Реферат по предмету "Психология"


Сравнительная характеристика коммуникативных и организаторских способностей подросткового и юношеского возраста

Курсовая работа
Сравнительнаяхарактеристика коммуникативных и организаторских способностей подросткового июношеского возраста
Альметьевск, 2009

Введение
Способности человека не даны непосредственно в егосамонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них,соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладениядругими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявленияспособностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а такжеего жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особоважное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного иприобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессеиндивидуального развития.
Тема способностей актуальна в наши дни. Проблемаспособностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была стольже важной, сколько и увлекательной.
Объектом исследования – способности.
Предмет исследования: коммуникативные и организаторскиеспособности у подростков и юношей.
Гипотеза: коммуникативные и организаторские способностиподростков и юношей соответствуют высокому уровню.
Цель исследования: сравнительная характеристикакоммуникативные и организаторские способности у подростков и юношей.
Данная цель реализуется при помощи следующих задач:
– провести теоретико-методологический анализизученности способностей в психологии, в частности коммуникативных иорганизаторских.
– на основе выбранной методики изучить коммуникативныеи организаторские способности у юношей и подростков.
– подбор рекомендации.
Теоретико-методологической основой работы являются: общенаучныепринципы познания, комплексный системный и индивидуальный подходы висследовании, а также работы В.В. Богословского, Петровского А.В, Платонова К.К,Рубинштейна С.Л, Уманского Л.И.
Методы:
– наблюдение
– тестирование.
– математическая обработка данных
Эмпирическое база исследования.Исследование было проведено на базе Альметьевского филиала института экономики,управления и права и СОШ №18. В исследовании принимали участие студенты первогокурса 971 группы факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве 15человек и учащиеся 9 класса в возрасте 15–16 лет, в количестве 15 человек.
Курсовая работа состоит из введения, главы первой, вкоторой отражается теоретический анализ способностей, главы второй посвященнойпроведению эмпирического исследования коммуникативных и организаторскихспособности у студентов первого курса 971 группы факультета психологии иучеников средней образовательной школы №18, заключения, списка литературы,приложения.

1.Теоретическое исследование коммуникативных и организаторских способностей
1.1Определение способностей
Самыгин писал, что когда говорят о способностях человека,то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможностиприводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высокимпоказателям труда[4].
При прочих равных условиях (уровень подготовленности,знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способныйчеловек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатомсоответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляетразличные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличнаясистема свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешнои на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, тоу индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству(хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.). Онавсегда синтез свойств человеческой личности.
Богославский писал, что способность можно определить каксинтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности иобеспечивающий высокие достижения в ней[5].
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, чтоодни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученикспособен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речиили проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам,но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Психические качества, благодаря которым человек сравнительнолегко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либодеятельностью, называются способностями.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотяпроявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными итактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знаниеребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершалисьдаже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохоучились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях толькона основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, анедостаток знаний.
В отличие от характера и всех других свойств личности способность– это качество личности, существующее только относительно той или иной, нообязательно определенной деятельности.
Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:
способности – это совокупность таких свойств личности,которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности исовершенствования в ней [7].
А.В. Петровский же в дал такое определение способность– это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешностьприобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний,навыков и умений не сводятся [6].
Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин утверждают, что: способности– это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успехв деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут бытьсведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способностиобеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическоеприменение [4].
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человекавыступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерноявляется лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти изэтого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы,погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишьвозможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретеныэти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит отмножества условий. В число условий входит, например, следующие: будут лиокружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том,чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, какбудет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыкипонадобятся и закрепятся, и т.д.
Способности – это возможность, а необходимый уровеньмастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенкамузыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенокбудет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение,настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья,наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которыхспособности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество способностей и существенноважных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает ихединство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только втакой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этихспособностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его непытались обучать рисовать, если он не приобрел никакихнавыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессеспециального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли уобучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко онусваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное вокружающем мире.
Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, кактаковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равныхусловиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладениязнаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают намправо говорить о способностях.
Петровский говорил, что способности – это индивидуально-психологическиеособенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления даннойдеятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми длянее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качествличности отвечает требованиям деятельности, которой овладеваетчеловек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною наеё освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей кданной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях несправляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это даетоснование предполагать у него отсутствие соответствующих психологическихкачеств, другими словами, отсутствие способностей [6].
Таким образом, мы пришли к выводу, что многие авторысходятся в определении способностей. В их работах способности определяются, какэто индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех вдеятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся кзнаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстроеприобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность вдеятельности и общении определяется системой различных способностей, при этомони могут взаимокомпенсироваться.
Рассмотрев определение способностей, считаем необходимымрассмотреть виды способностей.
1.2Виды способностей
Платонов утверждал, что способности несамостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенноесочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями – втом, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности – тольков одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у негосуществуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиесясвойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но болеесформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, егопотенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися,но и формирующимися в этой деятельности.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственнопредъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенностиэтих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видовдеятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретныхпсихических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторнойкоординации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения,распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т.д.),но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированноготруда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различиетребований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение вклассификации способностей человека.
Наиболее общей классификацией способностей является делениеих на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится наэлементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Все способности человека как психические явления могут бытьразделены на четыре группы.
Выделяют виды способностей по их направленности, илиспециализации (общие и специальные способности).
Под общими способностями понимается такая системаиндивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительнуюлегкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видовдеятельности. Общие способности есть следствие как богатого природногодарования, так и всестороннего развития личности.
В.С. Мерлин утверждал, что общие способностиоказываются независимыми от свойств общего типа и темперамента потому, чтоиндивидуальные особенности одних и тех же и различных психических процессов иреакций, зависящие от разных свойств, могут друг друга компенсировать илиуравновешивать [3].
Под специальными способностями понимают такуюсистему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов вкакой-либо специальной области деятельности, например литературной,изобразительной, музыкальной, сценической и т.п.
Элементарные общие способности,присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, – это основныеформы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить,переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждоеэлементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие,выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое – и дажеможет стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности – этоспособности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженностькаких-то качественных сторон психических процессов.
Глазомер – это способность с различной точностьювоспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемыхобъектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. это определенноекачество зрительного восприятия.
Музыкальный слух – это определенное качество слуховоговосприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков иточному воспроизведению их. Музыкальный слух – это один из компонентов музыкальныхспособностей. Специальные элементарные способности развиваются на основезадатков в процессе обучения.
Общие сложные способности – это способности кобщечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг сдругом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в этугруппу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только вразной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями копределенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе историичеловеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Л.И. Уманский разделяет организаторские способности натри группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевоевоздействие, склонность к организаторской деятельности [13].
В группу организаторского чутья он включает следующиекомпоненты:
– психологическая сообразительность – быстроепонимание психологических особенностей и состояния других людей, умениезапоминать людей и их поступки, склонность к психологическому анализу поведенияи поступков других людей и своих собственных, способность мысленно ставить себяв психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него, глубокаявера и убеждение в силе, способностях и возможностях отдельной личности иколлектива;
– практический психологический ум – умение лидера ируководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностейлюдей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий деятельностии учета взаимоотношений между ними при постановке задач, выдвигаемых передколлективом в его деятельности;
– психологический такт – умение быстро найтинеобходимый тон, целесообразную форму общения в зависимости от психическогосостояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в речевой адаптации кразным людям простоте и естественности в отношениях с ними, чувствесправедливости и объективности при оценке и подборе людей.
Ко второй группе организаторских качеств Л.И. Уманскийотносит качества, связанные с эмоционально-волевым воздействием:
– общественная энергичность – способность лидеразаражать своей энергией окружающих его людей (с помощью мимики, взгляда,выражения лица, жестов, позы), логически-речевые и практическое воздействиечерез личный пример;
– взыскательность, характеризующаяся смелостью,постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью, разнообразнымиформами понуждения, начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный подходв зависимости от постоянных и временных психических особенностей и состояниялюдей;
– критичность – способность анализировать отклонения отнормы в деятельности и поведении других людей, которая выражается всамостоятельности при проведении.

/>
Рисунок 1. Классификация способностей

– критического анализа вместе с коллективом, логичность иаргументированность критических замечаний, прямота и смелость, глубиназамечаний, а также доброжелательность
В третью группу качеств – склонность к организаторскойдеятельности – Л.И. Уманский выделяет способность руководителясамостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себяфункции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятныхусловиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постояннуюготовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления искуку, если ею не заниматься.
По утверждению Мясищева совокупность ряда способностей,обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной областии выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности иливыполняющих ее в тех же условиях, называетсяодарённостью [8].
О способностях человека можно судить, наблюдаяза процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходомовладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно посовокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладениисоответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонностьк занятиям этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемыхдля достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать,поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень малосамостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно,тратит все личное время на подготовку к предмету.
Изучая профессиональные способности учащегося,преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты такиечерты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость,выдержка, самокритичность, самоконтроль, которые выступают в качественеобходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемойпрофессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося(это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всехдеталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам инеудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегосяразвиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности,что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности,компенсирующих некоторые из этих способностей.
Идея «каждый человек способен ко всему» неверна. Правильноутверждение, что «каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества».Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчикомавтоматических линий, может быть не только способным, но и талантливымстаночником, оператором или поваром.
Неспособность к определенному виду трудовой деятельностизначительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность какотрицательная способность – это тоже определенная структура личности, в которуювходят отрицательные для данной деятельности ее черты.
Структура способностей:
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.),которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к егопсихологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере,сенсомоторике). Казаков В.Г утверждал, что этимтребованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если онодостигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятоепсихическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности,выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющихсложную структуру [5].
Структура совокупности психических качеств, котораявыступает как способность, в конечном счете, определяется требованиямиконкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимсяданным, включает ряд частных способностей: способность к обобщениюматематического материала, способность к свертыванию процесса математическогорассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительногопроцесса, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач идр. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развитияэстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка,богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность всамовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических,конструкторских, медицинских способностей и многих других.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуруконкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будутпедагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокойтребовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторскихспособностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т.д. К вспомогательнымкачествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенноочевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностейобразуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе стем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.
Уровни способностей.
По мнению Богославского структура способностей зависит отразвития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный итворческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей,обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью иосуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развитияспособностей человек создает новое, оригинальное [5].
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенноуспешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности,называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, ктоспособен к творческой деятельности. В области общественных отношении такие людивесьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в областилитературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современнойпередовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложныетеоретические и практические задачи.
Высшая ступень талантливости называется гениальностью.Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое вобщественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т.п. Продукты творчествагениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отраслидеятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитиичеловечества, являются историческими личностями.
Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей,однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина,открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу ихможно отнести замечательного русского ученого М.В. Ломоносова, проявившегоисключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии,литературы, языка, географии и других наук.
Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны сего склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им частоговорят о наличии способностей к данному виду деятельности.
Проявляются способности не только при занятиях чистоумственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор ит.п. Способности обнаруживаются и при физической работе.
Талант.
Высшую ступень развития способностей называют талантом.Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельнои оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность [6].
Так же как и способности, талант представляет собой лишьвозможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов втворчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят отобщественно-исторических условий существования людей. Если общество испытываетнеобходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития,то появление таких людей становится возможным.
Вот почему нельзя ставить знак равенства между талантом какпотенциальной возможностью создания значительных ценностей в науке, искусстве исоциальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктах материальной идуховной культуры общества. История общественных формаций, основанных наэксплуатации человека человеком, свидетельствует о том, что бесчисленноемножество дарований не развивалось из-за отсутствия социально-экономическихусловий, необходимых для их формирования. Капиталистическое общество (точно также, как до него феодальное и рабовладельческое) закрывает пути для развитияталантов у подавляющего большинства представителей угнетенных классов.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какиедарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития,зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоятперед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, вмирное время – инженерные, конструкторские и т.д.
Талант – это сочетание способностей, их совокупность.Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, дажеесли она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, вчастности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальнойпамятью. Между тем именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видетьэквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память – важная способность, отвечающаятребованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей,художников, композиторов, политических деятелей, обладавших редкой памятью, весьмавелико: А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов,М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Номожно назвать во много раз большее число людей не менее известных и талантливых,которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов ипрочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т.е.талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.
Талант настолько сложное сочетание психических качествличности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственнойспособностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокаяпродуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабоеразвитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуютпсихологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивнымразвитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.
Структура таланта определяется в конечном счете характеромтребований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная,художественная, производственная, спортивная, военная и т.д.). Поэтомусоставляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать,например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.
В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявитьнекоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуютструктуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая можетбыть выделена таким образом, – это внимательность, собранность, постояннаяготовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего непропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная спервой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает всклонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группаособенностей связана непосредственно синтеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительныхпроцессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокаяпродуктивность умственной деятельности.
Указанные способности, которые в целом образуют структуруумственной одарённости, по свидетельству многочисленных психологических наблюденийнад одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства таких ребят иотличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой вотдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то ониобнаруживаются главным образом в направленности и интересов. Один ребенок послекакою-либо периода исканий останавливается на математике, другой – на биологии,третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвёртый – историейи археологией и т.п.
Способности ощущения, механической памяти, эмоциональнойвозбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденныхзадатков. Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные,начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаясяскладываться способность является как бы задатком для дальнейшего развитияспособностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается,переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открываетвозможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитииразличных способностей различна. Она более значительна и специфична, например,в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфическиеврожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученоголитературоведа, историка или экономиста. Задатки – это обусловленные наследственнымигенами возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихсянекоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от ихвзаимодействия со средой.
Моральные качества личности, как все свойстванаправленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессевоспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко ненепосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личностив зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, испособности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественныеспособности и в способности часовщика.
Задатки и способности.
Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденныи передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массыпосредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способностипередаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных «исследователей»,эти «гнезда талантов» всегда принадлежат к привилегированным классам, в товремя как в массе трудового народа способных людей якобыпочти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазныхученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природнуюодаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководитьнародными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводахэтих «ученых» нет и быть не может.
Но существует и резко противоположная точка зрения наспособности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что всезависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет,развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признатьправильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждогочеловека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи,как у Репина.
Гоноболин полагал, что способности зависят от строениямозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. Укаждого человека есть природные задатки, т.е. особенности мозга, высшей нервнойдеятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность кразвитию в дальнейшем тех или иных способностей [1].
Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическуюоснову способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности,называется одаренностью человека.
Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающимиусловиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойтитолько к процессе деятельности.
Кроме того, задатки многозначны, т.е. в зависимостиот деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могутразвиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритмаодин человек может стать композитором, другой – хорошим исполнителем, третий – дирижером,четвертый – музыкальным критиком и т.д.
Задатки – только как бы «дремлющие» силы, потенциальныевозможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить,использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. Адля таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение,окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обученияи т.п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает иобразует его общество.
У некоторых людей при благоприятных условиях очень раноразвиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке иживописи. Так, М.И. Глинка еще в возрасте 3–4 лет очень любил такую игру:он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом,к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать.Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее,чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературныеспособности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано.Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было идесяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются испособности к математике.
Можно привести немало примеров проявления раннейодаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или инойобласти.
Но бывает и так, что в детстве люди проявлялиисключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такиеслучаи сравнительно редки.
Склонности
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях копределенному виду деятельности (специальные способности) или в повышеннойлюбознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признакзарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка(или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).Нередки эти стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностьюпроисходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонностьсвидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитиюспособностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например,вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократныепробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и крисованию, конструированию и т.п.
Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая.При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение кдеятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительныхрезультатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается илиповерхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельноеувлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такаясклонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другоговместе, без наличия потенциальных возможностей развития.
Концепции способностей.
В психологии сложились три концепции способностей. Одна изних утверждает, что способности – биологически детерминированные свойстваличности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда.Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазныепсихологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики,писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды даннымиконкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосноватьнаследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей.Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности поколичеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям.Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатойнаследственностью обладают исключительно представители привилегированныхсословий.
Следует сказать, что применявшаяся ими методикаисследования не выдерживает научной критики, а выводы являются классово тенденциозными.В свое время В.Г. Белинский справедливо писал, что природа действует слепои не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен изнарода, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду,обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и поруганный.
В новейшее время приверженцы концепции о наследственнойпредопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучениемоднояйцовых близнецов.
Жизнь опровергает взгляды о наследственнойпредопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихсялюдей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышлииз семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны,дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключениесоставляют несколько семей музыкантов и ученых.
В противоположность первой концепции способностей втораянаходит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Гак, вXVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можносформировать гениальность.
В новейшее время видный американский ученый У. Эшбиутверждает, что способности и даже гениальность определяютсяприобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальнойдеятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессеобучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решатьтворческие задачи, а у другого – только репродуктивные. Вторым факторомспособностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячинеудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот,кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.
Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционныевыводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих,развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальнымуровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности.
На первый взгляд кажется, что вторая концепция неустанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру вчеловеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения.
Жизненные наблюдения и специальные исследованиясвидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В рядеспециальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему внеблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чемдругой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальныхусловиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногдарезкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечаютиндивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может несказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденныетипологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и настановлении способностей. Более правильную позицию занимают представителитретьей концепции способностей, которую разделяет большинство советскихпсихологов.
К. Маркс указывал, что «человек является непосредственноприродным существом. В качестве природного существа, притом живого природногосущества он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясьдеятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков испособностей, в виде влечении».
Концепция способностей советских ученых устанавливает, чточеловек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческогоразвития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальныхприродных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иныхспособностей. Способности формируются в деятельности при благоприятныхсоциальных условиях жизни.
Эта концепция подтверждается практикой и специальнымиисследованиями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболееобщей классификацией способностей является деление их на две группы: общие испециальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутриних уже выделяются конкретные виды.
1.3Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер,А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес,В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов,В.Э. Чудновский).
Гребенко утверждал, что общие способности, о развитии иподдержании которых на высоком уровне человек должен постоянно заботиться,условно можно разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемыхвторичных общих способностей относятся следующие: способность логическирассуждать и точно определять понятия, совершать в уме сложные действия впрямом и обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в системепонятий, действовать с понятиями и манипулировать в уме образами, способностьсовершать тонкие и точные координированные действия руками, приспосабливаться кразным людям и жизненным ситуациям, добиваться взаимопонимания, оказыватьвлияние на людей [2].
Вторичные способности формируются на базе первичных, ккоторым относятся внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные ивторичные способности в течение жизни человека могут развиваться, достигаявесьма высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться большихуспехов в различных видах деятельности.
Общие способности не только обеспечивают человеку успех всоответствующих видах деятельности, но и сами развиваются в процесседеятельности. Поэтому для совершенствования общих способностей необходимоучаствовать в различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это, преждевсего, касается обязательного сочетания умственной (теоретической) ипрактической работы. Теория совершенствует образное и логическое мышление, апрактика – наглядно-действенное и практическое мышление.
Обязательным условием полноценного развития общихспособностей является постоянное решение разнообразных, достаточно сложныхзадач, а также систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачидругие, более способные люди.
Включенность в разнообразные виды деятельности позволяетчеловеку получать разносторонние знания и развивать у себя многие умения инавыки, входящие в состав более сложных способностей. Например, для того чтобыуспешно заниматься конструированием современных машин, т.е. иметь у себядостаточно развитые конструктивно-технические способности, необходимо обладатьглубокими познаниями в области современной физики, математики, техники, а такжеиметь хорошо развитое творческое мышление (как некоторую общую способность),уметь работать на компьютере, составлять и читать чертежи, собирать и разбиратьмашины своими руками и многое другое. Для того чтобы иметь, например,высокоразвитые способности современного хирурга или бизнесмена, необходимо,наверное, знать и уметь делать не меньше, но в иных областях деятельности.
Всему этому человек практически может научиться только спомощью людей, которые являются профессионалами в соответствующих областях ивсем этим уже владеют. Кроме того, эти люди должны быть в состоянии научитьдругих, т.е. передать им необходимые знания и умения. Немаловажное значение дляразвития общих способностей человека имеет уровень трудности решаемых задач. Ондолжен быть чуть выше среднего, не занижая и не завышая реальныхинтеллектуальных возможностей человека.
Было бы желательно, чтобы, решая эти задачи, человек стольже часто добивался успехов, сколько терпел неудачи. Полезно также, чтобы повозможности эти задачи по своему характеру были комплексными, т.е. такими,которые требуют от человека сложных, скоординированных внутренних (умственных)и внешних (практических) действий, а также умения работать руками, оперироватьобразами и действовать по правилам логики на уровне понятий. Наконец, этизадачи должны давать значительную нагрузку на внимание, память, воображение иречь человека.
Первичные, или элементарные, общие способности человекамогут развиваться отдельно от других при помощи специальных упражнений. Многиеиз таких упражнений описаны в психологической литературе, опубликованной запоследние два-три десятка лет и особенно за последние годы, когда интерес кпрактической психологии значительно возрос, а возможности для печати существеннорасширились. По рекомендациям, содержащимся в специальной психологическойлитературе, можно совершенствовать перечисленные выше общие способности.
Важно понимать, что вопрос о развитии способностей носитобщественный характер. Культурно-исторический подход, как было показано выше,вскрывает непосредственную зависимость необходимости развития способности отналичия общественной потребности.
Вопрос о том, можно ли и нужно ли развивать способности,решается, как мы могли убедиться, в зависимости от интерпретации самого этогопонятия.
Отрицательный ответ предполагает истолкование способностейкак проявления врождённых задатков. Положительный ответ очевиден прирассмотрении способностей по типу построения высшей психической функции (поВыготскому).
Практика показала, что с помощью применения ряда приёмов(персонификация материала, работа с чувственной тканью, метод бисоциацииКёстлера, синектический метод Гордона) удавалось до некоторой степени повышатьуровень креативности испытуемых. Однако все эти попытки сталкивались сневозможностью создать внутреннюю мотивацию творческой деятельности, котораяявляется необходимым, хотя и не достаточным, условием инсайта.
В этой связи заслуживает внимания гештальтистская теориявизуального (или перцептивного) мышления Арнхейма. Согласно этой теории,творческое мышление исключительно образно: смысл воплощается в образе и лишьзатем может быть осознан, что является принципом создания произведенийискусства и литературы. Важно понимать, что речь в этом случае идёт об обобщённом(а не перцептивном) образе-символе, имеющем отношение к процессу творческоговоображения как построения «образа мира».
Выводы психологической теории о связи развития специальныхспособностей, мышления в целом с динамикой личности должны определять разработкупрактических методов в педагогике.
Проанализировав тему способностей, мы поняли, чтореализация способностей личности является решающим критерием уровня и развитияобщества. Проблема способностей человека – одна из основных теоретическихпроблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Основываясь на работах В.В. Богословского, Петровского А.Ви Платонова К.К мы пришли к выводу, что способности существуют только кизвестной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будетзаниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этойдеятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер,склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят отжелания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И еслиу человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случаенельзя развить.
Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ковсему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что онобладает музыкальным слухом.
По мнению Богословского структура способностей зависит отразвития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный итворческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей,обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью иосуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развитияспособностей человек создает новое, оригинальное
Занимаясь развитием своих способностей, человек долженстремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том,чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работатьнад формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего,моральных качеств. Способности – это только одна сторона личности, одно из еепсихических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он неможет считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиесявысоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильнойволей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

2.Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей
2.1Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Исследование было проведено на базе Альметьевского филиалаинститута экономики, управления и права. В исследовании принимали участиестуденты первого курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве18 человек, из которых мы сформировали группу респондентов (таб. 1).
Таблица 1. Сводная таблица данных о респондентахГруппа количество респондентов средний возраст по группе из них девушек (лет) из них парней (лет) 1 18 18 18 17
2.2Описание методики
Для выявления коммуникативных и организаторских склонностейбыла использована методика Б.А. Федоришина и В.В. Синявского. Этаметодика предназначена для выявления коммуникативных и организаторскихсклонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые итоварищеские контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей,стремление проявлять инициативу).
2.3Результаты исследования
По полученным результатам исследования коммуникативных иорганизаторских способностей нами были получены следующие данные:

Таблица 2. Оценки склонностей респондентов№ Ф.И.О. Оценка коммуникативных склонностей Оценка организаторских склонностей 1 А.В.А. 5 3 2 А.М.А. 3 5 3 А.О.В. 5 5 4 А.Э.Р. 5 1 5 В.Е.А. 5 3 6 Г.Н.Ю. 5 4 7 Г.А.Р. 5 5 8 К.Д.Н. 5 2 9 М.А.Н. 5 5 10 М.О. С 5 4 11 Н.И.Р. 3 4 12 О.Н.П. 2 3 13 О.О. В 5 4 14 Р.А. М 5 5 15 С.А. Ф 5 3 16 У.И.Ю. 5 4 17 Ш.Д. Р 4 1 18 Я.Л. Г 4 4
/>
Диаграмма 1. Коммуникативные склонности студентовпсихологического факультета
По диаграмме 1 можно сделать вывод, что испытуемых,получивших оценку 5, 14 человек это 78%. Они обладают очень высоким уровнемпроявления коммуникативных склонностей. Испытуемые, получившие высокую оценку5, испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности,активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях,непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важномделе или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения,отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могутвнести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры,мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищуттакие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации иорганизаторской деятельности.
/>
Диаграмма 2. Организаторские склонности студентовпсихологического факультета.
Проанализировав диаграмму 2, мы можем сделать вывод, чтобольшинство учащихся склонны к организаторской деятельности.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низкимуровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные иорганизаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся кобщению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитаютпроводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытываюттрудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией,плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжелопереживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайнезанижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельныхрешений.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе свысоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они нетеряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятсярасширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогаютблизким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимаютучастие в организации общественных мероприятий, способны принятьсамостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не попринуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Наше исследование мы проводили на базе Альметьевскогофилиала института экономики, управления и права, в котором принимали участиестуденты первого курса 971 группы факультета психологии в возрасте 17–19 лет, вколичестве 18 человек. Мы выдвинули гипотезу о том, что коммуникативные иорганизаторские способности студентов первого курса 971 группы психологическогофакультета соответствуют высокому уровню. После обработки данных по методике,выявляющую коммуникативные и организаторские склонности, нами было выявлено,что испытуемых, получивших оценку 5, 14 человек, что составляет 78%, онииспытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности,активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях. Испытуемыеполучившие оценку 4, 2 человека, они не теряются в новой обстановке, быстронаходят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых. Такимобразом, наша гипотеза нашла научное подтверждение.

Заключение
Проведя наше исследование мы пришли к выводу:
1. Реализация способностей личности является решающимкритерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека – одна изосновных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Занимаясь развитием своих способностей, человек долженстремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том,чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работатьнад формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего,моральных качеств. Основываясь на работах В.В. Богословского, Рубинштейна С.Л,Уманского Л.И. мы сделали вывод, что способности– это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успехв деятельности и что это только одна сторона личности, одно изее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он неможет считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиесявысоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильнойволей, приносили и приносят огромную пользу обществу.
2. Проведя наше исследование со студентами первого курсаинститута экономики, управления и права мы пришли к выводу, что у большинствастудентов высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, этоозначает, они отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принятотоварищами занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям,проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организацииобщественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в труднойситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутреннимустремлениям. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребностьв коммуникации и организаторской деятельности.

Списокиспользуемой литературы1.    Гоноболин Ф.Н. Психология.– М.: Просвещение, 1973.
2.    Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. «Основыпедагогики индивидуальности»
3.    Мерлин В.С.(ред.). Темперамент и способности // Очерк теории темперамента. – Пермь:Пермское книжное изд-во, 1973. – 291 с.
4.    Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. «100 экзаменационныхответов по психологии» экзаменационный экспресс-справочник. – Ростов-на-Дону.Издательский центр «МарТ», 2001
5.    Общаяпсихология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова– М.: Просвещение, 1981.
6.    Общая психология / под редакцией Петровского А.В. – М.:Просвещение, 1986.7.    Платонов К.К.,Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1977.
8.    Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. – М.,1976.9.    Практическаяпсихология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ – ПРЕССКнига, 2003. – 400., 4 л. ил. – (Практическая психология)10.  Психодиагностика:коллекция лучших тестов/ Истратова О.Н, Т.В. Эксатусто. – Ростов – на – Дону:Феникс, 2003 – 375 [1] с.11.  Райгородский Д.Я.(редактор составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебноепособие, – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005–672 с.
12.  Рубинштейн С.Л.«Основы общей психологии Составители, авторыкомментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб:Издательство – «Питер», 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мотивация как фактор управления. Мотивационные факторы влияния на улучшение работы персонала
Реферат "По ту сторону ла-манша" (Англия Шотландия Уэльс) лучший тур для первого знакомства с Великобританией\без ночных переездов!
Реферат Как воспитать из своего ребенка наркомана
Реферат А. С. Пушкина XXVIII «випперовские чтения» «маски: от мифа к карнавалу» по теме выставки, проводимой 28 ноября 2006 18 февраля 2007 г.: Программа
Реферат Определение оптимальных размеров датчика СВЧ поверхностных волн на основе меандровой линии замедления
Реферат Бураковско-Аганозёрский расслоенный массив Заонежья
Реферат Анализ данных в пакете mathcad + cd: Учебное пособие. 1-е изд. Isbn 978-5-8114-1096-5 Год
Реферат Человек политический, как субъект политического общества
Реферат Мещерская, София Сергеевна
Реферат Становление и развитие физической культуры и спорта инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата
Реферат Застосування систем лінійних рівнянь для апроксимації експериментальних даних
Реферат Механика электропривода
Реферат О крашенном лисе и не только..
Реферат Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного
Реферат ОСУ