Глава 1. Теоретическиеосновы понятия «конкурентные преимущества организации»
1.1. Основные понятияконкуренции
Ключевым понятием,выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат.concurrentia – сталкиваться,
состязаться).
Конкуренция –соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условияпроизводства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно ипорождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждогосубъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры ипротивоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба заэкономическое выживание и процветание – закон рынка.[8, c.23]
Конкуренция — это центртяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений междупроизводителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров нарынке. Это конкуренция между производителями.[6, c. 15]
Аналогично определяетсяконкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цени объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе,является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет озаключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба — этодинамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынкатоварами.
В качестве средств вконкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют,например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условияпоставок и платежей, информацию через рекламу.[5, c. 95]
Федько В.П. определяетконкуренцию как жесткое соперничество людей (фирм), прежде всего вэкономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики,конкуренция — это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворениетребований- потребителей, а также соперничество покупателей за приобретениемаксимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, содной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствуетзастою в экономике, с другой — неотъемлемыми спутниками конкуренции являютсяконфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.[13, c. 187]
Под конкуренциейпонимается соперничество между отдельными фирмами, заинтересованными вдостижении одной и той же цели на каком-либо рынке. Конкуренция характеризуетсяналичием нескольких участников с совпадающими целями в одной и той же сфередеятельности. В настоящее время практически любой рынок является конкурентным,т. е. характеризуется наличием нескольких участников, предлагающих аналогичныетовары. Конкуренция выгодна прежде всего потребителю, так как заставляет фирмыпостоянно совершенствовать производство, снижать цены, разрабатывать новыетовары. Такое понятие конкуренции дает ГодинА.М. [4, c.356]
Предмет конкуренции –товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и егоденьги.
Объект конкуренции – этопотребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположныестороны.
Колз Ричард Л. И УлДжозеф Н считают, что конкуренция в рыночной экономике выполняет нескольковажных задач. Она помогает организовать экономическую деятельность и ответитьна основополагающие вопросы: что, сколько и как производить, как распределятьтовары и услуги. В процессе конкуренции вырабатываются цены, которые влияют наповедение покупателей и продавцов и распределение ресурсов. [9, c. 171]
Таким образом,конкуренция — это механизм, с помощью которого возможно направлять в интересахобщества деятельность фирм, стремящихся к прибыли. А конкурентная активностьявляется важным фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку онастимулирует экономичную организацию производства и разработку новых технологий,продуктов и стратегий маркетинга.
Конкуренцию подразделяютна следующие виды:
♦функциональная.Имеет место в случае, когда одна и та же потребность может быть удовлетворенаразными способами. Например, потребность в отдыхе может быть удовлетворенапутем посещения театра, концерта, ресторана.
♦видовая. Вызванатем обстоятельством, что существуют товары, удовлетворяющие одну и ту жепотребность, но отличающиеся по своим характеристикам. Например, различныемарки легковых автомобилей.
♦предметная(межфирменная). Характеризуется тем, что разные фирмы выпускают одинаковыетовары. [4,c. 357]
Например, напродовольственном рынке конкуренция бывает нескольких типов. Конкуренцияпродуктов возникает между альтернативными и замена товарами, такими, какговядина и свинина. Конкуренция фирм выражается в соперничестве продавцованалогичных видов товаров. Она может проявляться в конкуренции торговых марок —торговых знаков, ярлыков в пределах каких-то групп продукции.
Институционнаяконкуренция заключается в соперничестве между конкурирующими предприятиями иучреждениями маркетинга — продовольственными магазинами, ресторанами быстрогообслуживания, торговыми автоматами. Функциональная конкуренция возникает вслучаях, когда две фирмы или более состязаются за право финансирование,перевозки.
Есть и другие формыконкуренции. Горизонтальная конкуренция существует между фирмами на одномуровне — переработки, оптовой торговли или розничной торговли. Вертикальнаяконкуренция возникает при договорных отношениях в рамках сделок между покупателямии продавцами продовольствия при разделении выручки, поступающей от потребителейпродуктов питания. Такую классификацию предлагают Колз Ричард Л. И Ул Джозеф Н.[9, c. 172]
Конкуренция бываетценовая и неценовая.
Ценовая характеризуетсятем, что однородные товары различаются ценой. Конкуренция заключается вснижении цены с целью захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов.[4, c. 357]
Федин определяет ценовойметод конкурентной борьбы как малоэффективный, так как конкуренты практическисразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулированиеценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планированиеи управление предприятием.
Однако снижение ценпредполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности(необходимо точно просчитать; приведёт ли понижение цены к росту доходов).[13, c.188]
Неценовая конкуренциязаключается в переносе центра тяжести на качество товаров (в том численадежность, упаковку, дизайн и т. д.).[5, c. 358]
В современных условияхразвитого рынка предпочтение отдается методу неценовой конкуренции — выделениюсвоего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных дляпокупателя свойств, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивныхформ сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельностифирмы, учёту специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов.При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность,что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренцииявляется более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно,как при ценовом; предпринять ответные шаги.[13, c. 189]
Конкурентоспособность какобобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включаяпроектные, производственные, распределительные и потребительские аспектырезультатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всемэлемент там экономической системы и является многоплановой экономическойкатегорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях:конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей. [11, c. 263]
Подконкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых икачественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнемрынках.
Конкурентоспособностьорганизации-производителя можно определить как относительную характеристику,отражающую отличия процесса развития данного производителя отпроизводителя-конкурента. Она характеризует возможность и динамикуприспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. [12,c. 232]
Таким образом,конкуренцию можно определить как процесс управления организацией своимиконкурентными преимуществами или принадлежащим имуществом ради достиженияпоставленной цели.
Ни одна организация неможет достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческимхарактеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выборприоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующейтенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильныестороны деятельности предприятия. Более подробно основы конкурентныхпреимуществ рассмотрим в следующем пункте данной главы.
1.2. Теоретическиеаспекты конкурентных преимуществ организаций
Конкурентоспособностьорганизаций – это способность производителей и продавцов товаров конкурироватьсо своим соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары. В такойконкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для привлечениепокупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции,оказание допродажных и послепродажных услуг.
Конкурентоспособностьозначает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими,конкурирующими продуктами, аналогичного назначения. [7, c. 125]
Конкурентное преимущество– это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ейпревосходство перед конкурентами.[12, c. 232]
Т. Питере и Б. Уотерменсформулировали общие принципы которые дают конкурентные преимуществапроизводителям
1. Нацеленность всех икаждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия кклиенту. .
3. Создание автономии итворческой атмосферы на предприятии.
4. Ростпроизводительности благодаря использованию способностей людей и их желаниюработать.
5. Демонстрация важностиобщих для предприятия
6. Умение твердо стоятьна своем,
7. Простота организации,минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение, бытьодновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важныепроблемы и передавать подчиненным менее важные.[13, c. 189]
Как показывает мироваяпрактика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использованиеданных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.
Главными направлениямиобеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрацияресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы вконкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достиженияпоставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмына рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.
Конкурентноепреимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники(конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентнойситуации, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется наборомхарактеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенноепревосходство над своими прямыми конкурентами [2, c. 28]
Превосходство оцениваетсяотносительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению кконкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.Оно может быть внешним и внутренним.
Конкурентное преимуществоявляется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которыеобразуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышенияэффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силуфирмы, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, болеевысокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, не обеспечивающихсоответствующего отличительного качества.
Внутреннее конкурентноепреимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержекпроизводства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность дляизготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество можетсоздаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счетвнедрения организационного и производственного нововведения фирмы.
Таким образом,соотношение «рыночной силы» и «производительности» может характеризоватьуровень конкурентного превосходства фирмы над конкурентами. [16, c.70]]
Диагностика конкурентнойсреды требует не только анализа состояния различных методов конкуренции, но иисследования имиджа товара и имиджа организации. Действительно, снижая цену насвой товар или услугу, организация приобретает возможность укрепить своипозиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводитк понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественныехарактеристики продукта, компания получает значительное превосходство передконкурентами, что, в свою очередь, может быть основанием для назначения болеевысокой цены. Если же организация удерживает цену своих товаров на уровне ценконкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующееположение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей исоответственно размер занимаемой фирмой рыночной доли.[15, c. 77]
Так методика оценкиконкурентного преимущества опирается на сущность ценности, которая являетсяисточником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные,социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источникапроисхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и другихусловий.
Рассмотрим основныефакторы конкурентного преимущества организаций.
Факторы конкурентногопреимущества организации подразделяются на внешние и внутренние. Ниже будутприведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетическойорганизации, конкретная российская организация может иметь только несколько изперечисленных конкурентных преимуществ. [12, c.246]
В таблице 1.1 приведенперечень внешних факторов конкурентного преимущества организации, а в таблице1.2 — перечень внутренних факторов конкурентного преимущества.
Таблица 1.1
Перечень внешних факторовконкурентного преимущества организацииВнешние факторы конкурентного преимущества организации Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России
1. Уровень конкурентоспособности отрасли
2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах
3. Открытость общества и рынков
4. Национальная система стандартизации и сертификации
5. Государственная поддержка развития человека
6. Государственная поддержка науки и инновационной деятельности
7. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии
8. Наличие доступных и дешевых природных ресурсов
9. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране
10. Климатические условия и географическое положение страны или региона
11. Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране
Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль
Переработать систему поддержки по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное ведение бизнеса
Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции
Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой
Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу
Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку
Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники
Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов
Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимущества в этой сфере.
Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения
Проявление внешнихфакторов в малой степени зависит от организации, в основном они формируются отуровня конкурентоспособности станы. Факторы, же, которые достигаются иреализуются персоналом, где особую роль играют руководители, называютсявнутренними (таблица 1.2)
Таблица 1.2
Перечень внутреннихфакторов конкурентного преимущества организацииВнутренние факторы конкурентного преимущества организации Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества
1. Структурные
1.1. Миссия организации
1.2. Организационная структура организации
1.3. Учет и регулирование производственных процессов
1.4. Персонал
1.5. Информационная и нормативно-методическая база управления
1.6. Сила конкуренции на выходе и входе системы
Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку и т. д.
Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура)
Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов
Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала
При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы
При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков
2. Ресурсные
2.1. Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам
2.5. Оптимизация эффективности использования ресурсов
Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к качественному и дешевому сырью
Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества жизни
3. Технические
3.1. Патентованный товар
3.2. Оборудование
3.4. Качество изготовления товаров
Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов
Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст
Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества
4. Управленческие
4.1. Менеджеры
4.2. Анализ выполнения законов организации
4.3. Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации
4.4. Функционирование системы управления качеством в организации
Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров
По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов
Дальнейшее удержание этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления
Система управления качеством должна соответствовать международным стандартам ИСО серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством
5. Рыночные
5.1. Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации
5.2. Доступ к рынку новых технологий
5.3. Лидирующее положение на рынке товаров
5.4. Эксклюзивность каналов распределения
5.5. Эксклюзивность рекламы товаров организации
5.6. Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры
Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения — проводить мониторинг рыночной инфраструктуры
То же
Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации
Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками сбыта
Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее
Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов 6. Эффективность функционирования организации (показатели доходности, интенсивность использования капитала, финансовая устойчивость функционирования организации) Для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления.
Чем выше сила конкуренциив отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но вышеинтенсивность и качество товаров.
Перечисленные в таблицах1.1 и 1.2 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества являютсямаксимально возможными для абстрактной организации. Для конкретной организацииколичество конкурентных преимуществ может быть любым.
Таким образом, можносделать вывод, что чем больше организация имеет конкурентных преимуществ переднастоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность,живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышатьнаучный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества исмелее смотреть в будущее.
Глава 2. Анализ хозяйственнойдеятельности ОАО «Тепличный» г. Калуги
2.1.Организационно-экономическая и финансовая характеристика деятельности ОАО«Тепличный».
Организация была создана в 1974 году,как открытое акционерное общество «Тепличный» зарегистрировано 26 июня 2001года. Организационно-правовая форма общества – частная собственность.
Земли ОАО «Тепличный»расположены в северной части пригородной зоны города Калуги, в 16км отобластного центра и 9 км от ближайшей железнодорожной станции Азарово.
ОАО «Тепличный» расположенв зоне умеренно-континентального климата. Среднегодовая температура воздуха составляет+3,9 С, средняя температура января –10,4 С, июня +18,7 С, сумма среднесуточныхположительных температур за вегетационный период составляет 2274 С. Поздниевесенние заморозки отмечаются в последней декаде мая, а ранние в последнейдекаде сентября. Отопительный период для защищенного грунта равен 212 дней.
Место регистрации ОАО«Тепличный» – Администрация Октябрьского района города Калуги. Регистрационныйномер 494. Организационная структура: организация имеет 12газимних теплиц, на которых сформировано 12 звеньев со средней численностью по 11человек в каждом звене.
Оперативное руководство осуществляетсяГенеральным директором организации, в непосредственном подчинении которогонаходится служба безопасности предприятия, ведущий специалист по кадрам,секретарь другие службы.
Основными потребителями продукциии услуг являются население г. Калуги и Калужской области, Московский и Тульскийрегионы. В Калуге и области ОАО «Тепличный» является одним из основныхпоставщиков свежих овощей. Ежегодно потребителям Калужской области реализуетсяоколо 95% всех производимых овощей, из них населению города – 60%. ОАО«Тепличный» имеет два фирменных магазина и развитую сеть торговых точек вКалуге и области.
Хозяйство действует напринципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность порезультатам своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость,финансирует затраты на производство сельскохозяйственной продукции. Хозяйствоявляется собственником произведенной продукции, средств производства и другогоимущества, необходимого для осуществления его производственной и иной, незапрещенной законом деятельности.
Рассмотрим подробнееорганизационно-правовую структуру организации.
ОАО «Тепличный» является коммерческойорганизацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций,удостоверяющих обязательные права акционеров по отношению к обществу.
Общество не имеет филиалов ипредставительств.
Уставный капитал общества составляет909,1 тыс. рублей.
Органами управления ОАО «Тепличный» являются:Общее собрание акционеров, Совет директоров, Генеральный директор. Высший органуправления – Собрание акционеров.
Общество обязано ежегодно проводитьгодовое собрание акционеров, на котором должны решаться вопросы об избраниисовета директоров, ревизионной комиссии, утверждении аудитора, внесенииизменений и дополнений в устав, реорганизации общества или его ликвидация,утверждение годовых отчетов и другие вопросы.
ОАО «Тепличный» обязано вестибухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Ответственность заорганизацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременноепредставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности несет исполнительныйорган общества. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и другойфинансовой отчетности должна быть подтверждена ревизионной комиссией.
Основной вид деятельности ОАО«Тепличный» – круглогодичное производство свежих овощей и зеленных культурпереработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Основные виды выпускаемойпродукции и услуг представлены:
· Короткоплоднымиогурцами
· Томатами
· Перцем
· Баклажанами
· Зеленнымикультурами – лук, салат, укроп, петрушка
· Рассадойовощных культур
· Цветнойкапустой, кабачками
· Производствотеплоэнергии и частичный ее отпуск на сторону
· Выращиваниероз на срез
· Оказаниеуслуг автосервиса
К перспективным видамдеятельности относится:
· Производствоцитрусовых
· Производствогрибов: вешенки
· Увеличениепроизводства культур открытого грунта
Общая земельная площадь предприятиясоставляет – 38га. Сельскохозяйственных угодий – 35га из них: пашня –17га,сенокосы – 18га. Прочие земли составляют 2га.
Рассмотрим ипроанализируем размер и структуру товарной сельскохозяйственной товарнойпродукции ОАО «Тепличный», т.к. структура реализованной продукции позволяетвыявить специализацию хозяйства и ее уровень. Сделать это можно с помощьютаблицы 2.1.
Таблица 2.1
Размер и структуратоварной сельскохозяйственной продукции (в ценах фактической реализации)Отрасли и виды продукции: Размер денежной выручки, тыс. руб. Структура денежной выручки, в % к итогу 2004г. 2005г. 2006г. 2004г. 2005г. 2006г. Растениеводство — всего 54036 67862 73966 93,44 92,58 91,5
в том числе
— картофель 95 119 163 0,16 0,16 0,2 — овощи закрытого грунта 53898 67712 73768 93,20 92,37 91,3 Прочая продукция растениеводства 43 31 35 0,07 0,042 0,04 Животноводство
В том числе
— мед Прочая продукция, работы и услуги 3795 5430 6810 6,56 7,42 8,43 В целом по сельскохозяйственной организации 57831 73292 80792 100 100 100
Проанализировав данныетаблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что преобладающей отраслью наисследуемой организации является растениеводство. Внутри отрасли тоже можновыделить наиболее прибыльное направление – овощи закрытого грунта. Онисоставляют существенную часть выручки за все три года, а именно в 2004г – 93,4%от общей выручки по предприятию, в 2005г – 92,6%, в 2006г- 91,5%.
Происходит постепенное увеличениевыручки от реализации картофеля. В целом можно сказать о положительнойтенденции при реализации продукции, идет расширение ассортимента и рынковсбыта.
Для того чтобы оценитьразмер производства ОАО «Тепличный», необходимо рассмотреть ряд показателей,которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Размерсельскохозяйственного производства ОАО «Тепличный»Показатели: 2004г. 2005г. 2006г.
2006г.
в % к 2004г. 2005г. Стоимость валовой продукции сельскохозяйственной организации; тыс. руб. 69374,9 68408,4 76336,6 110 111,6 Произведено, ц: — овощи закрытого грунта 32735 32550 29533 90,2 90,7 — картофель 427 308 832 195 270 — мед 47 41 48 102 117 Среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности; тыс. руб. 83536 83536 160589 192,2 192 Среднегодовая численность работников в сельскохозяйственном производстве; чел. 289 273 270 93,4 99 Площадь сельскохозяйственных угодий – всего; га. 56 56 35 62,5 62,5 в том числе пашня 38 38 17 44,7 44,7
Стоимость валовойпродукции растениеводства к 2006 году возросла, однако если говорить обувеличении производства, то оно не так очевидно. Допустим производствокартофеля постепенно увеличивается, но при этом производство овощей закрытогогрунта, которые и являются основным направлением деятельности, сократилось. Втечение рассматриваемого периода значительно увеличилась среднегодоваястоимость основных средств основной деятельности, соответственно наблюдаетсянаращивание производственного потенциала организации.
В период с 2004 по 2006год не произошло существенных изменений в численности работников, что говорит остабильности состава рабочего персонала. В 2006 году уменьшилась площадь пашни,что и явилось основной причиной снижения производства овощей закрытого грунта.
Однако, общая ситуация впроизводстве продукции положительный, так как основной показатель — стоимостьваловой продукции, увеличилась.
Теперь рассмотримосновные экономические показатели деятельности предприятия, с помощью таблицы2.3.
Таблица 2. 3
Основные экономическиепоказатели деятельности ОАО «Тепличный»Показатели 2004г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. в % к 2004г. 2005г. 1.Уровень производства Произведено на 1га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.: валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах реализации) – всего, в том числе: 164603,7 187624,8 218104,6 132,5 116,2 товарной продукции 103269,6 27219,6 230834,3 223,5 84,8 прибыли (+) / убытка (-) от реализации продукции 6641 7767,8 5445,7 82 70,1 2. Производительность и оплата труда Валовая продукция сельского хозяйства на 1 чел.-ч. прямых затрат труда, руб.: — по растениеводству 209,1 389,6 443 211,8 113,7 — по животноводству 9665,8 6274,4 12722,7 131,6 203 Оплата 1 чел.-ч. в целом по с.-х. производству, руб. 56,6 72,6 52,95 93,5 73 3.Эффективность производственных затрат и основных средств Произведено валовой продукции, руб.: на 100 руб. основных средств основной деятельности 83 81,9 47,5 57,2 60 Уровень рентабельности (+)/ убыточности (-), %: прибыли (+) / убытка (-) к полной себестоимости реализованной продукции 3,65 0,61 7,5 205,5 1229,5 прибыли (+) / убытка (-) к основным средствам основной деятельности 2,77 0,07 3,4 1,23 4857
Из таблицы 2.3 видно, чтопроизошло увеличение производство валовой продукции на, а также производствотоварной продукции ОАО «Тепличный» на 1га сельскохозяйственных угодий.
Также увеличился выходваловой продукции на 1 чел/час прямых затрат труда отдельно по отраслямрастениеводства и животноводства. Негативным моментом является некотороеснижения оплаты труда, которая является основным стимулом для повышенияпроизводительности труда. Производство валовой продукции на 100 руб. основныхсредств основной деятельности организации снизилось, но не вследствиеуменьшения валовой продукции, а за счет значительного увеличения основныхпроизводственных фондов.
На протяжении трех летпроисходит незначительное, но увеличение уровня рентабельности организации.
Таким образом, можносделать вывод, что в результате свой основной деятельности организация не несетубытков и постепенно наращивает производственный потенциал и объемы реализациипродукции. Начиная с 2004 года ОАО «Тепличный» оказалось от выращивание овощейоткрытого грунта из-за неблагоприятных климатических условий, неоправданныхзатратах и получение маленького урожая.
2.2. Конкурентныепреимущества ОАО «Тепличный»
ОАО«Тепличный» является одной из крупнейших сельскохозяйственных организацией, занимающейсяпроизводством и сбытом продукции отраслей растениеводства, в частности, отраслиовощеводства
За 33 годаработы ОАО «Тепличный» зарекомендовал себя на потребительском рынке какдобросовестный поставщик высококачественной овощной продукции. Ежегодно ОАО«Тепличный» реализует через оптовую, мелкооптовую и розничнуюторговую сеть до 3,0 тыс. тонн собственной продукции. Розничная сетьпредприятия состоит из 2-х магазинов и 7 торговых павильонов в городе Калуге. В2000 году на международной выставке «Экологически безопаснаяпродукция» г. Москва, ВВЦ, ОАО «Тепличный» награжден Дипломом имедалью.
ОАО «Тепличный»успешно адаптируется к новым экономическим условиям и добился не толькостабилизации, но значительного роста производства овощей защищенного грунта.
Осуществляяпроизводственно — коммерческую деятельность, ОАО «Тепличный» используетдостаточно широкие торговые связи по реализации собственной овощеводческойпродукции, охватывающие население г. Калуги и Калужской области.
Основным и наиболеекрупным каналом реализации в организации, является ООО «Тепличник». В основепроцесса реализации продукции между сельскохозяйственными товаропроизводителямии покупателями лежат договорные отношения.
Рассмотрим какимивнутренними факторами обладает ОАО «Тепличный».
В каждом подразделенииОАО «Тепличный» имеются планы организационно-технических мероприятий, которыенаправлены на более эффективную и результативную работу организации. Отчет овыполнении плана организационно-технических мероприятий ежемесячнорассматривается и заслушивается на оперативных совещаниях.
Организация стабильноразвивает свой технический потенциал. Постоянно проводится капитальный ремонтгазоходов на котельной; устанавливаются новые узлы учета газа для котельных;проводится диагностика котлов КВГ 6.5, что приводит к продлению срока ихэксплуатации; ремонтируется солевая яма для хранения соли на блоках; другиемероприятия, предусмотренные ППР. Все это констатирует факт не только о хорошейтехнической оснащенности организации, но и о стабильном контроле за качеством работыоборудования, а значит.
Многоплановостьдеятельности общества обусловливает особенности подхода к подбору кадров, чтоопределяет еще одно конкурентное преимущество организации.
Руководство общества уделяетбольшое внимание улучшению подбора и расстановки кадров, воспитаниюорганизаторов производства, подготовке высококвалифицированных специалистов ирабочих. Анализ состава кадров общества показывает высокий уровень квалификацииработников ОАО «Тепличный». Всего в обществе работает более 56 человек с высшимобразованием, 178 человек со средним специальным образованием и 173 человека сосредним образованием.
Руководство ОАО«Тепличный» думает о будущем. Поэтому вопрос высококлассныхспециалистов решается сегодня. Для этого в «Тепличном» действуетсистема повышения квалификации руководящих работников и специалистов, накопленбольшой положительный опыт в организации профессионального обучения кадров.
Индивидуальнаяподготовка для работы на производстве выпускников высших и средних специальныхзаведений находится под пристальным вниманием сотрудника кадровой службы.Широкое распространение получает обучение молодых специалистов и рабочихмассовых профессий на договорной основе между организацией и вузом, лицеем.
ОАО «Тепличный»специализируется на производстве овощей закрытого грунта, т.е. в теплицахвыращивают: томаты, огурцы, перец, баклажаны и другие, до 11 видов, а такжевыращивают петрушку и укроп. В двух тепличных блоках общей площадью 12гектаровежегодно производится более 3300 тонн продукции. Приоритетное место занимаюттоматы и огурцы. Вся выращиваемая продукция экологически чистая.
В организации ведетсяочень строгий контроль за содержанием нитратов. В комбинатах два раза в месяцсанэпиднадзор и станция агрохимии берут образцы на анализ, и если он покажетдаже незначительное превышение, всю партию могут запретить к продаже. Но такогоеще ни разу не случалось.
ОАО «Тепличный» сделалоставку на производство экологически чистой продукции. С этой целью покупаютсяочищенные удобрения, хотя это и очень дорого. С вредителями, понижающимиурожайность, общество борется с помощью энтомофагов, которые не влияют накачество выращиваемой продукции. Для чего в организации была построенабиолаборатория, в которой выращиваются энтомофаги — насекомые, которые пожираютвредителей на культурных растениях. А значит, отпадает необходимость виспользовании ядов и здоровью покупателей овощной продукции ОАО «Тепличный»ничто не угрожает.
В летний период основнымиконкурентами организации на рынках г. Калуги являются овощи из-за границыРоссийской Федерации (Израиль, Испания, Турция).
За рубежом практическинет ограничений на содержание нитратов. И хотя цены на эти овощи нисколько нениже, чем цены на отечественные, качество продукции оставляет желать лучшего.
Есть зарубежные страны,которые экспортируют экологически чистые продукты (примером можно назвать овощииз Финляндии), они должны быть помечены специальным значком – «экологическичистые». Но позволить покупать своей семье такие овощи может далеко не каждыйжитель г. Калуги.
Все выше сказанноехарактеризует главное конкурентное преимущество ОАО «Тепличный» — производствовысококачественной продукции. Подобное бережное отношение к здоровьюпотребителей не могло быть не оценено. Так организация на международнойвыставке за томаты получила медаль в номинации «Экологически чистый продукт», ав разделе «Лучшая овощная продукция защищенного грунта» огурцы и перцы былаудостоена золотой медали.
На калужскихпродовольственных рынках кроме зарубежных конкурентов у ОАО «Тепличный» есть иотечественные. Например, ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» (г.Калуга), ЗАО Агрофирма «Белая дача» и ЗАО «Сергеевское» (Московская область),ЗАО «Цемдолина» (Краснодарский край).
Конкурирующимпреимуществом у анализируемой организации среди вышеперечисленных фирм являетсяцена. В ОАО «Тепличный» цены на производимую продукцию, по сравнению с овощамииз Краснодарского края выше практически на порядок, что объясняется большимииздержками, связанными с транспортировкой продукции.
Для сравнения средние ценына продукцию (огурцы) ОАО «Тепличный» и местных организаций за летние месяцы2007г. приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Рыночные цены на огурцыОрганизация Цена, руб. ОАО «Тепличный» 15 ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» 17 ЗАО Агрофирма «Белая дача» 20 ЗАО «Сергеевское» 25
Таким образом, большейпривлекательностью для потребителя обладает ОАО «Тепличный», за высокоекачество производимой продукции и невысокие цены на нее.
Следующем конкурирующимпреимуществом – является собственный официальный сайт в Интернете. Это позволятобществу расширить целевую аудиторию, повысить эффективность коммуникационныхпроцессов, взаимодействовать с новыми потенциальными потребителями.
Также можно выделитьследующие конкурентные преимущества исследуемой организации: выгодное местоположение с точки зрения рынковсбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческойпродукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различныхсельскохозяйственных ярмарках; доходностьдеятельности организации; финансовая независимость.
Подводя итоги можносделать выводы, что ОАО «Тепличный» — производитель экологически чистых овощейзащищенного грунта, предлагающий широкий ассортимент продукции по доступным дляпотребителей ценам.
Глава 3. Путидостижения новых конкурентных преимуществ
3.1. Создание иусловия формирования основных конкурентных преимуществ
Конкурентное преимуществоопределяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создаетдля организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами
Превосходство оцениваетсяотносительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению кконкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.
Рассмотрим видыконкурентных преимуществ, которые ОАО «Тепличный» может получить в результатеопределенных действий (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Конкурентные преимуществаи условия их формированияДействия Условия формирования Конкурентные преимущества Снижение себестоимости продукции
1. Большая доля фирмы на рынке и широкий доступ к дешевым сырьевым ресурсам.
2. Ценовая эластичность и однородность спроса на продукцию фирмы
3. Преимущественно ценовая конкуренция
1. Дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные товары
2. Сокращение числа конкурентов ввиду ужесточения входного барьера на данный рынок фирмам с аналогичным товаром 5. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации
3 Возможность увеличения резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты
4. Гарантии на получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов
5. Возможность вытеснения товаров-заменителей за счет массовости и низких издержек производства
6. Хорошие условия для создания имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителей Дифференциация
1. Наличие широкой возможности выделения товаров на рынке, хорошее восприятие и оценка продукции потребителями
2. Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию
3. Неценовая конкуренция
4. Незначительная доля затрат потребителей на приобретение продукции в структуре их бюджета 1. Дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет завоевания предпочтений различных групп потребителей благодаря превосходству в технологии и качестве, обеспечению более широкого диапазона или привлекательности низких цен 5. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли
2. Сокращение числа конкурентов путем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей
3. Возможность появления резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты
4. Хорошие условия для создания имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о потребителях и их специфических запросах Сегментирование рынка
1. Различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара
2. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка
3. Ограниченность резервов фирмы для обслуживания всего рынка
1. Дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет специализации фирмы на конкретном сегменте рынка (покупатели с особыми потребностями, географический район)
2. Возможность использования преимущества стратегий снижения себестоимости или дифференциации продукции для ограниченного круга потребителей в целевом сегменте рынка
3. Дополнительный эффект благодаря комплексному обслуживанию конкретного сегмента рынка на основе комбинированного использования стратегий снижения себестоимости и дифференциации продукции. Внедрение новшеств
1. Отсутствие аналогов продукции
2. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества 3. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств
1. Возможность получения сверхприбыли за счет монопольно устанавливаемых цен
2. Сокращение числа фирм, желающих попасть в отрасль, из-за монопольного владения фирмой исключительными правами на продукцию, технологию и т. д.
3. Гарантия на получение прибыли в течение действия исключительных прав
4. Отсутствие товаров-заменителей Ориентация на потребность рынка
1. Неэластичность спроса на продукцию
2. Отсутствие трудностей для «входа» и «выхода» из отрасли
3. Количество конкурентов на рынке невелико
4. Нестабильность рынка
1. Получение сверхприбыли за счет высокой цены на дефицитную продукцию
2. Высокая заинтересованность потребителей в приобретении товара
3. Небольшое количество товаров-заменителей
4. Возможность создания имиджа фирмы, готовой пожертвовать всем для немедленного удовлетворения изменившихся потребностей покупателей
Конкурентное преимуществона основе низких издержек или дифференциации является функцией цепочкиценности организации. Позиция компании по издержкам отражает общие издержкивыполнения всех своих видов деятельности, создающих ценность, относительноконкурентов. Каждый создающий ценность вид деятельности имеет движущие силыиздержек, которые определяют потенциальные источники преимущества по издержкам.Подобным образом способность организации дифференцировать свою деятельностьотражает вклад каждого создающего ценность вида деятельности в удовлетворениепотребностей покупателей.
Рассмотрим более подробнометод освоения новых конкурентных преимуществ на основе снижения издержек, напримере огурцов.
Для чего для началарассчитаем резерв на увеличения объема производства за счет расширения площадипосадки продукции (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Резерв увеличения объемапроизводства продукции
за счет расширения посевнойплощади огурцовКультура Посевная площадь, га Отклонение план. значения от факт., га Урожайность, ц/га Дополнительный сбор / недобор продукции, ц Факти-ческая Плано-вая Огурцы 9 10,1 1,1 2182,7 2401
Увеличение объемовпроизводства скажется и на увеличении объемов реализуемой продукции. Так, присохранении уровня товарности рассчитаем резерв увеличения объемов реализацииогурцов дополнительные затраты на увеличение производства огурцов(таблица 3.3).
Таблица 3.3 –
Резерв увеличения объемовреализации и дополнительные затраты на увеличение производства продукцииКультура Резерв увеличения объема производства Уровень товарности, % Резерв увеличения объема реализации Переменные затраты на 1ц продукции, руб.
Дополнительные затраты,
тыс.руб. огурцы 2401 99 2377 840 2016,84
Увеличение объемапроизводства продукции также в свою очередь влияет на изменение еесебестоимости. Это связано с тем, что постоянные затраты остаются неизменнымии, таким образом, ложатся на единицу выпущенной продукции в меньшей доле.Вследствие этого себестоимость единицы продукции снизится. Резерв снижениясебестоимости единицы продукции рассчитывается по формуле:
, где
Зф – фактические затратына производство продукции;
Зд – дополнительныезатраты, необходимые для освоения резерва увеличения производства продукции;
VВПф – фактический объемпроизводства продукции;
Р↑VВП – резервувеличения производства продукции.
В ОАО «Тепличный» резервснижения себестоимости огурцов составит:
/>/>Р С = (23572800+ 2016840) /(19644+2401) – 23572800/19644 = -39,2 руб./ц
В заключении рассчитаемрезерв увеличения суммы прибыли от реализации огурцов за счет снижениясебестоимости продукции. (таблица 3.4).
Таблица 3.4
Резерв увеличения суммыприбылиКультура
Резерв снижения себестоимости на
1ц продукции Возможный объем реализации, ц Резерв увеличения прибыли, руб. огурцы 39,2 2377 93178,4
Таким образом, ОАО«Тепличный» может получить дополнительный рост объема продаж и сверхприбыль засчет снижения себестоимости огурцов. А также гарантировать себе получениеприбыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайшихконкурентов. Например, у ООО «Плодоовощное хозяйство – Монастырское подворье»,цены которого на данный момент незначительно выше цен ОАО «Тепличный» (таблица2.4).
3.2. Программа созданиеконкурентного преимущества на основе дифференциации для ОАО «Тепличный»
Дифференциация продуктовпроисходит на всех уровнях продовольственного комплекса. Торговцы продуктамипитания пытаются дифференцировать магазины, то есть придать им своеобразиевсевозможными способами: с помощью разницы в ценах, местоположения, конструкциии планировки помещений, ассортимента товаров, обслуживания покупателей, рекламыи даже предупредительности, дружелюбия служащих.
Каково значениедифференциации продуктов? Его оценка непроста. Вероятно, дифференциациярасширяет диапазон потребительского выбора на рынке и иногда представляетассортимент, который лучше удовлетворяет предпочтения и вкусы разныхпотребителей. Однако дифференциация продуктов может также усложнять выборпотребителей, заменяя конкуренцию по ценам конкуренцией, не касающейся цен.Дифференциация может также освобождать продавцов от дисциплины ценовойконкуренции.
Прежде чем переходитьнепосредственно к дифференциации необходимо выявить динамику российскогопроизводства овощей защищенного грунта и их импорта, и проанализироватьдинамику спроса на данный сегмент рынка.
С целью сохранения иукрепления лидирующих позиций компании необходимо формировать и развиватьконкурентное преимущество.
Поскольку ОАО «Тепличный»позиционируется на рынке как компания с широким ассортиментом, продуктомвысокого качества, то для нее целесообразно сконцентрироваться на созданииконкурентного преимущества, основанного на рыночной силе, и основной упорсделать на формировании и развитии партнерских отношений и повышении лояльностиклиентов.
Поскольку с точки зренияпотребителя конкурентоспособен тот товар, который в наибольшей степенисоответствует его ожиданиям, необходимо понять, каковы же ожидания потребителяот товара и как соответствует предложение этим ожиданиям.
С этой целью должнопроводиться исследование, цель которого — выявить атрибуты, определяющие выборпотребителя, и оценить соответствие предоставляемых продуктов и услуг ОАО«Тепличный» и ее конкурентов ожиданиям потребителей, что в свою очередьпозволит выявить пути совершенствования предложения организации.
На первом этапеисследования выявлялись наиболее значимые атрибуты, определяющие выборорганизации. Для этого привлекаются эксперты (дилеры, менеджеры по продажам,маркетологи, руководство).
Далее формируется 18критериев, по которым оцениваются с точки зрения значимости ключевымипокупателями, представляющими различные регионы РФ. Ключевым покупателиоценивают важность для них того или иного критерия по 10-балльной шкале, где 1— не важно, 10 — важно.
К таким критериям можноотнести:
персональные продажи;
цена;
наличие на складе;
качество; ассортимент;
представленность врегионе;
логистика;
известность;
репутация компании нарынке;
кредит;
рекламная активностьпроизводителя;
маркетинговые акции,участие в выставках;
сертификация;
обучение, семинарыперсонала.
Оценивать по этимкритериям необходимо позицию не только ОАО «Тепличный», но и позицииконкурентов. После оценки позиций организаций выделяют наиболее опасных организаций– конкурентов по самым важным критериям (например, цена, качество) для ОАО«Тепличный».
В последствии обществунужно будет постоянно отслеживать деятельность этих конкурентов порассмотренным критериям, поскольку небольшие изменения в цене или качествепродукции конкурентов могут серьезно подорвать конкурентное преимущество ОАО«Тепличный» по соотношению цена/качество.
Для поддержания иразвития отношений с клиентами организации следует обратить особое внимание накритерий «персональные продажи».
С учетом полученныхбаллов по каждому критерию и значимости этих критериев для потребителя рассчитываютсводный балл для каждой из исследуемых организаций. Сводный балл по каждомуконкуренту определялся как сумма произведений оценок каждого критерия насоответствующие показатели значимости критерия.
На сегодняшний деньвысокие результаты по таким показателям, как «логистика», «поддержка продаж»дают лишь «ложное чувство спокойствия», в то время как высокие результаты попоказателям «доступность» и «маркетинговые коммуникации» являются реальнымиконкурентными преимуществами организации, т.е. в ходе исследования необходимообратить особое внимание на эти показатели.
Так для эффективногоудовлетворения потребностей потребителей и таким образом, для получения «властинад рынком» и прибыли, превышающую среднерыночную ОАО «Тепличный» должно формироватьи удерживать устойчивость элементов дифференциации.
Выводы и предложения
1. Конкуренцию можноопределить как процесс управления организацией своими конкурентнымипреимуществами или принадлежащим имуществом ради достижения поставленной цели.
2. Конкурентноепреимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация икоторая дает ей превосходство перед конкурентами.
3. Главными направлениямиобеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрацияресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы вконкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достиженияпоставленных целей.
4. Факторы конкурентногопреимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малойстепени зависит от организации, и внутренние, которые достигаются иреализуются персоналом, где особую роль играют руководители. Чем большеорганизация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальнымиконкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность,перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления,завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.
Рассмотримконкурентные преимущества ОАО «Тепличный».
5. ОАО«Тепличный» является одной из крупнейших сельскохозяйственных организацией, занимающейсяпроизводством и сбытом продукции отраслей растениеводства, в частности, отраслиовощеводства защищенного грунта.
6. ОАО «Тепличный»специализируется на производстве овощей закрытого грунта, т.е. в теплицахвыращивают: томаты, огурцы, перец, баклажаны и другие, до 11 видов, а такжевыращивают петрушку и укроп. Приоритетное место занимают томаты и огурцы. Всявыращиваемая продукция экологически чистая.
7. Основными потребителямипродукции и услуг являются население г. Калуги и Калужской области, Московскийи Тульский регионы.
8. В летний периодосновными конкурентами организации на рынках г. Калуги являются овощи из-заграницы Российской Федерации (Израиль, Испания,Турция). Кроме зарубежных конкурентов у ОАО «Тепличный» есть и отечественные.Например, ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» (г. Калуга),ЗАО Агрофирма «Белая дача» (Московская область), ЗАО «Цемдолина» (Краснодарскийкрай).
9. Конкурентныепреимущества ОАО «Тепличный» перед конкурентами: выгодное местоположение с точки зрения рынков сбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческойпродукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различныхсельскохозяйственных ярмарках; доходностьдеятельности организации; финансовая независимость.
10. ОАО «Тепличный» — производитель экологически чистых овощей защищенного грунта, предлагающийширокий ассортимент продукции по доступным для потребителей ценам, что являетсяосновным конкурентном преимуществом организации перед конкурентами.
11. С помощью снижениясебестоимости продукции, дифференциации, сегментирования рынка, внедренияновшеств, ориентации на потребность рынка организация может получить следующиеконкурентные преимущества: дополнительный рост объема продаж и получениесверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценойна аналогичные товары; гарантии на получение прибыли в случае, если потребителисмогут снизить цены у ближайших конкурентов; сокращение числа конкурентовпутем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихсяпредпочтений потребителей; высокая заинтересованность потребителей вприобретении товара.
Списокиспользуемой литературы
1. Абрамова Г.П. «Маркетинг в АПК», М.:«Колос», 2000г., 240с.
2. Азоев Г.Л. «Конкурентные преимуществафирмы», М.: «Новости», 2000г., 256с.
3. Багиев Г.Л. «Маркетинг», СПб.:«Питер», 2005г., 736с.
4. Годин А.М. «Маркетинг», М.: «Дашко иК», 2005г., 728с.
5. Горев И.П. «Маркетинг в АПК», М.:«Академия», 2004г., 224с.
6. Кирцнер И.М. «Конкуренция ипредпринимательство», М.: «ЮНИТИ», 2001г., 240с.
7. Мошева Н.К. «Международныймаркетинг», СПб.: «Питер», 2001г., 356с.
8. Портер М. «Конкуренция», М.:«Вильямс», 2006г., 608с.
9. Ричард Л. Колз «Маркетингсельскохозяйственной продукции», М.: «Колос», 2000г., 512с.
10. Украинцев А.А. «Маркетинг в вопросахи ответах», М.: «Проспект», 2006г., 248с.
11. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность»,М.: «Экономика», 2005г., 606с.
12. Фатхутдинов Р.А.«Конкурентоспособность организации в условиях кризиса», М.: «Маркетинг»,2002г., 892с.
13. Федько В.П. «Основы маркетинга»,Ростов н/Д.: «Феникс, 2005г., 479с.
14. Васильева З.А. Иерархичность понятия конкурентоспособностисубъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 2006г. – №2 – с.83.
15. Кац А.М. Прогнозированиеконкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2006г. –№4 – с.76
16. Куштавкин Д.Е. Разработка бренда какфактор формирования конкурентных преимуществ // Маркетинг в России и зарубежом, 2007г. — №3, с.70
17. Лукина А.В. Создание конкурентныхпреимуществ на основе дифференциации // Маркетинг в России и за рубежом, 2007г.-№3 – с.88
18. Михайлов К. Формированиеконкурентоспособного бренда // маркетинг, 2007г. — №4 – с.59
19. Хартман Е.А. Пути развитияассортиментной политики в глобальной конкуренции // Маркетинг в России и зарубежом, 2007г. -№1 – с.68
20. Хотинская Г.И. Факторы увеличенияконкурентоспособности компании // Маркетинг в России и за рубежом, 2006г. -№5 –с.94