Московскаягосударственная геологоразведочная академия
Имени С. Орджоникидзе
Экономический факультет
Учебно-методический Центр высшего и второго высшего
экономического образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Менеджмент»
На тему: «История развития теории и практикименеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)» Выполниластудентка
группыЗЭГт – 2000К
КафыринаИрина Евгеньевна
Научныйруководитель –
ПрофессорЕ. И. Комаров
Москва – 2001 г.ПЛАН
Введение 3
Цель курсовой работы 5Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержаниеразличных
школ менеджмента 9
2.1. Школанаучного управления 9
2.2. Классическая(административная) школа в
управлении 10
2.3. Школапсихологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа наукиуправления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенностиамериканской модели 15
3.2.Характеристика японской модели 16
3.3.Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мной темысостоит в следующем:
Любая наука базируется на использованииисторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречийи ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношениимало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым,настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобыспрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо последующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;
• позволяет восполнить недостатоксобственных мыслей и объем своих знаний;
• дает возможность проанализироватьосновные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
• позволяет извлечь соответствующиеуроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлогоспособствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлениюи формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, чтонежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенныепрактикой и временем.
Как показывает предшествующий опытразвития многих стран мира, обращение к истории часто происходило вкритические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путейвыхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформированиясистемы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученыхустремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путейвыхода из создавшегося положения.
Аналогичный всплеск интереса кпрошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г.,произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучениюэволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления,начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастаниеминтереса к изучению развития управленческой мысли.
Создание принципиально новойсистемы управления в России адекватной рыночным отношениям, являетсянеотъемлемой составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынкаполучило название менеджмента. Отличительные особенности менеджментазаключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностейрынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальныхрезультатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, наразработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимостиот состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей,используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшиекорпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великихнаций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональныйхарактер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные,информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобнорешениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей,государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров неограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленныхкорпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелойрыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95%всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждампотребителей и в то же время полигон технического прогресса в сференововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей странебольшинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживанияприватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умелоуправлять ими — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопросэффективного менеджмента.
Термин «менеджмент» применим клюбым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любогоуровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление»,а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин«администрирование».
ЦЕЛЬКУРСОВОЙ РАБОТЫ
Основываясь на аргументации об актуальностивыбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть ипроанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью вкурсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развитиянауки управления и проследить попытки классификации подходов и школменеджмента.
2.Рассмотреть возникновение,формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделейменеджмента.
4.Определить этапы эволюциименеджмента в России.
1. ЭВОЛЮЦИЯУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Ни одна организация, ни одно предприятиене может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельностии как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилосьне сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованнымигруппами, у них появилась необходимость управления
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управлениево всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. Вдальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций,появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на этопотребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культурыдревних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромныхпирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации иуправления производственными процессами, заботились о четкой специализациирабочих.
У Сократа дается пониманиеуправления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главнымв управлении является поставить нужного человека на нужное место и добитьсявыполнения поставленных перед ним задач.
Линейная структура управлениягосударством получила выражение в системе управления Римской империей. Ееосновной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленныхдруг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
В практике управления существуют примеры организаций,возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее времяблагодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относитсяримская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления:папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этогопериода изучена недостаточно.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленнойреволюцией, начавшейся в середине XVIIIв.
С промышленной революцией связановыделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. Напроизводстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управлениятолько наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками кпринципу организации труда на научных основах.
Промышленная революция дала толчок развитию теоретическихисследований и практики управления. Большой вклад в формирование наукиуправления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английскогосоциалиста-утопистаРоберта Оуэна в развитие управленческоймысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил рольчеловеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другиеисследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления всоциалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, онивнесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методовисследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развитиякооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своейфабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору,совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался визбытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзорувыполнялся капиталистом.Таким образом, результатом разделения труда явилосьобособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функциилюбого совместного труда.
Вэтот же период времени Ф. Энгельс указал на то, чтоследует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса вдальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управленияосуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц.Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается вэпохуразвития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющиеразвивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Такимобразом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управленияособого рода являются:
· индустриальный способ организациипроизводства;
· развитие рыночных отношений,основными элементами которых являютсяспрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов развитиянауки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученыеГ. Кунц иС. 0'Доннелразработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа недала желаемых результатов
На протяжении всей истории развития менеджментаученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработатьуниверсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификацииносят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, чтопрактически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основуклассификации.
Вамериканском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификациюподходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческоймысли.В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которыепозволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется насвоих позициях и взглядах:
Подход с точки зрения научного Школа научного управления
управления
Административный подход Классическая (административная)
школа в управлении
/>Подход с точки зрения человече- Школа психологии и человеческих
ских отношений и подход с точки отношений
зрения науки о поведении
/>Подход с точки зрения количест- Школа науки управления
венных методов (количественная)
Потребностьразработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурнымразвитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
Все вышеуказанные школывнесли значительный вклад в развитие науки об управлении.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛУПРАВЛЕНИЯ
2.1. ШКОЛА НАУЧНОГОУПРАВЛЕНИЯ
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связанос именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно»,опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научныйанализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этотметод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятиюамериканским инженеромФ.У. Тейлором, которого следует считатьосновоположником научного управления производством.
Термин«научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. Послесмерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к егоконцепции.
Методисследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и егоорганизации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлорабыло создание системы научной организации труда, базирующейся на основеэкспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создаваясвою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации трударабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованиюпроизводственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялосьтакже и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществлениявзаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительноебюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлорабыло признание того, что работа по управлению — это определеннаяспециальность.Основной задачей предложенной им системы Тейлор считалсближение интересов всего персонала предприятия.
Философскуюоснову системы Тейлора составила концепция так называемого экономическогочеловека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этойконцепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людейявляются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системыоплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другойложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единстваэкономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.
ИдеиФ. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередьследует назватьГенри Гантта, наиболее близкого его ученика.Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
ФренкГилбрет и его супругаЛилиан Гилбрет занимались вопросами рационализациитруда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции засчет роста производительности труда.
Значительныйвклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовалпринципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимоот рода его деятельности.
ГенриФордпродолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системеТейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной трудмашинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ(АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В
УПРАВЛЕНИИ
Классическая или административнаяшкола в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальникомэтой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер,выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
Вотличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросамирациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективностипроизводства, представители классической школы занялись разработкойподходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школыбыло создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому частоклассическую школу называютадминистративной.
ЗаслугаФайоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие,относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиесянепосредственно к управлению промышленным предприятием.
ПоследователямиФайоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются ЛиндалУрвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
Наоснове разработок Файоля и его последователей сформироваласьклассическаямодель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
· четкоефункциональное разделение труда;
· передача команд и распоряжений сверху вниз;
· единство распорядительства («никто не работает более чем на одногобосса»);
· соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченнымчислом подчиненных).
Всевышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящеговремени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенныйотпечаток. Так, широкое использование в практической деятельностиэлектронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями)управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом же дляклассической школы менеджмента характерно игнорирование человека и егопотребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике состороны теоретиков и практиков менеджмента.
2.3. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Одним изнедостатков школы научного управления и классической школы было то, что они доконца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечномсчете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школупсихологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классическойшколы, часто называют неоклассической школой.
Перваяпопытка применить психологический анализ к практическим задачам производствабыла предпринята профессором Гарвардского университета США Г.Мюнстербергом.
В 20—30-е годынашего столетия зародиласьшкола человеческих отношений, в центревнимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческихотношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера,которые известны своими исследованиями в области социологии производственныхотношений.
Однимиз главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесениев нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Однимиз основателей школы психологии и человеческих отношений является профессорШколы бизнеса Гарвардского университетаЭлтон Мэйо.
Представителишколы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное вниманиеизменению неформальной структуры при перестройке формальной структурыорганизации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать инеформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача,а «социальное искусство».
Кнедостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнестиигнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих впроизводстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощьюсоциально-психологических методов.
Однако,несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческихотношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, болеесложных и современных концепциях менеджмента.
Большоеместо в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческихотношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числуисследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следуетотнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболеепоследовательно концепция мотивации развита видным представителем школыпсихологии и человеческих отношений, профессором школы менеджментаМичиганского университетаДугласом Макгрегором. Макгрегор внесзначительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов,сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведениялюдей в организациях.
2.4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ
ШКОЛА)
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики,инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известнымипредставителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А.Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школанауки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и внастоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованиемсистемного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа ииспользования кибернетического подхода, включая применение математическихметодов и ЭВМ.
Системныйподход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему(рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении отом, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационныйподход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяетих применение на практике. Сущность его заключается в определении понятияситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств,переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслугашколы науки управления заключается в том, что она сумела определить основныевнутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второенаправление школы науки управления связано с развитием точных наук и, преждевсего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направлениеновой школой.
Началоприменения математических методов в экономических исследованиях в XIX в.связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).
Возможностьиспользования математики для решения экономических проблем вызвала большойинтерес в России.
Рядкрупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович,внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов(ЭММ).
Особоеместо принадлежитД.Е. Слуцкому, известному своими работами потеории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью«К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большоевлияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статьяполучила мировое признание.
Первая встране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. вАкадемии наук B.C.Немчиновым.
В1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международноеобщество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой»,в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р.Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал«Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментомсоздания математической школы экономистов.
Отличительнойособенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретаютособенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложныхситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Такимобразом, 50-е гг.XX в. характеризуются формированием нового этапа вразвитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующиепериоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода куправлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — этоне только наука, но и искусство.
3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ
Изучениеамериканской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в СШАвпервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Американскийменеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которойявляется Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик иЛиндал Урвиксделали много для популяризации основных положений классической школы.Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех другихнаправлений в американской теории управления.
Переходот экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовалпоиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что длявыживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего напредприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочимии предпринимателями.
Современный американскийменеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трехисторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способорганизации производства.
3. Корпорация как основная формапредпринимательства.
АмериканскийэкономистРоберт Хейлбронер указал на три основных историческисложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказыи рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономическихресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения кдругому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов черезприказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов спомощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход являетсянаиболее эффективным.
Современнаяамериканская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовуюформу частного предпринимательства, как корпорация (акционерноеобщество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своейдеятельности стратегическое управление. Это понятие было введено вобиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американскиекорпорации.
Основой стратегического управления является системныйи ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней(научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы,организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическоепланирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста рядакорпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективныхуправленческих решений.
Дляснижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим вкорпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни»,с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегииее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решениюразнообразных внешних и внутренних проблем.
Американскиеученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американскаяпрактика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошиеорганизаторские способности, а не на знания специалиста.
3.2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ
За последние два десятилетия Япониязаняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5%общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Япониисоставляет всего 2% от населения земного шара.
Однойиз главных причин стремительного успеха Японии является применяемая еюмодельменеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцырассматривают не одного человека (личность), как американцы, агруппулюдей.
Японцы выше других ставятсоциальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника вгруппе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы)они воспринимают через призму социальных потребностей.
Вотличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловномувыполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведениеменеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное вуправленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяютменеджеру принять правильное решение.
До развитияв Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительноевознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовалоразработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работниковк уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработкесистемы оплаты труда работников по выслуге лет.
Сильнейшимсредством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе еголежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересовотдельных работников.
Центральноеместо в оперативном управлении японского менеджмента занимаетуправлениекачеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее времядействуютгруппы (кружки) качества, в которые помиморабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством недает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.
Вначале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложилсистему организации труда«Канбан».Суть еезаключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались отпроизводства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
Впоследнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения,приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однаконе все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американскойземле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны безучета ее специфических условий и, прежде всего, психологических исоциально-культурных факторов.
3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Заметное влияние на формирование менеджментаоказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвикзанимались разработкой принципов управления.
Английскиеученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций»,который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостьюрешения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшемцентр работ переместился в Америку.
ВоФранции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле ШательеШарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен.Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемаминаучного управления производством в Германии занималсяВальтерРатенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внесизвестный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип»административной организации, названный им термином «бюрократия». Особоговнимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнилКарольАдамецкцй.Западногерманские теоретики школы «человеческихотношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем ихколлеги в США и Японии.
В Англии, Голландии,Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросыпривлечения работников к «участию в управлении».
Западноевропейскиеученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции«социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точкизрения воздействия на них группового поведения.
В 1929—1933гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот жепериод времени английским ученым Дж.М. Кейнсом быласформулированаконцепция государственного регулирования экономики.Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большоевлияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый,политик, министр экономики и канцлерЛюдвиг Эрхард. Подруководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция«социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основныхположения:
1. Усиление государственного регулирования во всех сферах
хозяйствования.
2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование
предполагаетустановление планов и показателей, достижение которых является наиболеежелательным.
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоевобщества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенныйинтерес представляетшведская модель социализма. Успехи Швециив 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбороммодели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатомНобелевской премииГуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализмаМюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собойстрану с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинствоисследователей считают, что теория и практика управления в США достиглизначительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По ихмнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшейорганизации производства. Работая на европейском рынке, американскиебизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиямна рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадровзападноевропейские ученые
объясняют такназываемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причинсоздавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в ЗападнойЕвропе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.
4. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
Начинаяс XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметныйслед в истории России и улучшении ее системы управления оставили известныйрусский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский(кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главныйуправляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги вреформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. онсовмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпинзанимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма вСССР потребовало создания новой общественной организации управлениясоциалистическим производством.
Впервые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых,как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А.Амосов.
Известныйсоветский ученыйА.К. Гастев занимался вопросамисовершенствования теории и практики организации труда. Им сформулированаи обоснованаконцепция, получившая название «трудовые установки».Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занималсяЦентральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшееместо в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостаткомконцепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методикитрудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация наиндивидуальность рабочего.
Важнаяроль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежитвидному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад всоздание теории социалистической рационализации. КонцепцияЕрманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вкладЕрманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Имобобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемынаучной организации труда получили широкое освещение в трудахП.М.Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда навсе сферы человеческой деятельности.
Особоговнимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научнойорганизации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзнойконференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы двеплатформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая— от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончиласьсозданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференциипо НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организациипроизводственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции онклассифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на тривида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показалих влияние на длительность производственного цикла.
В30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданиюнауки об организации производства, труда и управления, результатом которойбыл выход в свет первого советского учебника по организации производства. Вэти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров свысшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий иорганов управления. Кроме того, была введена новая для того времениспециальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре сталаведущей среди экономических специальностей.
Вгоды Великой Отечественной войны система управления промышленностью,сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усиленииадминистративно-командных методов руководства. Научная работа велась попроблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
Впослевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа вобласти организации и управления производством. Вместе с тем, имело местосокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг.тематика исследований по проблемам организации и управления предприятияминачала постепенно расширяться.
Начинаяс 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительствомпо территориальному принципу через Советы народного хозяйства(совнархозы) экономических административных районов.Главным назначениемсовнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
Кэтому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветвиэкономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием напрактике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей странеосуществлялось под руководством академиков А.И. Берга иВ.М.Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управленияпроизводством.
Дискуссия,развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросамсовершенствования системы и методов управления народным хозяйством,предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ,направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К нимотносятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход крыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
В связи спроизошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, встране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальнаякомиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила триальтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных элементов рынка в существующуюкомандно-административную систему управления;
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениямправительства.
Другаякомиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу,получившую название«500 дней», в которой был намечен целый комплексмероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программамногими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии былпринят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемомурынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которойбыло полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако,несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России.Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принятомного ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения являетсяначатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионови импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитойстране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороныгосударства.
Внастоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизмауправления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельностисталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру.Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение новогознания по искусству управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всоответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Подготовкасовременных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развитияменеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратилсяв самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формированиеменеджмента оказали: школа научного управления, классическая(административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школанауки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этихшкол, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2.Рыночнаяэкономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпетьрадикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода крыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывноесовершенствование теории и практики управления.
3.Большоезначение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управлениязарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческихпроблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежногоменеджмента крайне актуально.
Всовременных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений однимиз приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических иметодологических позиций по использованию менеджмента в практическойдеятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мыслистановится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системыуправления, выработка позиции по различным проблемам управления применительнок рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежногоопыта.СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ