Реферат по предмету "Менеджмент"


Исследование и совершенствование технологии как фактор внутренней среды предприятия

--PAGE_BREAK--поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах. Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание
Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, нарушения трудовой дисциплины и др.).
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами следует проводить в тесной связи с изучением выполнения плана социального развития предприятия: строительством жилья для работников, детских яслей и садов, профилакториев, санаториев, домов отдыха и т.д.
Напряжение в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения вышеперечисленных мероприятий. Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий, и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:
• производство;
• маркетинг;
• финансы;
• работа с кадрами;
• эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта;
распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности [9; 125].
1.4 Взаимосвязь внутренних переменных
В предыдущих главах были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В следующей главе будет рассмотрено влияние на организацию внешних факторов и эта модель будет дополнена присутствием внешней среды.
1.5 Анализ внутренней среды
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.
Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. [35; 117].
Далее я более подробно рассмотрим вышеперечисленные стороны деятельности предприятия, которые анализируются управляющими в качестве факторов внутренней среды.
1.6 Анализ производства и реализации продукции
Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи:
• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем, реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;
б) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
• полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
• надежность (долговечность, безотказность в работе);
• технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
• эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит, в определении средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
Задачи анализа – определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств [1; 203].
Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры. Следующий этап анализа – изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда. Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда). Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Анализ внутренней среды ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
2.1 Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Рязанский кирпичный завод» расположено по адресу: г. Рязань, ул. Кирпичный завод.
ЗАО «Рязанский кирпичный завод» – крупнейшее предприятие в области, с 1929 года поставляющее высококачественный керамический кирпич на российский рынок. Продукция завода производится из местного экологически чистого природного материала – глины Денежниковского месторождения.
Ассортимент продукции предприятия достаточно широк и разнообразен: 19 архитектурных форм кирпича и более 100 видов художественных керамических изделий, а также каминные наборы и кованые принадлежности.
ЗАО «Рязанский кирпичный завод» оснащено современным оборудованием: в 1998 году совместно с немецкой фирмой «Штаймер» установлена полностью автоматизированная технологическая линия по производству кирпича. Все основные и вспомогательные процессы которой, соответствуют требованиям международных стандартов по качеству ISO-9000.
Основная технологическая цепочка по производству керамического кирпича расположена в производственном корпусе, включающем в себя отделения: приемное отделение (прием, переработка сырья и приготовление добавок), подготовительно-формовочное отделение, сушильное отделение, цех обжига кирпича.
Для производства керамического кирпича требуется шихта следующего состава: глина не менее 80% и добавки (шлак, песок, шамот, опилки, другие виды глин и др.) не более 20%.
Глина из карьера доставляется в конус автосамосвалами или автопогрузчиками. После вылеживания глина подается по технологии автотранспортом в приемный бункер глинорыхлителя. Дозировка предусмотрена ящичным пластинчатым питателем. Для приготовления добавок и утилизации отходов производства (брака сушки и обжига кирпича) предусматривается технологическая линия, включающая в себя дробилку и бункер, подача из которых осуществляется питателем и конвейером в смеситель лопастной двухвальный для перемешивания с глинистой массой. Затем масса подается на обработку на вальцы дырчатые и, затем, грубого и тонкого помола. Связь между оборудованием осуществляется ленточными конвейерами, над первым из которых установлен железоотделитель для извлечения металлических включений из сырья. Окончательная переработка массы предусматривается в смесителе с фильтрующей решеткой.
Формовка кирпича осуществляется вакуумным прессом. Доувлажнение массы паром производится в мешалке пресса.
Резка и укладка кирпича на рамки камерных сушил осуществляется автоматом-укладчиком.
Транспортировка рамок с кирпичом в камерные сушила предусмотрена с помощью перегружателя с 10-полочной тележкой.
Сушка кирпича-сырца осуществляется в блоке камерных сушил, количество камер определяется в технологическом регламенте сроком сушки. Сушилка оснащена вентиляционным оборудованием и системами подачи и отбора теплоносителя. Для улучшения качества сушки камеры оснащены системой рециркуляции.
В качестве теплоносителя используется горячий воздух, получаемый в теплогенераторе и частично отбираемый из зоны охлаждения.
Срок сушки до 48 часов.
Высушенный кирпич формируется в пакеты.
Обжиг кирпича производится в кольцевой печи со съемным сводом.
Срок обжига до 96 часов.
Обожженный кирпич передается на склад готовой продукции.
Распределение кирпича по складу и погрузка на автотранспорт осуществляется козловым краном грузоподъемностью 5 тонн.
Производственный цикл составляет 9 дней.
Производимый кирпич имеет архитектурную выразительность, хорошие физико-механические свойства, высокую морозостойкость. Продукция завода пользуется большим спросом и популярности во многих регионах России. Её высокое качество подтверждается многочисленными дипломами и наградами.
Потребителями продукции являются предприятия различных отраслей, ведущие новое строительство, реконструкцию, ремонт производственных, социально-хозяйственных и бытовых сооружений.
Основными оптовыми потребителями керамического кирпича являются акционерные общества, созданные на базе общестроительных трестов г. Рязани. Только ОАО «Рязаньжилстрой» намерен использовать в строительстве до 2,5 млн. шт. условного кирпича в год. На долю оптовыми потребителями приходится до 55–60% продукции предприятия. Сбыт остальной продукции обеспечивается по разовым договорам мелкими строительными и ремонтно-строительными организациями и непосредственно населению города и области через сеть розничной торговли.
Основными рынками сбыта – являются предприятия и население:
• Рязани и Рязанской области (прежде всего, Касимовского, Шиловского, Путятинского, Клепиковского районов);
• Владимира и Владимирской области;
• Нижнего Новгорода и Нижегородской области;
• ряда районов Московской области (Шатурского), в которых в настоящее время очень ощутим недостаток керамического строительного кирпича. В связи с сезонностью строительного производства спрос на кирпич возрастает, особенно в весенне-летний период, когда на действующих предприятиях постоянно существует очередь на отпуск кирпича.
При этом следует отметить, что в регионе и ближайших территориях практически нет значительных конкурентов – производителей облицовочных материалов. На рынке облицовочных материалов другие предприятия производят кирпич, который по многим техническим и качественным характеристикам уступает продукции ЗАО «Рязанский кирпичный завод».
Технические характеристики и потребительское качество предлагаемого продукта неизмеримо выше других стеновых материалов:
·  по прочности;
·  по морозоустойчивости;
·  по экологической чистоте производства;
·  экономическому эффекту строительства.
Традиционные же производители кирпича в области выпускают другие типы продукции и являются конкурентами на общем рынке кирпича. Причем потребитель, особенно индивидуальный застройщик, предпочитает керамический кирпич другим строительным материалам при более высокой цене, что подтверждает неэластичный спрос на данную продукцию и возможность конкуренции на основе качества товара, а не ценовой дискриминации.
В настоящее время предприятие успешно функционирует.
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
Финансовое состояние предприятия характеризуется двумя группами показателей:
·                   показатели ликвидности;
·                   показатели финансовой устойчивости.
2.2.1 Анализ ликвидности организации
Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами одновременно по двум параметрам:
• по общей сумме;
• по срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).
Анализ ликвидности организации проводится по балансу и заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами по пассиву, расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы организации разделяются на следующие группы.
1. Наиболее ликвидные активы A1:
• суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для проведения расчетов немедленно;
• краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) А1 = стр. 260 + стр. 250.
2.Быстрореализуемые активы А2– активы для обращения которых в шинные средства требуется определенное время:
·                   дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
·                   прочие дебиторские активы А2 – стр. 240 + стр. 270.
3. Медленнореализуемые активы Аз – наименее ликвидные активы:
• запасы, кроме строки «Расходы будущих периодов»;
• налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
• дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; А3 = строки 210 + 220 + 230 – 216.
4. Труднореализуемые активы А4. В эту группу включаются все статьи баланса раздела 1 «Внеоборотные активы» А4=стр. 190.
Эти активы предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение достаточно длительного периода.
Первые три группы активов могут постоянно меняться в течение хозяйственного периода и относятся к текущим активам организации. Они более ликвидны, чем остальное имущество.
Сгруппированные по степени ликвидности активы ЗАО «Рязанский кирпичный завод» представлены в таблице 4.
Таблица 4. Группировка активов ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по степени их ликвидности по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы
Группа активов
2004
2005
2006
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
А1
% к итогу
1670
2352
2352
2109
2109
2898
4.5%
6%
6%
5.3%
5.3%
7.1%
А2
% к итогу
2436
2677
2677
2164
2164
2603
6.6%
6.8%
6.8%
5.6%
5.6%
6.4%
A3
% к итогу
4718
6545
6545
6885
6885
6604
12.8%
16.7%
16.7%
17.6%
17.6%
16.2%
А4
% к итогу
27954
27572
27572
27838
27838
28707
76.1%
70.4%
70.4%
71.4%
71.4%
70.3%
Баланс
36778
39146
39146
38996
38996
40812
Обязательства организации (статьи пассива баланса) также группируются в четыре группы и располагаются по степени срочности оплаты.
1. Наиболее срочные обязательства П1:
• кредиторская задолженность;
• задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
• прочие краткосрочные обязательства;
• ссуды, не погашенные в срок;
П1 = строки 620 + 630 + 660.
2. Краткосрочпые пассивыП2:
• краткосрочные займы и кредиты;
•прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты;
П2= стр. 610.
3. Долгосрочные пассивы П3:
в эту группу входят долгосрочные кредиты и займы, статьи раздела IV баланса П3 = стр. 590.
4. Постоянные пассивы П4:
• статьи раздела III баланса «Капитал и резервы»;
• отдельные статьи раздела V баланса «Краткосрочные обязательства», не вошедшие в предыдущие группы;
• доходы будущих периодов;
• резервы предстоящих расходов.
Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статье «Расходы будущих периодов»: П4 = строки 490 + 640 + 650 – 216.
Сгруппированные по срочности их погашения пассивы ЗАО «Рязанский кирпичный завод» представлены в таблице 5.
Приведенные в таблице 4 данные убедительно показывают, что наибольшее значение в стоимости всех активов организации занимают труднореализуемые активы, которые увеличились с начала 2004 к концу 2006 года на 753 тыс. руб., но снизились в процентном соотношении к валюте баланса на 5.8% и составили 73.3%. Среди оборотных активов (см. п. Al, A2 и A3) преобладает группа A3 – медленнореализуемые активы (запасы и НДС по приобретенным ценностям), которые в активах организации увеличились с начала 2004 к концу 2006 года с 4718 тыс. руб. до 6604 тыс. руб. и стали составлять в валюте баланса 16.2%, а в общей стоимости оборотных активов на конец 2006 года – 54,5% (6604:12105* 100).

Таблица 5. Группировка обязательств ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по срочности их погашения по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы.
Группа пассивов
2004
2005
2006
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
П1
% к итогу
8027
10495
10495
9741
9741
10899
21.8%
26.8%
26.8%
25%
25%
26.7%
П2% к итогу
0
0
0
0
0
0






пз
% к итогу
0
0
0
0
0
0






П4% к итогу
28751
28651
28651
29255
29255
29913
78.2%
73.2%
73.2%
75%
75%
73.3%
Баланс
36778
39146
39146
38996
38996
40812
В пассиве Бухгалтерского баланса наибольший удельный вес занимают кредиторская задолженность (срочные обязательства), которая к концу 2006 года увеличилась на 2872 тыс. руб. и составила 26,7% (2872:40812*100). Собственный капитали составлял в валюте баланса на начало 2004 года 78.2%, а на конец 2006 – 73.3%. Это свидетельствует об его процентном сокращении в валюте (активах) баланса на 4.9 пункта (78,2 – 73.3). В абсолютном же выражении сумма собственного капитала к концу 2006 года увеличилась на 1162 тыс. руб. (29913 – 28751), оставаясь приоритетной частью в валюте баланса (73.3%), а сумма заемного капитала и других привлеченных средств занимает в валюте баланса всего лишь 26,7%.
Данные табл. 4 и 5 позволяют рассчитать ряд коэффициентов, характеризующих степень ликвидности оборотных активов и их составляющих частей, а также оценить ликвидность всех активов баланса. Бухгалтерский баланс является абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения (неравенства): А2 >П2; АЗ >ПЗ; А4
Первые три неравенства означают, необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности превышения активов над обязательствами. Согласно данным таблиц, неравенство первое не соблюдается, ибо наиболее ликвидные активы (А 1) на протяжении всего исследуемого периода с начала 2004 и до конца 2006 года были меньше суммы наиболее срочных обязательств в 4.8 и 3.8 раза в начале 2004 и в конце 2006 года соответственно. Это свидетельствует о недостаточности наиболее ликвидных активов (в данном случае денежных средств) для оплаты срочной кредиторской задолженности.
Второе и третье неравенства соблюдаются на протяжении всего исследуемого периода: А2>П2 и A3>ПЗ, т.е. быстрореализуемые и медленнореализуемые активы значительно превышают краткосрочные и долгосрочные обязательства. При этом имеющийся платежный излишек по этим группам может быть направлен на покрытие недостатка средств для погашения наиболее срочных обязательств, но компенсация может быть лишь по стоимости.
Четвертое неравенство является «лакмусовой бумажкой» оценки ликвидности баланса; оно требует превышения или равенства П4 над А4, т.е. величина собственного капитала и других видов постоянных пассивов должна быть достаточна по стоимости или даже быть больше стоимости труднореализуемых активов, что необходимо для соблюдения минимального условия финансовой устойчивости организации. Как видно из приведенных данных, неравенство А4
Таким образом, за три года значения абсолютных показателей ликвидности не изменились. Но, следует отметить, об изменениях в структуре групп активов и пассивов в балансе организации в течении исследуемого периода. Так, доля наиболее ликвидных активов (А 1) увеличилась на 2.6%, но при этом увеличилась доля срочной кредиторской задолженности (Ш) на 4.9%, что привело к увеличению разрыва между А1 и П1 за 3 года на 2.3%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Уменьшилась доля быстрореализуемых активов (А2) на 0.2%, при этом доля краткосрочных обязательств не изменилась (0%), т.е. существенных изменений в текущей ликвидности предприятия и его платежеспособности на конец 2006 отчетного года не произошло.
Доля долгосрочных обязательств (ПЗ) не изменилась (0%), при этом доля медленнореализуемых активов (в данном случае производственных запасов, и, прежде всего готовой продукции) увеличилась на 3.4%, что привело к следующему соотношению: АЗ-ПЗ =16.2- 0 = + 16.2%.
Это свидетельствует о хорошей перспективной ликвидности организации, т.е. о ее платежеспособности в будущем периоде.
Однако проведенный анализ показывает, что данные изменения не привели к улучшению за анализируемый период абсолютных показателей ликвидности.
Таким образом, одно из четырех неравенств не соблюдается, следовательно, ликвидность баланса ЗАО «Рязанский кирпичный завод» в течение 3 лет недостаточная, баланс оценивается как относительно ликвидным.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности организации рассчитываются следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности, с помощью которых проводится оценка платежеспособности предприятия. Под платежеспособность предприятия понимается его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и других операций денежного характера.
Сложившиеся значения названных показателей ликвидности по данным ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы представлены в таблице 6.
Таблица 6. Динамика количественных значений коэффициентов ликвидности ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
Коэффициенты ликвидности
2004
2005
2006
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
Ка.л
0.21
0.22
0.22
0.22
0.22
0.27
Кк.л
0.5
0.48
0.48
0.44
0.44
0.55
Кт.л
1
1
1
1
1
1
Традиционно расчеты начинают с определения коэффициента абсолютной ликвидности. Он представляет собой отношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов):
Кал = (Д + ЦБ): (К + 3) = (строки 250 + 260): (строки 610 + 620 + 630+ 660),
где Д – денежные средства (стр. 250);
ЦБ – краткосрочные финансовые вложения (ценные бумага), стр. 260;
К – кредиторская задолженность, тыс. руб.;
3 – краткосрочные заемные средства, тыс. руб.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает долю текущих пассивов, которая может быть покрыта немедленно, за счет активов, обладающих абсолютной ликвидностью, и, соответственно, оценивает платежеспособность предприятия в «мгновенном» периоде. Рекомендуемое значение этого коэффициента – 0,2–0,5, т.е. при одновременном предъявлении кредиторами к оплате всей краткосрочной задолженности предприятие должно иметь возможность погасить, по меньшей мере, 20% их за счет наиболее ликвидных активов.
Расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности в течение исследуемого периода находятся в пределах нормы. При этом к концу 2006 года значение коэффициента увеличилось с 0.21 до 0.27, оставаясь, однако на достаточно низком уровне. Но, несмотря на его небольшое значение, предприятие сохраняет достаточный уровень платежеспособности благодаря сбалансированности и четкой синхронизации притока и оттока денежных средств.
Следующим коэффициентов является коэффициент критической (срочной) ликвидности, или промежуточный коэффициент покрытия. Он рассчитывается как частное от деления величины денежных средств, краткосрочных ценных бумаг и дебиторской задолженности на сумму краткосрочных обязательств организации. В этом случае к сумме активов, используемых для погашения краткосрочных обязательств, добавляют краткосрочную дебиторскую задолженность и определяют либо возможность полного покрытия краткосрочных обязательств этими активами, либо долю обязательств, которые могут быть покрыты в данной ситуации.
Коэффициент критической ликвидности отражает прогнозируемую платежеспособность организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Диапазон колебаний уровня данного показателя составляет от 0,5 до 1,0 и выше в зависимости от специфики деятельности организации, структуры текущих активов и качества дебиторской задолженности, а также от влияния соотношения финансовых показателей: объема продаж и оборотных средств, объема продаж и дебиторской задолженности, оборотных активов и краткосрочных обязательств.
Ккл = (разд. И бал. – стр. 210 – стр. 220 – стр. 230): (строки 610 + 620+630+660)

На рассматриваемом нами предприятии расчетные значения коэффициента срочной ликвидности на начало 2004 года соответствует нижней границе рекомендованного значения, но до начала 2006 года наблюдается его снижение с 0.5 до 0.44. В конце 2006 года значение коэффициента возрастает до 0.55, при этом оставаясь на достаточно низком уровне. Следовательно, руководству организации следует активизировать работу с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками.
На заключительном этапе анализа рассчитывают коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, который определяется как отношение всех оборотных средств (текущих активов) – (раздел II баланса) за вычетом НДС по приобретенным ценностям (стр. 220) и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (стр. 230), к текущим обязательствам (строки 610 + 620 + 630).
Кт.л = Та: То = (разд. II бал. – стр. 220 – стр. 230): (строки 610 + 620 + 630 + 660)
где Та – текущие активы;
То – текущие обязательства.
Сумму активов, используемых для расчета предыдущего коэффициента, увеличивают на величину запасов (строка 210 баланса). Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Он характеризует платежные возможности организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат.
Значение этого показателя считается нормальным в пределах от 1 до 2, т.е. текущих активов должно быть, по меньшей мере, столько, чтобы полностью погасить краткосрочные обязательства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении средств предприятия и их неэффективном использовании.
Нормативное значение коэффициента – 2. Выполнение этого норматива организацией означает, что на каждый рубль ее краткосрочных обязательств приходится не меньше двух рублей ликвидных средств. Превышение норматива означает, что организация располагает достаточным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. С точки зрения кредиторов организации, подобный вариант формирования оборотных средств является наиболее предпочтительным.
Невыполнение установленного норматива создает угрозу финансовой нестабильности организация ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременною обращения кредиторов.
Анализ расчетных значений коэффициентов текущей ликвидности показывал, что коэффициент не изменялся в течение исследуемого периода и соответствовал нижней границе рекомендуемого значения. Для повышения его уровня необходимо пополнять реальный собственный капитал организации и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности.
В заключение, следует отметить, что данный уровень коэффициентов ликвидности является приемлемым для ЗАО «Рязанский кирпичный завод», о чем свидетельствует их положительная динамика за анализируемый период и стабильное положение дел на предприятии.

2.2.2 Анализ финансовой устойчивости организации
Как было сказано выше, одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния является исследование показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации.
Если показатели ликвидности оценивают платежеспособность предприятия в достаточно коротком периоде, то показатели финансовой устойчивости характеризуют платежеспособность предприятия в длительном периоде, т.е. способность в перспективе погасить не только кратко -, но и долгосрочную задолженность.
В качестве абсолютных показателей финансовой устойчивости используют показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их финансирования.
Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «Запасы» раздела II актива баланса.
Источниками формирования запасов являются:
• собственные источники формирования запасов (ИФЗС):
ИФЗС = СК-ВА,
где СК – собственный капитал и резервы (раздел III пассива баланса);
ВА – внеоборотные активы (раздел I актива баланса);
• нормальные источники формирования запасов (ИФЗН):
ИФЗН = ИФЗС+ККЗ+КЗ
где ККЗ – краткосрочные кредиты и займы;
КЗ – кредиторская задолженность.
• общая величина источников формирования запасов (ИФ30):
ИФЗо = ИФЗн+СКос

где СКос – особая часть собственного капитала, сдерживающих финансовую напряженность.
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
Излишек (+) или недостаток (–) собственных источников формирования запасов:
±ΔИФЗС = ИФЗС – 3,
где 3 – запасы (стр. 210 раздела II актива баланса).
Излишек (+) или недостаток (–) нормальных источников формирования запасов: ± ΔИФЗН = ИФЗН – 3
Излишек (+) или недостаток (–) общей величины источников формирования запасов: ± ΔИФ30= ИФ30– 3.
Выявление излишков (недостатков) источников средств для покрытия запасов и затрат позволяет, в свою очередь, определить тип финансовой ситуации в организации. Порядок ее определения представлен в таблице 7.
Таблица 7. Таблица идентификации типа финансовой устойчивости.
Возможные варианты (N)
±Δ
ИФЗС
±Δ
ИФЗН
±Δ ИФ30
Тип финансовой устойчивости
1
+
+
+
абсолютная устойчивость
2

+
+
нормальная устойчивость
3

-
+
неустойчивое финансовое состояние
4

-

кризисное финансовое состояние
где «–» – платежный недостаток; «+» – платежный излишек.

В зависимости от соотношения рассмотренных показателей (запасов и затрат, источников их покрытия и увеличения) можно условно выделить различные типы финансовой устойчивости:
• абсолютная финансовая устойчивость – встречающаяся редко, означает, что предприятие не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами;
• нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая платежеспособность организации; предприятие использует все источники финансовых ресурсов и полностью покрывает запасы и затраты;
• неустойчивое финансовое состояние, для покрытия запасов и затрат предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники, выходящие за рамки «нормальных». К их числу может относиться часть внеоборотных активов, просроченная задолженность;
• кризисное финансовое состояние – проявляется в том, что наряду с нехваткой «нормальных» источников покрытия запасов и затрат предприятие имеет убытки, непогашенные обязательства, безнадежную дебиторскую задолженность.
Абсолютная устойчивость финансового состояния встречается редко, представляя собой крайний тип финансовой устойчивости. Такая ситуация вряд ли может рассматриваться как идеальная, поскольку означает, что администрация не умеет, не желает или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности. Большинству организаций присуща нормальная устойчивость финансового состояния. При неустойчивом (предкризисном) финансовом состоянии нарушается платежеспособность, но сохраняется возможность восстановления равновесия за счет вынужденного привлечения дополнительных источников покрытия, не являющихся в известном смысле нормальными (обоснованными). При кризисной финансовой ситуации организация находится на грани банкротства.
Определим тип финансовой устойчивости ЗАО «Рязанский кирпичный завод» в течение анализируемого периода.
Анализируя и оценивая финансовую устойчивость организации (табл. 8) можно сказать, что она находится в нормальном финансовом состоянии, причем это состояние фиксируется в течение всего исследуемого периода.
С целью более детальной оценки финансового состояния исследуются относительные показатели финансовой устойчивости, или финансовые коэффициенты.
Таблица 8. Тип финансовой устойчивости ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы
Период
±Δ
ИФЗС
±Δ
ИФЗН
±Δ ИФ30
Тип финансовой устойчивости
2004
на начало периода
-3388
4639
4639
нормальное финансовое состояние
на конец периода
-4539
5956
5956
нормальное финансовое состояние
2005
на начало периода
-4539
5956
5956
нормальное финансовое состояние
на конец периода
-4636
5105
5105
нормальное финансовое состояние
2006
на начало периода
-4636
5105
5105
нормальное финансовое состояние
на конец периода
-4125
7774
7774
нормальное финансовое состояние
Изучаются состав и структура источников средств организации и их использование. Результатом такого анализа должна стать оценка независимости организации от внешних кредиторов. Чем выше доля заемных средств в общей величине источников, тем выше финансовый риск для контрагентов в работе с данной организацией и тем более неустойчиво ее финансовое положение.
Сложившиеся значения показателей финансовой устойчивости по данным ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы представлены в таблице 9.
Относительные показатели финансовой устойчивости:
Коэффициент автономии (Ка) (финансовой независимости и концентрации собственного капитала): Ка = разд. IIIбал. + стр. 640 + стр. 650 > 0,5.
Валюта баланса
Расчет относительных показателей финансовой устойчивости ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
Показатель
2004
2005
2006
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
на начало периода
на конец периода
ка
0.78
0.73
0.73
0.75
0.75
0.70
Кф.уст
0.22
0.27
0.27
0.23
0.23
0.27
Ксзс
0.28
0.37
0.37
0.33
0.33
0.36
Кф
3.58
2.73
2.73
3
3
2.75
км
0.03
0.04
0.04
0.05
0.05
0.04
Коб.СОС
1
1
1
1.13
1.13
1
Коб.мз
0.28
0.2
0.2
0.23
0.23
0.23
Крси
0.69
0.74
0.74
0.8
0.8
0.76
    продолжение
--PAGE_BREAK--Этот коэффициент свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период. Оптимальное значение коэффициента – 0,5. Это означает, что сумма собственных средств предприятия составляет 50% от суммы всех источников финансирования. Рост коэффициента отражает тенденцию к снижению зависимости организации от заемных источников финансирования.
Высокий уровень коэффициента автономии отражает стабильное финансовое положение организации, благоприятную структуру ее финансовых источников и низкий уровень финансового риска для кредиторов. Такое положение служит защитой от больших потерь в периоды депрессии и гарантией получения кредита для самой организации. При снижении уровня коэффициента автономии до значений, меньших, чем 0.5, вероятность финансовых затруднений у организации возрастает. Достижение коэффициентом автономии значений 0,5 и выше означает, что организация может пользоваться заемным капиталом.
Данные табл. 9 показывают фактическое превышение нормативного значения коэффициента на начало и конец исследуемого периода, что характеризуется положительно. Но динамика этого коэффициента демонстрирует незначительное снижение его значения (с 0.78 до 0.7).
Анализ коэффициента автономии дополняется расчетом коэффициента финансовой устойчивости: Кфуст = разд. IVбал. + разд. Vбал. = 0.7
Валюта баланса
Коэффициент показывает удельный вес тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Он характеризует часть актива баланса, финансируемую за счет устойчивых источников, а именно собственных средств организации, средне- и долгосрочных обязательств.
Рассчитанный нами коэффициент финансовой устойчивости невысокий в течение всего исследуемого периода, при этом следует отметить его положительную динамику. К концу 2006 года значение коэффициента увеличилось с 0.22 до 0.27, при этом оставаясь на достаточно низком уровне.
Норматив – 0.7. Чем ниже данный коэффициент, тем ниже финансовая устойчивость, тем выше доля краткосрочных обязательств, работа с которыми требует постоянного оперативного контроля за своевременным их возвратом и привлечением других капиталов.
Что касается ЗАО «Рязанский кирпичный завод», основная доля (более 50%) краткосрочной кредиторской задолженности образуется за счет предоплаты покупателей, которая по условиям расчетов должна производится за 2–3 месяца, далее в течение этого периода партиями производится отгрузка товара. Т.о. на предприятии осуществляется должный контроль за краткосрочной кредиторской задолженности, а следовательно невысокие значения коэффициента финансовой устойчивости является приемлемым для данного предприятия.
Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) показывает соотношение заемных и собственных средств организации: Ксзс = разд. IVбал. + разд. Vбал. – стр. 640 + стр. 650 разд. Ш бал. + стр. 640 + стр. 650.
Коэффициент показывает долю привлеченных средств на каждый рубль собственных, вложенных в активы организации. Рост его свидетельствует об усилении зависимости от заемного капитала и снижении финансовой устойчивости. Значение данного коэффициента зависит от ряда факторов: соотношения оборотных и внеоборотных активов, эффективности их использования, прибыльности. В то же время он сам оказывает влияние на рентабельность собственного капитала через эффект финансового рычага и применяется при оценке уровня финансового риска, т.е. степени финансовой зависимости. Рекомендуемый уровень данного соотношения меньше 0,7 – 1.
Значения коэффициента соотношения заемного и собственного капитала для ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы не соответствуют рекомендованному значению. Динамика же данного коэффициента демонстрирует незначительное увеличение его значения (с 0.28 до 0.36), что вызвано увеличением краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент финансирования (соотношения собственных и заемных средств) показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных.
Кф = разд. IIIбал. + стр. 640 + стр. 650 разд. IV бал. + разд. V бал.
Ситуация, при которой величина коэффициента финансирования меньше 1 (большая часть имущества организации сформирована за счет заемных средств) свидетельствует об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет возможность получения кредита.
Коэффициент финансирования собственным капиталом заемного капитала (СК/ЗК) для ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы оказался значительным по размеру. На начало 2004 года величина коэффициента составляло 3.58, к концу же 2006 года его значение снизилось до 2.75. Причиной явилось процентное сокращении в валюте (активах) баланса собственного капитала на 4.9 пункта (78,2% -73.3%. В абсолютном же выражении сумма собственного капитала к концу 2006 года увеличилась на 1162 тыс. руб. (29 913 – 28 751), оставаясь приоритетной частью в валюте баланса (73.3%), а сумма заемного капитала и других привлеченных средств занимает в валюте баланса всего лишь 26,7%.
Как уже отмечалось выше, в составе заемного капитала преимущественно находится краткосрочная кредиторская задолженность, которая при умелом использовании может быть совсем «бесплатной». А вот кредитов и займов нет в составе заемного капитала. Все это привело к тому, что собственный капитал значительно превысил заемные и привлеченные средства, что и обеспечивает условия для развития организации.
Коэффициент маневренности собственного капитала (Км) показывает часть собственного капитала, вложенного в оборотные средства, т.е. капитала, находящегося в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом. Он зависит от структуры капитала и специфики отрасли, рекомендован в пределах от 0,2 до 0,5, но универсальные рекомендации по его величине и тенденции изменения вряд ли возможны.
Он определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму всех источников собственных средств: Км= разд. Illбал. + стр. 640 + стр. 650 – разд. Iбал. разд. III бал. + стр. 640 + стр. 650
Так, фактический уровень коэффициента в течении исследуемого периода не соответствовал его нормативному значению, но до начала 2006 года наблюдается его увеличение с 0.03 до 0.05. В конце 2006 года значение коэффициента снижается до 0.04.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами показывает долю оборотных активов, финансируемых за счет собственных средств организации. Данный показатель зависит от многих обстоятельств, поэтому каких-либо общепризнанных рекомендаций в отношении его величины и динамики в международной учетно-аналитической практике не приводится. Что касается отечественной практики, то при характеристике степени удовлетворительности структуры баланса его норматив не ниже, чем 10%, т.е. коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0.1, что необходимо для финансовой устойчивости организации.
Коб.СОС = разд. IIIбал. + стр. 640, 650 – разд. Iбал. >0.1. разд. II бал.
Значение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами и на начало, и на конец исследуемого периода соответствует нижней границе рекомендованного значения 0.1, которое свидетельствует о том, что оборотные средства организация пополняются на 10% собственным капиталом, а остальную их часть (90%) – за счет заемных и привлеченных.
Как отмечалось ранее, организация не располагала собственными средствами для покрытия всей потребности в оборотных активах и широко использовала для этих целей кредиторскую задолженность. Это и явилось причиной низкого значения коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами – показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных: Кобш = разд. IIIбал. + стр. 640, 650 – разд. Iбал. = 0.5 – 0.8. Стр. 210.

Уровень рассматриваемого показателя оценивается, прежде всего, в зависимости от материальных запасов организации. Если их величина значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов, т.е. показатель будет меньше единицы. И, наоборот, при недостаточности у организации материальных запасов для бесперебойного осуществления деятельности, показатель может быть выше единицы, но это вряд ли можно считать признаком хорошего финансового состояния.
Для предприятия ЗАО «Рязанский кирпичный завод» значение данного коэффициента не соответствует рекомендованному значению. Вначале 2004 года он был равен 0.28, а до конца исследуемого периода снизился до 0.23. Но, следует отметить, что данный уровень показателя является приемлемым для данного предприятия, т. к. величина запасов превышает обоснованные потребности предприятия.
Коэффициент реальной стоимости имущества (иногда называемый коэффициентом реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе организации) определяет, какую долю в стоимости имущества организации составляют средства производства. Наиболее интересен этот коэффициент для производственных организаций.
Коэффициент рассчитывается делением суммарной величины основных фондов (по остаточной стоимости), производственных запасов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (по остаточной стоимости) на стоимость активов организации (валюту баланса). Норматив – 0,5.
К реиСтр. 120 разд. Iбал. + стр. 211 + стр. 213 разд. IIбал.
Валюта баланса
Этот коэффициент определяет уровень производственного потенциала организации, обеспеченность производственного процесса средствами производства.
Расчетные значения коэффициента реальной стоимости имущества в течение исследуемого периода находятся в пределах нормы. При этом к концу 2006 года значение коэффициента увеличилось с 0.69 до 0.76.
Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, которые в большинстве находятся в пределах рекомендованных значений, можно сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии организации ЗАО «Рязанский кирпичный завод».
2.3 Анализ технологии производства на ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
2.3.1 Анализ организации процесса по производству керамического кирпича
Анализ организации производства должен быть направлен на оценку выполнения принципиальных положений, важнейшими из которых являются: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность. Рассмотрим эти принципы подробнее.
1. Принцип пропорциональности.
Основная технологическая цепочка по производству керамического кирпича расположена в производственном корпусе, включающем в себя отделения: приемное отделение, подготовительно-формовочное отделение, сушильное отделение, цех обжига кирпича. Мощность производственных подразделений по изготовлению керамического кирпича смотри рис. 2.
 

М1=40 млн. шт. М2=40 млн. шт. М3=35 млн. шт. М4=29 млн. шт.
Рисунок 2. Производственный процесс изготовления керамического кирпича из 4 операций

Кпр = Мmin/Mmax = 29/40= 0.725
Пропускная способность (мощность – М) технологической цепочки составила в год 29 млн. шт. 4-е производственное подразделение является «узким» местом. Мощность 3-го рабочего места используется на 87.5% (35 * 100/40).
Таким образом, производственные мощности используются на 72.5%. Следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на повышение пропорциональности производственного процесса.
2. Принцип параллельности.
В расчете коэффициента параллельности нет необходимости, так как на предприятии установлена полностью автоматизированная технологическая линия по производству кирпича.
3. Принцип непрерывности.
Кпар = Тц.пар / Тц.пар = 24 часа / 24 часа = 1
Непрерывность работ на предприятии обеспечивается, прежде всего благодаря применению полностью автоматизированной технологической линия по производству кирпича.
4. Принцип прямоточности.
Кпрям = Допт / Дфакт = 9 дней / 9 дней = 1
То есть, на предприятии используется кратчайший путь прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса – от запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции.
Возврат предметов труда на начало производственного цикла не велик и равен 1%. Причиной возврата является брак сушки и обжига кирпича. Для отходов производства предусматривается технологическая линия, включающая в себя дробилку и бункер, а затем происходит возврат в процесс производства.
5. Принцип ритмичности.
Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности организации имеет анализ ритмичности производства продукции.
О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Если в каждый из рассматриваемых периодов план выполняется и процент выполнения плана примерно одинаковый, то работу организации можно считать ритмичной.
Данные для расчета коэффициента ритмичности приведены в таблице 10.
Таблица 10. Расчет коэффициента ритмичности производства
Показатели
Выпуск в квартал
За 2006 год
1
2
3
4

тыс. руб.
7329
7329
7329
7329
29316
Vп
тыс. руб.
7329
7329
7329
7329
29316
К ритм = Уiф/Уiп = 29316/29316 = 1
То есть, для предприятия характерен равномерный выпуск продукции во времени и ритмичный ход производства.
Результат анализа организации производства показал, что отдельные элементы предприятия, как сложной производственной системы, имеют значительный неиспользуемый потенциал, который может быть вовлечен в производство за счет интенсивного развития.
Некоторые производственные подразделения на предприятии могут повысить выработку без дополнительных инженерных преобразований. В частности, приемное отделение может обеспечить переработку сырья на объем продукции более чем 40 млн. шт. условного кирпича в год. За счет интенсивных факторов, а именно за счет повышения эффективности использования предметов труда, может быть достигнуто увеличение производительности подготовительно-формовочного и сушильного отделения.
Однако «узким местом» в технологическом процессе производства кирпича на ЗАО «Рязанский кирпичный завод» является обжиг кирпича. Имеющаяся мощность цеха обжига используется полностью и не имеет возможности интенсивного наращивания потенциала. Режимы обжига существенно влияют на качество кирпича и не могут быть ускорены. Мощности цеха при непрерывной работе рассчитаны на производство 29 млн. шт. условного кирпича в год. Следовательно, данный технологический передел объективно сдерживает развитие производства на ЗАО «Рязанский кирпичный завод».
С целью повышения пропорциональности производства ЗАО «Рязанский кирпичный завод» необходимо провести реконструкцию цеха обжига. Своевременная реконструкция цеха обжига позволит увеличить объем выпускаемой продукции до 35 млн. шт. условного кирпича в год.
2.3.2 Оценка результатов производственной деятельности ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
Эффективное функционирование предприятия достигается за счет рациональной организации производственной деятельности предприятия. Степень же этой рациональности выражается в соответствующих показателях. Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.
Сложившиеся значения названных показателей по данным ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы представлены в таблице 11.
Таблица 11. Динамика показателей результативности текущей производственной деятельности ЗАО «Рязанский кирпичный завод»
Показатели
2004
2005
2006
Выпуск кирпича (тыс. шт. усл. кирп.)
28733
29166
29366
Цена предприятия (тыс. руб./шт.)
3.9
5.3
6.5
Объем товарной продукции (тыс. руб.)
112059
154580
190554
Издержки производства (тыс. руб.)
104301
143497
176189
Качество выпускаемой продукции средняя марка (кг/кв. см.)
152.3
154.8
155
Среднесписочная численность рабочих
225
225
228
Производительность труда (тыс. руб.)
498
687
836
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.