиент может обратиться за советом кнезависимому консультанту;
3) каналы сбыта.В этом случае обычно рассматривается альтернатива обращения напрямую кпредприятиям розничной торговли вместо использования оптовых предприятий. Припокупке товаров, минуя оптовиков, привлекается большое число торговых агентов,но это ведет к дополнительным расходам. Поэтому консультант, от котороготребуют выполнения данной работы для производителей товаров широкогопотребления, должен затратить значительные усилия на изучение проблем ивозможностей оптовой и розничной торговли;
4) упаковка товаров.В данном случае привлекаются консультанты-дизайнеры;
5) оборот товарныхзапасов. Оборот товарных запасов является ключевым моментомкоммерческого предприятия. Задачей консультанта в таких случаях являетсяпроверка методов контроля за состоянием товарных запасов. Разные типы товаров(бакалейно-гастрономические, длительного пользования, производственногоназначения и т. д.) требуют разных систем управления запасами.
6. Консультанты поорганизации производства совмещают знания экономических,управленческих и инженерных вопросов, оказывая менеджерам помощь в решениитаких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулированиепроизводительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержекпроизводства, планирование производства, использование оборудования иматериалов, конструирование и совершенствование продукции, оценка работ и т.д.
Производственныйпроцесс требует принятия решений со стороны управляющего для того, чтобыполучить продукцию нужного качества, в нужном количестве, вовремя и сминимальными затратами. Таким образом, задача консультанта заключается в том,чтобы помочь найти оптимальные пути для достижения этих целей.
Консультанту повопросам управления производством необходимо анализировать следующие аспекты:
1) сам продукт.Действительно, некоторые качества самого товара могут предопределитьэффективность его производства, и поэтому консультант должен выяснить:
из каких частей состоиттовар;
можно лиусовершенствовать или стандартизировать его части;
можно ли заменитьнекоторые компоненты на более дешевые (особенно в химической и косметическойпромышленности);
можно лиусовершенствовать оборудование, на котором производится товар.
Кроме того, в каждомконкретном случае консультант может усовершенствовать систему контролякачества, установив:
наличие и частотупроведения проверок;
использование методикивыборочного контроля;
уровень сознательностиработников;
2) методы и организацияпроизводства. Во-первых, консультант долженисследовать и усовершенствовать схему размещения оборудования, выясняя приэтом:
влияют ли на качествоорганизации рабочего места установленные машины и оборудование;
нет ли элементовперегруженности некоторых площадей, в то время как другие кажутсянедозагруженными;
соответствующим лиобразом используются производственные площади.
Таким образом, ондолжен собрать информацию о потребностях в площадях для размещенияоборудования, складских помещений, незавершенного производства, оценитьдействительные потребности в площадях и т.п. Во-вторых, консультант долженнавести справки о методах эксплуатации и ремонта машин и оборудования.В-третьих, он должен проверить, чтобы развитие производства осуществлялосьболее простыми и эффективными методами. В-четвертых, консультант должен заниматьсявопросами производственного планирования, которое связано с прогнозом спроса ииспользованием рабочего времени в целом;
3) кадры.Кадровый вопрос является определяющим в любой операции. Можно выделить двеосновные области консультирования по вопросам управления производством, которыедолжны быть рассмотрены в этой связи.
Первая — физическиеусловия труда, которые включают меры безопасности, необходимые для защитыработников от вредных воздействий, таких, как повышенная или пониженнаятемпература, загрязнение воздуха, чрезмерный уровень шума и т.п., и всетехнические мероприятия по предупреждению несчастных случаев.
Вторая область — этомотивация и удовлетворение, получаемое от работы, которые часто играют важнуюроль в улучшении качества продукции и увеличении производительности труда.
Производственныйконсалтинг — это ряд процедур, направленных на повышение эффективностипроизводства на предприятии за счет средств механизации, автоматизации,проектирования приспособлений, разработки (реинжиниринга) технологиипроизводства и т.д. Производственный консалтинг сочетает в себе обширный списокзнаний в области экономических, управленческих и социальных вопросов. Онпризван оказать руководству предприятия и его менеджерам помощь в реализациитаких задач как стимулирование производительности труда, выбор наиболееоптимальной технологии производственного процесса, анализ издержек, оценкавыполненных работ и качество производимой продукции, а также еесовершенствование.
7. Консультанты поинформационным технологиям занимаются разработкойрекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) иавтоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем,применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методахоценки деятельности предприятия.
Информационныетехнологии являются необходимыми для современных организаций. Но изменения,сопровождающие использование новых информационных технологий, связаны с самимиорганизационными основами предприятия, такими, как принципы построения егоструктуры.
Консультант поменеджменту — это не просто техник по обслуживанию компьютеров; он долженпомочь клиенту разобраться в возможностях и недостатках компьютеров, вобеспечении информацией и сократить разрыв между техническим персоналом иконечным пользователем компьютерных программ. Информационные системы частовызывают нарекания администрации на отсутствие соответствующей информации илина задержки с ее получением.
Поэтому консультантдолжен тщательно изучить характер отношений между информацией и различнымивидами управленческих действий и попытаться повысить полезность и доступность«информации; подробно рассмотреть систему принятия решений.
Во всех организацияхимеется большое разнообразие информационных систем, как формальных, так инеформальных, с различным количеством уровней и степенью эффективности ирелевантности. Поэтому консультанту следует:
привести в соответствиесуществующую систему обеспечения информацией на нужном уровне и в нужной форме;
определить степеньсовместимости всех систем;
подготовитьрекомендации по усовершенствованию (с точки зрения достоверности, формы подачи,содержания и т.п.) существующих систем;
выбрать оборудование(аппаратное обеспечение);
разработать системыуправления базами данных, средствами связи и формами обработки данных(программное обеспечение);
подобрать персонал изапланировать необходимую профессиональную переподготовку кадров.
Если клиент ужерасполагает компьютерной системой, то консультант поможет определить ее недостаткии установить:
на что рассчитанасистема;
как задачи системысогласованы с пользователем;
как пользовательучаствовал в разработке системы, а затем попытаться установить, что же реальнопользователь получил от системы.
Правильное построениепроцессов управления ИТ дает следующий эффект:
минимизация простоев исокращение их длительности в критических или нестандартных ситуациях;
сокращение времени,необходимого на внедрение изменений и увеличение вероятности успешныхвнедрений;
знание реальных возможностейИТ-инфраструктуры;
сотрудники знают иумеют пользоваться всеми услугами ИТ-службы компании;
гибкость бизнеса засчёт полной поддержки ИТ-службы;
удовлетворенностьсотрудников работой ИТ-службы.
8. Специализированныеконсалтинговые услуги — это те виды рекомендаций, которые неотносятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо пометодам (обучающее консультирование), либо по объектам (консалтинг поуправлению электроэнергетикой, по телекоммуникациям, по экологии, по материально-техническомуснабжению, консалтинг в государственном секторе, консалтинг для малогобизнеса), либо по характеру внедряемых знаний (инженерный консалтинг,юридический консалтинг).
В качестве примерарассмотрим особенности консультирования для малого бизнеса. Существуютследующие три фактора, которые влияют на процесс консультирования малогобизнеса:
компания обычнофинансируется из личных средств или средств одной семьи;
менеджер работает втесном личном контакте со всеми сотрудниками предприятия;
компания действует вгеографически ограниченном регионе.
В связи с этимконсультант по вопросам управления в данной области будет сталкиваться соследующими проблемами:
менеджер малой компанииотносительно изолированно решает как стратегические, так и оперативныепроблемы;
он может платитьневысокую зарплату, предложить низкий уровень гарантий занятости, небольшиевозможности получения льгот и поощрений;
он ограничен в своихвозможностях увеличения начального капитала и получения займов, так каккомпания не защищена от экономических спадов;
когда возникнетнеобходимость важных изменений, менеджер может быть занят текущими оперативнымипроблемами;
менеджер не всегдаспособен правильно понять и интерпретировать правительственные постановления,акты и другие документы с выгодой для себя.
Таким образом,консультант по малому бизнесу должен владеть дифференцированными подходами кпредпринимательству и обеспечивать взаимосвязь всех управленческих задач. Ондолжен видеть „общую картину“ предприятия для того, чтобы обеспечитьвзаимосвязь административных и оперативных функций. Поэтому его цель — находитьпрактическое решение всех видов проблем: по вопросам финансов, сбыта,производства, закупок и т.п.
Методы проведенияконсультаций по малому бизнесу чрезвычайно разнообразны, они включают и помощьв реализации самих рекомендаций, и неформальное обучение.
Помимо определенияменеджмент-консалтинга, существует еще 11 видов профессиональных услуг поэкономике и управлению, которые включаются в понятие „консалтинг“ вшироком смысле слова: 1) аудит; 2) бухгалтерское обслуживание; 3) юридическиеуслуги; 4) обеспечение информационными технологиями; 5) инжиниринг; 6)инвестиционное банкирование; 7) рекрутинг; 8) реклама и отношения собщественностью; 9) деловая информация; 10) лоббирование; 11) тренинг.
Рассмотрим ихподробнее.
Виды услуг,включающиеся в консалтинг
Аудит.Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету проверяютфинансовую отчетность фирмы и дают экспертную оценку (заключение) относительноее правильности, надежности и соответствия общепринятым стандартам. Аудиторскоезаключение в установленном законом порядке публикуется в годовом отчете одеятельности компании вместе с ее официальным балансом. Для своей деятельностиаудиторские фирмы обычно получают специальные полномочия (лицензии,сертификаты) от государственных органов, наблюдающих за деятельностьюакционерных обществ. Аудит играет существенную роль для таких инструментовинвестиций, как рынки ценных бумаг и фондовые биржи. Его задача — показатьпотенциальным инвесторам, акционерам, кредиторам и деловым партнерам, наскольконадежна в финансовом отношении та или иная компания.
В последнее время зарубежом термин „аудит“ стал применяться для обозначения не толькобухгалтерской, но и любой другой проверки положения дел на предприятии или ворганизации, осуществляемой независимыми экспертами. Поэтому используются такиепонятия, как „аудит менеджмента“, „аудит инвестиций“,»аудит бизнеса", «экономический аудит»,«энергоаудит» и т.д.
Согласно исследованиюрейтингового агентства «Эксперт РА», совокупная выручка 150аудиторских компаний вошедших в рейтинг в 2007 году (без компаний «большойчетверки») составила 37 млрд. руб., (более 1 млрд. евро) что на 37.4% большечем в 2006 году.
/>
По мнению экспертов,наиболее высокий спрос на аудит в настоящее время проявляется со стороныинвестиционных и страховых компаний, а также на аудит по МСФО.
Бухгалтерскоеобслуживание — это услуги, оказываемые внешними поотношению к клиенту бухгалтерскими фирмами, ведущими или восстанавливающими егобухгалтерский учет. Эта функция может дополняться также консалтинговымиуслугами по организации и совершенствованию бухгалтерского учета.
Следует отметить, что внекоторых странах аудит и бухгалтерское обслуживание выступают совершеннообособленно: там приняты специальные законодательные акты, запрещающиеаудиторам предоставлять своим клиентам любые другие услуги по бухгалтерскомуучету, включая консалтинговые.
Юридические услуги. Юридические,т.е. правовые, услуги исторически возникли раньше, чем многие другие видыпрофессионального обслуживания бизнеса.
Юристы оказывают услугикак в форме советов (юридический консалтинг), так и путем непосредственноговедения дел своих клиентов: представления их интересов в судебных и другихинстанциях, ведения переговоров, составления контрактов и т.д. Они могут такжедавать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическимнормам, в чем их функция напоминает аудиторскую. По определенным вопросамзаконодательство требует наличия экспертизы независимых юристов в обязательномпорядке.
Специфика юридическогоконсультирования по сравнению с экономическим, которым занимаютсяменеджмент-консультанты, определяется различием профессий экономиста и юриста.Экономист дает совет о том, что нужно делать для решения той или иной проблемы(например, произвести тот или иной товар, выйти на такой-то рынок, осуществитьструктурную перестройку и т.д.), а юрист — объясняет, что нельзя или можноделать с точки зрения законодательства (например, запрещено осуществлятьтакие-то финансовые действия, запрещено продавать этот товар в такие-то страны,нельзя превышать допустимые нормы загрязнения при производстве, можно включитьтакой-то пункт в контракт и т.д.). Юристы руководствуются писаными законами —нормативными актами государства, а экономисты и специалисты по управлению —прежде всего законами рынка и человеческого поведения.
Итак, юридическоеконсультирование направлено на форму, а экономическое — на содержание деловыхпроцессов.
В Европейскомсправочнике-указателе консультантов по менеджменту услуги в областиюридического консалтинга не выделены в отдельную группу. Однако, по мнениюроссийских экспертов, спрос на юридические услуги в России сейчас таков, чтоданный вид консалтинга имеет полное право быть выделенным в отдельноенаправление.
Как и в любом другомвиде консалтинговых услуг, в юридическом существуют свои направления,специализации. Участники рынка выделяют следующие.
Налоговое право:консультации по исчислению и уплате налогов, правам и обязанностямналогоплательщиков; налоговый аудит и оптимизация налогообложения; правоваяэкспертиза действий и нормативных актов налоговых органов; оценка налоговых последствийзаключения договоров и предотвращение нежелательных для клиентов налоговыхпоследствий и т.п. Судебные споры по данному направлению.
Корпоративное право (втом числе слияния и поглощения – M&A): консультирование по вопросамсоздания, реорганизации и ликвидации предприятий, построения и оптимизациихолдинговых структур, реорганизации органов управления; разработкаучредительных документов; сопровождение лицензирования видов деятельности; duedilligence; правовое сопровождение иностранных инвестиций; сопровождениепроцедуры банкротства; сопровождение подготовки и проведения сделок по слияниями поглощениям, правовой анализ; консультирование и практика по антимонопольномузаконодательству и естественным монополиям и т.п. Судебные споры по данному направлению.
Рынки капитала:консультирование и правовое сопровождение процедуры выхода на рынки капитала,регистрации ценных бумаг, первичных размещений и сделок с ценными бумагами ит.п. Судебные споры по данному направлению.
Интеллектуальнаясобственность: консультирование по авторским исмежным правам, изобретениям, промышленным образцам и торговым знакам,регистрации, использованию и правовой защите объектов ИС; аудит объектов ИС ит.п. Судебные споры по данному направлению.
Коммерческое ихозяйственное право: правовое консультирование июридическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятия; работа сдоговорами; юридическое сопровождение внешнеторговой деятельности;консультирование в области транспортного, морского и таможенного права, валютногорегулирования и т.п. Судебные споры по данному направлению.
Недвижимость:сопровождение сделок с землей, зданиями и иными видами недвижимого имущества, вт.ч. приватизации; разрешения для строительства; правовой аудит недвижимости ит.п. Судебные споры по данному направлению.
ТЭК и добывающаяпромышленность: правовое сопровождениепроизводственной и коммерческой деятельности предприятийтопливно-энергетических и добывающих отраслей, проектов разведки и разработкиместорождений полезных ископаемых, лицензионных соглашений, оформления правсобственности; консультирование по вопросам СРП (соглашения о разделепродукции) и недропользованию; подготовка соглашений о СП в рамках добычи инедропользования; представление интересов при взаимодействии и спорами срегулирующими органами и т.п. Судебные споры по данному направлению.
Трудовое право:консультирование и сопровождение процедур, связанных с трудовыми отношениями ит.п. Судебные споры по данному направлению.
Банки и финансовыеинституты: консультирование и сопровождение процедурылицензирования; due dilligence; консультирование и контроль за деятельностьюфинансовых институтов; юридическое сопровождение сделок, связанных скредитованием и проектным финансированием, страхованием, управлением активами, лизинговыхсделок; консультирование по нормам регулирования рынка коллективных инвестиций,сопровождение операций и т.п. Судебные споры по данному направлению.
Обеспечениеинформационными технологиями. Под информационнымитехнологиями понимаются способы автоматизированной переработки информации. Внастоящее время такая переработка осуществляется на основеэлектронно-вычислительных устройств, поэтому речь обычно идет обинформационно-компьютерных технологиях: разработке и использовании компьютерныхпрограмм, создании баз данных, компьютерных сетей и т.д.
Можно выделить четырегруппы субъектов, предоставляющих такие услуги:
1) специальные фирмы поразработке программного обеспечения;
2)менеджмент-консалтинговые и бухгалтерские фирмы, оказывающие услуги по применениюновых информационных технологий в менеджменте, приспособлению стандартныхпрограмм к потребностям предприятий, выбору оборудования и интеграциивычислительных систем;
3) фирмы, обслуживающиекомпьютеры. Их услуги включают проектирование вычислительных систем,программирование, обучение пользователей, управление сетями передачи данных,интеграцию систем и т.д.;
4) производителикомпьютерного оборудования. Они были вовлечены в деятельность, связанную синформационной технологией, позже всех, но сразу же активно стали действовать вэтом направлении, разрабатывая информационные технологии, ориентированные наиспользование производимого ими оборудования.
Все услуги поинформационным технологиям сопровождаются консалтингом по их внедрению ииспользованию.
Инжиниринг— это услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства,строительства и эксплуатации различных объектов. Вся совокупностьинжиниринговых услуг делится на две группы:
1) услуги, связанные сподготовкой производственного процесса;
2) услуги пообеспечению самого процесса производства.
Инжиниринговые услугиоказываются специализированными фирмами, а также строительными и промышленнымикомпаниями.
Консультирование поинженерным вопросам является одним из видов консалтинговых услуг.
Инвестиционноеобслуживание (банкирование) (посреднические услугипо вложению средств в какое-либо дело). К ним относится деятельность особыхкредитно-финансовых институтов — инвестиционных банков и компаний, по продаже ипокупке ценных бумаг (акций, облигаций). Инвестиционные банки осуществляютаккумуляцию денежных средств частных инвесторов путем эмиссии собственныхценных бумаг (обязательств) и вложения этих денежных средств в акции иоблигации, т.е. выступают посредниками между выпускающими ценные бумаги фирмамии вкладчиками. Кроме своих основных функций, связанных с размещением ценныхбумаг, большинство такого рода фирм предлагает широкий спектр консультативныхуслуг в области общего и финансового управления (см. раздел 1 и 3 табл.).
Рекрутинг— это услуги по подбору и оценке кадров. Данная область услуг развилась какотдельный вид в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах идругих специалистах. Эти услуги предоставляются фирмами, специализирующимися наподборе кадров, или специальными подразделениями многопрофильныхконсультационных фирм. В последнем случае подбор кадров может осуществлятьсякак часть более широкого пакета услуг, связанных с реорганизацией предприятияили с управлением человеческими ресурсами.
Рекрутинговая фирмавыступает как служба, применяющая в той области производства, которую онаобслуживает, специальные методы интервьюирования и технику оценки кадров,методику разработки предложений и ведения переговоров для привлеченияквалифицированных кандидатов.
При реализацииинвестиционных проектов фирмы этого профиля могут осуществляться комплексныеуслуги по подбору полной «команды» менеджеров для вновь создаваемогопредприятия.
Рекрутинговые фирмырасширяют сферу своей деятельности, оказывая ряд дополнительных услуг. Вчастности, предоставляются услуги по подбору временных руководящих кадров ипоиску новых рабочих мест для высшего управленческого персонала, перемещаемогов связи со структурной перестройкой производства. Такие фирмы могутпредоставлять также консалтинговые услуги по всем аспектам управления кадрами(см. разд. 4 табл.).
Реклама и отношения собщественностью. Цель этой сферы деятельности — созданиев глазах общественности положительного и вместе с тем специфического,отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара или фирмы. Создание имиджаосуществляется через средства массовой информации (объявления, интервью,статьи, публикации финансовых отчетов и т.д.), прямую рассылку рекламныхматериалов по почте, а также путем проведения различных мероприятий(конференций, презентаций, благотворительных акций и т.д.).
Объектами, на которыенаправлена эта деятельность, являются широкая общественность, правительственныеучреждения, держатели акций и сами сотрудники фирмы.
Консультанты по рекламеи отношениям с общественностью приглашаются для того, чтобы сформироватьзапоминающийся положительный образ фирмы, способствующий созданию благоприятнойвнешней и внутренней среды для ее функционирования.
Консалтинговые услугипо отношениям с общественностью оказываются в таких областях, как общееуправление, администрирование, социально-экономические исследования ипрогнозирование. Вместе с тем они могут консультировать и в других областях втой мере, в какой они связаны с имиджем фирмы.
Деловая информация. Этотвид услуг заключается в предоставлении экономической, технической, социальной,юридической и прочей информации как по заказу отдельных предприятий, так и ввиде публикаций, поступающих в свободную продажу: пособий, справочников,статей, журналов, обзоров, дайджестов и т.д., а также предоставления информациив электронной форме.
На рынке информационныхуслуг действуют их производители — информационные агентства, центры и фондысоциально-экономических исследований, научно-исследовательские организации,средства массовой информации, издательства, библиотеки, рекламно-справочныеагентства и консалтинговые фирмы.
Важный аспектинформационных услуг — предоставление сведений о надежности фирм.
По запросам клиентаможет предоставляться следующая информация:
финансовое состояние(данные баланса, отчеты о прибылях и убытках, сопоставление финансовыхпоказателей за последние годы и т.д.);
юридическая формакомпании, номер ее налоговой инспекции, банковские реквизиты, юридический ифактический адреса;
структура капитала,виды деятельности, история, данные о руководителях, сведения о филиалах;
практика и срокиисполнения платежей;
судебные решения,случаи залогов имущества и иных финансовых обязательств, а также другаяинформация уведомительного характера;
положение фирмы вспециально разрабатываемом рейтинге, показывающем ее финансовое положение истепень коммерческого риска сотрудничества.
Аналитикиинформационной фирмы могут также определить уровень риска планируемого кредитаи выработать рекомендации по максимальному размеру кредита.
Лоббирование —это легально осуществляемое воздействие на государственные органы(законодательные и исполнительные) для создания оптимальных условийосуществления деятельности фирмы. От отношений с общественностью этот вид деятельностиотличается, как и маркетинг, более конкретной направленностью. Он направлен наорганизацию взаимодействия с властями при осуществлении того или иного проектаили функции фирмы. Если у нас понятие «лоббизм» до сих порассоциируется с чем-то противозаконным, считается чуть ли не синонимомкоррупции, то в странах с развитой экономикой соответствующие фирмыпредоставляют своим клиентам (предприятиям, отраслевым ассоциациям и т.д.)услуги по взаимодействию с государственными органами на профессиональнойоснове. Это услуги в области подготовки и корректировки законопроектов инормативных актов в соответствии с потребностями бизнеса, обоснованияположительных решений по тем или иным обращениям бизнесменов к властям.Достоинством услуг специалистов по лоббированию является соблюдение полнойлегальности и знание методов воздействия на представителей властей.Соответствующие консалтинговые услуги могут быть связаны со всеми услугами,представленными в табл.
Активное повышениеквалификации (тренинг). Этот вид услуг замыкает перечень иявляется пограничным между консалтингом и обучением. Повышение квалификациименеджеров осуществляется в виде курсов, конференций, семинаров и практическихзанятий; которые могут проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства.Отличие тренинга от консалтинга состоит в том, что тренер по менеджменту нерекомендует менеджерам управленческие решения по конкретным проблемам, а лишьпередает им свои знания о том, как следует их принимать, и предоставляетинформацию по соответствующей проблематике.
Отличие тренинговыхпрограмм от традиционных учебных мероприятий состоит в том, что ониосуществляются в форме, максимально приближенной к практике (деловые игры,психологический тренинг, ситуационный анализ и т.д.), на основе практическихзнаний консультантов-тренеров, накопленных в процессе диагностики и решенияпроблем на других предприятиях. Методы тренинга позволяют внедрять знания нетолько через сознание, но и через подсознание, формируя из абстрактных понятийнавыки и умения. Помимо осуществления обучающей функции тренинг способствуетналаживанию контактов и последующего взаимодействия консультантов и менеджеров.Этим тренинг близок к обучающему консультированию (см. п. 8.01 табл.).Составной частью тренинга является психотренинг — форма занятий сруководителями и персоналом, позволяющая укрепить и развить их психологическиекачества, научить более эффективным методам поведения и коммуникации.
История консалтинга в России
 
Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговыхуслуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикойконсультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающихна высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.
Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Если сравниватьвозраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынкаконсультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то на серединепути, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками иконкурентной борьбой.
Предпосылки для возникновения консалтинга — наличие рыночной экономики,частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкойразвития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов,как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Тем не менее,предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенноразнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговыхуслуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, вштате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультациив области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особымльготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находилинепосредственно рядом с налоговыми инспекциями.
Основным источникомкадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательскиеинституты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечениеподтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлениемчастных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов исеминаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своихуслуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связьдруг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса,который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силуболее широкого спектра оказываемых услуг.
Несмотря на появлениечастного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов,способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями,качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основныхпричин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначитьдве.
К первой можно отнестиотсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг,финансы, менеджмент.
Вторая причина, самаяраспространенная — искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачемплатить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.
На западе собственникстарается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение откоторой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфомв открытом море. Цель ясна — рост, но что нужно делать для этого, кроме какработать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесменпредпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутьеи интуицию. Такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла ипериодически приводила к положительному результату. Общее у двух приведенных впример причин — отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципамикоторой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.
Однако бизнес в Россиипродолжал эволюционировать, а вместе с ним качественно изменялся и рынокконсалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и болеепрофессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рыноккрупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынкиподняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.
Объем рынкаконсалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметкев 2 млрд. долл. (в 2006 году объем рынка консалтинговых услуг в России составил$1,65-1,85 млрд., в 2008 году объем рынка консалтинговых услуг в сференедвижимости составил $40 млн.), при этом темпы его роста за последние годы,даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшеевремя эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении собъемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десяткамимиллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.
По данным агентстваDISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг вРоссии действует около 3000 игроков, но точное количество«консультантов» посчитать практически невозможно. Дело в том, чтодеятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируетсяна законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себяконсалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово«консалтинг» используется в названии компании только для придания емуболее стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторыенаправления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторыхэкспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен.
Спектр услуг,оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем неотличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можновыделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление иадминистрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый,юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а такжепроизводственный консалтинг.
При этом самымбыстрорастущим видом консалтинговой деятельности является IT- консалтинг.
За два года доходыкомпаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системнойинтеграцией, увеличились вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля«айтишников» в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг в Россиипревысила 50%.
Всего за 2006 год,согласно «ЭКСПЕРТ РА», совокупная выручка 150 крупнейшихконсалтинговых групп России (без учета компаний «Большой четверки»)увеличилась на 39-40%, приблизившись к 50 миллиардам рублей (график №1).

/>
Темпы роста сектораIT-услуг по разработке и системной интеграции замедлились (динамикароста рынка консалтинговых услуг за два года, %)
/>
При этом необходимоучитывать доминирующее положение, динамика этого сектора «потянула»вниз показатели всего рынка в целом.

/>
В последнее время всебольше экспертов обращают внимание на некоторую переориентацию деятельностиконсалтинговых компанией на средний и мелкий бизнес. Это вызвано, прежде всего,высокой конкуренцией в сфере консалтинговых услуг. Вырос спрос наконсалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса.
Наблюдается тенденция ик региональному расширению бизнеса крупных консалтинговых компаний и, чтонемаловажно — международных. Центрами российского консалтинга продолжаютоставаться Москва и Санкт-Петербург.Место % Москва 32.3 Санкт-Петербург 18.2 Сибирский федеральный округ 15 Приволжский федеральный округ 12.6 Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) 5.9 Уральский федеральный округ 4.6 Южный федеральный округ 4.3 Дальневосточный федеральный округ 4 Северо-западный федеральный округ 3
Однако спрос наконсалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти.Можно даже отметить некоторую нехватку «местных» специалистов, врезультате чего бизнесу, в особенности среднему, приходится прибегать к услугамстоличных компаний, что не всегда удобно. При этом и не каждая компания готова отправлятьсвоих специалистов в долгосрочную командировку.
По мнению специалистов,в ближайшее время темп прироста количества консалтинговых компаний по некоторымрегионам превысит московский показатель. Необходимо отметить, что данныйпрогноз сделан с учетом снижения темпа прироста консалтинговых компаний вМоскве и Санкт-Петербурге, где помимо высокой конкурентной среды, в последниегоды отмечена тенденция вытеснения с рынка мелких игроков более крупнымикомпаниями.
Консалтинг на рынкеслияний и поглощений
 
Опыт ведущих компанийна рынке услуг по сопровождению сделок по слияниям и поглощениям показывает,что зарубежные компании продолжают проявлять высокий интерес к российскомурынку. Более того, рост инвестиционной привлекательности России позволяет прогнозироватьсохранение интереса иностранных инвесторов к отечественным компаниям.
В 2007 году российскийрынок сделок по слияниям и поглощениям продолжил демонстрировать тенденциюустойчивого роста (см. График 1). Несмотря на то, что количество сделок несколькоснизилось по сравнению с 2006 годом, общий их объем в денежном эквивалентезначительно вырос, в основном, за счет ряда крупных сделок, таких как покупкаНорникелем канадской LionOre, приобретение Энинефтегазом газовых активов ЮКОСа(см. График 2.).

График 1. Российский имировой рынок слияний и поглощений в 2001-2007гг.
 
/>
Источник:Dealogic, Thomson Financial
График2. Рынок слияний и поглощений в России (1997-2007) />
 

На российском рынкеактивность демонстрируют как локальные компании, так и зарубежные. На Графике 3видно, что объем сделок по слияниям и поглощениям с иностранным участием выросв 2007 году почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.
График 3.Трансграничные сделки в 2005-2007
/>
Такой стремительныйрост объясняется, в первую очередь, следующими факторами:
1. Тенденциейк консолидации в отдельных отраслях экономики.
2. Возросшиминтересом к российскому рынку со стороны иностранных компаний.
3. Концентрациейроссийских компаний на основных видах деятельности и продажей непрофильныхактивов.
Основными отраслями, вкоторых проводились сделки по слияниям и поглощениям, традиционно остаютсянефтегазовая и металлургическая.
Работая с российскимикомпаниями, консультантам необходимо оказывать им содействие на каждом изэтапов проведения сделки — от первоначального планирования до завершения; вчастности, в сделках по приобретению и продаже бизнеса, слияниях, созданиисовместных предприятий, партнерств и альянсов, приватизации, разработкестратегии по выходу на новые рынки.
Для того чтобы бытьуспешной на рынке сделок по слияниям и поглощениям, компании- консультантунужно иметь значительный опыт в проведении сделок, обширную сетьпредставительств в России и за рубежом, отраслевой опыт и наличиеквалифицированных специалистов. Кроме того, требуется независимость отисточника финансирования, из чего следует необходимая беспристрастность приоказании услуг. Для ряда российских компаний также важна возможность получениясопутствующих услуг по предпродажной подготовке их бизнеса у того жеконсультанта, который будет управлять процессом продажи. Среди таких услугможет быть, налоговое консультирование, трансформация финансовой отчетности,повышение прозрачности бизнеса. Комплексный подход обеспечит не толькоэффективность самого процесса, но и конфиденциальность факта планируемой сделкии передаваемой информации.

Списоклитературы
www.raexpert.ru
www.cfin.ru
ЗильберманМ. Консалтинг: методы и технологии. «Питер Пресс» ООО. 2008, Консалтинг
МаринкоГ.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие. ИНФРА-М. Изд. дом. ООО, 2009,Учебники фак. гос. упр. МГУ им. М. Ломоносова
www.step-by-step.ru
bigc.ru
www.finauditservice.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.