Реферат по предмету "Менеджмент"


Категории риска и левериджа, их взаимосвязь

--PAGE_BREAK--Метод «мёртвой точки»
Метод «мёртвой точки» (или критического объёма продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объёма выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной деятельностью понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При неблагоприятных условиях весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически.

Построение графической зависимости затруднено, так как требует тщательного разделения издержек по видам.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

,                           (1)

где   S – реализация в стоимостном выражении;

       
VC– переменные производственные расходы

       
FC– условно-постоянные производственные расходы;

      
GI– валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен  принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, исходя из этого: .

Критическим считается объём реализации, при котором валовой доход равен нулю, поэтому:

.

Показатель Sв этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, обозначив его Sm, получим:

                                         (2)

Формулу (5.8) можно представить в более наглядном виде путём перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введём следующие дополнительные обозначения:

Q– объём реализации в натуральном выражении;

P– цена единицы продукции;

V
 - переменные производственные расходы на единицу продукции;

QC– критический объём продаж в натуральных единицах.

При этом формула (2) будет иметь вид:

,                                       (3)

Знаменатель дроби в формуле (3) называется идеальным маржинальным доходом (C
=
P
-
V). Экономический смысл критической точки предельно прост, он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Формула (3) может быть легко трансформирована в формулу для определения объёма реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):

,                                     (4).
2.    
Виды левериджа и их значение для регулирования величины финансовых результатов

Рассмотрим виды левериджа и их значение.

Производственный леверидж— потенциальная возможность влиять на валовой доход путём изменения структуры себестоимости и объёма выпуска.

Финансовый леверидж– потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трёх показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

Оценка производственного левериджа.

Уровень производственного левериджа (УПЛ) принято измерять следующим показателем:

,                                         (5)

где

TGI – темп изменения валового дохода, %;

TQ– темп изменения объёма реализации в натуральных единицах. %.

Путём несложных преобразований формулу (5) можно привести к более простому в вычислительном плане виду:

,                                         (6)

где             C
=
P
-
V
.

Экономический смысл показателя УПЛдовольно прост, – он показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объёма производства.

Предприятие, повышающее свой технический уровень, с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и свой уровень производственного левериджа.

Предприятия с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска, т.е. возникновения ситуации, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.

Оценка финансового левериджа

По аналогии с производственным левериджем, уровень финансового левериджа (УФЛ) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:

,                                        (7)

где

TNI – темп изменения чистой прибыли, %

TGI– темп изменения валового дохода, %

Формулу (7) можно представить в более простом виде после несложных преобразований:

,                                  (8)

где                        In– проценты по ссудам и займам.

Коэффициент УФЛ показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль.

Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объём привлечённых предприятием средств, тем выше уровень левериджа.

С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия.

Производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно-финансового левериджа. Его уровень (УЛ) может быть оценён следующим показателем:

;  ,                                   (9)

где        С=P
-
V;

P– цена единицы продукции;

V– переменные производственные расходы на единицу продукции;

Q– объём реализации  в натуральном выражении;

GI– валовой доход;

In– проценты по ссудам и займам.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Роль видов левериджа в регулировании величины финансовых результатов деятельности.
Финансовый рычаг (леверидж) — использование заемных средств для увеличения экономической рентабельности собственных средств.

Как известно, увеличение собственного капитала является конечной целью бизнеса и именно по данному показателю, оценивают собственники работу менеджеров. Финансовый рычаг полезен, но он может снижать финансовую устойчивость и увеличивает риск банкротства. Но финансовый менеджмент от финансового рычага не отказывается, так как всегда существует разумный компромисс между ростом рентабельности и возрастающим риском банкротства. Смысл идеи финансового рычага состоит в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят здравомыслящие кредиторы, и за счет этого поднять рентабельность собственных средств на разницу между достигнутой рентабельностью активов и ставкой ссудного процента. Разумеется, возможен и противоположный результат, если анализируемое предприятие получит рентабельность меньшую, чем стоит заемный капитал

Действие операционного рычага основано на том, что существуют постоянные издержки, не изменяющиеся в достаточно широком диапазоне изменения объемов производства, и переменные издержки, прямо пропорциональные этому объему производства. Поэтому при наращивании / сокращении объемов производства меняется соотношение между переменными и постоянными издержками (операционный рычаг), и в результате прибыль увеличивается / снижается не пропорционально изменению объема деятельности.

Важным объектом анализа является заданная рынком цена на про­дукцию, в которую предприятию нужно вписаться со своими издерж­ками и еще получить прибыль. Если прямые затраты на единицу про­дукции, состоящие из стоимости материалов, заработной платы рабо­чих, электроэнергии и т. п., превышают цену, то проблемы не возника­ет. Подобная технология производства продукции не имеет права на жизнь, производство следует прекратить. Вот и все управленческое решение.

Проблема возникает в ситуации, когда прямые затра­ты меньше рыночной цены. В этом случае при малых объемах произ­водства выручка от реализации продукции слишком мала, чтобы по­крыть постоянные затраты, связанные с функционированием предпри­ятия и оно становится убыточным.

По мере роста объемов производства выручка растет и при неко­тором размере покроет все расходы на производство и реализацию про­дукции, но еще не даст прибыли. Это — так называемая критическая точка. Дальнейший рост объемов производства приводит к росту при­были. Таким образом, основная идея анализа заключается в сопостав­лении трех переменных величин «затраты — объем производства — прибыль».
3.    
Приведите примеры, когда две компании имеют:

А. одинаковый уровень операционного левериджа, и различный уровень финансового левериджа;

В. одинаковый уровень финансового левериджа, и различный уровень операционного левериджа.

Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, поэтому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов — производственного характера и финансового характера. Они невзаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
         Итак, с позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит, во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
         Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.
         Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Вот эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

 Производственный леверидж
         Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.
         Уровень производственного левериджа рассчитывается как
         Вместе с этим показателем при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта производственного левериджа:
         Все обозначения здесь аналогичны тем, которые были использованы нами в разделе 3.5 при описании процедур анализа безубыточности.
         Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае — производится продукция или нет. Итак, изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск компании.
         Влияние уровня производственного левериджа на вариабельность объема прибыли предприятия иллюстрирует пример 4.15.
         Пример. Рассмотрим два предприятия, А и В, аналогичных по масштабам производства и уровню прибыли до вычета процентов и налогов. Предприятия производят одинаковую продукцию и реализуют ее на высококонкурентном рынке по одинаковой цене. При этом структура затрат двух этих предприятий существенно различается: при данном уровне выпуска их коэффициенты производственного левериджа равны
         Прибыль до вычета процентов и налогов равна:
         Чувствительность прибыли к изменению объема продаж равна:
         Поэтому:
         Уровни безубыточности для предприятий (предполагая, что в обоих случаях имеет место однопродуктовое производство):
         Видим, что при изменении объема продаж на одну единицу прибыль предприятия А (имеющего меньший уровень производственного левериджа) изменяется не так сильно, как прибыль предприятия В (с более высоким уровнем производственного левериджа). При резком уменьшении объема продаж прибыль второго будет падать гораздо быстрее и уже при Q = 800 (единиц за квартал) предприятие из прибыльного станет убыточным. У предприятия А ситуация менее тяжелая, его «запас прочности», т.е. запас сопротивляемости неблагоприятной рыночной конъюнктуре, несколько выше. Падение реализации до 800 единиц не сделает его убыточным, как это может произойти с предприятием В. Убытки будут зафиксированы лишь при более глубоком падении сбыта — до 750 единиц в квартал.
         Таким образом, предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, с более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.
         Можно привести различные примеры, показывающие роль производственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкими отраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов очень высок, поскольку независимо от степени интенсивности использования скважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на поддержание скважины. То же самое можно сказать о металлургической промышленности, железнодорожном и водном транспорте и т.п.
         Для иллюстрации использования производственного левериджа при анализе рискованности предприятия рассмотрим пример 4.16.
         Пример. Рассмотрим данные, касающиеся двух предприятий, работающих в одном районе города. Первое из них, предприятие «Заря», занимается изготовлением, расфасовкой и оптовой реализацией пельменей. Переменными затратами в этом производстве являются сырье для изготовления пельменей, материал для упаковки и трудозатраты по упаковке. Поскольку производство автоматизировано, остальные расходы прямо не зависят от объема производства, поэтому относятся к постоянным.
         Второе предприятие — туристическое агентство «Эстер», реализует автобусные туры по городам Европы. Переменными затратами является стоимость каждой путевки, которая (за вычетом комиссионного вознаграждения) перечисляется туроператору. Обычный размер комиссионных — 20% от стоимости тура.
         Как видно из примера, предприятия можно считать аналогичными по масштабам, поскольку уровни выручки и прибыли, полученные в анализируемом квартале, у них равны. При этом структура затрат у предприятий существенно различается — доля переменных затрат у 'Зари" равна 58%, а у «Эстер» — 80%. Расчеты показали следующие результаты:
         Видим, что для того, чтобы покрыть и переменные, и постоянные расходы и выйти на точку безубыточности, предприятию «Заря» требуется гораздо больший объем продаж (27 586 руб.), тогда как туристической фирме достаточно реализовать путевок на 7500 руб., чтобы начать получать прибыль.
         Видим, что прибыль предприятия «Заря» при изменении уровня продаж на 10% испытывает гораздо большие вариации (от -63 до +63% от первоначального уровня), тогда как прибыль туристической фирмы «Эстер» при таких же изменениях выручки изменяется гораздо меньше (от -30 до +30%).
         Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.
         Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.
         Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Эффект производственного левериджа предприятия «Заря» равен 6,33, что означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%. Изменение выручки на 10% должно привести к изменению прибыли на 63,3% (10% х 6,33), что мы и видели в расчетах по табл. 4.31. Для фирмы «Эстер» чувствительность прибыли к изменению выручки гораздо ниже — при изменении выручки на 1% прибыль упадет на 3% (значение эффекта операционного левериджа — 3,00). Если выручка обоих предприятий упадет на 15,8%, для «Зари» это будет иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку деятельность станет убыточной. Падение выручки на 15,8% для предприятия «Эстер» не будет столь трагичным, поэтому данную туристическую фирму можно считать менее рискованным предприятием. Запас финансовой прочности у таких предприятий гораздо выше. В случае финансовых затруднений им гораздо легче без особых потерь «свернуть» производство, все еще работая достаточно прибыльно, поскольку их финансовые результаты не так сильно зависят от объема производства, как это имеет место у предприятий с высоким уровнем производственного левериджа.
         Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.
         Отметим в этой связи, что необходимость в формулировании понятия производственного левериджа и разработке методов его оценки изначально возникла с появлением задачи формирования бюджетов крупных капиталовложений. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств.
         Может сложиться впечатление, что контроль за уровнем производственного левериджа актуален лишь для коммерческих организаций, имеющих высокий уровень постоянных расходов. Это верно лишь отчасти, поскольку мировой опыт показывает, что в рыночной экономике совершенно обыденным является диверсификация производственной деятельности. Для примера приведем основные направления деятельности транснациональной компании «Amer Group» со штаб-квартирой в Хельсинки. Эта компания занимается импортом и продажей автомобилей; производством спортивной продукции для гольфа, тенниса, американского футбола, баскетбола и бейсбола; производством бумаги, производством табачных изделий и др. Перечисленные направления достаточно разноплановы, в том числе и в отношении уровня постоянных расходов по дивизионам. Процесс диверсификации производственной деятельности является объективным, в той или иной степени он присущ (или будет присущ в недалеком будущем) и крупным отечественным компаниям.
         Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
         
Пример. Рассмотрим данные, касающиеся двух предприятий, работающих в одном районе города. Первое из них, предприятие «Заря», занимается изготовлением, расфасовкой и оптовой реализацией пельменей. Переменными затратами в этом производстве являются сырье для изготовления пельменей, материал для упаковки и трудозатраты по упаковке. Поскольку производство автоматизировано, остальные расходы прямо не зависят от объема производства, поэтому относятся к постоянным.

Второе предприятие — туристическое агентство «Эстер», реализует автобусные туры по городам Европы. Переменными затратами является стоимость каждой путевки, которая (за вычетом комиссионного вознаграждения) перечисляется туроператору. Обычный размер комиссионных — 20% от стоимости тура.

Как видно из примера, предприятия можно считать аналогичными по масштабам, поскольку уровни выручки и прибыли, полученные в анализируемом квартале, у них равны. При этом структура затрат у предприятий существенно различается — доля переменных затрат у 'Зари" равна 58%, а у «Эстер» — 80%. Расчеты показали следующие результаты:

Видим, что для того, чтобы покрыть и переменные, и постоянные расходы и выйти на точку безубыточности, предприятию «Заря» требуется гораздо больший объем продаж (27 586 руб.), тогда как туристической фирме достаточно реализовать путевок на 7500 руб., чтобы начать получать прибыль.

Видим, что прибыль предприятия «Заря» при изменении уровня продаж на 10% испытывает гораздо большие вариации (от -63 до +63% от первоначального уровня), тогда как прибыль туристической фирмы «Эстер» при таких же изменениях выручки изменяется гораздо меньше (от -30 до +30%).

Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.

Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Эффект производственного левериджа предприятия «Заря» равен 6,33, что означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%. Изменение выручки на 10% должно привести к изменению прибыли на 63,3% (10% х 6,33), что мы и видели в расчетах по табл. 4.31. Для фирмы «Эстер» чувствительность прибыли к изменению выручки гораздо ниже — при изменении выручки на 1% прибыль упадет на 3% (значение эффекта операционного левериджа — 3,00). Если выручка обоих предприятий упадет на 15,8%, для «Зари» это будет иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку деятельность станет убыточной. Падение выручки на 15,8% для предприятия «Эстер» не будет столь трагичным, поэтому данную туристическую фирму можно считать менее рискованным предприятием. Запас финансовой прочности у таких предприятий гораздо выше. В случае финансовых затруднений им гораздо легче без особых потерь «свернуть» производство, все еще работая достаточно прибыльно, поскольку их финансовые результаты не так сильно зависят от объема производства, как это имеет место у предприятий с высоким уровнем производственного левериджа.

Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.

Отметим в этой связи, что необходимость в формулировании понятия производственного левериджа и разработке методов его оценки изначально возникла с появлением задачи формирования бюджетов крупных капиталовложений. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств.

    продолжение
--PAGE_BREAK--ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Финансовый менеджмент и его функции

1.2 Оценка производственного левериджа

1.3 Производственно – финансовый леверидж

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Расчет финансового левериджа

2.2 Оценка производственного левериджа

2.3 Расчет производственно — финансового левериджа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Долгое время в отечественной практике финансовые службы фирм не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, т.е. было целесообразно объединять бухгалтерскую работу с финансовой в рамках одной службы — бухгалтерии. Такая практика организации финансов существовала на большинстве российских фирм (предприятий).

Совсем другое требуется от финансиста сегодня. Деятельность финансовой службы связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции, расчетной например. От финансового работника требуется оценить степень риска совершения той или иной операции, финансовый результат какого-то определенного действия и пр.

Особенно важна роль финансового менеджера в формировании и использовании финансовых ресурсов предприятия. Финансовые ресурсы -это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно играют выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят, — лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что грамотное распределение полученных финансовых средств, поиск дополнительных резервов привлечения финансовых ресурсов позволят фирме оптимизировать собственные финансовые потоки, принесут дополнительный доход, ускорят оборачиваемость капитала. Нерациональное управление финансовыми ресурсами, напротив, приводит к замедлению оборачиваемости средств, увеличению степени зависимости предприятия от заемного капитала, снижению прибыльности и эффективности деятельности.

В условиях перехода к рыночно экономике для каждого отечественного предприятия существует проблема улучшения взаимосочетания и повышения эффективности использования собственных и заемных финансовых ресурсов предприятия.

В финансовом менеджменте для определения эффективности использования собственных и заемных средств для долгосрочного финансирования используют категорию финансового левериджа.

Целькурсовой работы: определить понятие и основные функции левериджа.

Задачикурсовой работы:

1.      Выявить особенности левериджа как основного элемента финансового менеджмента;

2.      Исследовать особенности и основные функции финансового левериджа;

3.      Определить специфику, а также основные функции производственного левериджа

4.      Рассмотреть основные черты производственно – финансового менеджмента и его функций.

Первая глава курсовой работы будет посвящена исследованию теоретических основ левериджа, его основных видов в современных экономических условиях. Во второй главе представленной курсовой работы приводятся примеры расчета финансового, производственного и производственно-финансового левериджа.

Для изучения особенностей и основных функции левериджа на предприятии были использованы работы. Балабанова И.Т., Ковалева В.В., и других авторов. Особенно интересно последнее издание учебного пособия по финансовому менеджменту под редакцией В.А. Ирикова. В первой части этого пособия изложены сущность и роль финансового менеджмента, история его становления и развития. Вторая часть посвящена исследованию теоретических основ финансового менеджмента и его объектов. В третьей части излагается методика управления важнейшими показателями деятельности предприятия с учетом новейших достижений науки, практики и международных стандартов. В работе нашли отражение не только традиционные вопросы финансового анализа, но и новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых, характерные для рыночной экономики.

В.В. Ковалев особое внимание уделяет принципам использования результатов комплексного анализа в процессе оценки эффективности использования капитала и финансовых ресурсов фирмы. Автор подчеркивает, что необходимость анализа эффективности использования вложенных средств возникает исходя из потребностей самого финансового менеджмента.



    продолжение
--PAGE_BREAK--1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА1.1 Финансовый менеджмент и его функции



Финансовый механизм представляет собой систему управления финансовыми отношениями, позволяющую обеспечить достижение целей организации. Традиционно рассматривают следующие элементы финансового механизма:

-  финансовые рычаги;

-  финансовые методы;

-  правовое обеспечение;

-  информационно-методическое обеспечение финансового управления;

-  информационно-техническое обеспечение финансового управления1.

Более подробно данные элементы представлены в приложении 1.

Основную цель финансового механизма можно определить следующим образом:

-                   мониторинг наличия необходимого количества денежных средств для своевременных расчетов с бюджетом, поставщиками и по прочим обязательствам;

-                   распределение и использование прибыли (создание ресурсов для производства и социального развития, обеспечение капитализации прибыли через инвестиции и т. п.).

Таким образом, финансовый механизм организации играет важную роль в процессе деятельности организации. Его совершенствование должно проходить по следующим направлениям:

-                   обеспечение оптимизации использования денежных средств и ликвидация их дефицита;

-                   оптимизация затрат и распределения прибыли;

-                   разработка стратегической финансовой политики организации.

Первым элементом финансового механизма являются финансовые рычаги. Одним из таких рычагов является леверидж.

Финансовый леверидж — взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности.

Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Оценка финансового левериджа позволяет определить оптимальное соотношение между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами. Оценка финансового левериджа — определение соотношения собственного и заемного капитала с учетом ставки налога на прибыль и валовой рентабельности активов1.

Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.

Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией; компанией, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой компанией.

Сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Показатель рассчитывается по формуле:


где TNI— темп изменения чистой прибыли (в процентах);

TGI— темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах).

Эта формула преобразуется в

где, GI— прибыль до вычета процентов и налогов;

In— проценты по ссудам и займам.

Коэффициент DFLrимеет весьма наглядную интерпретацию — он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов в отличие, например, от выплаты дивидендов является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового левериджа даже незначительное снижение маржинальной прибыли может иметь весьма неприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового левериджа невысок.

Незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.

Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, увеличению рентабельности собственных, средств. Кредит называют финансовым рычагом (левериджем). Проявляется это следующим образом. Допустим, оборотные средства предприятия равны 5 млн. руб., из них 3 млн. руб. — собственные средства, а 2 млн. руб. — заемные. Прибыль за год составила 1 млн. руб. В результате рентабельность оборотных средств в целом составит 20% (1:5- 100), а собственных средств — 33,3% (1:3- 100). Таким образом, используя в своем обороте заемные средства, предприятие тем самым имеет меньшую сумму собственных средств, в результате чего повышается их рентабельность, т.е. отдача с каждого рубля. Это и есть эффект финансового рычага, который можно измерить с помощью следующей формулы:
ЭФР = (Рсс — Псф)Ч (ЗС: СС) (3)
где ЭФР — эффект финансового рычага;

Рсс — рентабельность собственных средств, измеряемая в процентах как отношение чистой прибыли к собственным средствам (Псс);

ПСф — процентная ставка за кредит, фактически предлагаемая кредитором при выдаче кредита;

(ЭС: СС) — структура капитала предприятия, показывающая отношение заемных средств (ЗС) к собственным средствам (СС), находящихся в обороте предприятия.

Если разность (Рос — ПСф) положительная — предприятие за счет использования заемных средств повысит рентабельность собственных; если она равна нулю — эффекта не будет; если отрицательная при использовании кредита будет убыток. Кроме того, с точки зрения математики может показаться, что чем больше в обороте предприятия заемных средств, тем больше эффект. Но есть определенная граница предела заемных средств, выше которой резко увеличивается риск, и, в результате, банк или прекращает выдачу кредита, или повышает процентную ставку за него, что действует на эффект в сторону его понижения.

Из приведенных рассуждений понятно, почему понятие финансового риска тесно переплетается с категорией финансового левериджа. Финансовый риск — это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данной коммерческой организации. Это проявляется в том, что для двух организаций, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова — она будет больше у коммерческой организации, имеющей более высокое значение уровня финансового левериджа1.

Пример.

Приведены данные о компаниях, имеющих одинаковую величину капитала, но разную структуру источников (руб.).





Рассчитать прибыль к распределению среди акционеров, если прибыль до вычета процентов и налогов составляет по годам (тыс. руб.): год 1 — 50; год 2 — 40; год 3 — 30, а налог на прибыль — 30%.





В рассмотренном примере доходы компаний снижаются, и к третьему году необходимость уплаты расходов на поддержание заемных источников средств, имеющих обязательный характер, в компании В приводит к убыткам. Поскольку в компании А затраты на поддержание заемных источников средств ниже, негативное влияние снижения прибыли на конечный финансовый результат существенно ниже.

Таким образом, подтверждается ранее сделанный вывод о том, что компания с более высоким уровнем финансовой зависимости в большей) степени страдает в случае снижения дохода от текущей деятельности.

В отечественной практике для оценки финансового левериджа используется формула расчета эффекта финансового левериджа, которая имеет вид:


где ЭФЛ— эффект финансового коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп— ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа— коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК— средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия. Выводом из этого уравнения является то, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.

В формуле расчета эффекта финансового левериджа выделяют три составляющих, с помощью которых предлагается управление эффектом финансового левериджа в.процессе финансовой деятельности предприятия. Рассмотрим эти составляющие.

1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 — С ), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2) Дифференциал финансового левериджа (КВРд — ПК),который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процентом за кредит.

Предприятию предлагается проводить постоянный мониторинг величины дифференциала финансового левериджа, т.к. при неблагоприятном изменении рыночных условий может установиться отрицательная величина дифференциала, что приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала, и использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК),который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Увеличение коэффициента финансового левериджа увеличивает как положительное так и отрицательное воздействие дифференциала.

При измененном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.

Принято выделять способ расчета эффекта финансового левериджа как отношение процентного изменения чистой прибыли на одну обыкновенную акцию к процентному изменению нетто – результата использования инвестиций1.

Кроме того, коэффициент финансового левериджа используют как один из показателей структуры капитала предприятия.

Существуют три показателя структуры капитала предприятия.

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
(Кз/с): Кз/с = ЗС: СС = (ПN+ П V): Пm(5)
Его максимальное значение равно I. При расчете этого коэффициента каждое предприятие должно учитывать свои индивидуальные особенности.

2. Коэффициент автономии (Ка), отражающий независимость предприятия от заемных источников:

Ка=Пm: П (6)

где П — общая сумма пассива, т.е. всех средств, находящихся в обороте предприятия.

Минимальное значение этого коэффициента — 0,5. Это означает, что у предприятия собственных средств среди всех источников должно быть не менее 50%.

3. Коэффициент финансового рычага (Кфр):
Кфр = П: Пm(7)
Этот коэффициент не имеет минимальных или максимальных значений, так как роль его состоит в том, чтобы показать влияние на рентабельность собственных средств структуры капитала как одного из основных факторов1.

Таким образом, в целях повышения эффективности, рентабельности, отдачи собственных средств предприятие должно пользоваться заемными средствами не только тогда, когда недостаточно собственных средств, но и тогда, когда их достаточно, т.е. в качестве финансового рычага.

В практике финансового менеджмента помимо категории финансового левериджа используют также категорию производственного левериджа.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Оценка производственного левериджа



Производственный леверидж выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера.

Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного или операционного левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

График изменения объема продаж отражает связь этих показателей (рис. 1.1.).

Аналитическая связь параметров графика представлена следующей формулой:
S=VC+FC+GI(8)
где S— реализация в стоимостном выражении;

VС — переменные производственный расходы;

FC— условно-постоянный производственные расходы;

GI— прибыль до вычета процентов и налогов.



Рис.1.1.График изменения объема

Преобразование этой формулы в вид

показывает объем реализации продукции Qв натуральных единицах.
C= p– v(10)
— называется удельной маргинальной прибылью, где р — цена единицы продукции, v— переменные производственные расходы на единицу продукции.

С помощью этой формулы, задавая необходимую прибыль, можно вычислить количество продукции, которое необходимо произвести. Для прибыли G/ = 0 вычисляется количество продукции в «мертвой точке», или порог рентабельности (пороговый объем реализации).

Такие вычисления называют методом критического объема продаж — определение для каждой конкретной ситуации объема реализации продукции в соответствии с существующими производственными расходами и прибылью.

Производственный леверидж— взаимосвязь изменения чистой прибыли и изменения объема продаж.

Производственный леверидж — прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции1.

Известны три основных показателя производственного левериджа: DOLd, DOLp, DOLr

Рассмотрим их подробнее.

-                   Доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов (DOLd) — первый показатель производственного левериджа:

Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеем высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет.

Отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам (DOLp) — второй показатель производственного левериджа:

где Pn— чистая прибыль;

FC-постоянные производственные расходы.

-                   Отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr) — третий показатель производственного левериджа.

Как следует из определения, показатель может быть рассчитан формуле:

где ΔGI— темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов процентах);

ΔQ— темп изменения объема реализации в натуральных единицах процентах).

Основное предназначение этих показателей — контроль и анализ в; динамике состояния производства.

При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLrи DOLdа также снижение показателя DOLpозначают увеличение уровня производственного левериджа и повышение вероятности достижения заданного уровня прибыли.

Третий показатель после некоторых преобразований одно записать с помощью уравнения:

Экономический смысл показателя DOLrдовольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов.

Как видно из уравнения в районе «мертвой точки», когда прибыль GIстремится к нулю, коэффициент DOLrсильно растет.

Показатель DOLrназывается силой воздействия операционного рычага. Делается вывод, что на небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать; и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Воздействие производственного рычага связывается с предпринимательским риском.

Предпринимательский риск— опасность недополучения прибыли до вычета процентов и налогов. Риск — это вероятность потенциальной потери вложенных средств, либо недополучения дохода по сравнению с проектом или планом. Риск может быть оценен с помощью статистических методов, построенных на расчете стандартного отклонения переменной величины, например объема продаж или прибыли. В практической деятельности широкое применение нашли способы оценки риска с помощью эффекта рычага {левериджа). В соответствии с концепцией рычага
Общий леверидж = Операционный леверидж Ч Финансовый леверидж
Оценка силы производственного рычага зависит от соотношения постоянных затрат и прибыли предприятия. Сила воздействия выражается в процентном изменении валовой прибыли, вызванным каждым процентом изменения выручки от реализации. Рассчитывается уровень производственного рычага как следующее отношение:
Валовая прибыль + Постоянные издержки/Валовая прибыль = 1 + Постоянные издержки/Валовая прибыль
Сила воздействия операционного рычага указывает на уровень предпринимательского риска предприятия: при высоком значении силы операционного рычага каждый процент снижения выручки дает значительное снижение прибыли1.

Анализ уровня производственного левериджа представлен в следующей главе данной курсовой работы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Производственно – финансовый леверидж



Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. Его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера чистой прибыли1.

На рис. 1.2. представлена схема взаимосвязи этих показателей и виды левериджа, относящиеся к ним.

Условно-постоянные расходы производственного и финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Выбор более или менее капиталоемких направлений деятельности определяет уровень операционного левериджа. Выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем. Что касается взаимосвязи двух видов левериджа, то достаточно распространенным является мнение, что они должны быть связаны обратно пропорциональной зависимостью — высокий уровень операционного левериджа в компании предполагает желательность относительно низкого уровня финансового левериджа и наоборот.

Считается, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты.

Задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов.

1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.

2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов — и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.


Рис. 1.2. Взаимосвязь доходов и левериджа
Производственный и финансовый леверидж обобщаются категории производственно-финансового левериджа. Уровень его (DTL)может быть оценен следующим показателем:


или


где In– проценты по ссудам и займам.

Отсюда следует, что производственный и финансовый риски кумулируются в виде общего риска, под которым понимают риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников1.

Расчет производственно – финансового левериджа также представлен в следующей главе курсовой работы.



2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



2.1 Расчет финансового левериджа
Сумма заемного капитала фирмы составляет 400 млн. руб. Сумма собственного капитала — 800 млн. руб. Размер процентов на кредит предприятия составляет 10%. Коэффициент валовой рентабельности активов-20%. Налог на прибыль — 30%. Рассчитаем эффект финансового левериджа.
Решение




2.2 Оценка производственного левериджа
Проанализируем уровень производственного левериджа трех компаний (А, В, С), если имеются следующие данные:





Сделаем расчеты для разных вариантов выпуска продукции.





Рассчитаем точку критического объема продаж для каждой компании:

компания А — 30 тыс. ед.;

компания В — 36 тыс. ед.;

компания С — 45 тыс. ед.

Уровень производственного левериджа при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс. ед.

Компания А:



Компания В



Компания С:


Необходимые данные для расчета уровня финансового левериджа приведены в таблице.





1. В первом варианте, когда коммерческая организация полностью финансируется за счет собственных средств, уровень финансового левериджа равен единице. В этом случае принято говорить, что финансовая зависимость отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением прибыли до вычета процентов и налогов, т.е, изменением производственных условий. Действительно, в этом случае изменение прибыли до вычета процентов и налогов на 10% приводит точно к такому же изменению чистой прибыли.

2. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. В этом случае возрастает размах вариации показателя ROE(как разница между наибольшим и наименьшим значениями этого показателя). По сравнению с вариантом, когда организация полностью финансируется собственными средствами, для структуры капитала с наибольшим уровнем заемных средств размах вариации ROEувеличивается в два раза. То же самое характерно и для вариации чистой прибыли – для структуры капитала с наивысшим значением финансового левериджа изменение прибыли до вычета процентов и налогов на 10% приводит к изменению чистой прибыли на 15%. Это свидетельствует о повышении степени риска инвестирования в предприятие при изменении структуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств.
2.3 Расчет производственно — финансового левериджа
По данным условия рассчитаем уровень производственно-финансового левериджа для коммерческой организации А.

Схематично зависимость между показателями левериджа может быть представлена следующим образом.

Экономическая интерпретация показателей такова: при сложившихся в коммерческой организации структуре источников средств и соотношении факторов текущей производственно-финансовой деятельности:


DOLr = + 16 % /+10% = 1,6;

DFLr = + 26,7% /+16,0% = 1,67;

DTL = DOLr ЧDFLr = 2,67.

-                   увеличение объема производства на 10% приведет к увеличению прибыли до вычета процентов и налогов на 16% (коэффициент DOL)

-                   увеличение прибыли до вычета процентов и налогов на 16% приведет к увеличению чистой прибыли на 26,7% (коэффициент DFLr);|

-                   увеличение объема производства на 10% приведет к увеличен чистой прибыли на 26,7% (коэффициент DTL).

    продолжение
--PAGE_BREAK--ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате изучения темы курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Финансовый леверидж представляет собой взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности.

Леверидж называют также «эффектом финансового рычага». Финансовый рычаг является одним из элементов финансового механизма, наряду с финансовыми методами; правовым обеспечением; информационно-методическим обеспечением финансового управления; информационно-техническим обеспечением финансового управления.

Основной функций левериджа можно назвать определение эффективности использования собственных и заемных средств для долгосрочного финансирования компаний.

Категория левериджа позволяет определить наилучшее сочетание собственных и заемных долгосрочных финансовых ресурсов.

Определение уровня левериджа способствует также определение финансового предпринимательского риска компании.

Кроме того, достижение определенного уровня финансового левериджа предоставляет компании возможность влиять на чистую прибыль путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага.

Уровень эффекта финансового рычага зависит от условий кредитования, наличия льгот при налогообложении кредитов, займов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам. Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заёмных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, то есть увеличивается рентабельность собственного капитала.

В практике финансового менеджмента используют следующие категории левериджа:

— финансовый леверидж (как уже было указано выше финансовый леверидж – это взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности);

— производственный леверидж (взаимосвязь изменения чистой прибыли и изменения объема продаж. Производственный леверидж представляет собой прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. Выявляется производственный леверидж путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера Производственный и финансовый леверидж обобщаются категории производственно-финансового левериджа);

— производственно – финансовый леверидж (влияние производственно – финансового левериджа определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера чистой прибыли).

Выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем. Что касается взаимосвязи двух видов левериджа, то достаточно распространенным является мнение, что они должны быть связаны обратно пропорциональной зависимостью — высокий уровень операционного левериджа в компании предполагает желательность относительно низкого уровня финансового левериджа и наоборот.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Научная литература

1.            Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие -М.: Финансы и статистика, 2004г..

2.            Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. — М.: ИНФРА — М, 2003.

3.            Берзон Н. Основные элементы финансового механизма // Финансист №7, 2004 – С. 51 -52.

4.            Бланк И. А. Финансовый менеджмент. Учеб. курс. — Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004.

5.            Бригхэм Ю., ГапенскиЛ. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2-х т./Пер. с англ.: Под ред. Ковалева В.В. — СПб.: СПбГУЭФ — Экономическая школа, 2003.

6.            Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Нефть и газ, 2003. – 284с.

7.            Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент. — М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2004.

8.            Горфинкель В., Куприянов Е. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г.

9.            Донцова Л.В. Особенности эффекта финансового рычага// Финансист, 2005 – С. 48 — 56.

10.        Ириков В.А. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005г.

11.        Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика 2004.

12.        Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. М.: Финансы и статистика, 2003.

13.        Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент — М: Финансы и статистика, 2003.

14.        Ковалева А.М. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 2004 г.

15.        Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ “ДИС”,2004.

16.        Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

17.        Справочник финансиста предприятия, 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2003.

18.        Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2005.

19.        Уткин Э. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2005.

20.        Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Ист-Сервис, 2004.

21.        Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2005.

22.        Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

23.        Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2004.

24.        Хорн Дж. В. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика, 2004.
Ведение бизнеса рисково по определению. Причина заключается в действии как объективных (в частности, невозможно с абсолютной достоверностью предвидеть тенденции развития окружающей фирму экономико-правовой среды), так и субъективных факторов (в конкурентной среде, в которой функционирует фирма, не только возможны, но и весьма вероятны действия конкурентов, как минимум не отвечающие ее интересам). Из множества видов риска, характерных для деятельности коммерческой организации, два — производственный (операционный) и финансовый.

Известно, что типовой финансовой моделью фирмы является ее баланс, в котором материальный ресурсный потенциал фирмы приводится в двух разрезах — в виде активов (имущества) и в виде источников их образования (финансирования). Подобное представление как раз и позволяет понять природу двух упоминаемых рисков. Дело в том, что ключевые лица, ответственные за фирму (собственники и топ-менеджеры), в пределах своей компетенции и возможностей могут выбирать ту или иную комбинацию активов и источников; вместе с тем очевидно, что заранее предопределенного варианта комбинации не существует, т. е. выбор любой комбинации рисков по определению. Отсюда и возникает необходимость понимать суть возникающего риска (а речь идет о производственном риске, сопутствующем выбору той или иной комбинации активов, и финансовом риске, сопутствующем выбору той или иной комбинации источников финансирования) и по возможности управлять им. Введем определения.

Производственный (операционный) риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, представляет собой гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяют многие факторы: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т. п. Можно привести примеры, характеризующие зависимость производственного риска от тех или иных условий. Очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в производство зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатических условий.

Риск, обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым, В этом случае внимание акцентируется не на том, куда вложены денежные средства — в производство одежды или автомобилей, а на том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. Как известно, источники средств предприятия могут быть классифицированы разными способами; в данной главе нас интересует прежде всего вопрос о том, как соотносятся между собой собственный и заемный капиталы. Несложно сообразить, почему такое внимание уделяется именно капиталу (т. е. долгосрочным источникам финансирования); дело в том, что решения, связанные с мобилизацией того или иного долгосрочного источника финансирования, не только трудоемки и затратны, но и имеют далеко идущие последствия.

Ситуация, когда компания (равно как и индивидуум) не ограничивается собственным капиталом, а привлекает средства внешних инвесторов, вполне объяснима: всегда выгодно жить в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Привлекая заемные средства, собственники компании и ее высший управленческий персонал получают возможность контролировать более крупные потоки денежных средств и реализовывать более амбициозные инвестиционные проекты, несмотря на то что доля собственного капитала в общей сумме источников может быть относительно небольшой. Компания становится крупнее; владеть, управлять и работать в такой компании престижнее и выгоднее. Безусловно, при этом подразумевается наличие высокого уровня организации производственной и финансовой деятельности, обеспечивающего эффективность использования привлеченных средств.

Несложно понять, что с позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты (т. е. заемный капитал), различаются. Необходимо особо подчеркнуть, что понятие финансового риска важно не только и не столько с позиции констатации сложившегося положения; оно гораздо важнее с позиции возможности и условий привлечения дополнительного капитала в будущем. Как было показано выше, эти условия могут существенно различаться для приведенных в качестве примера компаний.

Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, в контексте деятельности фирмы осуществляется на основе анализа вариабельности достигнутого ею финансового результата — некоторого показателя прибыли. Логика здесь очевидна. Прибыль (пока мы не уточняем, о какой прибыли идет речь) является основным целевым ориентиром фирмы. Она определяется двумя компонентами — доходами и расходами (затратами). Если первый компонент в значительной степени имеет внефирменную природу, т. е. зависит от рынка, то второй в значительной степени поддается внутрифирменному регулированию. Оказывается, что определенные решения в отношении активов и пассивов фирмы могут существенно влиять как на состав и структуру расходов, так и на уровень корреспондирующих рисков.
Операционный и финансовый леверидж

Продченко И.А.

Операционный леверидж

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».

В наиболее общем виде леверидж  можно представить как процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально — это рычаг для подъема тяжестей, т. е. некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага .

Оценка уровня левериджа позволяет выявить возможности изменения показателей рентабельности, степень риска, чувствительность прибыли к изменениям внутрипроизводственных факторов и ситуации на рынке. А так как факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на производственные и финансовые, соответственно различают области действия финансового и производственного рычага.

Производственный леверидж  (операционный рычаг) — это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Действие операционного левериджа основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.

Действие операционного рычага связано с различной природой и влиянием текущих затрат на производство и реализацию продукции. В зависимости от изменения объема производства X различают переменные затраты и условно-постоянные, исследование которых составляет предмет анализа безубыточности. Результаты такого анализа можно представить графически (см. рис. 5.1 ).

Анализ безубыточности производства построен на аналитическом представлении модели безубыточности (формулы безубыточности):

Выручка = Затраты

Из этой формулы выводятся все базовые параметры, необходимые для проведения указанного вида анализа:

критический (безубыточный) объем производства = порог рентабельности ;

критическое значение цены реализации;

критическое значение постоянных затрат;

критическое значение переменных затрат.

По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности  — процентное соотношение плановой, или фактической и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запасом финансовой прочности предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического показателя.

Важными понятиями в управлении объемом производства через изменение структуры затрат являются:

контрибуционная маржа  (маржинальный доход) — это разница между ценой и удельными переменными затратами ;

критический объем производства  — это количество продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которой покрывает условно-постоянные расходы. При этом объем реализации в натуральных единицах (X1), который обеспечивает заданный валовой доход, рассчитывается по формуле:

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:

где КОЛ  — коэффициент операционного левериджа;

Ипост  — сумма постоянных операционных издержек;

И0  — общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

где ЭОЛ  — эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

∆ВОП — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ОР — темп прироста объема реализации продукции, в %.

Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.

Приведенная выше принципиальная формула расчета эффекта операционного левериджа имеет ряд модификаций.

Так, в целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного левериджа может быть выражен следующими формулами:

где ЭОЛ  — эффект операционного левериджа;

∆МП — темп прироста маржинальной операционной прибыли, в %;

∆ВОП — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ОР — темп прироста объема реализации продукции, в %.

В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа может быть произведен по следующей формуле:

где ЭОЛ  — эффект операционного левериджа;

∆ВОП — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ЧОД — темп прироста чистого операционного дохода.

Имеются и другие более сложные модификации формулы расчета эффекта операционного левериджа, Однако, несмотря на различия алгоритмов определения эффекта операционного левериджа, содержание механизма управления операционной прибылью путем воздействия на соотношение постоянных и переменных издержек предприятия остается неизменным.

В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Основные из этих особенностей перечислены ниже.

Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности  своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы (т.е. обеспечить равенство: МП = Ипост ). Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.

После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции. Т.е. при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа сумма операционной прибыли возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением коэффициента операционного левериджа.

Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы операционной прибыли.

Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма валовой операционной прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции.

Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность.

Понимание механизма проявления операционного левериджа  позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

На каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и некоторые другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.

Финансовый леверидж

Одной из главных задач финансового менеджмента является максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Такая задача может быть решена разными путями. Одним из таких путей решения указанной задачи является финансовый леверидж .

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется «Эффектом финансового рычага». Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1 — Снп) × (КВРа — ПК) × (ЗК / СК),

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа;

Снп  — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);

ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.

Для понимания порядка формирования эффекта финансового левериджа рассмотрим пример, где каждое из трех предприятий использует разную структуру капитала. Предприятие А — собственный капитал — 1000 ед., заемного нет; предприятие Б использует 800 ед. собственного капитала и 200 ед. заемного; предприятие В использует половину собственного и половину заемного капитала (500: 500).

Рассматривая приведенные данные, можно увидеть, что по предприятию А эффект финансового рычага отсутствует, так как оно не использует в своей деятельности заемный капитал. По предприятию Б этот эффект составляет:

ЭФЛ = (1 — 0,3) × (20-10) × (200 / 800) = 1,75

Соответственно по предприятию В этот эффект составляет:

ЭФЛ = (1 — 0,3) × (20-10) × (500 / 500) = 7,00

Из результатов проведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.

Таблица 5.1

Формирование эффекта финансового рычага

№ п/п

Показатели

Предприятия

А

Б

В

1

Средняя сумма всего используемого капитала (активов) в рассматриваемом периоде, из неё:

1000

1000

1000

2

Средняя сумма собственного капитала

1000

800

500

3

Средняя сумма заемного капитала

-

200

500

4

Сумма валовой прибыли (без учета расходов по оплате процентов за кредит)

200

200

200

5

Коэффициент рентабельности активов (без учета расходов по уплате процентов за кредит), %

20

20

20

6

Средний уровень процента за кредит, %

10

10

10

7

Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала ( гр. 3 × гр.6 / 100)

-

20

50

8

Сумма валовой прибыли с учетом расходов по уплате процентов за кредит (гр.4 — гр. 7)

200

180

150

9

Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью

0,3

0,3

0,3

10

Сумма налога на прибыль (гр.8 × гр. 9)

60

54

45

11

Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога (гр.8 — гр. 10)

140

126

105

12

Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности, % (гр. 11 × 100 / гр.2)

14,00

15,75

21,00

13

Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала, в % (по отношению к пред-ю А)

-

1,75

7,00

Дифференциал финансового левериджа  является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию). Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Составляющие эффекта финансового рычага:

дифференциал — это разница между рентабельностью активов и процентной ставкой по кредиту i;

плечо финансового рычага  — соотношение между заемными средствами и собственными средствами; характеризует силу воздействия финансового рычага.

Исходя из этих позиций, можно вывести правило финансирования, которое может быть представлено следующим образом: если привлечение дополнительных заемных средств дает положительный эффект финансового рычага, то такое заимствование выгодно, но при этом необходимо следить за дифференциалом, так как при увеличении плеча финансового рычага кредиторы склонны компенсировать свой риск повышением ставки за кредит. Дифференциал отражает риск кредитора: чем он больше, тем меньше риск. Дифференциал не должен быть отрицательным, и эффект финансового рычага оптимально должен быть равен 30—50% от рентабельности активов.

Знание механизма воздействия финансового левериджа  на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

Список литературы

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.

Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера. Вып. 1: Концептуальные основы финансового менеджмента. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.

Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера. Вып. 2: Управление активом и капиталом предприятия. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.

Практикум по аудиту и финансовому менеджменту: Учеб. пособие / А.Е. Суглобов, В.В. Нитецкий, Т.А. Козенкова. — М.: КНОРУС, 2007.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. — М.: Ось-89, 2001.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат EMail Business Essay Research Paper An Economic
Реферат Этика - эстетика. Психология творчества
Реферат А. Волобуев, профессор кафедры криминалистики Университета внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент г
Реферат Афнутій запроваджував у своїй країні освіту, а фея Рожабельверде попала до притулку благородних дівчат На шляху впала змучена голодом І спрагою обідрана селянка
Реферат Характеристика й особливості розвитку Чернівецької області
Реферат Десталинизация
Реферат Презентация издательства Дорлинг Киндерсли
Реферат Экономический анализ полиграфического предприятия
Реферат Совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении
Реферат Акака, Дэниел
Реферат Реконструкция электроснабжения зоны подстанции "Рождественское" и "Василево" Шарьинских электрических сетей с обоснованием использования однофазных трансформаторов
Реферат Информационно-консультационные услуги
Реферат Подготовка и переподготовка кадров на предприятии на примере страховой компании
Реферат Політекономія як суспільно-економічна наука
Реферат Leisure time of British teenagers