Интегрирование требований международных стандартов в системуменеджмента организации
Ганъкевич Т. В.,
ведущий консультант
Центра систем качества
«Прирост-Система»
При рождении человек попадает врамки законов — законов природы, законов общества. Здоровье и благополучиечеловека находится в прямой зависимости от выполнения организациями и обществомв целом законодательных требований (к продуктам питания, к зданиям исооружениям и т.п.). Все организации так же при «рождении» попадаютпод управляющее воздействие нормативных и законодательных требований, в т. ч. поуправлению качеством, управлению профессиональной безопасностью и здоровьем,управлением окружающей средой. Нормативные и законодательные требованияучитываются при построении системы управления организацией. Потому с каждымгодом возрастает заинтересованность организаций в создании интегрированнойсистемы, которая отвечала бы одновременно требованиям различных международныхстандартов (например, таких, как ISO 9001: 2000 системыменеджмента качества, ISO 14001 системы управленияокружающей средой, управления профессиональной безопасностью и здоровьем по OHSAS 18001 и др.).
Система менеджмента существует влюбой организации, причем, если она документирована, то она изначально являетсяинтегрированной системой, отвечающей требованиям указанных стандартов, а такженормативных и законодательных документов. Организация зачастую теряет частьприбыли, если выпускается продукт низкого качества, если наносится ущербздоровью персонала и имуществу, если загрязняется окружающая среда. Вбольшинстве случаев потери вызваны недостатками в системе управленияорганизации, а не небрежностью или злым умыслом исполнителей.
Для устранения недостатков всистеме управления организацией самым коротким и надежным путем является анализсуществующей системы общего менеджмента, изучение и применение мирового опытапо совершенствованию, разработке и внедрению интегрированной системыменеджмента, отвечающей требованиям как можно большего количества международныхстандартов.
Практика отечественныхпредприятий показала, что они разрабатывают и внедряют системы управления,отвечающие требованиям различных международных стандартов, как последовательно,так и параллельно. Причем в обоих случаях данные системы можно и нужноинтегрировать в единое целое.
В случае разработки и внедрениякаждой из систем отдельно — разрабатывается и внедряется документация по каждойсистеме в соответствии с требованиями выбранного международного стандарта.
Недостатки такого подхода:
наличие нескольких Политикорганизации по различным направлениям;
накопление повторяющихся посодержанию документов в организации;
увеличение числа внутренних ивнешних связей, вероятность появления несогласованных связей;
сложность восприятия документовсистемы персоналом;
часто повторяющиеся внутренние ивнешние аудиты;
анализ функционирования системсо стороны руководства не дают цельную картину управления организацией;
трудоемкость создания несколькихсистем;
сложности в привязке ужедействующих в организации внутренних документов по системе управления и т.п.
Преимущества такого подхода:
сокращение сроков построенияодной из систем;
сокращение срока выхода насертификационный аудит с момента принятия
руководством решения оразработке и внедрении одной из систем;
В случае интегрирования систем (дополненияодной системы к другой последовательно или разработка всех трех системодновременно) разрабатывается и внедряется общая документация, которая отвечаеттребованиям всех трех международных стандартов
Преимущества такого подхода:
общая Политика организации;
наличие общего пакета документовпо системе менеджмента;
вовлеченность персонала в процесссовершенствования деятельности организации;
способность учитывать всесторонниетребования потребителя и внешних сторон;
проведение общих внутренних и внешнихаудитов;
сокращение затрат организации наразработку и сертификацию;
целостность анализафункционирования системы менеджмента со стороны руководства;
унификация форм, созданныхорганизацией;
применение действующих ворганизации внутренних документов по системе управления и т.п.
Недостатки такого подхода:
увеличение сроков построенияинтегрированной системы;
увеличение срока выхода насертификационный аудит с момента принятия
руководством решения оразработке и внедрении интегрированной системы;
обучение специалистоворганизации (ответственного со стороны руководства, начальника службыуправления системой менеджмента, внутренних аудиторов) требованиям всех трехмеждународных стандартов одновременно.
Приступая к разработке ворганизации интегрированной системы менеджмента, изначально важно правильноопределить организационную структуру управления системой менеджмента.
/>
Структурируя процессы системыменеджмента организации, определяются общие процессы, процессы системыменеджмента качества по ISO 9001, процессы системыуправления окружающей средой по ISO 14001, процессысистемы управления профессиональной безопасностью и здоровьем по OHSAS 18001 и т.д.
К процессам, которые определены,как общие, относятся: (примеры процессов)
управление организацией (анализсо стороны руководства);
управление документацией, в т. ч.законодательной;
управление записями;
внутреннее информирование;
управление персоналом;
управление КИП и А;
мониторинг и измерение;
внутренний аудит;
анализ данных;
постоянное улучшение (сетьпроцессов жизненного цикла продукции);
корректирующие действия;
предупреждающие действия.
Опыт разработки и внедренияпоказал, что основой для разработки или совершенствования в организации системыменеджмента является система управления качеством. При принятии руководствомрешений по разработке интегрированной документации целесообразно определить всепроцессы, происходящие в организации, их последовательность и взаимодействие,проанализировать требования ISO 9001: 2000, принеобходимости, принять решение по совершенствованию существующего в организациипорядка функционирования системы менеджмента. Далее приступить кпоследовательному анализу требований других интересующих международных стандартови принятию решений по развитию системы менеджмента качества
Примеры направления развитиясистемы менеджмента качества по общим процессам представлены в таблице 1.
Таблица 1Примеры общих процессов Примеры направления развития системы менеджмента качества Управление организацией Разработка Политики, целей и Программ в области экологии и безопасности. Анализ функционирования системы менеджмента Управление документацией Разработка порядка управления законодательной документацией. Распространение на документы по СУОТ (в т. ч. ПЛАСы) и экологии. Управление записями Распространение на записи по экологии и безопасности Управление персоналом Инструктажи и обучение по вопросам экологии, профессиональной безопасности и здоровья. Вовлечение персонала в движение по повышению уровня безопасности и улучшению экологической обстановки Управление КИПиА Распространение требований экологии и безопасности на КИПиА Мониторинг и измерение Разработка порядка осуществления мониторинга и измерения за состоянием проф. безопасности и экологической обстановки Внутренний аудит Расширение области проверок с учетом экологических требований и требований по проф. безопасности и здоровью. Анализ данных Включение в объекты анализа данных экологических аспектов и рисков в области безопасности труда и охраны здоровья Корректирующие действия Распространение на области экологии и безопасности Предупреждающие действия Распространение на области экологии и безопасности Постоянное улучшение В сети процессов жизненного цикла продукции учитываются требования в области экологии и безопасности
К процессам системы менеджментакачества по ISO 9001 относятся: (примеры процессов)
маркетинговые исследования;
планирование;
анализ контрактов (договоров);
техническое обслуживание;
связь с потребителем;
управление несоответствующейпродукцией.
К процессам системы управленияокружающей средой по ISO 14001 относятся:
(примеры процессов)
идентификация и ранжированиеэкологических аспектов;
управление несоответствующейпродукцией;
аварийные ситуации иреагирование на них.
К процессам системы управленияпрофессиональной безопасностью и здоровьем по OHSAS18001 относятся:
(примеры процессов)
идентификация опасности и оценкариска;
расследование несчастных случаев;
аварийные ситуации иреагирование на них.
Как видно из выше изложенного,могут быть разработаны документы:
«Аварийные ситуации иреагирования на них» — учитывает требования стандартов
ISO14001 и OHSAS 18001;
«Управление несоответствующейпродукцией» — учитывает требования стандартов
ISO 9001и ISO 14001.
При разработке интегрированнойдокументации системы менеджмента в соответствии с требованиями трехмеждународных стандартов ISO 9001: 2000;
ISO14001: 1996; OHSAS 18001: 1999 г:
Разрабатывается общая Политикаорганизации, в которой может быть определена основная цель, направленная наповышение качества выпускаемой продукции, удовлетворение потребностейпотребителей при постоянном снижении негативных воздействий на окружающую средуи рисков для здоровья сотрудников подрядчиков, посетителей и общества в целом. Организацияв Политике может указать, что гарантирует потребителям, персоналу, обществустрогое соблюдение законодательных и нормативных требований в области качества,экологии, охраны здоровья и профессиональной безопасности, что основным принципомулучшения она определяет превентивный подход, стремится предупредить любыевозможности выпуска некачественной продукции, ухудшения здоровья персонала,негативных влияний на окружающую среду.
Разрабатывается общая модельпроцессов.
Составляется таблица, в которойуказывается общий перечень процессов с привязкой к пунктам международныхстандартов ISO 9001: 2000; ISO14001: 1996; OHSAS 18001: 1999 и документам системыменеджмента организации, которые содержат или будут содержать информацию попроцессу.
Разрабатываются общие целипредприятия.
Разрабатывается общееРуководство по системе менеджмента организации в котором указываетсявзаимосвязь процессов, матрица ответственности персонала организации всоответствии с моделью процессов системы менеджмента и организационнойструктурой организации, кратким описанием процессов системы с ссылками напроцедуры по процессам, в которых описывается полное функционирование процессас входящими и исходящими данными.
Разрабатываются процедуры длявсех процессов, происходящих в организации.
Определяются показателирезультативности процессов.
При документировании каждогообщего процесса должны быть учтены требования международных стандартов ISO 9001: 2000; ISO 14001: 1996; OHSAS 18001: 1999 г.
В соответствии с требованиямистандарта ISO 14001: 1996 в организации определяютсяэкологические аспекты, которые имеют или могут иметь значительное воздействиена окружающую среду. Сведения заносятся в реестр экологических аспектов. Порезультатам ранжирования и оценки значимости определенных экологическихаспектов разрабатываются экологические программы.
Внедрение требований стандарта OHSAS 18001: 1999 в общие процессы сегодня представляетнекоторые сложности, связанные с отсутствием единого подхода к системеуправления охраной труда (СУОТ). Документы по СУОТ, как правило, разработаны ифункционируют в организациях, документы, соответствуют законодательнымтребованиям и требованиям внешних организаций проверяющих функционированиеСУОТ, но недостаточно соответствуют требованиям OHSAS18001: 1999 г.
Согласно требованиям OHSAS 18001 разрабатывается реестр рисков, которыйформируется согласно установленным и идентифицированным в организациисуществующим опасностям, которые возникают в ходе производственной деятельности.В соответствии с установленными в реестре наиболее значимыми неблагоприятнымифакторами разрабатывается программа управления профессиональной безопасностью издоровьем.
Программа совершенствования СМК,программа управления проф. безопасностью и здоровьем, экологические программы,план ликвидации аварийных ситуаций — это часть общего планирования управленияорганизацией.
В настоящее время на Украинеимеется успешный опыт разработки, внедрения и сертификации интегрированныхсистем менеджмента для строительных компаний.
Применение в организациисовременных систем менеджмента:
обеспечивает управлениекачеством процессов, происходящих в организации;
обеспечивает управлениепрофессиональной безопасностью и здоровьем персонала организации, а так жепотребителя, поставщика, посетителя и других; заинтересованных сторон;
обеспечивает управлениевоздействием на окружающую природную среду; является основой внедрения новыхтехнологий;
позволяет выйти на новый уровеньрегулирования проблем для поддержания конкурентоспособности.