Реферат по предмету "Технология"


Разрешение внутренних и международных споров о качестве продукции

РЕФЕРАТ
ТЕМА: “РАЗРЕШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ИМЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ”
 ПО СПЕЦКУРСУ “СЕРТИФИКАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗАМАТЕРИАЛОВ”
Выполнила:                 студентка гр. ФХ 93-1         Севостьянова Н.Ю.
В последнее время во всех странах мира проблемаповышения качества промышленной продукции приобрела чрезвычайное значение.  В ряде стран она стала разрабатываться нагосударственном уровне и составила основу национальных экономических программ.
Уже давно и небезуспешно ведутся работы в областитеории и практики управления качеством продукции.
Важным свидетельством усиленного внимания к проблемекачества является опубликованный в печати “Проект закона о качестве и защитеправ потребителя”.  От всех предшествующихправовых актов по вопросам качества новый закон отличается, прежде всего, тем,что в нём не только определена и юридически закреплена современная политиканашего государства в этой области, но и установлены экономические,организационные, правовые и социальные основы отношений между всеми участникамиразработки, производства и использования высококачественной продукции.  Важнейшими в нём являются положения,определяющие приоритет потребителя в вопросах качества продукции иобеспечивающие экономическую заинтересованность всех участников производства всоздании, выпуске и использовании высококачественной продукции. 
В последнее время проблема качества резкообострилась. 
Есть несколько объективных причин, которые потребовалиособого внимания к проблеме качества продукции, особых усилий для еёразрешения.  Основными причинами являютсяследующие:
  1.  Прежде всего высокие темпынаучно-технического прогресса привели к появлению принципиально новых видовизделий, резкому усложнению их конструкций, созданию и широкому освоениюсложных технических систем.  Усложняютсятехнологические процессы, появляются новые методы и способы переработкиисходных материалов.  Создаются новыераннее не известные материалы.
  2.  На международном рынке обостриласьконкуренция, которая, как известно, зависит от уровня цен и качествапредлагаемых товаров.  На первом месте поэтой причине в конкурентной борьбе вышло качество продукции.  Побеждает тот, кто предлагает продукциювысокого качества по умеренным ценам.  Изэтого правила нет исключения, и с этим надо считаться.  Чтобы торговать, иметь валюту и покупать зарубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты.
Проблема качества продукции является в настоящее времяодной из наиболее важных и сложных проблем экономического и техническогоразвития.
Управление качеством продукции является составнойчастью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он неосуществлялся.
Проблема качества сложна и многогранна и решить еёможно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих:  повышение роли и усиление ответственностиразработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции;перестройку на научно-организационных основах технического контроля напредприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку ипереподготовку кадров и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.
Механизм управления качеством продукции заключается вследующем.  В результате изученияхарактера и объема потребности, технических, экономических и организационныхвозможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качествупродукции.  На этой основе начинаетсяконструкторская и технологическая подготовка производства и изготовлениепродукции в необходимых количествах.
При изготовлении постоянно или с определеннойпериодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым,нормативным значением.  При возникновенииразницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин,вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающиекачество продукции.
За исходную характеристику качества промышленнойпродукции принято её свойство.  Свойствопродукции — это объективная её особенность, которая может проявляться при еёсоздании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургическогопроизводства являются: химическое, физическое, механическое и другие.
Любая продукция обладает обширным комплексом свойств,которые условно можно разделить на простые и сложные.  Сложные свойства представляют собой сочетаниепростых.  Например, прочность металлавключает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу,удару.
Многообразие свойств продукции характеризуетсяразличным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи,когда наличие одних свойств практически исключает другие.  Например, высокая твердость ряда металлов исплавов существенно снижает их ударную вязкость.
Поскольку требования к продукции могут быть различнымив зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будетпо-разному оцениваться.  Степеньпроявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается спомощью количественных показателей качества.
Итак, первый элемент государственного механизмауправления качеством — стандарты, концентрирующие в себе накопленныйопыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных окачестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное — в нихвключены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок.  Поэтому стандарты можно рассматривать какзафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть впроизводстве.
Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надорегулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный моментпрогрессивные показатели.  Однакосовершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уженедостаточно.  Вот почему в нашей страневедется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями нагруппу однородной продукции.
В свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции,регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей,оборудования.  Решению этой задачипомогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткоенормирование требований к качеству продукции смежников.
Второй элемент механизма управления качеством — планирование,которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”.  В этих программах планируется комплекс работпо достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процессасоздания продукции.  Разработчики этихпрограмм ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всехфактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Третий элемент государственного механизма управлениякачеством продукции — оценка качества продукции методами контроля,испытаний и сертификации.  Вновых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает,поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильнодействовать сам экономический механизм.
Под сертификацией продукции понимаютустановление соответствия отечественной продукции требованиям международных,национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных междуизготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа(сертификата) или присвоение знака соответствия.  Для потребителей сертификат — гарантиякачества, для изготовителя — гарантия успеха.
Вопросы сертификации продукции очень актуальны длязападных фирм.  Что касаетсяотечественных предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них,которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции ихконтакты с внешним рынком будут убыточными.
  Обязательнойсертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования побезопасности для здоровья и жизни людей и экологии.  Сертификация продукции базируется нарезультатах её испытаний.  Мироваяпрактика свидетельствует о том, что объективная оценка качества может бытьдостигнута только при её проведении специальным органом, независимым отразработчика и изготовителя продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимыхсертификационных центров, соответствующих международным требованиям.
  Необходимымэлементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков,цехов и производства в целом.
  Обязательнымтребованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов назакупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятиисистемы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых странах мира не жалеют средств наразработку и внедрение стандартов, устанавливающих требования к системамуправления качеством продукции на предприятиях, в частности, стандартов ИСОсерии 9000.  Внедрение этих стандартов игарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу нашейпродукции на внешний рынок.
  Высокоекачество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс.  Стадия исследования и проектирования имеетрешающее значение, так как именно в этот момент определяются главные свойства ипараметры будущей продукции.  Принятыеконструкторские и технологические решения определяют характер технологическойподготовки производства продукции.
  Современныеметаллургические и машиностроительные предприятия не могут достигнутьтребуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателейи их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контролякачества продукции.  Возросшие требованияк металлопродукции со строго регламентированным составом и заданнымифизическими свойствами вызывают необходимость повышения точности определения ирегулирования её химического состава, содержания вредных примесей инеметаллических включений, тщательного контроля химических ифизико-механических свойств.
  До сих поросновной целью функционирования системы управления качеством в нашей странебыло, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции сгосударственным Знаком качества.  Вусловиях свободного рынка цель совершенно другая:  нужно, например, заработать определеннуюсумму в валюте.  Для её достиженияпроводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается,что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене.  Но для этого она должна обладать такими-тосвойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока.  Следовательно, исходя из поставленнойэкономической цели, формулируется цель предприятия в области качествапродукции.  Для достижения последней истроится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенномусроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.
  По всеобщемупризнанию, 90-е годы — решающее десятилетие в области обеспечения качествапродукции.  Поэтому сейчас ни у кого невызывает сомнения тот факт, что из многих рекомендуемых средств достижениякачества продукции первым следует считать подготовку кадров.  Пути обеспечения качества нужно искать всоциальной психологии рабочих групп и производственных коллективов.  Никакие воздействия извне — тотальныйконтроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокоекачество.  Вывод однозначен: ставку надоделать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена,который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех“p”: “peopl-product-profit” (человек-продукция-прибыль).  На первом месте, как видите, человек,работник, а следовательно, его квалификация и положительные личностныекачества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление ксотрудничеству и дух соперничества.
  Однако всёсходиться в одном — качество продукции имеет важнейшее значение для ускоренияэкономического, социального и научно-технического прогресса и его надопостоянно улучшать. 
  Продукция посвоему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которыепостоянно изменяются.  Следовательно, нельзяостановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовленияпродукции.
  Для предприятийи организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических связей сзарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получениемаксимально полной информации о системах сертификации продукции, действующих взарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающихобязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации,на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом.  Следовательно, необходимо дать ориентиры дляпоиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций,занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международныенормативно-технические документы (международные стандарты).
  Одной из такихорганизаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ),занимающаяся общими вопросами регулирования международной торговли.  В состав ГАТТ входят свыше 100государств.  Основным аспектом еедеятельности стали разработка и утверждение ряда межправительственныхсоглашений обязывающего характера для входящих в нее стран.
  Помимомежправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает такжедругие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификациипродукции.  Среди них — материалы идокументы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническимбарьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочныематериалы.
  Другоймежправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимаетактивное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ(МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов дляметрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу длявходящих в состав организации стран.
  На региональномуровне вопросами организации сотрудничества между странами в областисертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции занимаютсярегиональные межправительственные организации, в том числе региональныеэкономические комиссии ООН.  Среди нихнеобходимо в первую очередь отметить ЕВРОПЕЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ООН(ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение овзаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенныхнациональными испытательными центрами стран Европы.
  В целом можносделать вывод о быстром росте числа соглашений о взаимном признании,совершенных в целях ликвидации технических барьеров в торговле,совершенствование форм и методов сотрудничества.

Литература:
1.   “Основыуправления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П.Соловьев.  Раздел 1. Качество иуправление качеством продукции. Москва 1990
2.   “Основыуправления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П.Соловьев.  Раздел 2 Контроль качествапродукции. Москва 1990
3.   “Основыуправления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П.Соловьев.  Раздел 3. Сертификацияпродукции. Москва 1992


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.