/>/>Введение
Обостряющаясяконкуренция делает весь современный бизнес в высшей степени инновационным. Напротяжении второй половины ХХ в. наблюдалось ускорение темпов инноваций и ростамасштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая сектортуризма и сервиса.
Коммерческаядеятельность любой фирмы – это процесс постоянного, непрекращающегосяобновления, основанного на творческом осмыслении и освоении накопленного опыта.В деятельности фирм всегда присутствует элемент нового: с определенной степеньюновизны выполняются те или иные трудовые операции, обновляется стиль работыменеджеров и т.д. Освоение нового – это неотъемлемая составная часть рутиннойработы фирмы и любой некоммерческой организации. Обновление в рутинном,повседневном режиме следует отличать от инноваций.
Цель даннойработы – описать основные формы финансирования инноваций в целом, и в экономикетуризма в частности.
Задачиработы:
1. Описать целии задачи инновационной деятельности.
2.Охарактеризовать способы финансирования инновационных проектов.
3. Назватьформы государственной поддержки инноваций в сервисе и туризме.
Длянаписания работы использованы учебные и методические пособия в областиинновационного менеджмента, технологий туризма, сервисологии и организации досуга.
1. Инновационная деятельность:цели и задачи
Инновация(нововведение) – конечный результат новаторской деятельности, воплощенный ввиде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованноготехнологического процесса, нового подхода к производству товаров и услуг,нового маркетинга, менеджмента и т.д. Основу инновационной деятельности во всехсекторах экономики составляет реализация достижений научно-техническогопрогресса.
Основныенаправления политики Российской Федерации в области развития инновационнойсистемы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направлениягосударственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации. В данномдокументе термин «инновационная деятельность» описан как «выполнение работ и(или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производствапринципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции(товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующихспособов (технологий) ее производства, распространения и использования,применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных ииных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ,услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии»[8].
Инновационнаяпродукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги),предназначенный для реализации;
Общаяцель инновационной деятельности предприятия – выживание и развитие компаниипутем выпуска новых / улучшенных видов продукции и совершенствованияметодов её производства, доставки и реализации.
Инновационнаядеятельность фирмы может включать значительный спектр частных целей, как то:
· заменаустаревших видов продукции
· расширениеассортимента выпускаемой продукции
· поддержание /увеличение доли на рынке
· проникновениена новые рынки
· усилениегибкости производства
· снижениеиздержек производства путем:
· повышениекачества продукции
· улучшениеусловий труда
· снижениеуровня загрязнения окружающей среды [4, с. 8].
Приопределении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствийи значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичьтехнологического лидерства, однако всегда сложно определить, что важнее: сотнянезначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или однафундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природубизнеса. Предприниматели отвечают на этот вопрос по-разному. Предприятие в условияхжесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать надтоварами (услугами) уже существующими и перспективными.
Типичнымиинновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги;усовершенствование продукта и производственного процесса; внедрение новшеств вовсех видах организационной и управленческой деятельности.
Инновации,внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные,предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовыхтехнологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта;управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией;маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя исотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшениеустойчивости компании.
Сознательныйупор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменениянаименее эффективны.
Установлениеинновационных целей необходимо для всех компаний независимо от их размера. Внебольшой компании проще проанализировать потребности и цели, чем в крупной,однако это не означает, что в малом бизнесе инновационных целей меньше – простоих легче установить. Одно из преимуществ небольших компаний – сравнительнаяпростота планирования инноваций. Небольшая компания достаточно близка к рынку ипоэтому быстрее узнает, какие новые продукты необходимы. Сотрудники такихпредприятий внимательно следят за любыми усовершенствованиями, которые можноэффективно использовать.
Для того,чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику.К ее основным принципам можно отнести:
1) обеспечениеувеличения спроса на продукты и услуги постоянных и потенциальных клиентовчерез освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, атакже расширение сферы сбыта;
2) непрерывноеразвитие инновационного потенциала предприятия (постоянное обучение исамоисследование) и создание условий, необходимых для реализации новшеств;
3) комплексныйподход, когда технические, экономические, социальные инновации тесновзаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;
4) мобилизацияперсонала;
5) экономическоестимулирование работников;
6) учетрисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект отреализации инновации) [4, с. 70].
Нововведениедолжно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентовкомпании в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждыйпроизводимый продукт следует рассматривать как объект постоянных изменений.Однако решение о внедрении инновации не всегда означает ликвидацию старогопродукта. Инновацию порождает и стремление продлить жизненный цикл продукта,совершенствуя его характеристики. Такая инновация сводится к модификации иливнедрению новой функции уже существующего продукта. При разработке нового илиулучшении существующего продукта (услуги) главными составляющими элементамиявляются его преимущества по сравнению с аналогичными продуктами и возможнымипродуктами-заменителями; целевой сегмент рынка; развитие и возможные изменениясистем сбыта; общие затраты на разработку, производство и сбыт.
Эти элементыпозволяют оценить коммерческие перспективы разрабатываемых продуктов с разныхточек зрения: рыночной (потребности в новом продукте, уровень конкуренции,степень стабильности рынка и глубина его сегментации); товарной (техническиехарактеристики нового продукта, цена, дизайн, оформление); сбытовой (состояниеи возможности существующих систем сбыта, открытие новых каналов продвижения,реклама, совместимость нового продукта с ассортиментом уже производимого);производственной (состояние производственного оборудования, профессионализм иуровень квалификации работников предприятия, ресурсы и материальноеобеспечение).
Винновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленныхзнаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризмаследует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, таки настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидетьразвитие событий и опережать конкурентов.
На внедрениеинноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальноеположение населения, национальное законодательство, а такжемежправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причиныпоявления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными.Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:
• растущиепотребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах иприобретении новых знаний;
• насыщениемногих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);
• опасностьпотери квоты рынка во въездном туризме;
• обострениеконкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;
• необходимостьсдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своейстраны (природа, культура, климат);
• гармоничноеобъединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных икультурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретенияспецифических товаров и специальных туристских услуг) для полногоудовлетворения потребностей самых требовательных туристов;
• технологическаяреволюция и экспансия услуг в экономике;
• переходот экономики предложения к экономике спроса.
Базируясь наположениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристскойсфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям:
1. Внедрениенововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия итуристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию,укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники ипередовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава,система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников);рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современныхформ учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развитияпредприятия).
2. Маркетинговыеинновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей илипривлекать не охваченных на данный период времени клиентов.
3.Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменениепотребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентныепреимущества.
Такимобразом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на созданиенового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных,гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовыхинформационных и телекоммуникационных технологий и современных форморганизационно-управленческой деятельности.2. Формы финансирования инновационной деятельности
Решениепроблемы финансирования деятельности по созданию нововведения заключается виспользовании различных источников финансовых средств, как государственных, таки привлеченных на рынке капиталов.
Государственноефинансирование может быть в форме:
• прямогофинансирования фундаментальных исследований и прикладных разработок, осуществляемогона принципах программно-целевого управления на конкурсной основе (программы,гранты и т.п.);
• косвенногофинансирования инновационных проектов в виде налоговых льгот, ускореннойамортизации, льготного кредитования и т.д.
Прямыебюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки:в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсногораспределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований(система грантов) а реализацию заданий государственных научно-техническихпрограмм (система контрактов).
Рыночныеспособы привлечения средств под инновационные проекты подразумевают следующиеварианты покрытия затрат за счет:
• собственныхсредств организации-исполнителя, в том числе за счет фонда развития,амортизационного фонда, резервного фонда для покрытия временных текущихубытков, собственного капитала, помещенного в уставный фонд фирмы;
• привлеченныхсредств акционеров-учредителей (пайщиков), полученных за счет эмиссии ираспространения ценных бумаг;
• заемныхсредств, в частности, кредитов коммерческих банков и иностранных инвесторов(например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития,международные фонды и т.д.) на различных принципах возвратности (например, участиев прибылях, предоставление пая и т.п.), средств от размещения на фондовыхрынках облигаций предприятия;
• комбинированногофинансирования, например, прямые вложения денежных средств отечественных имеждународных организаций, финансовых учреждений различных форм собственности ичастных лиц в соответствии с законодательством;
• ипотеки –вида залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий ииных объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежнойссуд и др.
• лизинга,т.е. получения от лизингодателя производственных активов (машин, оборудования,транспортных, вычислительных средств, сооружений производственного назначения ит.п.), а также прав интеллектуальной собственности (лицензий, компьютерныхпрограмм, ноу-хау и т.д.) с их последующим выкупом лизингополучателем;
• венчурногофинансирования, основанного на принципе финансирования сравнительно небольших инесвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокойнормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий илиобеспечения. Отличие венчурного инвестирования от обычного банковскогокредитования в том, что рисковые предприятия не должны возвращать фирмамвенчурного капитала инвестированные ими средства. Как свидетельствует зарубежныйопыт, инвесторы венчурного капитала предъявляют высокие требования кинвестируемой фирме, ее руководству и работникам и предпочитают поэтапноевыделение долгосрочных инвестиций.
Они участвуютв руководстве фирмой и часто заинтересованы в «выращивании» новой фирмы дляпоследующей продажи. Разновидностью венчурного финансирования является траст – какспособ доверительного управления системой инвестирования, используемыйнекоторыми отечественными инвестиционными фондами.
Каждый изспособов и источников финансирования имеет свои преимущества и недостатки.Поэтому необходимо разрабатывать альтернативные варианты, основанные насочетании различных форм финансирования. Важным является возможность бюджетногофинансирования, поддержания баланса между долгосрочными заемными средствами иакционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше долговыеобязательства и тем выше валовая прибыль перед уплатой налога. Чем выше долязаемного финансирования, тем выше будут выплаты процентов по обязательствам. Вкаждом проекте следует тщательно оценивать последствия различных схем и формфинансирования.3. Государственная поддержка инноваций
Развитиенауки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующихфункций государства путем создания ведомственных научных институтов илабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степеньогосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы.Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которойлежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологийдвойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшиевозможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.
В настоящеевремя индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечениедолгосрочного и устойчивого экономического роста путем перехода наинновационный путь развития, который заключается в обеспечении взаимодействиянауки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Особое вниманиеуделяется информационным технологиям, микропроцессорной и энергосберегающейтехнике, новым материалам, нано- и биотехнологиям – всем стратегическимнаправлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.
Развитыестраны начали использовать науку как средство производства богатств. Областьинновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука – производство»;формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственныйоборот; ресурсное обеспечение сферы нововведений (включая систему непрерывногообразования); организационно-правовые и экономические формы инновационнойдеятельности.
В связи с темчто создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различныхэкономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен безосуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы:
1. Прямоеучастие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованияхрегиональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров(лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатнопредоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.
2. Предоставлениесубсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки,культуры, образования.
Грантявляется поддержкой или стимулированием государством научных исследований иразработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грантиспользуется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут вближайшем будущем принести полезного результата [4, с. 92].
Дляприобретения результатов исследований и разработок, которые могут принестигосударству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Ондает право представителю государства контролировать и корректировать ходвыполнения разработок.
Государственныесубсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах онивыделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижениякоммерческого успеха или составляют до 50% стоимости конкретных проектов.Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученноезнание – он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученныерезультаты открыто публикуются.
3.Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий длянаучно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства внаучные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования,предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты игарантии, а также финансирование через участие государства в акционерномкапитале.
В рядеслучаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант,заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта этосоглашение отличается тем, что это – форма совместного инвестирования, а затемраздела полученного результата между частным и государственным секторами.Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в томчисле и право контроля со стороны государства.
Государстводолжно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитииперспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. такихотраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторовэкономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной иконцентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важноезначение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развитиямалого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктурынаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Развитиеэкономики, основанной на знаниях, процесс глобализации товарного и финансовогорынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственногорегулирования новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящихв эту организацию, около 20% своих исследований проводят за границей. Этовызвано тем, что фирмы привлекает высокая квалификация иностранных работников всочетании с дешевой рабочей силой.
В условияхглобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма исоздавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала винновационную сферу при соблюдении общих условий развития национальногопредпринимательства.
В Россиисохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований нанаучно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансированиявнутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г.составили 169,86 млрд. руб., доля государственных расходов равна 57,8%.
В целяхдальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г.Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношенийгосударства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономическийоборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защитыправ интеллектуальной собственности.
Правительствоодобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-техническойдеятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всегоисполнителям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующимсовместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы ольготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы иоб упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.
Налоговыепреференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологическихкластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.
На решениезадач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизацияфедеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органыисполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ:Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарнымзнакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), атакже Федеральное агентство по информационным технологиям(Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологийи связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию(Указ Президента России от 30 августа 2004 г. №1131). Этот консультативныйорган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационнойполитики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированиюсистемы образования.
4. Поддержка туризма в мире и в России
Туристскаядеятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий,но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходызначительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы,рестораны, транспорт и др.).
Основнымизадачами государства являются:
1) определениеи разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации,механизма контроля и исследования результатов деятельности (организациястатистики, ведомственных исследований);
2) созданиеблагоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний,организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры,дружественной окружающей среды;
3) поддержкатуризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формированиепривлекательного образа страны.
Многиегосударства создают специальные национальные организации для продвиженияразличного рода инноваций в туризме – ОМТН (организации, занимающиесямаркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристскойорганизации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia и др.).Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям иИнтернету как средствам продвижения своего продукта – туристского направления.
В качествепримера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish TouristBoard – FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингомФинляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах.Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационныетехнологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляетстратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другимизаинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальноеприсутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом длядостижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационныетехнологии.
Особоезначение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма,четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».
Развитиетуристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была созданаинформационная система туристского рынка (Market Information System – MIS).Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скородоступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцатьприложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристскойотрасли. Приложение «Покупатели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорахи турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристскийпродукт. Приложение «Планы маркетинга» информирует о всех маркетинговых планах,рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму намировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общуюинформацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, егорабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам,адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявленийдля всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.
В 1995 г.совместно с региональными туристскими организациями была создана база данныхтуристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию,под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется иобновляется информационными провайдерами – партнерами PROMIS – и предприятиямималого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.
В 2001 г.национальная туристская организация Финляндии первой в мире начала продвигатьнациональную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводногодоступа (Wireless Application Protocol – WAP). Эта база включает файлы синформацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах иэкскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.
Базовыесистемы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являютсябесприбыльными.
В 1990-х гг.в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использоватьинформационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечениядеятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы черезИнтернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию отуристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости ипростоте бронирования.
ОМТН,выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируютсягосударством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанныерегиональные и местные государственно-частные).
Информационнаяэра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будутпредставительства во всех крупных странах, поставляющих им туристов. СейчасОМТН устанавливают электронную связь с поставщиками туристского рынка в рамкахрегиона и предоставляют им возможности самостоятельно обновлять информацию освоем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всегоассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно длямелких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайновом режиме илидругим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.
Для ОМТНразвитие партнерских отношений открывает перспективы более широкогораспространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризмасуществует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. Кним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют туристские пакеты изанимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являютсявладельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продуктчерез коммерческих посредников на основе специальных договоров.
Особыеэкономические зоны – это территории, которые государство наделяет особымюридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских изарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли[1].
Цель созданияособых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики,импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработкаи производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистическойсистемы.
1. На территории ОЭЗдействует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
2. Инвесторы получаютсозданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развитиябизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства.
3. Благодаря режимусвободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы.
4. Предоставляется рядналоговых преференций.
5. Система администрирования«одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующимиорганами.
В России поканет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных статьпривлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически вседействующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не наначальной стадии развития компании, а на более поздних этапах. Инновационныхкомпаний не так много, а растить их в течение 8–10 лет ни западный, ни российскийкапитал не готовы. До сих пор остаются нерешенными проблемы, с которымисталкиваются и малые компании (отсутствие профессионального менеджмента,неравенство допуска компаний к источникам венчурных инвестиций, недооценкапривлекательности венчурного капитала), и фонды (недостаток объектов дляинвестиций, нехватка менеджеров, понимающих специфику осуществления инвестицийв высокотехнологичный бизнес).
С цельюпривлечения венчурных инвестиций в 2005 г. в различных регионах Россиивпервые с участием государства создано 7 венчурных фондов. Предусмотрен общийобъем инвестиций в эти фонды в размере 2 млрд. руб., в том числе по 500 млн.руб. из средств федерального и региональных бюджетов и 1 млрд. руб. – частныхкомпаний. Будут создаваться закрытые паевые инвестиционные фонды длякоммерциализации инновационных технологий, помощи в создании, продвижении нарынок проектов, нужных государству.
На ростинвестиций в инновационные процессы, в том числе в сфере туризма, можетположительно повлиять принятый в июле 2005 г. Федеральный закон «Оконцессионных соглашениях», регламентирующий привлечение инвестиций в экономикуРоссийской Федерации, эффективное использование имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.
В Россиипоявились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства,прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекаясредства частных инвесторов, государство тем самым может использовать ипередовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсыбизнеса.
Поконцессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счетсоздать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимоеимущество (объект концессионного соглашения), право собственности на котороепринадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлятьдеятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионногосоглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленныйэтим соглашением, права владения и пользования объектом концессионногосоглашения для осуществления этой деятельности. Исключительные права нарезультаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свойсчет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, еслииное не установлено концессионным соглашением.
Сторонамиконцессионного соглашения являются:
• концедент– Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ илиуполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, отимени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либомуниципальное образование, от имени которого выступает орган местногосамоуправления;
• концессионер– индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицолибо действующие без образования юридического лица по договору простоготоварищества (договору о совместной деятельности) два или более указанныхюридических лица.
Объектамиконцессионного соглашения являются автомобильные дороги, железнодорожный,морской и речной транспорт, а также объекты, используемые для осуществлениялечебно-профилактической организации отдыха и туризма,спортивно-оздоровительного и социально-бытового назначения [9, с. 48].
/>Заключение
Инновационнаяпродукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги),предназначенный для реализации.
Общаяцель инновационной деятельности предприятия – выживание и развитие компании путемвыпуска новых / улучшенных видов продукции и совершенствования методов еёпроизводства, доставки и реализации.
ПолитикаРоссийской Федерации в области развития инновационной системы базируется наравноправном государственно – частном партнерстве и направлена на объединениеусилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики дляразвития инновационной деятельности.
Инновационнаядеятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменениесуществующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и другихуслуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных ителекоммуникационных технологий и современных форморганизационно-управленческой деятельности.
В России поканет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных статьпривлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически вседействующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не наначальной стадии развития компании, а на более поздних этапах.
В Россиипоявились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства,прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекаясредства частных инвесторов, государство тем самым может использовать ипередовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсыбизнеса.
/>Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Обособых экономических зонах в Российской Федерации». №116-ФЗ22. От 22.07.2005 г.
2. Аньшин В.М. Инновационныйменеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003
3. Басенко А.М. Свободныеэкономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в системумирохозяйственных связей. – Ростов-на-Дону, 2002. – 272 с.
4. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Инновационныйменеджмент: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. -144 с.
5. Вайнштейн С.Ю., Кузьменко М.А. Организацияпроизводства услуг на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства):Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005
6. Инновационный менеджмент:Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
7. Новиков В.С. Инновациив туризме: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007
8. Основные направленияполитики Российской Федерации в области развития инновационной системы напериод до 2010 года // ctt.msu.ru/laws
9. Сидорина Т.В., Кочетова Л.М.Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методическийкомплекс. Новосибирск: НГУЭУ, 2008