Реферат по предмету "Менеджмент"


Источники и формы финансирования инноваций

Уральскийсоциально – экономический институт
Академиитруда и социальных отношений

Контрольнаяработа
Подисциплине:Инновационный менеджмент
Тема: Источники и формы финансирования
инноваций
Выполнилстудент
5курса
СаутинАндрей
Алексеевич
МЗ504 группы
Челябинск 2008

Содержание
Введение
ГлаваI Источники и формы финансирования инноваций
1.1    Сущностьи понятие инновации
1.2    Источникифинансирования инновации
1.3    Механизмыи формы финансирования инновации
ГлаваII Оценка инновационного потенциала проекта
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
 
В современных условиях повышениеконкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащенияи подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболееактуальных проблем российской экономики.
На сегодняшний день снижение уровнянаучно – технического потенциала страны явилось следствием разрушениятехнического единства научных исследований и разработок. В результате произошелрост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичнойтехники.
В сложившийся ситуации, для созданияусловий экономического роста необходимо инновационное обновление капитала напринципиально новой конкурентоспособной основе.
Инновация – это именно то, чтореально позволяет создать конкурентное преимущество, которого еще нет усоперников.
Тема контрольной работы: «Источникии формы финансирования инноваций»
Цель – рассмотреть источники и формыфинансирования инноваций.
Исходя из цели, были поставленыследующие задачи:
1.  Датьпонятие инновации.
2.  Провестиоценку инновационного потенциала проекта.
Литература, использованная принаписании данной работы, отражает мнение российских авторов на исследуемуютему.

Глава IИсточники и формы финансирования инновации
 
1.1    Сущностьи понятие инновации
 
«Инновация – (нововведение)– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виденового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности».
Нововведение – это итоговыйрезультат создания и освоения внедрения принципиально нового или модифицированногосредства (новшества), удовлетворяющего обществом и дающего ряд эффектов.
«Инновационная деятельность –процесс, направленный на реализацию результатов законченных научныхисследований и разработок либо иных научно – технических достижений в новый илиусовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, используемый в практическойдеятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования иразработки».
Инновационный процесс– разработка инновации, ее создание и диффузия (распространение). Этот процесссвязан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Распространение инноваций– информационный процесс, форма, скорость которого зависят от мощностикоммуникационных каналов, особенностей восприятия информации субъектами и ихспособностями к практическому.использованию этой информации. Диффузияинноваций – распространение однажды освоенной и использованной инновации вновых условиях.
Субъекты инноваций: новатор, ранниереципиенты (предприниматели, первые, освоившие новшество) – цель получениеприбыли путем скорейшего продвижения товара; раннее большинство (фирмы первые,внедрившие в производство); отстающие фирмы (выпуск изделия, когда оно ужеустарело).
По гражданскому праву новацияозначает соглашение сторон о замене одного заключенного обязательства другимобязательством. Например, 12 декабря 1998 года Правительство РФ издалораспоряжение № 1787-р « о новации, по государственным ценным бумагам», ккоторому были приложены «основные условия осуществления новации погосударственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральныхзаймов с постоянным и примерным купонным доходам со сроком погашения до 31декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления правительства РФ от17августа 1988 года путем замены по согласованию с их владельцами на новыеобязательства по вновь выпускаемых облигациям федеральных займов сфиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежныхсредств». Из названия этих основных условий видно, в чем выражается сущностьновации и что является результатом новации.
В «Концепции инновационной политикиРФ на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №832. дается следующие понятие этих терминов.
«Инновация – (нововведение)– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виденового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности».
«Инновационная деятельность –процесс, направленный на реализацию результатов законченных научныхисследований и разработок либо иных научно – технических достижений в новый илиусовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, используемый в практическойдеятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования иразработки».
1.2    Источники финансированияинновации
Основными источниками финансированияинноваций выступают собственные средства. Свыше 80% обследованныхпредприятий для финансирования инноваций использовали прибыль. Однако такаяопора на собственные источники является вынужденной из-за неразвитостикредитной системы.
Второй по значимости источник – бюджетныеинвестиции, (а также средства внебюджетных фондов), что, возможно,свидетельствует о более широких формах финансовой поддержки предприятий состороны государства, чем принято считать в настоящее время. Это подтверждаетсяи тем, что местные и (региональные ) власти в той или иной форме оказывалипомощь в осуществлении инноваций 41 из 143 исследований предприятий (27,8%).
Самофинансирование нововведенийскорее имеет отрицательные последствия, чем положительные. Важнымиособенностями нововведений предприятий, опирающихся на собственные силы,остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработокглобального характера. Доминирование продуктных инноваций также не в последнююочередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средствобуславливает еще одну особенность — постепенный характер инновационныхпроектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременногореструктурирования всех сторон деятельности – изменения профиля деятельностиили значительного технического перевооружения, создания новых подразделений снаймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовкикадров.
Собственные средства– основной источник финансирования инноваций, но отнюдь не единственный. Болеетого, предприятия комбинируют несколько источников средств, в разнообразныхформах. Лишь некоторые, предприятия сумели осуществить нововведения, используятолько собственные средства.
На малых дочерних предприятияхиспользование собственной прибыли, значительная часть которой вкладывается вразвитие, сочетается с инвестициями крупных материнских структур (ФПГ,корпорация). Финансирование инноваций за счет инвестиций новоговнешнего собственника (в том числе иностранного) пока еще не оченьраспространено. Обычно инвестиции внешних собственников выступают как разовыеакции и занимают небольшой удельный вес в общем, объеме финансирования. Чащевнешние собственники, присутствуют номинально и не вносят, ни какого вклада вразвитие предприятия.
Иностранные инвестициикак источник финансирования инноваций наиболее доступны предприятиям,контролируемым иностранным капиталом. Путем привлечения иностранных инвестиций,как известно, может послужить создание совместных производств, реализациясовместных проектов с иностранными партнерами при условии их финансирования. Вотдельных случаях финансирования инновационных проектов осуществляют самизаказчики продукции, получаемой в результате инновации. Кроме того, дляинноваций иногда использовались такие средства, о которых директорапредпочитают не говорить вслух.
Имеющая информация не позволяетсделать однозначных выводов о стимулах основанных инвесторов инноваций. Можнопредположить, что государство в лице центральных и местных органов управлениявкладывает средства для решения социальных проблем (создания рабочих мест,поддержки жизненно важных отраслей), укрепления власти отдельно правящихгруппировок (поддержка политически лояльных руководителей), создания новыхисточников пополнения бюджета.
Интересы банков, частных икриминальных инвесторов достаточно однообразны и во многом совпадают — получение краткосрочной прибыли. Поэтому директорат предприятий старается небрать банковские кредиты, уйти из под криминальной «крыши». Менеджментупредприятий гораздо легче найти с чиновниками государственных органовуправления – делиться властью с «властью» психологически гораздо легче, чем сдругими.
На тех предприятиях, гдефинансирование проводится из собственных средств, расчет эффективностиинновации (там, где он вообще проводится), производится, как правило, своимисилами, без привлечения сторонних организаций и специалистов. Финансированияновых разработок их заказчиками (потребителями продукции) осуществляется на неформальнойоснове с использованием личных связей. Крупные предприятия если и получалигосударственные кредиты, то нередко тоже благодаря личным связям.
Тем не менее ситуация по не многуменяется. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что создаются новые, болееформализованные инвестиционные механизмы, а также критерии оценки результатовинноваций.
Присутствие иностранного банка вкачестве кредитора вынуждает предприятие использовать распространенную вмеждународной практике процедуру отбора проектов модернизации производства. Напредприятиях, являющихся частью крупных производственных комплексов иполучающих инвестиции из налоговых структур, также существуют системы оценкииспользования средств. Для получения кредита отечественного банка необходимокак минимум техническое обоснование его возвратности. Этот документ,собственно, и подтверждает эффективность инновации.
При всем многообразии внешнихисточников финансирования можно отметить одну доминирующую черту – несмотря нановые тенденции, сохраняются «непрозрачные отношения предприятий с кредитующимиинновации организации.

1.3 Механизмыи формы финансирования инновации
 
Формы определяют способыформирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения ихзаинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмыкредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКРи характера отнесения на их себестоимость, увязки размеров налогообложения синтенсивностью инновационной деятельности.
Роль кредита в развитии предпринимательствадетально исследовал Й. Шумпейтор. Он показал, что, «чтобы осуществлять новыекомбинации, предпринимателю нужна покупательная сила, которая непредоставляется ему автоматически как производителю в процессе кругооборота вформе дохода от продукта предшествующего периода. Если предприниматель необладает покупательной силой заранее…, то он должен ее у кого-нибудь занять.
Чем отличается эта роль от той,которую играет кредит в ходе обычного кругооборота товаров?
Все дело в том, что осуществляя инновационныйпроцесс, особенно, если он основан на радикальных и стратегических инноваций,предприниматель производит затраты, но не имеет замещения этих затрат реальнымпродуктом или услугами в течении длительного времени.
Большинство производственных процессовдля своего бесперебойного осуществления требуют подпитки кредитными ресурсами втечении краткосрочного периода. Но обеспечением этого кредита являетсясоздаваемый или находящийся на складе продукт. То есть появляющиеся вхозяйственном обороте кредитные деньги имеют товарные покрытия. В инновационномпроцессе такого покрытия нет. В этом заключается основное различие кредитованияпроизводственного и инновационного процессов.
Собственных средств на целифинансирования инноваций может быть не достаточно, тем более, если разработкаинновации происходит на фоне параллельно протеканию рутинного и устоявшегосяпроизводственного процесса. В это производство уже вложены значительныесредства и зачастую их отвлечение представляет весьма болезненную процедуру. Поэтомупоявляется необходимость получения требуемых для разработки инновацийфинансовых ресурсов извне. Одним из механизмов привлечения средств со стороныявляется получение кредита. Но этот кредит является либо среднесрочным, либодолгосрочным. Цель такого кредитования – получение способности распоряжатьсяматериальными ресурсами в течении значительного времени до создания рыночнойстоимости, которая может выступать покрытием данного кредита. Это стоимостьбудет создана по истечении определенного периода времени, необходимого дляразработки и коммерциализации новшества. Но понятно, что возможности кредитныхорганизаций по отвлечению средств ограничены. Банки не могут надолгорасставаться со своими деньгами. Они нацелены, прежде всего, на короткиепериоды кредитования. Поэтому только одного кредитования недостаточно длясоздания финансовой базы инновационных процессов.
Соответствующей инновационнымпотребностям формой привлечения финансовых ресурсов, является выпуск облигаций.Их особенностью является длительный срок обращения. Можно утверждать, что длярассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займовявляется наиболее предпочтительным.
Следующей формой является увеличениесобственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая формадля уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию иизвестность. Они имеют возможности произвести эмиссию акций и за счет этогонарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, еслидаже возможности для этого имеются. Дело в том, в ряде случаев увеличиваетсяколичество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемогоменеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.
Для вновь образованных предприятийбиржевой механизм не подходит, так как их акции еще не контролируются на фирме.В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурногофинансирования.
Стимулирование инновационнойдеятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этойдеятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размеромчистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговыхплатежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.
Снижение налоговых платежейрекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКРс установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой цельюпредоставляется целесообразно установить долевые коэффициенты по отношению кприросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей.Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными,следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.

ГлаваII Оценка инновационного потенциала проекта
 
ПРИМЕРОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1. Оценка инновационногопотенциала проекта
5.1.1. Описание проекта.
Расположенное в г. Серове предприятиеОАО «Серовский хлебокомбинат» — выпускает кукурузные хлопья. Предлагаетсяорганизовать новый вид продукта (услуги), который состоит в том, что кукурузныехлопья будут в яркой, красочной упаковке, с различными сюрпризами в нутрииупаковки (леденцы, жевательная резинка и т.д.). Предполагаемыми потребителямимогут быть родители и дети, спонсоры детских учреждений и т.д.
5.1.2. Оценка параметров проекта.
5.1.2.1. Совместимость проекта стекущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение. Этотпараметр оценивается в 10 баллов, так как в полном объеме совпадает с текущейстратегией предприятия, выпускающего кукурузные хлопья и стремящегося расширитьих сбыт.
5.1.2.2. Представление потребителейо предприятии полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр оцениваетсяв десять баллов.
5.1.2.3. Риск при реализации данногопроекта не превышает обычные для данного предприятия риски. Параметр можнооценить в семь баллов.
5.1.2.4. По мере коммерциализациипроекта риск будет снижаться, так как появится определенность в вопросе, принялли массовый потребитель услугу (продукт) или не принял. Этот параметр можнооценить в девять баллов.
5.1.2.5. Соответствует ли проектпотребностям рынка? Этот параметр можно оценить в шесть балов, так как услугой,наверняка, воспользуются дети, подростки, спонсоры детских домов, детскиекомбинаты, школы и другие лица. Вместе с тем неясно, в какой мере будетпользоваться этим продуктом массовый потребитель. Данный параметр можно оценитьв шесть баллов.
5.1.2.6. Оценка общей емкости рынка.Данный параметр можно оценить в пять баллов, так как потребность кукурузныххлопьях не очень велика.
5.1.2.7. Оценка доли рынка. Проект вслучае его внедрения займет не значительную долю рынка, однако, учитывая общуювеличину рынка, объемы, реализации нового продукта могут быть значительны. Вцелом этот параметр можно оценить в четыре балла.
5.1.2.8. Вероятность коммерческогоуспеха. Этот параметр можно оценить в пять баллов, так как спрос будетнаверняка, а вот величина спроса будет зависеть от эффективности продвиженияуслуги на рынок.
5.1.2.9. Объем продаж, скорее всего,не будет очень большим, так как услуга повышает цену и требует со стороныпотребителя дополнительных усилий. Однако оригинальность, позволяет надеятьсяна устойчивый спрос в средне и низко- обеспеченных слоях населения. По этомупараметру проект может быть оценен на пять.
5.1.2.10. В настоящий моментконкурентов по предлагаемому продукту нет, и по данному параметру проект можнооценить на десять.
5.1.2.11. Согласованность ссуществующими каналами сбыта хорошая. Данный параметр проекта может быть оцененв пять баллов.
5.1.2.12 Общественное мнение о новомпродукте. Продукт не нарушает этических норм, не является обязательным и вместес тем является традиционным для большинства потребителей. По данному параметрупроект может быть оценен на девять.
5.1.2.13. Соответствует ли проектинновационной стратегии предприятия. Качество оформления продукции являетсяодним из основных направлений инновационной стратегии предприятия. Данныйпроект можно рассматривать как конкретное направление повышения качестваоформления стандартного продукта. По этому параметру проект можно оценить навосемь.
5.1.2.14. Вероятность техническогоуспеха. Для осуществления проекта не требуется современной технологии. Такимобразом, с технической стороны проект гарантирован. Оценка проекта по этомупараметру может быть десять.
5.1.2.15. Стоимость и времяразработки проекта. Представленный проект основывается на использовании широкораспространенного технического решения. Для его реализации не требуетсяразрабатывать оригинальное оборудование. Достаточно выбрать и заказатьсуществующие приборы. Времени на отработку технологии потребуется такженемного. По этому параметру проект может быть оценен на десять баллов.
5.1.2.16. Реализация проекта нетребует патентования и не приведет к нарушению чьего-либо патента. По этомупараметру проект может быть оценен на десять.
5.1.2.17. Наличие научно-техническихресурсов. Для реализации проекта не требуется проводить научные исследования.Параметр может быть оценен на десять.
5.1.2.18. Предлагаемый проект будетиспользоваться в будущем во все возрастающем объеме и практически безизменения. По этому параметру проект можно оценить на семь.
5.1.2.19. Представленный проект нетребует больших средств и не противоречит другим инновациям в программепредприятия. По этому параметру проект может быть оценен на девять.
5.1.2.20. Наличие вредныхвоздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду. Вредноговоздействия нет. По этому параметру можно оценить проект на десять.
5.1.2.21. Соответствие — продуктатекущему и перспективному законодательству. Продукт не нарушает текущеезаконодательство и не просматривается нарушение такого законодательства вбудущем. По этому параметру проект можно оценить на десять.
5.1.2.22. Стоимость НИОКР. СтоимостьНИОКР сводится к разработке дизайна упаковки и организации рабочего места. Поэтому параметру можно оценить проект на девять.
5.1.2.23. Затраты на производство.Дополнительные затраты на производство нового продукта сводятся к затратам на заработнуюплату исполнителей. По этому параметру проект можно оценить на девять.
5.1.2.24. Стоимость маркетинговыхисследований. Дополнительные маркетинговые исследования потребуются для выбораточек реализации нового продукта. Их величина будет не высокой. По этомупараметру проект можно оценить на восемь.
5.1.2.25. Наличие финансовых средствв необходимые сроки. Потребность в ресурсах для реализации проекта незначительная по сравнению с оборотом предприятия, и можно считать, что онибудут в наличии в нужном количестве и в нужное время. По этому параметру можнооценить проект на девять.
5.1.2.26. Согласованность сфинансированием других проектов предприятия. Проект не требует большогоколичества ресурсов и можно считать, что он не противоречит другиминновационным проектам. По этому параметру проект можно оценить на девять.
5.1.2.27. Ожидаемая норма прибыли.Продукт рассчитан на среднего потребителя, и его прибыльность может бытьдостаточно велика. По данному параметру проект можно оценить на семь.
5.1.2.28. Соответствие проектакритериям финансовой эффективности принятым на предприятии. По этому параметруможно оценить проект на восемь, так как прибыльность проекта планируется нехуже, чем по другой продукции предприятия. По этому параметру можно оценитьпроект на семь.
5.1.2.29. Наличие на предприятииперсонала необходимой квалификации. Для реализации проекта не требуетсяперсонал высокой квалификации. По этому параметру проект можно оценить надевять.
5.1.2.30. Согласованность проекта симеющимися мощностями предприятия. Проект предполагает использовать продукцию,уже выпускаемую предприятием, но добавив ей дополнительные качества. По этомупараметру можно оценить проект на десять.
5.1.2.31. Стоимость и наличие необходимыхсырья и материалов. Дополнительным сырьем являются только жевательная резинка иледенцы. По этому параметру можно оценить проект на восемь.
5.1.2.32. Издержки производства.Дополнительные издержки производства не велики: заработная плата исполнителей ижевательная резинка и леденцы. По этому параметру можно оценить проект навосемь.
5.1.2.33. Уровень безопасностипроизводства. Проект не содержит операций с повышенной опасностью. По этомупараметру проект можно оценить на десять.
Оценка инновационногопотенциала проекта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10
 
1. Цели, стратегия и ценности
предприятия
 
1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение.
2. Согласованность проекта с представлением потребителей о предприятии.
3. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску
4. Временной аспект риска. + +
+
+
 
        
2. Маркетинг
5. Соответствие проекта потребностям рынка.
6. Оценка общей емкости рынка.
7. Оценка доли рынка.
8. Вероятность коммерческого успеха.
9. Возможный объем продаж.
10. Оценка конкурентов.
11. Согласованность с существующими каналами сбыта.
12. Общественное мнение о новом продукте. +
+
+
+ + + + + 3. НИОКР
 
13. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия.
14. Вероятность технического успеха.
15. Стоимость и время разработки проекта.
16. Отсутствие патентных нарушений.
17. Наличие научно-технических ресурсов.
18. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии.
19.Согласованность с другими инновационными проектами предприятия.
20. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду.
21. Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству. + + +
+
+
+
+
+
+ 4. Финансы
 
22. Стоимость НЙОКР.
23. Затраты на производство.
24. Стоимость маркетинговых исследований. 25. Наличие финансовых средств в необходимые сроки.
26. Согласованность с финансированием других проектов предприятия.
27. Ожидаемая норма прибыли.
28. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятым на предприятии. + 5. Производство
 
29. Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации для реализации проекта.
30. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия.
31. Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий.
32. Издержки производства.
33. Уровень безопасности производства.
+
+ +
+
+
ОЦЕНКИ:-___ ..-, ,,-_.

1 ОХ- очень'высокая (хорошо)
1. — очень низкая оценка (плохо) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Исчисление:10*11+9*7+8*6+7*4+6*1+5*3+4*1+3*0+2*0+1*0=274/33=8,3
5.1.4 Итоговая оценка предложенногоинновационного проекта составляет 8,3; что значительно выше среднего значения.На основании этой оценки можно сделать вывод, что проект жизнеспособен, будетдавать прибыль и повысит имидж и конкурентоспособность предприятия.

Заключение
Таким образом, «инновация – (нововведение)– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виденового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности».
Не обходимо отметить, чтосамофинансирование нововведений скорее имеет отрицательные последствия, чемположительные. Важными особенностями нововведений предприятий, опирающихся насобственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренныхразработок глобального характера. Доминирование продуктных инноваций также не впоследнюю очередь связано со структурой финансовых источников.
Формы определяют способыформирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения ихзаинтересованности во внедрении новшеств.
Стимулирование инновационнойдеятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этойдеятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размеромчистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов.
Цель контрольной работы: рассмотретьисточники и формы финансирования- была достигнута.
Сформулированные задачи – разрешены.

Библиографический список
 
1.   БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. идопол… — М.: Финансы и статистика, 2007.
2.   ЕфремовВ.С. Менеджмент в России и за рубежом. – М.: «ФИНПРЕС», 2008.
3.   Земцев.Менеджмент. – М.: изд – во ПРИОР, 2008.
4.   КовалевГ.Д. основы инновационного менеджмента. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2007.
5.   ШумпетрИ. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 2002
6.   Финансы№1, 2008 г.
7.   Финансы№7, 2008 г.
8.   Финансы№5, 2008 г.
9.   Вопросыэкономики №7, 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.